Утвержден Порядок признания в России иностранных документов об образовании, сообщает «Российская газета» от 17 июня в заметке «Иностранцам вход разрешен» и публикует соответствующий приказ министерства образования и науки.
Этот документ пришел на смену правилам, действующим аж с 1997 года. Он определяет, как будет признаваться тот или иной диплом или аттестат иностранного гражданина, если он захочет продолжать "грызть гранит науки" или найти работу в России. Чтобы доказать, что диплом, полученный, допустим, во французском университете, позволяет его обладателю продолжить образование, например, в магистратуре МГУ им. Ломоносова, придется пройти через Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки. Именно туда и подается заявление о признании документа. Кроме него потребуется копия паспорта или другого удостоверения личности, оригиналы самого документа и приложения к нему, если такое имеется, а также их переводы на русский язык.
Оригиналы всех документов после принятия заявления обязательно возвращаются владельцу. Диплом или аттестат могут попадать под действие международного договора между Россией и определенной страной. В этом случае все просто: проверяется, соответствуют ли документы указанным в договоре. Если же такого договора с нами у страны, откуда приехал желающий учиться или работать в России, нет, то придется проводить дополнительную экспертизу, причем за счет заявителя и только после предоставления "платежек".
*************************************
Ученикам придется задержаться в младших классах еще на один год. Познавать мир они будут не пять, а шесть дней в неделю, а учиться в отдельном здании. Такие новшества вскоре появятся в начальной школе. Рассказывает газета «Труд» от 18 июня в заметке «Школьников оставят на пятый год».
В Минобрнауки рассматривают проекты новых стандартов начального школьного образования. Они определяют единые требования для всех младших классов. Так, предложено перевести начальную школу на пятилетку, то есть добавить еще один учебный год. Это не значит, что программу начального образования растянут вместо трех на пять лет. Это значит, что в четвертом классе школьники просто начнут учить предметы теперешнего пятого класса - географию, ботанику и другие. Из четвертого в пятый пойдут только отстающие детки, а остальные шагнут сразу в шестой. То есть фактически к начальной школе добавили год от средней. В пятом классе (11-12 лет) школьники становятся подростками, и сливать их со взрослыми детьми - новый стресс. Школьникам будет проще освоить резко усложнившуюся программу в привычных условиях.
Начальную школу вообще отделят от средней. Младшеклассники будут учиться в отдельном здании и не встретятся со старшими детьми даже в столовой. Учиться малыши будут не пять, а шесть дней в неделю. Но в субботу будут только факультативы, да и то если родители согласятся. Зато в первом классе разрешат дополнительные недельные каникулы - в середине третьей четверти. Образовательные стандарты также определяют, чему должны научиться выпускники начальных классов. Например, печатать "вслепую", пользоваться диктофоном и поисковой системой в интернете. В-третьих, стандарты предписывают, какой должна быть сама школа. Например, на уроках педагоги должны использовать выход в интернет, аудио- и видеотехнику. Сейчас проекты образовательных стандартов изучают эксперты. Среди них педагоги, врачи, психологи. Обязательно учтут мнение общественности: свою позицию может высказать каждый. И только после этого стандарты будут приняты.
*************************************
К середине июля в России заработает государственная система образовательных кредитов. В отличие от рухнувшего в кризис проекта “КРЕДО”, новый тур рассчитан не на 4 тыс., а на 10 тыс. клиентов, которых поведет не один, а сразу четыре крупнейших банка страны. Подробности – в статье «Новая кредитная история», опубликованной в газете «Московский Комсомолец» от 15 июня.
