ОБЗОР ПРЕССЫ № 329

09 июля 2009
Не дав передохнуть администрациям вузов от вступительной кампании, Министерство образования и науки РФ опять встряхнуло ректоров. Глава Рособрнадзора Любовь Глебова заявила, что уже к 1 ноября текущего года новые правила аккредитации вузов пройдут все основные согласования в министерстве. Слова об ужесточении процедур лицензирования (то есть права ведения образовательной деятельности) и аккредитации (то есть получения диплома государственного образца) в последнее время звучат все настойчивее. Педагогическая общественность воспринимает их как легальный способ сокращения списка вузов, которых сегодня в стране насчитывается более трех тысяч. О проблеме - «Независимая газета» от 7 июля в статье «Высшую школу опять пугают аккредитацией».
 
«Смысл новых аккредитационных показателей не в том, что прежние были очень «мягкими», – заявил в беседе с корреспондентом ректор Российского нового университета, председатель Ассоциации негосударственных вузов РФ Владимир Зернов, – а в том, что они уже не работают в современных условиях». По словам главы ассоциации, нынешняя процедура аккредитации не соответствуют требованиям времени и не работает на решение задач, поставленных правительством. «Сколько можно оценивать вузы по количеству квадратных метров, приходящихся на одного студента! – заметил Зернов. – По нынешним критериям в среднем на одного студента должно приходиться не менее 11 метров квадратных. Такого требования нет даже в развитых странах».
 
Рособрнадзор предлагает исключить из аккредитационных требований такой показатель, как квалификация профессорско-преподавательского состава, мотивируя это тем, что для каждой образовательной программы она различна. Ректор Московского физико-технического института (ГУ) Николай Кудрявцев, комментируя для этот пункт, добавил свое видение проблемы. По мнению ректора, в случае оценки деятельности вуза речь не должна вестись исключительно о количестве профессоров-штатников. Например, в МФТИ две трети профессорско-преподавательского состава – специалисты и ученые, приглашенные со стороны. В том числе и из-за рубежа. И от этого вуз только выигрывает. Потому что имеет дело с самыми крупными практиками и учеными.
 
«Все, что связано с научно-технической деятельностью, напрямую должно быть обосновано ее результативностью. Только количество вложенных средств не может быть доказательством того, что научная деятельность присутствует», – приводят информагентства еще одно высказывание Любови Глебовой. К этому заявлению Владимир Зернов добавил бы тезис об участии государства в дальнейшей судьбе разработок и изобретений, сделанных в вузах. Пока же, по словам Зернова, «вузы получают результат, а дальше не знают, что с этим результатом делать». О вузовских разработках, даже несмотря на широкую рекламу, крупные компании и руководители производств ничего не знают. Тот же РосНоУ вынужден постоянно приглашать заинтересованных людей к себе и заниматься продвижением своих открытий. Это, естественно, новая трата средств.
 
Как заявила Любовь Глебова, в новых правилах будут внесены изменения и в оценку знаний выпускников. Все это делается для того, чтобы «тестирование, которое на сегодняшний день показывает только остаточные знания, выявляло компетенцию выпускников после прохождения образовательных программ». Этот пункт очень порадовал ректоров ведущих юридических вузов. О необходимости ввести своего рода ЕГЭ для выпускающихся юристов говорят уже практически все. В то же время новые показатели в том виде, в каком они предлагаются сегодня, скорее всего «усложнят ситуацию для средних и средненьких вузов». Потому что сильные институты и университеты занимают достаточно прочное положение, а вузам, торгующим дипломом, отсутствие или наличие аккредитации вообще «погоды не делает». Кроме того, новые показатели достаточно спорны по своей сути. Снятие критерия о количестве профессорско-преподавательского состава может привести к снижению качества образования. А усечение количества квадратных метров – к тому, что вузы вообще перестанут заботиться о достойных условиях для обучения студентов. К этому можно добавить, что министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко пообещал, что кроме штатных проверок при определенных условиях могут проводиться и проверки внеочередные, в том числе и по инициативе региональных властей, совета ректоров и работодателей.
 
