ОБЗОР ПРЕССЫ № 412

06 июля 2011
Началось поступление в вузы
 
Пять дней работы приемных комиссий во всех вузах страны прошли расслабленно. Основная масса абитуриентов нагрянула в университеты только в понедельник: кто-то приехал из регионов подавать заявления в Москву после выпускного бала, кто-то – досдавать ЕГЭ. С началом этой недели количество абитуриентов выросло в разы: обещанной демографической ямы как не бывало. Подробности – в статье «Средняя температура по абитуриентам», опубликованной в газете «Труд» от 28 июня.
 
20 июня в вузах члены приемных комиссий по традиции наблюдали только олимпиадников, что с вводом ЕГЭ повторяется из года в год. Дело вовсе не в том, что выпускники с обычными аттестатами ленятся подавать документы. «Основной наплыв абитуриентов с аттестатами пришелся на вчерашний день – школьники получили документ в конце прошлой недели, поэтому пришли только сейчас», – рассказывает ответственный секретарь приемной комиссии РГГУ Алмазия Катаева. По ее словам, всю прошлую неделю с документами на поступление в гуманитарный университет приходили в основном прошлогодние выпускники: те, кому не удалось пройти по конкурсу на желаемую специальность во время вступительной кампании-2010. Олимпиадники же начали приходить в большом количестве также в понедельник. Причиной тому могли послужить приготовления к выпускному балу: бежать в вузы, а уж тем более ехать из других городов абитуриентам было просто некогда. «Победителей олимпиад очень много – в этом году им все же разрешено подавать документы в пять вузов, как и всем остальным. Приказ о единственном университете для выпускника с заслугами не подписали, и изменения вступят в силу, скорее всего, со следующего года», – отмечает Алмазия Катаева.
Впрочем, не все олимпиадники тянули с подачей документов. Так, в НИУ ВШЭ первым абитуриентом на бакалавриат был именно победитель конкурса. По информации новостной службы портала университета, им стал Андрей Зубанов из Иваново, победитель олимпиады МГУ, межрегиональной олимпиады «Вышки» и конкурса МФТИ. Молодой человек по результатам испытаний уже поступил во все три вуза, но предпочтение отдал именно «Вышке». Интересна статистика по олимпиадникам: согласно исследованию консалтинговой компании Begin Group, работающей на рынке образовательных услуг, только во всероссийских конкурсах за восемь лет победили около 8 тысяч школьников – грубо говоря, по тысяче в год. И все эти школьники едут поступать, что логично, в столичные вузы. То, что первым абитуриентом-олимпиадником в НИУ ВШЭ стал молодой человек, также неслучайно: по статистике две трети победителей всероссийских испытаний – именно мужского пола..
 
Новая система – деление на бакалавриат и магистратуру – с этого года начала работать во всех вузах страны. Поэтому теперь вступительная кампания делится на две части. Пока заявления в магистратуру подают только те, кто успел год поработать, отдохнуть от бакалавриата и решиться продолжить свое обучение. Выпускники – бакалавры и одни из последних специалистов еще заняты дипломами и начнут подачу документов с некоторым опозданием: документы об окончании бакалавриата будут у выпускников на руках 7 июля. На конец первой недели подачи заявлений в магистратуру НИУ ВШЭ цифры для абитуриентов были весьма и весьма обнадеживающими. Конкурса как такового нет еще нигде. Так, на 1260 мест, финансируемых из госбюджета, было подано всего 385 заявлений. Среди популярных факультетов – бизнес-информатика, менеджмент, в частности стратегическое и корпоративное управление и управление проектами, экономика, международная экономика и право, где также востребовано «корпоративное» направление.
По прошествии первой недели эксперты отрасли отмечают, что существенного уменьшения числа будущих студентов нет. Безусловно, их меньше, чем в прошлом году, но цифры сопоставимы. «На прошлую пятницу в РГГУ подали заявления 677 человек. В прошлом году их было чуть более 1300, но это уже считая вместе с первым днем после вручения аттестатов. Пока данных за понедельник у нас нет, но, судя по наплыву абитуриентов, их будет не сильно меньше», – отмечают в РГГУ. Ответсек приемной комиссии также отметила, что предпочтения по специальностям не изменились: по-прежнему популярны журналистика, как это ни странно, экономика, гостиничное дело, документоведение и архивоведение. На эти направления уже сейчас подано в 1,5-2 раза больше заявлений, чем есть бюджетных мест. «К нам по-прежнему идут те, кто хочет получить хорошее гуманитарное образование, фундаментальные знания. Кто-то идет по семейным традициям. Существенного оттока поступающих нет», – комментирует первую неделю работы приемной комиссии РГГУ Алмазия Катаева.
 
