ОБЗОР ПРЕССЫ № 403

01 апреля 2011
Апробация «духовно-нравственного» курса в школе продолжается  
 
Основные российские конфессии подвели первые, промежуточные итоги введения в школах основ религиозных культур и светской этики. Главный из них: введение курса не породило ни одного более-менее серьезного межэтнического или межконфессионального конфликта среди детей. Подробности – в статье «Как поделился «духовный» предмет», опубликованной в газете «Московский Комсомолец» от 24 марта.
 
Окончательной статистики, достоверно отражающей нынешнюю картину выбора семей, нет, признали в Минобрнауки: после первой четверти количество выбравших практически все модули слегка изменилось, в результате чего пришлось допечатывать учебники по всем направлениям. Однако основная тенденция, похоже, сохранилась: большинство детей выбрали общую историю мировых религий и светскую этику. Основные итоги апробации нового предмета будут подведены в конце 2011 года. Тогда же, сообщила завотделом Департамента общего образования Минобрнауки Елена Романова, «будут обобщены выводы, которые определят судьбу предмета в будущем – в 2012 году, когда он войдет в штатный режим». Однако первые, предварительные выводы о ходе эксперимента можно сделать уже сейчас.
 
Главный, подчеркнул председатель Синодального отдела взаимоотношений Русской православной церкви с обществом Всеволод Чаплин, что «введение курса не породило ни одного более-менее серьезного межэтнического или межконфессионального конфликта в школе». И это отрадно. Тем не менее обнаружились и некоторые проблемы. Прежде всего учителям в регионах – участниках апробации остро не хватает методических материалов. А в условиях критического дефицита специалистов по новому предмету это очень серьезный просчет. Причем кое-где, по данным с мест, не хватает и учебников для школьников. Во-вторых, рассказал пресс-секретарь главного раввина России Андрей Глоцер, выявлены случаи, когда школы пытаются уговорить все семьи изучать какой-то один предмет. Учебному заведению, естественно, проще выделить учителя для ведения занятий по одному модулю, а не по нескольким. Однако это – серьезное нарушение права родителей на выбор направления духовно-нравственного воспитания своего ребенка.
 
В Минобрнауки об этой тенденции знают и по мере сил пытаются с ней бороться. В частности, в регионы, и в том числе в Красноярский край, где отмечалось это явление, «были направлены методические письма с рекомендацией избегать давления школы впредь», рассказала госпожа Романова. И это, как ни странно, подействовало: во всяком случае, жалобы из Красноярского края, по словам Андрея Глоцера, прекратились. Тем временем апробация «духовно-нравственного» курса в школе продолжается. В 2011 году, по словам Романовой, к 19 регионам, принимавшим в нем участие с прошлого года, добавились два новых: Ярославская область и Республика Марий Эл.
 
Начинается запись в первоклассники
 
С 1 апреля начинается запись в первый класс. В следующем учебном году за парты сядут почти 1,5 миллиона детей, и учиться им придется по новым стандартам. Волнений сейчас хватает и у родителей, и у учителей, считает «Российская газета» и публикует 29 марта заметку «Выбираем школу».
 
Новый закон «Об образовании» пока не принят, и школам приходится жить по старым правилам, понимая, что в ближайшем будущем всех ждут перемены. К примеру, в проекте закона, который сейчас бурно обсуждается в обществе, ничего не сказано о центрах образования, куда хотели бы отдать детей многие родители. В Москве, к примеру, центры образования получают больше бюджетных денег, чем обычные школы, и зарплаты у педагогов там выше. Как будет завтра, неясно. Еще один нюанс. С 1 сентября вступают в силу новые стандарты для начальной школы. Они предусматривают обучение работе на компьютере уже с 1-го класса и 10 часов внеурочной деятельности. Поэтому, выбирая школу, есть смысл поинтересоваться: оборудован ли в «началке» компьютерный класс, какие здесь кружки и секции, сколько педагогов дополнительного образования, есть ли столовая и продленка? Если продленки нет или мест там слишком мало, родителям придется позаботиться о том, чтобы через два-три часа после окончания уроков снова привести ребенка в школу.
 
