Абитуриенты все меньше хотят становиться юристами, не верят в обещания сладкой жизни для инженеров, но по-прежнему доверяют экономическим факультетам. Газета «Труд» от 20 августа в статье «Опять в инженеры идти не хотят» подводит итоги вступительных экзаменов в ВУЗы. В связи с демографической ямой снизилось количество и качество поступающих в вузы (напомним, сегодняшние абитуриенты появились на свет в начале 90-х, когда наблюдался спад рождаемости). В 2008 году, по сравнению с предыдущим, число абитуриентов уменьшилось на 50 000 - это больше "населения" самого крупного российского вуза МГУ, где учится 40 000 студентов.
Неудивительно, что последствия демографического провала почувствовали даже элитные учреждения. В МГУ средний конкурс впервые за последние пять лет снизился с 5,67 до 5,31 человека на место. В Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, третьем по величине вузе после МГУ и Нижегородского государственного университета, количество поступающих уменьшилось на 10%. Весь год велась информационная кампания в поддержку технических специальностей. Чиновники от образования и специалисты рынка труда в один голос твердили: юристов и экономистов переизбыток, а технарей не хватает. В феврале этого года даже кандидат в президенты России Дмитрий Медведев призвал "вернуться к нормальному инженерному образованию", заявив: "Хватит нам учить юристов, экономистов!"
Еще одной плохой новостью для гуманитариев стали известия о сокращении для них бюджетных мест. Так, на 8,4% уменьшилось количество "экономических" бюджетных мест. В гуманитарной сфере (в основном на юридических и педагогических факультетах) произошло сокращение на 7,7%. Это отпугнуло часть абитуриентов от юрфаков. В этом прогноз "Труда" также подтвердился. В МГУ, например, при сохранении того же количества бюджетных мест конкурс упал с 5,58 до 3,81 человека на место. А вот экономистам все нипочем. Так, например, в Высшей школе экономики на ключевых факультетах экономики и мировой экономики конкурсы такие же, как в прошлом году, - 4 человека на место. Этим же может похвастаться Финансовая академия, где средний конкурс по университету сохранился на уровне 6 человек на место. На экономическом факультете МГУ конкурс даже немного повысился - с 10,47 до 10,63.
Разная реакция на развернутую в стране информационную кампанию будущих юристов и экономистов объясняется спецификой их профессии. Экономическое образование предоставляет более широкие возможности для карьеры. Выпускник может стать финансистом, бухгалтером, банковским служащим, аудитором, консалтером. По сути, человеку с экономическим образованием будут рады в любой бизнес-структуре и в большинстве госучреждений. Юрист - специалист более узкий, а переизбыток их на рынке труда уже стал общим местом.
На призывы президента и специалистов рынка труда становиться инженерами абитуриенты не откликнулись. Конкурсы на технические специальности в этом году снизились. В МГУ на факультете наук о материалах конкурс упал с 6,4 до 4,2 человека на место, что даже ниже уровня 2006 года, когда конкурс равнялся 4,7 человека на место. В СПбГПУ конкурс на инженерные специальности снизился. В этом году на электромеханическом факультете он составил 2,2 человека на место (2,6 в прошлом году). В МГТУ, хотя конкурс и не упал (на инженерные специальности он составляет 2 человека на место), снизился проходной балл на ряде факультетов. Например, на аэрокосмическом факультете в прошлом году он был 7,5 балла, а в этом - 6 баллов. Отчасти снижение конкурсов можно объяснить увеличением "технических" бюджетных мест. На факультетах, связанных с информатикой и вычислительной техникой, их стало больше на 9,5%, с естественными науками - на 3,9%. Но столь существенное снижение конкурсов не может быть связано только с введением новых бюджетных мест.
Стартовые зарплаты технарей зачастую превышают начальные зарплаты юристов и экономистов. Востребованность же инженеров на рынке труда выше, чем кого бы то ни было. Возможно, это пока не очевидно для выпускников школ. Ведь и о потребности в экономистах абитуриенты узнали с опозданием. Еще в 2000 году в МГУ конкурс на экономический факультет был ниже, чем на психологический, механико-математический, физический и даже почвоведческий. Между тем острый дефицит этих специалистов тогда уже был удовлетворен. А поступившие в вуз после 2000 года вышли из него на уже переполненный рынок.
