Повторный ЕГЭ для первокурсников все-таки будет. Правда, локальный — в отдельных группах отдельных вузов отдельных регионов. И это только начало. Власти приступают к всестороннему мониторингу результатов Единого госэкзамена. Подробности – в газете «Московский Комсомолец» от 13 сентября в статье«ЕГЭ повторят для особо одаренных».
Ведущая рубрики – Анна Петрова
Рособрнадзор продолжает активную работу по проверке проведения ЕГЭ на местах. Главная задача — определить адекватность оценок государственной итоговой аттестации, по которой в 2009 году был впервые произведен набор в вузы, сообщила глава Рособрнадзора Любовь Глебова. Мониторинг носит комплексный характер и пойдет по нескольким направлениям. Это внутрисессионное выборочное тестирование первокурсников с использованием контрольных материалов ЕГЭ, проверка корреляции (соответствия) результатов сдачи Единых государственных экзаменов, а также оценок, полученных на дополнительных вступительных испытаниях (право на их проведение в 2009 году получили 24 вуза) с итогами первой сессии. “Следуя навстречу инициативе ряда вузов, мы в ближайшее время перепроверим некоторых студентов, а затем сравним полученные результаты с теми, которые были получены ими на ЕГЭ при государственной итоговой аттестации по итогам окончания школы, — рассказала глава Рособрнадзора. — Это будет та же процедура, и пройдет она по тем же КИМам, по которым сдавали ЕГЭ. Стоит уточнить, что проверка не будет носить тотального характера: мы возьмем лишь несколько групп в некоторых вузах отдельных регионов, чтобы опробовать механизм мониторинга (например, мне очень интересно, какие результаты покажут воронежские дети). Если выяснится, что летом кто-то получил 90 баллов, а осенью только 50 или 30, это будет означать, что в месте, где выпускники сдавали экзамены, было что-то не так. Наша задача — получить реальную картинку и помочь региональным управлениям образования и муниципалитетам увидеть, где, если так выразиться, гнильца. Хочу сразу подчеркнуть: эта проверка и ее итоги, пусть и неутешительные, не предполагают пересмотра результатов государственной итоговой аттестации”.
Вторая мера, по оценке чиновницы, не менее эффективна для понимания объективности полученных в ходе ЕГЭ результатов. Это мониторинг оценок первой сессии, который позволит выявить результаты усвоения программ первого семестра, а заодно проследить уровень их корреляции со школьными оценками. “Реальный школьный высокобалльник (отличник) должен и сессию сдать на “четыре” и “пять”, — говорит Любовь Глебова. — Те же, кто получат “двойки”, скорее всего окажутся липовыми высокобалльниками. Аналогичным образом мы проанализируем отчисленных в первую сессию, что также позволит понять, в каких регионах хромает объективность”. Наконец, третий шаг — сопоставление результатов дополнительных испытаний, проведенных рядом вузов, с результатами Единого госэкзамена — поможет понять, являются ли вузовские испытания средством уточнения индивидуальных способностей абитуриента или способом коррекции списка
абитуриентов помимо результатов ЕГЭ, чтобы взять в вуз тех, кого “надо”. “Прямых оргвыводов, — заверила Глебова, — ждать не стоит, но прозрачность и публичность восторжествуют”. Кстати, результатами “мониторинга” Рособрнадзора, по словам Глебовой, заинтересовались правоохранительные органы, в частности Департамент экономической безопасности МВД. Силовики готовы использовать результаты ее ведомства для собственных проверок с точки зрения коррупционной составляющей. “И это благодатный материал для работы по выявлению разных форм коррупции”, — подчеркнула она.
В процедурах ЕГЭ по итогам этого года будут коррекции, и в первую очередь изменения коснутся процедуры зачисления в вузы. «Но никаких кардинальных изменений в правилах приема не будет. Речь идет только об уточнении и шлифовке, а не о концептуальном изменении подхода, — заверила Глебова. — Проект соответствующего приказа Минобрнауки уже доступен для широкого обсуждения на сайте министерства. А утверждены новые правила приема, как и было обещано, должны быть к октябрю. В частности, во исполнение поручения президента изучается возможность ограничения до пяти количества вузов, в которые можно подавать заявления. Не исключено, что будет принято и предложение проводить зачисление с меньшим количеством так называемых волн (летом 2009 года их было три)».
