ОБЗОР ПРЕССЫ № 289

15 августа 2008
«Нацпроект «Образование» закрывается» - статья с таким заголовком опубликована в газете «Московский Комсомолец» от 13 августа. Президентский нацпроект «Образование» был рассчитан до 2009 года. Что будет после этого срока, долгое время оставалось неясным. Вначале власти уверяли, что он, наверняка, будет продлен еще. Затем взяли паузу, а потом заговорили о возможном переводе главных направлений нацпроекта в статус федеральных целевых программ.
 
Сейчас дальнейшая судьба амбициозного проекта прояснилась. Через год часть направлений «Образование» закроется, а остальные понизят свой статус до уровня рядовых целевых программ. При этом за федеральным центром останется лишь часть направлений. Остальные понизят свой статус еще сильнее и перейдут с федерального уровня на региональный, подтвердил вице-премьер российского правительства Александр Жуков. «В рамках этой программы некоторые направления, которые в течение двух лет финансировались по нацпроекту, сохранятся. Также будут рассмотрены и некоторые новые направления поддержки образования, как на федеральном, так и на региональном уровне», – сообщил он, подводя итоги видеоконференции по реализации нацпроекта.
 
В частности, конкретизировал расклад федеральный министр образования и науки Андрей Фурсенко: «в перспективе будет продолжено поощрение лучших учителей, выплаты за классное руководство, конкурс учреждений начального и среднего профессионального образования по подготовке высококвалифицированных кадров». Однако в зоне своей ответственности и, главное, финансирования, государство оставляет лишь то, что без этого с гарантией обречено на провал. Например, ведущее направление нацпроекта – конкурс регионов на комплексную модернизацию образования. (На его реализацию только в 2009 году будет выделено 5,25 млрд рублей по принципу «деньги в обмен на обязательства», главными из которых станут переход на новую систему оплаты учителей, нормативно-подушевое финансирование школы по принципу «деньги следуют за учеником» и ее переход на полную финансовую самостоятельность).
 
Остальное, предупредил на видеоконференции министр, «постепенно перейдет на ответственность регионов, как, например, оплата трафика Интернета» или «закупка автобусов и оборудования, а также поощрение работников дополнительного дошкольного образования». «Нацпроект, - подчеркнул он, - это не только то, что идет из федерального центра. Это - комплексный проект и роль регионов с точки зрения участия, и с точки зрения финансирования очень велика». Уже сейчас, по его словам, «в целом финансирование регионов превышает те средства, которые выделены из федерального центра». А это, признал глава Минобрнауки, и «было главной задачей национального проекта». Напомним, что идею создания нацпроекта «Образования» в 2005 году выдвинул тогдашний президент России Владимир Путин. Сначала его главными направлениями были: поддержка инновационных школ и вузов; поддержка молодых талантов и лучших учителей; доплаты за классное руководство; создание двух федеральных университетов и наисовременнейшей школы бизнеса; интернетизация школы и проект «Школьный автобус».
 
Позже нацпроект обогатился тремя новыми направлениями: конкурсом ПТУ и техникумов; проектом «Школьное питание» и, наконец, конкурсом регионов на комплексную модернизацию образования.
Только за два первых года существенную финансовую и моральную господдержку в рамках нацпроекта получили 6 тыс. школ, более 70 учреждений начального и среднего специального образования, 57 вузов, 20 тыс. учителей и более 10 тыс. талантливых студентов и школьников. За счет федеральных и региональных средств в общей сложности в школы были поставлены 32 тыс. комплектов оборудования, современные интерактивные доски. Полностью завершилось подключение школы к интернету, а затем и полное обеспечение школьных компьютеров лицензионным программным обеспечением. Сельские школы получили еще и около 7 тыс. автобусов. Значительно улучшилась и материальная база профобразования – высшего, среднего и начального. Только из федерального бюджета по линии нацпроекта «Образование» каждый вуз-победитель получил от 200 до 900 млн руб. Еще по 20-30 млн из федерального бюджета получили ПТУ и техникумы, выигравшие свой конкурс в рамках нацпроекта. Причем еще столько же добавили на условиях софинансирования регионы и частные предприниматели.
 
