ОБЗОР ПРЕССЫ № 406

27 апреля 2011
Больше иностранных преподавателей
 
Совет Федерации одобрил закон, позволяющий привлекать зарубежных специалистов к преподавательской деятельности в России, даже если они ранее въехали в страну с иной целью, а читать лекции будут параллельно с основной работой. Рассказывает газета «Известия» от 14 апреля в заметке «Заграница нас научит».
 
Напомним, что в настоящее время иностранцы могут преподавать только в том случае, если они изначально прибыли в Россию с этой целью, причем по специальному приглашению. А вот зарубежным специалистам, которые, въезжая в нашу страну, зафиксировали, например, деловую цель поездки, преподавать в России нельзя – для соблюдения закона им необходимо повторно въехать сюда, указав в качестве цели именно эту деятельность. Теперь же иностранцы, решившие читать в России лекции и вести семинары, будут освобождены от необходимости получать специальное разрешение на работу. Согласно поправкам в законодательство, «иностранные граждане, приглашенные в РФ с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности, могут привлекаться для занятия преподавательской деятельностью в научных организациях и имеющих госаккредитацию вузах, за исключением учреждений профессионального религиозного образования».
 
Кроме того, высококвалифицированный иностранный специалист, у которого в России есть в собственности жилье, получил право выступить в качестве принимающей стороны для членов своей семьи. И наконец, с трех до семи рабочих дней увеличивается период постановки приезжающих иностранцев на учет по месту пребывания. По мнению одного из авторов документа, председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, эти нововведения – еще один пример либерализации наших миграционных норм, дающий всем, «кто хочет жить в России, уважает Россию, дополнительные возможности». Расширение права заниматься преподавательской деятельностью заметно активизирует научный и культурный обмен, считает депутат.
 
Впрочем, либерализация коснется не только иностранных профессоров, но и студентов. По информации из Минобрнауки, в ближайшее время на рассмотрение парламентариев будет направлен законопроект, согласно которому вузы смогут принимать на учебу иностранцев в упрощенном порядке – на основе частной, рабочей или гуманитарной визы. Срок их пребывания здесь может быть продлен на весь период обучения без необходимости выезда из страны. А в свободное время иностранным студентам разрешат подрабатывать по месту своей учебы.
 
Закону об образовании нужно ускорение
 
Президент Дмитрий Медведев хочет, чтобы Министерство образования и науки уже к осени подготовило окончательный вариант нового закона об образовании. Такое пожелание высказал президент на встрече с министром образования и науки Андреем Фурсенко, сообщает «Российская газета» от 20 апреля в статье «Уроки осени».
 
Новый закон об образовании должен заменить старые образовательные законы 1990-х годов и объединить в себе нормы всех образовательных уровней – от дошкольного до высшего и дополнительного. Подготовка этого документа оказалась в центре внимания общества, после того как глава государства потребовал провести открытое обсуждение предложенных Минобрнауки идей, которые вызвали в обществе неоднозначную реакцию. Более 11 тысяч откликов было собрано в специальный доклад, однако в Минобрнауки хотели бы продолжить обсуждение, чтобы к концу лета подготовить очередную версию законопроекта и еще раз рассмотреть все на августовских педсоветах.
 
Дискуссия, конечно, должна быть продолжена, но это не означает, что ключевые параметры документа надо менять. «Закон должен рассматриваться как подготовленная модель, которая должна быть улучшена, а не переписана заново, – считает президент. – Уже к осени мы должны выйти на окончательную версию законопроекта». Не должно быть заброшено и совершенствование Единого госэкзамена (ЕГЭ). «Подходы к проведению ЕГЭ сформированы, – подчеркнул Медведев. – Он себя проявил как нормальный способ тестирования знаний». Очередные изменения в ЕГЭ введут уже в этом году. Во-первых, рассказал министр Андрей Фурсенко, иначе будут формулироваться вопросы. Меньше будет таких, где надо было выбирать правильный ответ из нескольких вариантов. «В математике вообще убран поиск ответа, – отметил он. – То есть, ткнув пальцем, наудачу не решить». Расширена и та часть ЕГЭ, где ответ носит развернутый характер. Также вводится устный экзамен по иностранному языку, раньше принимавшийся только в письменной форме.
 