Безудержный рост платного сектора высшего образования (по оценкам независимых экспертов, в 2008/09 учебном году он достиг 75% общего объема) поставил перед россиянами немыслимую в прежние времена проблему — где брать деньги на учебу. Сначала ее не замечали, поскольку в основном за деньги учились выходцы из социального слоя, которому это было по карману. Однако с годами платных мест становилось все больше, и там все чаще оказывались дети средне, а затем и очень среднеобеспеченных родителей. Теоретически, конечно, в стране существовал коммерческий потребительский кредит под 20% годовых, поручительство и залог. Но финансовое положение большинства семей студентов-платников уже несколько лет назад было таково, что идея взять такой кредитец ими даже не рассматривалась. И чтобы не сокращать коммерческий сектор образования, государство торжественно открыло льготную программу кредитования образования “КРЕДО”. Кто мог тогда подумать, что именно ей предстоит открыть скорбный перечень жертв финансово-экономического кризиса в стране…
Уже ранней осенью 2008 года образовательные транши иссякли — и под руинами “КРЕДО” оказались 4 тыс. кредитников из двух десятков крупнейших вузов страны. Государство, правда, с самых высоких трибун пообещало, что их не бросит. Однако на деле чуть ли не весь тяжелейший учебный год попавших в беду ребят содержали вузы. Да и появившаяся в конце года идея запустить новую программу кредитования образования принадлежит также им. Как бы там ни было, но сейчас она наконец, похоже, осуществится. Во всяком случае, внесенный Минобрнауки проект постановления правительства одобрен и проходит последние согласования в ведомствах. Не позже конца июня — середины июля оно будет подписано и вступит в силу.
Детали новой программы образовательных кредитов до подписания правительственных документов не раскрываются. Но, как удалось узнать, речь скорее всего идет о процентной ставке по рублевому кредиту в 11,5%, отсутствии залога и поручительства, а также отсрочке платежей до окончания учебы на срок до 10 лет. На первом этапе в новой программе образовательных кредитов будут участвовать только четыре крупнейших государственных банка. В том числе на 100% — Сбербанк и ВТБ-24, а кроме них скорее всего также Агропромбанк, готовый кредитовать только студентов сельхозвузов, и Газпромбанк. Впоследствии к программе могут подключиться и коммерческие банки. Но пока такие переговоры не ведутся.
Новая кредитная программа рассчитана на 10 тыс. студентов: всех, кто ранее участвовал в проекте “КРЕДО”, плюс еще 6 тыс. человек, уточнил ректор Государственного университета — Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. (“Первоначально мы рассчитывали вовлечь в проект 40 тыс. студентов, но не встретили понимания Минфина”, — признал он.) Правда, взять кредит сможет не любой студент или абитуриент, а лишь те, кто учится в самых надежных вузах — высших учебных заведениях с высокой репутацией (преимущественно старые клиенты “КРЕДО”) либо тех, где готовят по самым востребованным специальностям на момент заключения соглашения о кредитовании. При этом около половины новых кредитов, по оценке Кузьминова, поделят между собой два крупнейших участника программы “КРЕДО” — его собственный вуз и МГУ им. Ломоносова. Причина очевидна. И банкам, и Минфину “важно снизить риски невозврата кредитов от тех, кто может просто не найти хорошо оплачиваемой работы после вуза. Иначе речь пойдет о расходах бюджета (на гарантии банкам) уже не в сотни миллионов, а в десятки миллиардов рублей. К тому же Минфин обоснованно опасается, что как только программа распространится на “любые” вузы, через нее пойдет настоящий поток мошенничества — например в виде фиктивного образования для получения “дешевых” денег. Да и Минобрнауки также заинтересовано в ограничении масштаба эксперимента: так по нему легче отчитываться, убеждены разработчики.
Систему образовательных кредитов вузовское сообщество предлагает дополнить целой программой антикризисных мер из 19 пунктов. Ее разработал один из ведущих вузов Москвы и рекомендует всем остальным. В ближайшие год-два, предупреждают разработчики, сойдутся сразу несколько крайне неблагоприятных факторов, в результате чего число студентов в стране резко сократится. Это и демографическая яма, настигшая наконец систему высшего образования, и падение платежеспособности населения вследствие кризиса, и исчерпание волны вторичного спроса на высшее образование со стороны тех, кому сейчас 25—35 лет. (Именно они в последние годы довели общую численность наших студентов до 7 млн. человек, а теперь начинают сходить на нет, доводя риск общего сокращения спроса на высшее образование к 2010 году до 15%, а сектора платного образования — до 30% и более).
