ОБЗОР ПРЕССЫ № 315

19 марта 2009
«Выпускники вузов смогут поработать полгода за счет государства» - статью с таким заголовком публикует газета «Комсомольская Правда» от 16 марта.
 
Минобрнауки провело мониторинг, чтобы узнать, сколько выпускников российских вузов этого учебного года могли остаться без работы. Прогнозы оказались неутешительными. Без места под солнцем останутся 11 процентов выпускников ПТУ, 10 процентов - студентов колледжей и техникумов и 11 процентов - вузов. Десятки тысяч молодых людей! Больше всего проблем возникнет в Южном, Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах. Что же делать ребятам в такой ситуации?
 
«Выпускникам, которые не смогут найти себе место работы, предложат поработать на общественных началах по специальности, - рассказал зам министра образования и науки Владимир Миклушевский. То есть молодого специалиста, получившего диплом, к примеру, психолога, пригласят в школу психологом-стажером. Но кто ему будет платить, если вакансий в школе на него нет? Ответ найден: отвечать за зарплату будет не сама школа, а государство». Конечно, больших денег заработать не удастся, ведь выплатят только минимальный размер оплаты труда. Для выпускников Московской области это, к примеру, составит только 4330 рублей. Да и дольше 6 месяцев на такой общественной работе числиться нельзя. Но за этот срок можно проявить себя, познакомиться с коллективом, а главное, получить практические навыки. А там, глядишь, найдется и штатное место. Да и своеобразная оплачиваемая практика в условиях кризиса никак не будет лишней.
 
Студентов также не оставят без поддержки. Во-первых, контрольные цифры приема были сохранены на уровне прошлого года. Соответственно с условием демографической ситуации это даст возможность большему числу ребят поступить на бюджетные отделения вузов. Хорошистам и отличникам востребованных специальностей, которые в настоящее время учатся на платных отделениях, предложат образовательные кредиты. Для их получения залога и поручительства не требуется. Ну и, наконец, «платники» смогут перевестись на вакантные бюджетные места, которые освободились после сессий. Такая возможность в принципе у ребят была всегда. Но процедура перевода была крайне непонятной и сложной. Например, некоторые вузы для перевода с платного на бюджетное отделение требовали от студента отличной учебы в течение 6 семестров. Сейчас же Минобрнауки направило рекомендации, согласно которым перевестись можно будет, если: 1. есть вакантные места (информация об их наличии в ближайшее время появится на сайтах вузов); 2. студент не больше 4 семестров учился на «хорошо» и «отлично»; 3. участвовал в общественной деятельности, активно проявил себя.
 
Перевод должны проводить два раза в год после каждой сессии. Кроме того, претендовать на вакантные места смогут и студенты, которые оказались из-за кризиса в трудной жизненной ситуации. Например, оба родителя лишились работы. У этих студентов перевод будет льготным - достаточно только учиться без двоек. А чтобы не возникло махинаций и липовых справок из службы занятости, помогать с решением, кому из ребят на самом деле нужна помощь, станут студенческие профсоюзы. На бюджетные места к 1 сентября 2009 года планируют перевести 26 тысяч студентов коммерческих отделений.
 
*********************************
 
Некоторые новосибирские школьники ещё до достижения четырнадцатилетнего возраста успели обзавестись паспортами. Правда, этот документ совсем не похож на небольшую коричневую книжицу, которая есть у каждого гражданина Российской Федерации. Его даже нельзя подержать в руках, а вот познакомиться благодаря ему с маленьким человеком можно гораздо ближе, чем по официальному документу. Рассказывает газета «Вечерний Новосибирск» от 14 марта в заметке «В школу — за здоровьем».
 