Еще одно неизбежное новшество будущего года коснется льготников. Сейчас, по словам главы Рособрнадзора, их слишком много, что очевидно всем: и выпускникам, и родителям, и учителям, и вузам. “Законопроект об ограничении категорий льготников уже готов, так что думцам в этом году придется принять сложное решение, — объясняет Глебова. — Но здесь, мне кажется, должен победить государственный подход — приоритет качества образования. Я, например, за то, чтобы социальные льготы сохранились, но предоставлялись тем, кто проявил способность учиться, участвуя в конкурсе, имея высокие баллы. Социальный пакет должен работать после конкурса, иными словами, лежать в другом месте. И поддерживать, например, уже студентов, у кого родители инвалиды, или тех, кто сами являются инвалидами. При нынешней же системе мы только провоцируем ребят и взрослых на обман — вот они и рисуют липовые справки, что при таком количестве льгот неизбежно”.
Впрочем, во многом то, как пройдет вступительная кампания будущего года, будет зависеть от самих абитуриентов, подчеркнула она: “Большая часть вопросов, адресованных Рособрнадзору этим летом, была связана с попытками абитуриентов защитить свои права перед вузами. Однако число ребят, которые понимают, что у них появились права и механизмы их реализации, невелико. Большинство к этому не готовы, чем и пользуются некоторые вузы. Например, значительная часть учебных заведений в погоне за контролем над абитуриентами настаивала на личной подаче документов, сея зерна сомнений относительно процедуры по отсылке их по почте или по интернету, — так легче выманить подлинники, а потом их не отдавать. Отсюда и пресловутый ажиотаж, якобы вызванный возможностью подавать заявления в большое количество вузов. На самом деле подача заявлений в 100 и больше вузов не более чем редкое исключение. Подавляющее большинство абитуриентов пытались поступить менее чем в 2 вуза (в среднем — в 1,76). Об этом говорят данные федеральной базы свидетельств, в которую заходят вузы, проверяя достоверность представленных им документов. Таким образом, мы знаем число обращений по каждой
фамилии. Хаос, на который сетуют руководители некоторых вузов, создали они сами, не сумев (или не захотев) наладить работу приемных комиссий”.
Судьба ЕГЭ представляется Любови Глебовой очевидной: “Необходимость этой системы ни у кого не вызывает сомнений, а критика в ее адрес направлена в основном на развитие и усовершенствование. Будущее ЕГЭ будет связано с оценкой не только объема полученных знаний, но также компетенций и навыков, получаемых учащимися. Естественным образом войдет в жизнь и потребность внешней оценки на других уровнях обучения — мы будем только развивать этот инструмент. Вполне возможно, что статус государственной итоговой аттестации в новой форме получит также экзамен по итогам 9-го класса. А там, глядишь, определится статус диагностических процедур при переходе из 4-го в 5-й класс (такая перспектива тоже есть), затем статус дошкольной диагностики и оценка качества образования в
вузе на уровнях бакалавриата и магистратуры. Это не чья-то прихоть, это требование времени”.
**********************
В числе первых в этом году в вузы были зачислены абитуриенты-инвалиды. С какими проблемами столкнулись в высшей школе инвалиды? Результаты исследования – в «Российской газете» от 8 сентября в статье «Палки в колеса».
В Уральской медакадемии сознательно отказались от создания особых условий для обучения инвалидов.
«Колясочники к нам и так не пойдут, - поясняет проректор по учебной работе Надежда Давыдова. - С обучением других категорий инвалидов у нас проблем нет. Корректировать под них учебные программы нет необходимости - никто с такой просьбой не обращался. Некоторые из них учатся настолько успешно, что получают еще и второе медицинское образование, как, например, наша выпускница медико-профилактического факультета, которая после интернатуры снова взялась за учебу и получила диплом лечебного факультета». Больше всего инвалидов обучаются в Уральском госуниверситете: и раньше в год поступало около 25 человек, а в этом - более сотни. «Наши корпуса не очень-то приспособлены для обучения инвалидов-колясочников. Но студенты справляются - с помощью товарищей, - отмечает проректор УрГУ Сергей Рогожин. - Методика же обучения слабовидящих и слабослышащих студентов разработана давно. Многие такие студенты стали уже и кандидатами, и докторами наук».