Выход из этого Бермудского треугольника разработчикам программы видится в создании вузовских финансовых резервов, экономии на ненужном использовании возможностей, созданных кризисом и не существовавших до него. Финансовые резервы, например, должны покрыть недостачу из-за недобора контрактных студентов. Другую часть средств вузу, по их расчетам, даст экономия на ремонтах и обслуживании, а также переход на современные сервисы — например перевод 90% библиотечной литературы в электронный вид позволяет тратить в год не 75 млн. рублей, а лишь 15 млн. (Единственное, на чем нельзя экономить, — это преподавательские зарплаты: в противном случае педагоги разбегутся или начнут работать спустя рукава, предупреждают специалисты.) Что касается использования кризиса себе на пользу, то тут есть сразу несколько возможностей, считают они. Например, воспользовавшись кризисом на Западе, залучить к себе побольше молодых специалистов, прежде совершенно недоступных. То же — с отечественными специалистами-практиками экстра-класса или с привлечением лучших студентов к академической карьере (до кризиса они, как правило, норовили осесть в бизнесе). Дополнительная возможность сильных вузов — инвестиция в доверие по типу “ты можешь сюда поступить”, расширение набора в магистратуру и использование олимпиад для привлечения лучших школьников.
Особая статья — работа со студентами. Цены для студентов-платников, как бы ни хотелось противного, лучше не повышать — разве что на величину инфляции. Контрактников — поддерживать, но не всех подряд, а в первую очередь лучших. Студентам — помогать находить практику и подработку, а выпускникам — работу. Кроме того, настало время активно привлекать студентов не только из Москвы, но и из других регионов, настоятельно советуют разработчики.
************************************
В нынешнюю летнюю сессию из карманов студентов в карманы преподавателей переместятся 150 млн. долларов. Именно в такую сумму в ЮНЕСКО оценивают объем коррупции в российских вузах. По мнению российских экспертов, регулярно платят за экзамены и зачеты до половины учащихся вузов и систематически берут взятки до трети преподавателей. В одних вузах студенты могут выбирать между тем, чтобы учиться или платить, в других раскошеливаться вынуждены все. И хотя Генпрокуратура РФ включила педагогов в перечень самых коррумпированных профессий, привлечь к ответственности университетских взяточников крайне сложно. О проблеме рассказывает газета «Новые Известия» от 15 июня в статье «Взятка за ум».
По данным ЮНЕСКО, сдача каждой сессии обходится российским студентам примерно в 150 млн. долларов. Генпрокурор Юрий Чайка во время майского выступления в Совете Федерации включил преподавателей в перечень самых коррумпированных профессий наряду с милиционерами и врачами. В Департаменте экономической безопасности (ДЭБ) МВД РФ сообщили, что по фактам взяточничества в учебных заведениях в минувшем году было возбуждено 597 уголовных дел. Статистикой по нынешнему году ведомство не располагает. В Минобразования и Рособрнадзоре комментировать ситуацию отказались.
Директор Ассоциации адвокатов России «За права человека» Евгений Архипов рассказал, что с началом сессии им на «горячую линию» ежедневно звонят по два-три студента с жалобой на вымогательство взяток. По оценке Архипова, взяточничество процветает в половине вузов страны. «Во многих семьях вуз рассматривают как альтернативу взятке за освобождение от армии. Но нередко дети не могут учиться, и родители вынуждены платить», – поясняет руководитель российского отделения Международного центра антикоррупционных исследований Transparency International Елена Панфилова. Директор Всероссийского фонда образования Сергей Комков оценивает долю «дающих» студентов в 50–60%, долю «берущих» преподавателей – в 30–40%. По данным опроса челябинской общественной организации «Студенты за образование», с вымогательством взяток сталкивались 18–20% студентов пяти местных вузов.