Кроме имени, фамилии и даты рождения, в виртуальном паспорте здоровья есть пункты, посвященные таким индивидуальным параметрам, как физическое, эмоциональное, психическое состояние, социальное развитие ребенка. Обращается внимание на то, как он сам относится к своему здоровью, насколько комфортно ощущает себя в школе, не тревожит ли его что-то за ее пределами и многие другие вопросы.
Получить ответы на все из них — дело серьезное, которое требует много времени, а главное, участия в этом процессе практически всех сотрудников учебного заведения. Для того чтобы собрать все эти данные в электронный паспорт школьника, над ним трудятся учителя, классный руководитель, медик, психолог, социальный педагог… Дети тоже не остаются в стороне — отвечают на вопросы, выполняют специальные тесты.
 
«На основе полученной информации учителя будут лучше знать своих детей, — говорит заместитель начальника управления образовательной политики департамента образования Новосибирской области Елена Плетнева. — Очень важно в процессе обучения учитывать физическое, психическое, эмоциональное состояние ребенка, такие характеристики, как память, внимательность, усидчивость, выносливость. Конечно, в школах всегда уделяли внимание этим параметрам, просто информация о них была в разрозненном виде. Программа же дает возможность объединить усилия педагогов, медика и социального работника в одном документе».
 
По словам доктора биологических наук Романа Айзмана — одного из разработчиков детского паспорта, это позволит более тщательно и комплексно подходить к здоровью школьников. В случае каких-либо отклонений вовремя их заметить, чтобы осуществить коррекцию — оптимизировать процесс обучения, назначить какие-то индивидуальные упражнения, разработать специальную диету. В общем, постараться сделать так, чтобы школа и здоровье не были понятиями противоположными. Пока электронные паспорта на школьников завели только 27 школ Новосибирска и Новосибирской области. Среди них — школа N 210 Ленинского района, которая работает с новой программой почти два месяца. «Мы пока еще в самом начале пути, и оказалось, что собрать в одной базе данных такой обширный материал — процесс довольно долгий и рутинный, — рассказывает директор школы Людмила Юдина. — Я считаю это главным недостатком программы. И хотя судить о результатах пока еще слишком рано, все же очевидно, что работа, которая позволяет создать личностный портрет ребенка, не может быть напрасной». Если эксперимент пройдет успешно, то в следующем году такие же кибердокументы появятся не только у всех учеников нашего города: программой, разработанной в Новосибирске, уже заинтересовались работники сферы образования соседних регионов.
 
*********************************
 
В Пензе на днях прокуратура объявила о том, что виновные в «принудительном взимании денежных средств с родителей учащихся общеобразовательных учреждений на различные нужды» будут наказаны. Похвально, что хоть у кого-то дошли руки до школьных поборов. Но! Наказание — лишь дисциплинарное! Кого им напугаешь в наши дни? Так что история эта больше похожа на показательную акцию в период очередного набора первоклашек. Практика же показывает: полностью прекратить поборы в школах в нынешних условиях, увы, не получится. Проведя собственное расследование, газета «Аргументы и Факты» выяснила: виновата не только и не столько алчность директоров школ, но и государство. Именно оно фактически разрешило переложить финансирование общеобразовательных школ на плечи родителей. Результаты расследования – в номере от 18 марта, в статье под названием «И школа нас обложила... Поборы с родителей учеников дозволяются государством?»
 
«Мы сдали по 5 тыс. руб. на нужды школы (на какие именно — нам не пояснили), затем ещё по 2 тыс. руб. — на укладку ламината в классе, ещё по 1 тыс. — на учебники и прописи и по 2,5 тыс. руб. — уже на следующий год. Повезло ещё, что стеклопакеты в классе успели купить до нас, — рассказала нам Эльвира, мама первоклассника из подмосковных Химок. — Когда я попросила дать приходный ордер, мне дали понять: не выпендривайся, а то отправим дитё в класс для отстающих». «А у нас с родителей собрали 17 тыс. руб. на ремонт класса. Хотя ремонт обошёлся бы намного дешевле, если бы учителю не приспичило клеить навороченные обои, — пожаловалась Наталья из Архангельска. — В школе — мраморное фойе, на каждом шагу — ТВ-панели. Но вся эта роскошь оплачена из родительских карманов. Теперь объявили о сборе 30 тыс. руб. с каждого класса для покупки видеопроекторов».
 
