ОБЗОР ПРЕССЫ № 261

31 января 2008
Что нового появится в российских школах и вузах в 2008 году – об этом в статье «Студентов станет меньше, а педагогов отправят учиться» рассказывает газета  «Комсомольская Правда» от 11 января.
 
Привычные понятия федерального, регионального и школьного компонентов в образовании уходят. С 1 сентября 2008 года школьники начнут учиться по госстандарту в образовании нового поколения. Останется федеральная часть (единая для всех) и вариативная (образовательное учреждение имеет право наполнять ее курсами по своему усмотрению). Причем свобода выбора каждой конкретной школы или вуза выросла. К примеру, в старших классах вариативная часть может достигать трети учебного времени. «Новый стандарт - это система гарантий ученику и студенту, - объясняет замминистра образования и науки Исаак Калина. - Впервые в документе прописано не только количество учебных часов, но и условия, в которых будут учиться ребята. Причем не только школьники, госстандарт един для всех уровней образования. Учтены бытовые условия обучения, требования к оборудованию кабинетов (если раньше директора и ректоры ориентировались на СанПиНы, то теперь для них основной ориентир - госстандарт, закрепленный федеральным законом). Основное отличие госстандарта нового поколения - компетентностный подход. То есть основным становится требование к тому, что УМЕЕТ делать выпускник, как он приспособлен к жизни, а не количество изученных понятий и формул».
 
Количество бюджетных мест в учебных заведениях стабильно уменьшается. Это не связано с тем, что государство постепенно перекрывает возможность учиться бесплатно, подчеркивают в Минобрнауки. Просто Россия сейчас находится в демографической яме. Основной спад приходится на старшие классы: если будущим летом из школ выпустится чуть больше миллиона человек, то в 2009-м уже ожидается 930 тысяч одиннадцатиклассников, а в 2010 г. - всего 808 тысяч. Параллельно с сокращением мест будут закрываться представительства и филиалы вузов. Коснется это только тех, к кому возникало больше всего претензий по поводу качества подготовки. В нынешнем году основательно возьмутся за повышение квалификации учителей в рамках приоритетного нацпроекта «Образование». Причем время учебы теперь будет засчитываться в стаж работы, пообещал министр образования и науки Андрей Фурсенко. Планируется навести порядок и с институтами переподготовки. Ведь раньше такие учреждения были монополистами, при этом зачастую работали чисто формально, выдавая корочки без всяких знаний. «Школа, учителя должны сами определить, кого они хотят учить и в каких институтах они хотят повышать квалификацию, - считает Фурсенко. - Это будет обеспечивать повышение квалификации не только учителей, но и тех, кто их учит».
 
Утвержден новый перечень допущенных и рекомендованных книжек, по которым будут учиться школяры. В список вошли 1104 учебника по всем общеобразовательным предметам (подробнее об этом «КП» писала 28 декабря 2007 г. и на сайте kp.ru). Главное новшество заключается в том, что впервые учебники прошли серьезную экспертизу в Российской академии наук и Российской академии образования. А это значит, что количество ошибок в них минимальное. Обратите внимание: в перечень входят только УЧЕБНИКИ! Многочисленные учебные пособия, рабочие тетради по предметам, книги для учителей - за качество всей этой продукции отвечают издательства. Лучше всего пользоваться вспомогательной литературой, которая составляет единый учебно-методический комплекс с учебниками из федерального «Перечня...».
 
Как известно, Единый госэкзамен узаконили. С 2009 года он станет обязательным для выпускников школ. Поступить в вузы также можно будет только по результатам ЕГЭ. В 2008 году планируется ввести тестирование и в 9-х классах. Кое-где этот эксперимент уже идет полным ходом. Свои результаты выпускники могут рассылать одновременно в несколько ссузов, без привязки к месту жительства. Естественно, это не основная цель введения ЕГЭ в 9-х классах, ведь большинство ребят все же остаются в школах. «Единый» - это часть системы независимой оценки качества образования, которую создает Минобрнауки. В перспективе аналог «большого ЕГЭ» появится и для четвероклашек. Так можно будет отследить не только успеваемость школяров, но и качество работы педагогов. А это уже один из критериев, по которым распределяется стимулирующая часть зарплаты. Именно по такому принципу начали платить учителям во многих регионах (отраслевая система оплаты труда).
 