В связи с этим возникает совсем уж простой вопрос: а зачем вообще нужна государственная аккредитация вузов? Каковы ее функции и цели? В США, например, ни Гарвардский университет, ни Йельский не имеют так называемой государственной аккредитации. И не нуждаются в ней. От этого востребованность выпускников этих вузов, престижность обучения в них нисколько не страдают. В современных же российских реалиях статус «государственный вуз» во многом нужен был до недавних пор только для того, чтобы предоставить отсрочку студентам от службы в армии. Качество выпускников на выходе из вуза мало кого волновало. В том числе и самих студентов. Но ужесточающиеся условия получения отсрочки от службы в армии во многом обесценивают и эту социальную функцию отечественных вузов.
Может быть, надо обратить внимание не столько на усложнение и ужесточение системы аккредитации вузов (что, кстати, само по себе потенциально коррупционно емкое мероприятие), сколько на подбор качественного профессорско-преподавательского состава и разработку программ обучения, соответствующих современным требованиям? Все возрастающие в последнее время попытки тотального возврата государства во все сферы жизни общества могут быть оправданы лишь до определенного предела. А система «разрешать – не разрешать», доведенная до абсурда, вполне может сработать не на повышение качества высшего образования в стране, а на его окончательную деградацию.
 
*****************************************
 
ЮНЕСКО поможет справиться с проблемой "утечки умов". В Париже открылась Всемирная конференция по высшему образованию ЮНЕСКО. Российскую делегацию возглавляет заместитель министра иностранных дел России Александр Яковенко, который ответил на вопросы «Российской газеты». Интервью под названием «Все ВУЗможно» опубликовано в номере от 7 июля.
 
Российская газета: Каковы, на ваш взгляд, основные задачи высшего образования в начале XXI века?
Александр Яковенко: Высшее образование все чаще рассматривают в качестве двигателя экономического развития, не вызывает сомнения его важнейшая роль в создании и обмене знаниями в целях решения глобальных проблем современности - от искоренения бедности до устойчивого развития. Мы являемся свидетелями значительного роста интереса к высшему образованию. Стремительно увеличивается число студентов. В 2007 году их было 152 с половиной миллиона, что на 50 процентов больше, чем в 2000 году. В целом процент вузовской молодежи во всем мире вырос с 19 процентов в 2000 г. до 26 процентов в 2007 г. При этом сегодня студенток несколько больше, чем студентов. В России 9 из 10 семей считают обязательным и необходимым получение детьми высшего образования. Большинство государств стремится следовать примеру развитых стран, где считается, что для экономического роста страны 40-50 процентов населения должны иметь высшее образование. К сожалению, многим развивающимся странам пока далеко до таких показателей. Например, в Африке, несмотря на значительное увеличение числа абитуриентов в высших учебных заведениях в последние годы, в среднем эта цифра составляет всего лишь 5 процентов.
Государство несет главную ответственность за образование своих граждан. Однако в одиночку оно не в состоянии удовлетворить растущие потребности общества. Этим объясняется появление новых тенденций в образовании, его широкой диверсификации в соответствии с разнообразием потребностей различных групп населения и динамично меняющейся экономики, появлением новых игроков на рынке образовательных услуг. Частные высшие учебные заведения, существенно расширившие доступ к образовательным программам и подстраивающие их под актуальные запросы населения, - самый быстро растущий сектор высшего образования во всем мире.
 
