ОБЗОР ПРЕССЫ № 259

24 декабря 2007
Минобрнауки завершило создание законодательной базы новой системы образования, сообщает газета «Московский Комсомолец» от 20 декабря в статье «Образование в законе». Образовательные законы 2007 года закрепили структурные изменения на всех этажах системы образования. Прежде всего, изменились понятие и идеология образовательного стандарта: знаниевый подход, сводящий обучение к передаче знаний, уступил место компетентностному – формированию навыков и компетенций, т.е. умению применять полученные знания на практике. 
 
Другой закон 2007 года сделал высшее образование уровневым. С его принятием вузы переориентируются с традиционной прежде подготовки узкопрофильных специалистов с непрерывным пятилетним образованием (второй, высший уровень) на четырехлетнюю подготовку специалистов широкого профиля – бакалавров (первый, низший уровень высшего профобразования). Теоретически, правда, бакалаврам оставлена возможность повысить уровень образования – поступить в двухлетнюю магистратуру. Однако мест там на всех не хватит, а обучение будет конкурсным и по большей части платным (по некоторым оценкам, на 50-90%). Радикально изменился и способ проверки знаний учащихся. С 2007 года эксперимент с единым государственным экзаменом (ЕГЭ), большую часть которого составляют тестовые задания, сходные с теми, что используются в США, начал вхождение в штатный режим. При этом большая часть функций государственного контроля и надзора за качеством среднего образования "спустилась" с федерального уровня в регионы  (пока, как водится, без финансового обеспечения). 
 
Наконец, последняя группа образовательных законов, принятых в 2007 году, призвана повысить доступность образования, подчеркивают в министерстве. Два из них – о компенсациях родительских выплат за детский сад и особенно о предоставлении льгот при поступлении в вузы и техникумы военнослужащим-контрактникам – носят более частный характер. А вот введение всеобщего полного 11-летнего общего (среднего) образования затронет интересы большинства имеющих отношение к среднему образованию. Причем здесь, как признал глава Рособразования, а в недавнем прошлом – председатель думского комитета по образованию и науке Николай Булаев, активно лоббировавший тогда принятие законопроекта, вылезли первые несообразности. 
 
"Неожиданно" выяснилось, что далеко не все 15-16-летки в состоянии одолеть программу старших классов – в особенности те, кто раньше уходили по этой причине из школы после 9-го класса и составляли основной контингент техникумов и ПТУ. До сих пор по умолчанию считалось, что предметы школьной программы они будут проходить в родимом колледже параллельно с предметами по специальности. Однако бизнес, на баланс которого начало переходить начальное и среднее профобразование, не намерен тратить средства – и притом значительные – на обучение будущих литейщиков или, скажем, слесарей, астрономии и иностранным языкам. В противном случае получение среднего образования пойдет фактически за его счет: на него, как рассказала "МК" член Общественной палаты Любовь Духанина, уйдет до 80-85% общих вложений работодателя в подготовку нужных ему профессиональных кадров. 
 
Таким образом, законодательная работа новой Государственной Думы в 2008 году может начаться с рассмотрения поправки, освобождающей учащихся ПТУ и техникумов в возрасте до 18 лет от обязательного для остальных полного общего образования. Одновременно может появиться поправка к другому свеженькому закону – о правах на интеллектуальную собственность. Как оказалось, регулирующая эти вопросы новая редакция ч.4 Гражданского кодекса РФ уже в 2008 году превратит все школьные учебники в контрафакт: ни одна из включенных туда карт, схем, фотографий и репродукций картин не оформлена таким образом, чтобы не ущемлять прав интеллектуальной собственности владельца. Впрочем, помимо экстренного законодательного вмешательства в 2008 году случится и запланированное. По словам директора министерского департамента госполитики в сфере образования Игоря Реморенко, в Госдуме будет рассмотрен законопроект о компенсации родителям платы за содержание ребенка в частных детских садах наряду с государственными, а также об увеличении стипендии студентам вузов с 900 до 1,2 тысячи рублей, а техникумов – с 315 до 400 рублей. Кроме того, в 2008 году Минобрнауки планирует узаконить проникновение бизнеса в государственные и муниципальные учебные заведения путем создания учредительств, а также распространить налоговые льготы на работодателей, занимающихся подготовкой и переподготовкой не собственных, а "чужих" кадров. 
 
