ОБЗОР ПРЕССЫ № 246

10 сентября 2007
В новом учебном году власти приготовили школярам сюрприз: в полтора раза выросли стипендии студентов, а также учащихся ПТУ и техникумов. Рост впечатляет, но только до выдачи первой стипендии. Потому что сумма прописью, которая отпускается из казны на жизнь студенту, по-прежнему в несколько раз ниже порога нищеты. Поэтому всякий, кто грызет гранит науки, без родительской помощи и приработки рискует протянуть ноги. О проблеме – газета «Труд» от 4 сентября в материале под названием «Дожить до стипендии».
 
До 1 сентября стипендия в техникуме была 210 рублей, а теперь стала 315. Это, считай, простая индексация. Учебу в вузах государственные мужи оценили подороже: студенческая стипендия выросла с 600 рублей до 900. О том, чтобы на эти деньги прожить месяц, не может быть и речи. Прожиточный минимум даже в депрессивных регионах втрое выше, а про столицу и говорить нечего. Конечно, студенты никогда не шиковали. Но четверть века назад некоторые даже ухитрялись прокормиться без помощи родителей. Вузовская стипендия тогда составляла примерно треть от средней зарплаты в стране (45 рублей от 120). На рубль можно было пообедать, на полтинник поужинать. Сегодня средняя зарплата 12 - 13 тысяч рублей. Получается, стипендия в институте - процентов 7 - 8 от нее, а техникумах и ПТУ вообще 2 - 3 процента. Даже непонятно, на что эта сумма рассчитана. На 315 рублей можно купить 30 буханок хлеба или 10 пакетов молока - по выбору. Получается, будущих квалифицированных рабочих и техников, которых сейчас катастрофически не хватает, родители должны выучить за свой счет. Впрочем, как и студентов.
 
Заметим, что стипендия все больше отстает от минимального размера оплаты труда. С 1 сентября МРОТ увеличился вдвое - с 1100 рублей до 2300. То есть теперь работодатели даже гастарбайтерам не имеют права платить меньше. Попутно поднимутся зарплаты всех неквалифицированных рабочих, а также бюджетников, у которых первый разряд Единой тарифной сетки не может быть ниже МРОТ. До сих пор на мизерных ставках только в здравоохранении числятся сотни тысяч санитарок и лаборантов, так что для них это хорошая новость. Хотя как тут не вспомнить, что задача правительства - довести МРОТ до прожиточного минимума. Но, как следует из перспективных планов, эта цель будет достигнута не раньше 2011 года. По оценке Минфина, к этому времени прожиточный минимум составит в среднем свыше 5 тысяч рублей на человека. Вот только учащихся это не касается. Согласно бюджету-2008, в следующем году предусмотрено увеличить стипендии на 20 процентов. То есть студентам ВУЗов накинут по 180, а пэтэушникам - по 63 рубля. Как говорится, живите - и ни в чем себе не отказывайте.
 
Что можно позволить себе на прибавку к стипендии? Килограмм полукопченой колбасы. Месячный проездной на трамвай. Сходить с девушкой в кино. 9 порций лапши в стаканчиках. В общем, в любом случае не разгуляешься. Учеба даже на бюджетном отделении становится уделом только детей из обеспеченных семей. Всем остальным прежде, чем подавать документы в техникум или ВУЗ, надо найти работу, которая прокормит. Но, спрашивается, что это будет за учеба - в свободное от основной работы время?
 
