Руководство комиссии Мосгордумы по образованию около двух часов общалось с московскими школьниками и студентами. Председатель комиссии Евгений Бунимович и его зам Татьяна Потяева рассказали, что ждет учащихся в 2009 году, и сообщили много нового об их правах. В 2009 году ЕГЭ по математике будет намного легче, чем в прошлые годы, заверили столичные депутаты. Рассказывает газета "Московский Комсомолец" от 23 января в статье «Школьник в законе».
Первыми прозвучали вопросы о ЕГЭ, вступившем с этого года в штатный режим. Саму идею московские депутаты одобрили, назвав единый госэкзамен «зеркалом образования, хоть и кривым». В то же время «плохие результаты ЕГЭ – не вина школьников, – признали они. – А потому надо подумать, как выдавать аттестаты». Один из способов помочь выпускникам уже найден. В этом году, раскрыл секрет Евгений Бунимович, «ЕГЭ по математике будет намного проще, чем в 2008-м». Школа перейдет на новые КИМы – более простые и с практической направленностью нижних уровней заданий. Для школьной «тройки», например, будет достаточно решить несколько арифметических задачек вроде: «Автобусный билет стоил 10 руб., затем подорожал вдвое, сколько билетов по новой цене можно купить на 100 руб.?» На решение всего задания школьникам дадут 4 часа, причем количество времени, отведенного для решения каждой из трех частей – “А”, “В” и “С” – ограничено не будет. А вот «малый ЕГЭ» для девятиклассников организуют иначе. Время на решение части “А” будет ограничено 45 минутами. Это, признался Бунимович, (в прошлом – учитель математики и составитель традиционных экзаменационных билетов по своему предмету для школьного выпускного) – «моя идея, и я на ней настаиваю: часть “А” очень легкая, и если кто-то не решил ее за отведенное время, не решит вообще».
Другой вопрос, вызвавший живейший интерес зала, – шестидневная учебная неделя. Обычно шестидневку ненавидят, но терпят как неизбежное зло. Между тем покончить с ней можно легальным и, главное, мирным путем: ключи к свободе находятся в руках не подозревающих об этом учащихся. Школьный совет, подсказала Татьяна Потяева, должен обратиться в окружное управление образованием с заявлением-просьбой о переводе учебного заведения на пятидневку. И все. Правда, гимназии и лицеи, где программы намного больше и глубже обычных, будут иметь тогда до 7-8, а то и 9 уроков в день. Но сама депутат не видит в этом ничего страшного, тем более, что такие примеры среди гимназий уже есть. Главное, по ее словам, составить расписание по уму: «С моей точки зрения, лучше отсидеть 7 уроков, но зато освободить субботу, чтобы побыть дома и пообщаться с родителями. А чтобы школьники не устали, сложные предметы в расписании должны чередоваться с легкими вроде физвоспитания». Еще лучше сделать 45-минутный перерыв на обед, как это делается за рубежом. Однако у нас по этому пути идут неохотно – «боятся, что ученики за это время разнесут всю школу», – посетовала Потяева, сама школьный директор с многолетним стажем.
Покончив с суетным, зал обратился к высокому – современному, креативному образованию. Здесь ребят ждал приятный сюрприз: в базовом учебном плане, просветили их депутаты, новая методика уже закреплена в виде проектной деятельности или «уроков критического мышления», введенных в образовательные программы как базовый компонент. Правда, об этом мало кто знает, а потому такие занятия редкость. Лишь лучшие школы отводят им час или два в неделю, либо ведут творческие программы «Международного бакалавриата», открывающие одиннадцатиклассникам путь в 1,2 тыс. университетов мира. В остальных, признала Татьяна Потяева, царит методика прошлого века или «традиционный урок: опрос, объяснение нового материала, затем в лучшем случае его закрепление». Ведь чтобы сделать новшества массовыми, нужен новый учитель – и подготовленный по-новому, и сам имеющий навык креативной работы. А это штучный товар. Впрочем, напомнил собравшимся Евгений Бунимович, «креативность нужна не всюду. В некоторых областях ее не надо совсем – например, на автомобильных дорогах». Что же касается «школы будущего», то она, по мнению депутатов, «ни в коем случае не должна создаваться чиновниками в виде единственной на город образцово-показательной школы, как, скажем, № 2030 в Москве». «Создание одной, отдельно взятой школы будущего – это школа прошлого», – убеждены они.