**************************************
То, каким станет для первоклассника День знаний, да и последующие дни учебы, во многом зависит от состояния его здоровья, считает газета «Вечерний Новосибирск» и публикует 26 августа статью «Школьный дебют: праздник или стресс?». Какой бы ни была погода 1 сентября, все равно у большинства «заинтересованных лиц» настроение самое солнечное. Школьный двор похож на цветник: букеты гладиолусов и роз почти скрывают маленьких первоклашек. Но если торжественная процедура и речи директора, педагогов, родителей затягиваются, то никнут не только цветы, но и некоторые дети. Будущие ученики начинают канючить: «Мам, я устал, ноги болят», «Спина отваливается, пошли домой…» Самое интересное, что они не придумывают, им действительно тяжела даже такая нагрузка. Многие педиатры утверждают, что в 6–7 лет (порой и раньше) у ребят могут начаться самые разные проблемы со здоровьем. И такие «шипы» недугов чаще всего колют в экстремальных ситуациях. А по мнению психологов, первый раз в первый класс — это колоссальный стресс для ребенка. Вокруг все новое, чужое, порой пугающее… Вот и дают о себе знать слабые места в организме.
Согласно информации, приведенной в одном сибирском медицинском издании, с начала 90-х годов прошлого века наблюдается выраженная тенденция к ухудшению здоровья детей. Растет число функциональных нарушений и хронических заболеваний. Причем, в разы! Прежде всего это относится к патологии опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, к болезням почек. Все больше становится школьников, имеющих несколько диагнозов. В среднем на ребенка 7–8 лет приходится два диагноза, 10–11 лет — три, 16–17 — четыре. Если не учитывать их состояние, то со временем может пострадать и психологическое самочувствие. Этот факт подтвержден данными Института возрастной физиологии РАО, в соответствии с которыми в школу приходят 20 процентов первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья. А к концу первого класса их число увеличивается до 60–70 процентов. Наиболее распространенные диагнозы: состояние повышенной тревожности и неврозы.
«Ствол» растёт и вкривь, и вкось… Посмотрите, как сидят за столом ребятишки. Один скособочился, другой грудью лег на тетрадку, третий подпер голову рукой. Между тем в школьных классах, дома — за приготовлением задания, они проводят долгие часы! Не случайно одной из самых распространенных патологий считаются нарушения опорно-двигательного аппарата. «Ровных позвоночников не осталось», — говорят врачи. Иногда позвоночник сравнивают со стволом дерева, ведь на нем у нас все держится. Нетрудно представить, каким он будет у ребят, которые пишут в тетради, положив ногу на ногу или сидя на поджатой ноге. Еще один лидер детских недугов — ослабление зрения. Следующие — нестабильность шейных позвонков, повышенное внутричерепное давление (последствия родовых травм). Кстати, это данные исследований Новосибирского института повышения квалификации работников образования, так что информация — наша, местная.
А вот наблюдения специалиста, сделанные в отдельно взятом медицинском учреждении. По словам заместителя главного врача Новосибирской детской городской поликлиники N 1 Юлии Захаркиной, накануне 1 сентября медики по традиции проверяют здоровье будущих учащихся. Это немалый объем работы. В этом году в городских школах планируется набрать около 13 тысяч первоклассников, и каждый должен пройти медицинский контроль. А в детской поликлинике N 1, как сказала Юлия Николаевна, будут осмотрены где-то 800 шести-семилеток. Для этой цели создана комиссия из разных врачей, в ее составе: окулист, ортопед, хирург, невролог, гинеколог, педиатр. Если есть показания, ребенка смотрят и другие специалисты. Медики дают оценку состояния здоровья и развития каждого маленького пациента, определяют, к какой группе он относится: к первой (практически здоров), ко второй (имеет функциональные нарушения), к третьей (есть хронические заболевания).
И вот какое заключение сделали врачи в этом году — здоровье будущих первоклассников несколько ухудшилось. Как уточнила Юлия Захаркина, более многочисленной стала вторая группа детей с функциональными нарушениями. Чаще всего встречаются патологии костно-мышечной системы, прежде всего, это плоскостопие, нарушение осанки (которое к 7–8 классу может привести к сколиозу). Нередки также заболевания носоглотки, проблемы с внутренними органами, аллергические реакции (часто вызванные бесконтрольным приемом антибиотиков). За годы учебы, заметила врач, ситуация обычно усложняется. Согласно медицинской статистике, во время обучения в школе число детей с близорукостью в среднем увеличивается в пять раз (обычно к 4–5 классу), с заболеваниями нервной системы — в два раза, как и с нарушениями обмена веществ, органов пищеварения.
