ОБЗОР ПРЕССЫ № 308

20 января 2009
С 2009 года Единый государственный экзамен стал официальной формой государственной итоговой аттестации. Как будут сдавать ЕГЭ? Чем ЕГЭ-эксперимент отличается от штатного "единого"? Почему в регионах до сих пор не знают, сколько предметов сдавать по выбору? Глава Рособрнадзора Любовь Глебова о новом "лице" Единого госэкзамена – в интервью «ЕГЭ взяли в штат», опубликованному в «Российской газете» от 14 января
 
Российская газета: Любовь Николаевна, с 26 мая по 19 июня Россия будет сдавать Единый госэкзамен. Расскажите популярно, как все пройдет?
Любовь Глебова: ЕГЭ проводится по 11 предметам. Два из них обязательные. Это русский язык и математика. Остальные - химия, физика, литература, информатика, география, история, обществоведение, биология, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский) - по выбору ученика. Важно: теперь никто не обязывает выбирать определенное количество необязательных предметов. Хотите - можно и вовсе их проигнорировать. Если удачно сданы русский и математика, аттестат уже обеспечен. Правда, в вуз в этом случае можно будет поступить только будучи победителем Всероссийской или школьной олимпиады из утвержденного минобрнауки списка, а дорога в учреждения начального и среднего образования открыта.
 
РГ: Основные даты и сроки ЕГЭ-2009?
Глебова: С 1 января закон о Едином государственном экзамене вступил в силу. До 1 февраля вузы обязаны объявить правила приема и перечни вступительных испытаний по каждому направлению подготовки. Все уважаемые учебные заведения, по идее, уже должны вывесить эти списки на своих сайтах. После этого у абитуриентов есть еще месяц, чтобы понять, какой экзамен в какой вуз необходимо сдавать, и подать в школу заявления на участие в ЕГЭ с указанием выбранных экзаменов. Срок - до 1 марта.
С 20 по 29 апреля могут сдать ЕГЭ те, кто имеет право на досрочные экзамены: участники всероссийских или международных соревнований, конкурсов, смотров, олимпиад и некоторые другие категории выпускников. Им также необходимо до 1 марта подать соответствующие заявления.
С 26 мая по 19 июня проводится ЕГЭ для основной массы выпускников школ и абитуриентов. С 20 июня школы начинают выдавать аттестаты и свидетельства о сдаче ЕГЭ. Эта процедура продлится до 30 июня. Одновременно с выдачей аттестатов и свидетельств начинается прием документов в вузах. Приемная кампания - с 20 июня по 25 июля. Последний срок отправки документов по почте - 10 июля.
 
РГ: Для тех, кто служил в армии и для иностранцев правила те же?
Глебова: Нет. Те, у кого нет результатов ЕГЭ, подают документы до 5 июля. С 7 по 17 июля проводится "единый" для иностранных граждан, выпускников учреждений начального и среднего профобразования, а также лиц, отслуживших в армии.
РГ: Есть предложение разрешить тем, кто окончил школу до введения ЕГЭ в штатный режим, поступать в вуз по традиционной схеме либо только по результатам тех экзаменов, которые он сдавал в школе. Как вам такой вариант?
Глебова: Действительно, есть такая инициатива. Допустим, москвич сдавал в 2008 году по ЕГЭ только математику и русский, а остальные выбранные предметы - в традиционной форме. Но он их сдавал так не потому, что не хотел, а потому что в Москве в 2008 году были выбраны в виде ЕГЭ только эти два экзамена и шел эксперимент. Поэтому мы считаем, что принятие такой поправки ставит снова детей в неравное положение. Но мы согласны с тем, что если человек сдавал выпускные экзамены в школе до введения эксперимента по ЕГЭ, то есть до 2001 года, а в вуз тогда не поступил, то на эту категорию, возможно, и не следует распространять требования сдачи "единого". Мы предложили к рассмотрению в Думе именно такой вариант поправки.
 
