ОБЗОР ПРЕССЫ № 275

18 апреля 2008
В этом году срок весеннего призыва в армию увеличился на полмесяца – до 15 июля (раньше было 30 июня). В Минобороны РФ объясняют это исключительной заботой о благе отечественного студента – пусть, мол, спокойно доучится, получит свой диплом, а потом – милости прошу в армию.  На самом деле, как считают во многих отечественных университетах и академиях, новшество ввели для того, чтобы не дать возможность бакалаврам поступить на магистерское обучение. О проблеме – заметка  «В магистратуре – только девушки» в газете «Московский Комсомолец» от 10 апреля.
 
Напомним: в сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, что подразумевает двухуровневое высшее образование (баклавр-магистр), единую систему оценки знаний студентов (зачетные единицы) и взаимное признание дипломов. Многие российские вузы уже сейчас, не дожидаясь 2010 года (срока вступления в действие Болонской конвенции), начали переход на новую систему обучения. На бакалавров учат четыре года (широкая специализация), а на магистров – еще два (более углубленные, специализированные знания плюс научные исследования). Все, вроде бы, прекрасно: если молодой человек хочет пораньше начать трудовую карьеру, пусть идет в бакалавриат, а если у него есть склонность к науке – в магистратуру.
 
Однако есть два «но». Во-первых, в магистратуру еще надо поступить – у нее отдельные экзамены и принимают далеко не всех (не более 25% от бакалавров). И, во-вторых, во время поступления надо еще как-то отвертеться от призыва а армию, чтобы тебя в разгар экзаменов не загребли служить. Формально в законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» записано, что баклавриат и магистратура – две части единого образовательного процесса (то есть одно целое высшее образование). На деле же это не совсем так. Военкомовцы рассуждают просто и по-своему логично: получил диплом (бакалавра) – иди служить в армию. А в магистратуру поступишь позже, если захочешь, конечно. Но молодые люди не хотят прерывать свое образование даже на год – знания-то теряются… Раньше эта проблема решалась довольно просто: приказ об отчислении студента из вуза в связи с окончанием учебы ректоры подписывали 30 июня. Они ведь тоже люди и все прекрасно понимают… И у молодого человека оставалось лето, чтобы подготовиться и поступить в магистратуру. Теперь же такой возможности не будет – призыв продлен до 15 июля, значит, все бакалавры (независимо от желания и таланта) пойдут в армию.
 
Год, конечно, немного, скажите вы. Но в некоторых областях науки (особенно теоретической и ядерной физике) знания устаревают очень быстро. Не придется ли потом отслужившему бакалавру учить все по новой? И сколько талантливых ребят мы потеряем, если они решат, что уже не смогут наверстать упущенное? Возможно, в скором времени в магистратуре окажутся одни только девушки. 
 
Проректор ГУ-ВШЭ, профессор Григорий Канторович: «Это будет удар во вузам. Магистратура – это подготовка научной элиты. Получится, что в нее станут принимать не по способностям, а по половому признаку (девушек) или по состоянию здоровья – если юношу из-за болезней не призовут в армию. Бесспорно, это ослабит нашу науку». Пресс-секретарь РУДН Галина Кузьмина: «У нас эта проблема решается следующим образом: бакалавры поступают в магистратуру по академическому рейтингу, который ведется с первой сессии. И к четвертому курсу ребята точно знают, кто имеет шанс стать магистром. Зачисление происходит сразу, без перерыва».
 
*****************************
 
Идею министерского нововведения не понимают до конца даже директора школ, считает «Независимая газета» и публикует в номере от 17 апреля статью «Профиль, да не тот». В родительском понимании профильное образование означает углубленное изучение одного или нескольких школьных предметов. И чаще всего речь здесь ведут о математическом, гуманитарном, естественно-научном направлениях. Но оказывается, дело обстоит не совсем так.
 
Когда только вынашивалась идея профильного образования, предполагалось, что именно в старшей школе окончательно формируется отношение школьника к своей будущей карьере. В последние два года ученик берется за сознательную подготовку себя к будущей жизни и бросает все свои силы… максимум на 3–4 нужных предмета. Профильное образование должно учитывать этот момент. В результате такое образование должно бы в идеале сочетать принцип фундаментальности и его направленности на развитие социального самоопределения. Как полагали авторы концепции, такой вид обучения надо строить на основе уже имеющегося у школьников опыта, а все новые теоретические положения доводить до стадии операций и технологий.
 
