Российские чиновники разработали единый школьный интернет-портал, сообщает газета «Новые Известия» от 24 декабря в заметке с говорящим названием «Двойка» за онлайн».
Скоро компьютеры всех российских школ, подключенных к Интернету, будут объединены Единой стартовой страницей. Цель проекта – создание безопасной интернет-среды для школьников, в которой они смогут познакомиться с виртуальным миром. Сайт включает в себя форумы, блоги, почту. При этом в нем нет спама и рекламы. Впрочем, торжественно открытый портал разочаровал интернет-экспертов. По их словам, исполнением он больше напоминает недоделанный сайт средней школы, чем проект федерального масштаба.
Проект Минобрнауки «Школьный портал – Единая стартовая страница» предназначен для всех российских школ, имеющих выход в Интернет. Предполагается, что он станет домашней страничкой на каждом школьном компьютере. Чиновники считают, что проект будет пользоваться успехом не только у учащихся, но также у их родителей и учителей. Для всех них на электронной страничке действуют форумы, блоги и почта. По замыслу министерства, учителя и родители смогут обсуждать на сайте проблемы воспитания и обучения малышей. А сами дети смогут общаться друг с другом и знакомиться с безопасным Интернетом: на сайте обещают разместить информацию о школьной программе, экзаменах, ЕГЭ. Кроме того, на Единой страничке представлено 1,5 тыс. ссылок на интернет-ресурсы, куда входят электронные образовательные и справочные разделы для младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Между тем воплощенная задумка чиновников привела интернет-экспертов в шок. По их словам, Единая стартовая страница оказалась «пустышкой», мало соответствующей первоначальной идее и государственному заказу. «Создается ощущение, что чиновники просто освоили деньги и отчитались для галочки, – заявил интернет-эксперт Алексей Экслер. – Дизайн школьного портала больше напоминает недоделанный сайт средней школы. Громоздкий курсор в виде непонятной фигурки человечка – просто неудобный. Из 15 ссылок открывается только одна, 90% ресурсов или не работают или пусты. Каталоги с подразделами никуда не ведут. Называть это порталом просто смешно».
Самих интернет-пользователей удивляет, что собственной электронной почты, форума и блогов у школьного портала нет. Вместо этого разработчики просто поместили на электронной страничке ссылки на соответствующие службы сервиса компании Mail.ru. Остается неясным также, зачем малышам новости об увеличении зарплаты бюджетникам и военным, а также рассуждения вице-премьера Дмитрия Медведева о «перспективах развития социальной сферы в России», да еще написанные с грамматическими ошибками. «На разработку и создание такого масштабного проекта, как Единая стартовая страница, должны были выделить немалые средства, – пояснил Алексей Экслер. – Но то, что мы видим в Сети, тянет максимум на 1 тыс. долларов. Такие затраты скорее соответствуют расходам фирмы средней руки. Остается только гадать, куда пошли остальные деньги». Если сайт настолько плох с точки зрения разработки, то что можно сказать о его безопасности! – недоумевают эксперты. Между тем уровень защиты должен быть максимальным. Ведь ежедневно его будут посещать сотни тысяч детей.
******************************
В школы России пустили 1101 учебник, сообщает «Российская газета-Неделя» от 10 января в статье «Тест для букваря». В нынешнем федеральном перечне более тысячи книг. Все они прошли экспертизу Российской академии образования и Российской академии наук. Такая экспертиза проводится уже третий год. Всего на нынешнюю проверку издательства представили 437 книг - "кандидатов" в учебники, что на 74 книги больше, чем в прошлом году. 15 буквально сразу были сняты с проверки самими издательствами. Видимо, они вовремя поняли, что эти учебники недоработаны. Однако и после этого некоторым книгам приходилось делать по нескольку заходов - эксперты отправляли их на доработку.
Скорее всего, в будущем такой возможности у издательств уже не будет. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко выступает за то, чтобы ужесточить требования к выпускаемым учебникам. По его мнению, ситуация, когда за раз авторы учебников и издательства делают по 4-5 попыток пройти экспертизу, ненормальна. Кстати, в правительстве уже готовится и постановление, регулирующее допуск издательств к созданию учебной литературы. "Речь не идет о том, что будет создан узкий список, - пояснил Фурсенко. - Но качество издаваемой учебной литературы самое разное, и огромное количество ошибок в учебниках в массе случаев - результат плохой работы издательств".
По оценкам специалистов, каждый десятый учебник в России сегодня - фальшивка. Учебная литература в больших магазинах продается по достаточно высоким ценам, хотя себестоимость одного учебника около 70 рублей. Книжные "пираты" распространяют продукцию более низкого качества и, соответственно, более дешевую. Как отличить подделку от настоящего учебника? Контрафакт всегда дешевле обычного издания на 10-30 рублей. Иллюстрации и фотографии в таких учебниках расплывчатые, краска на обложке бледная, пачкает руки, буквы нечеткие. Причем по содержанию "пиратский" учебник может полностью соответствовать норме. Просто часть прибыли, положенной по праву крупному издательству, получает фирма-однодневка, которая использует в производстве книг некачественные материалы. Поэтому помимо нарушения авторских прав и неуплаты налогов контрафакт - это серьезный удар по детскому здоровью. Во избежание этого специалисты советуют покупать учебники не на уличных лотках и у торговцев с рук, а только в крупных магазинах. Серьезные книготорговцы ведут дела напрямую с проверенными издателями, порядочность которых не вызывает сомнения.
Многие путаются в грифах, которые получают учебники. "Рекомендовано" или "допущено" - что лучше? Разгадка проста: министерство допускает учебник в школы, если он новый и проходит экспертизу впервые. Гриф "рекомендовано" - для "бывалых", тех, кто проходит повторную проверку. Грифы выдаются на 5 лет.
Исаак Калина, заместитель министра образования и науки РФ: «Все учебники, вошедшие в федеральный перечень, имеют абсолютно равные права. По каким учебникам учить - выбирает сама школа. Под школой понимается не только педагогический коллектив, но и ученики, родители. Мнение всех должно учитываться. При этом, мне кажется, нельзя заострять внимание лишь на выборе учебников по отдельным предметам, например, по истории - об этом сейчас говорят чаще всего. Я, например, как учитель математики, сильно расстроен, что о "царице наук" и еще о 22 школьных предметах забывают. Но ведь если на уроках геометрии не будет сформирован аналитический стиль мышления, то наши ребята никогда не смогут понять причинно-следственной связи исторических событий».
Александр Кондаков, генеральный директор издательства "Просвещение": «Современный учебник - очень сложная книга, которая отличается от обычного художественного произведения. Художественный роман или детектив, например, мы читаем больше для удовольствия. Задача учебника иная: сформировать мировоззрение ребенка, передать знания. Учебник выстраивается по сложным научным законам. Поэтому к квалификации персонала, работающего в издательствах, должны предъявляться очень высокие требования. Не секрет, что сегодня во многих издательствах ученые в лучшем случае работают как совместители. А это должны быть целые редакции в составе предприятия, а не редакторы-надомники, работающие по договорам. Редактор учебного издательства - не просто сотрудник. Именно он компонует текст, превращает его в тот методический аппарат, который позволяет достичь искомого образовательного результата. Так, на подготовку редактора, уже имеющего высшее образование, в издательстве "Просвещение", например, уходит пять лет. Это наши внутренние курсы, и только после них мы допускаем человека к редактуре учебника».
Михаил Рыжаков, директор Института содержания и методов обучения РАО: «Раньше у нас были учебники по одному на каждый курс, фактически один учебник на весь предмет. Этот учебник выдерживал по 15-20 изданий. Сегодня ситуация другая. Появилась огромная армия вариативных учебников. На рынке учебной литературы в стране сегодня больше 95 издательств. Но издательств, чья литература вошла в федеральный перечень в качестве учебника, осталось около 40. Хотя два года назад их было почти сто».
*******************************
В новом 2008 году России надо приступить к модернизации образования, если мы не хотим проиграть в международной конкуренции за мозги. Комиссия Общественной палаты по интеллектуальному потенциалу нации обнародовала окончательный вариант доклада «Образование и общество. Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» Без глубоких перемен в образовании мы «обрекаем себя на цивилизационное отставание», предупреждают эксперты. Рассказывает газета «Трибуна» от 28 декабря в материале под названием «Требуются светлые головы».
«Если и дальше будем закрывать глаза на проблемы образования, то все надежды, которые сейчас провозглашаются с самых высоких трибун, не оправдаются. Россия не сможет через десять лет выйти на мировой рынок с инновационными технологиями, с новыми секторами экономики и будет обречена на роль сырьевого придатка», – заявил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, выступая на итоговом заседании возглавляемой им Комиссии Общественной палаты по интеллектуальному потенциалу нации.
Мрачность прогноза уравновешивается его обнадеживающим ядром, ведь авторы доклада исходят из того, что российское образование имеет хорошие исходные предпосылки для развития. Согласно опросам социологов, 88% семей считают, что их дети должны получить высшее образование. Предпочтение людям с вузовским дипломом отдают и работодатели. Рейтинг высокий, но он наталкивается на такие препятствия, как нехватка ресурсов, архаичная система управления и устаревшая структура образования как в школе, так и в вузах.
Главный тревожный сигнал в школе – усиливаются процессы социального расслоения. За годы псевдореформ выделился сектор слабых школ, которые сосредоточены в малых населенных пунктах, и доля поступающих в вузы из которых на порядок ниже, чем из городских школ. В отличие от Европы и США, у нас до сих пор не выработана система подтягивания слабых школ, система специального социального перемешивания в образовании. «Да, экономический рост сопряжен с нарастанием неравенства, но в любой, даже самой ультралиберальной стране именно система образования компенсирует это неравенство, обеспечивает равный старт для людей, ранжируя их не по знакомству, не по доходу их родителей, а по способностям», – говорит Кузьминов. Настоящая беда университетов – вырождение исследовательской составляющей. По статистике, доля вузовских преподавателей, которые ведут собственные исследования, упала с 38% в начале 1990-х годов до смешных 16% на сегодняшний день. «То есть мы в огромной степени себя обманываем, говоря о том, что в России развито высшее образование. У нас развита его имитация. И мы не можем надеяться на то, что наши вузы будут выпускать инноваторов, если в них учат люди, которые преподают по чужим учебникам или которые не написали ни одной научной статьи. Поэтому в первую очередь надо восстановить сеть научных школ», – полагает Кузьминов.
По его мнению, мир стоит на пороге мощнейшей образовательной революции. Целый ряд стран от обязательного среднего образования переходит к социальной обязательности «вышки», университетский диплом становится пропуском к любой нормальной работе в городских экономиках. В этих условиях, считают эксперты, сфера просвещения в России не может развиваться по инерции. По мнению Кузьминова, приступить к ее модернизации нужно очень быстро, сохраняя при этом массовость и доступность, приобщая к качественному образованию все большее количество граждан независимо от места их проживания и происхождения. «Для этого, – добавил Кузьминов, – в Стратегии развития России, которую готовит правительство, должны быть заложены значительно более высокие темпы государственных и частных инвестиций в сферу образования, чем это предусмотрено сейчас».
Готовившая доклад группа экспертов подсчитала, что для рывка в систему образования дополнительно придется вкладывать 0,7–1% ВВП. В течение ближайших трех-четырех лет эти вполне посильные для нашего бюджета деньги должны идти на поддержку исследований в вузах, на формирование общедоступных электронных образовательных ресурсов и, конечно, на восстановление эффективного контракта с учителем средней школы. Сегодня не хватает 250–300 млрд. рублей в год на то, чтобы учитель получал 15–20 тыс. рублей в месяц. Вот такие перспективы рисует научная общественность.
Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики: «У меня вызывают большие сомнения все разговоры о том, что в нашей стране сегодня хорошее высшее образование. Россия отстает от ведущих держав, по крайней мере, в таких сферах, как экономика, социология, политология, право. Мы проигрываем партнерам в основных западных университетах. Нужно догонять. Задача №1 – добиться серьезного повышения качества образования. В первую очередь, на мой взгляд, нужно организовать широкую программу переподготовки преподавательского состава. Большинство российских педагогов – старшее поколение, имеющее образование, которое мировым стандартам не соответствует. Рассчитывать на преподавателей, которые не имеют опыта собственных исследований, которые читают западный учебник и потом его пересказывают или переписывают, – довольно сомнительное дело».
************************
Коррупция захватила все этажи российского образования – от детского сада до вуза. Так или иначе к ней причастны сотни тысяч людей – тех, кто дает, и тех, кто берет. По данным Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг, дать взятку за поступление ребенка в вуз готовы 80% родителей. Не менее половины семей согласны решать тем же способом и прочие образовательно-воспитательные проблемы своих детей. Ежегодный объем "образовательных" взяток исчисляется миллиардами долларов. По последним оценкам ЮНЕСКО, в первом полугодии 2007 года коррупционный вал превысил $ 520 млн, по прикидкам МВД России – $ 1 млрд, а по данным председателя Российского общественного совета по развитию образования, ректора Госуниверситета – Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова – $ 1,5 млрд. Оценить масштаб бедствия пытается и общество – собственные изыскания по этому поводу провела недавно общественная организация "Всероссийское педагогическое собрание". Об этом – статья «Школьным советом - по коррупции» в газете «Московский Комсомолец» от 28 декабря.
"Опросы общественного мнения, проведенные в рамках исследования, свидетельствуют: в российском образовании началось перераспределение коррупционных потоков", рассказала сопредседатель-координатор общественной организации Валентина Иванова. Как оказалось, взятки за поступление вузовских преподавателей уменьшились, зато размер мзды за зачисление ребенка в детский сад буквально взлетел вверх. По словам Ивановой, "после введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) деньги стали уходить из вуза, а коррупционная составляющая вузовских репетиторов сократилась до 21%. Зато серьезной проблемой стало устройство ребенка в детский сад: очереди туда превратились в рассадник коррупции в невиданных прежде масштабах". В регионах, по данным Ивановой, размер взятки за проникновение в детское учреждение без очереди дошел до $ 1 тыс., а в крупных городах он еще выше. Исключение составляют разве что Москва с Петербургом, где разгул детсадовской коррупции сдерживают специальные "горячие линии", куда в случае чего можно пожаловаться. В Петербурге, по словам Ивановой, "директора детских дошкольных учреждений уже прямо жалуются, что их замучили прокурорскими проверками".
Другая новость мира коррупции: заметно активизировались взяткодатели. Как явствует из опросов, в половине случаев предложение заплатить за нужную отметку в вузах исходит не от преподавателей, а от студентов. Причем иногда эта инициатива становится поистине массовой – в одном из регионов, например, 150 тыс. рублей "на хорошие отметки" собрал и передал преподавателю целый курс местного вуза, рассказала Иванова. (Сейчас, по ее словам, по этому факту возбуждено уголовное дело). Школьная коррупция, по словам Ивановой, главным образом представлена сейчас торговлей аттестатами о среднем образовании (в основном она идет через вечерние школы). В ПТУ же, где также не обошлось без коррупции, поступают пока без взяток, но зато торгуют площадями – сдают без оформления в аренду, а деньги кладут в свой карман.
Правоохранительные органы остановить коррупцию не могут. А потому за дело пора приниматься общественности, убеждены во "Всероссийском педагогическом собрании". И главную надежду в этой связи здесь возлагают на общественные советы, которые должны появиться во всех образовательных учебных заведениях страны. "В каждом образовательном учреждении должны появиться общественные институты – попечительские или управляющие советы. В числе прочих задач они должны стать инструментом борьбы с коррупцией на местах. Без них прозрачности не будет, а, значит, сохранится питательная среда для коррупции", – заявила Валентина Иванова. Переход от государственной системы управления образованием к общественно-государственной, конечно, дело благое. Однако превратить общественные советы в эффективный инструмент борьбы с коррупцией в образовании не получится, считает председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Анатолий Сидоренко. "Родители, входящие в общественные советы школ, и студенты, входящие в общественные советы вузов, зависимы от администрации своих учебных заведений из-за оценок, которые там получают", – заявил он. А, значит, предлагаемый инструмент может оказаться тупым, опасается он.