Ликвидация сельских школ приняла в стране массовый характер, сообщает газета «Новые Известия» от 13 августа в статье «Наука закрывать». На Псковщине бушуют страсти из-за двух сельских школ в Себежском районе, которые решено закрыть. Всего за последние два года в области ликвидировано более 100 таких «малокомплектных» школ. Подобное происходит и в других регионах страны при горячей поддержке Министерства образования и науки РФ. Там утверждают, что это делается в интересах учащихся.
Потерявшие работу учителя, однако, уверены: «малые школы» необходимо не закрывать, а модернизировать. Их массовое уничтожение может повлечь за собой волну безграмотности. Да и села перейдут в разряд вымирающих. Сельские школы в ХХ веке трижды стояли на грани полного исчезновения. Первые два раза – в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. В третий – когда в 70-х партийное руководство объявило войну «неперспективным» деревням.
Сегодня с ними ведет войну руководство Министерства образования и науки. Побывавший недавно в Пскове министр Андрей Фурсенко заявил о поддержке инициативы областного руководства по массовому закрытию сельских малокомплектных школ. Мало того, г-н Фурсенко – за то, чтобы примеру псковичей последовали и другие регионы. «Там, где в школе учатся пять ребят, невозможно дать достойного образования, учесть интересы всех учеников, – считает министр. – Поэтому мы всецело за создание базовых школ... Главный человек в школе – это ученик, и все реформы направлены на защиту его интересов».
За последние два года в Псковской области было уничтожено более 100 «малокомплекток». Сделали это, невзирая на протесты родителей и общественности. Председатель областного совета профсоюзов Леонид Табаков убежден: сокращение сельских школ – следствие финансовой политики областной администрации. Г-н Табаков напомнил, что согласно закону «Об образовании» нормативы финансирования малокомплектных сельских школ не должны зависеть от количества учащихся. Принимая решение о закрытии в этом году Малаховской и Дубровской школ, власти Себежского района не учли мнения населения, не приняли во внимание и то, что обе школы всегда были на хорошем счету.
Последствия массовой ликвидации «малых школ» на Псковщине уже дали о себе знать. Из 5 тыс. ребят, переведенных в крупные учебные заведения в других поселках, сейчас лишь треть получает среднее образование – у остальных нет возможности добираться до места учебы. Если же говорить о России в целом, то, по данным Росстата, число сельских школ за минувшие шесть лет сократилось на четверть. И учеников поубавилось – ни много ни мало на 1,5 млн. Если учитывать, что в России 2 млн. безграмотных людей, новой реформе Минобраза тем более важно быть действенной, а не просто действующей. Многие эксперты в этом пока сомневаются. «Этой проблеме уже больше двадцати лет, – рассказал заслуженный учитель РФ, депутат Мосгордумы Евгений Бунимович. – И лично я не вижу путей ее решения на данном этапе. Главное, чтобы не стало еще хуже».
В поселке Фабричный Раменского района Подмосковья всего одна школа – правда, почему-то под номером 3. В этой самой третьей школе учится двадцать два ребенка. Хотя с виду школа неказиста, внутри по-домашнему уютно и трогательно. «Сельская школа по-другому и не должна выглядеть, я даже больше скажу, не будет выглядеть никогда, – поделилась учительница чтения Галина Локтева. – Зато учить ребят мы стараемся не хуже, чем в любой московской гимназии. У всего нашего преподавательского состава, а нас четырнадцать человек, высшее образование, все мы окончили столичные и петербургские вузы. Хотим, чтобы и наши дети получили пусть и не престижное, но достойное образование. Мне кажется, мы способны им его дать».
В классах здесь в среднем четыре человека. Где-то больше, где-то – один-два. «Я пойду в пятый класс, – рассказала Женя Кузнецова. – С нами хорошо здесь общаются, каждому внимание уделяют, и мы редко ругаемся, потому что на уроках интересно». Разговоры о том, что школу могут закрыть, идут уже несколько лет, но пока никаких конкретных действий районные власти не предпринимали. И потому, что процесс ликвидации – хлопотный, и потому, что родители и учителя будут возмущены. Хотя живется малокомплектной школе трудно. «Проблема у нас не в том, что кто-то кого-то не учит и кто-то кого-то не слушается, – рассказала мама выпускницы этого года Лидия Истомина. – У нас плохо с оборудованием, плохо с партами и стульями, но образование в полном порядке. А ближайшая к нам большая школа – в сорока минутах на автобусе. Кому захочется, чтобы его ребенок ездил каждый день непонятно с каким водителем по непонятно каким дорогам. Лучше уж тогда в Москву, полтора часа на электричке».