Стала доходить до ЕГЭ и компьютеризация. Во всяком случае, есть планы в девятых классах провести экзамен на компьютерах, и если такой вариант приема экзаменов зарекомендует себя хорошо, то метод будет распространен шире. Это могло бы снять многие вопросы с проверкой результатов. «Довольно часто предъявлялись претензии, что проверка работ проходит не везде честно, поэтому в этом году вводим перекрестные проверки – преподаватели из одного региона проверяют работы из другого», – рассказал Фурсенко. Президенту идея понравилась, а в развитие ее он посоветовал привлекать к работе иностранных специалистов, что позволит получить международную оценку знаний российских выпускников.
 
Долгосрочный план изменений правил ЕГЭ
 
«Обязательный ЕГЭ придется сдавать по трем предметам» – заметку с таким названием публикует газета «Комсомольская Правда» от 19 апреля. Это прописано в новом варианте стандартов для старшей школы. Но действовать они начнут не раньше 2020 года.
 
В новом стандарте записано, что в обязательном порядке сдавать ЕГЭ придется не по двум предметам, как сейчас, а по трем – добавляется иностранный язык. Приятно то, что по другим дисциплинам выпускник вправе выбрать традиционный экзамен, а не тест. Но в любом случае больше шести экзаменов в виде ЕГЭ сдавать не разрешается. Интересно и то, что ученик может выбрать и уровень сложности тестов, так как предметы в школе станут преподаваться на разном уровне. Но если первый вариант стандартов позволял ученику не изучать в старших классах русский язык, то в нынешней версии это недопустимо. Каждый ученик обязан выбрать не менее одного предмета из областей «Филология» и «Математика и информатика», при этом русский язык и математика обязательны. Хотя для русского языка и литературы предусмотрены только базовый и профильный уровни, а для математики еще и интегрированный. Кроме того, старшеклассник в обязательном порядке должен выбрать не менее одного предмета из областей «Естественные науки» и «Иностранные языки».
 
Кстати, если раньше планировалось, что школьники на едином базовом уровне будут изучать физкультуру, ОБЖ и «Россию в мире», то теперь «Россия в мире» отнесена к «Общественным наукам» и будет преподаваться на интегрированном уровне. А физкультура и ОБЖ остались обязательными для всех. Всего в учебном плане будет 9-10 предметов, причем 3-4 из них придется изучать на профильном уровне. Количество предельно допустимой нагрузки за 2 года увеличено с 2520 часов до 2590 часов. Четко и внятно прописаны обязательная и вариативная части учебного плана – 60 и 40 процентов соответственно. Школы вправе предлагать ученикам, к примеру, такие дисциплины, как «Астрономия», «Искусство», «Дизайн», «Технология», «Краеведение» и другие предметы.
 
Учителей же обяжут повышать квалификацию не только на очных курсах, но и дистанционно – не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет. А результаты их работы в школе будут напрямую зависеть от успехов их учеников. Однако все эти изменения будут внесены лишь в том случае, если этот вариант одобрят и примут. Да и введение этих новых правил намечено лишь на 2020 год.
 
Анализ и прогноз единого экзамена по математике
 
В редакции газеты «Московский Комсомолец» состоялся круглый стол «Особенности заданий ЕГЭ по математике 2011 года». О том, каковы камни преткновения при сдаче математики, рассказали разработчики КИМов по математике, руководство Федерального института педагогических измерений и Московского института открытого образования. Подробности – в заметке «Логарифмы проще сырков», опубликованной в номере от 22 апреля.
 