При этом настоящей зоной риска для здоровья являются так называемые школы нового типа — лицеи, гимназии с повышенной нагрузкой. Программы этих школ должны быть сертифицированы с санитарно-гигиенической точки зрения. Но проводится ли такая экспертиза? Результат: уже к концу первого года обучения в таких учреждениях образования с повышенной нагрузкой число заболеваний гипертонией у детей возрастает в два раза, на 90 процентов растет общее количество изменений артериального давления, невротизация учащихся возрастает на 55 процентов. Интенсивные нагрузки опаснее всего для ребят с болезнями нервной системы. А это не такая уж малочисленная группа. Например, патологии нервной системы выявлены у 15,9 тысячи на каждые 100 тысяч младшеклассников. Болезни зрения у современных школьников тоже не редкость. А ведь многие гимназии и лицеи вводят компьютерные занятия уже с первого класс.
По мнению доктора Захаркиной, к ухудшению здоровья детей нередко приводит невнимание родителей, они порой просто не придают значения каким-то недомоганиям своих младших. А недуг постепенно развивается и справиться с ним становится все труднее. Кроме того, ухудшают самочувствие гиподинамия и неправильное питание. Не секрет, что сегодня даже маленькие дети подолгу просиживают у телевизора, компьютера и часто едят всухомятку — бутерброды, чипсы, шоколадки. А если пьют, то вредную колу или другую сладкую газировку. В этом плане современная школа способна им помочь, ведь в последнее время государство стало больше заботиться об организации качественного питания учащихся, об их физическом развитии.
Юлия Николаевна напомнила, что сейчас во многих учреждениях образования есть бассейны. В частности, в их подведомственных школах: N 59, 74, 120, в 9-й гимназии, в других. И практически все учащиеся в определенные дни могут там поплавать на уроках физкультуры. А это лучший вид спорта при проблемах с позвоночником, хорошее средство закалки! На других физзанятиях дети развивают силу, ловкость, гибкость. Причем учитель следит, чтобы каждый ребенок получал нагрузку соответственно его физическому состоянию. По убеждению врача, очень многое зависит и от родителей. Если они действительно хотят видеть свое чадо здоровым, то должны найти время и желание, чтобы обеспечить ребенка полноценным питанием с достаточным количеством белка (постное мясо, яйцо, творог) и свести до минимума сладкое (сахар можно заменить медом). Домашняя физическая нагрузка тоже важна. Родителям надо больше гулять с детьми, смотреть, чтобы они не стояли столбом, а гоняли футбол, зимой катались на лыжах, коньках, санках. Подвижный образ жизни поможет ребятишкам окрепнуть, улучшить физическую форму и, соответственно, более успешно справляться со школьными нагрузками. Доктор подчеркнула: с посильными нагрузками, а не чрезмерными.
************************************
В этом учебном году в школах Новосибирска будет немало нового, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 21 августа в заметке «Ученье: «сеть» и полуфабрикат». Например, каждое общеобразовательное учреждение получит от муниципалитета средства на охрану. Ранее во многих из них на это собирались деньги с родителей. По словам начальника отдела экономического анализа, планирования и казначейского исполнения бюджета Татьяны Полещук, деньги на школьных охранников заложены в казну из расчета 61 рубль в час и по 12 часов в сутки, на протяжении учебного дня. Именно на таких основаниях школы и будут заключать договоры с охранными предприятиями. Что касается ночного времени — для этого существуют ставки сторожей и кнопки тревожной сигнализации (на ее содержание суммы в бюджете города также предусмотрены).
В целом же «бюджет образования» в Новосибирске вырос в 2008 году более чем на четверть по сравнению с предыдущим годом, муниципальные средства составили в нем 3,7 миллиарда рублей. Из них 712 миллионов — затраты на капремонт, 172 миллиона — на приобретение оборудования, запланирована сумма в 158 миллионов и на асфальтирование пришкольных территорий. Их ограждение также не осталось без внимания, за последнюю пару лет, как объяснила замначальника главного управления образования мэрии Наталья Копаева, примерно еще 105 школ обзавелись нормальным забором, оберегающим их пространство от выгула собак и прочих нежелательных «проявлений» активности окрестного населения.