В связи с резким сокращением числа малобюджетных школ возникла необходимость в дополнительных транспортных средствах. За последний год было закуплено 4 тыс. школьных автобусов – и это на всю страну. Мало того, что эта цифра должна быть увеличена в десятки раз (пока детям приходится ездить чаще всего на рейсовых автобусах, на «попутках»), новой системе образования на селе предстоит столкнуться еще с несколькими трудностями. Главная из них – плачевное состояние российских дорог. «По дорогам в отдаленных регионах страшно ездить не то что зимой – даже после маленького дождя, – рассказали на кафедре строительства и эксплуатации дорог МАДИ. – Весной и осенью эти дороги превращаются в болото. Где в глубинке найдут столько «водителей-экстремалов»? Кто будет финансировать ремонт автобусов после каждого сезона? Ведь ездить по таким дорогам без потерь могут только танки».
Родители учеников некоторых малокомплектных школ уже задумались над проблемой безопасности и пришли к выводу, что легче детей обучать самостоятельно. В поселке Краснолесье Калининградской области в прошлом году взбунтовавшиеся родители решили не переводить детей – а их 63 человека – в новую школу. Теперь ребята рискуют остаться без обязательного среднего образования, если местными властями не будет найден более гуманный выход из положения.
Острая ситуация сложилась в Волгоградской области. В 2008 году там намечено закрыть 26 школ, в 2009-м – 21 школу, в 2010-м – 16. В одном только Клетском районе за два года планируется ликвидировать 13 начальных школ. Узнав об этом, родители «неперспективных» школьников засыпали чиновников коллективными письмами, оборвали все телефоны. По словам главы комитета областной Думы по делам семьи, материнства и детства Ирины Гусевой, «сельские жители обеспокоены, в частности, тем, что при закрытии школ их дети будут вынуждены каждый день преодолевать многокилометровый путь в другую школу пешком, что особенно сложно в зимний период». О возможных последствиях такой «оптимизации» образовательного процесса шла речь на «круглом столе», куда были приглашены все заинтересованные стороны. Решено было пока с такой масштабной реформой «погодить». В Томской области после шквала родительских протестов была создана межведомственная комиссия по вопросам малокомплектных школ. Ее работа продлится до 1 сентября, когда она, проанализировав ситуацию, должна будет представить предложения по системе финансирования «малых школ» и по изменению их учебного планирования.
Российское село – особый мир, и чем оно меньше, тем специфичнее в нем атмосфера. Перевод в большую школу, да еще и вдали от дома, для ребенка не может быть безболезненным. «Проблема детей, обучающихся в малокомплектных школах – неумение жить в коллективе, – пояснила детский психолог Ольга Меженина. – Им будет сложно не только ужиться на новом месте, но и привыкнуть к нему. Поэтому не факт, что сокращение малокомплектных школ резко повысит уровень образования, что количество перейдет в качество. Чтобы образование шло успешно, нужно, чтобы дети чувствовали себя максимально комфортно». Пустить под нож «малую» школу – это значит окончательно подорвать престиж сельского учителя. Закрыть школу – значит лишить учителя работы. А значит, и село – одного из последних очагов культуры.
Никто из экспертов, даже среди горячих защитников малых школ, не отрицает: с малокомплектными школами что-то делать надо. Закрыть – легче всего. Но это не выход из положения. «В России около пяти тысяч школ, учеников в которых не больше десяти, – рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Это 40 процентов школ российской глубинки. Дать ребятам, которые учатся в них, качественное образование практически невозможно – и из-за нехватки кадров, и из-за отсутствия учебных пособий. Обучает в этих школах детей зачастую единственный учитель – математик и филолог в одном лице. Причем не каждого по отдельности, а всех вместе, в одном классном помещении. Можно ли рассчитывать, что выпускники будут обладать полноценным объемом знаний, смогут поступить в вузы?» Эксперт считает, что малокомплектные школы заслуживают кропотливой возни с ними. «Уничтожение образования в селах означает фактически уничтожение села, – убежден Сергей Комков. – Оно сначала опустеет, а потом и вовсе забудется. Российское село всегда держалось на маленьких школах. Это реликвия, потерять которую мы не имеем права».
