ОБЗОР ПРЕССЫ № 254

19 ноября 2007
Виктор Зубков вручил премии в области образования, сообщает «Российская газета» от 15 ноября в заметке «Экономика знаний». Торжественная церемония награждения за заслуги перед Родиной в последнее время уже успела стать традицией. Лауреатов теперь чествуют не только в Кремле, но и на Краснопресненской набережной.
 
Лауреатов премии правительства за 2007 год в области образования было немного - лишь 19 человек. Зато именно они и создали системы и "практики, имеющие большой задел на перспективу". Как заметил Зубков, "это во многом поможет России стать полноправным участником единого образовательного пространства и создать конкурентоспособную экономику знаний". Практически все лауреаты правительственной премии считали, что это заслуга всего коллектива образовательного учреждения, которое они представляли. Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая, благодаря премьера, заметила, что эта премия - награда за "создание медицинского центра при университете, который будет готовить специалистов-медиков для новой России, не просто лечащих ухо и горло, но и видящих все сложности человеческого организма, используя диагностику". На самом деле именно в этом центре был разработан так называемый "электронный паспорт здоровья", который будет в скором будущем распространен по всей России.
 
Глава кабинета мог только порадоваться, смотря на тех, кто фактически помогает ему в решении государственных задач. А в зале были лауреаты со всей страны: ректор Уфимского государственного нефтяного технического университета Айрат Шаммазов, ректор Новгородского госуниверситета Анатолий Гавриков, его тульский коллега Михаил Грязев, директор Института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета Михаил Рожков. «Разработанные вами учебные пособия и методики раскрывают созидательную энергию человека, а значит, формируют духовный и интеллектуальный резерв будущего», - заметил Зубков. Премьер уверен, что успех этих лауреатов "станет достойным ориентиром для коллег, а качество работ, представляемых на соискание премий в области образования, будет только расти".
 
Ученые не стали в столь торжественный день огорчать премьера рассказами о низкой заработной плате и недостатке финансирования. А лишь обещали решать еще более масштабные задачи. «Современные экономические условия России, ее возросший авторитет в мире позволяют планировать вперед на десятилетия, и образовательная сфера обязана отвечать динамике времени», - напутствовал руководителей награжденных авторских коллективов глава правительства.
 
*******************************
 
Во вторник Госдума фактически легализовала и уравняла в правах со светским религиозное образование. Принят в первом чтении законопроект, наделивший духовные учебные заведения правом получать государственные лицензии на ведение образовательной деятельности и государственную аккредитацию. Таким образом, будущие священники смогут получать дипломы государственного образца. Рассказывает газета «Московский Комсомолец» от 15 ноября в статье под заголовком «Диплом для священника».
 
"Лицензии на право ведения образовательной деятельности духовным образовательным учреждениям будут выдаваться по представлению создавших эти образовательные учреждения религиозных организаций", то есть Церкви, отмечается в законе. При этом право легализовать духовное образование получит не только православная церковь, но и все остальные основные конфессии России, прежде всего мусульманская и иудейская. В отличие от лицензии, дающей право учить студентов и школьников, государственная аккредитация "подтверждает уровень реализуемых образовательных программ", а также "соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов", отмечается в тексте законопроекта.
 
Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко уже подтвердил, что условия получения лицензий с аккредитациями "будут равны для всех вузов независимо от того, духовные они или светские", а обучение должно "соответствовать всем предъявляемым требованиям". Таким образом, российскому духовенству в экстренном порядке придется заняться ревизией учебных программ и выработкой государственных образовательных стандартов по богословию. А поскольку оформить гослицензию с госаккредитацией смогут не только высшие, но и средние духовные учебные заведения, разрабатывать образовательные стандарты придется и для них.
 
Проект закона прямо оговаривает, что "государственный статус духовного образовательного учреждения при его государственной аккредитации не устанавливается". Тем не менее все выпускники аккредитованных религиозных школ, училищ, духовных семинарий и академий, университетов и медресе смогут получить дипломы гособразца, практически неотличимые от светских. Единственным отличием "духовных" дипломов станет отсутствие на них российской государственной символики и печати с двуглавым орлом.
 
Русская православная церковь удовлетворена уравниванием прав выпускников духовных и светских учебных заведений. Теперь, подчеркнул и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Георгий Рябых, будет восстановлена справедливость: дипломированные богословы и священники наконец-то смогут работать по специальности в светских учреждениях, что по прежнему законодательству было невозможно. Удовлетворены и светские власти: признание духовного образования государством будет способствовать интеграции религиозных школ и вузов в общую систему образования страны, подчеркивают в Минобрнауки. "Отделение Церкви от государства не означает, что государство противопоставляется религии. Если духовные учебные заведения реализуют цели и задачи, совпадающие с государственными программами, то почему им нужно отказывать в государственной аккредитации?" – заявил замминистра образования и науки Исаак Калина.
 
Впрочем, есть и другие подходы. "Никто не запрещает людям исповедовать ту или иную религию, ходить в храм или мечеть, получать религиозное образование. Однако у нас светское государство! И прежде чем уравнивать религиозные образование со светским, нужно тщательно просчитать последствия. А этого никто не сделал", – заявил депутат Государственной думы Алексей Чернышов. Не испытывает восторга и профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев. По его мнению, перемены неизбежно приведут к экспансии светского мира в духовный и вдобавок к перекройке большинства образовательных программ во имя соответствия госстандарту, являющемуся обязательным условием получения госаккредитации. "Церковь будет вынуждена открыть свой образовательный процесс мирским властям. А это значит, что уравнивание в правах светских и духовных образовательных учреждений приведет не к клерикализации государственной жизни, а к обмирщвлению церкви", – заявил он. Дополнительные трудности создаст и предстоящая "подгонка" духовных образовательных программ под образовательный госстандарт, считает он. "Ряд фундаментальных с точки зрения богословия дисциплин придется обозначать как спецкурсы. Другие придется переназвать: скажем, курс "История Церкви" превратится в "Историю религии", а курс "Нравственное богословие" – в "Этику". Есть, однако, целый ряд дисциплин, которые трудно или невозможно назвать по-другому. Что делать с ними – непонятно».
 
***********************************
 
«России нет в рейтинге лучших вузов мира» - статья с таким заголовком опубликована в «Независимой газете» от 16 ноября. Приложение по высшему образованию к газете Times (The Times Higher Education Supplement, THES) опубликовало рейтинг 200 лучших университетов мира. Рейтинг THES–QS World University Rankings – это совместный проект THES и QS (Quacquarelli Symonds), компании, занимающейся международными проблемами образования. Проект существует с 2004 года. Цель его – оценить академический уровень университетов, делая упор на качество исследовательской и преподавательской работы в них с учетом международного значения вуза. Сразу после своего появления рейтинг вызвал множество комментариев и отзывов. Сегодня он – один из наиболее авторитетных инструментов международных сопоставлений в сфере высшего образования.
 
Основные критерии и методология данного рейтинга традиционны и не вызывают отторжения у научного сообщества. Оценка THES наполовину состоит из мнений специалистов. Эксперты опрашивают тех, кто имеет представление об положении дел в вузах: членов академического сообщества по всему миру (вес их мнения – 40%) и работодателей (10%). В прошлом году были опрошены почти четыре тысячи ученых и восемь сотен работодателей. Большое значение придается анализу учебы студентов и работы сотрудников (публикации, индекс цитируемости). Исследователи THES просматривают большое количество газет и журналов из самых разных стран. И это исключает возможность разговоров о том, что принимаются во внимание публикации только в американской прессе. И обязательно учитывается еще количество зарубежных студентов и сотрудников, соотношение количества преподавателей к количеству студентов.
 
Основной акцент, как считают авторы данного исследования, делается на так называемые эквивалентные анкеты. Что подразумевается под этим? Анкеты рассылаются экспертам из научного сообщества с некоторым ограничением. Из списка университетов, предлагаемых каждому конкретному эксперту для анализа, исключен университет, в котором данный ученый трудится. Это помогает избежать предвзятости во мнениях. Авторы напоминают, что рейтинг постоянно совершенствуется. В этом году, например, подсчет цитирования университетских публикаций происходил уже за предшествующий пятилетний период, а не за десятилетний, как это было ранее. Таким образом, приняты во внимание предложения оценивать в большей степени уровень университета в настоящее время.
 
В рейтинге 2007 года пятерка лучших претерпела незначительные изменения. Из 200 лучших вузов мира первое место занял Гарвард, второе – Кембридж. Второе место с Кембриджем разделили Оксфорд и Йельский университет (Yale University), таким образом улучшив свои результаты. И замыкает золотую пятерку Лондонский королевский колледж (Imperial College London). Если в первой десятке сюрпризов нет, лидируют американские и английские вузы, то в топ-50 рокировки более заметны. Там остались, хотя и ухудшив результаты, два китайских вуза. С 50-го места на 38-е перебрался Китайский университет в Гонконге. Ощутимо движение вперед канадских и австралийских вузов. В топ-200 попали новозеландский, тайваньский, сингапурские, бразильские вузы... И ни одного университета из России. Еще в прошлом году в этом же рейтинге МГУ им. М.В.Ломоносова занимал 93-е место, а Санкт-Петербургский государственный университет – 164-е. В этом году в рейтинге THES-200 нашим вузам места не нашлось.
 
Отношение страны к международным рейтингам зачастую зависит от того, какие позиции занимают ее университеты в этом списке. Страны, традиционно занимающие высокие места в рейтингах, приветствуют идею международных рейтингов и усиленно их рекламируют. Аутсайдеры стараются такие рейтинги не замечать. В нашей стране в среде академического сообщества существует мнение, что оценка университетов разных стран по одинаковым критериям заведомо не будет абсолютно объективной. Считается, что зарубежные рейтинги сильно ориентированы на западные стандарты, а российские вузы, которые хоть и не отделены больше железным занавесом, все равно живут по несколько иным традициям.
 
Как прокомментировал некоторые позиции рейтинга для ректор МГТУ имени Баумана Игорь Федоров, успех Гонконгского университета (он перешел с 33-го на 18-е место) вполне объясним. Гонконгский вуз – один из самых финансируемых ныне в своей стране. В Китае делаются сегодня огромные финансовые вложения в образование. Соответственно отдача возрастает. Что касается успехов университета из Южной Африки, то это убедительное доказательство того, как много зависит от кадров. В эти вузы привлечены сейчас лучшие научные кадры со всего мира.
 
*****************************
 
«Нас бросает молодость…» - статья с таким названием опубликована в новосибирской газете «Навигатор» от 16 ноября. Неизвестно, что стало бы с горячими комсомольцами и наивными советскими девушками в наши сложные времена. Большинству даже не снилось то количество разнообразных проблем, с которыми сталкивается современное подрастающее поколение.
 
«Лимита» - этот термин сохранился с давних времен. Именно так называли прибывшую на учебу или работу молодежь из сельской местности. Они получали койко-место в общежитии и автоматически теряли его в случае увольнения или отчисления из учебного заведения. Но люди жили и работали, многие из той лимиты выбились в люди, получили образование и жилье. У современных покорителей большого города условия намного хуже. Место в общежитии можно потерять из-за не вовремя написанного заявления об отлучке. Работы вокруг, как говорится, навалом, но платят за нее очень мало. О многочисленных сложностях своей жизни они рассказывают охотно и подробно.
 
«Магазины охотно берут учащихся старших курсов ПУ на подработку. Если работаешь несколько часов в день, то платят тебе 21 рубль в час. Кто-то ставит преддипломницу в график на целый месяц. Она работает то в день, пропуская учебу, то в ночь, приходя на занятия в полусне. При этом за ночные смены не доплачивают, как положено по закону, а в конце месяца вместо ожидаемых 6 тысяч получаешь 2-2,5. Выходит, что работаешь наравне со всеми, а получаешь в 3 раза меньше», – возмущенно говорит Надя Шеварова. Родом она с Алтая, хорошо учится, занимается в училище спортом, участвует в самодеятельности, работает и надеется продолжить образование в вузе. Подружки активно дополняли ее рассказ все новыми и новыми примерами несправедливости работодателей.
 
Таких, как Надя, в училище немало. Понятно, что, не имея средств на обучение детей в институте, родители отправляют их получать среднее профобразование. Трудясь в агрофирмах и получая зарплату хлебом и комбикормом, они едва ли могут помочь им материально. «А кругом такая бурная, интересная жизнь: театры, Интернет, кино, клубы, тренажерные залы. Я это раньше только по телеку видела. Все детство представляла, как вырвусь в большой город из грязи и матов», – рассказывает Алла. Учится она в одном из бердских училищ. С детства мечтала петь и играть на фортепиано. Но в ее деревне не было даже клуба, не то что музыкальной школы, после четвертого класса не стало уроков пения. Первокурсница не строит иллюзий насчет покупки пианино. Да, кругом полно объявлений о работе. Среди них есть и неплохие варианты, но где взять жилье? Его работодатели не предоставляют. Снимать очень дорого. Выйти замуж по расчету? А как же тогда любовь? Да и бесприданницы нынче не в цене. Вот и получается, что выучиться можно, а зацепиться в городе, даже небольшом, весьма проблематично.
 
У иногородних студентов вуза, даже такого замечательного, как НГУ, жизнь ненамного легче. Конечно, стипендия у них не 270 рублей, но и расходов больше. Никто не спросит, сыты ли они, не холодно ли зимой в кроссовках, есть ли средства на приобретение канцтоваров. Поэтому приходится как-то выживать самим.
«Грузим с умом» – подобными объявлениями пестрят местные газеты. Если кто-то скажет вам, что студенты и аспиранты НГУ – это чахлые пацифисты в очках и «фенечках», не верьте им. Сильные, спортивные молодые мужчины занимаются погрузочно-разгрузочными работами, полностью меняя традиционное представление о грузчиках. Алексей с 4-го курса мехмата пояснил, что на первых двух курсах подрабатывать практически невозможно из-за больших учебных нагрузок. «Так можно навсегда остаться грузчиком!» – пошутил он. А вот курса с 3-го без работы тяжело. Появляются семьи или просто любимые девушки. Хочется быть самостоятельным, снимать жилье, ездить куда-нибудь на каникулы.
 
Толпа подростков в рабочей одежде столпилась у крыльца училища. На первый взгляд, девочек не отличишь от мальчиков: короткие стрижки, спортивные брюки, куртки. Ни косметики, ни украшений. Дети, поступившие из коррекционных школ и интернатов, почти всегда держатся вместе. Официально они обучаемы, хотя далеко не все освоили программу 9-го класса. У многих серьезные проблемы со здоровьем, отклонения в интеллектуальном развитии. Таких детей с каждым годом становится все больше. Не признавая инвалидами, чтобы не пришлось платить пенсию и предоставлять льготы, государство распихивает их по училищам, обязывая коллективы последних за год-другой сделать специалистов, способных работать кем-нибудь. Максимально упростив программу, мастера и преподаватели честно пытаются делать свою работу, тщательно проверяя полученный результат.Подростковый период – опасное время. Особенно для таких ребят. Случается, что вдруг наступает резкое ухудшение психического или физического состояния, и наставник с грустью понимает, что штукатуром (каменщиком, плотником) воспитанник работать не сможет. Даже кем-нибудь. Повторные педагогические и медицинские комиссии иногда вносят какие-то коррективы в жизнь ребенка. Его или отправляют лечиться, или рекомендуют другое учебное заведение. В большинстве случаев судьба их незавидна. Больные дети из асоциальных семей, сироты очень тяжело адаптируются в обществе.
 
«Ну вот, у него еще три темы не сданы, лабораторка не сделана!» – сокрушается симпатичная преподавательница кулинарии. По всему видно, что отчислять парня нельзя. Учится-то он нормально. А пропускает из-за того, что работает, помогает родителям. Семья у них многодетная. Он уже не маленький и не считает для себя возможным сидеть на родительской шее. «Не могу же я за это ругать. Таких, наоборот, надо понимать и поддерживать. Сознательных детей так немного!» – вторит ей мастер другого училища.
Радует, что это политика многих педагогических коллективов. Стараются помогать, насколько это возможно. Мастера и педагоги проводят факультативы и дополнительные занятия, организовывают кружки по интересам и спортивные секции, ездят по области, выясняя, сможет ли сирота поселиться в деревне в закрепленном за ним жилье и найдет ли он там работу. Ни о каком нормированном рабочем дне даже речи не идет. Зарплата – смех сквозь слезы.
 
«Мы же не боги. Да, я могу детдомовских детей трудоустроить. Но где им взять жилье? Можно закрыть глаза на какие-то огрехи работающей молодежи, но как заставить работодателей по достоинству оплачивать их труд? Сейчас даже наши домашние дети, получившие специальность, социально не защищены. Им приходится работать там, где отсутствует соцпакет, нет ни больничного, ни отпуска. А ведь они только начинают жизнь» – делится замдиректора по воспитательной работе. «Учащихся по специальности подрабатывать не берут: всем нужны квалифицированные мастера. Только если где-то на практике себя хорошо покажут, их позовут к себе по окончании учебы», – говорит мастер столярного дела.
 
Материально-техническая база отсутствует, нехватка кадров постоянно дает о себе знать. Все больше выпускников детских интернатов оседают в училищных общежитиях. Но коллективам не добавлено в штат ни одной единицы. Мастерами и воспитателями зачастую работают люди, не имеющие ни медицинского, ни педагогического образования. В ПУ №16, где обучаются больше 100 детей-сирот и свыше 40 инвалидов, нет даже штатного медработника. Какие уж там тренажеры и пианино! Помочь молодежи – это не значит засунуть лакомый кусочек в широко распахнутый клюв. Это предоставление нормальных условий для обучения и достойная оплата труда преподавателей. Это полноценная зарплата работающим юношам и девушкам. Сейчас много говорят о нехватке специалистов и дефиците рабочих рук. Но не только снижение рождаемости стало тому причиной. Ведь отношение к работе закладывается в юности. Помогите молодым сегодня, чтобы завтра они пришли в ваши цеха и лаборатории!