ОБЗОР ПРЕССЫ № 333

21 августа 2009
740 российских школ не откроются в первый день осени — они аварийные, в них не успеют закончить капремонт. День знаний под вопросом ещё почти в 5 тысячах альма-матер. Роспотребнадзор проверил готовность к новому учебному году. Об этом – газета «Труд» от 18 августа в заметке «1 сентября наступит не везде».
 
1 сентября занятия должны начаться в 55 тысячах школ, за парты в этом году сядут более 13 миллионов детей. Однако за две недели до учебного года каждая десятая альма-матер не готова к занятиям. Проверка, проведенная Роспотребнадзором, показала: в школах не хватает мебели, в том числе парт. С такими проблемами столкнулись 36,7% учебных учреждений. Например, в Свердловской области приобретено только 35% школьной мебели, в Калужской — 34%, в Новгородской — 21%, в Вологодской — 9%, а в Республике Калмыкия — всего 6%. Особенно остро вопрос стоит в Якутии и Ненецком автономном округе: сюда не поступило вообще ни одного комплекта мебели.

Почти в каждом пятом учебном заведении (19,4%) медицинские кабинеты не соответствуют санитарным нормам. Так, в Мурманской области это выявлено в каждой второй школе, а в Дагестане таких учебных учреждений ещё больше — 73,2%. При этом 39,4% школ страны вовсе не имеют медкабинетов. Есть недостатки и в оборудовании спортзалов. В 16,3% учебных заведений они нарушают санитарные требования, а в 15,5% школ спортзалы вообще отсутствуют. Не во всех школах готов к работе пищеблок. В 38,5% учебных учреждений не хватает оборудования для приготовления и приема пищи. В Новгородской области приобретено 17,6% «ложек-поварешек», в Ханты-Мансийском округе — 16%, а в Вологодской области — только 12%.

Почти каждая десятая школа (9%) из тех, которые обследовали комиссии, не прошла проверку. Больше всего таких школ в Тыве — 57%. Также это учебные заведения в Бурятии и Кабардино-Балкарии, в Пермском и Забайкальском краях и ряде областей — Курганской, Владимирской, Воронежской, Пензенской. При этом 740 школ вовсе не откроются в новом учебном году, так как нуждаются в капремонте.

Цифры
55 000 российских школ должны распахнуть двери 1 сентября
13 млн. учеников сядут за парты в этом году
122 новые школы откроются осенью
740 альма-матер не примут детей из-за аварийного состояния
 
Накануне учебного года Роспотребнадзор проверил школы. Оказалось, что к занятиям готовы далеко не все учебные заведения. К 1 сентября им надо успеть устранить нарушения.
32 153 школы — Медицинские кабинеты плохо оснащены либо вообще отсутствуют
17 437 школ — Спортзалы не укомплектованы инвентарем либо вообще отсутствуют
19 960 школ — Не хватает необходимой мебели — парт, шкафов, стульев
4935 школ — Запрещено приступать к занятиям, пока не будет завершен ремонт
21 111 школ — Не приспособлены для приготовления и приема пищи
 
*************************************
 
Ведущие педвузы разрабатывают новые стандарты педагогического образования, сообщает «Российская газета» от 11 августа. Стандарты педагогического образования должны быть переработаны с учетом новых требований. Масла в огонь подливает и Единый гос экзамен. Его результаты говорят о том, что российские школьники плохо знают математику, информатику, историю. А это значит - не так подготовили в школе? Словом, эксперты сошлись во мнении: учителей нужно учить по-новому. Как? Об этом газете рассказал вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов в интервью под названием «Научи учителя».
 
Виктор Болотов: Новые педагогические стандарты разрабатывают сегодня Российский педагогический госуниверситет им. Герцена, Московский государственный педагогический университет и Московский городской психолого-педагогический университет. Если мы не вложимся сегодня в учителя, причем не столько материально, сколько содержательно, то ничего хорошего не произойдет. Дело в том, что классно-урочная система, когда дети только и делают, что сидят за партами и отвечают на вопросы учителя, для новой России не подходит. Традиционный учитель не решит проблем завтрашнего дня. Мир быстро меняется, появляются новые технологии. Человек должен не столько выучивать существующие знания, как мы привыкли, но быть готовым осваивать новые.
 
Российская газета: Что должен уметь учитель "нового поколения"?
Болотов: Я бы отметил два базовых требования. Во-первых, педагог должен уметь работать, так скажем, на индивидуальное развитие ребенка, понимать, какие предметы ученику даются легче, какие - сложнее. Во-вторых, уметь организовывать групповую работу. У нас же в привычке так называемый "фронтальный" принцип. Каждый отвечает по очереди. Никаких коллективных споров и работы. Если в советские времена за такую "коллективизацию" отвечали пионерская и комсомольская организации, то сейчас - некому. Ребята не умеют работать вместе. А в жизни без этого навыка далеко не уйдешь. Групповая работа необходима. Совместные эксперименты по физике, биологии, химии.
 
