С 1 февраля российские студенты могут взять в банках специальные кредиты на учебу. Их станут выдавать в рамках эксперимента, рассчитанного до 31 декабря 2010 года, сообщает газета «Московский Комсомолец» от 1 февраля в заметке «Кредит учебе не вредит».
Специальные образовательные кредиты начали широко практиковаться с 2007 года, на эти цели из госбюджета выделили 63,6 млн. рублей. В 2008-м эта сумма возрастет в два раза – до 129,8 млн. рублей, а в 2009 и 2010 она увеличится еще в полтора раза, до 198,7 млн. рублей. Образовательный кредит сможет взять любой гражданин России, поступивший на платной основе в аккредитованный госвуз. Механизм его получения следующий: сначала абитуриент поступает в учебное заведение и заключает с ним договор на оказание платных образовательных услуг. Потом он обращается в банк за деньгами. Правда, не в любой, а лишь в тот, который участвует в эксперименте (их список можно узнать в вузе).
Будущему студенту надо еще заручиться поручительством – ведь сам он, как правило, постоянных доходов не имеет и ценным имуществом не располагает. Банк рассмотрит заявку и, если все нормально, выдаст ссуду, причем под очень выгодные проценты – всего 10% в год. Но деньги на руки студент не получит, они поступят сразу на расчетный счет вуза. Ссуду можно взять не только на основное образование, но и на дополнительное, а также на проживание (сопутствующий кредит). Деньги, кстати, переводят учебному заведению не все сразу, а по семестрам. Если студента исключат из вуза (скажем, за не сданную вовремя сессию), то финансирование учебы тут же прекращается. Возвращать кредит придется после окончания вуза в течение пяти лет. Если заемщика призвали в армию, то ему предоставят отсрочку по выплате. А чтобы банки не боялись давать образовательные кредиты, поддерживать программу будет само государство – в объеме 10% от размера предоставленных ссуд.
*****************************
В российских вузах закончилась сессия. Сдавали ее студенты по-разному. Одни корпели над учебниками и лекциями. Таких, к счастью, большинство. Другие же пытались или "купить" хорошую оценку, или, что еще хуже, выбить ее из преподавателя угрозами. О проблеме - «Российская газета» от 29 января в статье «Сессия оптом и в розницу».
Ни для кого не секрет, что есть такие учебные заведения, где нерадивые студенты каждую сессию изрядно вытряхивают свои кошельки, оплачивая преподавателям несданные зачеты и экзамены. На многих сайтах висят рейтинги вузов по размерам взяток. На форумах обсуждается, кто из студентов кому, сколько и за что дал взятку. В одном из рейтингов на первом месте оказался Дальневосточный университет. "Ничего удивительного, - пояснил знакомый преподаватель. - В Москве, Санкт-Петербурге вузов много. Не получилось договориться в одном, перейдешь в другой. А там вузов мало, поэтому те, кто не могут взять умом, берут купюрами". Зато в Москве, к примеру, уже дошло до того, что взятки за зачеты и экзамены особо продвинутые студенты теперь предлагают оптом и в розницу! Об этом рассказала преподаватель демографии солидного вуза, хотя это так неправдоподобно звучало: "Зачет оптом, со всей группы, дешевле, по 50 долларов с человека. В розницу могут предложить 100-150 долларов. Экзамен стоит 500 у.е. И мало кто из преподавателей отказывается брать". Сама она денег не берет принципиально. Во-первых, как она объяснила, ее это унижает. Во-вторых, считает, что деньги можно брать только за труд, если, к примеру, просят написать реферат или диплом. А в-третьих, может заработать по-честному - пишет на заказ диссертации. Предлагают же взятки каждую сессию.
Есть и другие, куда хуже методы воздействия на преподавателей. О них вузовские педагоги рассказывают неохотно. Потому как стыдно. И за студентов, и за себя, ведь в большинстве случаев приходится уступать.
