ОБЗОР ПРЕССЫ № 407

12 мая 2011
Оптимизация ПТУ
 
Дмитрий Медведев призвал региональные власти объединять однотипные профессионально-технические училища – строителей присоединять к строителям, механиков к механикам. Это позволит лучше укомплектовать ПТУ техникой и оптимизировать подготовку учащихся. Рассказывает газета «Известия» от 22 апреля в заметке «Профессиональное объединение».
 
Система профтехобразования и так несовершенна. А учитывая количество однотипных ПТУ, которые разбросаны по стране, качество обучения в них оставляет желать лучшего. Чтобы оптимизировать образовательный процесс и укомплектовать ПТУ хорошей техникой, президент призвал объединять однотипные профтехучилища. Сейчас в России насчитывается более 2,5 тысячи учреждений профессионально-технического начального образования и столько же – среднего профобразования. В них обучается более 2 млн человек.
 
Постоянные жалобы учащихся на отсутствие современного оборудования – следствие не только плохой работы руководства ПТУ. Зачастую это банальное отсутствие денег. ПТУ нуждаются в новом перечне специальностей. Нужно прекратить готовить рабочих для тех производств, которые деградируют, заранее обрекая молодежь на поиски другого места работы. Молодые люди, поступающие в ПТУ на определенные специальности, должны четко понимать, куда пойдут завтра. «Не только студенты должны понимать, чем они будут заниматься после университета, – заметил президент. – Те, кто получает среднее специальное образование, должны точно так же понимать, что с ними будет дальше».
 
Сейчас только 15% выпускников ПТУ находят работу по специальности. При этом на рынке труда крайне необходимы специалисты, умеющие работать в условиях высокотехнологичной промышленности, те, кто занят эксплуатацией технически сложного современного оборудования. Президент подчеркнул: региональные и федеральные власти должны активнее вкладывать средства в образовательный процесс. Иначе ни профессиональных инженеров, ни профессиональных электриков у нас не будет. Это должно понимать и бизнес-сообщество: Дмитрий Медведев призвал предпринимателей смелее вкладывать деньги в начальное и среднее профтехобразование. Эти вложения не только окупятся в будущем, но и решат проблему безработицы в регионах. Хорошо подготовленные кадры нужны везде и во всех сферах.
 
Об эффективности олимпиад
 
Состоялось заседание Российского совета олимпиад школьников, где ректоры вузов подвели итоги года. Оценивали не только качество проводимых испытаний, знания, но и говорили о проблемах, связанных с организацией процесса. Кроме того, выявили тройку лучших вузовских олимпиад, отбирающих наиболее способных ребят. Подробности – в заметке «Олимпиада до вуза доведет», опубликованной в газете «Московский Комсомолец» от 28 апреля.
 
«Эффективность олимпиад очевидна. Такие испытания помогают детям не только иметь более высокий уровень знаний, чем у своих сверстников, но и позволяют поступать в желаемое учебное заведение. Судя по показателям 2010 года, дети-олимпиадники учатся лучше, чем те, кто поступал на общих основаниях. Так, например, средняя оценка первых была 4,0, вторых – 3,7. Интересно, что ребята, поступившие на общих основаниях, к 3-му курсу подтягивались до олимпиадников», – рассказывает ректор МГУ Виктор Садовничий. По его словам, самыми лучшими вузовскими олимпиадами, демонстрирующими высокую эффективность отбора участников, являются три – «Ломоносов», «Физтех», ГУ-ВШЭ. «Дети, прошедшие эти испытания, показывают высокие результаты во время учебы. Такие олимпиады очень престижны», – добавляет ректор.
 