Обычно психологи дают совет родителям: выбирать надо не школу, а учителя. Хорошо, если ребенок ходил в подготовительную группу при школе, – некоторые из тех учителей, которые там работают, будут набирать классы. И если учитель понравился, можно попроситься к нему. Но надо знать – комплектование классов зависит не от вашего желания, а от мнения школы. А вот взаимодействие школ и вузов для родителей сейчас особого значения уже не имеет. Выпускнику все равно придется сдавать ЕГЭ. Не важно, сколько в школе отличников и медалистов. Сегодня главное не медаль, а высокий балл на ЕГЭ. Чем «стобалльников» больше, тем лучше. Не очень важным стал и профиль школы. Скоро все они смогут предложить углубленное изучение предметов. В некоторых школах есть десятилетние традиции профильного преподавания, допустим, математики или физики. И они останутся в выигрышном положении. Кстати, родители имеют право сдать копии документов и записать ребенка не в одну школу. Правда, педагоги этому всячески противятся, потому что неясно, придет к ним ребенок 1 сентября или нет.
 
Поднять престиж инженерных специальностей
 
Стране нужны высококлассные технические специалисты. Чтобы решить эту кадровую проблему, нужно поднять престиж профессии инженера: вернуть технические кружки и станции юных техников. Об этом заявил Дмитрий Медведев. Рассказывает газета «Известия» от 24 марта в статье «Техвузам запретят подготовку непрофильных студентов».
 
Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивал: юристы и экономисты, которых в России в избытке, не смогут в одиночку обеспечить модернизацию экономики. Для качественного развития нужны инженеры и «технари» – в их руках нестандартные решения и новаторские идеи. Престиж профессии инженера в современной России не слишком высок. Это признал глава государства в ходе совещания с министрами и руководством завода «Метровагонмаш» в подмосковных Мытищах. Что делать, чтобы молодые люди охотнее шли в технические вузы? Ответ прост: государство должно серьезно заняться модернизацией инженерного образования, а потенциальные работодатели – подумать не только об условиях труда, но и о достойной зарплате.
 
«Образовательные программы в большинстве вузов требуют корректировки, – подчеркнул президент. – Очевидно, что у большинства выпускников и студентов мало производственного опыта. К тому же разделение образования на магистратуру и бакалавриат не привело к улучшению качества образования, на что была надежда». Когда-то школьники мечтали стать инженерами и конструкторами, посещали технические кружки, станции юных техников, подписывались на журнал «Техника молодежи». «К сожалению, сейчас это все заглохло, – отметил Медведев. – Но в этом был смысл. Потому что в инженерные вузы шли с осознанием престижности будущей профессии».
 
Президент призвал подумать о возрождении технических факультативов, но уже без советских подходов. На данном этапе для студентов необходимо ввести производственную практику – молодые люди должны своими глазами увидеть и понять принципы работы. «Студенческая практика, например, на производстве и в конструкторских бюро до сих пор не является обязательной, – заметил президент. – Зачастую молодой человек на третьем, четвертом курсе нигде не был и приобрел сугубо теоретические знания. Это никуда не годится». Один из путей решения проблемы – в профильных технических вузах запретить подготовку студентов по непрофильным специальностям или свести ее к минимуму. Технические вузы не должны выпускать опять же экономистов и юристов.
 
В советское время высококлассные инженеры были нарасхват. Сейчас ситуация прямо противоположная. По статистике 75% родителей резко против получения ребенком профессии инженера. Как заметил президент, лишь немногие молодые специалисты получают достойную зарплату и могут на эти деньги содержать семью и решить проблему жилья. В большинстве же случаев люди не могут найти работу по специальности. «Основная проблема – это отсутствие эффективных связей между работодателем, предприятием и университетом, – считает Дмитрий Медведев. – У нас мало инструментов государственно-частного партнерства. И нет понимания, какие специалисты нам требуются. Не разработаны многие профессиональные стандарты, на основе которых должно происходить обучение. Нам необходимо подготовить национальную карту квалификаций». Медведев напомнил, что Российский союз промышленников и предпринимателей уже одобрил около 70 профессиональных стандартов. Еще около ста пока в разработке.
 