РГ: Удивительно получается: 8 лет шел эксперимент, и вот наконец ЕГЭ "взяли в штат", а изменениям не видно конца. Можно ли делать прогнозы, как пройдет ЕГЭ в этом году?
Глебова: Как только заканчиваются изменения в образовании, считайте, что в обществе - застой. ЕГЭ в штатном режиме - совершенно новый для нас этап. Все эти восемь лет он был экспериментом, шла, так сказать, репрезентативная выборка. Поэтому какими будут результаты ЕГЭ-2009, мы не знаем и знать не можем. Ведь, например, в Москве до сих пор никто не сдавал иностранный язык. А нас спрашивают: какие прогнозы у вас на сдачу иняза? Да никаких! Потому что даже в 2008 году его сдавали всего 27 регионов, и только те дети, которые хотели его сдавать. А теперь его будут сдавать 83 региона и те школьники, кто, возможно, и не хочет особо, но иностранный язык нужен им для поступления в вуз. Как здесь прогнозировать результат? Повторяю: нельзя сравнивать результаты "экспериментальных лет" и то, что будет в 2009 году. Ведь если вы ходите в спортзал регулярно, в обязательном порядке каждое утро, то будете чувствовать себя совсем по-другому, чем когда заскакиваете позаниматься пару раз в месяц. И результат будет гораздо лучше в первом случае, несомненно.
РГ: Вообще вы много жалоб и предложений по ЕГЭ получили?
Глебова: Очень. И если раньше о "едином" говорили только в одном контексте: хорошо это или плохо, то сегодня тема о том, что ЕГЭ - плохо, практически ушла. Оппоненты, естественно, есть. И это нормально и даже полезно: они лучше видят болевые точки. Но говорят оппоненты уже не о том, что Единого госэкзамена не должно быть, а о поправках к нему, к его форме.
ЕГЭ - огромное окно возможностей, которое сегодня стремительно раскрывается. Ведь вспомните дискуссию по поводу контрольно-измерительных материалов по математике. Она привела к широчайшему обсуждению в профсообществе содержания математического образования в целом. Единый экзамен - инструмент, который позволяет определить, насколько усвоено содержание. Не надо винить ЕГЭ в том, что, допустим, раздел геометрии школьники знают хуже, чем алгебру. Надо анализировать - все ли у нас хорошо с содержанием образования, с преподаванием. И анализ идет: уже меняются программы подготовки учителей, нормы их аттестации.
 
Ярослав Кузьминов, ректор Госуниверситета "Высшая школа экономики": «Прием абитуриентов в вузы по результатам единого госэкзамена позволил сократить уровень коррупции почти в два раза. Объем коррупционных платежей в сфере высшего профессионального образования в начале 2000-х годов превышал миллиард долларов. А в 2007 году эта сумма оценивалась уже в 600 миллионов долларов. Именно переход от индивидуальных вступительных экзаменов в каждом вузе к единому порядку приема абитуриентов привел к существенному снижению уровня коррупции».
 
Александр Сидоров, проректор по учебной работе Южно-Уральского государственного университета: «Наш университет около 10 лет принимает абитуриентов по результатам ЕГЭ. Исключение делали пока только по специальностям "Дизайн", "Архитектура", "Физкультура". ЕГЭ исключает любую возможность взяточничества, обеспечивает прозрачность. До сих пор никаких заявлений и жалоб не поступало. Причем процент отсева студентов на первом курсе остался примерно на том же уровне, что и в годы, когда мы принимали по традиционной схеме. Однако, обсуждая уровень школьной подготовки, мы пришли к выводу, что наряду с "единым" надо восстановить систему переводных экзаменов внутри школы, как это было раньше. Чтобы, когда школьнику пришло время сдавать ЕГЭ, у него уже были бы системные знания».
 
******************************
 
Вузам придется отказаться от оборонительной тактики и побороться за место под солнцем, считает «Независимая газета» от 14 января в статье «Ректоры и кризис». Создать на базе Российского союза ректоров группу мониторинга, которая отслеживала бы ситуацию по взаимодействию бизнеса и вузов, призвал коллег президент РСР, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий. До последнего времени большинство руководителей отечественных высших школ не слишком реагировали на происходящие в стране и мире кризисные события. Между тем, как считает ректор МГУ, нужно уже сегодня постараться предугадать возможные последствия кризиса, и это поможет вузам в ближайшие годы использовать «не оборонительную, а в определенной степени наступательную тактику».
 