Недавние исследования показали, что в странах Восточной Европы около 40 процентов студентов учатся в частных вузах, и их число растет. В этих условиях важный аспект социальной ответственности высшего образования, суть современного качества - обеспечить максимально полную реализацию потенциала каждого человека, его востребованность на протяжении всей жизни в условиях меняющейся экономики.
Другой вызов - необходимость динамичного развития инновационной экономики, основанной на знаниях, как условия повышения качества жизни, социального развития. От системы высшего образования требуется опережающее производство современных наукоемких технологий для экономики вместе с кадрами, способными эффективно их реализовывать. Растущая мобильность студентов - еще одна глобальная тенденция сегодняшнего дня. В 2007 году 2,8 миллиона студентов учились за границей - это более чем в три раза больше, чем в 1980 году. Согласно недавним прогнозам глобальной студенческой мобильности, в 2025 году число студентов, обучающихся за границей, вырастет до 7,2 миллиона. Мобильность создает много преимуществ и возможностей. Однако многие студенты не возвращаются на родину, и подобная "утечка умов" является большой потерей для экономики их стран. Новые информационные и коммуникационные технологии также способствуют мобильности. Эти технологии облегчат внедрение совместных программ и проведение совместных исследований, в то же время смягчая негативные последствия "утечки умов". Например, в 2006 году ЮНЕСКО и компания Hewlett Packard запустили совместную программу по превращению "утечки умов" в "приток умов". Этот проект основывался на результатах ранее проведенного эксперимента в странах Южной и Восточной Европы и использовал новые информационные и коммуникационные технологии для общения ученых, которые остались в стране, с учеными, которые уехали из страны.
 
РГ : Каковы главные цели Всемирной конференции по высшему образованию?
Яковенко : Всемирная конференция - наиболее значимое событие в области высшего образования. Ее масштабы велики - более 1200 участников из всех регионов мира, 4 дня работы, семинары, секции, пленарные заседания, "круглые столы", панельные дискуссии. Предыдущая всемирная встреча такого масштаба состоялась в 1998 году. Таким образом, конференция подведет итоги работы, проведенной за десять лет, и обозначит векторы формирования политики в области высшего образования в будущем. В фокусе внимания конференции будут находиться пути решения наиболее значимых проблем современной высшей школы, таких как улучшение доступа, обеспечение равных возможностей, повышение качества, а также социальная ответственность высшего образования. Особый акцент будет сделан на роли высшего образования в деле развития регионов, в частности Африки.
 
РГ : Как мировое сообщество и ЮНЕСКО, в частности, подходит к решению этих задач?
Яковенко : ЮНЕСКО пытается ответить на эти вопросы, вырабатывая международно признанные нормы, наращивая потенциал на национальном и региональном уровне, анализируя и синтезируя идеи и практики, проводя мониторинг и исследования, вырабатывая рекомендации и реализуя конкретные проекты. Приведу лишь некоторые примеры. Одним из основных инструментов политики Организации, направленной на решение задач высшего образования, являются шесть Региональных Конвенций ЮНЕСКО по признанию квалификаций. Эти Конвенции, которые в данный момент пересматриваются и дополняются, были ратифицированы более чем 100 государствами-членами. Вместе они представляют собой уникальную правовую основу развития международного сотрудничества и академической мобильности, а также оценки качества образования. Лиссабонская Конвенция по признанию 1997 года является основополагающим документом этой концепции. Этот юридический документ ознаменовал собой шаг вперед на пути признания квалификаций и на сегодняшний день является ядром Болонского процесса, цель которого - единое пространство высшего образования в Европе. Еще одной вехой в международной деятельности по установлению стандартов образования стала разработка Руководящих принципов ЮНЕСКО - ОЭСР по обеспечению качества в сфере трансграничного высшего образования в 2005 году.
 
Оценить качество образования и признать квалификацию - всегда нелегкая задача. Однако ЮНЕСКО предоставляет возможность обсуждения этих вопросов на Глобальном форуме по международной оценке качества, аккредитации и признанию квалификаций. Начиная с 2002 года на Форуме поднимаются различные вопросы, от мобильности и миграции до интеграции образования и науки. В 2006 году ЮНЕСКО запустила пилотный проект по открытию портала признанных высших учебных заведений. Его цель - предоставлять достоверную и полную информацию об авторитетных вузах мира. На нем размещены сведения о статусе вузов, а также о системах обеспечения качества образования в различных странах. В 2008 году ЮНЕСКО и Всемирный банк начали совместный проект - Глобальная Инициатива по обеспечению качества с целью создания международной программы поддержки образования в развивающихся странах, Восточной Европе и Средней Азии.
 