***************************************
 
Российские школьники будут учиться по новым стандартам. В Минобрнауки началось обсуждение грядущих изменений в среднем образовании, сообщает газета «Труд» от 14 августа в статье «Учим как умеем».
 
 
Сколько часов в неделю заниматься математикой, за какой срок ребенок должен осилить "Войну и мир", какие факты обязан запомнить, сколько увидеть учебных видеофильмов, а также сколько туалетов должно быть на этаже и какая "корочка" должна быть у учителя по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" - ответы на все эти вопросы заложены в образовательных стандартах. Беда в том, что этих самых стандартов фактически нет. А те, что есть, очень расплывчаты. Детей сегодня учат как придется. Есть федеральная программа, которая устанавливает необходимый минимум часов по каждому предмету. Чему учить сверх плана, решают в регионах или самих школах.
 
«Детей учат по принципу накатанной за много лет колеи, - охарактеризовал нынешнюю ситуацию в российском образовании председатель совета директоров школ России Яков Турбовской. - В школах кто во что горазд: копируют немецкую школу, русскую гимназию, американские подходы к образованию, тесты и баллы». Но это еще полбеды. Главное: нигде не прописано, что именно должен запомнить ребенок из школьной программы, например, по литературе: цвет глаз коня Вронского, юношеские страсти Натальи Ростовой или стилистику Льва Толстого? Следует ли решить это уравнение сразу четырьмя способами или можно запомнить только один - главное, чтобы ответ был правильным? Именно поэтому возникают проблемы со сдачей Единого государственного экзамена. Выпускники утверждают, что они не изучали то, о чем их спрашивают. Разумеется, не изучали. Учителя не провидцы, они не могут предвидеть, какой из четырех возможных способов решения задачки окажется обязательным для ЕГЭ.
 
«Российские школьники получают большую нагрузку, однако она не оправданна: часов много, а пользы мало, - говорит президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. - Например, последние 2-3 года идет увеличение количества часов по литературе и русскому, в среднем на 1-2 часа в неделю. Однако эти добавленные часы преподаватели используют не для того, чтобы более понятно объяснить детям замысел автора или социальные проблемы, которые он поднимает, а для того, чтобы натаскать детей на ЕГЭ. Похожая ситуация почти по всем основным предметам». Еще одна проблема: как именно учить школьников и кто это должен делать. Один и тот же урок можно провести по-разному: в форме лекции, семинара, игры и так далее. Сейчас это зависит исключительно от вдохновения учителя: это может быть нудная зубрежка или увлекательное шоу со сценками и видеофильмами, которое лучше запоминается, так как задействовано несколько органов чувств. Один и тот же предмет можно преподавать по учебникам столетней давности, а можно - по продвинутым книжкам, в которых даже педагоги не все понимают.
Кроме того, о законах всемирного тяготения в школе сегодня может рассказывать учитель русского языка, а физкультуру вести преподаватель с дипломом музыканта. Запретить такое учительство невозможно: требования к школьным педагогам нигде не прописаны.
 
Все эти проблемы решатся, если утвердят российские стандарты образования. В них будет закреплен необходимый минимум информации, которую должен усвоить ребенок на уроках. Изменят и вопросник ЕГЭ. Кроме того, в стандартах пропишут требования к учителям и руководителям образовательных учреждений - уровень образования, нормы поведения и общения с учащимися, а также требования к самим школам. «Например, стандарт будет определять, как должен быть оборудован спортивный зал, минимальный набор компьютеров в школе или сколько лингафонных установок должно быть в классе английского языка, - пояснили в Минобрнауки. - Даже извечная проблема российских школ (особенно сельских) - туалеты - тоже будет регламентирована в документе. Это значительно улучшит условия обучения».
 
