ОБЗОР ПРЕССЫ № 314

13 марта 2009
Выпускники высшей школы, которые в этом году не найдут работу, смогут трудоустроиться в малых предприятиях при вузах и научных организациях. Об этом заявил на круглом столе в Госдуме заместитель министра образования и науки Владимир Миклушевский. Рассказывает газета «Известия» от 12 марта в заметке «На работу - в родной вуз».
 
Миклушевский сообщил, что вузы и научные организации в ближайшее время получат право создавать малые предприятия, - соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму. По информации из регионов, желание сформировать такие предприятия выразили 187 вузов из 71 субъекта федерации. Таким образом, может быть учреждено более двух с половиной тысячи малых предприятий, способных обеспечить работой 25-30 тысяч выпускников вузов. В то же время, по информации Минобрнауки, основанной на данных из 83 субъектов федерации, в этом году могут быть не трудоустроены 11-12% выпускников вузов - прежде всего по экономическим и гуманитарным направлениям подготовки, по которым в последние годы существовал явный переизбыток специалистов. "Поэтому сейчас, распределяя контрольные цифры приема, мы учитываем этот фактор и даем большее количество бюджетных мест на те направления, на которые существует спрос в экономике", - отметил Миклушевский.
 
Чтобы поддержать студентов, Минобрнауки значительно увеличило количество мест в магистратуре - с 20 тысяч в 2008 году до 35 тысяч в 2009-м. Кроме того, количество бюджетных мест на очных отделениях вузов сохранится на уровне прошлого года. Для абитуриентов уже выделено 377 тысяч бесплатных мест. Кстати, сведения о свободных бюджетных местах, появившихся в высших учебных заведениях по итогам зимней сессии, вузы теперь обязаны публиковать: по мнению Миклушевского, "будет правильно, если вузы разместят данные о наличии вакантных бюджетных мест на своих сайтах в интернете".
 
*************************
 
Депутаты фракции "Единая Россия" пригласили в Госдуму лидеров студенческих общественных организаций, чтобы обсудить с ними, как будут реализовываться инициативы президента России, направленные на поддержку студенчества в кризисное время. Дмитрий Медведев предложил зафиксировать плату за обучение в вузах, переводить студентов с высокой успеваемостью с платных на бюджетные места и выдавать льготные образовательные кредиты. Об итогах встречи - «Российская газета» от 12 марта в статье «Учебное пособие».
 
Каким образом на практике будут осуществляться эти меры помощи? Насколько реально воплотить в жизнь все то, о чем говорил президент? "Вполне реально, - убеждена замсекретаря президиума генсовета партии "Единая Россия", вице-спикер нижней палаты парламента Светлана Журова, - если студенты сами станут проводниками этих идей в жизнь". Секретарь президиума генсовета "Единой России", вице-спикер Вячеслав Володин считает, что нужно "сделать все, чтобы инициативы Медведева были реализованы, чтобы наши студенты чувствовали себя уверенными в завтрашнем дне". "В кризисное время нужно бороться за каждого студента, нужно сделать все, чтобы не потерять студентов из-за невозможности платы за обучение", - сказал Володин, заметив, что "президент высказался однозначно: плата должна быть фиксированной на весь период обучения". "Российские вузы, будучи автономными учреждениями, сами принимают решения о размере платы за обучение. Однако мы считаем, что эта тема должна стать предметом обсуждения с представителями вузовского сообщества", - объяснил Володин позицию "единороссов". Он сообщил участникам встречи, среди которых были представители минобрнауки, минздравсоцразвития, минсельхоза, что ведущие российские банки уже заявили о готовности участвовать в программе образовательного кредитования.
 
Замминистра образования и науки Владимир Миклушевский уточнил, что "рублевый кредит будет предоставляться на очень льготных, по его мнению, условиях: ставка не выше 11-11,5 процента годовых, залога и поручительства не потребуется". "По сути, поручителем становится государство, и оно вправе рассчитывать, что студент, который претендует на кредит, будет хорошо учиться", - заметил Миклушевский. По его словам, кредиты смогут получить как первокурсники, успешно сдавшие ЕГЭ, так и студенты других курсов, испытывающие трудности с платой за обучение. "Государственную поддержку получат в первую очередь студенты, обучающиеся на востребованных специальностях и в тех вузах, которые дают качественное образование. Соответствующие предложения мы направили в правительство РФ", - сообщил замминистра участникам встречи.
 