Однако говорили не только о положительных сторонах, но и о минусах. Свои замечания высказала руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова. «Мы проводили исследования с 13 по 25 марта. В нем принимали участие 8 субъектов РФ, 34 вуза. Оказалось, что вся нормативно-правовая база олимпиад в полном порядке. Но есть проблемы с порядком подачи апелляций в случае, если абитуриент не удовлетворен результатами. Не каждый ребенок понимает, как это можно сделать, на что он имеет право, не знает сроков, регламента. Это требует переработки», – комментирует ситуацию Любовь Николаевна. Поднимался вопрос и о доступности участия в олимпиадах инвалидов. Говорили том, что стоит обратиться к западному опыту, где как здоровые, так и больные дети имеют равные права на поступление. И тем не менее в России тоже есть такие прецеденты. В частности, такая программа создана на образовательной площадке МГТУ им. Баумана.
 
Зарплату учителям поднимут. Что дальше?
 
Правительство РФ объявило о 30-процентном повышении зарплаты учителям. Как это будет на практике? Привлечет ли зарплата в школы педагогов-мужчин? Об этом корреспондент «Российской газеты» побеседовал с председателем Всероссийского педагогического собрания (ВПС), ректором Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского Валентиной Ивановой. Интервью под названием «Требуются классные мужчины» опубликовано в номере от 26 апреля.
 
Валентина Иванова: Прекрасно, что в рамках объявленного проекта по модернизации школы серьезная составляющая – повышение зарплаты. Сначала в 2011 году на 30 процентов, а потом, в 2012-м, – доведение ее до средней по экономике региона. В результате получим повышение в 1,5, а в каких-то регионах в 1,6 раза, это очень существенно. Такого не было лет пять. Педагоги прямо говорят: «Надеемся, это решение привлечет в школы педагогов-мужчин». ВПС откроет «горячую линию» и будет вести мониторинг повышения оплаты труда учителей в регионах. Есть тревожные «звонки» из нескольких регионов: тех денег, что уже заложены на капитальный ремонт и оснащение школ, не хватит, чтобы при замещении их субсидией государства повысить зарплату. Проблема есть. Но предусматривается, что региональные органы власти пересмотрят все статьи своего бюджета, сняв средства с других статей расходов. Кстати, есть у нас и очень продвинутые в этом плане регионы. Например, Псковская область. Там все деньги были брошены на повышение зарплаты учителям, ее уже вывели на средний уровень по региону, получилось даже на полторы тысячи рублей больше. Но при этом запланировали практически ноль рублей на капремонт и оснащение школ оборудованием. Зато теперь они со спокойной душой отправят государственную субсидию как раз на это. Вот вам пример продуманной и предусмотрительной политики в регионе.
 
РГ: Всероссийское педсобрание внимательно следит за тем, как реализуется закон, определяющий автономность школ. Ведь он вызвал много негативных мнений?
Иванова: Недавно мы проводили научно-практическую конференцию в Великом Новгороде. Здесь 86 процентов образовательных учреждений работают как автономные. И детские сады, и начальная и средняя школа, есть даже заведения начального профобразования. Их опыт был так интересен директорам школ из других областей, что они буквально под диктовку записывали в блокнотах – как оценить имущество (это очень важный момент при переходе на автономию), какой первый приказ издать и все остальное. Говорят, практика – критерий истины. Помните, какая шла волна отзывов, когда этот федеральный закон рассматривался в Госдуме? Мол, что автономия сделает школу платной, что это нарушение Конституции и так далее. А вот вам не теория, а практика, где все эффективно работает. Добавились платные уроки в рамках обязательной программы? Нет. Появились дополнительные платные кружки, секции, клубы. Строго по выбору и просьбам родителей и детей. Учитель получил дополнительный доход. А еще 83-ФЗ определяет необходимость каждый год публиковать отчет аудиторской компании по проверке всех финансовых документов школы. Директорам, которые все это соблюдают, работать легко: все опубликовано, видно до копейки, как и на что потрачены деньги.
 