Это лишь две коротенькие истории. Но на самом деле их миллионы. Единицы из тех, чьи дети учатся в школе, скажут, что с них не собирают деньги. И поборы эти практически недоказуемы. Дело в том, что наш Гражданский кодекс гласит: любой гражданин России имеет право на добровольной основе сделать дар кому угодно. Поэтому вымогательство денег с родителей выдают за их же инициативу. Жаловаться куда-либо, как правило, бесполезно. Поэтому родителям проще отдать требуемую сумму на приобретение нового стола для преподавателя, чем видеть своё чадо заплаканным из-за учительских придирок. Но что делать тем, чьи родители не могут сдавать даже по 10 руб.? «Детям из бедной семьи или тем, чьи родители все деньги пропивают, стыдно идти в школу, — рассказал Александр Вавилов, юрист, эксперт по вопросам образования. Ведь там они вынуждены выслушивать упрёки учителей, а то и вовсе быть выставленными на посмешище».
 
Ещё 14 лет назад Минобразования объявило, что средства, необходимые школе на хознужды, текущий ремонт, доплату персоналу и т. п., оплачиваются за счёт бюджета. Но даже в богатой Москве из бюджета на 2009 г. ученикам выделяется по куску мыла и рулону туалетной бумаги. Получается: или пусть твой ребёнок сидит в грязи, или плати из своего кармана по 300 с лишним руб. каждый месяц «на швабры». Следующая статья расходов — охрана. Из бюджета на безопасность в школе должна выделяться зарплата лишь ответственному за неё замдиректора. При этом в здании школы должны дежурить два-три охранника круглосуточно. Зам. по охране вряд ли раздвоится, так что с родителей приходится собирать ещё по 100-150 руб. в месяц на оплату охранников. Следующий пункт в списке — группы продлённого дня. Продлёнка оплачивается штатному учителю, который занимается с большой группой детей, куда входят ученики с 1-го по 4-й классы. А если хотите, чтобы для малышей была отдельная группа, вносите ещё по 100 руб. в день на каждого ребёнка. Тогда им наймут отдельного педагога. Учебники — ещё один камень преткновения. Бюджетом финансируются учебники в рамках обязательной программы. Но даже их не всем хватает (в некоторые сёла они приходят лишь в электронном виде). К обязательному набору каждый учитель вправе выбрать на своё усмотрение рабочие тетради, методические пособия, прописи. Хотите, чтоб ребёнок был грамотным? Выкладывайте ещё энную сумму. А сменится учитель — оплачивайте его новые требования к книгам.
 
Постановление правительства (№ 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг») разрешает брать деньги за репетиторство. Теперь понимаете, почему некоторые учителя сначала занижают вашему ребёнку оценки, а потом охотно соглашаются подтянуть его успеваемость за отдельную плату? «На одного школьника в год тратится 8-12 тыс. руб., в богатых регионах — 35-40 тыс. руб. При этом 88-94% из этих денег уходит на зарплату учителям. А хознужды очень плохо финансируются, — рассказала Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ. — Государство фактически расписалось в том, что берёт на себя ограниченные обязательства. Оправдываясь, оно объясняет: мол, школам, которые хотят быть комфортными и современными, дали право зарабатывать самостоятельно. Но система получения грантов, особенно зарубежных, сейчас почти сошла на нет. Поэтому школы пользуются законным правом, к примеру, убеждать родителей, что помещениям нужен ремонт».
 
Зарплаты, хознужды отдали на откуп регионам. Ремонт, закупку учебников — муниципалитетам. А что оставило себе государство? В 2008 г. оно выделило более 1 млрд. руб. (аналогичная сумма и на 2009 г.) на то, чтобы обеспечить всем российским школам доступ к Интернету. Теперь в отчётах красуется цифра — около 90% российских школ подключено к Сети. Только портят эту благостную картину другие цифры: 2-8% школ в аварийном состоянии (крыша вот-вот свалится на голову детей), а около 40% (!) сельских школ не имеют канализации (ученики вынуждены бегать в туалет на улицу даже зимой).
 