Второкурсница философского факультета Инна Синягина, у которой проблемы со слухом, ходит на лекции с диктофоном - записывает лекции, чтобы в общежитии прослушать еще раз с нужной громкостью. "Я отношусь к учебе в вузе, как к покорению вершины, - говорит она. - Все-таки в спецшколах нас обучали по щадящему варианту". А вот слабослышащая режиссер Марина Крашенинникова, окончившая Свердловский театральный институт, уверена: "Никаких особых условий для инвалидов создавать и не надо, им нужно вливаться в общество. Нас и так усиленно изолируют в школах-интернатах". Елена Леонтьева, председатель областного общества инвалидов-колясочников, считает, что только инклюзивное, в обычных вузах, образование позволяет инвалидам адаптироваться к жизни:"Острой проблемой остается уровень школьной подготовки инвалидов: сказываются недочеты образования на дому и облегченная программа многих спецшкол".
Вопреки тяжелому недугу Наталья Евдошенко стала заочницей-первокурсницей факультета психологии Самарского государственного университета. У девушки серьезная форма ДЦП. Чтобы выдержать экзамен, Наталье понадобилась дополнительная услуга: вуз из числа преподавателей выделил ассистента, который помогал записывать ответы. А сейчас ей помогают ребята-однокурсники с более легкой формой инвалидности, которые так же, как и она, работают в самарской городской ассоциации колясочников "Десница". В их студенческой группе восемь человек с ограниченными возможностями по здоровью. Условия созданы: в университете установлен пандус, есть специальная туалетная комната. Аня Левченко и Катя Павлова учатся в Академии культуры. Обе девочки глухие. Вуз не смог предоставить им постоянного сурдопереводчика - ставку можно было бы ввести при условии набора целой группы ребят с инвалидностью по слуху. Выход из положения пытаются найти родители: мамы девушек стали посещать лекции, а вечерами они поясняют материал дочерям.
В Поволжской государственной социально-гуманитарной академии также традиционно обучаются студенты с инвалидностью. По словам проректора по учебной работе Ирины Ильиной, в вузе всегда толерантно относились к таким ребятам. Но вот для "колясочников" здесь нет ни пандуса, ни подъемного устройства.
Один из лидеров по льготникам, в числе которых есть и инвалиды, стал Санкт-Петербургский госуниверситет - 312 человек. «Правда, есть проблема "липовых" льготников, - говорит начальник отдела профессионального образования комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Александр Матвеев.
При этом проверить подлинность справок об инвалидности можно не всегда, особенно если абитуриент из другого региона, а документы прислал по почте. Некоторые вузы заявили, что будут проводить поголовную диспансеризацию среди первокурсников. И часть фальшивых инвалидов сразу отпала». По словам представителей Всероссийского общества инвалидов, большинство студентов-инвалидов имеют терапевтические заболевания. Для тех же, кто передвигается только в коляске, вузы города по-прежнему недоступны. «Вузов, в которых могли бы учиться колясочники, в Санкт-Петербурге просто нет, - говорит Алексей Масалев, председатель отделения общества инвалидов. - В прошлом году я сам поступал, но так и не смог найти учебное заведение, где без обеих ног мог бы учиться очно».
В некоторых вузах поставили пандусы на входах, но толку от этого мало: в самом здании те же лестницы и узкие коридоры. Пока единственный выход для студентов-колясочников - дистанционная форма обучения.
«Здания старой постройки сложно оборудовать лифтами и пандусами, - признает Александр Матвеев. Все это требует значительных капитальных вложений. Вузы стараются находить альтернативные варианты. Я знаю, что в одном институте, где учится девушка-колясочница, студенты организовали дежурство: каждое утро они встречают ее у здания вуза и помогают подняться по лестнице. А иногда занятия групп, где есть инвалиды, переносят на первый этаж».
******************************
При отсутствии представлений о содержании образования в целом нельзя принимать решения о локальных дополнениях, считает Александр Михайлович Абрамов - член-корреспондент Российской академии образования. На страницах «Независимой газеты» от 8 сентября он публикует статью-размышление «О важнейших предметах воспитания».
Заголовок этой статьи принадлежит нашему великому соотечественнику Николаю Ивановичу Лобачевскому. «Речь о важнейших предметах воспитания» – так он назвал свое выступление 5 июля 1828 года в качестве начинающего ректора Казанского университета. Текст этой речи, ныне практически забытой, заслуживает внимания самого широкого круга читателей. Это и выражение мыслей гениального человека, и чрезвычайно яркий литературный образ, и вдохновенный пример обращения Учителя к ученикам. Замечательна и сама формулировка вечной проблемы человечества: «А каковы они – важнейшие предметы воспитания?» Разумеется, я не берусь предлагать здесь решение проблемы, заслуживающей самой серьезной дискуссии. Моя задача – обозначить ее актуальность. «Проблема Лобачевского» злободневна сегодня, в частности, в связи с озвученным недавно президентом Дмитрием Медведевым решением о начале широкого эксперимента по введению в школу новой предметной области «Духовно-нравственное воспитание». Речь идет об изучении истории религии, основ религии четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм, хотя, строго говоря, в России есть еще и католики, и протестанты) и так называемых «Основ светской культуры». Это решение представляется мне глубоко ошибочным.