Еще одной особенностью профильного образования, по мнению его разработчиков, является то, что оно должно учитывать муниципальный заказ. Социальный заказ, в свою очередь, учитывает нужды города и запросы населения на дополнительные образовательные услуги. Профильное образование в связи с этим может быть и академическим, и прикладным, и общеразвивающим. Отличительной приятной особенностью его считается тот момент, что в отличие от школы, которая монополизирует ученика, профильное образование делает процесс обучения открытым. Ведь в своем учебном заведении ученик может и не получить требуемые ему знания в полном объеме. Значит, он может воспользоваться услугами других образовательных учреждений. «Профиль» подразумевает кооперацию различных образовательных учреждений. Такова концепция в идеале. И так предполагалось реализовывать идею профильного образования с самого начала.
 
Но, как заметил член Общественной палаты Ефим Рачевский, идея пока не работает. Что делает сегодня чаще всего образовательное учреждение? Школа просто вводит дополнительные курсы, тем самым увеличивая и без того значительную нагрузку старшеклассников.  Впрочем, загрузили дополнительно и основательно не только детей. Элективные курсы (курсы по выбору) в провинции сегодня пишут сами учителя. Кстати, делают это зачастую бесплатно. Как жалуются учителя из Курганской области, съедает этот вид непонятной деятельности значительную часть свободного времени. В основном у учителей получаются теоретические курсы и развивающие.  Но дело написания элективных курсов должно быть как минимум в руках учителей-методистов, уверены разработчики идеи. Дело в том, что последние 15–20 лет в системе образования происходит неблагоприятный отбор, считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Те люди, которые приходили работать в данную сферу в этот период, хорошо понимали, в сколь плачевном социально-экономическом положении она находится. Безусловно, среди них была небольшая часть подвижников, без которых не обходится ни одно общество. Но остальные обладали гораздо меньшими возможностями, понимали это и не имели особых амбиций. Сегодня из учителей пытаются сделать творцов...
 
На заседании Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Ефим Рачевский как-то рассказал о социологическом исследовании на тему образования воспитателей детских садов. Так вот в школе все они были закоренелыми троечницами, четверочницу среди них он обнаружил только одну. Чуть получше выглядит ситуация со школьными учителями. Между тем идею авторов модернизации приходится воплощать именно им.  Профильное образование – это не углубленное изучение предметов, как думают многие, уверены разработчики. И не новый вид обучения. Это качественно иное образование школьника. Но, кажется, эта идея понятна до конца лишь ее разработчикам.
 
**************************
 
До сих пор не ясно, как будут сдавать ЕГЭ слабовидящие и слабослышащие школьники, сообщает газета «Новые Известия». Для слабовидящих детей задания будут печатать крупным шрифтом на больших бланках, а для слепых выпустят специальные аудиодиски. Но это инициатива одной Свердловской области, что будет происходить во всех других, пока не ясно. Независимые эксперты считают, что слабовидящие дети должны сдавать экзамены только в традиционной форме. О проблеме – статья «Эти тесты не для них» в номере от 17 апреля.
Ситуация вокруг единого государственного экзамена накаляется день ото дня. Школьники уже смирились с неизбежностью выпускных тестов, а вот преподаватели не перестают находить в системе ЕГЭ все новые и новые недостатки. Например, на прошлой неделе специалисты министерства общего и профессионального образования Свердловской области всерьез задумались: а как же смогут сдавать единый экзамен дети с ограниченными возможностями? Если ЕГЭ будет обязателен для всех, то слепым и слабовидящим ребятам тоже придется выполнять тесты. Указаний от федеральных властей на этот счет не поступало, так что местные чиновники начали решать проблему самостоятельно.

В Екатеринбурге решили изготовить для слабовидящих школьников специальные бланки и аудиозаписи. «Вопросы будут напечатаны крупным шрифтом на листах формата А3, а не А4, как обычно, – рассказала пресс-секретарь министерства общего и профессионального образования Свердловской области Лариса Амбаева. – Для слепых детей будут выпущены аудиозаписи экзаменационных вопросов. ЕГЭ может стать обязательным для всех выпускников, поэтому мы решили провести эксперимент и выяснить, как его смогут сдать ребята с ограниченными возможностями. О своем желании выполнить репетиционное задание уже сообщили 20 школьников. Пока они пройдут только экспериментальный тест, его результаты нигде не будут учитываться. Но если детям понравится, они смогут аналогичным образом выдержать и настоящий экзамен».