********************************
 
С 1 сентября 2008 года в ряде регионов откроются специальные школы для старшеклассников. Там подростки будут углубленно изучать именно те предметы, которые понадобятся им для поступления в вуз. Система специализированных классов динамично развивается в России уже на протяжении нескольких лет. Эксперты видят в этом одни плюсы, однако опасаются, что с обязательным введением единого госэкзамена профильные классы могут потерять свой смысл. О ситуации – газета «Новые Известия» от 15 января в статье под названием «Знания в профиль».
 
В конце декабря министр образования Пермского края Николай Карпушин объявил, что с 1 сентября в регионе откроется сразу несколько спецшкол для старшеклассников. На эти цели из краевого бюджета будет выделено 30 млн. рублей. Таким образом, в регионе хотят повысить уровень подготовки ребят в вузы, ведь они будут углубленно изучать именно те предметы, которые понадобятся им для поступления. Вчера об аналогичном проекте заявили в департаменте образования Красноярского края. Всего же подобные проекты запускаются более чем в тридцати регионах страны. «Первые спецшколы для старшеклассников отрылись еще в советское время, – рассказал  председатель Комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. – Сейчас эта система активно развивается. В Москве есть и специализированные школы, и лицейские классы внутри общеобразовательных заведений».

С одной стороны, плюсы таких спецшкол очевидны: ребята сами хотят более глубоко изучать интересные им дисциплины. Но с другой, идет перекос в сторону одних предметов и недостаточное внимание к другим. Так что отношение к профильному подходу среди учителей неоднозначное. Ситуацию усугубляет и введение ЕГЭ. По мнению г-на Бунимовича, нельзя делать единый экзамен одинаковым для всех. Например, выпускники профильных школ занимаются математикой по 9 часов в неделю, тогда как в гуманитарных классах – всего 4. В итоге математики с легкостью сдают математику, а с литературой у них возникают проблемы. С гуманитариями все наоборот. Система ЕГЭ, основанная на равномерных знаниях по всем базовым предметам, может стать препятствием для одаренных ребят на пути в вуз.

«Сейчас далеко не все спецшколы готовят выпускников для поступления в конкретный вуз, – рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Отменена система договоренностей между школой и вузом, когда выпускные экзамены считались вступительными. В итоге ребята из спецшкол идут на общих основаниях. А для многих из них ЕГЭ становится серьезным препятствием для поступления. Тест предусматривает усредненные знания, а если молодой человек хорошо ориентируется в одних предметах и слабо в других – в институт ему не поступить. А это касается в первую очередь выпускников профильных школ». В московской физико-математической школе №2 учатся ребята с 7-го по 11-й класс. Все они осознанно решили связать свою жизнь с точными науками и готовятся к поступлению в технические вузы, только вот в последний год ребята больше задумываются не над решением задач, а над технологией угадывания ответов в тестах. «К ЕГЭ мы относимся отрицательно, – рассказал завуч по научной работе Александр Ковальджи. – Мы уже чувствуем, что из-за этого экзамена начинает меняться система обучения. Ребята в первую очередь думают о том, как выбрать правильную цифру в тесте. Даже читают книжки «Как угадать ответ в ЕГЭ». А ведь в математике самое главное – умение логически мыслить, решать нестандартные задачи. А этого с помощью тестов не определить».

 
********************************
 
«Высшая школа Сибири: борьба за выживание» - так называется статья в газете «Аргументы и Факты в Восточной Сибири» от 22 января. В различных вузах Иркутской области обучается порядка 150 тысяч студентов, согласитесь, цифра достаточно внушительная. Помимо того, что вузы обеспечивают предприятия региона высококвалифицированными кадрами, высшее образование является хорошим бизнесом. Сегодня бюджет некоторых иркутских вузов равен бюджету крупных городов. Естественно, региону экономически выгодно позиционировать Иркутск в качестве центра обучения студентов. Однако «отхватить» лакомый кусочек от образовательного пирога хочет не только столица Приангарья, но и её ближайшие соседи — Новосибирск, Красноярск, а в последнее время и Китай.
 