Владимир Бойко, зам. председателя профкома студентов МГТУ имени Н.Э.Баумана: «Если наш студент учится на "хорошо", он получает стипендию в 1100 рублей, если на "отлично" - 1375 рублей. Кроме того, есть и социальная стипендия в 1350 рублей, которую получают малоимущие. На оплату общежития из стипендии вычитаются 5 процентов, все остальное остается в кармане студента. Понятно, для Москвы это смешные деньги. Поэтому многим, особенно первокурсникам, помогают родители. Остальные подрабатывают. Наш профсоюз сотрудничает с мэрией. Вместе мы помогаем студентам устроиться на подходящую работу. Кроме этого, многие занимаются обычными подработками - разгружают вагоны, продают мороженое или работают в закусочных. Еще популярны студенческие отряды, где за лето можно заработать 60 - 70 тысяч. Впрочем, ближе к концу обучения уже знания начинают работать на студента. Кое-кому из старшекурсников удается устроиться в солидные фирмы, например, компьютерные. Там заработки исчисляются тысячами уже не рублей, а долларов».
 
Мнение студента: «Честно говоря, я прежде не задумывался, какую роль играет стипендия в моей жизни. Учусь я на пятом курсе гуманитарного факультета Донского государственного технического университета. Поскольку троек в зачетке нет, получаю стипендию 1000 рублей. Еще тысячу доплачивает мне университет, так как руководство нашего вуза приняло решение о материальной поддержке спортсменов (я являюсь членом баскетбольной команды ДГТУ). Еще несколько лет назад студенты нашего университета получали стипендию в 300-400 рублей. Мои две тысячи выглядят значительно солиднее. Тем не менее по сегодняшним меркам это совершенно смешные деньги. За однокомнатную квартиру, которую снимаем вместе с приятелем, мы платим 6000 рублей в месяц. Если экономить, то на питание уйдет 4000 рублей. Ну а еще, разумеется, нужно одеться, обуться, купить учебники, сходить в кино... Родители помочь мне не могут. Поэтому, начиная со второго курса, подрабатываю в рекламном бизнесе. Как-то подсчитал: чтобы покрывать хотя бы минимальные месячные затраты, мне нужно не менее 12-13 тысяч рублей. Вот и приходится крутиться одновременно на нескольких работах. А моя стипендия - так, на мелкие расходы».
 
******************************
 
Богатые ПТУ станут еще богаче, а бедные — еще беднее, сообщает газета «Московский Комсомолец» от 6 сентября в заметке «Много шума и - ничего!» Министерство образования и науки РФ подвело итоги конкурса на лучшие инновационные программы среди российских профучилищ, техникумов и колледжей. Он впервые проводился в рамках национального проекта “Образование”. Как оказалось, лишь 1,5% отечественных учреждений начального и среднего преобразования достойны получить правительственные гранты.
 
В конкурсе приняли участие 266 ПТУ, техникумов и колледжей, 76 из них (три — Москве) стали победителями. Они получат из госбюджета по 20-30 миллионов рублей. Еще столько же им даст отечественный бизнес. Одним из условий участия в состязаниях был самостоятельный поиск конкурсантами богатого спонсора (фирмы или компании), который раскошелится на софинансирование. К правительственным деньгам необходимо было добавить такую же сумму из внебюджетных источников. Естественно, победителями стали те училища и техникумы, которые готовят кадры для промышленных корпораций-гигантов, а социальные учебные заведения остались за бортом. Среди победителей оказался лишь один педагогический колледж, и ни одного медучилища или библиотечного техникума. Что в принципе понятно — где им взять щедрых покровителей?
 
Таким образом, получается, что богатые стали еще богаче, а бедные — будут еще беднее. К тому же, такими темпами финансирование поднять отечественную систему начального и среднего профобразования вряд ли удастся. К примеру, за два года победителями конкурса среди вузов в рамках того же нацпроекта “Образование” стали 57 учебных заведений. Это почти 10% от их общей численности. А положение по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена сейчас просто аховое. Ребята не идут в ПТУ и техникумы, и понятно почему. Стипендия там — всего 315 рублей (в вузе 900). К тому же выпускник самого обычного института получает, как правило, намного больше, чем выпускник лучшего ПТУ или колледжа. Так, директор московского колледжа № 11 (одного из нынешних победителей) Александр Парамонов признался, что его ребята после четырех лет учебы получают максимум 400 долларов, а работа у них сверхсложная — огранщики алмазов. Россия находится на одном из первых мест по запасам алмазного сырья, а гранить их, получается, почти некому, да и оборудование в колледже давно устарело. Нужны новые лазерные станки и компьютеры, и полученных денег на это вряд ли хватит.
 
