ОБЗОР ПРЕССЫ № 284

30 июня 2008
7500 школьников получат свидетельства ЕГЭ с несправедливо заниженными оценками, сообщает газета «Московский Комсомолец» от 26 июня в заметке «ЕГЭ закрыл дорогу в вуз».
 
По данным Рособрнадзора, в 2008 году по итогам ЕГЭ было подано 20 тыс. апелляций и более трети — 7,5 тыс. — удовлетворены. Но справедливость так и не восторжествовала. Как стало известно газете, ни один из получивших несправедливо низкую оценку не увидит в свидетельстве настоящей. Комиссии не успевают внести исправления, и школы получили “команду сверху” выдавать свидетельства с первоначальными данными. Это значит, что 7,5 тыс. человек ни за что ни про что лишатся права поступить в вуз.  Среди безвинно пострадавших — выпускник одной из лучших московских гимназий Игорь (фамилия не указана по просьбе родителей). Он собирается поступать в технический вуз и всегда хорошо учился по математике. Поэтому, когда стало известно, что за ЕГЭ по любимому предмету он получил всего 23 балла, Игорь понял, что стал жертвой ошибки, и обратился в апелляционную комиссию. Выяснилось, что компьютер поставил ему “двойку” из-за того, что неправильно сканировал его работу — принял одну цифру за другую.
Апелляцию Игоря и его родителей удовлетворили. Комиссия признала, что при выставлении оценки была допущена ошибка, однако сообщать новую не стала.

 

В среду всем пострадавшим официально сообщили, что “решение о выдаче свидетельств с исправленными оценками будет приниматься на федеральном уровне. А потому школам в спешном порядке велели высылать курьеров за сертификатами о сдаче ЕГЭ со старыми, неисправленными результатами, которые и раздадут выпускникам. Когда выдадут новые — правильные, — никто не знает. Но власти не исключают, что это произойдет только на будущий год”, — сообщили родители. К счастью для Игоря, его гимназия закреплена за одним из лучших технических университетов России. С младших классов там следят за своими потенциальными студентами и знают, кто чего стоит. В вузе пообещали, что примут у мальчика “нормальный экзамен по математике без всяких ЕГЭ”. Остальным несправедливо обиженным повезет меньше. Терять не по своей вине год жизни не хочет никто. Так что родители и выпускники — и раньше недовольные неотработанной методикой ЕГЭ — сейчас в шоке. Однако хуже всех придется мальчикам. Большинство из них имеет реальную перспективу вместо приемных комиссий прямиком отправиться в медицинские — при военкоматах.
 
************************
 
Каждый гражданин теоретически вправе не участвовать ни в каком тестировании, говорит Вадим Сергеевич Аванесов - доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала "Педагогические измерения". На страницах «Независимой газеты» от 26 июня он публикует своё видение ситуации с ЕГЭ в статье под названием «Инфляция баллов».
 
Совсем недавно Госдума РФ поддержала предложение депутата от Новосибирска Анатолия Локтя запросить в Министерстве образования и науки РФ информацию о результатах Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Более того, он предлагает пересмотреть и саму систему ЕГЭ, отметив, что сегодня можно говорить о системной ошибке. Далее было сказано, что это двойка не преподавателям, не выпускникам, а тем, кто затеял реформу системы средней школы.  Хорошо, что Единый госэкзамен заинтересовал наконец Госдуму. Хорошо также, что сделан информационный запрос о настоящих результатах ЕГЭ и о пересмотре самой системы ЕГЭ. Это может означать, что в Госдуме, похоже, наступает отрезвление относительно тех поправок, которые были сделаны ранее при введении пункта о ЕГЭ в закон об образовании.
 
Как сообщил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, сейчас готовятся судебные иски, которые имеют перспективу удостоверить некачественность и непригодность так называемых «тестов» ЕГЭ, которые тестами не являются. Они лишь дискредитируют метод тестов, равно как дискредитируют и Россию, разрабатывающую и незаконно применяющую в течение восьми лет так называемые контрольно-измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ. Эти КИМы однозначно являются некачественными методами оценки знаний выпускников школ и одновременно абитуриентов вузов. Тем самым нарушаются права молодых людей и их родителей на объективную и справедливую оценку уровня подготовленности учащихся. Нелишне заметить, что в мировой науке КИМы абсолютно неизвестны как метод педагогических измерений, как неизвестны и критерии, по которым можно было бы оценить их собственное качество.
 