Среди других немаловажных расходов значится и питание (из расчета 25 рублей в день на горячие обеды, а в коррекционных учебных заведениях с двухразовыми «трапезами» — 50). К тому же 18 миллионов уже потрачено на замену техники, которую используют в школьных столовых. Дело в том, что далеко не все школы могли качественно готовить пищу именно по причине устаревшего оборудования. И здесь власти нашли любопытный выход, связанный в первую очередь вовсе не с заменой печек и прочего инвентаря. Теперь во многих общеобразовательных учреждениях, где есть нарекания по поводу качества обедов, перестанут их готовить совсем и начнут использовать полуфабирикаты, доставляемые в специальной упаковке из двух новосибирских комбинатов питания. На данный момент таким, в общем-то, очень удобным способом пользуются лишь 21% школ, но мэрия полна решимости расширять их число. То есть ликвидировать «столовки», оставляя лишь буфеты. Кстати, в этих последних, как и в целом в школах, запрещено теперь продавать разные проявления «фастфуда» вроде чипсов, не способствующих укреплению здоровья подрастающих новосибирцев.
Зато очень любопытное ноу-хау давно уже применяет в нашем городе компания «Чистая вода». Она поставляет в некоторые школы бесплатное оборудование, которое устанавливается в классах, так что самим образовательным учреждениям приходится платить только за воду, вдобавок со скидкой.
В Новосибирске формально сокращается число школ, скажем, на 1 сентября 2007 года их было на 18 больше, чем мы увидим этой осенью. Но не стоит пугаться, ведь речь идет только о названии, сами же здания останутся там, где были, и ребятишек в них будут учить по-прежнему. Как пояснила Наталья Копаева, все дело в «реструктуризации», в объединении, скажем, двух учебных заведений в единую сеть. Проще говоря, более сильное, лучше оснащенное, обладающее лучшей учебной базой, библиотекой и педагогами, может просто присоединить к себе более слабое. Благодаря этому выигрывают ученики, ведь у них появляется возможность пользоваться всем вышеуказанным. Вдобавок есть возможность обучать ребятишек в отдаленных микрорайонах, где наблюдается недобор. Поскольку в таких сетях «школа», как уже говорилось, одна (а зданий у нее, скажем, два в разных местах), то число учеников также определяется «общее«, и «классы-недомерки» получают право на существование. Вдобавок, как подчеркнула Наталья Николаевна, никаких сокращений учителей в «присоединенном» учебном заведении не предвидится, напротив, их зарплата повысится, поскольку она также находится в прямой зависимости от общей цифры «питомцев».
Но «сеть» может означать не только слияние школ между собой, но и формирование более странных «симбиотических» структур. Так, есть примеры объединения средних и вечерних образовательных учреждений (такой случай уже можно видеть в Октябрьском районе), благодаря этому также решают проблему сокращения учащихся в каких-то микрорайонах, а им самим дают больше возможностей для выбора форм обучения и для использования различных ресурсов. Среди идей, которые, возможно, власти постараются реализовать в будущем, значится и модель «политехнической школы», связанная с объединением общеобразовательных учреждений с теми, которые дают начальное профессиональное образование. В общем, поле здесь для экспериментов большое. В целом же, как пояснили сотрудники мэрии, у нас в городе на данный момент число учебных мест намного превосходит количество ребятишек, способных их занять (в целом у нас проживают свыше 121 тысячи школьников). Хотя в этом году наметился некий прогресс, и, вероятно, благодаря увеличившемуся притоку первоклашек за партами окажется примерно на три сотни больше «сидельцев», чем в предыдущие годы.
*******************************
Есть много причин, по которым родители не хотят отдавать ребенка в обычную среднюю школу. Здесь и опасения, что малыш не адаптируется в коллективе, и недоверие к качеству образования. Но если в районную школу нельзя, то учиться все равно как-то нужно. Вот и приходится родителям выбирать один из вариантов альтернативного обучения. «Если не в школу, то куда?.. И, главное, почём?» - статья с такм названием опубликована в газете «Аргументы и Факты» от 21 августа.