«Российские компании отказываются строить заводы в некоторых регионах, — сказал секретарь рабочей группы РСПП по образованию Михаил Лукьянчук, — потому что на них некому будет работать. Построить завод — это только треть дела, главное — найти квалифицированных рабочих. А с этим большие трудности.
Возникает вопрос: не лучше ли бы нам позаимствовать опыт Германии по подготовке рабочих кадров? Там предприятия по закону обязаны обучать своих рабочих. Кто не хочет с этим связываться, платит специальный налог. Но все довольны: предприятия получают квалифицированных рабочих, а молодые люди престижную профессию и хороший заработок. И все это делается, заметьте, без всяких нацпроектов».
 
******************************
 
Среди российских учеников трудно найти стопроцентно здоровых, констатирует газета «Новые Известия» от 7 сентября в статье «Диагноз – школьник». С сентября следующего года власти страны обещают снизить российским школьникам учебные нагрузки. Давно пора: только 35% выпускников средних учебных заведений могут похвастаться идеальным здоровьем. У остальных – плохое зрение, «расшатанные» нервы и искривление позвоночника. Эксперты утверждают: снизить нагрузки в школе – это полдела. Хронические заболевания провоцируют не только семичасовые учебные дни и восьмикилограммовые рюкзаки. Сами родители зачастую перегружают своих детей всевозможными дополнительными занятиями. «Новые Известия» выяснили, как вырастить ребенка не только интеллектуально развитым, но и здоровым.

Специалисты утверждают, что главное для здоровья школьника – это правильное распределение нагрузок. «Распорядиться своим свободным временем для ребенка – самая большая проблема, – рассказала врач-терапевт Анастасия Богачева. – Для того чтобы поиграть и погулять, у школьника всегда найдется несколько часов, чтобы сделать уроки – не всегда, а чтобы поспать – тем более. Хотя все три составляющие – интеллектуальные и физические нагрузки, а также сон – должны органично друг друга дополнять. Для сна ученику младших классов необходимо в среднем 9 часов, старшекласснику – не меньше 8». В процентном соотношении сон у учащихся должен занимать 35–40% суток. Уроки в школе и дома – еще 35%. А развлечения – 25–30%. В идеале, между учебой в школе и дома минимальный перерыв должен составлять порядка 2,5 часа. А перед сном от интеллектуальных нагрузок ученик должен отдыхать, как минимум, 1,5 часа. Чтобы помочь детскому организму расслабиться, врачи рекомендуют каждый вечер заваривать малышам чай с ромашкой или давать сироп шиповника, который нормализует нервную деятельность. А вот от успокоительных препаратов, даже натурального происхождения, лучше отказаться. Детский организм слишком быстро привыкнет к стабилизирующим средствам, и без них ему будет очень сложно.

То, чем ребенок питается на протяжении первых 10 лет жизни, существенно отразится на его здоровье в будущем. На завтрак врачи рекомендуют готовить школьникам овсяную, геркулесовую кашу или кукурузные хлопья. Эти блюда содержат необходимое количество углеводов для детского организма. Специалисты не советуют заваривать детям на завтрак чай или кофе. Эти напитки дестабилизируют артериальное давление. Лучше заменить эти напитки стаканом теплого молока или апельсинового сока – для тонуса. Надо внимательно следить за тем, что ребенок ест вне дома. Фаст-фуд для детского организма – яд. «Еда, которая продается в современных школах, не может обеспечить ребенка необходимым количеством витаминов и полезных веществ, – говорит диетолог Галина Волокова. – Поэтому лучше собирать детям индивидуальные обеды: яблоки, йогурты, фруктовые и овощные соки, батончики мюсли. Что касается бутербродов, то ими детям питаться противопоказано: хлеб очень тяжело усваивается с белковой пищей – будь то сыр, колбаса или копченое мясо». После школы ребенку необходим полноценный горячий обед. «70% людей, страдающих сегодня гастритом, «заработали» его еще в школе, и причина тому – неправильное питание, – пояснила педиатр Екатерина Вишнякова. – Чтобы предупредить болезнь, необходимо ежедневно есть суп, причем желательно в одно и то же время – в 2–3 часа дня». На ужин диетологи рекомендуют есть нежирную пищу, богатую клетчаткой, – рыбу, рис, свежие овощи, фруктовые салаты.