 
Школа изменилась!
 
Проректор Высшей школы экономики Исаак Фрумин на страницах «Независимой газеты» обобщил проблемы школьного образования. Размышления проректора опубликованы в номере от 28 июня, в статье под названием «Не надо трясти школу».
 
«Мы продолжаем обсуждать школьную политику так, как будто вокруг ничего не меняется. Между тем происходят изменения. Во-первых, школа сама (почти естественным образом) меняется. Чистописание уходило на моей памяти. И некоторые говорили, что, если это случится, придет поколение варваров, которое не сможет красиво писать. Чистописание исчезло, и ничего не случилось. Во-вторых, изменились внешние факторы, на которые традиционно опиралось образование, например, семьи. Школа (прежде всего в США и Западной Европе) рассчитана на семью, в которой мама не работает. И в СССР тоже, хотя ситуация была несколько другая: матери работали, но были бабушки. За детьми был домашний присмотр. Школа в значительной степени на это опиралась. Сегодня семья кардинально изменилась. Уже почти нет многопоколенных семей. Напротив, часто один родитель воспитывает одного ребенка. А ведь наличие братьев и сестер не просто создает ситуацию, когда дети донашивают друг за другом одежду. Сейчас мы имеем дело с существенно менее самостоятельными и более инфантильными детьми – прежние возможности получения социального опыта ушли, а новые не возникли».
«В школу всегда приходил ребенок, который знал меньше учителя. Школа Коменского работала по этому принципу: ребенок – слабый, неумелый человек, о котором надо заботиться. Когда мы имеем дело с поколением, которое лучше нас разбирается в гаджетах, мобильных телефонах и т.д., то сам образ умного взрослого, у которого надо учиться, подвергается сильнейшей коррозии. Что это за учитель, который в чем-то слабее меня. И вдобавок возраст педагога в нашей школе постоянно растет. Дети, которые сегодня учатся, имеют дело с учителями-бабушками, и это уже совершенно иные межпоколенческие отношения.
Школа должна приспособиться к тому, что учитель – уже не царь и бог, и школа не является единственным каналом информации. Когда я смотрю учебники передовых стран, там всегда есть задание – «обсудите статью, обсудите вчерашнюю телепередачу и т.д.». У нас же учебники до сих пор написаны так, как будто это единственное окно в мир. И последний из моего списка значимый вызов нашей школе – социальное расслоение. Российская школа за советское время привыкла работать примерно со стандартным социальным составом детей».
 
«Чиновники, стоящие во главе ведомства, безусловно, грамотные и заинтересованные люди, но к сожалению… После стратегии модернизации, принятой в 2000 году, комплексного проекта модернизации систем образования в 33 регионах и после завершения проекта информатизации школ мы не имеем относительно школьного образования стратегических инициатив, ориентированных на реальное осовременивание нашей архаичной системы. Национальные приоритетные проекты и президентская инициатива «Наша школа» очень полезны, но и они не отвечают на те вызовы, о которых я говорил. «Наша новая школа» отвечает на базисные потребности. Но тех перемен, при которых школа из архаичной превратилась бы в качественно новую, пока нет. Сейчас в рамках «Стратегии-2020» мы это обсуждаем. Я не стану кидать камни в своих коллег, так как помню времена, когда зарплату учителям платили водкой и вином… Конечно, важно было стабилизировать ситуацию. Поднять учительскую зарплату, провести ремонт школ – все это было важно. Но сейчас надо бы уже решать, что делать дальше».
 