Репетитор помогает ребенку справиться со сложным предметом, но рассчитывать на большее родителям не стоит. Человек, зарабатывающий репетиторством, вряд ли будет вести более двух дисциплин. Для него частные уроки — это конвейер. А для полноценного обучения на дому требуется педагог, способный вести несколько предметов (не только математику, но и физику, геометрию, черчение) и, кроме того, имеющий индивидуальный подход к своему подопечному. Если повезет, из нескольких репетиторов можно составить домашнюю «школу». Главная проблема здесь — выстроить оптимальный график и договориться с учителями о длительном сотрудничестве. Сколько стоит? Точные и гуманитарные дисциплины (кроме иностранного языка) — 350-500 руб./ ак. час (45 мин). Это расценки на услуги преподавателей, работающих без посредников. Если же вы решите обратиться в агентство по персоналу, где подберут специалиста под ваши требования, с рекомендациями, то час занятий обойдется в два раза дороже — 500-1000 руб. Иностранные языки — 600-1 500 руб./ак. час. Месячный бюджет, при занятиях 4 часа в день, — 30000-45000 руб. Дороговато. Но можно и сэкономить, предложив репетиторство учителям из круга ваших знакомых или по рекомендации друзей. Все-таки со своими договориться о цене проще.
Домашний учитель. Большая удача найти такого наставника, который будет заниматься с ребенком пять дней в неделю. В этом случае можно выстроить индивидуальный график занятий, исходя из возможностей и интересов ученика. Например, уделять больше времени английскому, а химии отводить один час в неделю. Или наоборот. Даже с финансовой точки зрения нанять домашнего учителя выгоднее, чем толпу репетиторов. Ведь платить ему нужно не за час, а за день работы. Сколько стоит? При нагрузке 4-6 часов в день — от 1 000 руб. Размер оплаты зависит от количества предметов, интенсивности обучения и квалификации педагога. Месячный бюджет — от 20 000 руб. Если вы сами не нашли идеального наставника для своего чада, обратитесь в агентство домашнего персонала. В каждом таком агентстве есть обширная база данных преподавателей, где наверняка найдется и устраивающий вас кандидат. Но будьте готовы к дополнительным расходам.
В любом крупном городе есть частные школы. Образовательный процесс в них, как правило, находится под контролем родителей. Здесь не ставят двоек за поведение, следят за тем, чтобы каждый ребенок нормально адаптировался в коллективе, позволяют свободно выбирать предметы для посещения и т.д. Большинство родителей, конечно же, предпочли бы отдать ребенка туда. Но пока даже те, кто относится к категории среднего класса, не могут платить за обучение в частной школе: очень дорого. Сколько стоит? Стоимость обучения в частной школе: в среднем, 50 000 руб. в месяц. Если же как следует поискать, то можно найти и недорогие, и даже бесплатные варианты. Дело в том, что некоторые государственные гимназии постепенно вводят такие же правила обучения, как и частные. То есть, полностью меняют принципы работы с детьми. Одна из московских школ, например, провозгласила «демократический уклад жизни». Ее ученики вольны выбирать любые предметы, а также, в какой форме (письменно или устно) сдавать экзамены. Для попадания в эту школу надо всего-навсего пройти собеседование.
Иногда и родители могут взять на себя функции преподавателей. Почему бы и нет? Весь вопрос только в наличии свободного времени и желания. Для мамы с папой открытие семейной школы решит множество проблем. Во-первых, они будут полностью контролировать содержание учебы, во-вторых, сами выявят склонности и таланты своего вундеркинда и, в-третьих, сэкономят приличную сумму денег. Опасность только одна — если ученику надоест все время находиться «под колпаком» у родителей. Но на то они и родители, чтобы вовремя почувствовать этот момент и объявить начало каникул. Сколько стоит? Стоимость набора учебников и различных пособий — 2 000-3 000 руб. на учебный год. В процессе обучения можно активно использовать домашнюю библиотеку и Интернет-сайты.
Нанимая преподавателя, не стесняйтесь спрашивать у него рекомендации, документы об образовании и даже паспорт — на предмет наличия/отсутствия судимости и прописки. Ведь вы доверяете ему своего ребенка! Желательно, чтобы репетитор имел основную работу в системе образования. Это является доказательством того, что он востребован. Прежде чем отдать ребенка в частную школу, поговорите с родителями учеников этой школы. И только на основании их отзывов (а не только собственных впечатлений) и делайте выбор, советует газета.