"Лучше поставьте зачет. Или хотите, чтобы к вам домой пришли?" - пригрозил студент 4-го курса преподавательнице истории столичного вуза. Женщина двадцать лет проработала в институте, но с подобным столкнулась сама впервые. Зато была наслышана о других историях. Посмотрев внимательно в глаза сидевшего напротив парня, она поняла - угроза может оказаться не пустой. И поставила. Николай Ф., сотрудник одного из известных российских торговых вузов, рассказал, как отомстили студенты несговорчивому 73-летнему педагогу, который был слишком строг и не хотел ставить незаслуженные оценки. Так вот, симпатичная девица обвинила его в... домогательстве. Дескать, она отказала и стала "жертвой". "Развратнику" объявили бойкот. Дело дошло до ректората. Устав объясняться, едва ли не в предынфарктном состоянии от потрясения преподаватель плюнул на все и уволился. А студентам-лоботрясам сошло с рук. Сейчас в этом вузе принципиальную борьбу с двоечниками ведет только один педагог. Этому человеку больше 80 лет, он ветеран войны и по общим правилам играть не желает.
Спрашивается, почему преподаватели не обращаются в милицию? "Доказать тут практически ничего невозможно, - говорят они. - Здоровье дороже допросов, а ректорату выносить сор из избы и вовсе ни к чему". Такое хамское отношение к педагогам - "зачем учить предмет, если можно конверт сунуть или пригрозить?" - формируется еще со школьной скамьи. "Что скрывать, сегодня в нашем обществе стало чуть ли не модно выяснять отношения с учителями. Времена, когда они были самыми уважаемыми людьми, давно канули в Лету».
В декабре прошлого года «Российская газета» уже писала о конфликте в двух хабаровских школах: родители, выгораживая своих детей, просто затаскали педагогов по судам. Буквально на днях в Петрозаводске в одну из школ пришлось вызывать наряд милиции. Двое старшеклассников принесли с собой нож и на уроке, размахивая им, стали выяснять отношения с педагогом. В Ульяновской области подобные конфликты стали настолько частыми, что местные депутаты обратились к сотрудникам милиции и попросили активизировать работу комиссий по делам несовершеннолетних. Была в прошлом году и скандальная история в маленьком башкирском поселке Верхние Киги. Ученик старших классов, известный в школе разгильдяй, отказался идти на урок физкультуры. У педагога сдали нервы. Он повысил голос и встряхнул хорошенько парня за капюшон куртки. Тот, видимо, ударился головой о стену. А может, и нет, кто теперь скажет? Но районная прокуратура поначалу настаивала на том, что физкультурник - самый настоящий садист. Педагогический коллектив встал на сторону коллеги, да и сам учитель чувствовал себя правым, не побоялся разбирательства. В результате выяснилось: не виноват. Одна из учительниц этой школы, попросив не называть своего имени, открыла теневую сторону конфликта: "Родители ученика стали требовать от учителя деньги за то, чтобы погасить скандал. Он платить отказался, вот и пошло-поехало... Парень потом признался, что оговорил физкультурника с подсказки родителей. Сейчас этот мальчик учится в другой школе". Обвинения в садизме, шантаж, клевета, суд - кажется, что речь идет не о школе, а об очередном боевике или "ужастике". Думаете, кто-нибудь извинился потом перед физкультурником? И не подумали! В школе сказали: мы рады и тому, что утих скандал.