«Может быть, и не стоит сейчас трясти школу. Пусть ситуация стабилизируется. Сегодня стратегически важным является внимание ко всей внешкольной среде, потому что социализация происходит сегодня именно там. И Интернет, и ТВ, и детские товары и услуги играют не меньшую роль, чем школа. Система дополнительного образования не растет, она ухудшилась. До сих пор существуют какие-то авиамодельные кружки, но современному инженеру надо работать и с другими, более современными инструментами. Нужны опережающие вложения в эту систему. Они могут оказаться небольшими, а результат может оказаться значимым. Например, мы должны пересмотреть наше отношение к музеям науки. Думаю, что в Голландии таких музеев больше, чем во всей Российской Федерации. Следующая стратегическая задача – надо помогать семье. Родители часто не понимают, что делает школа. У них нет времени разбираться, что там затевается. Одним словом, поможем родителям – они будут работать за школу. И нам надо, чтобы на муниципальном уровне была единая политика в области детства. Чтобы в обычной школе засчитывали на уроках рисования то, что он проходит в художественной школе за углом. Все ведь так просто. Чтобы школьный врач был частью местной системы здравоохранения».
 
 
 
Выбор вуза и профессии: на что обратить внимание
 
Если для уже состоявшихся в профессии и жизни граждан лето – пора отпусков и отдыха, то для выпускников школ – один из самых ответственных периодов в жизни. Успешно сдать ЕГЭ, выбрать профессию на многие годы, пройти конкурс в вуз – все эти далеко не детские задачи ложатся на неокрепшие плечи школьников, вызывая огромное количество вопросов и сомнений. «Новая газета» выясняет, как избежать ошибок при выборе вуза и получить профессию будущего – об этом статья «Задел кадров», опубликованная 23 июня.
 
В 2011 году абитуриентов ждут порядка 260 государственных и негосударственных вузов столицы. Если вспомнить прошлый год, то поступающие 2010-го отдавали предпочтение МГУ им. Ломоносова, Российскому государственному гуманитарному университету, РУДН, Государственному университету управления, Всероссийской государственной налоговой академии Минфина РФ, МГТУ им. Баумана, Российскому государственному социальному университету, МГИМО. Критерии, по которым абитуриенты выбирают вузы, нынче все те же: престижность (а как следствие – высокая зарплата и востребованность на рынке труда) и собственное призвание. Идеальный вариант, когда все это упаковано в одном флаконе. Из типичных ошибок при выборе вуза остановимся на трех. Первая – выбор под давлением. Если дед был врачом, отец с матерью – медики, значит, и сыну дорога в медицину. В этом же ряду нереализованные амбиции родителей: я не выучился на инженера – значит, им должен стать мой сын.
Ошибка вторая – сосредоточенность на «упаковке». «Очень многие представление о будущей профессии черпают исключительно с экрана ТВ, – рассказывает Светлана Яценко, зам. директора по учебно-воспитательной работе ГОУ СОШ №1148, руководитель пункта приема ЕГЭ. – У таких людей складывается убеждение, что банкир, например, родился сразу с золотой ложкой во рту. В этом случае человек готов не столько реализовывать профессиональные амбиции, сколько ожидает получения некоего социального статуса, причем сразу же». Третья ошибка – ориентированность на престиж вуза, когда абитуриенту важна не столько сама профессия, сколько конвертируемый и котирующийся диплом. Практические рекомендации для выпускника с открытым вопросом выбора стандартны: для начала определить круг потенциальных мест учебы и изучить соответствующие сайты. Узнать, что пишут о вузе на образовательных форумах. Особо пытливые могут познакомиться с достижениями выпускников конкретного института и поинтересоваться спросом на них на рынке труда. Не мешает посмотреть и рейтинги. Традиционно список «Лучшие вузы России» определяет Министерство образования. Составляют их и некоторые специализированные издания, а также различные информационные агентства, такие как «Интерфакс», «Деловая Россия», «РейтОР».
 