Во-первых, в очередной раз демонстрируется очень вольное отношение к школе. Должен напомнить, что сколько-нибудь убедительных представлений о том, чему и как следует учить российских школьников начала XXI века, мы пока не имеем. В частности, история почти 20-летней разработки «Стандартов» школьного образования весьма печальна, а надежды на достойное завершение этой работы в ближайшее время иллюзорны. Очевидно, что при отсутствии представлений о содержании образования в целом нельзя принимать решения о локальных дополнениях. Тем более при резком падении уровня знаний вплоть до явной безграмотности. Мы имеем немалый опыт введения новых предметов, влиятельные сторонники которых исходили из смеси благородных намерений и конъюнктурных соображений. Опыты эти неизменно заканчивались неудачами и отказами от «интересных начинаний».
Во-вторых, при всей важности проблемы воспитания надо ясно понимать, что простых решений она не имеет. Предстоящее искусственное разделение учащихся по их отношению к религии – вещь не только труднореализуемая (представьте себе, например, школу в многонациональном поселке), но и опасная. А старт эксперимента при отсутствии содержания и подготовленных учителей (их требуется около 40 тыс.) обрекает всю затею на провал. Воспитание – процесс индивидуальный и потому весьма деликатный. Поточные методы здесь не применимы в принципе: всякое массовое производство порождает массовый брак. В отечественной истории есть два примера решения проблем воспитания с применением всей мощи государства. Это программа воспитания верноподданных Российской империи в соответствии с уваровской триадой «Православие. Самодержавие. Народность» (1838), а также программа воспитания строителей коммунизма, жестко проводимая в послереволюционный период. Но в силу каких-то причин обе эти программы привели к результатам, прямо противоположным ожидаемым. «Верноподданные» взбунтовались в 1917 году, а «строители коммунизма» – в 1991-м. Может быть, не стоит торопиться с воспитанием «духовно-нравственных строителей капитализма»?
В предлагаемой программе есть тем не менее рациональное зерно – осознано наличие самой проблемы воспитания. Да и трудно было не заметить ее при зашкаливающе высоком уровне коррупции, алкоголизма, преступности, тотальной безответственности. Боюсь, что честная оценка положения такова: за 20 лет непрерывных катаклизмов мы построили Общество Победившего Цинизма. Общество, утратившее ориентиры и идеалы. Понятия чести, совести, ответственности вытеснены на периферию общественного сознания. Примечательно, что, пожалуй, впервые в истории России наша эпоха – это эпоха без героев, но с изобилием антигероев. В сложившихся обстоятельствах латание дыр, демонстрация активности и имитация деятельности – занятия бесперспективные. Нужна длительная, терпеливая и хорошо продуманная работа по восстановлению главных институтов, ответственных за воспитание, – семьи и школы. По возрождению системы народного просвещения.
*****************************
О том, что жизнь школьника должна проходить строго от подъема до отбоя и что ему просто необходимо правильно питаться, знает каждый. Только как это «правильно», многие родители представляют весьма туманно. А то, что нарушение режима питания может привести к снижению умственной активности, дисфункции поджелудочной железы и ожирению, считают страшилками диетологов. К слову, Россия занимает второе место в мире по количеству детей, страдающих лишним весом, впереди - США, позади - Китай. Основные правила питания школяра публикует газета «Комсомольская Правда» от 10 сентября в статье «Чтобы хорошо учиться, надо знатно подкрепиться».
Итак, завтрак не должен быть всухомятку, обед - вперекуску, а ужин - впереед. И обязательно полдник. Соотношение
белки - жиры - углеводы равно 1:1:4, для младших школьников - 1:1:6. Все, что связано с интеллектуальными затратами, зависит от нашего углеводного запаса, в основном глюкозы. Если она понижается, как и кислород в крови, - наш мозг слабеет. Отсюда невнимательность, сонливость, тугая память. Конечно, родители стараются усилить завтрак углеводами в виде калорийной булочки, тоста с джемом или мармеладом, сладкого чая. После такого завтрака глюкоза в крови делает скачок. Но через пару часов так же резко упадет - ребенок испытает тяжелое ощущение умственной усталости (гипогликемия).