Сегодня много говорится о падении престижа учительского труда. Смена общественных ценностей с духовных на сугубо материальные, и как следствие - нищенские зарплаты учителей, низкая педагогическая культура сделали свое пагубное дело. Педагоги в ответ на угрозы, клевету и обвинения даже не пытаются себя защитить. Они почти никогда не обращаются за помощью к милиции. Только ведь в правовом обществе защищены права каждого, а не только тех, кто моложе 16 лет. И механизмы, с помощью которых можно поставить на место зарвавшегося юнца, в законодательстве есть. Только вот российские учителя о них, похоже, не знают. В отличие от своей украинской коллеги Татьяны Носко, преподавательницы из Мариуполя, когда десятиклассник послал ее на три буквы, она решила действовать по Макаренко: воспитание через наказание. Она сама написала заявление в суд. «Посоветовалась с директором, с коллегами, они меня поддержали, - поделилась учительница. - Иди, говорят, спасу нет от этой матерщины. Ведь до чего дошли? Снимают на камеру мобильного, как изгаляются над учителем»!.. Следствие в Мариуполе длилось полгода. Все это время хулиган ходил гоголем. Но когда услышал приговор суда - публичные извинения и штраф в 1000 гривен, сразу сник. Извинения Носко приняла, а сумму штрафа попросила уменьшить до 400 гривен (что-то около 80 долларов). Семья у парня небогатая, да и не в сумме дело. Важно показать, что за свои слова и поступки должны отвечать не только учителя, но и ученики. По распоряжению местного управления образования во всех 68 мариупольских школах прошли открытые уроки на эту тему.
О том, чтобы в России хоть один учитель подал в суд на ученика, мы ни разу не слышали. Это же самое касается вузовских педагогов. А двоечники потом заканчивают вузы с красными дипломами, идут в экономику, строительство, медицину. Это они проектируют здания, которые рушатся через несколько лет, ставят неправильные диагнозы и делают неудачные операции. Только вот кто даст гарантии, что на операционный стол к двоечнику не попадет его педагог, за взятку поставивший "отлично" на экзамене по хирургии?
Владимир Голубев, адвокат коллегии адвокатов "Закон и человек": «Преподавателям не надо бояться обращаться в милицию. Ряд угроз попадает в разряд уголовно наказуемых деяний - по статье 119 УК можно получить срок до 2 лет. Иногда педагоги не идут в милицию потому, что у них не бывает свидетелей: угрожают-то обычно один на один. Но опытный оперативник сумеет доказать факт угрозы. Я бы хотел посоветовать педагогам постараться записать разговор на пленку или снять на камеру мобильного телефона. Не надо скрывать то, что вам угрожают. Наоборот, лучше, чтобы об этом знали в коллективе. Если дело дойдет до суда, такие сообщения будут дополнительными доказательствами в пользу педагога. Можно позвонить родителями студента, поставить их в известность.
Закон защищает и школьных учителей. С заявлением в милицию можно обратиться на любого ученика, независимо от его возраста. Если ему нет 14 лет, к уголовной ответственности его привлечь нельзя, но вместо него можно призвать к ответу родителей. После 14 лет за ряд преступлений предусмотрено и уголовное наказание. Кроме того, хулигана можно отправить на учебу в специальные учебные заведения - это решает комиссия по делам несовершеннолетних. И заявление от педагога об угрозах, побоях может сыграть решающую роль».
Владислав Крапивин, детский писатель, преподаватель Тюменского госуниверситета: «Мне кажется, неуважение к педагогам - отражение нынешнего состояния общества. Происходит деградация духовных ценностей. Они объявлены чем-то мешающим процветанию, развитию благополучия в государстве. Сейчас даже первоклашки знают, что силой можно многого добиться. Мне рассказывали такой случай: пришли дети на линейку, один мальчишка стал пинать других, причем ботинком по икрам, щиколоткам, чтобы было больнее. Учительница его спрашивает: "Почему ты так себя ведешь?" - "Папа сказал, что надо быть сильнее всех, чтобы тебя боялись!" Сегодня сумма денег на счету определяет вес в обществе, а не любовь к родителям, взаимоотношения с друзьями. Иметь, а не уметь - это сейчас закон. Я думаю, что возврат к прежним ценностям возможен, иначе общество просто задохнется в атмосфере безнравственности».
***********************
Рейтинги стран, рейтинги вузов и школ очень популярны в образовании, особенно независимые (хотя таковых, как правило, не бывает). Недавно Бостонский колледж проверил знания десятилетних детей из 40 стран мира и пришел к выводу, что дети из России, Гонконга и Сингапура продемонстрировали лучшие навыки грамотности. Россия возглавила список победителей, за ней следуют Гонконг и Сингапур. США и Великобритания, сообщило Reuters, заняли 14-е и 15-е места соответственно.