На днях министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко рассказал председателю правительства Владимиру Путину об основных направлениях деятельности министерства в этом году. Первое направление – переподготовка кадров. Около 250 учреждений уже стали теми ресурсными центрами, на базе которых проводят переподготовку или опережающую подготовку людей, оказавшихся временно безработными. И второе направление – упрочение позиций исследовательских вузов. Создание их означает прямой сигнал обществу – не платите за псевдообразование. Прочие (не исследовательские вузы), конечно, от отсутствия статусности не умрут. Просто они должны понимать ситуацию и острее реагировать на спрос населения. Например, как уверены маркетологи МЭСИ, наибольшим успехом в обучении взрослых будут пользоваться в ближайшее время краткосрочные курсы для взрослых. Временно неработающий человек почти всегда тратит это свое «свободное время» на учебу.
 
Кстати, и министр Андрей Фурсенко недавно дал «антикризисный» совет выпускникам вузов. Совет таков – учиться, если нет возможности устроиться на работу. Магистратуры ждут. Впрочем, за обучение в магистратуре нужно платить. По закону, она считается вторым высшим образованием. А платить нечем? Сегодня даже тем, кто на бакалавриате, приходится нелегко. Вот студенты – платники МГУ обратились к ректору с просьбой не выгонять их, если они не смогут из-за кризиса заплатить вовремя за учебу. Пойдет ли ректорат навстречу? Ректор Садовничий говорит, что будет искать пути выхода из создавшейся ситуации. Отчислять не будут... Еще один совет (или сигнал) власти абитуриентам во время кризиса – не выбирать гуманитарные профессии, кризис коснется в первую очередь их.
 
 
Однако есть иное мнение. На конференции в Российском новом университете говорили о роли образования и науки в период кризиса. И замдиректора Института прикладной математики имени М.В.Келдыша РАН Георгий Малинецкий, рассуждая о нашем с вами будущем, заметил, что выйти из кризиса на этот раз будет сложнее. Ведь главным тормозом развития науки и экономики в современной России стало отсутствие Большой мечты, ясного видения будущего, которое имеет шанс реализоваться, только если у него есть конкретные очертания. У финнов была мечта, привел пример ученый, сделать так, чтобы все финны смогли общаться между собой. Из этой мечты вырос лидер финской индустрии – компания Nokia. А что может вырасти из абстрактного лозунга «стать конкурентоспособным»? Так что… роль гуманитарной науки в период кризиса становится более важной, чем представлялось ранее.
 
***********************
 
Лучшие альма-матер по направлениям выбирали сами студенты, преподаватели и работодатели
В ответ на происки зарубежных экспертов, Россия составила собственный рейтинг популярности вузов. Пока – только московских. Его на основе мнений старшекурсников, работодателей и преподавателей подготовило Независимое рейтинговое агентство РейтОР. Результаты – в газете «Московский Комсомолец» от 19 января, в статье под названием «Вузы снова отрейтинговали».
 
Вузы оценили с разных сторон: студенты-старшекурсники, например, лучше всех знают, как обстоят дела с обучением, социальным обеспечением и внеучебной деятельностью; работодатели оценивают качество подготовки выпускников для отрасли, а преподаватели - состояние образовательных и исследовательских программ. Оценка прошла по десяти самым популярным направлениям подготовки: экономика и управление; строительство; сервис и туризм; тепло- и электроэнергетика; маркетинг, реклама, связи с общественностью; машины и оборудование; электроника, телекоммуникации и информтехнологии; агропромышленный комплекс и технология питания; образование; медицина.
 