Между тем ЕГЭ и тесты – это очень разные формы. В ЕГЭ применяются КИМы, а это – вопросы, весьма отдаленно и только внешне иногда похожие на задания в тестовой форме. В России тестами по привычке называют вопросы, задачи и т.п.  Например, тестирование может быть только добровольным. ЕГЭ же является абсолютно принудительным, при этом испытуемые фактически превращаются в подопытных. Тестовые результаты проверяются по критериям объективности, точности и соответствия цели, в то время как в ЕГЭ эти критерии игнорируются.  Каждый гражданин теоретически вправе не участвовать в тестировании, если он не хочет или не может это делать по соображениям состояния своего здоровья или своей недостаточной подготовленности. Тогда ему надо предоставить возможность проверить свою зрелость по другой, например экзаменационной, форме. Превращать ЕГЭ в тотальную государственную дубинку могут только недалекие руководители.
 
Оценки ЕГЭ деградируют от некачественности, прицельной работы репетиторов на проверяемый минимум, от вызванной этим инфляции баллов. Я уж не говорю про периодические рукотворные утечки информации, которые случаются каждый год. И это, похоже, неизбежно, потому что ставки слишком высоки, а защита всегда проигрывает из-за возрастающей коррупции. Иначе говоря, сам ЕГЭ из средства борьбы против коррупции превратился в коррупционное средство.  Депутаты Госдумы РФ правы в том, что надо потребовать от Министерства образования и науки отчеты по ЕГЭ. Но при этом важно добавить, что должны быть не псевдоаналитические, как сейчас, а настоящие научные отчеты: за каждый год проводившегося, по существу, незаконно эксперимента, с исходными статистическими распределениями и обоснованиями по каждому заданию и учебному предмету. Именно эта информация секретится, и уже много лет. Предстоит наконец написать нормальные отчеты и подвергнуть их независимой экспертизе.
Между тем руководители регионов уже требуют от учителей готовиться к ЕГЭ с первого сентября. Вводя ЕГЭ, обещали, что этот госэкзамен улучшит качество образования. Но оно ухудшилось и продолжает ухудшаться. Говорили также, что ЕГЭ победит коррупцию, но последняя в условиях усиления социального и материального неравенства граждан разрослась еще шире. Тогда чьи интересы отстаивают те, кто, невзирая на критику экспертов, восемь лет продолжал «продавливать» ЕГЭ?
 
Министерству образования и науки РФ пора заняться своей основной деятельностью – организацией народного образования, а не контролем недостатков своей же работы. Это очередной нонсенс, который не замечается. Контроль качества образования в большинстве стран мира проводит не Министерство образования, а организуют общественные и профессиональные организации. Например, в США и Казахстане применяется добровольное общественно-профессиональное национальное тестирование. В Украине президент Ющенко прямо указал на необходимость применять тесты. Конечно, имеются в виду настоящие тесты, а не те КИМы ЕГЭ, которые некоторые депутаты по подсказке чиновников Министерства образования и науки РФ выдают за «тесты». Много спорных вопросов можно было бы снять общественными слушаниями во всех регионах России, где родители и учителя должны сказать главное слово. Такие слушания лучше проводить только после открытой публикации результатов ЕГЭ, в центре и на местах. Главное же сейчас скорее отменить Единый государственный экзамен, как бездарный в научном отношении «механизм», наносящий вред российскому образованию.
 
**************************
 
Для миллиона российских выпускников одно из самых тяжелых испытаний - школьные экзамены - уже позади. И многие из них уже штурмуют вузовские приемные комиссии (они начали свою работу несколько дней назад), чтобы на себе испытать, каково это - быть абитуриентом? До июля - начала вступительных экзаменов - осталось совсем мало времени. Газета «Известия» от 25 июня попытались выяснить, что нового готовит это лето вчерашним школьникам. Результаты – в статье под названием «БАЛЛовни судьбы».
 
Московский одиннадцатиклассник Максим Нечаев живет августом. Спит и видит, как он с друзьями поедет на несколько дней в Прагу, а потом к бабушке на Волгу. И эта мечта о долгожданном отдыхе примиряет парня с действительностью, которая для него сейчас похожа на простое математическое уравнение. Этим летом Максим должен осилить 10 экзаменов. Пять из них, выпускные, он уже сдал. Осталось еще пять вступительных. Но в два вуза - наудачу. Восемнадцатилетний москвич Нечаев совсем не оригинален. Такие же "наполеоновские" планы о поступлении сразу в несколько высших учебных заведений вынашивают, как показывают соцопросы, почти 70% российских старшеклассников. Лишь 12% юношей и девушек окончательно определились с вузом, еще 19% в случае неудачи в одном вузе намерены относить документы в следующий.
 