Студентов интересовало, откуда в вузах возьмутся новые бюджетные места для студентов-отличников с платных отделений. Светлана Журова не исключила, что тут возможна конкуренция, которая заставит всех лучше учиться. А Владимир Миклушевский подчеркнул: "Вуз не должен становиться камерой хранения. Все эти меры должны поддерживать только тех, кто хорошо учится, и тех, кто попал в сложную ситуацию". "Несмотря на продолжающийся демографический спад, мы сохранили количество бюджетных мест для выпускников школ на уровне прошлого года. Таким образом, если в 2008 году на тысячу выпускников приходилось 394 бюджетных места в вузах, то в этом году будет 420. Кроме того, мы достаточно сильно увеличили количество мест в магистратуре: в прошлом году было 20 тысяч мест, в этом будет 35 тысяч", - отметил Миклушевский и напомнил, что возможность перевода студентов платных отделений на вакантные бюджетные места должна быть закреплена уставами вузов. К тому же, по общему мнению участников встречи, процедура должна быть прозрачной и проходить под контролем студенческих общественных организаций. Для того чтобы поддержать российское студенчество, президент Дмитрий Медведев предложил три главные меры: переводить внебюджетников на бюджетные места, фиксировать плату на все время обучения и сделать доступными образовательные кредиты.
 
Перевод платников на бюджет уже идет: во многих вузах этот механизм был прописан в уставах, и трудностей не возникло. Некоторые вузы не только зафиксировали плату, но и снизили ее на 5-10 процентов (к примеру, не стали во втором семестре делать поправки на инфляцию). Но вот с третьим пунктом программы есть пока трудности. Даже в лучшие времена образовательные кредиты предлагали всего пять-шесть банков. Сейчас осталось два-три. Эта услуга далеко не самая выгодная для банков, процент по кредиту должен быть низкий для заемщика, а время, на которое он выдается, - никак не меньше срока учебы, не меньше четырех лет. Кстати, молодежь тоже не особенно бежала за кредитами. Ведь обязательное условие банков - обеспеченные поручители, а их могут найти далеко не все. Да и работали банки, как правило, с государственными вузами, что снижало число клиентов. Сбербанк за прошлый год выдал всего 1700 образовательных кредитов, при том что только в одной Москве в негосударственных вузах учатся полмиллиона студентов-контрактников.
 
Минобрнауки предложило другие правила: в качестве поручителя студента выступит само государство. Время возврата кредита составит 10 лет после окончания вуза, то есть кредит будет выдаваться на 15 лет (сейчас Сбербанк, к примеру, дает только на 11, включая время обучения). Ставки по кредиту будут минимальными - около 11,5 процента в год. Для того чтобы банки не несли убытков от такой, можно сказать, "благотворительности" (сейчас реальные ставки по потребительским кредитам доходят до 30 процентов), государство в виде субсидий должно возместить банку "упущенную" выгоду. Размер субсидии - три четверти ставки рефинансирования Центробанка. Сегодня она составляет 13 процентов, стало быть, почти 10 процентов возьмет на себя государство.
 
На деле выглядеть схема будет так. Допустим, банк предлагает образовательный кредит под 18 процентов годовых. Студент заплатит из своего кармана только 8 процентов, остальное добавит государство. Когда студент закончит учебу, начнутся выплаты по основному долгу. Кроме того, 20 процентов от суммы невозвращенных кредитов банкам возместит государство. Об этих планах на заседании Общественного совета при минобр-науки рассказал заместитель министра Владимир Миклушевский.
Он подчеркнул: "Прежде всего кредит дадут студентам-очникам из малообеспеченных семей, которые учатся в госвузах или коммерческих вузах, имеющих госаккредитацию. Еще одно обязательное условие - учеба без троек". Кредиты на новых условиях смогут получить те студенты, которые поступили на востребованные экономикой специальности. Если есть опасения, что специальность не попадет в такой список, будет рассматриваться качество образования, иными словами, рейтинг вуза.
Предусмотрен и альтернативный вариант - вместо субсидии государство разместит в банке-заемщике бюджетный депозит.
 