На протяжении учебного года ребенку ежедневно необходим полный набор витаминов. Свежих овощей и фруктов зимой не так много, поэтому врачи рекомендуют покупать поливитаминные комплексы, которые продаются в аптеках. «Однако перед употреблением тех или иных препаратов нужно проконсультироваться с врачом, – рассказал фармацевт одной из столичных аптек Анатолий Пашенков. – Реакция на таблетки у каждого организма индивидуальная, поэтому выбирать нужно очень тщательно. Весьма распространенная реакция детского организма на витамины – это ожирение». Для детей до 10 лет важно выбирать витамины с повышенным содержанием кальция и магния, которые влияют на умственное развитие ребенка. Врачи убеждены: интеллектуальное и физическое развитие ребенка должно идти рука об руку. По статистике, 40% российских школьников посещают после занятий спортивные секции. «Как правило, родители хотят записать своего ребенка и на танцы, и на волейбол, и на борьбу, только чтобы малыш не сидел перед телевизором и не слонялся по улицам, – пояснила педагог Светлана Гончарук. – Но для здоровья ребенка такие нагрузки не всегда идут на пользу. Оптимальное время тренировок для мальчика – 4–5 часов в неделю, для девочки – 2–3 часа. Если нагрузки будут больше, то на уроках в школе активность ребят будет менее высокой». Специалисты считают, что лучшие дни для спортивных тренировок – вторник и четверг, а для занятий музыкой – понедельник, среда и пятница. Дело в том, что в выходные организм ребенка находится в расслабленном состоянии, и в понедельник он еще не готов к физическим нагрузкам. А к интеллектуальным – наоборот.

Большую роль в становлении детского организма играет и вес ранца с учебниками. Зачастую комплект необходимой методической литературы весит более 7–8 килограммов. «Такое количество книг не всегда может носить даже взрослый мужчина, что уж говорить о ребенке, – поделился с педиатр Андрей Ильичев. – Поэтому выбор сумки очень важен. В 9–10 лет у детей формируется осанка, и именно в этом возрасте есть большая вероятность получить искривление позвоночника. Поэтому врачи советуют покупать специальные рюкзаки с плотной пластиковой вставкой на уровне спины. Ни в коем случае нельзя выбирать сумки с одной ручкой, потому что вес должен распределяться равномерно». Ранцы со специальными плотными вставками стоят недешево – от 2 тыс. руб. Впрочем, процедуры по улучшению осанки обойдутся в десятки раз дороже.

Нередко в процессе учебы у детей ухудшается зрение. Это связано преимущественно с плохим освещением, неудобной позой, в которой приходится читать, необходимостью длительное время напрягать глаза. Врачи приводят статистику, согласно которой только у 30% современных школьников стопроцентное зрение. Для профилактики специалисты советуют делать несколько раз в день так называемую «зарядку» для глаз: медленно фокусировать взгляд на определенном предмете. К тому же существуют лекарственные препараты, позволяющие сохранить остроту зрения. Их нужно принимать 1 раз в день, и, если верить врачам, они абсолютно безвредны для организма. Впрочем, можно воспользоваться и «бабушкиными» советами: перед сном съедать свежую морковку, а за лето – несколько стаканов черники или голубики.
 