Однако многие сомневаются в успешности очередной реформы. «Решение о разработке и принятии стандартов XXI века правильное, - высказал мнение Комков. - Однако вместо того, чтобы привлечь к этой работе экспертов, независимых специалистов, опытных педагогов, в министерстве действуют по стандартной схеме госзакупок - объявляют конкурс на разработку стандартов и решают, у кого же из претендентов лучше и выгоднее их купить». Педагоги опасаются, что новым стандартам не смогут соответствовать и многие учителя. «Нужно переподготавливать их, а для этого необходимо в корне менять систему высшего образования, перестраивать дошкольную подготовку, чтобы ребенок, переходя из детского сада в первый класс, был готов к нагрузке в школе, - объяснил Яков Турбовской. - Кроме того, необходимы новые учебники, так как сегодняшние написаны не для учеников, а для учителей. На разработку и изготовление новых потребуется 5-7 лет». Так что учить школьников правильно будет возможно только спустя это время.
 
***********************
 
Во многих школах можно увидеть опрятных и подтянутых учеников, одетых в форму. Конечно, она не похожа на школьную форму советских времен: коричневые, черные или синие платья для девочек, синие брюки и курточки — для мальчиков. Нынешние ученики одеты по-иному. Сегодняшнюю школьную форму в некоторых образовательных учреждениях уместнее считать офисной одеждой. Что носить детям в школу? Рассказывает газета «Вечерний Новосибирск» от 14 августа в статье «Корпоративный стиль первоклассника».
 
В каждой школе и даже классе — своя мода, своя разновидность костюма. Например, в одной из школ Левобережья Новосибирска форму носят все начальные классы уже несколько лет. В первый год для девочек это была черная юбка, бордовый пиджак и черный или бордовый жилет. А когда эта форма надоела, родители решили поменять цвета: у мальчиков — синие брюки, жилет и пиджак, белая рубашка; у девочек — синяя в белую полоску юбка плюс жилет и брюки. Что носить детям — этот вопрос обсуждается на родительском собрании и педсовете. В наиболее «продвинутых» школах приглашают дизайнера швейной фабрики, который предлагает разные варианты, снимаются необходимые мерки, при этом учитываются особенности фигуры ребенка: например, для полных детей — другой фасон.
За пошив костюма в разных школах цена может колебаться от 1100 до 2000 рублей, а цвета и комплектность варьируются. Педагоги на протяжении многих лет не меняют своего мнения: форма дисциплинирует детей, создает образ единого учреждения, формирует представление об официальной одежде и помогает избежать конкуренции. А кроме того, форма сглаживает социальные различия, что весьма демократично.
 
К сожалению, минусы тоже есть. Современная одежда для школы шьется в основном из синтетических материалов или натуральных, но с добавлением синтетики. Поэтому дети, страдающие аллергией, просто не могут ее носить по состоянию здоровья. К тому же родители жалуются, что за формой трудно ухаживать — не успевает высохнуть до утра, если стирать приходится среди недели, а пиджаки мальчиков вообще лучше сдавать в химчистку. Дополнительный комплект многим родителям не по карману. Одежда быстро теряет первоначальный вид, на ней появляются многочисленные зацепки, она легко рвется, растягивается на коленях и локтях. Более качественная форма будет стоить гораздо дороже.
 
Единая школьная форма, конечно же, полностью не ограждает детей от социальной конкуренции — всегда найдется что сравнить: верхнюю одежду, обувь, сотовые телефоны, рюкзаки, аксессуары. Большинство родителей и учеников предлагают вместо формы носить джинсовые костюмы. Джинсы более практичны, легко стираются, продаются во многих магазинах, стоят недорого. А даже дешевый джинсовый костюм неплохо смотрится, и ребенок чувствует себя в нем психологически комфортнее и увереннее. Но во многих школах сейчас запрещено или не рекомендовано носить джинсы. Принят официально-деловой стиль одежды: светлый верх, темный низ. Дети выглядят как маленькие взрослые, а родителям добавляется хлопот с поиском подходящей одежды.
 