***************************************
 
Данные последних социологических опросов опровергают опасения, что трудоустройство выпускников 2009 года нереально. Им, как оказалось, откажет лишь треть работодателей, в то время как 54% на работу примут. Правда, на непрестижные должности и оклады. Рассказывает газета «Московский Комсомолец» от 6 июля в статье «Выпускникам дадут половину шанса».
 
Влияние кризиса на рынок труда молодых специалистов не столь однозначно, как принято считать. Проведенный социологический опрос 1 тыс. отечественных работодателей выявил, что выпускников без опыта в этом году примут более половины компаний (см. диаграмму 1). Как оказалось, образовавшийся с началом кризиса “навес” соискателей над вакансиями (сейчас, по словам хедхантеров, он достигает 30 и даже 50 человек на каждую) не сыграл фатальной роли в судьбе молодых специалистов. В кризис, по словам экспертов, “поувольняли тех, кто считался неквалифицированными сотрудниками. И эта-то масса теперь и рассылает свои резюме, хотя многие не имеют к заявленной профессии никакого отношения”. По оценке “кадровых” специалистов, эта “офисная взвесь” составляет не менее половины соискателей. А перед ней у выпускников есть такие преимущества, как специальность и английский язык, который сейчас дают гораздо лучше, чем даже 10 лет назад. Таким образом, в основную группу риска входят не “зеленые” специалисты, а люди без квалификации и с завышенными требованиями.
Впрочем, с “требованиями” все не так просто. Работодатели готовы взять вчерашних студентов с условием, что их притязания по зарплате “не завышены”. Между тем в 2008 году средний выпускник вуза ориентировался на 30 тыс. руб. в месяц. А в Москве, да еще если закончил брендовый вуз, — так и на все 50 тыс. рублей. И, что характерно, такая работа находилась. Теперь реальный уровень стартовых зарплат упал. Деньги — не единственная потеря молодых специалистов: понизился и их статус. Если год назад, в условиях кадрового голода, выпускникам, как правило, удавалось выторговать чуть завышенные позиции, то сейчас их берут на более низкие должности — торговых представителей, консультантов, мерчендайзеров, операторов call-центра. На более интересные предложения могут рассчитывать разве что выпускники с красными дипломами.
 
Впрочем, ряд экспертов не верит, что рабочее место можно добыть, отказавшись от карьерных и финансовых амбиций. По мнению гендиректора кадрового агентства “Компания “Фрегат” Ольги Грушниковой, новая оценка перспектив выпускников чрезмерно оптимистична: “На хедхантерских сайтах сейчас на 50 тыс. вакансий приходится до 3 млн. резюме. Конечно, часть из них образовалась за счет уволенных представителей “офисного планктона”. Однако резюме молодых специалистов будут рассматриваться работодателями в лучшем случае наравне с ними. Дело в том, что до кризиса многие компании брали выпускников вузов, чтобы растить кадровый резерв, доучивая их внутри предприятия, — вели тренинги, корпоративное обучение. В кризисные времена эта система сохранилась, и уж точно не в прежних объемах. Сейчас большинство компаний вынуждено задействовать уже обученный резерв. Они и заняли все вакансии”.
Российский общественный совет развития образования (РОСРО), также прогнозирует, что без постоянной работы останутся “от трети до половины выпускников очных отделений вузов 2009 года”. Это от 150 до 250 тыс. человек, что, по мнению экспертов, создает “риск маргинализация всего поколения”. Причем у каждой группы выпускников свои сложности. Так, основной особенностью “экономистов, юристов и менеджеров” крупных профильных вузов является ориентация на высокую зарплату и быструю карьеру. Поэтому в условиях кризиса им придется либо “соглашаться на резко сниженный по сравнению с ожидаемым уровень заработной платы”, либо “продолжать обучение”. Главная проблема молодых “инженеров, технологов, специалистов в области связи и компьютерных технологий” — гарантированное трудоустройство по специальности только реальных специалистов в области информтехнологий. Но хуже всех придется выпускникам непрофильных экономических и юридических факультетов региональных вузов и “избыточным” инженерам, педагогам и медикам, предсказывают в РОСРО. Все они смогут рассчитывать разве что на места обслуживающего персонала, близкие к “черным воротничкам” по статусу и по зарплате, предсказывают эксперты.
 