В 2006 году в Красноярске объединились четыре вуза, образовав единый национальный университет, идея которого заключается в том, что такой крупный образовательный центр должен находиться в каждом федеральном округе. За право получить это звание конкурировали Красноярск, Томск, Новосибирск и Иркутск, в этой гонке наш город не добрал всего один балл. Некоторые эксперты не исключают, что это связано с протекционизмом в отношении Красноярска. Конкурентом Иркутска на рынке образовательных услуг является и Новосибирск, в основном за счёт наличия в городе Сибирского отделения РАН. В последнее время, как отмечают специалисты, китайское образование поднялось на достаточно высокий уровень. Эксперты отмечают, что в основном это касается образования МВА (бизнес-образование для руководителей компаний). Тем более, китайские дипломы востребованы в связи с углублением экономических отношений Поднебесной и России. Стоит ли опасаться Иркутску того, что абитуриенты предпочтут получить диплом в другом месте? И будут ли они потом востребованы местными работодателями?
 
По мнению директора департамента предпринимательства, инноваций, науки и высшей школы администрации Иркутской области Виктора Рыкова, в данный момент столице Приангарья опасаться нечего. «Определённые разговоры о том, что Красноярск переманил часть наших студентов, есть, но нет цифр, которые бы подтверждали этот факт, так как количество студентов в иркутских высших учебных заведениях растёт ежегодно», — заметил глава департамента.  Как правило, в Красноярск и Новосибирск едут абитуриенты из северных районов Приангарья — Братска, Усть-Илимска, Железногорска. Зато Иркутск выбирают студенты из Бурятии и Читинской области, хотя количество жителей этой области, отдавших предпочтение столице Восточной Сибири, становится всё меньше — в основном все иркутские вузы открыли в Чите свои филиалы. О том, что Красноярск не конкурент Иркутску, говорят в том числе и цифры. В Сибирском национальном университете обучается 32 тысячи студентов, а в иркутском техническом — 38 тысяч, в железнодорожном университете — 32 тысячи. Кстати, не редко именно иркутские вузы составляют конкуренцию соседним регионам, открывая свои филиалы в Красноярском крае, республике Хакасия и даже Монголии. По мнению Виктора Рыкова, такое положение столицы Приангарья обеспечивается тем, что город является одним из старейших научных и образовательных центров Сибири, традиции же высшего образования у наших западных коллег имеют не столь глубокие корни.
 
«Сегодня уровень образования во всех периферийных вузах примерно одинаков, поэтому родители и будущие студенты в первую очередь выбирают условия, а не вуз, — заметил проректор по учебной работе ИГУ Игорь Гутник. — Однако если бы какой-то красноярский или новосибирский вуз совершил настоящий прорыв в области науки или системы образования, то тогда бы он мог стать конкурентом Иркутску, но пока этого не произошло».  Обучение в Поднебесной выбирают единицы. Китайский язык не всем «по зубам». Кроме того, тут возникает ещё одна проблема: как заметили в отделе МВА одного из иркутских вузов, студенты из Приангарья предпочитают получать МВА в Иркутске, так как система построена на одних принципах, а вот поездки в другие города и страны занимают слишком много времени и отвлекают от профессиональной деятельности. В одном из крупных кадровых агентств Иркутска подчеркнули, что работодатели в основном предпочитают выпускников с дипломами местных вузов, так как уже уверены в уровне образования того или иного учебного заведения. Работодатели также не особо готовы принимать выпускников с иностранными дипломами, а если и берут их, то в большинстве случаев при наличии опыта работы.
 
********************************
 
Новая система оплаты труда в школах приведет к массовым сокращениям, считает «Новая газета». В номере от 21 января газета публикует полемическую статью под названием «Учителей выживают по Дарвину».
 