В этом вопросе педагоги тоже практически единодушны: недопустимо ходить на уроки в спортивном костюме, в наряде, напоминающем купальник, или в рваных джинсах с низкой талией. Но при этом у каждого человека должен быть выбор. Вопрос о школьной одежде, прежде всего, решается отдельно в каждом классе, а учителя, родители и дети, если захотят, всегда найдут общий язык. Главное, чтобы дети шли в школу с хорошим настроением, а это уже зависит не только от формы, но и от интеллектуальной и эмоциональной атмосферы в школе. В конце концов, ведь никакая форма не заменит ума и отношений с одноклассниками и учителями! Главное в школе — все-таки учеба.
 
*************************
 
Залогом хорошего образования может стать правильно выбранный детский сад, считает газета  «Новые Известия»  и публикует 15 августа статью «Учиться никогда не рано». Кому не хочется, чтобы его ребенок получал только лучшее, вырос здоровым, умным и успешным, добился в жизни как можно большего. Путь к успеху, по мнению многих, лежит через престижный вуз, а до этого – через «продвинутую» школу. Однако начинается он еще в раннем детстве с дошкольного воспитания. А потому не менее серьезным, чем выбор школы, для большинства родителей становится задача устроить чадо именно в «тот самый» детский сад или развивающий центр.

 

Дошкольные образовательные учреждения позволяют родителям решить две основные задачи: минимум – пристроить малыша на то время, когда взрослые на работе, максимум – помочь физическому, умственному и социальному развитию ребенка и подготовить его к обучению в школе. Традиционное место пребывания дошколенка в течение дня – детский сад. Раньше было не до выбора – поближе к дому, и ладно. Ведь все сады были практически одинаковыми, с детьми работали по единой общей программе воспитания и обучения. Вопрос лишь в том, повезет или не повезет с воспитателем. Теперь у родителей есть из чего выбирать. Все существующие в наше время детские сады можно разделить на три вида: муниципальные, частные (коммерческие) и домашние (семейные). В зависимости от категории в них различаются программы обучения, качество питания и игрушек, количество детей в группе и даже психологическая атмосфера.

Традиционный государственный детсад предлагает набор вполне обычный «услуг»: общеобразовательная программа, прогулки, физкультура, лепка, рисование и музыка. Некоторые предоставляют еще и дополнительные услуги, но за отдельную плату. Плюс государственной программы – гарантия определенного уровня развития и подготовки, минус – меньше возможностей для творческой самореализации и внедрения чего-то нового. Муниципальные сады выделяются достаточно большим числом детей в каждой группе. При нормативах в 15–20 их реальное количество составляет порядка 25 человек. Понятно, что об индивидуальном подходе к ребенку речь в таких условиях зачастую просто не идет. Каким бы талантливым и добросовестным ни был педагог-воспитатель, «дойти до каждого» он зачастую не в состоянии просто физически.

Зато главным преимуществом государственных садов является их низкая стоимость – в Москве, например, она составляет порядка 800 руб. в месяц, в других городах – еще ниже. Однако помимо официальной оплаты, детские сады нередко просят родителей сдавать дополнительные суммы на охрану, занятия сверх программы и другие нужды, а некоторые муниципальные дошкольные учреждения ввели еще и практику сбора вступительного взноса. Но даже при всех дополнительных расходах месячные затраты не превышают нескольких тысяч рублей. По форме частный детский сад не сильно отличается от муниципального – те же группы по возрастам, режим дня, занятия, прогулки. Даже помещения, которые арендуют частники, – это часто здания бывших ведомственных дошкольных учреждений, хотя могут быть и любые другие, переоборудованные и приспособленные для приема детей.

Частный детсад может работать и по государственной программе обучения, но, как правило, предпочитает использовать опробованные альтернативные методики или внедрять свои собственные. Имея большую свободу, педагоги там могут предложить воспитанникам самые разные виды и формы дошкольного образования, которые дополняются оздоровительными, медицинскими и другими услугами. При этом свобода вовсе не означает вседозволенности и бесконтрольности. Контроль над работой негосударственных садов ведется с помощью лицензирования, аккредитации, сертификации программ и аттестации педагогов. В стандартный перечень занятий частного сада входят математика, чтение, письмо, знакомство с окружающим миром, иностранный (как правило, английский) язык, живопись, музыка, физкультура. Помимо этого организуются занятия с логопедом и психологом. Эти заведения, как правило, хорошо обеспечены наглядными пособиями, а также различными играми и игрушками.