По мнению г-на Комкова, взяточничество сильнее развито в гуманитарных вузах, так как там «каждый преподаватель сам решает, какая трактовка правильная, а какая – нет». «Больше берут в технических вузах. Там нужны специальные знания», – возражает профессор Московского государственного университета печати Светлана Распопова. Адвокат Архипов называет самыми коррумпированными юридические факультеты государственных вузов. Следом идут экономические и нефтегазовые. Будущие экономисты дают взятки чаще других, соглашается в интервью руководитель отдела социальных исследований ВЦИОМ Елена Пахомова: «Часто на экономические специальности поступают профессионально неориентированные абитуриенты. Для тех, кому нужен хоть какой-то диплом, экономический факультет подходит лучше всего».
По словам г-жи Пахомовой, студенты технических вузов «более мотивированы» и «платят в исключительных случаях, когда некуда деваться». Еще более мотивированы будущие филологи, историки и культурологи. А вот у будущих юристов все по-разному: «Есть те, кто платят, а есть юридические династии, для которых это неприемлемо». Процветает взяточничество также на заочных отделениях, особенно там, где учатся взрослые работающие люди. «Преподаватель по ценообразованию велел принести на экзамен по 200 евро. Когда мы пожаловались в деканат, нам ответили, что все знают», – рассказала бывшая студентка Всероссийского заочного финансово-экономического института Рая Рапкина. Девушка платить не хотела, и институт пришлось бросить.
Преподаватели, в свою очередь, утверждают, что «берут» далеко не везде. «Я не знаю на нашей кафедре ни одного, кто бы брал взятки. А у нас работают около 40 человек. Однако мне постоянно пытаются что-то сунуть, подарить или оставить рядом со мной», – говорит доцент кафедры информатики Уфимского государственного авиационно-технического университета Александр Бикмеев. По мнению же Владислава Воронина из Югорского института информационных технологий (город Ханты-Мансийск), коррупция в вузах «серьезная, но отнюдь не всепроникающая». Воронин настаивает, что в его вузе взяток не берут, но «есть вузы, где это норма», и «там искренне могут полагать, что везде так и что не берут только чудаки».
Чаще других берут взятки в государственных вузах «второго уровня», полагает Сергей Комков. Это подтвердилось, когда стали искать пострадавших от взяточников через популярную у студентов социальную сеть «В контакте». «Благодаря взяткам только и сдают. Не платят только совсем умные, но они обычно переводятся в другие места, так как образование здесь плохое, для корочки», – сообщила студентка Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ) Елена Я. По словам девушки, зачет или экзамен стоит от одной до пяти тыс. рублей, причем «в начале сессии – дешевле». «Никто даже не пытается учиться. Проплачивают все предметы – математику, физику, черчение», – делится с второкурсница Московского государственного горного университета (МГГУ). Зачет стоит две тыс. рублей, экзамен – 100–300 евро. Дороже всего – математика. «Математика стоит четыре тысячи рублей, другие предметы – по три тысячи или как договоришься», – рассказала студентка Московского государственного университета сервиса (МГУС) Марина М. «Те, кто не может сдать или прогуливает месяцами, уже от старших курсов знают, к кому идти и у кого это «прокатит». Какие-то предметы можно просто за коробку конфет выпросить. По поводу серьезных предметов обычно с завкафедрой разговаривают. Там и деньги посерьезнее», – говорит студент Московского университета прикладной биотехнологии (МГУПБ) Владимир Р.
«Отдельные личности прямым текстом заявляют, что им нужны новые часы или бинокль или еще чего-нибудь. У меня подруга уже в долгах как в шелках, ибо сессию сдать надо», – жалуется в Интернете студентка Тульского государственного университета. Вот другие реплики учащихся... «Физкультура у нас в Ростове от 1500 рублей. Остальное – смотря что и кому сдавать». «У нас в КубГУ на юрфаке в открытую не требуют, но берут. Экзамен в среднем 10, зачет – 5». «Не буду говорить, в каком именно вузе, г. Красноярск. Зачет от 1500 до 3000, экзамен – 2500–6000. Деньги не тянут напрямую, но если один раз заплатить, то уже просто так не сдашь». «Новомосковск, филиал МХТУ. 5 тысяч за экзамен». «У нас один препод есть, который берет 1500 за экзамен. Стандартные расценки – 2500–3500, а он как будто в прошлом веке живет. Но это нам лучше».