Тем не менее, если бы не финансовые трудности, учиться за рубежом предпочло бы гораздо большее количество россиян, чем это делают сегодня. Об этом свидетельствуют данные опросов посетителей образовательных выставок. Большинство родителей, посещающих их, желали бы отправить своих детей учиться за рубеж, будь на это их воля и возможности. Любопытно, что эти родители – самая заинтересованная в образовании часть общества. Рассказывает «Независимая газета» от 25 января в статье «Дети глобализации».
Пока, согласно последним исследованиям, наибольшее число россиян, уезжающих получать образование за пределами родины, – это не более 50 тыс. человек. Куда едут? В основном в Великобританию (24 000 студентов). На втором месте находятся США. Хотя спрос на образование в этой стране со стороны российских студентов с каждым годом падает на 1–2% по причине жестких условий получения визы. Во Францию и Германию едут за образованием не более 3000 человек (по данным Edufrance и DAAD). А Италия, Австралия, Канада, Нидерланды за последний год приняли из России соответственно около 200, 200, 550 и 300 человек. Если говорить о том, зачем едут, например, студенты, то уверенно можно сказать, что едут не за дипломом… С нострификацией (признанием зарубежного диплома в РФ) придется некоторым образом повозиться. Бюрократический аппарат – машина весьма сложная и неповоротливая. В утешение можно сказать, что согласно статистическим данным даже для самих американцев в действительности не так важно, степень какого университета они получают. Там ценят, какие результаты показали студенты во время учебы и выполнения практической работы. Множество ведущих американских компаний посещают наиболее известные американские университеты и приглашают на работу лучших студентов выпуска.
Если говорить о главном отличии большинства вузовских зарубежных программ от российских, то это прежде всего свобода выбора. Студент сам выбирает дисциплины, которые ему предстоит узнать в рамках своего курса.
Если учесть, что наибольшее количество студентов обучается в Британии, то имеет смысл сказать пару слов об этом образовании. Программа высшего образования Соединенного Королевства достаточно сложная. Она включает в себя учебные уровни (Level 0, Level 1 и Level 2) и преподается как в формате полной нагрузки (Full-Time), так и частичной нагрузки (Part-Time). Обучение подразумевает многоступенчатую систему контроля за развитием и успеваемостью студентов. Дважды в год проходят семестровые аттестации. После успешного окончания уровня Level 1 студенты получают сертификат о высшем образовании (Certificate of Higher Education), а после завершения уровня Level 2 – диплом о высшем образовании (Diploma of Higher Education). Модульная программа, которая практикуется повсеместно за рубежом и в некоторых наших школах (РУДН, ВШЭ и других), ценится очень высоко. Как говорят наши преподаватели, эта система сложна для преподавания, но очень удобна для студентов. Потому что оценку студенты получают сразу после завершения обучения по модулю. В американском образовании россияне выбирают чаще экономические науки. И чаще – магистратуру. Вообще среди нашей педагогической общественности популярно высказывание: американское образование в большинстве своем – это русские профессора и китайские студенты.
Во многих государствах сегодня уже идут или намечаются реформы образования. Единообразие, унификация, единство содержания образования и воспитательная направленность в странах с такой же системой образования, как наша, порой уступают место индивидуальности обучения и развития способностей отдельного ребенка. Сегодня почти каждая средняя школа ставит задачу воспитания творческой личности и необходимости заниматься выявлением одаренных детей в раннем возрасте как в России, так и за рубежом. Интернет и растущие международные обмены студентами и учениками меняют картину образования во многих странах. И порой, оказавшись в какой-то стране, наши граждане находят в новом подходе к образованию хорошо забытую старую советскую систему. Или с интересом обнаруживают ошибки и просчеты собственного образования.