Кстати, многие приемные комиссии, в первую очередь в негосударственных вузах, работают чуть ли не круглогодично. В некоторых университетах и институтах устраивают предварительные экзамены весной, называя их олимпиадами, а где-то, наоборот, продолжают прием осенью, дожидаясь тех, кто не прошел по конкурсу в более престижное учреждение. Поэтому за один сезон абитуриенты имеют возможность попробовать свои силы сразу в нескольких местах, чем они активно и пользуются. Еще больше возможностей дает прием по результатам ЕГЭ. Если абитуриент, имеющий определенный балл, допустим, по математике, не проходит в один вуз, то в три других его наверняка примут с распростертыми объятиями. А еще можно на другое отделение или иную, менее популярную, специальность. Тем, кто недобрал один-два балла, предлагают пойти на платное отделение. Кроме того, из-за снижения рождаемости в 90-х конкурс во многих российских вузах постепенно уменьшается.
 
«Демографическая проблема больше всего бьет по региональным вузам или малопопулярным столичным, - объяснил  начальник отдела организации приема студентов Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимир Михайлов. - У нас же конкурс на экономику, юриспруденцию, медицинский факультет по-прежнему высок - от 7 до 10 человек на место в зависимости от специальности». Главным отличием нынешних вступительных экзаменов, по словам Владимира Михайлова, можно назвать окончание эксперимента по ЕГЭ. Этим летом во всех московских вузах будут засчитываться результаты двух экзаменов - по математике и русскому языку, которые абитуриент сдавал в школе. Но собственно вступительные экзамены тоже будут - по тем предметам, которые устанавливает каждый вуз.
Думается, нелишне будет напомнить, что все высшие учебные заведения проводят вступительные испытания знаний вчерашних одиннадцатиклассников только в пределах школьной программы. И утверждение о том, что в том или ином вузе требуется какой-то особый уровень подготовки - не более чем пиар-ход многотысячной армии репетиторов, заметно преуспевшей в последние годы по части изобретательства самых разнообразных форм довузовской подготовки.
 
Объявления "Помощь при поступлении в московские вузы" появляются в интернете уже в декабре. И речь идет вовсе не о репетиторстве. В последнее время рынок предлагает новый вид "услуг" - сдача экзаменов за абитуриента. Авторы таких объявлений обещают конфиденциальность, индивидуальный подход и 100% гарантии - "Оплата после результата, вы ничем не рискуете". Рискуют, как выясняется, те, кто вместо абитуриента зайдет в аудиторию на экзамен. Это студенты столичных вузов, у них это способ подработать. Такса за поступление у каждого вуза своя. Чем престижнее вуз, тем выше плата. По разным данным, цена такого "поступления" начинается от 5 тысяч долларов и заканчивается в районе 40 тысяч. Связаться с фирмой, предлагающей "поступление за абитуриента", как правило, можно только по электронной почте. В ответ первым делом попросят прислать фотографию будущего абитуриента. Она нужна для того, чтобы подобрать ему "двойника" из существующих в этих фирмах компьютерных баз "умников" - так называют студентов, которых "вербуют" в течение учебного года прямо в университетах или в общежитиях, предлагая немного подзаработать летом. От лишних денег, как правило, никто не отказывается.
 
Правда, берут не всех. Чтобы попасть в команду, нужно сначала пройти тестирование, решить экзаменационный вариант заданий. Только после этого фото студента попадает в базу "умников".
«Когда к нам обращаются будущие абитуриенты, мы в первую очередь отбираем фотографии студентов с похожим типом лица, - поделился с сотрудник одной из таких фирм, назвавший себя Олегом. - Близнецом быть совсем не обязательно, достаточно мало-мальского внешнего сходства. Милиционеру, который проверяет документы перед входом в аудиторию, приглядываться к абитуриенту некогда, сзади напирает длинная очередь из желающих попасть на экзамен». Вузы с подобным бизнесом борются не первый год. Приемные комиссии задерживают десятки "умников". «Прошлым летом был у нас случай, когда посторонний человек пришел сдавать экзамен за абитуриента, - рассказал  проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович. - Мы подмену заметили, но решили к экзамену "умника" допустить, правда, попросили прийти его на следующий день. Естественно, пришел не он, а настоящий абитуриент, которому мы объяснили, что результаты "его" экзамена аннулируются, а сам он снимается с конкурса».
 