На заседании Общественного совета присутствовали и представители Сбербанка, и банка ВТБ 24. Две эти организации, видимо, станут первыми участниками эксперимента. Рустам Абдрахманов, заместитель директора управления кредитования частных клиентов Сбербанка, пояснил: "Выдавая сегодня образовательные кредиты под 12 процентов, банк работает на грани рентабельности. Если государство сможет взять на себя часть обязательств, то это будет выгодно всем". Вице-президент банка ВТБ 24 Иван Лебедев прокомментировал: "Модель, которую предлагает министерство, хорошо известна в мире. Надо проговорить все детали, будем встречаться, обсуждать условия".
 
*********************
 
В Минобрнауки уверяют: переход ЕГЭ в штатный режим в 2009 году идет по максимально мягкому сценарию: чтобы закончить школу, достаточно двух, а для поступления в вуз — трех-четырех госэкзаменов; качество тестов стремительно улучшается; а народ ЕГЭ в основном (43%) доволен. Против, по словам чиновников, выступают только по незнанию или из окаянства — по политическим мотивам. События между тем идут своим чередом. Президент назвал вопросы по истории чудовищными, а родители оспаривают проведение ЕГЭ в Верховном суде. О проблеме – газета «Московский Комсомолец» от 5 марта в статье «ЕГЭ ругают прямым тестом».
 
Введение ЕГЭ достигло масштабов политического вопроса: главу Минобрнауки по этому вопросу заслушала ведущая думская фракция “Единая Россия”. Значительную часть беседы заняло развенчание министром “мифов”. Например, что лучшая в мире система советского школьного образования разрушилась только сейчас: “На самом деле она разрушилась в начале 90-х годов. Мировой опыт учит: чтобы сохранить должный уровень образования, каждые 20 лет его надо подвергать ревизии. А мы вместо этого в начале 90-х приняли суперлиберальный Закон об образовании и выпустили его в свободное плавание. Лишь в 2000-е годы государство вернулось в образование”, — подчеркнул Андрей Фурсенко. Другой миф, по его словам, связан с якобы “сложностью ЕГЭ, а третий — с чрезмерной загруженностью школьников при переходе на новые испытания”. На самом деле, убежден министр, это не так: “Все эти разговоры происходят от единственной причины: в школе перестали решать задачки”. Детей же жалеть не за что: сегодня они всего сдают по 3—4 экзамена, а раньше только выпускных было 9, да еще 4—5 — вступительных. Да и вообще, внезапно признался глава Минобрнауки: “Может, я больше всех ненавижу реформу. Просто есть жесткие внешние требования…”
 
Насчет того, кто, когда и как порушил родимое образование, дело темное. А вот по части ненависти к реформе и ее символу ЕГЭ у министра точно есть соперники — или единомышленники, как посмотреть.
Декан исторического факультета МГУ им. Ломоносова, член-корр. РАН Сергей Карпов: «Главная проблема кроется в том, что для таких предметов, как история или литература, ЕГЭ неприемлем в принципе. Университетское образование предполагает умение работать с материалом, сопоставлять факты, анализировать информацию. А Единый госэкзамен по истории проверяет не аналитические способности абитуриента, а формальные знания. И дело здесь совсем не в качестве КИМов. Беда в том, что ЕГЭ ведет не к пониманию исторических закономерностей, а к верхоглядству. В итоге канва непрерывного хода истории рвется, а с ней и связь между отдельными компонентами исторического процесса. У школьников исчезает главное — понимание. И ответ на вопрос, кто такой Багратион, они механически ищут среди героев Великой Отечественной войны и революционеров…
 