************************
Не в меру загружая своих, детей мы можем в результате испортить им жизнь, считает журналист газеты «Вечерний Новосибирск». В статье «Птица в кулаке», опубликованной 5 февраля, автор говорит: «Не помню, кто именно сказал: « С появлением детей человеческий эгоизм, впервые вырываясь на свободу, бесчинствует безнаказанно». Но подтверждение вижу на каждом шагу. И речь веду отнюдь не о родителях-наркоманах и забулдыгах, а совсем наоборот — о заботливых и любящих! Отношение к ребенку как к не совсем полноценному существу — вот вырастет, человеком станет! — которое демонстрируют сегодня мамы и папы, бабушки и дедушки, воспитатели, школьные учителя, преподаватели в институте — в общем, все! — в последнее время меня просто завораживает. С открытым ртом и остановившимся взглядом, я наблюдаю торжество научных знаний и силы над человеческими чувствами и здравым смыслом».
Недавний пример из жизни. Свой приход в школу, где учится мой сын, новый завуч ознаменовал введением формы. В школу больше стало нельзя приходить в джинсах (даже если они чернее ночи и бюджета семьи, с трудом выкроившей деньги на покупку новых штанов ребенку). Отлов детей продолжался каждое утро. В ход шло все. От объяснения того, что джинсы — рабочая одежда и отсылки на соответствующий сайт (мой сын так и не понял, почему, даже если джинсы рабочая одежда, они так зазорны для школы, ведь джинсы чистые?) до простого изгнания непокорных из школьного рая. После недельных объяснений со всем руководством школы и демонстрации вполне традиционных белых рубашек над новыми джинсовыми штанами, безуспешных попыток в течение двух дней пробиться сквозь школьную охрану, чтобы попасть в школу, мой сын «сломался». Он купил максимально дешевые брюки (для чего пропустил третий день учебы в школе) и был милостиво впущен в двери. А вот теперь можете смеяться! Кроме него в брюках в школе не ходит никто. Все остальные в джинсах, и это абсолютно никого спустя два месяца не интересует!
Но выводы, вольно или невольно, ученик сделает. Во-первых, главное для учителей было продемонстрировать свою власть и волю, показать, кто главный. Во-вторых, учителя подтвердили детям и родителям то, что они и так знали, а именно: требования школы бессмысленны, делаются только для проформы и обращать на них внимание надо только для того, чтобы в школе тебе не портили кровь. Понятно, такое отношение обязательно отразится на процессе обучения и отношении ученика к словам преподавателей, но это уже никого не волнует.
Накачка детей знаниями уже давно перешла грань не просто разумного, она перешла грань сохранения физического и психического здоровья ребенка. По 6–8 уроков в школе, после которых надо бы поесть, что для детей, имеющих особо любящих родителей, бывает весьма затруднительно. Ведь сыну или дочери надо успеть сбегать еще на дополнительные занятия по английскому языку, пению, рисованию, а для себя лично, если кто-то не хочет быть дохляком, успеть пару часов позаниматься в спортивной секции. Ну и вечером, само собой, надо уроки учить, если силы, конечно, останутся. И если даже такой график не у всех и не у преобладающего большинства, то только потому, что некоторые дети обладают врожденной недюжинной силой характера, сбрасывая это иго в неравной борьбе с родителями. Порой спасение приходит свыше, родители не в состоянии из-за денежных затруднений платить везде и за все, что им хочется, в той школе, где им хочется, чтобы их ребенок учился. Или сына или дочь оберегает от такого обучения болезнь.
И речь не идет только о здоровье детей. В конце концов, это личное дело каждого родителя. Хотят иметь больного ребенка, пусть имеют. Речь идет о цели, преследуемой таким образованием. Неужели кто-то всерьез может считать, что человек способен научиться мыслить, не имея времени обдумать и прочувствовать впервые им услышанное? Не имея времени сопоставить, сравнить, попробовать использовать? Не обговорив, обсудив, не обкатав новые слова и понятия в обыденной речи и жизни?
Результат такого обучения один: неумение мыслить и продолжать чужую мысль; ну и, конечно, выработка отвращения к умственному труду. Взамен чего появляется умение много и долго сидеть неподвижно, преданно глядя в глаза говорящему, для того только, чтобы потом согласиться со всем, что он говорит, — лишь бы отвязался!