РГ: К июлю должно закончиться общественное обсуждение проекта нового закона об образовании. Уже поступило более 11 тысяч отзывов. Чего в законопроекте не хватает?
Иванова: Не учтен, на мой взгляд, статус педагогического работника: проект закона никак не предусматривает его повышение. Много слов в проекте о патриотическом воспитании, но, по сути, никаких реальных механизмов по этому важному направлению не прописано. Не учтены потребности в развитии образования для инвалидов. Все мы понимаем, что инклюзивное образование, когда дети-инвалиды учатся вместе с другими школьниками, – вещь в перспективе очень нужная, и, к счастью, есть школы, где это успешно реализуется. Но в законопроекте нет ни слова о том, как это должно быть на практике. И еще один момент: проект закона не предусматривает гарантий достойной оплаты труда педагогов. Включая и гарантии для сельских учителей.
 
Бизнес сам подготовит специалистов для себя
 
Бизнес вынужден тратить время и деньги на то, чтобы из выпускника сделать специалиста. Сложившаяся ситуация, по мнению чиновников Министерства образования и науки РФ, обусловлена двумя основными обстоятельствами: общее невысокое качество знаний выпускников вузов и отсутствие единого подхода к оцениванию знаний выходящих из стен вузов. О проблеме – «Независимая газета» от 26 апреля в статье «Лишние люди вуза».
 
Академики Российской академии образования в один голос говорят, что причиной сложившейся ситуации является «превращение священного процесса образования в банальные образовательные услуги». Принцип платности российского образования породил новые взаимоотношения студента и высшей школы – «Я же заплатил – меня обязаны учить!». Такой подход к образовательному процессу не может не сказаться на качестве знаний. Вузы, для которых студент является теперь источником дохода, не спешат расстаться с ним, какие бы неуспехи он ни демонстрировал. «Обратите внимание – с каждым годом падает качество знаний выпускников школ. Мы все на входе уже имеем слабого студента, – сказал в одном из интервью ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, – поэтому и ищем таланты по всей стране».
 
Школа отказывается от заучивания больших текстов, отучая молодого человека знать по памяти отрывки литературных произведений. Сегодня редкий ученик процитирует вещи, которые его мама и папа помнят еще со школьной скамьи. Академик РАО Николай Малофеев говорил на одном из совещаний, что мы уходим от текстоцентричности, изменяются виды деятельности, и это нормально для образования в нынешнем обществе. Но… мало того, что мы уходим от текстоцентричности, мы уходим еще и от зазубривания терминов. «Зачем зубрить, – говорят студенты, – когда в любой момент в Интернете мы сможем найти то, что нас интересует». Вот и получается в итоге, что знания современного студента слишком уж относительны. «Представляете, что может делать далее такой выпускник, приглашенный, например, участвовать в обеспечении законотворческого процесса, когда мы имеем дело с постоянно «пульсирующим» законодательством. Когда в существующие законы вносятся поправки, изменения, дополнения. Что он вообще может запомнить? – возмущаются известные юристы. – Вся надежда на то, что где-то еще сохранились «книжники», вдумчивые, въедливые, аналитичные».
 
Сегодня обсуждаются предложения о сокращении поля платного образования для специальностей, от которых зависит жизнь и здоровье простых граждан. Ну а благополучие страны? Например, что делать с экономическими специальностями? И даже если сократить платные специальности, где гарантии, что ЕГЭ наберет тех, кого нужно? С 1 сентября нынешнего года уже все вузы перейдут на многоступенчатую форму высшего образования. Студенты смогут самостоятельно формировать себе блок дисциплин, которые они сочтут полезными для своей специальности, из предложенных им. Предполагается, что бакалавриат будет выпускать широких специалистов, а магистратура – ковать более узких. Получится ли так, что широта бакалавриата будет строиться на расширении их кругозора – покажет время.
 
Высказываются предложения, и многие вузы это делают, о приглашении большего количества практиков в вузы. Есть мысли (и опыт) о введении новых, востребованных временем дисциплин. Многие вузы открывают у себя корпоративные институты, совместные с практиками-экономистами отделения в вузах, есть уже программы, совместные с зарубежными вузами и кафедрами. Но и в таких вузах зачастую участие в учебном процессе бизнеса весьма скромное. Все опять же дается на откуп преподавательскому составу.
И вот тогда появляются смелые мысли у руководителей крупных организаций открыть свои отделения и даже вузы, чтобы брать способных, чтобы спрос потом с них был… Лицензионный процесс – длительный и неповоротливый – безнадежно запаздывает. Поэтому некоторые успешные предприниматели развивают процесс подготовки нужных им специалистов, уже игнорируя эти формальные лицензионные условности.
 