********************************
 
«В Москве резко возрос спрос на поддельные дипломы» - статья с таким заголовком опубликована в газете «Комсомольская Правда» от 9 июля. Спрос на фальшивые документы об образовании по сравнению с прошлым годом вырос в несколько раз.
 
Поддельные аттестаты и дипломы о высшем образовании штампуют уже в промышленном масштабе. Дальше будет хуже. ЕГЭ приносит свои плоды: поступить двоечнику-троечнику в солидный вуз теперь сложно, а заполучить его диплом - пожалуйста! Есть и другая причина: прежде 25 - 30-летние клерки, банковские служащие, медики, педагоги, сообразив, что для успешной карьеры одной узкой специальности им не хватает, отправлялись за вторым высшим образованием. В основном учились языкам, экономике, юриспруденции, менеджменту, психологии. Вот только второе высшее у нас по закону платное. Но люди вкладывали деньги, понимая, что выгода в конце концов будет больше. Сейчас народ от платного образования шарахнулся: нет денег. По оценкам специалистов, в новом учебном году спрос на второе высшее упадет на 35 - 40 процентов. А дипломы-то все равно нужны. Вот и «экономят», вместо учебы разживаясь фальшивками.
 
Если набрать в Интернете словосочетание «купить диплом», найдется 10 миллионов страниц с «уникальными» предложениями - от аттестата до степени доктора наук «под ключ» по системе ВАК. Они в отличие от прошлых лет «приятно удивляют скандально низкими ценами и скидками». Только за июль (а он только начался) искали в Сети фальшивые документы почти полмиллиона человек. Для сравнения: в это же время в прошлом году таких страниц было около 30 тысяч, а просмотров - в десять раз меньше.
 
Цена вопроса зависит от нескольких параметров: если типографская подделка - то около 8000 рублей, на оригинальном бланке Гознака - в четыре раза дороже. Важен еще год «окончания» вуза, если до 2003-го - дешевле, потому как для этого нужен бланк старого образца. С 2004 года ввели новые корочки - на них цена на треть выше. Фальшивку вне зависимости от статуса вуза изготавливают не дольше трех дней.
Но если вы хотите получить на руки настоящий диплом и избавить себя от риска возможного разоблачения, то дельцы советуют не поскупиться на «проводку». Процедура занимает минимум полтора месяца, стоит дорого, но, как обещают, в будущем доказать, что это левак, практически невозможно. На «студента» собирается полный пакет документов, как для реального поступления в вуз. Заводятся личное дело, студенческий билет, зачетка, подбираются курсовые работы, диплом заносится в реестр. Стоит такой документ с учетом риска вузовского «проводника» от 150 тысяч рублей.
 
Год назад по заданию редакции корреспондент газеты уже покупала левый диплом. И вот теперь она решила проверить, здравствует ли еще та контора, которая всего за тысячу долларов осчастливила её «беспроводным» дипломом об окончании Российского государственного медицинского университета по специальности «Лечебное дело» (выпуск 2003 года). Бланк они действительно выписали гознаковский. Подпись тогдашнего ректора РГМУ академика РАМН, профессора Владимира Никитича Ярыгина была поддельная. Печать обещали настоящую, но соврали. Фальшивка была безграмотная. В надписи «Федеральное агентство образования», окаймляющей штамп, в слове «агенТство» была пропущена буква «Т». Да и не входят медвузы в ведомство Рособразования - они в подчинении Минздравсоцразвития. Но это так, мелочи... В какой-нибудь поликлинике или районной больничке, где задыхаются от нехватки специалистов, такому «специалисту» бы наверняка доверили белый халат и пациентов. Звонок в контору показал: сервис процветает. Если выбор вузов в прошлый раз был ограниченный, то теперь пообещали любой по моему хотению.
 