Под занавес не обошлось без неприятных открытий. Как оказалось, все 10-11 лет учебы в школе большинство участников встречи получали и, что еще обиднее, исправно делали домашние задания на праздники и по выходным. А это, открыли им горькую правду депутаты, незаконно. Отсюда, ввернули они под скорбный вой обманутых, «вывод: знать или хотя бы читать законы и Конституцию очень полезно». На этой оптимистической ноте общение юбиляров с потенциальным электоратом завершилось.
************************
Цены на платное обучение в вузах в этом году в России расти не будут, сообщает газета «Труд» от 21 января в статье «Образование без инфляции». Негосударственные образовательные учреждения уже бьют тревогу. В условиях недостатка средств у населения и уменьшения числа абитуриентов они боятся совсем остаться без студентов и снижают цены. Элитные вузы тоже осторожничают и цены повышать не собираются. Популярность платного образования до 2008 года в России увеличивалась. Например, в Высшей школе экономики в среднем 40% платников, а в 2008 году на первый курс платно поступило уже 50% студентов. В РЭА им. Плеханова обучается примерно 44% студентов-платников, а на первом курсе соотношение уже 50 на 50.
Однако из-за финансового кризиса, инфляции, сокращения динамики зарплат и объемов банковского кредитования у россиян все меньше возможности платить за свое обучение. Пришедший кризис пока мало беспокоит первые вузы страны. Высшая школа экономики, например, по словам ее проректора Сергея Рощина, не планирует вводить какие-либо антикризисные меры. И это несмотря на то, что образование в этом вузе является одним из самых дорогих в России. Стоимость года обучения на самом дорогом факультете - мировой экономики - составляет 313 тысяч рублей. Однако платники все же не являются основной статьей доходов и приносят Высшей школе экономики только около 20% выручки. Больше вуз зарабатывает на выполнении научно-исследовательских работ (28%), целевых средствах, поступающих из государственного бюджета (25%), а также на втором высшем и дополнительном образовании (24%).
Спокойны и в Финансовой академии. "У нас на коммерческое отделение конкурс - три человека на место. Даже если он вдвое упадет, это будет некритично", - считает Михаил Эскиндаров, ректор Финансовой академии. Тем не менее в вузе решили перестраховаться и заморозить цены на обучение на уровне прошлого года. До этого они росли, чуть обгоняя инфляцию - на 12%. Всего в 2008 году на коммерческое отделение были приняты 400 человек (на 15% больше, чем в 2007 году), а на бюджетные места - 998.
Помимо замораживания цен Финансовая академия также планирует привлечь абитуриентов-платников новыми обучающими программами. Например, в этом году появится новый факультет международно-финансовых отношений, где все лекции будут вестись на английском языке, а на юридическом факультете откроется новая специальность - финансовое право.
РЭА им. Плеханова планирует привлекать абитуриентов относительно демократичными ценами. На всех факультетах стоимость обучения составляет 200 тысяч рублей в год. "Ситуация, в которой на разных факультетах одинаковая цена, не совсем естественна, - рассказывает первый проректор РЭА Татьяна Розанова. - Мы собираемся провести дифференциацию, чтобы привлекать студентов справедливой ценой".
Несмотря на негативный опыт с образовательными кредитами, вуз не прекратит с ними. РЭА также собирается открывать новые специальности. Например, магистерские программы: управление мультимодальными поставками (логистика) и управление интеллектуальной собственностью. Всего в РЭА учится 4,6 тысячи студентов-платников, бюджетников чуть больше - 5,8 тысячи. Больше всего достанется вузам, дающим не элитное образование, и особенно негосударственным учреждениям, не получающим деньги из бюджета.
"Мы не знаем, что делать. Пока думаем, - рассказывает проректор одного из московских частных вузов. - С одной стороны, надо снижать цену на обучение, чтобы к нам пришли абитуриенты, с другой - издержки из-за кризиса у нас только увеличиваются. Да и куда еще снижать, если цена обучения у нас 50 тысяч рублей в год?" Скорее всего, в этом вузе будут закрывать наименее популярные специальности, сейчас их всего 20.
Меньше пессимизма в РосНОУ, самом крупном российском негосударственном вузе. Руководство университета считает, что благодаря собственному общежитию на 500 студенческих мест (такого нет ни в одном частном вузе) привлекательность РосНОУ не уменьшится. Ведь большинство студентов - приезжие, а 20% - вообще иностранцы, выходцы из стран СНГ. Впрочем, цены на образование, несмотря на оптимизм, скорее всего, повышаться не будут. "Вопрос снижения привлекательности коммерческого образования активнее всего обсуждался на последнем съезде Союза ректоров. Большинство из них пришли к выводу, что цены на образование в этом году повышать не стоит", - рассказывает Алексей Чаплыгин, эксперт независимого рейтингового агентства "РейтОР".