Сомневающиеся могут также пройти тестирование в кадровом агентстве, специалисты которого выяснят, расположен человек к работе с людьми или с машинами, коллективист или одиночка, ориентирован на творческий поиск или ждет конкретно поставленной задачи. Социальный психолог Ирина Вольская, работающая эйчар-менеджером в крупной международной компании, убеждена, что работу эту необходимо проводить года за два до поступления: «Тогда у человека будет время свыкнуться с наметившейся перспективой настолько, что он незаметно для себя начнет считать ее собственным призванием, – уверяет психолог. – Опять же хватит времени изучить рынок труда и понять, куда в дальнейшем он сможет устроиться». По данным кадровых агентств, более 30% запросов по подбору персонала приходится сегодня на специалистов по продажам. Растет спрос и на тех, кто продвигает товар на рынке: бренд-менеджеров и специалистов по маркетингу. Строительству стабильно нужны инженеры и рабочие. Промышленности – финансисты и логистики. Востребованы менеджеры по развитию, специалисты в сфере телекоммуникаций, программисты, web-дизайнеры, менеджеры по проектам.
В ближайшем будущем гарантирован спрос и на новые профессии. Это, например, урбанист, обеспечивающий комплексное развитие территорий. Или новый тип социального работника – эксперт по абсорбции, призванный помогать людям разных культур и религий находить общий язык. Наверняка будет не хватать специалистов быстроразвивающимся и инновационным отраслям, например, экспертов в области альтернативной энергетики и биотоплива. В сфере нанотехнологий в ближайшие пять лет, по прогнозам, появятся тысячи высокооплачиваемых вакансий. В выигрыше окажутся те, кто выберет инженерно-технические специальности, особенно из области высоких технологий. Кроме того, России стабильно будут нужны специалисты нефтегазовой отрасли и геологоразведки.
 
Наконец, платное или бесплатное образование предпочесть? Бюджетные места на сегодняшний момент присутствуют только в государственных учебных заведениях. Их количество по специальностям в области экономики и управления ежегодно сокращается, зато увеличивается по техническим. Из 1000 выпускников школ 438 человек смогут сегодня учиться за счет бюджета. Количество сдающих ЕГЭ в нынешнем году меньше, чем в 2010-м, следовательно, конкурс на бюджетные места в вузы тоже окажется несколько ниже. Год назад, скажем, в МГУ самый большой конкурс (28 человек на место) был на факультете мировой политики. В РУДН на специальность «связи с общественностью» – почти 70 человек. В РГМУ им. Пирогова желающих обучаться лечебному делу набралось 6801 человек на 390 мест. Конкурс в МЭИ составлял от 4 до 10 человек, в зависимости от факультета, в МИСиС доходил до 20 соискателей на место. Кстати, конкурс в области экономики, управления и по ряду гуманитарных направлений был намного выше, чем на технические специальности.
Выбирая платное учебное заведение, необходимо интересоваться наличием и сроком аккредитации, формой диплома и, естественно, ценой вопроса. В среднем по стране стоимость коммерческого обучения в государственном вузе в 2009 году превысила 30 тысяч рублей в год (в Москве этот показатель в два раза выше). По отдельным специальностям в наиболее престижных вузах она достигала 300 тысяч рублей ежегодно. Для примера, самые высокие (до 290 тысяч в год) цены для желающих постигать юриспруденцию были в МГИМО, МГУ и Финансовой академии. Стоимость обучения строительным специальностям варьировалась от 70 тысяч в МГГУ до 200 в МАРХИ. Экономика и управление обходились в среднем в 190–220 тысяч. Для многих абитуриентов недобор баллов на бюджетное место факультета мечты – целая трагедия. И если некоторые будут повторять попытку в следующем году, другие (конечно, если есть такая возможность) предпочтут обучение платное. Главное – оценить риски, перспективы и собственные возможности.
 
 
Молодые специалисты выходят в жизнь
 
Лето – не только абитуриентская пора, но и время выпускников вузов. Как бесшабашно прощаются молодые специалисты с годами учебы – рассказывает газета «Новые Известия» от 24 июня в статье «Во взрослую жизнь на тазике». Пора студенческих выпускных сейчас в самом разгаре. Гулянья студентов менее заметны для горожан, зато их традиции гораздо богаче и бесшабашнее: молодые специалисты наряжают памятники, катаются на тазах с лестницы, выбрасывают из окон компьютеры, топят в Яузе тубусы и жгут конспекты.
 