Аналогичные эксперименты проводились и в других областях. Еще в 2006 году по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования слабовидящие выпускники Санкт-Петербурга начали сдавать ЕГЭ по русскому языку. Экзамен у них длился 280 минут вместо 180, а шрифт контрольно-измерительных материалов был увеличен. Для слепых ребят в Петербурге придумали собственную технологию сдачи теста с помощью специальных приспособлений с шрифтом Брайля. Аналогичный эксперимент повторился и в 2007 году. Тогда ЕГЭ в Петербурге сдали 18 слабовидящих и 11 слепых детей. Набрав в среднем 61,55 балла. Несколько слепых ребят поступили в РГПУ имени Герцена. В Костроме в 2006 году слепые дети сдавали ЕГЭ сразу по четырем предметам: русскому языку, истории, биологии и обществознанию. Там в эксперименте приняли участие двое выпускников. Костромской региональный центр обработки информации «Эксперт-ЕГЭ» разработал для них специальную инструкцию. Педагоги вслух зачитывали задания, а ребята писали результаты в специальной тетрадке для слепых. По каждому из предметов выпускники получили четверки.

Несмотря на ряд удачных экспериментов, специалисты убеждены: ЕГЭ для слепых детей не приемлем. «Дело в том, что сейчас по закону ребята, у которых проблемы со зрением, сдают традиционный экзамен в облегченной форме, – рассказал  президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Ничего менять в уже сложившейся системе не стоит. Надо понимать, что слепые дети совершенно по-другому воспринимают мир, у них больше развиты творческие способности. Проявить их школьники могут только во время устного собеседования. В тестовой форме оценить истинные знания таких детей просто невозможно».

 
*************************
 
Каждый третий ребенок в России имеет хроническое заболевание, 60% страдают болезнями органов дыхания, а каждый пятый за годы обучения в школе теряет зрение. Чтобы успевать по всем предметам, школьник должен учиться по 10 часов в сутки. Число больных детей увеличивается с каждым годом.
С 2000 года заболеваемость российских детей выросла более чем на 20%. По данным Российской академии медицинских наук (РАМН), за последние годы не было выявлено ни одного абсолютно здорового ученика в школах. Еще в детском саду примерно половина детей болеют, в школе здоровье ухудшается. Подробности – в газете «Труд» от 17 апреля, в статье под названием «За аттестат наши дети платят здоровьем».
 
По данным Минздравсоцразвития, чаще всего наши дети страдают болезнями органов дыхания - аллергией, астмой, бронхитом. На них приходится более 60%. Врачи объясняют это высокой загазованностью атмосферы, большим количеством автомобилей и популярностью бытовой химии. Второе место делит целый ряд недугов: инфекционные заболевания, травмы, болезни опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы. Каждый десятый ребенок обращается к врачам с жалобами на какую-либо из этих болезней. Затем идут заболевания органов пищеварения (9%). Две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания. До 80% выпускников школ получают ограничения в выборе профессии, а здоровье и уровень физического развития свыше 40% допризывников не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой.
 
«Структура заболеваний с 2000 года не изменилась, а вот общее число болезней год от года растет, - поясняет доктор медицинских наук, вице-президент Ассоциации детских аллергологов и иммунологов России Юрий Смолкин. - Прежде всего, дело в ухудшении качества медицинских услуг детям. В стране полностью исчезло профилактическое звено. Раньше каждый год проводили медосмотры учащихся, сейчас это делают раз в два-три года. Нет школьных врачей и подростковых кабинетов, родителям даже не у кого узнать о санитарном состоянии школы». По данным Роспотребнадзора, лишь в половине российских школ детей обеспечивают полноценными горячими обедами из натуральных продуктов, в 15,2% столовые работают на полуфабрикатах, примерно в 20% есть только буфеты, а в 12% школ пищеблоки вообще отсутствуют.Согласно исследованиям НИИ питания Российской академии медицинских наук, в рационе российских школьников недостаточно витаминов, минеральных веществ и микроэлементов, что приводит к задержке роста, анемии, остеопорозу, болезням пищеварения.
 
По данным Роспотребнадзора, болезни опорно-двигательного аппарата - это следствие неправильной мебели. Многие первоклашки целый день сидят за взрослыми столами. Нормам не соответствует примерно 13% парт и стульев. Хуже всего дело обстоит в Архангельской области, там негодны 46,9% обследованных комплектов мебели, в Удмуртии - 42,5%, в Корякском автономном округе - 38,5%, в Ленинградской области - 33,8%. «Неудобные парты и столы, как следствие - сколиозы, доска находится на неправильном расстоянии от учеников, ближе или дальше, чем положено, в результате каждый пятый заканчивает школу с нарушением зрения, - сетует педиатр Юрий Смолкин. - Наши дети за образование платят своим здоровьем».
Но особенно сильно здоровье детей подкашивают умственные нагрузки. Большинство учебных программ связаны с широкой компьютеризацией обучения, увеличением суммарной учебной нагрузки, снижением физической активности школьников. Как сообщил Онищенко, учебный день в младших классах достигает 10 часов, в старших - 12-15 часов. Такие учебные нагрузки на школьников в несколько раз превышают их возможности. «Школа в наши дни такой же аппарат насилия, как и государство, - уверен Юрий Смолкин. - Детям очень нелегко выдержать по шесть, а то и по восемь уроков в день, элементарно высидеть все это время на месте, а еще усвоить информацию».
 
Выход один из ведущих педиатров России видит в пересмотре системы образования. По словам Смолкина, в классе должно быть не более 15 человек. Это обеспечит нормальный контакт между преподавателем и детьми, снизит утомляемость школьников. Кроме того, необходимо по-новому подойти и к подготовке педагогов. Учителя должны отказаться от привычного авторитарного стиля преподавания, прекратить давить на детей, принуждать их к учебе, грозить двойками и позорить при других учениках. «Необходимо перейти к европейской системе общения, когда ученику позволено все, что не мешает уроку, - уверен Смолкин. - То есть ему не надо вставать и при всем классе отпрашиваться в туалет, он может просто выйти».
 
Необходимо пересмотреть и степень нагрузки. В НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук подсчитали, что за время учебы американские школьники получают 14,5 тысячи уроков, европейские - 12,8 тысячи, а российские - 10,4 тысячи. Дело не в том, что наши дети получают меньше знаний, а в том, что за границей учатся не 11, а 12 лет. К тому же большинство российских программ рассчитано не на пятидневную, как в Европе, а на шестидневную учебную неделю.
Кроме того, важно усилить медицинское обеспечение школ. «Раньше даже специальность такая была - "врачи организованного детства", они проводили осмотр школьников, вакцинацию, вели прием, а сейчас даже забыли, что это такое», - сетует Смолкин. Сами родители замечают, что ребенок нездоров, только когда болезнь запущена. Они не видят, что одно плечо ниже другого или что школьник сутулится - это могут заметить только врачи. На жалобу "болит животик" мамы отвечают "ну полежи - пройдет". А плохое зрение замечают только тогда, когда начинаются головные боли.
 
Ученые советуют родителям не ждать от школы заботы о здоровье, а делать это самим. Как минимум один раз в год обследовать школьника. Необходимы консультации детского или подросткового терапевта, эндокринолога (для подростков), гастроэнтеролога, окулиста и отоларинголога. Обязательно нужно давать детям витамины, но их должен назначить врач. Следить, чтобы ваш ученик каждый день выпивал как минимум стакан молока или съедал 150 граммов творога - дети растут, им нужен кальций. Ограничьте употребление сладкого и жирного. Нужно отдать ребенка в спортивную секцию или на танцы - физическая нагрузка помогает снять умственную усталость. Важно, чтобы дома дети имели свою комнату или хотя бы личное пространство. Главное, чтобы мебель была подобрана по росту (сидя на стуле, ребенок должен доставать подошвами до пола, угол согнутой в локте руки над столом должен быть примерно 90 градусов, а спинка стула поддерживала поясницу) и было достаточно света, лучше - дневного. Тогда ваш школьник будет здоров.