Впрочем, кое-кто из выпускников «малокомплекток» уже сегодня готов поспорить с тезисом о некачественном образовании. Студент факультета журналистики МГУ Максим Еримеев приехал из деревни Озерки. В тамошней школе вместе с ним учились 7 человек. Окончили школу в позапрошлом году трое. Остальные еще доучиваются. «У меня на протяжении учебы не было ни одной четверки, – рассказал Максим. – Хотя и золотой медали не было, просто не привезли ее. И не было для меня какой-то непосильной задачей поступить в университет. В этом заслуга моих учителей, которые весь 11-й класс меня «натаскивали». Это было практически индивидуальное обучение. Главное в таких школах то, что педагогам твоя дальнейшая судьба не безразлична».
***************************
Некачественные учебники могут оказаться пострашнее некачественных продуктов – считает газета «Вечерний Новосибирск» от 16 августа. Об этой проблеме и об учебниках вообще – статья «Каждый десятый учебник — поддельный?».
За комплект школьных учебников в этом году родителям придется выложить от 1300 до 2000 рублей — в зависимости от того, в каком классе учится их ребенок. Воспользоваться библиотечными книгами смогут только ученики, живущие в семьях, где доходы не превышают прожиточного минимума. Как рассказал начальник областного Управления ресурсного обеспечения департамента образования Александр Янин, из областного бюджета для закупки учебников было выделено 16 миллионов рублей. На эти деньги в разных районах области закуплено 200 тысяч экземпляров учебной литературы и наглядных пособий.
Чтобы получить учебники бесплатно, родителям необходимо пойти в районный отдел социальной защиты и взять справку о том, что доходы их семьи меньше или не превышают прожиточный минимум. Детсадовцам такая справка гарантирует 50-процентную скидку с оплаты за питание, а школьникам — бесплатные талоны на еду в школьной столовой и, как уже было сказано, библиотечные учебники.
Однако вариант с бесплатными школьными книгами проходит только в том случае, если ребенок занимается по стандартной школьной программе. Авторские программы, практикуемые сейчас не только в лицеях и гимназиях, но и во многих обычных школах, подразумевают другие учебники. Нередки ситуации, когда в одной школе три параллельных первых класса занимаются по трем разным программам.
Что еще существенно осложняет жизнь родителей: комплект учебников, например, по такой программе, как «Перспективная начальная школа» — одноразовый. Пишут и рисуют младшеклассники прямо в учебниках. Таким образом, воспользоваться книжками повторно в принципе невозможно. При этом набор учебников, хрестоматий и прописей, включающий порядка 20 наименований, стоит 1300 рублей. Подобный набор для восьмиклассника обходится уже в 1800 рублей. Учителя и школьные библиотекари жалуются, что даже по тем предметам, программы которых не меняются каждый год, очень мало учебников оказываются пригодными к использованию по второму разу — ученики пишут на страницах и подрисовывают рожки на портретах исторических персонажей.
Поставщики, специализирующиеся на книгообеспечении авторских образовательных программ, продают учебники только комплектами, и купить какую-нибудь одну пропись или хрестоматию взамен испорченной либо потерянной очень сложно. Сейчас родители второклассников, занимающихся по программе «Перспективной начальной школы», прочесывают городские книжные магазины в поисках учебника информатики для второго класса — это дефицит. Впрочем, большинству родителей уже не приходится закупать учебные книги в индивидуальном порядке. Эту функцию берут на себя попечительские советы и родительские комитеты, которые просто объявляют родителям, какую сумму необходимо внести, а затем приобретают комплекты на всех учеников в оптовом книготорговом предприятии.
Как пояснили в управлении образования мэрии, в уставах школ обязан присутствовать пункт, говорящий о том, что родители должны участвовать в выборе программы, по которой будут заниматься их дети, и, соответственно, в выборе учебников. Но существует ли подобная практика на самом деле, специалисты сказать затруднились. Система централизованных закупок через крупные оптовые предприятия дает родителям хоть какую-то гарантию качества учебных книг. Как рассказали вашему корреспонденту в отделении гигиены детей и подростков Управления Роспотребнадзора по НСО, с 1 февраля 2003 года действуют санитарно-гигиенические нормативы, разработанные специально для учебников.
Любой учебник для начальных классов должен весить максимум 300 граммов, для 5–6 классов — 400 граммов, для 7–9 — 500 граммов, для выпускников — не более 600 граммов. Учебники для первоклассников могут включать в себя программу только одного учебного года. Учебники для 2–6 классов могут быть рассчитаны на два года, а книги для старшеклассников — на три года.
Текст в учебниках для младших классов можно выделять не более чем тремя цветами, в средних классах — двумя цветами. В выпускных классах совсем не рекомендуется экспериментировать с цветом. Текст нельзя печатать на цветном или сером фоне. Не допускаются смазанные тексты, склеенные страницы, пятна, царапины и типографские искажения. Кроме того, типографская краска, которой печатаются учебники, не должна содержать свинца. Полтора года назад в Москве был случай, когда целая группа учеников младших классов получила отравление свинцом, занимаясь по контрафактным учебникам, купленным родителями «по дешевке».
Новые требования, как поясняют специалисты, направлены на профилактику нарушений зрения и осанки у детей. В ходе последней всероссийской диспансеризации школьников выяснилось, что 73 процента детей и подростков страдают теми или иными хроническими заболеваниями, прямой или косвенной причиной многих из которых являются нагрузки в школе. В наш город 80 процентов учебной литературы поступает из Москвы и Петербурга. Эта продукция проходит строгий контроль со стороны российских гигиенических служб и хорошо зарекомендовала себя в течение многих лет. И все равно, по словам заместителя генерального директора издательства «Просвещение» Николая Гололобова, каждый десятый учебник в нашей стране — поддельный. Общий оборот школьных учебников в нашей стране составляет более ста миллионов долларов в год. Легальные издатели бьются за высокодоходные государственные контракты, книготорговцы накручивают на первоначальную стоимость книг до 100–150 процентов, а теневые производители при этом не упускают возможности выжать из контрафактных, выпущенных подпольно «алгебр» и «азбук» свою немалую копеечку.
*****************************
Первоклассников в России стало больше, а хороших школ – меньше. Вслед за миллионами родителей, у которых дети вот-вот отправятся в школу, к наступлению нового учебного года начало готовиться и правительство, сообщает «Российская газета» от 21 августа в заметке «В правительстве готовятся к Дню знаний».
Летние каникулы подошли к концу не только у школьников, но и у членов кабинета министров. Вчера из отпуска вернулся первый вице-премьер Дмитрий Медведев. В свой первый рабочий день он провел в Белом доме совещание, посвященное приближающемуся Дню знаний. Поскольку первый вице-премьер является куратором программы по выводу России из демографического кризиса, его прежде всего заинтересовало число школьников, которые в этом году сядут за парты. Выяснилось, что в этой сфере дела обстоят, мягко говоря, не слишком хорошо. По словам Медведева, в этом году общее количество школьников в нашей стране уменьшится по сравнению с предыдущим годом почти на 300 тысяч человек. "Но эта цифра чуть лучше, чем мы могли рассчитывать", - отметил Дмитрий Медведев. Кстати, тенденция сокращения количества идущих в школу детей в России наблюдается уже на протяжении как минимум 15 лет. Возможно, в обозримом будущем ее удастся "переломить". Министр образования и науки Андрей Фурсенко сообщил, что в этом году увеличилось число первоклассников. "Еще в прошлом году оно снизилось на 40 тысяч человек, а в этом году будет на 16 тысяч первоклашек больше!" - подчеркнул Андрей Фурсенко.
В то же время в России насчитывается не одна тысяча школ, куда детей лучше не пускать даже на порог. Так, МЧС имеет претензии к состоянию более чем двух тысяч школ, а Роспотребнадзор не принял акт приемки более 31 тысячи средних образовательных учреждений. "На сегодняшний день по двум тысячам 158 школам возникают опасения, и материалы переданы в суды на приостановку деятельности этих учреждений", - сказал на вчерашнем совещании глава МЧС Сергей Шойгу. В частности, по словам министра, в Центральном федеральном округе таких образовательных учреждений насчитывается 890, в Южном - 425 и в Приволжском - 354. В связи с этим первый вице-премьер Дмитрий Медведев предложил, что "на телефонный аппарат необходимо посадить высокопоставленных сотрудников с тем, чтобы они звонили губернаторам и их заместителям и задавали вопросы о том, как обстоят дела в соответствующем интернате или соответствующей школе, и ставить двух-трехдневные сроки на решение проблем".
Кроме того, 31 тысяча 664 школы все еще не прошли обследование приемными комиссиями Роспотребнадзора, сообщил вчера глава этого ведомства Геннадий Онищенко. Нередки случаи, когда дирекции школ целенаправленно тормозят проведение в своих учебных заведениях проверок экспертами Роспотребнадзора. "Можно будет через некоторое время просто устроить отдельную разборку с тем, чтобы к 1 сентября все процедуры были завершены", - заявил по этому поводу Дмитрий Медведев. Он особенно подчеркнул, что к 1 сентября правительство должно обеспечить полную готовность всех школ в нашей стране к началу учебного процесса.
Нарекания у министров вызывает также работа многих фирм, занимающихся поставками школьного оборудования. Выступая на совещании, первый вице-премьер заявил о необходимости привлечения к строгой ответственности "лиц, причастных к поставкам некачественных товаров в школы".
На совещании в понедельник Андрей Фурсенко рассказал, что за последний год неоднократно встречались случаи поставок некачественных товаров в рамках реализации нацпроектов, но "была проведена серьезная работа, в том числе и с поставщиками, и недочеты исправлены". "Просьба держать эту работу на контроле, чтобы барахло больше не приобреталось. Я надеюсь, что те, кто принимал участие в такого рода мероприятиях, будут наказаны", - подчеркнул первый вице-премьер. Фурсенко ответил, что "некоторые дисциплинарные меры" по отношению к нерадивым поставщикам уже принимаются. "Реальные надо принять!" - сказал Медведев. Следующее совещание в правительстве о подготовке школ к 1 сентября пройдет не позднее 24 августа.
**********************************
«Комсомольская Правда» от 17 августа под заголовком «Учителями останутся работать лучшие» публикует интервью с министром образования и науки Андреем Фурсенко. Главный по школам рассказал, что ждет ребят и педагогов в новом учебном году
О зарплате учителей
Унизительную систему «деньги за часы» (учителя получают зарплату в зависимости от нагрузки - кто сколько уроков провел, чтобы иметь более-менее приличные деньги, педагогам порой приходится взваливать двойную «норму») будут реформировать. Вместо нее министерство предлагает другой принцип: в школьном бюджете увеличивается часть, которую администрация может потратить на доплаты своим сотрудникам. То есть школа будет сама решать, кому из педагогов прибавить зарплату. Таким образом хотят заинтересовать учителей не только вести уроки, но и заниматься внеклассной работой. Я думаю, что реально зарплата учителей, которые несут основную ответственность и тяжесть, может быть повышена за три года примерно в два раза. «Останутся только те, кто может работать, - считает министр. - Независимо от проведенных в школе лет. И это справедливо - мы же ни у кого ничего не отбираем, наоборот. Самое главное - выработать критерии, по которым не администрация, а школьники и родители будут решать, кто достоин получать больше других, а кто нет. Мы пытаемся создать здоровую конкуренцию, при которой останутся сильные и талантливые».
Школы будут работать по новым стандартам. В них вообще нет плана: что и когда учить. Прописано будет только то, что должен знать и уметь ребенок на выходе из школы. Теперь обязательная школьная программа (базис) занимает только 70 процентов всего учебного времени. Чем занять школяров в остальные часы, будет решать администрация учреждения. Новшество особенно полезно для профильных классов и спецшкол - у ребят будет больше времени на занятия по выбранным предметам. Школьным начальникам дадут больше финансовой свободы. Если раньше каждую копейку директору приходилось выпрашивать у чиновников в местном управлении образования, то теперь Минобрнауки настоятельно рекомендует всем школам заводить собственные лицевые счета в банках. Кстати, это один из способов решить проблему поборов с родителей. «Правда, директора не стремятся принять новые правила, - не удивляется Фурсенко. - Ведь это не только свобода, но и ответственность. А современный директор должен быть хорошим менеджером. Но где таких взять в каждую школу? Выход один: учить директоров науке управления».
«Дети не будут есть в столовой, если там невкусно кормят. То же самое с физкультурой - чтобы ребята ходили на уроки с удовольствием, они должны быть интересными, - объяснил министр. - Сейчас в школах стандартная скука: канат, конь, турник... Никакой состязательности и спортивного духа!» В ближайшее время серьезно пересмотрят методики и стандарты школьной физкультуры. Упор сделают на игровые виды спорта, аэробику (для девочек) и различные секции по видам спорта. Вместо обычной сдачи нормативов министр предлагает проводить межшкольные и районные соревнования. По словам Фурсенко, многие игровые федерации и спортклубы готовы помочь физрукам. Планируется, что новые стандарты будут сформулированы к следующему лету.