С вычислением логарифмов школьники справляются лучше, чем с задачкой из жизни «Сколько сырков по 5 руб. 60 коп. можно купить на 100 рублей». И вот тому подтверждение: с первым заданием не справились 150 тыс. выпускников школы, а со вторым – более 150 тыс. Причина проста: выпускники нашей школы не в состоянии вникнуть в условия задачи и перевести ее слова на язык формул. Придя к этому выводу и проанализировав сложившуюся ситуацию, в ноябре 2010 года специалисты решили внести некоторые изменения в контрольно-измерительные материалы. И вот сейчас, накануне основной кампании ЕГЭ-2012 они решили напомнить о них абитуриентам и их родителям.
 
Прежде всего, отметил руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМов ЕГЭ по математике 2011-2012 годов Иван Ященко, «с 2010 года банки заданий стали открытыми. Исключение составляют только самые сложные задания. А более простые уже сейчас можно взять с официального сайта ФИПИ и начинать готовиться по ним». В реальных, экзаменационных КИМах, приоткрыли завесу тайны разработчики, будут именно эти задания – только с другими числами. Кстати, на Митинском рынке и в других реальных и виртуальных злачных местах столицы те же материалы уже продаются за деньги. Но покупать их, предупреждают в ФИПИ, не стоит: «Никаких реальных задач в Интернете нету!».
 
Серьезным отличием 2011 года станет расширение плана прототипов в открытом доступе, прежде всего за счет заданий по геометрии. Другой важный момент – упрощение задания 1 части «С»: в прошлом году оно было на систему уравнений, а в этом станет уравнением. Наконец, в 2011 году упростятся цифры, которыми абитуриенты будут оперировать на экзаменах: «Разгрузится арифметическая составляющая заданий», – обещают разработчики. В будущем же (не исключено, что уже в 2012 году) ЕГЭ по математике ждут более радикальные изменения. Со временем, сообщил директор МИОО Алексей Семенов, он станет двухуровневым: для будущих гуманитариев или тех, кто просто хочет окончить школу, – на базовом уровне, и для будущих технарей – на профильном.
 
Употребление наркотиков несовместимо с получением образования
 
Принять закон, позволяющий проводить тестирование школьников на наркотики, предложил на заседании президиума Госсовета Дмитрий Медведев. Президент поддержал идею сплошного тестирования учащихся, отметив, что в учебных заведениях должна быть создана ситуация, когда «не тестироваться становится неудобным». Эксперты полагают, что вводить обязательную проверку на наркотические вещества в школах пока рано. Начинать нужно постепенно, с добровольного тестирования, считает газета «Новые Известия» от 19 апреля и публикует статью «Тест на зелье».
 
Президент даже предложил принять закон, позволяющий проводить такую процедуру. «Я считаю, что, к сожалению, ситуация такова, что нам, вероятно, придется пойти по этому пути», – пояснил глава государства. Он напомнил, что практика тестирования учащихся уже апробирована в некоторых регионах. Однако далеко не все родители положительно восприняли такое нововведение. Большинство возражений обосновывается этическими требованиями и необходимостью соблюдать право на частную жизнь. «Между тем родители, пережившие трагедию деградации и гибели своих детей от наркотиков, понимают значение ранних тестов, – добавил Медведев. – В любом случае по этой проблеме пора принимать решение, и оно не может быть рязанским, или калужским, или иркутским – оно должно быть общефедеральным».
 
Вместе с тем рабочая группа президиума Госсовета, которая готовила доклад по этой проблеме, с президентом согласилась не во всем. Глава рабочей группы, губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, предложил на первом этапе не вводить обязательного тестирования. Губернатор рассказал, что сначала учебным заведениям будет рекомендовано тестирование без специальной законодательной базы, а по итогам 2–3-летнего периода с учетом мирового опыта возможно рассмотрение вопроса о принятии общефедерального закона. Тестирование грозит не только школьникам, но также и студентам, и взрослым работникам. Запрет на употребление зелья можно было бы прописать в документах российских вузов, предложил президент. При этом он отметил, что вносимые в устав вузов изменения не должны предполагать моментальное отчисление студента, однократно попавшегося на наркотиках.
 