В области экономики и управления предпочтения учащихся и работодателей в отношении пятерки лидеров практически совпадают. Первое место занимает МГУ им. Ломоносова, второе – Госуниверситет - Высшая школа экономики, третье – Финакадемия при российском правительстве, четвертое – Экономическая академия им. Плеханова. Замыкающее место работодатели отдали МГТУ им. Баумана, а старшекурсники – Госуниверситету управления. Кроме них в первую десятку вошли также МГИМО, МАИ (государственный технический университет), Академия народного хозяйства при правительстве России, Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Российский университет дружбы народов (РУДН) и Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). Таким образом, первые места в рейтинге занимают ведущие вузы Москвы – общепризнанные лидеры, выпускники которых «практически не оказываются на свободном рынке труда и к окончанию своего обучения либо уже трудоустроены, либо определились с будущим местом работы», подчеркивается в исследовании.
 
Второе самое популярное ныне направление – маркетинг, реклама и связи с общественностью. Первые места в области маркетинга занимают практически те же вузы. Единственное исключение составляет РГГУ, вырвавшийся на пятую позицию (в экономическом направлении 10-е место). А вот среди десятки вузов, готовящих лучших специалистов по рекламе и связям с общественностью работодатели назвали также Московский государственный университет печати (8 место). Первое место досталось МГУ им. Ломоносова, второе – МГИМО у работодателей и ГУ-ВШЭ у студентов, третье – ГУУ (работодатели) и Финакадемия (студенты), четвертое, по единодушному мнению, у «Плешки», а пятое – у РГГУ (работодатели) и МГИМО (старшекурсники).
 
Следующее востребованное направление – электроника, телекоммуникации и информационные технологии. Развитие этого сектора, отмечается в исследовании, идет сейчас очень активно, а «число поступающих на них абитуриентов и количество рабочих мест растет». В группу лидеров, с точки зрения работодателей, входят МГТУ им. Баумана, МАИ, МИРЭА (Московский государственный институт радиоэлектроники и автоматики), МГУ им. Ломоносова и Московский технический университет связи и информатики. С точки зрения студентов-старшекурсников - МГУ им. Ломоносова, ГУ-ВШЭ, Финансовая академия при правительстве, Академия им. Плеханова и МГИМО. Любопытно, что старшекурсники в отличие от работодателей в основном выбрали непрофильные вузы.
 
Другим набирающим популярность направлением является тепло- и электроэнергетика. Набор предпочтений у работодателей и студентов в целом совпадает: МЭИ, МГТУ им. Баумана, Физтех и МГУ им. Ломоносова. Однако первые включают в пятерку лидеров и Московский технический университет связи и информатики, а вторые - Московский государственный открытый университет. Бесспорным лидером направления Машины и оборудование группы технических специальностей является МГТУ им. Баумана. Второе место работодатели отдают МАИ (студенты – Московскому государственному техническому университету МАМИ), третье – Станкину (у студентов он занимает лишь 8-е место, а на третьем идет МАИ), четвертое и пятое поделили МАДИ (автодорожный) и МАМИ. Для старшекурсников топ-пятерку замыкают МЭИ (в списке работодателей по этой номинации его вообще нет) и также МАМИ.
Любопытная картина предпочтений сложилась в направлении подготовки Строительство. Здесь – полный разброд и шатания, что, наверняка, сказывается на общем положении в отрасли. С точки зрения работодателей, передовой отряд вузов выглядит так: Московский государственный строительный университет, Госуниверситет по землеустройству, МГТУ им. Баумана, Горный университет, Мосгоруниверситет геодезии и картографии, МЭИ, МАИ, Академия им. Плеханова. Старшекурсники же выделяют совершенно другую группу: Московский госуниверситет путей сообщения, Московский государственный строительный университет, МАДИ, МАИ, Бауманка, МГУ им. Ломоносова, МАМИ, Московский институт коммунального хозяйства и строительства. Складывается впечатление, что речь идет о совершенно разных специальностях. А это, наверняка, плохо влияет на трудоустройство молодых специалистов.
 
Столь же разнообразна картина предпочтений и в направлении Образование. Хотя здесь разнобой обусловливает многообразие областей подготовки – технических, гуманитарных и естественных. Работодатели включают в десятку лидеров МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, Московский педагогический госуниверситет, Московский государственный лингвистический университет, МГИМО, МИФИ, Академию им. Плеханова, Московскую государственную юракадемию, Росгосмедуниверситет и МАИ. Студенты – Московский педагогический госуниверситет, МГУ им. Ломоносова, Московский государственный гуманитарный университет им. Шолохова, Московский городской психолого-педагогический университет, Московский государственный открытый университет, Московский государственный лингвистический университет, Российский госуниверситет физкультуры, спорта и туризма, Московский государственный областной пединститут и РГГУ.
 