Снова изменения в ЕГЭ
 
«ЕГЭ снова усложняют», сообщает газета «Труд» от 6 мая. Если в 2010 году верхняя планка по большинству предметов составляла 60 баллов, то в этом году – уже 64. Это коснулось многих предметов, в том числе русского и иностранного языков, обществознания, математики и литературы. Например, на экзамене по русскому языку дополнительные баллы можно будет заработать при выполнении части С. В нее входит сочинение-рассуждение. В Рособрнадзоре подчеркивают, что нововведение поможет сделать оценку знаний школьников более объективной.
 
С той же целью уменьшено количество заданий с вариантами ответов. Теперь, по словам представителей Рособрнадзора, большинство вопросов потребует от ученика логического мышления и умения делать выводы. Так что рассчитывать на удачу школьникам не придется. Обо всех изменениях их проинформировали заранее. Но некоторые эксперты считают, что это не поможет успешно сдать обновленные ЕГЭ. «Сам факт изменений свидетельствует о том, что экзамены недоработаны, – говорит председатель Совета директоров школ России Яков Турбовской. – Это вносит тревожность в и без того напряженную жизнь выпускников. Правила должны быть стабильными». По мнению Турбовского, ЕГЭ надо было детально разработать до того, как его вводить.
 
Ожидаются перемены и в жизни учителей. С этого года вводится перекрестная система оценок – это значит, что на период проверки результатов госэкзамена делегации преподавателей будут уезжать из одного региона в другой. Для москвичей это хорошие новости: как правило, вопросы по результатам возникают именно к выпускникам региональных школ. За годы существования единого госэкзамена уже прогремело несколько скандалов из-за неоправданно хороших оценок у выпускников Северного Кавказа. «ЕГЭ не избавил нас от коррупции в образовании, – признает заместитель председателя комитета ГД по образованию Виктор Шудегов. – И не стоит ожидать этого от новой системы проверки. Для этого нужно изменить отношение к высшему образованию. Ученики и их родители должны понимать, что и без корочки вуза у них может быть достойная жизнь с достойной зарплатой». По словам эксперта, проблема корректно составленных тестов сейчас стоит еще острее, чем проблема коррупции. Он напомнил о скандале, случившемся в прошлом году в Институте имени Гете. Уже после того, как результаты тестов по немецкому языку были проверены и засчитаны, выяснилось, что в ответы вкрались ошибки. Никто из абитуриентов не получил максимальной оценки. Сейчас выясняется, связано ли это с утечкой неправильных ответов.
 
Первая волна выпускников уже опробовала на себе нововведения. Досрочники начали сдавать ЕГЭ с 20 апреля. В этом году их было 1300 человек из 62 регионов. Чтобы пройти испытания досрочно, нужны уважительные причины. Например, лечение, выезд на соревнования, призыв в армию. У досрочников этого года самым популярным предметом на выбор стала биология (542 человека), затем обществознание (536), физика (200) и история (162). А вот третью волну в этом году отменили. Если раньше можно было пересдать «неуды» или сдать экзамен по неявке, то теперь придется ждать следующего года. Исключение – форс-мажорные обстоятельства. Но их придется еще доказать. Остается добавить, что и двойки за ЕГЭ теперь получить легче. Удалить с экзамена теперь могут всего лишь за наличие мобильного телефона даже в отключенном состоянии.
 
Подлежит ли аспирант призыву?
 
В столице десятки обучающихся в аспирантуре получили повестки об отправке в войска. В Минобрнауки и вузах называют призыв аспирантов незаконным, в Минобороны перекладывают ответственность на призывные комиссии военкоматов, а суды по жалобам аспирантов выносят противоположные решения. О проблеме – газета «Новые Известия» от 11 мая в статье «Защитники диссертации».
 