Забава выпускников МГМУ им. И.М. Сеченова – наряжать памятники Пирогову и Сеченову. Есть несколько вариантов ритуала: каменным ученым надевают на головы медицинские шапочки, обматывают их бинтами или туалетной бумагой. «Утром после гуляний мы всем курсом поехали на Большую Пироговскую улицу, – признается Елена Кузькина, окончившая Сеченовку в прошлом году. – Мы принесли с собой заранее купленные рулоны туалетной бумаги: в шесть утра их сложно достать. Обматывали памятник человек десять, у остальных уже не было на это сил». 30 июня выпускной прошел в Московском государственном университете печати. По традиции студенты купаются, но, в отличие от школьников, не в фонтане. «Во двор выносится огромный чан с водой, высотой почти с человеческий рост, – рассказывает Ольга Сизова, окончившая этот вуз в 2010 году. – Забраться в него непросто. Выпускников кидают туда «купальщики» – несколько студентов младших курсов. Девушек окунают аккуратно, а парней бросают не церемонясь. Сначала в чан окунают тех, кто заранее записался на эту процедуру. А когда список подходит к концу, ловят всех, кто попадется под руку». После купания, которое происходит днем, мокрые студенты отправляются получать дипломы.
 
Инженеры оказались самими бесшабашными. На выпускном в МГТУ им. Н.Э. Баумана около восьми вечера началось традиционное катание на тазиках. Выпускники съезжают на них с лестницы, а потом прицепляют к машинам и проезжают пару кругов во дворе университета. «Есть легенда, объясняющая, как придумали такое развлечение, – рассказывает  выпускник Бауманки Евгений А. – Раньше студенты учились не шесть лет, как сейчас, а пять с половиной, так что выпускной у них был зимой. Один выпускник догадался протащить на тросе по льду своего товарища, который сел в алюминиевый таз. «Ноу-хау» взяли на заметку студенты, наблюдавшие за всем этим из окон общежития. На следующий год было устроено уже массовое катание на тазиках». В идеале ритуал должен выглядеть так. Выпускник приходит со своим тазом и с каской. Поднимается на восьмой этаж общежития, надевает каску, кладет в таз конспекты, садится на все это сверху. Товарищи подносят ему 50 грамм «боевых» и, придерживая, спускают с лестницы на один пролет. Дают еще 50 грамм. И так до первого этажа. Когда вся лестница позади, таз привязывают к машине и проезжают несколько кругов по двору университета. «После третьего круга таз уже приходит в негодность, – делится Евгений, принявший участие в забаве в прошлом году. – А у меня самого до сих пор шрамы на руке: на повороте занесло». Есть в Бауманке и другие традиции. «В прошлом году из окон общежития летели старые компьютеры и другие ненужные вещи, – рассказал Евгений. – Во дворе университета выпускники поставили мангал, и на огне, в котором горели старые конспекты, жарили сосиски». Традиция выпускников Бауманки топить свои тубусы в Яузе почти исчезла: между вузом и рекой построили дорогу, и к воде так просто не спустишься.
«Бесшабашные традиции студенческих выпускных существуют давно, – объясняет социальный психолог Наталья Варская. – Люди, которые после окончания вуза начнут уже по-настоящему взрослую жизнь, подсознательно хотят в последний раз безрассудно провести время. Они понимают, что, когда займут серьезные должности, уже не смогут себя так вести».
 
 
Подготовка к экзаменам: разумный стресс
 
Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников. «К экзамену готовимся с умом» – советы публикует газета «Московский Комсомолец» от 22 июня.
 
При подготовке к экзаменам следует придерживаться основного правила «не теряй времени зря». Перед началом подготовки необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком. Учить нужно начинать новый, незнакомый. Время, отведенное на подготовку, нужно использовать максимально эффективно. Новый или сложный материал лучше всего учить тогда, когда хорошо думается, а работоспособность находится на пике. Обычно это время приходится на утро, поскольку работе предшествовал длительный отдых. Рабочее место должно быть комфортным. Со стола неплохо бы убрать лишние вещи, а нужные учебники, пособия и тетрадки расположить удобно. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева» и т. п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.
Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте – сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом! Ежедневно выполняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, расслаблению.
 
Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку необходима еще и психологическая готовность. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше. 
В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
 
Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, – лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая, энергетических напитков), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов. Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать.