ОБЗОР ПРЕССЫ № 244

31 августа 2007
«Педагогам будут платить не только за количество уроков, но и за их качество» - статья под таким заголовком опубликована в газете «Известия» от 24 августа.Система заработной платы в бюджетной сфере является компетенцией региона. Поэтому столь различаются предложенные финансовые схемы оплаты труда. Примеры Тверской, Московской, Тамбовской и Воронежской областей наглядно демонстрируют, насколько по-разному идет процесс воплощения проекта в жизнь.
 
Тверская область: с 1 ноября 2007 года 40 школ Тверской области начинают эксперимент, в ходе которого отработают новую систему оплаты труда, а с 1 сентября 2008 года, после анализа результатов этого опыта, регион будет принимать закон об отраслевой системе оплаты труда. Стратегия реализации новой системы оплаты труда привела к изменениям и в других областях: сети общеобразовательных учреждений активно реструктурируются. 168 школ выделены как базовые методические и ресурсные центры, а остальные образовательные учреждения станут их филиалами. Некоторые будут сокращены до статуса начальных школ, на которых и будет базироваться вся система образования. Предполагается, что к 2009 году все дети Тверской области будут обучаться в базовых школах. Помимо создания единой сети общеобразовательных учреждений, по словам начальника департамента образования Тверской области Алексея Каспаржака, изменения пройдут и в области ресурсного обеспечения: "В рамках комплексного проекта модернизации предусматривается создание информационных центров (расширенные библиотеки с возможностью индивидуальной работы, групповых занятий) как структурных элементов школ. Эти информационные центры станут основой взаимодействия учитель-ученик, учитель-родители, учитель-администрация".
 
С 1 сентября 2007 года практически все образовательные учреждения Московской области, включая детские сады и вузы, переходят на новую систему оплаты труда. В этом основное отличие Московской области от большинства регионов, ограничившихся в своих реформаторских шагах лишь общеобразовательными школами. Зарплата учителей в Подмосковье повысится в целом на 15%, и это без учета стимулирующих надбавок. Министр образования Московской области Лидия Антонова считает, что к 2008 году количество районов, охваченных программой модернизации, увеличится до 65, а рост заработной платы может достигнуть 60%. Возникнут и новые рабочие места - более 1300 ставок для педагогов - организаторов внеурочной деятельности, в основном спортивной. Главным результатом всех этих изменений должен стать рост качества обучения, ведь "инвестиции в человека - приоритетное направление нашей политики", как отмечает Лидия Антонова. И тут важную роль играет все: увеличение заинтересованности учителей в работе за счет стимулирующих надбавок, привлечение молодых кадров в связи с ростом зарплат, развитие спортивной сферы, а также современное техническое оснащение школ.
 
В Тамбовской области, в отличие от других регионов, ввести новую систему оплаты труда предложили профсоюзы. Это уникальный случай, поскольку во многих регионах именно из-за профсоюзов отказ от привычной ЕТС реализуется с большими трудностями. Тамбовская область стала пионером и в законодательной деятельности по обеспечению нового порядка оплаты труда в сфере образования. Еще в апреле 2007 года здесь был принят закон "О заработной плате работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений". В большинстве регионов к этому пока только готовятся.
Увеличение фонда оплаты труда педагогических работников будет обеспечено в области как за счет дополнительно привлекаемых в отрасль средств, так и за счет внутриотраслевых резервов. Причем уже можно говорить о первых результатах. По словам начальника Управления образования и науки Натальи Астафьевой, до введения проекта в действие средний размер зарплаты составлял 3000 рублей, сейчас он вырос до 4180 рублей. Предполагается, что с вводом стимулирующих надбавок цифры еще вырастут.
Программа модернизации образования будет проходить в области в два этапа. С сентября на новую систему оплаты переходят школы, а с января - остальные учебные заведения.
 
С 2003 года Воронежская область вошла в эксперимент по ЕГЭ, в 2007 году приняла участие в конкурсе на модернизацию системы оплаты труда и победила. В области уже принято постановление о реализации проекта модернизации образования, создана рабочая группа, которая будет заниматься проектом, утвержден приказ о финансовом плане расходования субсидии, предоставляемой бюджету области из федерального центра. Начальник Главного управления образования Яков Львович считает, что новая система оплаты труда является тем "основным узлом, вокруг которого объединились бы островки других преобразований".
В новую систему вложено уже в этом году 450 млн рублей. Все образовательные учреждения перешли на новую систему оплаты труда. Хотя сами работники сферы образования по-прежнему считают, что главное не деньги, а отношение. Директор одной из школ Тамбовской области выразил это так: "Я впервые себя почувствовал не хозяйственником, а интеллектуальным менеджером".
 
*******************************
 
Российских школьников оградят от «плохих» сайтов, сообщает газета «Новые Известия» от 30 августа в статье под названием «Виртуальный цензор». К началу учебного года Мининформсвязи РФ обеспечило подключение к Интернету более 50 тыс. школ. Это 95% всех средних учебных учреждений страны. Между тем Всемирная сеть принесла в компьютерные классы не только полезные знания, но и опасную для детской психики информацию. Учителя информатики обеспокоены: ученики прямо на уроках не стесняются заходить на порнографические и экстремистские сайты. В ответ на возмущенные возгласы педагогов чиновники решили установить на школьные компьютеры специальные фильтры, блокирующие доступ к вредным веб-страничкам.

Как только в российских школах появился Интернет, учителя информатики схватились за голову: все больше школьников вместо учебной программы стали осваивать «запретные сайты». Уследить за всеми учениками один преподаватель просто не в состоянии. «Конечно, детей привлекает запретная информация, – рассказал учитель информатики одной из столичных школь Олег Ивашов. – Только отвернусь, а на компьютере мальчишек бабы голые, матерные анекдоты. Да это еще что! В старших классах ученики рассматривают фотографии жертв автокатастроф. Мне самому от какого зрелища дурно, а им ничего – смешно».

Перекрыть кислород чересчур любопытным школьникам решили в Федеральном агентстве по образованию. Чиновники предложили установить на компьютеры специальный фильтр, который заблокирует сайты, мешающие образовательному процессу. На правах эксперимента компьютеры с ограниченным доступом в Интернет появятся в этом году в Алтайском крае. А затем и по всей России.

По словам разработчиков, система фильтрации будет четырехуровневой. Вначале Федеральное агентство по образованию определит список сайтов, на которые детям вход заказан. Потом свои коррективы внесет местное управление, далее – муниципалитет. И только после этого школьное руководство сформирует итоговый список сайтов. Под запрет попадут странички с содержанием эротического характера, он-лайн казино, экстремистские, националистические сайты. Фильтрация будет осуществляться по ссылкам и ключевым словам. Правда, не ясно, не примет ли фильтр безобидный сайт за опасный, а также что будет с фривольными баннерами, которые встречаются на вполне невинных страничках.

Впрочем, такие тонкости разработчиков системы беспокоят мало. По их словам, нововведение убьет сразу двух зайцев. Детская психика будет спасена от тлетворного влияния «нехороших» сайтов, а трафик будет расходоваться более экономно. Впрочем, эксперты энтузиазм чиновников не разделяют. По их словам, овчинка не стоит выделки.

Установить фильтр слишком дорого и технически сложно. А ребенок всегда сможет либо обхитрить систему, либо зайти на нерекомендованные сайты из дома. «К нам неоднократно обращались с просьбой сделать список сайтов, нежелательных для посещения школьниками, – рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Но дело в том, что все «вредные» странички отслеживать слишком долго и дорого. Всегда есть вероятность, что школьник спокойно может попасть, к примеру, на неофициальную страничку лидера экстремистской группировки. Гораздо более эффективна западная система фильтрации. При каждой школе в США есть интернет-воспитатели и интернет-няни. Они сами следят за тем, чтобы школьники не заходили на ненужные сайты».
 
*************************
 
Корреспондент «Российской газеты» попытался одолжить в банке деньги на учебу. О том, что из этого вышло – в номере от 29 августа в статье «Диплом взаймы».
 
Оказалось, что сделать это сейчас не так просто. Особенно абитуриенту из глубинки: список кредитных учреждений, предоставляющих такого рода услуги, не превышает и десятка на всю страну. Первым банком, куда обратилась корреспондент, был Сбербанк. "Вам сколько лет?" - сразу поинтересовались там. Как выяснилось, главное, чтобы потенциальному заемщику уже исполнилось 18 лет и он был гражданином России. Если же будущему студенту еще нет 18, то он сможет взять кредит только вместе с созаемщиками (родителями, родственниками или другими заинтересованными в его судьбе лицами). Средняя сумма кредита - от 15 до 45 тысяч рублей. Но банк может увеличить ее, рассмотрев возможности заемщика или созаемщиков. В любом случае сумма кредита не может превышать стоимости обучения в учреждении среднего профессионального образования или быть больше 90 процентов от стоимости обучения в вузе. Кредит Сбербанк предоставляет в рублях под 12 процентов годовых. Максимальный срок кредитования - 11 лет. При этом банк готов идти на различные уступки заемщику: он может предоставить отсрочку по возвращении долга, если учащийся оформил академический отпуск или был призван на воинскую службу, но не больше чем на год.
 
Корреспондент позвонил в банк "Уралсиб". Здесь не только более жесткие требования к своим заемщикам, но и выше процент. Образовательный кредит можно получить на сумму от 25 тысяч до 1 миллиона рублей. За кредит в рублях придется отдать 16,9 процента годовых, за кредит в валюте - 12,5 процента. Максимальный срок кредитования в "Уралсибе" не превышает 5 лет.
 
Еще один адрес из небольшого списка банков - Нацпромбанк. Он выдает образовательный кредит трудоспособным физическим лицам, достигшим 18 лет, или молодым людям в возрасте от 16 лет и их представителям. Лимит кредитования в каждом случае устанавливается индивидуально, но в любом случае не превышает 90 процентов от стоимости обучения. Кредит в рублях предоставляется под 18 процентов годовых на 1 год, под 19 процентов - на 2 года и 20 процентов - на 3 года. Причем на официальном сайте банка специально оговаривается, что в первую очередь рассматривают заявки тех абитуриентов, которые лучше прошли вступительные испытания.
 
Из общения с несколькими банками корреспондент делант вывод: документы требуются везде в основном одни и те же - заявление-анкета, паспорт, документы, подтверждающие финансовое состояние, документы по предоставляемому залогу, договор на оплату обучения. Если собираешься взять кредит на учебу, то сачковать и не ходить на лекции не выйдет: ежегодно надо будет предоставлять справку, подтверждающую факт обучения. При этом у каждого банка свои правила работы с клиентами. Поэтому надо быть готовым к тому, что кредитный инспектор может запросить еще дополнительные документы.
 
Первые кредиты на образование стали выдавать в 2000 году. Однако большим спросом они не пользуются: россияне предпочитают брать деньги взаймы, например у друзей, а не идти в банк. Раньше всех начал выдавать кредиты на учебу Сбербанк - под 19 процентов годовых на срок до 11 лет. Правда, взять кредит в Сбербанке дело нелегкое. Во-первых, необходимо предоставить целый набор документов, среди которых на первом месте стоит справка с места работы поручителя. Если речь идет о кредите на сумму свыше 25 тысяч долларов, то необходимо будет предоставить банку еще и какой-либо залог - лучше всего имущество.
Сегодня и другие банки предоставляют образовательные кредиты. Минимальный и максимальный проценты колеблется в диапазоне 14-19 процентов. Для того чтобы погасить кредит в 25 тысяч долларов за 5-6 лет, студенту после окончания института нужно рабочее место с заработком никак не меньше 1,5 тысячи долларов в месяц.
 
***************************
 
В Татарстане школярам, решившим поступать в профессиональные училища и техникумы, придется вернуться за парты. Руководство ПТУ и техникумов получило предписание Минобрнауки: заявления от девятиклассников не принимать. О ситуации – газета «Труд» от 29 августа в заметке «Не хочу учиться. А надо, Федя, надо!»
 
Распоряжение застало врасплох многие приемные комиссии, в том числе Казанского энергетического техникума, где к середине лета скопилось более сотни заявлений от абитуриентов. Ребята, как и их родители, просто в шоке: многие заранее приехали из сел - и не только татарских сел, но и соседних регионов. В основном это дети из бедных, часто неблагополучных семей, которым не до аттестата.
Надежды обманутых "вкладчиков документов" на привычное для российских чиновников неисполнение законов не оправдались. Первый вице-премьер республики Равиль Муратов еще раз огласил: отныне в ПТУ и техникумы будут зачисляться только выпускники полной средней школы. Именно она должна учить ребят по полной общеобразовательной программе, а профессиональная - сугубо конкретным специальностям. А связано это с тем, что с 1 сентября вступает в действие Федеральный закон об обязательности всеобщего одиннадцатилетнего образования.
 
Конечно, идея хорошая, но готовы ли учебные заведения к ее претворению? Да и не скажется ли эта скоропалительность отрицательным образом на техникумах и ПТУ? Ведь дефицит рабочих кадров и среднего звена давно стал головной болью. Здесь требуется разумный подход. Например, в средней школе деревни Марисола Сернурского района соседней Марий Эл совместили среднее образование с получением самой востребованной специальности - строительной. Местное профучилище по причине безденежья закрылось, а где готовить каменщиков, бетонщиков, плотников, слесарей? Глава администрации района Николай Лебедев поддержал предложение директора марисолинской школы Анатолия Васильева организовать центр подготовки этих специалистов. С тех пор летние каникулы старшеклассники проводят на школьной стройплощадке: готовят цементные замесы и укладывают кирпичи.
 
С первого сентября этой школе собирались присвоить статус филиала строительного техникума. «Я поддерживаю идею продвижения в сельскую глубинку профессионального образования, - говорит Николай Лебедев. - Пусть ребята получат рабочую специальность у себя дома, ведь учеба в городе большинству из них не по карману. Мы договорились с руководством республиканского строительного техникума, что учащиеся 10 - 11-х классов этой школы будут числиться его студентами и по окончании учебы получат соответствующие квалификационные корочки по специальности "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений". Местный бюджет вкладывается на эти цели по полной программе: на днях завезли в школу 40 кубов песка и перевели на ее счет 120 тысяч рублей». А казанские абитуриенты-девятиклассники не солоно хлебавши вернулись в свои классы. Это что, действительно такой закон?
 
«Да, Федеральный закон об обязательности одиннадцатилетнего образования вступит в силу 1 сентября, говорит Александр Абрамов, член-корреспондент Российской академии образования. - К сожалению, в нем не прописана возможность получения среднего образования в техникумах и ПТУ, как это было в советское время. Не предусмотрена также система вечерних школ, которых осталось крайне мало. Если не внести поправки, то действительно все должны будут отсиживать в школе 11 классов. При таком подходе требования к учащимся неизбежно снизятся, ПТУ и техникумы опустеют, что в свою очередь приведет к еще большему дефициту квалифицированных рабочих».