Магистратура в Новосибирске – только в 10-ти вузах
 
Не за горами нововведения в сфере образования. Ни для кого уже не секрет, что сегодняшние первоклашки через десять (а может, и больше) лет получат не совсем те аттестаты, с которыми пускались в большое плавание их родители. Впрочем, как образование в целом, так и высшая школа в частности претерпели за последние годы значительные изменения. Об этом рассказал председатель Совета ректоров вузов Новосибирска и Сибирского федерального округа ректор НГТУ Николай Пустовой в ходе годичного собрания общественности высшей школы. Подробности – в статье «Специалист в цене, но в вузе торга нет», опубликованной в газете «Советская Сибирь» от 23 марта.
 
Одно из первых заметных изменений, на которое обратил внимание Пуcтовой, – уменьшение числа защит кандидатских и докторских диссертаций. Так, за 2010 год показатель по подготовке докторов наук сократился в два раза. Однако губернатор Новосибирской области Василий Юрченко не спешит списывать ситуацию в разряд негативных. По его словам, получить звание кандидата или доктора наук в последние годы стало гораздо легче, а сокращение показателей по их подготовке только сбалансировало тенденцию «тиражирования» научных кадров.
 
Ректор НГТУ также напомнил: с первого сентября 2011 года начнет действовать двухуровневая система вузовского обучения, согласно которой студент может получить степень бакалавра либо магистра в зависимости от желания и успеваемости. На сегодняшний день возможность поступить в магистратуру предлагают только десять вузов Новосибирска. При этом сами магистранты незаслуженно обделены вниманием, в то время как именно магистратура, по словам Пустового, – кузница высококвалифицированных кадров. Выход из ситуации руководители высшей школы видят в расширении магистратуры, то есть в увеличении количества специальностей, предполагающих получение этой научной степени. Такая возможность появится с началом функционирования двухуровневой системы обучения.
 
Особое внимание Николай Пустовой обратил на необходимость концепции профессионального образования Новосибирской области. С этим согласился Василий Юрченко. Вместе с тем губернатор подчеркнул, что сегодняшняя система профессионального образования далека от потребностей экономики региона. По его словам, этот фактор прежде всего должен учитываться при создании концепции профессионального образования. «Сегодня мы пришли к необходимости разработки программы по развитию научно-образовательного комплекса. Но мы не можем не учитывать меняющихся условий. Уже очевидно, что реформирование начального и среднего профессионального образования необходимо. То, что есть сейчас, – наследство прошлого, оторванное от реальных потребностей экономики. Сегодня на начальном этапе становления взрослой жизни детям нужно доказывать, что хороший рабочий лучше, чем плохой инженер», – уверяет губернатор.
 
Молодые ученые Новосибирска недостаточно используют возможность грантовой поддержки. Такой вывод пришлось сделать руководителям высшей школы, несмотря на то, что в минувшем году финансирование городских вузов увеличилось за счет научно-исследовательской деятельности. Не вполне эффективно в новосибирских вузах используется и другой ресурс – материально-техническая база. «Мы прекрасно знаем, что наши университеты не так уж и бедны с точки зрения оборудования по сравнению с тем, что было 10-15 лет назад, но культура пользования оборудованием у нас еще не сформировалась», – констатирует Николай Пустовой. Есть и еще одна упускаемая возможность – кооперация университетов. Не секрет, что исследования разных вузов часто ведутся в параллельных направлениях. В то же время с ныне актуальной ориентацией на практику объединение потенциала учебных заведений напрашивается само собой. Однако в этом направлении работа уже ведется. В перспективе совместный проект НГУ и НГТУ, который позволит студенту подготовиться по двум направлениям магистратуры.
 
Отметили и то, что в Новосибирске на базе высших учебных заведений недостаточно малых предприятий. Ситуация вполне поправима: областной бюджет предполагает статью расходов на внедрение научных разработок в производство. Что касается абитуриентов, которых Николай Пустовой назвал «штучным товаром», то в выборе будущего им придется сложнее. Количество платных мест сократится, да и бюджетных мест по ряду специальностей станет меньше – дисбаланс гуманитариев и технарей налицо.
 