Но, по мнению Медведева, студенты должны понимать, что «поступили в университет, значит, они сознательно выбрали определенную линию поведения». «Хочешь придерживаться другой линии – уходи», – отметил он. Президент также предложил подумать о внесении изменений в трудовое законодательство, которые позволили бы требовать при найме на работу отказа от употребления наркотиков. По мнению президента, речь здесь идет не о принудительном тестировании, а «просто об условиях заключения трудового договора». И особенно это уместно, когда речь идет о работе с источниками повышенной опасности, а также в частном бизнесе.
 
С тем, что ситуация по употреблению наркотиков в стране очень острая и что нужны экстремальные меры, соглашаются и эксперты. Однако они убеждены, что тестирование для школьников, по крайней мере на данном этапе, нельзя делать обязательным. Сейчас у нас нет еще законодательной базы, и сплошное обследование будет противоречить продекларированным правам ребенка. «Тестирование школьников на наркотики должно быть пока добровольным, – пояснил уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. – Нужно сначала убедиться, что эта процедура не унижает детей, что она нейтральна по форме. Кроме того, все это должно проводиться в рамках общей диспансеризации». По мнению эксперта, требуется также убедиться, что соблюдается врачебная тайна. И только в том случае, если специалисты увидят, что данные механизмы работают, тогда уже можно будет думать и об обязательной процедуре тестирования на зелье. Г-н Бунимович не опасается, что проверка на наркотики может привлечь дополнительное внимание детей к ним, как к запретному плоду. «Сейчас в Интернете достаточно информации в более привлекательной форме, которая способна привлечь детей», – считает он. По его мнению, эту процедуру можно будет провести в рамках общей медицинской диспансеризации, где у детей берут различные анализы на самые разные инфекции, которым подростки, как правило, не придают особого значения. И тест на наркотики будет рассматриваться детьми как незначительное, заурядное событие.
 
Образованию нужны альтернативные формы
 
В Общественной палате обсудили «Альтернативные формы общего среднего образования в России». Эксперты затронули вопросы совершенствования нормативной базы семейного образования и других альтернативных форм получения общего образования, обусловленных введением новых федеральных государственных образовательных стандартов и новых норм об альтернативных формах образования в законопроекте «Об образовании в РФ». «Государство, которое думает о своем развитии, не может игнорировать развитие частных инициатив в образовании», – заявили общественники. О проблеме – «Независимая газета» от 19 апреля в статье «Семейное обучение – давняя русская традиция».
 
Сам термин «альтернативное образование» вызывает негативное отношение общества к нему. Как нечто напоминающее населению об альтернативной культуре и прочих «альтервещах». Сами альтернативщики обижаются на такое отношение, потому что многие положили на развитие своего дела целую жизнь, доказывая, как важно иметь в стране образование – иное, чем предлагает государство. Зачатки его появились лет 20 назад. И сегодня, спустя столько лет, выясняется, что ни власть, ни общество по-прежнему не готовы принять его на равных с государственным образованием. Причем абсолютно напрасно, констатировали участники обсуждения в Общественной палате. Если существующая госсистема репродуцирует прошлое, учит детей, не заглядывая в будущее, и по большому счету имитирует сегодня большей частью процесс познания, то альтернативное образование наоборот. Оно-то и дает ту индивидуальную образовательную траекторию, о которой так любят в последнее время говорить на самом высоком уровне. Сторонники альтернативного образования уверены, что построить провозглашаемое инициативой «Наша новая школа» индивидуальное обучение для ребенка в школе-комбинате (к чему мы так активно стремимся в последнее время) практически невозможно.
 