РГ: Педагог должен как-то по-новому общаться с учеником?
Болотов: Сегодня мы ставим вопрос перед ребенком и ждем правильного ответа. В новой школе учитель оценивает не истину ответа ученика, а его способность к рассуждению. То есть, грубо говоря, ошибка школьника должна радовать учителя даже больше, чем правильный ответ. Но только если ребенок может пояснить, почему у него именно такая точка зрения, пусть и неверная в данной ситуации. Ключевой вопрос педагога "Почему ты так думаешь? Объясни".
 
РГ: То, что вы сейчас рассказали, идет в разрез с принципом Единого госэкзамена, где вопрос рассуждений-размышлений стоит не так остро. Что же выходит - учить будем одному, а экзамен сдавать по-другому?
Болотов: Да, чтобы сдать ЕГЭ, говоря по-старому, на "тройку", возможно, глубоко рассуждать и не надо. А вот получить 80 и выше баллов без умения мыслить не выйдет. Вспомните, в заданиях самой сложной части "С" часто требуется сравнить два текста, выделить в них общее, указать расхождения. Вот оно - размышление. Причем не только в гуманитарных предметах. Я ежегодно решаю демо-версии "единого" по математике. И там в части "С" требуются не только заученные формулы, но и умение рассуждать, логически мыслить.
 
РГ: Нужно ли для учителей будущего вводить в вузах специальный курс по подготовке школьников к ЕГЭ?
Болотов: Это давняя дискуссия, которая началась тогда же, когда запустили эксперимент по ЕГЭ. Что говорят нам сильные, заслуженные учителя? Не надо детей специально готовить к "единому". Нужно просто класса с пятого вводить на уроках эту необычную на первый взгляд форму заданий - тесты. Невозможно получить высокий балл по любому предмету, не зная его. Как ни тренируй. Либо ты знаешь химию, либо нет. Уже сегодня, кстати, появляются учебники, где вопросы после глав составлены именно в таком виде, с коротким заданием и возможностью выбора ответов.
 
РГ: Для какого предмета переработать педагогические стандарты наиболее сложно?
Болотов: К самым сложным я отнес бы, как это ни странно, стандарты по преподаванию иностранных языков. Наша давняя традиция в этом предмете - сводить все обучение к вызубриванию неправильных глаголов и заучиванию схемы образования времен. Эту традицию сломать непросто, но надо. Нужно переходить к коммуникации, к разговорному иностранному языку. И второе - очень остро стоит вопрос психолого-педагогической компетенции учителя. В последних стандартах огромное внимание уделяется работе с одаренными детьми - и это прекрасно, но о тех, кто не успевает, у кого проблемы в семье - практически забыли. Над этим сейчас работает группа Московского городского психолого-педагогического университета. Вообще, по жизни, любой хороший учитель - всегда и психолог, и защитник, и наставник. Он, если говорить медицинским языком, фельдшер: должен уметь "диагностировать" и в простейших случаях давать рецепты.
 
РГ: А что делать в более сложных ситуациях?
Болотов: Идти к профессионалу. У нас, к сожалению, все больше детей с разными проблемами, и требовать от обычного учителя, чтобы он умел работать, например, с детьми с задержкой развития - нельзя.
РГ: Значит, стандарты подготовки учителя для обычной школы и для коррекционной сильно отличаются?
Болотов: Конечно. Идет большая дискуссия между коррекционщиками из Академии образования и из других вузов по поводу того, какие же компетенции должны быть у учителя, который работает с такой сложной категорией детей. Есть позиция, что с таким детьми могут работать только выпускники магистратуры. У бакалавров попросту не хватит знаний - по той же психологии, по коррекционной педагогике.
 
РГ: Кстати, о бакалаврах и магистрах. Прописывают ли новые стандарты, какой уровень для какого класса подходит?
Болотов: Есть предложения, что в старшей школе преподавать могут, как и в коррекционной, только магистры. Другая точка зрения - что и воспитатели в детсадах тоже должны быть с магистерским дипломом. Напомню, в советское время в детских садиках чаще всего работали выпускники педучилищ. Сегодня активно обсуждается позиция "чем младше возраст ребенка, тем больше образования должно быть у педагога". Пока, на мой взгляд, магистратура требуется для преподавания в старшей школе, для управленческой деятельности.
 