Но, несмотря на единичные "проколы", бизнес "на экзаменах" процветает. «Экзамены сдают студенты ведущих московских вузов, - продолжает Григорий Канторович, - соглашаются за $200-300, а фирма потом получает от родителей абитуриента большие деньги и остается безнаказанной. Никто с ними связываться не хочет, это забота самого вуза. Единственное, что можно сделать, - аннулировать работы. Мне кажется, что проблема наших абитуриентов в том, что уровень знаний детей после школы не соответствует уровню школьной программы. И если в отдельных вузах существуют отдельные злоупотребления, то они зачастую происходят по инициативе родителей, которые знают, что их "чадо" недотягивает. Именно поэтому они пытаются решить вопрос поступления разнообразными способами».
 
Шпаргалки давно стали неотъемлемой частью вступительной кампании. Противостояние вузов и абитуриентов во все времена не обходилось без технических инноваций. Хитом прошлого лета, по свидетельству некоторых студентов - нынешних первокурсников, стал плеер нового поколения ipod. Маленькое (толщиной всего 7 мм и размером 4 на 9 см, легко умещается в ладони) устройство способно вместить в себя целый учебник в электронном виде. «Мобильные телефоны - это прошлый век, - рассказывает студентка-первокурсница Настя. - На экзамен уже так просто с ним не пройти - на входе отключают, да и в аудиториях глушилки стоят. Зато в ipod текст закачать вообще не проблема. Я в прошлом году пришла на экзамен в широких штанах с карманами, положила в них плеер. Мобильник спокойно выключила на входе, честно похлопала глазками, села подальше и спокойно скатала все, что было нужно».
Есть среди абитуриентов и те, кто не боится проносить на экзамен калькуляторы и даже карманные компьютеры с выходом в интернет. В прошлом году сразу в нескольких столичных вузах члены приемной комиссии были вынуждены прерывать вступительные испытания и выпроваживать абитуриента, нарушившего установленные правила поведения во время экзамена, из аудитории. И, наконец, два слова о шпаргалках традиционного вида, которые, судя по всему, никогда не выйдут из моды. Хотя и в этом направлении у каждого времени есть свои предпочтения. Сейчас самыми надежными считаются шпаргалки размером с обычную визитную карточку. Исписанный бумажный листик ламинируют (чтобы не шуршал) и пришивают к внутренней стороне куртки, пиджака или юбки. Или же вкладывают в паспорт, который, как известно, лежит перед абитуриентом во время экзамена на столе.

 

В Минобразе разработали поправки к Кодексу административной ответственности, которые позволят повысить ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования. В новом законопроекте предусмотрено, в частности, наказание (штраф от 20 до 50 тысяч рублей) должностного лица (директора или представителя администрации) при отказе принять ребенка в образовательное учреждение. Саму школу также могут оштрафовать, в этом случае сумма будет значительно больше - от 100 до 300 тысяч рублей.  Появятся административные санкции и для нарушителей закона в системе высшего профессионального образования. Если вуз не прошел госаккредитацию, но своим выпускникам выдает дипломы установленного государственного образца, его руководству придется раскошеливаться на штраф, сумма которого может быть от 30 тысяч до 500 тысяч рублей. Гуманитарные факультеты МГУ и МГИМО - лидеры платного образования в России. Студенты платят там в год порядка 250 тысяч рублей. Всего же в госвузах соотношение бюджетных и коммерческих мест 50 на 50. Минобраз cобирается сократить финансирование обучения по специальностям юриспруденция и экономика из-за переизбытка выпускников. На сегодня армия российского студенчества насчитывает около 7 млн человек. 15% из них - студенты негосударственных вузов.
 
*******************************
 
Россиян, желающих получить второе высшее образование, ждут неприятные сюрпризы, считает газета «Новые Известия» от 26 июня. На следующей неделе начинаются вступительные экзамены в вузы. Вместе с выпускниками школ университеты начнут штурмовать опытные специалисты, желающие получить второе высшее. Число счастливых обладателей второй корочки увеличивается ежегодно на 20%, но вскоре ситуация может в корне измениться. Второе высшее становится все менее доступным. Его цена постоянно растет – в среднем на 10–15% в год – а рассчитывать на какие-либо льготы не приходится. Идея сделать бесплатным второе высшее в творческих вузах захлебнулась. Подробности – в статье «Охота за корочкой».
Прошедший первое чтение законопроект, стимулирующий компании обучать своих сотрудников, актуален только для крупных корпораций. Даже в Москве отсутствуют региональные программы поддержки великовозрастных студентов. К тому же, скорее всего, со следующего года тем, кто желает получить вторую специальность, вместо собеседования придется сдавать ЕГЭ, о содержании которого люди, закончившие школу 10 лет назад, не имеют ни малейшего представления. В последние годы число желающих получить вторую профессию постоянно растет. Люди, получившие первую профессию еще в советское время, понимают, что для новых условий нужны и новые знания. В очередь за второй корочкой активно становятся и молодые люди, которые первый раз поступали в вуз наобум, лишь бы маршировать не отправили. Многие хотят получить образование в смежной области, чтобы расширить возможности карьерного роста. На рынке труда сейчас востребованы такие специалисты, как экономист-аудитор, менеджер-юрист, историк-социолог, филолог – специалист по связям с общественностью.

Желание продолжать обучение похвально, но реализовать его в наших условиях очень непросто. Для этого нужны деньги и очень большие. Только за последний год обучение в московских вузах подорожало на 15%. Таковы результаты исследования, проведенного Независимым рейтинговым агентством в сфере образования «РейтОР». «Плата за второе высшее образование постоянно растет, – рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Учитывая, что 15 лет назад оно было вообще бесплатным, эти изменения особенно бросаются в глаза. В 1996–1997 году его средняя стоимость составляла 300–400 долларов в год, то теперь около 1,5 тыс. Таким образом, за 10 лет цена выросла в 4–5 раз. И это не говоря о таких престижных специальностях, как, например, международное право и международный менеджмент, которые стоят не менее 10–15 тыс. долларов в год». Чуть дешевле обучение на творческих специальностях. «Второе образование у нас стоит порядка 5–6 тыс. долларов», – рассказала  замдиректора центра дополнительного профессионального образования ВГИК Ольга Родченко.

Представители вузов уже неоднократно намекали государству: мол, за особо талантливых великовозрастных студентов можно бы и заплатить. «Творческие специальности имеют ряд особенностей, – пояснил  ректор ВГИКа Владимир Малышев. – Вот, например, приходит человек после школы, совсем еще ребенок, на режиссерский поступать. Ему через четыре года нужно проецировать свое мировоззрение на экран, а какое в таком возрасте мировоззрение? Мы встречались с депутатами, просили изменить закон, чтобы второе высшее было бесплатным. Обещали пойти нам навстречу». Обещали, но не пошли. По словам члена Комитета по образованию Госдумы Валерия Рязанского, депутаты не нашли весомых причин для того, чтобы освободить от оплаты студентов творческих вузов. «По закону государство дает человеку право на одно бесплатное образование, после которого тот может получить хорошую работу, – пояснил г-н Рязанский. – Соответственно второе высшее человек уже может оплатить сам».

К получающим вторую специальность не проявляют должного интереса не только «федералы», но и власти на местах. «Вопрос даже не столько в получении второго высшего, сколько в проблеме послевузовского, непрерывного образования вообще, – рассказал «НИ» председатель Комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. – В Мосгордуме, к примеру, обсуждается программа столичного образования от яслей и вплоть до тончайших нюансов обучения в университете. Однако в приоритетах совершенно не значится второе высшее, хотя это абсолютно нормальное явление для всего цивилизованного мира. В итоге, в стране ощущается серьезная кадровая проблема – на многие «топовые» позиции нам приходится приглашать иностранцев».

Независимые эксперты обращаются к западному опыту. «В Германии, Франции, Великобритании и многих других европейских странах второе высшее образование получают по согласованию работодателя и с его помощью, – отметил г-н Комков. – Мало того, поступивший может рассчитывать на финансовую поддержку своего предприятия в виде грантов. Ведь сам работодатель заинтересован в высококвалифицированном специалисте. У нас же работодатели тягу к знаниям своих сотрудников приветствуют далеко не всегда». Зачастую руководители компаний воспринимают учебу своих подчиненных просто как ненужную блаж. «Начальникам не нравится, когда сотрудник отпрашивается на экзамен или уходит раньше, чтобы успеть на занятия, – рассказала директор кадрово-консультационной компании «Рекконс» Эльмира Давыдова. – Получается, что он работает меньше других, а зарплату получает такую же, как и неучащиеся коллеги. К тому же работодатели могут опасаться, что, получив второе высшее, сотрудник попросту уйдет на более высокую должность в другую компанию. Обычно учеба не приветствуется в маленьких фирмах со штатом около 50 человек».