*************************
 
Программа обязательного распределения выпускников российских вузов рискует провалиться – считает газета «Новые Известия» от 20 декабря. Громкий скандал разразился на минувшей неделе в Новосибирске. Прокуратура подготовила 80 исков в суд на студентов, отказывавшихся выполнять условия целевого контрактного набора. Согласно договору, областные власти оплатили студентам обучение в институте. Взамен ребята, получив диплом, обязывались отработать три года на предприятиях в удаленных селах и деревнях. Отучиться они отучились, а вот отрабатывать не захотели. Теперь им, скорее всего, предстоит вернуть области потраченные на них деньги.  О проблеме – статья «Дипломированные уклонисты».
 
Тенденция характерна для многих регионов страны. От обязательной отработки ребята «косят», как от армии. Одни нашли более денежную работу, другие сменили специализацию, третьи просто не хотят возвращаться в деревню. В итоге до места доезжают лишь 15–17% «контрактников». Эксперты отмечают: если программа целевого набора провалилась, то наверняка провалится и программа обязательного распределения выпускников вузов, о необходимости возрождения которой не устают говорить российские чиновники всех уровней. С 1995 года вышло постановление правительства РФ «О целевой контрактной подготовке специалистов». Она стала своего рода альтернативой советской системы обязательного распределения выпускников. Вузы по договоренности с местной администрацией «резервировали» бюджетные места для ребят из сельской местности, а те, в свою очередь, получив диплом, обязывались вернуться в родное село и отработать три года по специальности. Но сейчас стало понятно: программа работает плохо. Лишь единицы дипломированных специалистов готовы выполнять условия договора.

В Саратове целевой набор студентов осуществляется в пяти крупнейших вузах, передает корреспондент в регионе Константин Фомичев. В каждом из них учатся более 10 тыс. студентов, однако, число «целевиков» среди них незначительно. «Добросовестных «целевиков» и того меньше, – говорит сотрудник областного министерства образования Сергей Березин. – Даже грамотно составленные договоры позволяют выпускникам избегать отработки на устроившую их в институт областную администрацию». Целевой набор действует и в ульяновских вузах, сообщает корреспондент «Новых Известий» Михаил Белый. В институтах не скрывают, что обратно в родное село дипломированные специалисты, как правило, не возвращаются. Большинство из них за время учебы в городе находят место работы и категорически отказываются трудиться на благо своей малой родины. «Это действительно серьезная проблема. Целевые места становятся, по сути, своеобразной лазейкой в университет, – пояснил адвокат Игорь Иванов. – Проблема в том, что юридически крайне сложно заставить выпускников соблюдать договоренности, ведь они не имеют ровным счетом никаких финансовых обязательств. Администрация районов за них не платит, речь идет о бюджетных местах. Поэтому дело ограничивается тем, что выпускникам просто грозят пальцем».

Похожая ситуация и в других регионах. Так, тюменские власти недавно заявили: целевая программа не может решить проблему дефицита медицинских кадров в деревне. Как показывает практика, на село возвращаются работать не больше 17% специалистов, отучившихся по регионально-целевой программе. Такие же проблемы с «целевиками» и в Архангельской области. «Способов, которые могли бы заставить выпускника вернуться работать по окончании вуза в район, не существует. Поэтому добираются до места работы не более 15% молодых специалистов. Если ситуация будет развиваться без изменений, то система сельского здравоохранения в ближайшей перспективе обрушится», – заявил на днях ректор Северного государственного медицинского университета Павел Сидоров. Способов уклониться от целевой подготовки столько же, сколько способов «откосить» от армии. К примеру, студент имеет право не выполнять условия контракта по состоянию здоровья, если учиться «на отлично», если нарушают условия его материального или жилищного обеспечения. Договор также перестает действовать для беременных женщин или молодых мам. Впрочем, дело не только в юридической подоплеке. Ни для кого не является большим секретом, что по целевому набору зачастую поступают дети или близкие родственники крупных местных начальников. За пять лет обучения влиятельные покровители успевают решить жилищный вопрос своих протеже, а также разобраться с проблемой их трудоустройства. Поэтому к выпуску уже мало кто вспоминает о каких-либо договоренностях.