************************************
 
Какой он, образованный человек XXI века? Размышления академика Виталия Гинзбурга, Нобелевского лауреата, публикует «Российская газета» от 4 сентября в статье «Пушкин под синусом».
 
 
«На вопрос назойливого журналиста, что такое образование, Альберт Эйнштейн ответил: "Это то, что остается в голове, когда забываешь все, чему учили". Сегодня само понятие "образованный человек" многими трактуется очень своеобразно. Если кто-то не может назвать авторов, скажем, "Капитанской дочки" или "Казаков", то его записывают в невежды. Мол, как же можно не знать азы, которые изучают в школе. Но вот я самым разным людям задаю детский вопрос из курса школы: почему меняются времена года, зима приходит вслед на осенью, лето за весной. Ответ очень многих звучит так. Дело якобы в том, что меняется расстояние от нашей планеты до Солнца. Но это в корне неверно. Причина совсем другая: земная ось наклонена, а потому наша планета в течение года освещена неравномерно. Я считаю, тот, кто этого не знает, столь же необразован, как и не знающий автора "Капитанской дочки".
 
Сегодня, когда в обществе бурно обсуждается реформа образования, спорят, чему и как учить, все громче раздаются голоса, что нагрузка на ученика становится непомерной. Надо чем-то жертвовать. Для многих выбор для урезания очевиден. Зачем мучить бедного школьника синусами и логарифмами? Зачем ему изучать в таких объемах физические законы и химические формулы? Ведь подавляющему большинству выпускников в жизни все это не пригодится. Кто-то скажет, что подобное мнение озвучивает тот, кто имеет отношение, говоря, конечно, очень условно, к сфере культуры. Но ведь именно она диктует моду в СМИ, а голоса ученых почти неслышно. Кстати, буквально накануне Дня знаний многие довольно известные люди театра, кино, эстрады перед многомиллионной телевизионной аудиторией с юмором вспоминали, с каким ужасом они ходили на уроки химии или физики.
 
К сожалению, должен констатировать, что в нашем обществе наблюдается равнодушие и даже отрицательное отношение к естественным наукам. Признаки "болезни" очевидны. Сильно упали тиражи научно-популярных журналов, с экранов телевидения пропали научно-познавательные программы, в списке престижных профессий ученый замыкает второй десяток, в то время как в США занимает второе место после врача. Зато у нас буйным цветом расцветает лженаука. Словом, времена, когда физики были в почете, уходят в прошлое. Но совершенно очевидно, что школу потому и называют общеобразовательной, что она должна учить всему. Ученик должен знать и синусы, и автора "Капитанской дочки". И не только потому, что заранее неизвестно, какую в будущем дорогу в жизни выберет выпускник. Вопрос гораздо глубже.
Что такое в XXI веке образованный человек? А, утрируя, должен ли будущий Пушкин знать, к примеру, как устроен атом, что такое двойная спираль ДНК, черная дыра, Большой взрыв? В наше время такие знания - это, по сути, таблица умножения. Без представления о них наш удивительный мир оказывается неполным. Замыкаясь в сугубо гуманитарной сфере, человек себя обделяет, осознавая только какие-то фрагменты мироздания, причем нередко не самые интересные и поразительные.
 
Задача школы - дать каждому, повторяю, каждому ученику именно объемную, а не плоскостную, однобокую с креном только в естественные или гуманитарные науки картину мира. Освоить эту объемную "науку" в пределах школьной программы по силам любому человеку со средними способностями. Было бы желание. Здесь важен еще один момент, на который обратили внимание ученые. Эйнштейн говорил, что Достоевский дает ему больше, чем общение со многими учеными. Многие физики, математики, химики знают наизусть огромное количество стихов, прекрасно рисуют, играют на музыкальных инструментах. Чем это объяснить? В последнее время нейрофизиологи установили, что у "физиков" и "лириков" более активно работают разные части мозга. А потому только многосторонний человек на полную мощность использует этот самый удивительный инструмент, который нам дан природой. Зачем же, уже начиная со школьной скамьи, ограничивать себя, деля предметы на "любимые" и "ужасные".
 