«У нас есть «горячая линия». Студенты могут пожаловаться на взяточников. Жалоб пока не поступало», – отчитался председатель комиссии по антикоррупционной деятельности МТУСИ декан факультета информационных технологий Владимир Репинский. Он также сообщил, что для противодействия взяточничеству из положений вуза убрали формулировки «по усмотрению такого-то», например, «по усмотрению декана студенту предоставляется право сдать экзамен досрочно». «По лицам студентов видно, что они стали счастливее», – утверждает г-н Репинский. «У нас все в порядке. Я случаев обращения студентов в деканат по поводу взяток не знаю», – рассказывает проректор по учебно-инновационной работе МГУПБ Николай Николаев.
Вице-президент фонда «Либеральная миссия» социолог Игорь Клямкин исследовал коррупцию в вузах. Оказалось, что в одних учебных заведениях у студентов есть выбор: учиться или платить. В других – выбора нет, и платить вынуждены все: «Перед началом сессии студентам объявляют прейскурант. Сами преподаватели напрямую об этом не говорят, но всегда находятся такие студенты, которые агитируют остальных, чтобы они скидывались деньгами». Помимо преподавателей «откаты» получают сотрудники деканатов. За деньги они могут выписать допуск на зачет или экзамен сверх установленных пересдач либо закрыть сессию задним числом. А вот продажей готовых рефератов, курсовых и дипломных работ преподаватели вузов почти не занимаются. «Этот рынок вышел за рамки внутривузовских отношений и примыкает к рынку потребительских услуг», – считает г-н Клямкин.
Преподаватели редко берут в одиночку, говорит адвокат Евгений Архипов. В коррупционную цепочку встроены и посредники – аспиранты, лаборанты кафедр, старосты групп и вузовское руководство – декан или ректор, которые покрывают взяточников. Руководство вузов обогащается другими способами и просто закрывает глаза на взяточничество рядовых преподавателей, возражает завкафедрой микроэкономического анализа Высшей школы экономики Марк Левин: «Существует негласная договоренность: вы нам не мешаете, мы – вам». Чаще других взятки берут по наиболее сложным или непрофильным предметам. По словам г-на Левина, в технических вузах это высшая математика и иностранный язык. Как выяснилось из опроса студентов, многие платят за зачеты по физкультуре. Потому что для зачета нужно посетить определенное количество занятий, а студенты физкультуру обычно прогуливают. Правда, берут за физкультуру, как правило, «копейки».
Студентов побуждают раскошеливаться под угрозой отчисления. «Приходит поток в 100 студентов. Не сдают 80. Пересдача – десять сдали, остальные – нет. Сессия заканчивается, напряжение нарастает. И основная масса платит», – говорит г-н Архипов. Он считает, что главное – продержаться до последнего, и тогда можно будет сдать и бесплатно. История студента МТУСИ Константина Е. это не подтверждает: «В прошлую сессию преподаватель заявила нескольким студентам, что сдать зачет им будет «трудновато». После чего завалила. Я с одним хвостом добился допуска до экзаменов и сдал сессию на «хорошо» и «отлично». Попробовал пересдать зачет еще раз, и опять провал. На беседу с преподавателем поехали родители, так как мне грозила армия. Преподаватель объявила сумму в 100 долларов». Нередко взяточничество принимает форму платы за дополнительные занятия. «Преподаватель на занятии объясняет решение расчетно-графической работы. Приходишь домой, садишься решать и понимаешь, что препод ни хрена не объяснил. Возвращаешься и спрашиваешь, а тебе показывают на дверь и говорят, что там висит расписание консультаций. Консультации – платные, и не через банк, а напрямую», – жалуется студент Московского государственного университета природообустройства. «Нужно запретить преподавателям давать частные уроки студентам своего вуза. Но преподавательское сообщество будет против, так как это – важная часть их заработка», – поясняет завкафедрой Марк Левин.