Число детей в группе меньше, чем в муниципальных садах, – в среднем 10–15 человек. Это позволяет ребенку быстрее адаптироваться к новому месту и получить больше внимания со стороны воспитателя. Здесь вполне применим индивидуальный подход к детям, позволяющий ребенку быстрее и более полно раскрыть свои способности. Многие частные сады существуют при частных же школах, в которых воспитанники могут потом продолжить образование. В этом случае переход от садика к школе получается более плавным и менее психологически болезненным. Понятно, что за удовольствие проводить время в частном саду приходится платить. Коммерческие расценки на порядок превышают муниципальный стандарт. В Москве пребывание ребенка под присмотром частных педагогов стоит от 15 до 35 тыс. руб. в месяц, в зависимости от условий. Кроме того, практически у всех частников есть вступительный взнос, обычно приравненный к месячной оплате. У некоторых «пафосных» заведений он доходит и до 120 тыс. руб. Правда, за двух и более детей можно получить скидку.

Дополнительными плюсами частного детсада можно назвать более разнообразное и вкусное питание, а также удобное время работы. Большинство из них открыты с 8 утра до 8 вечера. Если родитель задерживается, можно забрать ребенка и попозже, а то и вообще оставить на ночь, но в этих случаях зачастую нужно доплачивать и за сверхурочную нагрузку педагогам, и за дополнительное питание, если ребенок ужинает. Существуют и круглосуточные сады. Устроить чадо к частникам хоть и проще, чем к муниципалам, но и здесь далеко не всегда можно найти свободные места.

Домашние садики обычно содержат либо семейные пары, либо один педагог, как правило, уже поработавший в сфере дошкольного или школьного образования. Располагаются они чаще всего на квартире воспитателей или в другом небольшом помещении. Часто подобные заведения не имеют официального статуса, родители их передают, как говорится, «из рук в руки». Забота о детях осуществляется либо силами самих организаторов, либо с помощью приглашенного воспитателя. Кроме него обычно приглашают преподавателей иностранного языка, музыки, рисования, а также няню, повара и врача. Образовательная программа здесь присутствует, но не в таком масштабе, как в частных садах. Зато главный плюс такого почти домашнего дошкольного воспитания – семейная атмосфера и максимум заботы, число детей в группе здесь меньше, чем в остальных учреждениях, в среднем 3–5 человек. Оплата чуть выше, чем в частном саду, от 20 тыс. руб. и более. Вступительный взнос тоже практически всегда есть, обычно он равен месячной оплате.

Помимо детских садов, возможности качественного дошкольного образования предоставляют также различные группы развития. Посещать их можно, начиная с двух-трех лет, хотя некоторые берут и годовалых. Здесь, так же как и в детских садах, есть группы по возрастам – от раннего развития до подготовки к школе. Частота посещений – 1–3 раза в неделю, возможны и отдельные занятия по произвольному расписанию. Существуют группы кратковременного пребывания, где ребенок может провести 3–4 часа, а также центры с разовыми занятиями, длящимися от половины до одного часа. Перечень занятий схож с частными садами: развитие речи, творческих способностей, рисование, музыка, английский язык, физкультура. В последние годы в некоторых центрах появились программы углубленных занятий спортом – теннисом, футболом. Профессиональные детские тренеры ребенка здесь не перегружают, занятия (20–30 минут) не похожи на обычные тренировки: бегай, сколько хочешь, устал – посиди, отдохни. Но при этом закладываются основы дальнейшей спортивной подготовки. Стоимость посещения центров развития колеблется от 200 до 600 руб. в час при занятиях в группе. Индивидуальный подход стоит чуть дороже – 300–750 руб. в час. Стоимость консультации у специалиста от 500 до 1500 руб. Некоторые центры предлагают своим клиентам месячные абонементы, цена которых может колебаться от 1,2 до 6,5 тыс. руб.