Так все-таки как бланки Гознака, каждый из которых на учете вплоть до даты, часа и минуты выпуска, попадают на «черный рынок»? «Дипломы могут поступать прямо с фабрики. А потом группа «специалистов» умело их заполняет под тот или иной вуз, - рассказывает сотрудник Следственного комитета при Генпрокуратуре. - Дипломами могут приторговывать непосредственно в вузах, когда возникают излишки. Как это происходит? Руководство государственного или аккредитованного частного вуза ежегодно подает в Рос-обрнадзор заявку на получение бланков дипломов. Как правило, заявка всегда завышена на случай порчи документа при выписке. Отчетность за испорченные бланки формальная.
Существует еще один, наиболее распространенный в последние годы вид мошенничества с дипломами. В стране есть фиктивные вузы, существующие только на бумаге, студенты там числятся, но зато вуз выдает легальные дипломы. Сейчас такие вузы шерстят, отбирают лицензии и закрывают. Но лазейки - и еще какие! – остаются».
 
Кстати, то, что в России громадный подпольный рынок документов об образовании, - одно из препятствий для признания наших дипломов за рубежом. И при этом мы - одна из немногих стран, где вообще существует понятие «государственный диплом». Большая часть мировых вузов с именем давно выдают собственные сертификаты о высшем образовании. Никому и в голову не приходит производить процедуру «государственной аккредитации» таких образовательных гигантов, как Гарвард, Стенфорд, Йель, Кембридж. Свой безупречный имидж они заработали сами и ни за какие взятки его не продадут.
 
Страшно представить: у нас по больницам, школам, институтам, офисам, чиновничьим кабинетам работают сотни фальшивых врачей, учителей, инженеров, правоведов... Жуть! Можно, конечно, привычно нахмурить брови: а почему это милиция не гоняет жуликов? Ответов тут несколько: и то, что милиции и без того есть еще кого гонять, и то, что в ней, родимой, тоже немало народу с поддельными корочками... Дело, видимо, в другом. В качестве самого образования. На днях пришло письмо от женщины, пытавшейся получить высшее юридическое образование в одной известной академии. На занятия ходить не нужно было - только оплачивай вовремя контракт. На зачетах преподаватели «честно» намекали: «Зарплаты у нас маленькие, поэтому мы вынуждены сами о себе заботиться». Скажите, какой после этого смысл тратить два-три, а то и пять лет, чтобы получить сомнительное образование, никак не связанное с профессиональными знаниями? Дешевле купить корочку - результат тот же, а экономия времени потрясающая. В общем, пока у нас будут вузы, готовые за деньги не особо напряжно «штамповать» сомнительных специалистов, будет и индустрия продажи дипломов. Это взаимосвязано.
 
Помощник главы Рособрнадзора Сергей Шатунов: «Если у работодателя возникли сомнения в дипломе сотрудника, он может обратиться в МВД или в Рособрнадзор. Документ проверят по единой базе данных. Она существует с 2005 года. С дипломами, выданными до этого года, сложнее. Но ненамного. Простую фальшивку определить несложно: в бланке, распечатанном на обычном цветном принтере, нет водяных знаков, бумага совсем другого качества. Диплом, выписанный на фирменном, украденном из вуза бланке можно легко проверить по реестру самого вуза, в котором есть сведения о всех выпускниках, отправив запрос ректору вуза». В России «за использование заведомо подложного документа» по статье 327 УК РФ грозит штраф до 80 000 рублей, арест от 3 до 6 месяцев или исправработы сроком до двух лет. В 2003 году из-за подлога кресла лишился сенатор от Ленобласти Дамир Шадаев. В 2006 году всплыл фальшивый диплом мэра Архангельска Александра Донского. Итог: год условно, штраф 70 тысяч рублей, потеря должности и репутации. В 2007 году «дипломный» скандал разгорелся в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии. Замглавы ведомства Феликс Киселeв тоже занял место по фальшивой корочке.