Бесплатная юридическая консультация у метро «Алексеевская». По нашей легенде, один из авторов этой статьи и по совместительству преподаватель вымогает взятку у другого автора этой статьи и по совместительству студентки. И вот студентка пришла узнать, что ей делать. «Как требует взятку? В открытую? Может быть, он пошутил?» – допытывается юрист. «Требует в открытую. Берет не первый год. Семь тысяч за экзамен. Студенты старших курсов рассказывали, как он их заваливал, если не дадут на лапу!» – «Успокойтесь девушка. Мы понимаем ваше отчаяние и постараемся помочь. Давайте мы вашего преподавателя посадим».
Юрист что-то пишет на листочке, помощник считает на калькуляторе. Потом протягивают листок. Внизу цифры 22.100 р. «Почему так много?» – «Довести дело до конца требует больших затрат. Юридические услуги стоят дорого». – «А сама я не могу довести дело до конца?» – «А вы знаете Уголовный кодекс? Гражданский? Сможете правильно составить заявления в прокуратуру, в ОБЭП, в Департамент образования?» – «Зачем столько заявлений?» – «Вы же хотите, чтобы было эффективно. Девушка, если вы сейчас его не накажете, потом предметов прибавится и будете платить еще больше!» Юрист с помощником снова углубляются в расчеты: «Если вы оформите с нами договор прямо сегодня, мы сделаем большую скидку, и вы заплатите всего 17 тысяч…» Уголовный кодекс относит взяточничество к преступлениям средней тяжести. Преподавателю-взяточнику грозит до пяти лет тюрьмы и до полумиллиона рублей штрафа. Впрочем, Гражданский кодекс позволяет преподавателям брать у студентов «простые подарки» стоимостью не выше трех тыс. рублей. Адвокат Георгий Зубовский поясняет, что отделить подарок от взятки порой очень сложно: «Надо доказывать, что подарок дали в обмен на помощь. Исследовать отношения студента и преподавателя, искать свидетелей».
Милицейская статистика свидетельствует, что попадаются главным образом те преподаватели, которые поставили взятки на поток. Доцента кафедры электроснабжения Курского государственного технического университета Юрия Максимова уличили в 35 случаях получения взяток, ассистента кафедры микробиологии Челябинской государственной медицинской академии Алексея Скороходова – в 16. Скороходову дали четыре года условно с запретом преподавать в течение трех лет. Доцент Максимов отправился в колонию на 2,5 года. Преподаватель кафедры физвоспитания Московского института тонкой химической технологии Александр Плескачев за собранные с целой группы 63,7 тыс. рублей попал в колонию на четыре года.
Пойманный с поличным доцент кафедры высшей математики Московского государственного университета леса Иван Думанов говорил, что брать взятки его побудила маленькая зарплата. Ставка доцента в государственных вузах – девять тыс. рублей, ставка профессора – 16 тыс. В действительности благодаря коммерческой деятельности вузов преподаватели зарабатывают значительно больше, утверждает глава Рособразования Николай Булаев: «В отдельных вузах эти цифры возрастают до 50–60 тыс. рублей у профессора и до 40–50 тыс. рублей – у доцента. А у некоторых профессоров – и до 200–300 тыс. рублей». Опрошенные преподаватели столичных вузов называли зарплаты в 15–20 тыс. рублей у доцента и 25–30 тыс. рублей у профессора. Исключение – Высшая школа экономики, где средняя зарплата профессора – 115 тыс. рублей, доцента – 47 тыс. «Преподаватели должны зарабатывать сравнимые со среднеевропейским уровнем 3–5 тыс. долларов», – говорит Марк Левин. И добавляет, что сейчас эти деньги «зарабатываются и так».