Но, наверное, основное заблуждение, которым страдает абсолютное большинство родителей и учителей, — это то, что высоких результатов можно достичь за счет долгой и трудной работы. Если нарисовать картинку, то получится что-то вроде бегущей из последних сил лошади в мыле на подгибающихся копытах, но обгоняющей всех остальных лошадей на финише, несмотря на прицепленную сзади телегу знаний. Но в жизни ничего подобного нет и не бывает! Это представление имеет отношение к физическому труду, к труду каменотеса и грузчика (да и то не всегда и не к каждому), но не к интеллектуальному труду, на который мечтают обречь своих детей большинство родителей.
Нет, умение работать — важнейший жизненный навык, но всегда для конкретной цели и получения конкретного результата. Очевидно, что все люди академиками стать не смогут. И хорошими менеджерами тоже. И юристами, и переводчиками, и бухгалтерами, и журналистами, и даже педагогами… Прежде всего потому, что для человека призванного, имеющего способности к этой работе, умственная деятельность приносит удовольствие. А многочасовая работа — радость, а не желание немедленно послать ее к черту! (Вспомните при этом лицо своего ребенка за выполнением уроков или собирающегося на дополнительные занятия). Самых больших результатов люди достигают во время счастливого озарения, легкого и счастливого состояния души, того, что называется вдохновением, к которому надо приучать, давая возможность узнать и почувствовать в детстве. Но такое состояние вдохновения в результате насилия (пусть даже в самых благих целях) появиться не может.
Еще одни пример из жизни. После занятий на курсах английского языка учительница встречается с мамой нерадивого 17-летнего ученика и говорит: «Заниматься он не хочет, всем мешает. Когда спросила: «Почему не учишь?» — объяснил, что собирается стать дэпээсником или автомехаником. А им английский ни к чему. И вы знаете, он прав, правда, ни к чему! Может, не надо его и остальных мучить? Пусть идет на курсы вождения, ему это нравится, в школе он тоже особо способностями не выделяется. Вы знаете, у него в руках больше ума, чем в голове. Как он нам легко замок в двери починил!» На что мама растерянно отвечает: «Да про дэпээсника это отец у нас так шутит! Говорит: «Не выучишь английский, в дэпээсники пойдешь!»
«Ваш сын шутки не понял, он решил, что ему действительно лучше пойти в дорожную службу. Да и что в этом плохого?»— «Ну, знаете…» Как говорится, без комментариев. Борьба за самое лучшее обучение своих детей приобретает все больший размах, становится все дороже и амбициозней. Ребенок для всех участников чем дальше, тем больше превращается в объект, мягкую глину — лепи что хочешь! Но ведь это страшноватое заблуждение приводит к тому, что людей, не знающих даже, что именно они любят и умеют делать лучше остальных, становится все больше. Не ощущая себя ни в чем компетентными, а значит, ощущая себя не очень-то нужными и легко заменимыми, они, прежде всего, становятся несчастны. А уж потом и неудачливы. Жестоки к своим детям, как и их родители. Плохи как специалисты. Больны, и часто алкоголизмом…
Любая мама, имеющая хотя бы двух детей, знает, что каждый из них так сильно отличается от другого, как будто рожден в другой семье и от других родителей. Это сильно снижает родительское самомнение, но зато, возвращая с небес на землю, наконец-то заставляет принять ребенка таким, как он и есть. А это значит — любить как особую личность, с особым жизненным путем (вполне возможно, не таким представительным, как хотелось бы папе и маме, но не перепутанным с колыбели с чужим!). Отношение к детям может быть только бережным и нежным. Как к птице, взятой в ладонь, — не раздавить, не повредить бы хрупкое тельце, не разорвать бы сердце страхом перед громким криком, не повредить бы крылья! Защитить, согреть, дать время вырасти крыльям и отпустить на волю в уверенности, что теперь он сможет летать, жить, кормить себя и своих птенцов — не больше и не меньше.