Не стал ЕГЭ и антикоррупционной мерой. Вопреки обещаниям коррупция с его введением не ослабла, а расширилась. Причем до таких масштабов, что охватила всю среднюю школу. Вузы же с введением ЕГЭ лишились возможности проверить общий культурный уровень абитуриентов. И ох как не вовремя! В последнее время школьники практически разучились выражать свои мысли. А мы в такой ситуации отказываемся от сочинения. Вступительный экзамен по русскому языку переводим на более низкий уровень — в форму ЕГЭ, подменяя знание языка знанием отдельных правил грамматики. Литература же и вовсе оказалась на обочине: ее исторического контекста школьники не знают. Вывод очевиден: для гуманитарных предметов ЕГЭ не подходит. Здесь он может быть востребован только как способ проверки остаточных знаний учащихся, причем должен проводиться не единообразно, а несколько раз в старших классах школы. Решающим критерием для поступления в вузы Единый госэкзамен быть не должен. Нужен живой диалог — либо через традиционные приемные экзамены, в чем я лично не вижу ничего плохого, либо через олимпиады.»
 
Бывший директор Федерального центра тестирования, “отец-основатель” ЕГЭ Владимир Хлебников: «Целью школы стали не обучение и развитие личности учащихся, а погоня за высокими показателями сдачи ЕГЭ. Ради ее достижения в старших классах стали не учить, а натаскивать на конкретные задания. Меняется и учебная программа: литература перестала быть обязательной, фактически сокращаются часы по математике, идут подвижки по другим предметам. В результате ЕГЭ добивает и без того больную систему образования, хотя должен был обеспечить объективность оценок итоговой аттестации и социальную справедливость при приеме на бюджетные места вузов. Что же с ним не так? Процедуры итоговой аттестации и отбора поступающих в вузы принципиально несовместимы: нельзя же в самом деле создать тест, одновременно пригодный для всех и для отбора самых подготовленных. Вот и наш “тянитолкай” нежизнеспособен, его нужно разъединять. ЕГЭ для поступающих можно спасти: надо лишь изменить нынешнюю методику обработки первичных баллов таким образом, чтобы она учитывала различную сложность используемых вариантов тестов. А вот для итоговой аттестации система ЕГЭ ремонту не подлежит: она требует иных измерительных материалов и методик обработки результатов их использования.
 
Плохо продумана и нуждается в изменениях структура тестовых материалов — КИМов. По процедуре их разработки нужен государственный стандарт, иначе нам всегда будет непонятно, что за тесты используются на экзаменах, каковы их измерительные свойства, с какой погрешностью они определяют уровень подготовленности учащихся и так далее. А ведь есть еще проблема информационной безопасности ЕГЭ. Несанкционированное вмешательство в любой технологический элемент Единого госэкзамена может исказить результаты не только одного испытуемого, но и целых групп. Выпускники могут заведомо несправедливо получить высокие тестовые баллы. Нынешняя процедура ЕГЭ не дает никаких гарантий исключения подобной возможности. Недаром результаты ЕГЭ по регионам, районам и школам официально не публикуются никогда, а достоянием общественности становятся факты размещения вариантов тестов и ответов в интернете. В идеале разные варианты тестов должны быть одинаковой трудности и с одинаковыми измерительными свойствами. Но эта задача невыполнима. Специалисты хорошо знают: варианты заданий значительно отличаются друг от друга по сложности. А при таких условиях надеяться на точность и справедливость оценок не приходится. Еще одна проблема нынешней конструкции — слишком высокая величина погрешности. Для середняков с 40—60 баллами, по расчетам Федерального центра тестирования, она составляет ±3 тестовых балла. А при более низких и более высоких оценках еще выше: 5—10 тестовых баллов для 90 баллов. Беда практически неустранима: как говорят математики, это погрешность метода. А ведь у нас по этим систематическим неточностям принимают в вуз!»
 
Член Совета Федерации, член комиссии по ЕГЭ Людмила Нарусова: «В Комитете по образованию Совета Федерации стараются оценивать ЕГЭ объективно, а не эмоционально. По инициативе палаты создана комиссия для мониторинга выпускных и вступительных весенних испытаний этого года. Наши наблюдатели — сенаторы и депутаты, вузовские и школьные педагоги — будут присутствовать на Едином государственном тестировании в школах и в вузах, что, по нашему мнению, позволит составить объективную картину. Однако кое-что ясно уже сейчас.
 