Чтобы мозг ребенка был бодряком, завтрак обязательно должен включать сложные формы углеводов - кашу (овсянка зарекомендовала себя лучше всего), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и
пектином. Суточная норма углеводов в рационе школьника - 300 - 400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г. «Как показало наше исследование, здоровое питание - это недорогое питание, - говорит директор Института возрастной физиологии доктор биологических наук Марьяна Безруких. - Самый рациональный горячий завтрак - каша, и сделать ее можно невероятно вкусной. На дегустации разных каш дети отдали предпочтение как самой вкусной гурьевской со снятыми сливками, а как самой полезной - гречневой на яблочном соке. Дети должны есть все, если нет медицинских противопоказаний. Растущему детскому организму нужны разные продукты. Макароны ничуть не вредны, как принято считать, только есть их надо не с кетчупом, майонезом или другой жирной подливкой, а со свежеприготовленной томатной или просто с сыром».
Второй по значимости компонент пищи для школьников - жиры. Они - основной строительный материал нашего организма. Норма потребления жиров для школьников - 80 - 90 г в сутки - 30% суточного рациона. Необходимые жиры есть не только в привычных для нас масле, сметане, сале. Мясо, молоко и рыба - источники скрытых жиров. Правда, животный жирок не содержит столь важных для нас жирных кислот и жирорастворимых витаминов. Из белков самые ценные для ребенка - рыбный и молочный. Они лучше всего усваиваются детским организмом. На втором месте по качеству - мясной, на третьем - растительный белок. Ежедневно школьник должен получать 75 - 90 граммов белка, из них 40 - 55 г животного происхождения.
За приемом витаминов и микроэлементов необходимо проследить отдельно. Их недостаток может привести к различным авитаминозам, при которых нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность. Если с пищевыми витаминами дефицит, идите в аптеку. Дефицит витаминов группы В (ими богаты хлеб грубого помола, молоко, печень, яйца, капуста, яблоки, миндаль, помидоры, бобовые) может способствовать возникновению неврозов. Недостаток йода вызывает серьезные нарушения обмена веществ и дисфункцию щитовидной железы, фтора - кариес и повышенную ломкость костей. Нехватка цинка приводит к задержке роста и полового созревания детей, железа - к малокровию. Также школьник должен потреблять не меньше полутора литров жидкости. Суточная норма для детей 6 - 7 лет составляет 60 мл на килограмм массы тела, у школьников - 50 мл. Для организма одинаково вреден как избыток, так и недостаток воды. В первом случае перегружаются системы кровообращения и выделения, а обезвоживание создает дисфункцию водного обмена.
Калорийность рациона школьника 7 - 10 лет должна составлять 2400 ккал, 14 - 17 лет - 2600 - 3000 ккал. Если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300 - 500 ккал больше. Часть продуктов должна присутствовать каждый день (мясо, молоко, масло сливочное и растительное, хлеб, овощи, фрукты, мед (сахар), другая часть (сыр, яйца, творог, рыба) может быть включена в питание 2 - 3 раза в неделю. Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из двух основных элементов: фруктов - источника витаминов, поддерживающих иммунитет, и клетчатки - зерновых и молочных продуктов. Подобный тандем отлично стимулирует работу мозга школьника.
Как мы уже говорили, польза каши неоспорима, и тарелка с ней должна быть на столе ежедневно. Ассортимент широк: манная, гречневая, рисовая, пшенная, овсяная. Разная на каждый день не надоест. Добавьте в нее мед, сухофрукты, орехи, ребенок уплетет ее с удовольствием. К чаю или какао можно добавить бутерброд с сыром, в другие дни - разнообразить творожком или яйцом. Не увлекайтесь сосисками, колбасой и копченостями. Вкусовые добавки и консерванты могут вызвать серьезную аллергию. На обед ребенку необходим суп: борщ, щи, рассольник на мясном бульоне с кусочком мяса и сметаной. На второе - отварная мясная или куриная котлета, рыба, тушеная печень с овощным гарниром. Кстати, полдник - вещь непременная, и, как говорят диетологи, самое время перекусить сладкой булочкой с соком. Ужин должен быть легким, но питательным: омлет или творог со сметаной, какой-нибудь фрукт и стакан теплого молока с ложечкой меда для спокойного крепкого сна. И напоследок одна из главных рекомендаций - не кормите ребенка насильно! Детский организм сам определит, что и сколько ему необходимо.