Как бы ни продолжалось течение кризиса, сейчас можно сказать одно: цены на образование в большинстве вузов упадут. Скорее всего, российское образование наконец-то дождется стабилизации: снизятся неоправданно высокие цены на
менеджеров,
экономистов,
юристов. Их сейчас в стране больше, чем нужно. Но все равно обучение этим специальностям стоит в 1,5-2 раза больше, чем всем остальным.
Российское правительство уже готовит меры по поддержке коммерческого образования в России. В частности, министр образования Фурсенко заявил, что программы кредитования будут переданы устойчивым системообразующим банкам - речь идет о Сбербанке и ВТБ24.
**********************
Половина студенческих рефератов и курсовых скачивается из Интернета. По данным социсследования ГУ-ВШЭ, чаще всего скачивают рефераты, эссе и курсовые студенты четвертых курсов вузов - 52 процента. Реже первокурсники - их 47 процентов. Покупают готовые работы от 3 до 7 процентов студентов. О проблеме - «Российская газета» от 20 января в статье «Украденные мысли».
Учитель физики одной из школ на контрольных и экзаменах разрешает всем списывать: из тетрадей, учебников, задачников. Не возражал даже против шпаргалок. Зато потом гоняет по всему материалу так, что мало не казалось. Просто он считает, что лучшей подготовки к ответу, чем осмысленное списывание, нет и быть не может. Может, поэтому у половины его учеников при поступлении в вузы проблем с физикой нет никаких. Сейчас же школьники и студенты материалы не списывают, а скачивают из Интернета. И в лучшем случае помнят только название реферата или курсовой.
Роман - студент 2-го курса социологического факультета. Чтобы получить допуск к экзамену по истории в зимней сессии, надо сдать реферат по Великой Отечественной войне. Тема: ленд-лиз. Между прочим, не такая уж и легкая. Но зачем же утруждать себя походами в библиотеку и чтением книг, если только на одном из сотен (!) сайтов - 2453 работы по истории, которые можно скачать бесплатно? И по крайней мере шесть из них - по ленд-лизу. В поисках халявы Роман наткнулся на реферат, написанный пять лет назад неким студентом Голубевым из Мурманского государственного технического университета. Работа была действительно стоящая. Скачал. Но надо отдать должное преподавателю Романа: он с ходу понял, что студент-троечник просто не мог ее написать сам.
В Высшей школе экономики на многих факультетах давно практикуют проверку курсовых и дипломных работ на предмет плагиата, а год назад в университете установили версию программы "антиплагиат", разработанную специально для вузов. Теперь все рефераты, курсовые, дипломные работы студентов проходят проверку на вузовском "детекторе лжи". Мария Добрякова, директор по порталам ВШЭ, рассказывает, как работает система: «Все компьютеры университета подключены к версии. Кроме того, любой педагог вуза может войти в программу со своего личного компьютера или из интернет-кафе. Машина выдает результат: такой-то процент материала похож на списанный. Если процент большой, допустим, выше 20-30%, педагог разбирается, в чем дело: действительно работа или ее часть скачана из Интернета или в ней просто слишком много цитат?»
Сейчас в "вышке" хотят внести в базу данных вузовские учебники по профильным предметам и работы студентов университета прошлых лет. Педагоги, по словам Добряковой, относятся к дополнительным обязанностям по проверке на плагиат ответственно. «А как иначе? - удивляется она. - В вузе принято положение о пользовании системой. Приказ ректора - закон для всех». Веру Данилину - замдекана факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ халявщики обходят стороной. Вера Николаевна - продвинутый пользователь. «Списанный материал как пережеванная пища, в нем - ни одной живой мысли, - говорит она. - Преподавателю с таким материалом неинтересно работать. В прошлом году я выловила два списанных диплома».
В целом студенты "вышки" стали списывать в три раза реже. На экономическом факультете Санкт-Петербургского госуниверситета тоже объявили борьбу с плагиатом. Там разработали собственную программу "Аура-Текст", адаптированную специально для экономической тематики. Проверять в обязательном порядке решили курсовые и дипломные работы. Рефераты проверяют только те преподаватели, которые сами того пожелали. Первое же тестирование показало, что студенты списывают из Интернета до 90 процентов текста. Сегодня любителей присваивать чужие достижения намного меньше. Дмитрий Колесов, заведующий кафедрой экономической кибернетики СПбГУ, считает, что заимствований не больше 20-25 процентов. «Зато сколько перлов стало! - замечает он. - Раньше читаешь работу - она ровная, как бильярдный шар. А теперь - творчество! У каждого студента на защите есть личная карточка, где указано, сколько процентов текста скопировано со ссылками и без них, определен процент заимствований. Сегодня была защита курсовых, одну мы завернули».