Чтобы как-то исправить эту ситуацию, с 2000 года во многих российских вузах стала действовать добровольная платная целевая подготовка специалистов. От предшественницы она отличалась тем, что «целевиков» зачисляли не на бюджетные, а на платные места. Областные власти теперь оплачивали учебу молодых специалистов. А если те отказывались отработать положенные три года, их через суд можно было наказать рублем. Впрочем, и от этой программы нашлись уклонисты. К моменту окончания вуза одни ребята меняли специализацию, другие занимали престижные рабочие места в городе, третьи обзаводились семьями и ни за что не хотели возвращаться в город. «Несколько лет назад я пошла по целевому набору в педагогический университет, – рассказывает студентка Лариса Онищенко. – Сейчас я понимаю, что сделала совсем не тот выбор, но поздно. На втором курсе я устроилась на телевидение. Теперь меня пугает перспектива в обязательном порядке «оттарабанить» несколько лет учителем, я хочу найти себя в шоу-бизнесе. Этот перерыв все может испортить. На все бы пошла только, чтобы уклониться». Впрочем, винить одних студентов в том, что программа не работает, тоже неправильно. «У той же области, например, должны быть нормальные условия и перспективы для профессионального развития тех молодых специалистов, которых для них готовят, – объяснила член комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты РФ Любовь Духанина. – Однако многие регионы не могут предложить ни того, ни другого. Низкая зарплата и отсутствие социальных гарантий – нередко главная преграда для такого способа распределения на местах».

То, что уклонистов много, стало понятно совсем недавно, когда появились первые выпускники по целевым программам. С «целевиками» сначала пытались договориться по-хорошему. Потом начали устраивать показательные суды. Так, в 2004 году в Аяно-Майском районе Хабаровского края с молодого специалиста, не прибывшего после окончания вуза работать в родные места, было удержано через суд 18,7 тыс. рублей. В Комсомольском же районе с трех молодых специалистов-невозвращенцев взыскали 6,2 тыс. рублей. В ноябре этого года в Новосибирске состоялся суд над выпускницей Новосибирского государственного аграрного университета Аленой Шушаковой. Ей был предъявлен иск о невыполнении условий целевой профессиональной подготовки. Девушка отказалась отрабатывать по специальности положенные ей договором три года на селе. Алене присудили возместить администрации области 65 тыс. рублей, которые были выделены на ее образование. По решению местной прокуратуры впредь студенты, поступившие в вузы по целевому договору, но отказавшиеся выполнять его условия, будут обязаны вернуть деньги, затраченные государством на их обучение. На сегодня зафиксировано около 80 аналогичных исков, которые в ближайшее время окажутся в суде.

Однако студентов подобная практика не пугает. «Что такое 60 тысяч? Да их можно заработать в городе за полгода. В любом случае это лучше, чем три года сидеть в деревне. Никуда мы не хотим уезжать, тут наши друзья, тут карьерные перспективы. А там – беспросветность», – в один голос говорят студенты аграрного университета. «В этой ситуации больше теряет, конечно, не студент, а работодатель, – рассказал адвокат Владимир Юрасов. – Кредит на обучение может обойтись учащемуся гораздо дороже, чем штраф за отказ возвращаться в родную деревню и работать по специальности. Оплатить учебу задним числом, по льготной цене и без процентов вам не позволит ни один банк. А удачно устроившись на работу еще во время учебы, к выпуску можно скопить и на «вольную»».

Пожалуй, единственное счастливое исключение в целевой контрактной системе – Москва. Здесь выпускники охотно идут по целевому набору, правда, это в основном юноши. «Я решил идти по целевой программе, чтобы гарантированно не попасть в армию, – признался студент 3-го курса факультета психологии образования МПГУ Вячеслав Евдокимов. – При поступлении на «договорной основе» конкурс был ниже. Но положенные три года планирую отработать. Тем более что распределят нас в московскую школу». Учитывая льготы и повышенную зарплату для молодых специалистов, отказываться от работы по специальности в столице не думают и обычные студенты, учащиеся на бюджетных местах. Зарплата школьных учителей сейчас доходит до 30–35 тыс. и кадрового дефицита школы не испытывают. Вопрос простой: зачем тогда целевая программа?