Первое: натаскивание превратило тестирование в доходный, никем не регулируемый бизнес. На последнем заседании комиссии мы были вынуждены констатировать: появилось множество неизвестно кем написанных и никем, включая Минобрнауки, не утвержденных методических пособий по подготовке к ЕГЭ. Я могу привести пример. В перечень возможных ответов на вопрос, какая организация курировала сталинские лагеря в период репрессий, кто-то включил ВЛКСМ. Я отнюдь не поклонница комсомола. Но согласитесь: предлагать этот вариант — чистое надругательство. Мы хотели с помощью ЕГЭ искоренить коррупцию, а получили более тяжкие последствия. Второе: сведение истории и литературы к отгадыванию ребусов — чистой воды начетничество. Особенно если историю политизируют во имя текущего момента. Приведу свежий пример. Последний вопросник по истории, кстати, утвержденный Минобрнауки, составлен со страшным вкусовым налетом. Так, период Екатерины II — сплошной позитив: переписка с просветителями, Уложенная комиссия… А крестьянская война Емельяна Пугачева и его чудовищная казнь под стенами Кремля — четвертование — даже не упоминаются. Их как бы и не было — один исторический крен сменили на другой. Или “Русская правда” Ярослава Мудрого — говоря современным языком, кодекс правового государства Киевской Руси. Но из всего судебника для ЕГЭ взяли лишь один вопрос — сумма штрафа за убийство княжеского коня. Это что, самое главное в “Русской правде”? Откуда такое начетничество в подходе к изучению истории? Третье: в систему тестов по литературе и по истории не вписывается, как пафосно это ни звучит, государственная задача воспитания подрастающего поколения. История, как говорил учитель Мельников из блестящего фильма “Доживем до понедельника”, “это наука, которая делает человека гражданином”, воспитывает любовь к Родине — критичную, с пониманием, что в нашей истории были и светлые, и трагические события. А ребусы, именуемые вопросниками ЕГЭ по истории и литературе, дают не понимание истории своей страны, а зомбирование граждан. Тревожный звоночек уже есть — чудовищные итоги голосования за “Лицо России”. Выбрали не Пушкина с Чайковским, а сплошных политиков: Столыпина, блестящее правление которого связано также с появлением “столыпинского галстука” — другими словами, виселицы. Или Суворова — не только героя, но и душителя польского восстания и участника раздела Польши. Голосовали и за Сталина, что подтвердило абсолютное пренебрежение и незнание собственной истории!
 
Система тестов с разгадыванием ребусов и кроссвордов — угадайка для школьников — понимания истории не даст. Поэтому в своих рекомендациях мы настаиваем на отмене ЕГЭ по истории и литературе. Они могут существовать как вспомогательный, но никак не основной и уж тем более не единственный инструмент проверки знаний. Но и тогда, подбирая варианты ответов, никак нельзя забывать о нравственности».
 
***************************
 
Правительство предлагает во время кризиса изменить условия обучения школьников и студентов. С учетом этих изменений газета «Труд» от 12 марта дает шесть советов будущим абитуриентам и их родителям в статье «Учиться, учиться и еще раз учиться в условиях кризиса».
 
1. Тщательнее выбирайте специальность
В этом году урежут число бюджетных мест на экономические и юридические специальности. "У нас сегодня есть доказательства того, что гуманитарные специальности - экономисты, юристы, педагоги - это специальности, которые не обеспечивают нормальные рабочие места", - заявил в феврале на совещании с ректорами вузов министр образования Андрей Фурсенко. Даже успешное окончание учебы по этим специальностям не гарантирует легкого трудоустройства. На данный момент из 7,5 миллионов российских студентов 1,8 миллиона учатся на экономистов, а еще 750 тысяч - на юристов. При этом на рынке труда остро не хватает работников с техническим образованием. Кроме того, экспертный совет при правительстве предлагает обязать вузы предоставлять студентам некоторых отделений 25-процентную скидку на обучение. "Скорее всего, это будет зависеть от специальности, которую выберет студент, - говорит Александр Адамский, ректор института проблем образовательной политики "Эврика". - Обучение более востребованной специальности будет стоить дешевле". По его словам, подобное снижение цен на образование практиковалось и в других странах, чтобы на выходе из кризиса обеспечить экономику нужными кадрами.
 