РГ: Практику студенты-педагоги тоже будут проходить по-новому?
Болотов: Да, здесь предлагается совершенно другая организация педпрактики. Как было раньше? Человека на четверть отправляли в школу, где он с горем пополам что-то делал и писал отчет. Но практика должна обучать педагога реальной деятельности учителя, а не быть временным пребыванием в школе. В Красноярске мы, например, уже провели своего рода опыты. В течение всего срока обучения отправляли студентов на практику. Каждый год - с разными заданиями. После первого курса - отчет о работе педагога, к которому ты прикреплен, после второго - ты ассистент учителя, присутствуешь в классе, помогаешь детям. Третье задание - уже вести какие-то фрагменты урока, проверять домашние работы. Практика как бы разбивается по видам учительской деятельности, и студент постепенно осваивает их все.
 
*****************************
 
Если второе высшее образование раньше было ступенькой в карьерной лестнице, то в условиях кризиса лишняя корочка - одна из возможностей сохранить работу или переквалифицироваться, чтобы найти новую. Учитывая, что вторая «вышка» платная, для многих сразу встает два «меркантильных» вопроса: где денег взять и можно ли ужать расходы на учебу? Затраты на обучение можно срезать, и в этом нам помогут налоги. Советы даёт газета «Комсомольская Правда» от 11 августа в статье «Как сэкономить на втором высшем?»
 
Затраты на обучение можно срезать, и в этом нам помогут налоги, исправно взимаемые с наших доходов в казну государства. Речь идет о социальном налоговом вычете по справке НДФЛ, на который в рамках Налогового кодекса может рассчитывать человек, имеющий постоянную работу и отдающий со своих доходов 13 процентов в пользу государства. Что это значит? Вам вернут часть суммы, израсходованной на учебу, из налогов, выплаченных вами за год. В статье 219 НК есть перечень оснований для социальных налоговых вычетов, среди них - «на свое обучение». Правда, предельный размер вычета на обучение будет не больше 50 тысяч рублей. Для получения вычета форма обучения - дневная, вечерняя, заочная, экстернат - значения не имеет. К слову, социальный вычет может быть предоставлен не только при оплате вашего личного образования в вузах, но и за ясли, детсад, школу, как общеобразовательную, так и художественную, спортивную. В этот же список входят различные курсы повышения квалификации, дополнительного образования - компьютерные, иностранных языков, дизайнерские, косметологии и так далее. При этом они могут действовать как при вузе, так и самостоятельно. Но есть одно парадоксальное исключение. Если у человека нет постоянной работы, но он, имея регулярный доход, честно отдает положенную долю в казну, права на выплату он все равно не имеет.
 
Чтобы получить вычет, вуз или иное учреждение должно иметь соответствующую лицензию, документ, подтверждающий его образовательный статус. С него нужно снять копию - ее потребуют в налоговой инспекции. Причем государственный или коммерческий вуз (даже не имеющий госаккредитации) - значения не имеет, так же как и то, где он находится - в России или за границей. Документы в вуз для получения второго высшего образования подаются в сроки, определенные самим учебным заведением. «Также сэкономить на образовании можно за счет работодателя, - рассказывает юрисконсульт компании «Гарант» Роман Ларионов. - Трудовым законодательством предусмотрена возможность заключения с работником ученического договора. Он может быть подписан как в момент заключения трудового договора с новым работодателем, так и в процессе работы. Ученический договор выгоден для обеих сторон. Работодатель заинтересован получить классного специалиста. А в договоре прописывается срок, в течение которого работник обязан отработать после получения образования. Так что он ничего не теряет. Вычет предоставляется за период обучения в вузе, а также за период, в котором студент находился в академическом отпуске». Но учтите: если плату за образование своего сотрудника вносила организация, сотрудник вычет не получит.
 
Налогоплательщик получит деньги, только если лично оплатит обучение - налом или безналом, не важно. Все документы должны быть оформлены на его имя, иначе право на вычет будет утеряно. Это правило распространяется и на ситуации, когда образование получает не сам налогоплательщик, а его ребенок или подопечный. Размер и форма оплаты обучения должны быть указаны в договоре и подтверждены платежными документами - квитанцией, чеком, банковскими бумагами. Второе высшее образование обычно длится три года для тех, кто поступает в вуз на специальность, не соответствующую предыдущему профилю. Но срок обучения может снизиться и до полутора лет - если продолжаете учиться по профилю прежней специальности. Также это зависит от того, какой вуз вы окончили ранее, какие предметы вам могут перезачесть в новом вузе, от формы обучения.
 
***********************
 
Ректоры подвели первые итоги вступительной кампании. Случилось это на заседании рабочей группы по проведению итоговой аттестации в школах и приема в вузы и ссузы. Главные выводы – ЕГЭ-2009 себя оправдал, а серьезных сбоев в работе приемных комиссий не было. Впрочем, обнаружились и куда более грустные итоги... О проблеме - «Независимая газета» от 18 августа в статье «Ректоры не доверяют коллегам».
 