Тут надо подчеркнуть, что результат "ауры" - не оценка, а один из способов проверки работы. Последнее слово всегда остается за преподавателями, а не за машиной. В отличие от "вышки" в СПбГУ проверкой работ занимаются не все сотрудники, а один из них. За что он получает прибавку к зарплате. «Мы же понимаем - это большой труд, - поясняет Колесов. - У нас все время идет борьба со студентами. Мы думаем, как не дать им списать, а они - как это половчее сделать. Но в целом программа их дисциплинирует.
О том, как обмануть программы, в Интернете много дискуссий. "Замените русскую букву "с" на латинскую "с", - предлагает galina, "или русскую "о" на латинскую "о", - добавляет Светлана. А лучше "вместо пробелов вставлять буквы, написанные белым цветом", - советует Константин. Студенты пугают друг друга: "Все преподы проверяют работы на плагиат!" Эх, если бы они знали, что программу "антиплагиат" установили у себя только 14 вузов из 3 тысяч. Плюс в паре-тройке вузов, как в Питере, разработали собственные системы контроля. Борются с плагиатом прежде всего государственные университеты. Но и там не все преподаватели этому рады».
«У меня нет никакого желания перепроверять работы, - признается Ирина И., доцент одного из столичных университетов. - Что делать потом? Заставлять писать новый реферат или диплом на другую тему? Это дополнительные часы моей работы, которые не оплачиваются. А если таких студентов - десять-пятнадцать?» В некоторых вузах педагоги боятся, что проверка выявит не только переписанные рефераты и дипломы, но и кандидатские, а то и докторские диссертации. А это уже серьезное ЧП. Вдруг выяснится, что заведующий кафедры списал с кого-то докторскую диссертацию? В одном о-очень солидном госвузе, который готовит кадры чиновников, так и вышло. За плагиат в прошлом году пришлось уволить двух почтенных сотрудников. Теперь с новшествами тут не спешат.
Наказание за нарушение авторских прав - от 2 до 5 лет колонии или 500 минимальных окладов. Но осужденных по этой статье в России, можно сказать, нет. Не принято у нас выносить сор из избы. Списал студент курсовую или диплом - влепят "два" и заставят переписать. А то и без этого обойдутся - за взятку в тысячу-две долларов комиссия закроет глаза на липовый диплом. Это вам не заграница, где за списывание не только исключают из вузов, но и запрещают поступать куда-либо еще, а за плагиат на компании подают в суд. В прошлом году на модный Дом Гальяно суд наложил штраф в 140 000 фунтов только за то, что их рекламные фото были очень похожи на работы всемирно известного американского фотографа Клейна. Рекламную кампанию модный дом прекратил, штраф выплатил.
У нас такие дела тихо спускают на тормозах. Хотя списывание, к сожалению, стало массовым явлением даже в престижных госуниверситетах. Если студентов выгонять из вузов, кого преподаватели учить будут? А еще это означает, что на ветер улетели государственные средства, затраченные на подготовку горе-специалистов. У частных вузов тоже нет никакого интереса к борьбе с плагиатом. Каждый студент в коммерческом вузе - на вес золота, он приносит деньги. Кто же захочет рубить сук, на котором сидит?
Не заинтересованы в установке проверочных систем, таких, как "антиплагиат" и "аура", и интернет-торговцы работами на заказ. Если бы они действительно писали для каждого конкретного заказчика! На деле же они, как правило, скачивают для клиента уже готовую работу. На эту удочку минувшей весной купилась одна из студенток престижнейшего московского вуза: заплатила за готовую дипломную работу пять тысяч долларов. На защите толком даже не могла объяснить суть темы. "Липа" - был вердикт комиссии. И осталась бы выпускница без "корочек", если бы не преподаватель-"доброхот", который за дополнительные две тысячи "зеленых" взялся "утрясти" дело. Если плагиат действительно попадет под запрет, что будут делать создатели сайтов с банками рефератов, курсовых и дипломов? В этой сфере крутятся огромные деньги. Все знают, что этот бизнес вне закона, но количество предложений растет с каждой сессией. Этой зимой на запрос "скачать диплом" Интернет предлагал 93 тысячи ссылок!
*********************
Финансовый кризис почистит ряды высших школ, но не так сильно, как нужно бы, считает доктор экономических наук, профессор Николай Новичков. Продолжающийся
финансовый кризис отодвинул на второй план многие проблемы. Однако среди этих проблем есть системные противоречия, способные оказать самое негативное влияние на стратегическое развитие не только нашей экономики, но и всего российского общества. Речь идет о системе высшего образования. Мнение профессора Новичкова – в статье
«Надо ли бояться приватизации вузов?», опубликованной в
«Независимой газете» от 20 января.
В чем ее современные проблемы системы высшего образования? Первое – интеллектуальная изношенность производственных фондов. Здесь я, конечно, имею в виду не здания и сооружения, а профессорско-преподавательский состав, который кто в силу возраста, а кто и в силу неспособности не отвечает требованиям инновационной экономики. Вузы категорически не улучшают кадровый потенциал, молодые талантливые выпускники по объективным причинам не торопятся идти преподавать. Силой никого не загонишь, а ни у вузов, ни у государства нет необходимых средств для организации кадровых инъекций. Про научную работу вузов вообще не говорю – она давно превратилась в профанацию.
Есть выход в привлечении инвестиций из негосударственного сектора экономики, то есть в приватизации вузов. Сейчас высшая школа – обуза для государства и экономики, а могла бы стать ее локомотивом. Что производит Великобритания? Услуги. И образовательные услуги в ее экономике занимают не последнее место. Учиться в Англии не только престижно, но и полезно для карьеры и продвижения по каналам вертикальной мобильности. Наши же вузы измеряют престижность дутыми конкурсами и запредельными ценами на образовательные услуги. Кем будет выпускник, чему его научили, способен ли он решать свои жизненные проблемы с полученным дипломом – это, в общем-то, вуз не интересует. Высшая школа требует инвестиций, а за это можно расплачиваться только акциями и долями в собственности вузов. Частник не станет покупать кота в мешке, ему нужны реальные активы и возможность управления этой новой для него собственностью и деятельностью. Крупный бизнес как никто другой ощущает нехватку кадров по целому ряду специальностей, он уже давно стоит у ворот вузов, но войти в них он сможет только после приватизации высшей школы.
Вернемся к нашим противоречиям. Вторая проблема вытекает из первой. Вуз не несет никакой ответственности за качество выпускаемых специалистов, бакалавров, магистров. В условиях растущей экономики на фоне нереальных цен на
нефть нам, обществу, это еще сходило с рук. А как быть в условиях обострения международной конкуренции при наличии низких цен на
нефть? Где наши конкурентные преимущества? Мы уже привыкли говорить, что главное наше богатство – люди. Но если они после окончания вузов ничего не знают и ничего не умеют, это богатство или балласт? Как добиться ответственности вузов? Только одним способом – введением реальной (в денежном выражении!) платы за обучение. Сейчас государство «как бы платит» государственным вузам за подготовку специалистов, часто не покрывая и половины затрат университетов. В ответ вузы «как бы готовят» этих специалистов. Выход, видимо, в том, чтобы государство полностью покрывало расходы на обучение, но при этом неминуемо брало на себя ответственность за
трудоустройство выпускников. Все просто: кто платит, тот и заказывает музыку.
В случае введения реальной платы за обучение и соответственно обязательного распределения мы смогли бы выйти на нормальное планирование подготовки нужных стране специалистов и обеспечить конкуренцию вузов за получение реальных денег от государства. И не только от государства. Платить за подготовку могут и корпорации (если им нужны те или иные специалисты), и сами абитуриенты (если они хотят самостоятельно определять свою судьбу). Даже сами вузы, если у них есть свободные средства и возможности, смогли бы торговать специалистами. Здесь мы получим создание системы инвестиционного распределения выпускников, основанного на реальных кадровых потребностях экономики. Реализация принципа реальной платы за обучение автоматически ударит по коррупционной составляющей при нынешнем поступлении в вузы. Дать на лапу кому-то из руководства вузов уже не получится. Сократится ли в этом случае прием в вузы? Да, сократится, но, с одной стороны, повысится качество подготовки, а с другой – мы и так стоим на пороге сокращения поступлений в высшие учебные заведения, что связано с демографическим спадом начала 90-х.
Число вузов уже сокращается. Финансовый кризис тоже проведет некую стерилизацию. Однако «старые» громадные государственные вузы в основном никуда не денутся. Вот что делать с ними? В силу инертности они будут продолжать готовить балласт экономики с дипломами о высшем образовании. Так что меры, о которых шла речь выше, просто необходимы.