По закону работодатель не обязан предоставлять своим подчиненным, получающим второе высшее, никаких льгот. На внеочередной отпуск во время сессии и сокращенный рабочий день могут рассчитывать только те сотрудники, которые получают в вузе первую специальность. «В Трудовом кодексе говорится лишь о них и ни слова не упоминается о работниках, получающих второе высшее, – рассказал президент Института верховенства права Станислав Маркелов. – Хотя, конечно, это определенный пробел в законодательстве. Людям, получившим образование в советское время, приходилось менять профессию. Фактически их на это вынудило государство, которое теперь не дает им никаких льгот». Этот пробел в законодательстве заметили совсем недавно. В конце мая зам. главы Минэкономразвития Станислав Воскресенский заявил о том, что с 2009 года компании, которые платят за образование своего персонала, будут освобождены от всех налогов. Эксперты убеждены: инициатива эта нужная, но не всеобъемлющая. Закон будет стимулировать только крупные компании. Большинству мелких и средних организаций дополнительные расходы не по карману. «Крупные компании заинтересованы в том, чтобы сотрудники получили новые знания по своей узкой специализации, поэтому они с радостью станут оплачивать их учебу, – рассказал директор Института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики Сергей Смирнов. – Но большинство студентов, получающих второе высшее, платят за обучение самостоятельно. Их руководителей налоговые льготы не коснутся, соответственно они по-прежнему не будут заинтересованы в том, чтобы сотрудники учились».

Но финансовые проблемы – не единственные. «Уже следующим летом Единый государственный экзамен станет обязательным для всех школьников, – пояснил г-н Комков. – Соответственно поступить в вуз можно будет только по его итогам. Получается, что это коснется и второго высшего образования. Взрослому человеку, дипломированному специалисту, придется сдавать вместе с выпускниками школ тестовые задания. Никакой специальной процедуры сдачи экзаменов для таких людей не предусмотрено. А ведь они уже напрочь забыли школьную программу и разбираются только в своей, узкой сфере. Чиновники, продвигающие новую форму экзамена, даже не задумывались об этом. А ведь назревает грандиозный скандал. Как минимум он может привести к резкому сокращению тех, кто хочет получить вторую специальность». Если человек уже получил одно высшее образование, значит, школьную программу он уже сдал. «Тестировать его на знания, полученные десять лет назад, просто бессмысленно, да и требования к абитуриентам с тех пор изменились, – отметил  директор Московской школы рекламы Московского государственного университета печати Никита Гришанин. – Подобная инициатива выглядит как минимум забавно». «Вопрос действительно непростой. В любом случае в Конституции закреплено право человека на образование, и мы не можем лишать выпускников 1990-х или 1980-х годов возможности еще раз поступить в вуз», – успокоил депутат Валерий Рязанский. Впрочем, ректоры институтов и университетов верить таким заявлениям не спешат. Что ж, поживем – увидим.

А стоит ли игра свеч? – вот вопрос, который задает себе каждый, кто собирается получать второе высшее. Даже если сотрудник решит все эти проблемы – найдет деньги на обучение, выпросит разрешение от работодателя пораньше уходить с работы, сдаст ЕГЭ и, наконец, получит заветную вторую корочку – вовсе не факт, что ему удастся найти тепленькое местечко. «Лишние» знания порой могут сыграть с претендентом злую шутку. Часто уже при первом собеседовании разбивается миф о том, что два образования дают соискателю дополнительные преимущества. «Первое образование у меня экономическое, но уже на третьем курсе я поняла, что ошиблась с выбором специальности, – рассказала москвичка Галина Соболева. – Сразу же после окончания вуза поступила на факультет рекламы и еще три года проучилась. Все это время я не работала. И вот в 27 лет я окончила второй институт и пошла устраиваться в маркетинговое агентство. На первом же собеседовании работодатель посмотрел на меня изумленными глазами и сказал, что я впустую потратила лучшие годы жизни. Я обошла не одно агентство и в итоге смогла устроиться лишь секретарем».
Кадровики признают: людей, получающих один диплом за другим, причисляют к категории «вечных студентов», с которыми работодатели в большинстве своем не хотят связываться. «Многие считают, что еще одно высшее образование легко купить и реальных знаний оно не дает, – рассказал руководитель среднего звена одного из кадровых агентств Александр Медведев. – К тому же юные выпускники, как правило, соглашаются на зарплату гораздо более низкую, чем та, на которую претендуют люди с двумя высшими».