В продвинутых школах объявляют, сколько денег не хватает для обеспечения нормального процесса обучения, и предлагают перечислить их на расчётный счёт. Но в большинстве незаконно продолжают собирать наличными. Перевести ребёнка в другую школу можно в крупных городах, а в небольших, где их две-три максимум, куда переводить? Но выход есть. В одиночку вы ничего не добьётесь. К процессу переговоров с руководством школы надо подключить других родителей. Вместе поговорите с директором, узнайте, что планируется докупить, поменять, отремонтировать. И если есть подозрения, что на ремонт требуют больше, чем надо, договоритесь с бригадой рабочих напрямую и заплатите им, избегая «общака».
Из-за устаревшей системы бухучёта в школах (она централизованная) понять, сколько денег выделили конкретно вашему учебному заведению, вряд ли получится. Но можно уточнить, какие были сделаны централизованные закупки. Так вы узнаете, что стулья, к примеру, уже не нужны. Если вы не можете сдавать деньги даже на то, что школе реально необходимо, чтобы не выглядеть белой вороной, предложите сшить новые занавески, отремонтировать тумбочки — всё, что умеете. Если у вас крайний случай: учитель предъявляет необоснованные претензии к ребёнку и вы уверены, что причина этому — ваша финансовая несостоятельность, заручитесь поддержкой других родителей и объясните зарвавшемуся «педагогу», что сейчас большая проблема с трудоустройством выпускников педвузов, так что замена ему найдётся легко.
 
************************
 
Прокуратура Хабаровского края направила в суд беспрецедентное для современной России уголовное дело о нарушении равенства религиозных прав. Преподавателя философии одного из хабаровских колледжей будут судить за то, что, по версии прокуратуры, он заставлял своих студентов отречься от веры и стать атеистами. Рассказывает газета «Труд» от 13 марта в заметке «Научно-уголовный атеизм».
 
Не в меру ретивым богоборцем оказался преподаватель философии Дальневосточного государственного индустриально-экономического колледжа Владислав Радченко. Полтора года назад студенты написали на него жалобу в прокуратуру Хабаровского края. Они утверждали, что философ прямыми угрозами заставлял их отречься от веры и стать атеистами. Например, на первом же занятии Радченко попросил встать всех верующих студентов, после чего объявил, что экзамен и зачет они у него не сдадут. Всех, кто не был согласен с его атеистическими взглядами, преподаватель попросту выгонял с лекций. «Радченко говорил, что верующим не место в нормальном обществе, что все они шизофреники и он их презирает, - рассказали в прокуратуре Хабаровского края. - Студентам же он говорил, что он доктор, который должен их "вылечить от болезни веры в Бога".
 
Собрать доказательства против воинствующего атеиста прокурорам не составило труда. Ему предъявили обвинение по редчайшей в юридической практике части 2 статьи 136 УК РФ - "Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, совершенное лицом с использованием своего служебного положения".
Чтобы замять скандал, руководство колледжа уволило преподавателя за "применение методов воспитания, связанных с психологическим насилием над личностью". Сам Радченко виновным себя не признает. Он утверждает, что имел полное право пропагандировать свои "научно-атеистические" взгляды, в то время как религиозная пропаганда в стенах учебного заведения, по его мнению, запрещена законом. «Если речь идет не о духовном учебном заведении, то там, конечно, не место пропаганде ни атеизма, ни религии», - заявил директор Института прав человека Валентин Гефтер. Взгляд священнослужителей несколько отличается от взгляда ученого. «Люди сами должны прийти к вере или атеизму, и им нельзя навязывать свои убеждения, тем более прикрывая их наукой и пользуясь своим положением», - считает настоятель храма Святого Николая в Сабурове отец Константин. Во вторник уголовное дело было передано в суд Индустриального района Хабаровска.