Комплексные проекты модернизации – часть нацпроекта «Образование». В 2007 году 21 регион-победитель получил 4,5 млрд руб. из средств федерального бюджета. В конце января конкурсная комиссия определит еще 10 субъектов Федерации, которые получат из бюджета 5,25 млрд руб. Направления модернизации — это не местная самодеятельность. Деньги можно получить в ответ на обязательства, определенные из федерального центра. Одно из них – введение новой системы оплаты труда учителей. Рапортуют, что зарплата в пилотных школах повысилась.

Учитель русского языка и литературы из Новосибирска Татьяна Нечипоренко написала в «Новую газету», как это повышение видится из школьного класса. То, что образование оказалось в ряду национальных проектов, не удивило: школами недовольны все. И вот уже министр образования колесит по стране, газеты рапортуют о горящих энтузиазмом глазах педагогов; региональные чиновники, взяв под козырек, докладывают об успехах нацпроекта. Модернизация системы образования названа самым беспроблемным из нацпроектов. Сказочники советских времен отдыхают! Министр образования господин Фурсенко сохраняет завидный оптимизм: «Мы проехали более половины регионов России… везде настрой позитивный, это очень здорово». Что это — искреннее заблуждение или тонко рассчитанный ход? Чего стоит одна цифра, в которую государство оценивает детскую душу, — 40 рублей. Именно столько классная мама получает за каждого ученика: за 25 чел. — 1000 руб., за 24 — 960 и т.д. (За 26-го уже почему-то не платят. Ну как не вспомнить о чичиковской копеечке?) Страна переходит на нормативно-подушевую схему финансирования школ — за каждым ребенком в школу приходит определенная сумма. Она в каждом регионе своя, соотносимая с реальным положением дел в экономике края. В Новосибирске за учеником идет 12,5 тыс. рублей. Дети и учителя в который раз оказываются заложниками ситуации. Если в школе учатся 300 учеников, умножьте на 12,5 — это будут все школьные средства на год. Работать и учиться совершенно невыгодно: на нормальное функционирование заведения денег ни при каком раскладе не хватит. Что это значит? Учителя начнут уходить, а детей учить будут те, кому идти некуда.

Процесс деления на «элиту» и «быдло» пошел. Финансирование школ различается десятикратно: например, Москва и Северный Кавказ — в 40 — 50 раз. О Москве — особый разговор. Мы потихоньку учимся не заглядывать в чужие кошельки. Но почему госбюджет всей страны в 2007 году на образование потратил 278 млрд руб., а столица в 2008-м может себе позволить 127? Стоит ли удивляться, что средняя зарплата школьного педагога в столице — 23 тыс. рублей, а учитель иностранного языка получает до 60 тыс.? Базовая, стабильная часть учительской зарплаты в моей «пилотной» школе оказалась в среднем около 3,8 тыс. рублей. А у молодого специалиста — девушки, работающей в самом трудном, детдомовском, классе, — ставка оказалась равна 2 тыс. Ринутся к нам молодые работать? Есть стимулирующий фонд, о котором много говорят, но и с премиальными надбавками средняя зарплата по моей школе оказалась в пределах 5,5 тысячи. «Директор сердобольный, — скажет кто-то, — уволил мало». Но в соседней школе не намного больше — 6,5 тыс. Разве этому можно радоваться? Откуда в нас эта рабская психология?

Правительство докладывает о миллиардных вливаниях в образование, но лукаво умалчивает, что учителям из этой суммы почти ничего не причитается. Председатель комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала Ярослав Кузьминов выступил с заявлением: специалисты подсчитали, что решить насущные проблемы образования можно только вложением 450 млрд рублей в 2008—2010 гг. Тогда зарплата учителя поднимется до 20 тыс. в месяц. Обратите внимание: 450 — и только 20 тысяч! Но в будущем трехлетнем бюджете на образование предусматриваются дополнительные ассигнования всего в размере 27 млрд рублей. Каким же образом наше правительство рассчитывает поднять педагогам зарплату?