2. Потратьтесь на репетитора
В этом году в вуз будет проще поступить на бюджет: мест станет больше, а поступающих - меньше. В этом году количество бюджетных мест в вузах составит 410 тысяч. В прошлом году их было всего 377 тысяч. Выпускников школ, поступающих в вузы, напротив, станет меньше на 100 тысяч, то есть их число составит 950 тысяч. Кроме того, в прошлом году в институты не принимали тех, кто сдал ЕГЭ неудовлетворительно, даже на свободные платные и тем более на бюджетные места. Теперь ситуация изменится - при наличии свободных мест вузы смогут брать двоечников. "В некоторых вузах в этом году будет недобор, и не исключено, что туда все же возьмут некоторое число двоечников, - подтверждает руководитель проектов независимого рейтингового агентства в сфере образования "РейтОР" Алексей Чаплыгин. В большинстве случаев двоечники смогут рассчитывать лишь на обучение за свой счет, но не исключено, что некоторым повезет больше.
 
3. Постарайтесь заплатить самостоятельно
Цены на высшее образование в этом году, скорее всего, будут заморожены. Министерство образования и науки ведет с Российским союзом ректоров переговоры о фиксации платы за обучение в рублях. Кроме того, единственная программа образовательных кредитов "Кредо" дала сбой, когда у банка "Союз", который выдавал по ней кредиты, возникли проблемы из-за кризиса. Государство сейчас пытается наладить выдачу образовательных кредитов силами Сбербанка и ВТБ 24. Ставка по ним будет значительно выше - минимум 12% против 10% у "Кредо".
 
4. Заставьте ребенка учиться лучше
Минобрнауки в этом году рекомендует вузам переводить на бюджет студентов платной формы обучения, но только тех, которые учатся на "хорошо" и "отлично". Сейчас у любого студента платной формы обучения теоретически есть возможность перевестись на бюджет при наличии мест. На практике же оказывается немного иначе. "Они (вузы. - "Труд-7") не всегда это делают, поскольку могут лишиться своего заработка", - заявил президент Дмитрий Медведев в своем видеоблоге. Сейчас Минобрнауки ведет переговоры с вузами, чтобы те исключили из устава откровенно запретительные меры. Например, в некоторых вузах платник мог перевестись на бюджетное отделение только после трех лет учебы без троек.
 
5. Подумайте о магистратуре и аспирантуре
Число студентов, которых в следующем году будут набирать в магистратуру, увеличат вдвое - с 20 до 40 тысяч. Кроме того, во столько же раз увеличат число аспирантов (с 10 до 20 тысяч). До кризиса предполагалось, что в магистратуру на бюджет будут идти не все студенты, а самые лучшие. Остальным приходилось за это платить. Теперь же ситуация если не стала совсем другой, то изменилась в лучшую сторону. Правда, как уже писал "Труд", в большинстве случаев работодателям не важно, является ли выпускник магистром или всего лишь бакалавром. Так что этот пункт будет полезен только тем, кто претендует на высокооплачиваемые инженерные, финансовые или IT-позиции.
 
6. Будьте морально готовы к 12-летке
Если ваш ребенок не выпускник, то вполне возможно, что ему придется учиться на год дольше. Введение этой системы сейчас обсуждается чиновниками. Разговоры об этом ведутся давно, по 12-летнему циклу работают школы в США. Были даже подготовлены проекты учебников для 12-летки. Вероятность принятия этой меры достаточно высока, полагает Яков Турбовский, председатель совета директоров России. "Школьную программу в этом случае растянут, и учиться станет проще", - поясняет он. Если 12-летку примут, то нынешние 11-классники окончат школу в этом году, а вот те, кто сейчас в 10-м классе, уже будут учиться в 12-м.