Тем временем в прессе опять стали раздаваться призывы возродить для вузов систему обязательного распределения. Такие заявления делал и главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, и министр образования и науки Андрей Фурсенко, и совсем недавно вице-премьер Сергей Иванов. Все они говорили о дефиците кадров в социальном секторе и о неэффективности финансирования высшей школы. Ведь большинство студентов не идут работать по полученной специальности. Аргументы чиновников вполне понятны. Однако эксперты отмечают: скорее всего, обязательное распределение столкнется с такими же проблемами, как и целевой набор. Уклонистов будет больше, чем тех, кто готов добросовестно отрабатывать. И это основная, но не единственная проблема. «Вообще обязательная отработка – пережиток не советского, а даже феодального общества, – рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Она сразу же ставит в неравные условия студентов-платников и тех, кто учится на бюджетные средства. Это значительно усиливает социальное расслоение общества. Получается, что те, у кого есть деньги, могут сами выбирать себе судьбу, а те, кто учится бесплатно, вынуждены три года работать в тяжелейших условиях».

Кроме того, по словам г-на Комкова, если закон об обязательном распределении все же примут – наша страна «вылетит» из Болонского процесса. «Европейская система, в которую мы так стремимся, предполагает свободное перемещение учащихся и выпускников, – пояснил президент Всероссийского фонда образования. – После принятия же закона о целевом распределении мы лишим их такой возможности. Вместо свободы трудоустройства «целевики» попадут в кабалу на три года. Такое новшество просто вызовет возмущение европейского сообщества». Привлекать на непопулярные места и в отдаленные районы следует вовсе не кнутом, а пряником, считают специалисты. «Какое бы ни было принуждение, оно всегда будет малоэффективным подспорьем в любом деле, – рассказал член Общественной палаты Александр Адамский. – Это касается и принудительного распределения. Не стоит ожидать, что молодые специалисты будут хорошо работать «из-под палки». Если мы хотим решить проблему кадровой нехватки специалистов, следует поощрять их повышением зарплаты и предоставлением жилплощади».

 
***************************
 
20 миллионов выделяется ежегодно из бюджета Новосибирской области на поддержку и развитие инновационного движения. Каковы результаты? Об этом – газета «Вечерний Новосибирск» от 21 декабря в статье под названием «Образование: веяния времени и «болезни роста».
 
В 2006–2007 годах 108 общеобразовательных учреждений Новосибирской области одержали победу во всероссийском конкурсе поддержки образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы. Начиная с 2005 года, общеобразовательные учреждения области ежегодно выходят в финальный тур общероссийского конкурса «Лучшая школа России» (лицей N 130 им. академика Михаила Лаврентьева, гимназия N 14 «Университетская»). Из средств областного бюджета каждый год выделяется 20 миллионов рублей в виде грантов на поддержку и развитие инновационного движения. Значительно возросло число образовательных учреждений, получивших статус «областная экспериментальная площадка». На их базе отрабатываются новое содержание образования, новые учебные планы, модели ученического самоуправления. Предпринимаются меры для дальнейшей информатизации образования. На сегодняшний день все общеобразовательные учреждения подключены к сети Интернет, используют лицензионное программное обеспечение, создают электронные учебники (авторами учебников являются не только учителя, но сами школьники и студенты; такого рода учебники широко представлены на ярмарке «УчСиб»). Формируются внутришкольные локальные сети, получает развитие дистанционное обучение. В 2007 году было создано 1066 сайтов образовательных учреждений. С мая 2007 года в области начал реализовываться комплексный проект модернизации образования (КПМО), суть которого заключается в том, чтобы обеспечить качество образования через внедрение новых экономических механизмов и систем оценки качества.
 