Все просто. Замминистра образования Исаак Калина считает, что нужно «минимизировать все неэффективные траты» в отрасли. Другими словами, главный принцип нацпроекта — принцип тришкина кафтана: чтобы залатать локти, надо обрезать рукава, чтобы надставить рукава, надо обрезать полы и т. д. На деле это закрытие школ и увольнение тысяч учителей. Сокращать начинают с пенсионеров. В нашей школе первой «попросили» директора музея, отдававшую музею все силы и время. Уроки мужества, встречи с ветеранами, праздники нашего молодежного микрорайона — мероприятия сменялись одно за другим. Риторически звучал ее вопрос: почему правительством в 66 лет руководить можно, а школьным музеем — нет? Далее — «неучителя». Это очень нужные школе люди — преподаватели кружков, секций, факультативов, но их предметы не входят в обязательные. До анекдотов доходит. Учительница создала электронный учебник по логике, за него грант президентский получила — успешно преподавала сей предмет в гимназии. Сократили. Где логика?

В Тюмени, где эксперимент начался двумя годами раньше, в первую волну уволили тысячу учителей. Потом были вторая волна и заключение профсоюза работников народного образования и науки о многочисленных нарушениях Трудового кодекса; были проанализированы все минусы подобного реформирования, но в правительстве этот документ, видимо, не сочли важным, а эксперимент как удачный стали рекомендовать к внедрению в других регионах. Нагрузка увольняемых учителей не исчезает — просто перераспределяется. Если актер после трехчасового спектакля выходит весь в мыле, что говорить об учителе после пяти уроков — публика у него не самая благодарная. Но господин Фурсенко не устает повторять: «Комплексные проекты позволят поставить перед учителями более жесткие условия, требования… Беда в том, что многие преподаватели не обладают должной квалификацией… не прошли необходимую переподготовку, не научены самообразовываться». Но требовать с учителей можно только тогда, когда оплата их труда хоть мало-мальски станет похожа на человеческую!

Огромному числу директоров стимулирующий фонд даст возможность наказывать неугодных учителей. Учителя ревниво начинают считать, сколько сделано коллегами. Сколько появляется обид — выкрикнутых и невысказанных, слез — пролитых и проглоченных. Это потому, что второй способ «минимизирования» — отобрать у одного учителя и отдать другому. Стимулирующие надбавки будут получать только те учителя, что дают качественное образование. Но как и кто будет оценивать это качество?! Зазвучало красивое словцо «компетентность». Но что же это такое, никто пока не может сказать. Не мудрствуя, подразумевают под качеством успеваемость — пятерки и четверки? И как же быть тогда с детьми мигрантов, которые часто совсем не знают русского языка? С детьми с дислексией и дисграфией, которые допускают в диктанте до 50 ошибок? А как оценить качество воспитания? Предлагается создавать портфолио — собирать грамоты и награды. Но как зафиксировать иногда совсем незаметные психологические победы учителя? Измерять в баллах совесть и благородство? Новгородские чиновники предлагают учителям и директорам школ составлять ежегодный самоанализ по 18 направлениям и более чем 100 критериям и, согласно рейтингу, давать прибавки к зарплате. Очередной бумажный кошмар… А еще школа не заинтересована в повышении квалификации учителей: при замещении, пока кто-то на учебе, уменьшается оплата труда всех учителей. Абсурдно!

Директору совершенно невыгодно иметь каких-либо работников-неучителей — логопеда, психолога, преподавателей дополнительного образования. Нелепо! Школе невыгодно иметь работников, имеющих почетные звания, ученую степень, государственные награды, так как их ежемесячные выплаты отнимают весьма значительную часть школьного стимулирующего фонда. Анекдотично! В школах закрываются группы продленного дня — их нечем оплачивать! По отношению к младшеклассникам и их родителям это просто преступно! Так, в начальных классах нашей школы на продленку оставались все дети. Они делали уроки, гуляли, велись занятия по прикладному искусству, шахматам, театроведению, туризму, истории культуры Руси. Подспудно толкают к платным продленкам. Но платить смогут и захотят не все. То-то выиграли!