Один из организаторов аспирантской антипризывной конференции Сергей Качалин уже месяц должен был находиться в армии. Останкинский военкомат Москвы обязал аспиранта Московского государственного технологического университета «Станкин» еще 11 апреля явиться с вещами на сборный пункт. Вместо этого Качалин вместе с другими попавшими под призыв аспирантами сочинили письмо президенту Медведеву и принялись собирать подписи. На конференции подписные листы соберут, и в пятницу направят письмо адресату.
 
Главу государства просят отменить уже принятые решения об отправке аспирантов в войска и убрать из статьи 24.2 закона «О воинской обязанности и военной службе» упоминание об аккредитации аспирантуры. Нынешнюю формулировку статьи закона можно трактовать двояко: и как требование к вузам иметь аккредитацию вообще, и как требование иметь аккредитацию на подготовку аспирантов. Аккредитацию второго вида не имеет ни один вуз, потому что дипломы кандидата наук выдают не университеты, а Высшая аттестационная комиссия Минобрнауки (ВАК). Вузы имеют аккредитацию только на подготовку студентов, а на подготовку аспирантов получают лицензию, и в Минобрнауки считают это достаточным. Это же сказано в разосланном ректорам вузов 3 мая разъяснении. Там утверждается, что для получения отсрочки аспиранту необходимо представить в военкомат три документа: диплом вуза, справку о зачислении в аспирантуру и копию лицензии вуза на право подготовки аспирантов.
 
В Минобороны закон трактуют по-другому. Сергей Качалин говорит, что повестку о явке в войска получили уже 15 аспирантов его вуза. Авторы письма президенту утверждают, что аспирантов также пытаются призвать в Санкт-Петербурге, Самаре, Омске и Ульяновске. Представитель Минобороны Игорь Конашенков на вопрос, подлежат ли призыву аспиранты, отвечать отказался. Полковник Конашенков лишь сослался на то, что в призывные комиссии входят представители органов образования и местных властей, которые Минобороны не подчиняются, и «решение о призыве принимают они». Единого мнения по поводу аспирантов у призывных комиссий нет. Когда в конце минувшего года в Воронеже разразился скандал с попыткой призыва 485 аспирантов, губернатор Воронежской области Алексей Гордеев как глава областной призывной комиссии постановил аспирантов в армию не брать, и повестки аннулировали. В этот призыв воронежских аспирантов также не трогают, но подписи под письмом президенту в Воронеже все равно собирают. Аспирант Воронежского государственного педагогического университета Сергей Панарин пояснил, что губернатор защитил «только тех аспирантов, которые уже учатся, а про новых пока ничего не известно».
 
Защитили своих аспирантов и некоторые московские вузы. В отделе аспирантуры МГУ сообщили, что «вопрос утрясается», и «мы своих ребят в обиду не дадим». По словам Сергея Качалина, его знакомым аспирантам МГУ военкоматы действительно заменили повестки о явке в войска на повестки прийти в военкомат 30 июня (весенний призыв заканчивается 15 июля). В некоторых столичных военкоматах аспирантов и вовсе не трогают. Военный комиссар Преображенского района Москвы Сергей Бронников заверил, что повестки аспирантам не шлет: «Только учиться. Никакой армии». Попавшие же под призыв аспиранты ищут защиты в судах. На следующей неделе в столице будет рассмотрено больше десятка дел. Владимир Тригнин из Военной коллегии адвокатов говорит, что сложившейся практики по делам о призыве аспирантов нет. Уже вынесено два решения: одно – в пользу аспиранта, второе – в пользу военкомата, и оба решения обжалуются в вышестоящем суде. Адвокат Тригнин рекомендует аспирантам получить у военкомата письменный запрос о том, чтобы они принесли аккредитацию аспирантуры, и затем обжаловать его в прокуратуре как «требование предоставить несуществующий документ». Однако, по словам адвоката, если аспирант после получения повестки придет в военкомат, его призовут «с вероятностью 99%».