Кроме того, давно замечено, что люди, даже не являющиеся учеными, а просто интересующиеся наукой, обладают, если можно так выразиться, "стойким" мышлением. Ими очень трудно манипулировать, навязывать политические взгляды, а уж тем более заставить поверить в разные небылицы и чудеса, которыми забиты СМИ. Это крайне важно именно сейчас, когда со страниц газет и журналов, с экрана телевидения идет вал самой разной информации, нередко рассчитанной на дешевые сенсации. Именно недостаток элементарных знаний является главной причиной нынешнего засилья лженауки. Иначе как объяснить высокий рейтинг телепередач и статей, оболванивающих публику. Ведь спрос рождает предложение. Кстати, известно, что, например, в США всяческие маги, астрологи, колдуны особым спросом пользуются именно в не жалующей науку богемной среде, каждое слово которой ловят миллионы поклонников.
 
Какое все это имеет отношение к образованию? Самое прямое. С одной стороны, сейчас в обществе горячо спорят, каким быть образованию, власть начинает выделять на него уже довольно приличные суммы, а с другой - на читателей и зрителей обрушивается вал лженауки. Причем он не встречает никакого сопротивления со стороны ученых, так как их критика в адрес лженауки СМИ не интересует. Разве это не прямое одурачивание широкой публики? О каком просвещении в такой ситуации может идти речь?
Недавно один известный кинорежиссер заявил в одной из газет: прогресс не сделал человека ни на йоту лучше, остался таким же, как и был тысячи лет назад. Ему вторит его коллега, цитируя афоризм польского юмориста Ежи Леца: "Если людоед ест вилкой и ложкой - это прогресс?" Они не одиноки в своем мнении. В последнее время все чаще можно слышать обвинения, что прогресс лишь разжигает в людях все новые потребности, а заодно создает все новые проблемы, и прежде всего энергетические и экологические. Словом, заводит в тупик. Пути развития общества - это очень сложный вопрос. Роль в нем прогресса - тема множества глубоких исследований. Но они вряд ли известны тем, кто вот так, походя, обвиняет его во всех грехах. Причем свои заявления эти люди делают, живя не в глуши, а в комфортабельных квартирах с электричеством, горячей водой, пользуясь компьютерами, мобильными телефонами и другими достижениями ненавистного прогресса.
 
Мне уже очень много лет, через месяц исполнится 91 год. Оглядываясь назад, меня больше всего поражают темпы развития науки. Импульс этому дал 400 лет назад Галилей, когда в начале XVII века посмотрел на небо в телескоп и увидел, как вокруг Юпитера вращаются 4 ярких спутника. Это стало доказательством справедливости утверждения Коперника, что в центре нашей звездной системы находится Солнце, а не Земля. Таким образом, современная наука развивается на протяжении всего каких-то 8-10 поколений человечества. Ничтожно мало по сравнению с тысячами лет, в течение которых развивался человек разумный. А сколько достигнуто! Помню, как примерно в 1925 году я слушал станцию "Коминтерн" с помощью детекторного приемника. Сейчас почти никто не знает, что это такое. Почти динозавр. И вот на памяти двух поколений появилась ядерная энергетика, космонавтика, компьютеры, расшифрован геном человека. Я уверен, что наука стоит на пороге новых фантастических открытий. Люди, наконец, узнают, как появилась жизнь, раскроют тайну Большого Взрыва, сумеют победить многие болезни. Я очень завидую тем, кто сегодня только начинает учиться. Они узнают столько нового, чего в мои молодые годы наука еще просто не открыла. Если бы вернуться назад, то больше всего я хотел бы учиться в 11-й средней школе. Познавать новое - ни с чем не сравнимое удовольствие».