Лидером по подготовке специалистов в области Сервиса и туризма является МГУ им. Ломоносова. Кроме него в пятерку лидеров работодатели включают Московскую академию туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при Правительстве Москвы, академию им. Плеханова, Российскую международную академию туризма и Московский государственный лингвистический университет. А студенты – РУДН, МГИМО, Госуниверситет управления (ГУУ) и Российский новый университет. Очевидно, что наибольшие шансы трудоустроиться имеют выпускники МГУ: по прочим позициям работодатели расходятся со студентами. Последним направлением исследований стала Медицина, где опрашивались только работодатели. Их любимые вузы -- Российский государственный медицинский университет, Московская медицинская академия им. Сеченова, Московский государственный медико-стоматологический университет, Московский институт медико-социальной реабилитологии и МГУ им. Ломоносова.
 
Опросы преподаватели позволили уточнить лучшие вузы по уровню организации учебного процесса (МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, МИФИ, Физтех, МАИ, МЭИ, МИРЭА, ГУ-ВШЭ, ГУУ) и по уровню вузовской науки, где ту же восьмерку вместо ГУУ дополняет Московский городской педуниверситет. Обобщив все ответы, РейтОР сформировал десятку абсолютных лидеров: МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, МЭИ, Академия им. Плеханова, МАИ, Московский государственный строительный университет, Московский государственный университет пищевых производств, Российский государственный медуниверситет, Медакадемия им. Сеченова и Физтех.
 
****************************
 
«Если завалил сессию» - в статье с таким заголовком газета «Комсомольская правда» от 19 января дает советы о том, как не вылететь из ВУЗа. Как и за что отчислять студиозусов, каждый вуз решает сам. Все это должно быть прописано в уставе института. В типовых положениях об учебных заведениях перечислены общие положения.
 
С альма-матер придется распрощаться, если:
- во время сессии тебя не аттестуют по 80 процентам дисциплин;
- по ее окончании тебе не удастся расквитаться с тремя и более экзаменами.
Учти: в каждом вузе сроки сессии свои и устанавливаются приказом ректора.
 
Если тебе не удалось уложиться в срок и вовремя сдать все экзамены, есть лазейка - напиши заявление на имя декана или ректора с просьбой продлить сессию и разрешить тебе до-сдать проваленные испытания.
Что касается пересдач, то в каждом вузе правила на этот счет также свои. Но в большинстве учебных заведений все же разрешают студентам, которые не сдали тот или иной экзамен, пересдать его прямо во время сессии. Главное, что в этом случае вторая попытка не будет считаться пересдачей.
 
Студента не вправе выгнать из универа, если:
- твое отчисление не согласовано со студенческим профкомом (за исключением случаев академической неуспеваемости или вступившего в силу решения суда);
- ты болеешь (при условии, что у тебя есть справка, это подтверждающая) или взяла академический отпуск по беременности и родам.
В любом случае, прежде чем вычеркнуть тебя из списка студентов, администрация универа обязана взять с тебя письменное объяснение причин твоего проступка.
 
В законе есть формулировка - «отчисление по собственному желанию». Юношу или девушку, которые распрощались с альма-матер именно так, обязаны в течение 5 лет, если, конечно, несостоявшийся студиозус возжелает, восстановить на ту же форму обучения, по которой они обучались раньше. Единственное условие - наличие в вузе вакантных мест. Если их не хватает, зачисление осуществляется по результатам конкурса. На самом деле чаще всего наслаждаться счастьем студенчества молодым людям мешают двойки, хвосты и прогулы. Имей в виду: если с тобой распрощались по неуважительной причине, снова стать студентом будет непросто. Порядок и условия восстановления определяет устав вуза, так что в каждом учебном заведении они свои. В любом случае утомительного сбора справок и нравоучительных бесед с деканами и ректором не избежать.