Кстати, как раз накануне прошло заседание Минобрнауки России по развитию общего образования в РФ, на котором провозгласили, что главная цель государства в области школьной образовательной политики – «создание механизмов, способствующих раскрытию способностей каждого ученика». Достигнуто это будет через введение федеральных госстандартов. И подкрепят все материальными стимулами. Деньги придут в систему школьного образования в обмен «на обязательства и требования достижения системных эффектов». И среди показателей эффективности работы школы регионы сегодня видят... рост наполняемости классов учениками и снижение соотношения учителей и прочего персонала школ. Разумеется, индивидуально работать с учениками при росте учеников в классе едва ли получится. Но чиновники мыслят в иных категориях, полагая, что, собрав с помощью такой экономии деньги на приличные зарплаты учителям, они облегчат им быт и добьются тем самым высоких результатов их работы. Альтернативщики же полагают, что качество школьного образования может повысить только... конкурентная борьба за ученика.
 
Что подразумевается под альтернативным образованием? Чаще всего имеют в виду обучение на дому и экстернат. Хотя домашнее образование – это действительно альтернативное обучение. А экстернат – все-таки больше форма контроля знаний. Так вот педагоги отмечают, что если раньше на альтернативное образование переходили в основном старшеклассники, то сегодня переводят на него уже и малышей. Но, говоря о домашнем обучении, нужно иметь в виду, что не все родители способны правильно построить это обучение. Хотя… справедливости ради надо отметить, что и не все учителя, имеющие специальное образование, подошли к своей профессии осознанно.
 
Как люди приходят к мысли о нетрадиционном образовании? Как правило, в ходе тяжких размышлений о судьбе своего ребенка. Такие родители быстро находят единомышленников, и уже далее дело только за технологиями. Интерес к альтернативному образованию ярко проявляется в годы кризисные. Например, всплеск к нему в России случался в 1998 году и недавно в 2008 году. Почему – понятно: в кризис родители лишаются работы и могут больше времени посвящать детям. Будет ли всплеск интереса опять, и к тому же не зависящий от причины экономического порядка? Демографы прогнозируют обращение к нему в мегаполисах по причине появления в школах детей мигрантов, плохо знающих русский язык. И в то же время интерес к такому образованию должен будет появиться и у властей, как и понимание того, что строить новую экономику можно, только максимально стимулируя частные инициативы по развитию образования. Этот процесс будет болезненным для страны, заранее предупреждают исследователи темы. Пока власть занимается тем, что делегирует большую часть полномочий регионам. Вот и семейное образование передано на уровень муниципалитетов. Практика неудачная, говорили на заседании в Общественной палате. Ведь там «творят» в силу собственного представления о том, как это должно быть. В некоторых регионах, например, ребенка, находящегося на домашнем обучении, вызывают для проверки знаний в школу каждую неделю.
 
Не решен вопрос экстерната. Одно время звучало предложение четко упорядочить в законе, какая категория детей имеет право для получения образования экстерном. Против сужения рамок тотчас же выступили родители. Основной тормоз развития экстерната сегодня – трудности с получением лицензии. А передать дело лицензий только в руки чиновника – опасно. Коррупция не дремлет. На слушаниях в Общественной палате прозвучало предложение объединения сил сторонников альтернативных форм обучения. И обществу нужно привыкнуть к мысли – не важно, где учили, существеннее – каков в итоге получается результат. Пока для родителей принципиальней вопрос: где учить ребенка? В конце концов, в России всегда было нормой, что начальное образование уместнее получать в семье, чем в школе, убеждали на совещании в Общественной палате. Но матери сегодня не берут на себя такой труд, потому что не подготовлены к этому. А вопрос решаем. С помощью репетиторов и дистантных технологий. И еще одна деталь: охотнее идут на эксперименты с домашним образованием молодые родители, принимающие западный образ мыслей и поведения в обществе.