Выступления большинства ректоров были столь оптимистичны, что удивился сам министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, тут же пожелав им и впредь придерживаться этой позиции. Сразу отметим, что на совещании отсутствовали ректоры главных вузов страны – МГУ и СПбГУ. Не было ректоров МГИМО, ВШЭ, крупных региональных вузов, известных высших школ – МАИ, МАДИ, МЭИ и др. Выступавшие на совещании повторяли, как заклинание: главное достижение ЕГЭ (его отметило и высшее руководство страны) заключается в победе над коррупцией в вузах. Ректорских списков больше нет. Многие ректоры впервые за много лет не поменяли на время приемной кампании свои мобильные телефоны. Жить им стало легче. Абитуриентам – вообще хорошо. Но… с нынешнего учебного года начинается осуществление нового вузовского принципа: легче поступить – труднее учиться. Министр образования и науки призвал ректоров ужесточить требования к поступившим. Остается добавить, что закручивание гаек и без того любят в наших вузах. Ни для кого не секрет, что у «особо строгих» преподавателей студенты откупаются во время сессии уже чуть ли не группами. И прокуратурой здесь мало кого испугаешь.
 
Вторая политическая победа заключается в осуществлении социального принципа – равная доступность образования для всех. Молодежь из регионов потянулась в столицу. «Они не верили, что такое возможно. Их пугали, что в Москве все только по блату и за большие деньги!» – воодушевился на совещании министр. Это точно… Уже известно, что в питерские вузы ранее обычно поступали две трети питерцев и одна треть иногородних. Сегодня картина обратная. Политическая победа есть, но проблема осталась. Как рассказал ректор Рязанского государственного радиотехнического университета Виктор Гуров, многие студенты столичных вузов позже возвращаются обратно домой, в местные университеты. Не выдерживают столичных цен и условий быта. Равнодоступность плюс расширение прав абитуриента привели к явлению, которое Николай Булаев, глава Рособразования, комментируя итоги ЕГЭ, назвал «образовательным туризмом», а измученные приемной кампанией ректоры – «образовательным терроризмом». Речь идет о тех замечательных случаях, когда абитуриент (как правило, иногородний) подает заявление сразу в 50–100 московских вузов. Иногда еще – в рамках одного вуза на все специальности сразу. Приемные комиссии работают, не покладая рук, а студент в результате спокойно относит подлинник в местный рыбный институт. Он всего лишь хотел проверить свои силы…
 
От ректоров поступило предложение об ограничении количества вузов, в которые можно было бы абитуриенту принести заявление. Но министр предложение об ограничении прав будущих студентов не поддержал. Пусть молодые люди почувствуют вкус свободы. Кстати, не всем ректорам пришлась по вкусу новая академическая свобода. Речь идет о вузовских олимпиадах. Непорядочность отдельных представителей вузовского сообщества привела к тому, что доверие к олимпиадам сегодня, увы, подорвано. Об этом рискнул заявить ректор Финансовой академии при правительстве РФ Михаил Эскиндаров. Несмотря на упреки ректора МГТУ имени Баумана Игоря Федорова, Эскиндаров все-таки озвучил возмутившие его факты прямо на совещании – как в его академию сдавали документы победители олимпиад, имеющие не более 50–60 баллов в сертификате по ЕГЭ. Конторы рогов и копыт, которые выиграли право проводить олимпиады, оказались, мягко говоря, не готовы к столь ответственному шагу. К Финансовой академии обратился, например, с просьбой о помощи в проведении олимпиады Фонд рынка ценных бумаг. Конкурс он выиграл, но, по словам Эскиндарова, своих ресурсов для проведения у него не оказалось… Видимо, в образовании, как и в некоторых других отраслях, конкурсы проводятся исключительно для узкого круга лиц.
 
Еще одна политическая победа ЕГЭ – осуществление принципа инклюзивного образования. Сегодня абитуриенты-инвалиды могут учиться в престижных вузах. Раньше приемные комиссии от них отбивались, теперь не удастся. Жаль, что правилами льготного поступления умело воспользовались энергичные люди. Псевдольготники своими действиями уже создали вокруг инклюзивного образования зону отторжения. Теперь, жалуются ректоры, многие абитуриенты настроены решительно и хотят даже разобраться с инвалидами. Звучат угрозы: «Мы вышвырнем этих инвалидов из института!» В общем, политические цели достигнуты. Только в чем выиграла система высшего образования? Как заметил один из ректоров: «Система набора в вузы еще не решает проблемы качества образования». Конечно. Задачи хорошего образования для большинства она вообще не решает. Она, как и раньше, решает вопросы лучшего будущего для избранных.