Так как стимулирование качества работы напрямую зависит от объективности оценок педагогического труда, в настоящее время идет активная разработка региональной системы оценки качества образования.
Анализ участия области в национальном проекте «Образование» уже позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых (и это неоднократно подчеркивалось на совете) — образование отныне будет ориентироваться на новое качество и развитие здоровья обучающихся. Где бы ни проживали дети, они должны иметь возможность получать образование на самом высоком уровне. Должны быть сформированы новые подходы, основанные на современных экономических механизмах. Необходимо провести разносторонний мониторинг, обеспечивающий объективную информацию для принятия эффективных управленческих решений, внедрить современные инструментарии оценки и общественный контроль качества образования.
Чтобы реализовать поставленные задачи в комплексе, Новосибирская область в 2007 году подала заявку на участие в конкурсе на государственную поддержку субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. Из 53 участников конкурса победителями были названы 21. В том числе — Новосибирская область.
 
«Наши школы стали другими, — констатировал факт губернатор Виктор Толоконский. — Изменения, которые мы наблюдаем, во многом происходят благодаря творческой активности педагогов. Конечно, переход на новую систему связан с определенными трудностями. И приходится признать, что во многих аспектах — организационных, бюджетных, психологических — мы пока еще к новой системе не готовы. Период адаптации к новым принципам организации педагогического труда на сегодняшний день только начинается». Глава области поделился впечатлениями от встреч со специалистами сферы образования:
«Ситуация, которая сложилась в современной системе, довольно абсурдна. С одной стороны — гранты, олимпиады, мастер-классы, Интернет. А с другой стороны — педагоги вузов сообщают мне о том, что уровень знаний учащихся… упал. Причем до такой степени, что стоит даже вопрос об отмене некоторых экзаменов. Знание иностранных языков или такого предмета, как физика, сильно «хромает». Педагоги жалуются: со студентами сложно работать. Я считаю, современная ситуация требует глубокого, всестороннего анализа. Я просил бы специалистов Новосибирска побывать в Бердске, Кольцово и других районах области с целью активного обмена рабочим опытом. Ищите, пробуйте! Как представитель власти, могу заверить с полной ответственностью: ни одно учебное учреждение не потеряет финансирования, которое ему полагается. Финансирование гарантировано всем».
 
В итоге приняты следующие решения: создать необходимые условия для перехода с 1 января 2008 года всех образовательных учреждений области на самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность. Учреждения дошкольного, начального и среднего профессионального образования начнут переход на новые экономические механизмы с 1 сентября 2008 года (экспериментальная апробация этого процесса запланирована с 1 апреля 2008 года). Департаменту образования в будущем году поручено обеспечить: увеличение до 80 процентов доли школьников, обучающихся в учреждениях, отвечающих современным требованиям (на эти цели будет направлено 410 млн рублей); поставку 75 новых автобусов для организации подвоза детей к месту учебы; стимулирование общеобразовательных учреждений и лучших учителей (на эти цели предусмотрено 25 млн рублей); поддержку талантливой молодежи (предусмотрено 8 млн рублей).
 
*********************************
 
Сенсационную новость сообщил начальник Тыла Вооруженных сил - замминистра обороны Владимир Исаков: Министерство обороны откроет военное училище для девочек. Вопрос прорабатывается, но, по словам Исакова, в Минобороны уверены, что детские военные училища для девочек "будут востребованы". Рассказывает газета «Труд» 18 декабря в материале под заголовком «Девчонки, в ружьё!»
 
Сегодня в России действует 17 суворовских и нахимовских училищ, подведомственных Минобороны. Большая часть воспитанников этих учебных заведений - дети военнослужащих, сироты и дети из малообеспеченных семей. Девочек в эти учебные заведения не принимали никогда. Минобороны намерено исправить положение и создать отдельную военную школу исключительно для барышень. После ее окончания выпускницам будет гораздо легче поступить в военное училище. Впрочем, при желании девчонки и сегодня могут поступить в военную школу. Все эти учебные заведения подчиняются Министерству образования и науки. И только в одну из них не берут мальчишек, так как она исключительно девичья. Это московская кадетская школа-интернат N9 "Московский пансион государственных воспитанниц". Она открылась в 2004 году по инициативе столичного правительства.
 
«Воспитанницы получают полное среднее образование плюс основы военного дела, основы строевой и огневой подготовки, истории кадетского движения и курс основ безопасности жизнедеятельности, - рассказала замдиректора по социальной защите кадетской школы-интерната N9 "Московский пансион государственных воспитанниц" Наталья Логинова. - Первого выпуска у нас еще не было, так что о дальнейшей карьере наших девушек мы можем только гадать. Однако у нас подписан договор с академиями МВД и ФСБ о том, что наши выпускницы будут иметь при поступлении туда льготы. Сегодня у нас 266 учениц».
 
14-летняя Камилла Скрыльникова приехала в столичный пансион государственных воспитанниц из Архангельска. Служба Родине - ее детская мечта. Дядя Камиллы - милиционер, с самого детства она слушала байки о том, как он ловит преступников. Слушала - и строила планы на будущее: поступить когда-нибудь в академию МВД. А первой ступенькой на пути к этой мечте и стала кадетская школа.
Учеба Камилле дается легко: со школьной программой она и раньше справлялась, а спецпредметы после дядиной подготовки не проблема. В тире из ружья Скрыльникова стреляет как заправский снайпер, а во время строевой марширует так, что только каблуки цокают. Единственный минус такой учебы, как говорит Камилла, в том, что мальчики барышень в кадетской форме чураются. «Устойчивый детский стереотип: если в погонах, то только мужчина, - пожимает плечами Камилла. - Но ничего, жизнь показывает, что с возрастом ребята от женщин в форме начинают просто терять голову!»
 
Ее сокурсница Маргарита Ващенко заразилась идеей стать кадетом от брата, который обучался в нахимовском училище в Санкт-Петербурге. Надеть военную форму Маргарита хотела с детства, однако о девичьем кадетском училище узнала только два года назад. Когда до превращения мечты в жизнь стало рукой подать, возникла новая сложность: оказалось, что мама не в восторге от такой дочкиной карьеры. Однако после долгих уговоров родительница все же уступила и отправила дочку в Москву. В итоге об этом выборе не жалеет ни сама Маргарита, ни ее мама. Преподаватели девушку хвалят, пророчат блестящую карьеру. Заместитель директора училища Наталья Логинова считает, что в будущем из Маргариты получится замечательный прокурор. 13-летняя москвичка Надя Майорова поступила в училище год назад. Решение принимала сама - родственников-военных у девушки нет. "Зато есть патриотизм и желание приносить пользу стране, а это важнее любых потомственных профессиональных традиций", - проявляет сознательность Надя. Правда, как рассказывает девушка, не все ее выбор понимают: мальчики хохочут и просят "по дешевке подогнать оружие". Однако милиционеры на улицах постоянно отдают честь, а в магазинах продавщицы просят рассказать, как можно их дочерям поступить в кадетское училище.
 
После учебы в военной школе девушек охотно принимают в военные вузы. Сегодня в России в шести военных высших принимают на учебу представительниц прекрасного пола. Выпускники этих учебных заведений получают сразу две специальности - военную и гражданскую. Заканчивая вуз, девушки получают офицерские звания и профессию. Барышень в российской высшей военной школе учат на инженеров, связистов, юристов, экономистов, переводчиков и психологов. Во время обучения они находятся на полном государственном обеспечении - живут в общежитиях, одеты-обуты, накормлены. Как и мальчишкам, им приходится маршировать по плацу, собирать на время автомат Калашникова и т.д. После окончания вуза все выпускники, вне зависимости от пола, обязаны отработать пять лет по специальности, чтобы компенсировать государству расходы на их обучение. Впрочем, такие обязательства девушек не смущают. Всего в этом году в училища, академии и вузы поступили 150 курсанток. При этом, например, конкурс в Новочеркасском высшем военном училище в этом году был 14 - 15 барышень на место, а бывало доходил и до 25. Сегодня в Российской армии служат 95 тысяч женщин. Как сообщили в Минобороны, это примерно 8,5% от штатной численности Вооруженных сил. За последние десять лет количество военнослужащих-женщин удвоилось, и, как считают в Минобороне, эта тенденция набирает обороты.