Поколение иного образовательного пространства
 
В сегодняшних попытках построить систему образования не угадываются очертания будущего. Мало кто себе четко представляет, что будет со школой после того, как улягутся страсти о ЕГЭ и стандартах. Президент Международной методологической ассоциации Сергей Попов рассказал обозревателю «Независимой газеты» об «альтернативном» взгляде на будущее образование. Интервью под названием «Школьное будущее» опубликовано в номере от 22 марта.
 
«Взрослые сегодня сами дезориентированы. Представьте себе, фактически долгое время тема будущего поколения была закрыта в сознании людей, поскольку считалось, что все очевидно. И эта прежняя система работы с детьми и школой, которая сложилась в 30–50-е годы прошлого века в СССР, действует и сегодня. Хотя заимствована она была у западных стран, ее, разумеется, адаптировали. И появилась у народа ГТО, готовность к труду и обороне. Основными организаторами этой концепции были руководители промышленности и обороны. Поэтому вся связка – ясли, детсад и школа – работали на эту идею. Школа, пионерские организации, вузы – все тоже были построены под индустриальный уклад жизни. И призваны были взрастить класс дисциплинированных трудящихся».
 
«А в будущем будут востребованы люди с иным типом мышления. Посмотрите, вся конкуренция в мире сейчас идет за класс людей, который способен сам принимать решения и действовать самостоятельно. За людей, способных создавать условия для развития страны. А мы переживаем «синдром школы». И не хотят ничего менять в школе прежде всего родители. А рассуждения таковы: мы все вышли из школы пионерского детства. У наших детей все должно быть таким же. И ничего другого быть не может.
И существующая сегодня дезориентация у взрослого населения приведет к тому, что у наших детей в будущем она будет в разы сильней. Мы не понимаем, куда движется мир. Мы не понимаем, кто мы такие. Наша школа выпала из всякого понимания итогов информационной революции, плодами которой пользуется уже весь мир. Уже школьники пятых классов сидят в Сетях, пользуются всеми достижениями. Они в другом мире. И школа ничего с этим поделать не может».
 
«Несколько лет назад Всемирный банк провел исследование о нашем образовании. Главный вывод – у нас самая институциализированная школа в мире. Самая дисциплинарно жесткая. Английская школа вообще одна из самых свободных. До 80% детей учатся сегодня в ней через компьютерные Сети. Мы мало знаем о современном образовании за рубежом. Весь мир пытается научить детей работать самостоятельно и самим добывать информацию. А мы уверены, что наша школа с учителями, которые приводят в класс милиционеров, когда дети бузят, – единственно верный вариант развития. Самая большая проблема по отношению к школе и к дальнейшему образованию лежит сегодня в области демографической политики. Произошел демографический спад. К 2016 году по сравнению с 2000-м во многих регионах трудоспособного населения станет в два раза меньше. Это означает, что рабочих рук не хватает и не будет хватать. Мы можем сколько угодно по этому поводу спорить, не замечать и не желать этого – страна все равно будет наполняться мигрантами и их детьми. Через 3–4 года начнут останавливаться заводы, потому что на них некому будет работать. А на заседании московского правительства один из чиновников заявляет, что в школах Москвы уже «до 30% детей плохо говорят по-русски, и надо это дело прекратить». Не обсуждают, как изменить школу, чтобы она этих детей делала российскими гражданами, а – «прекратить!». Беда в том, что наша школа в принципе не приспособлена к мультикультурной жизни детей».
 
«Новый законопроект об образовании в какой-то степени учитывает интересы детей. Но многое и отвергается по ходу обсуждения. Кстати, в нем очень много участвует учителей. И знаете, какое наиболее часто звучащее требование там? Ужесточить дисциплину, сделать легким отчисление из школы. Они требуют ужесточения дисциплины, не понимая одной базовой вещи – детям на их уроках не интересно. Невозможно заставить даже маленьких людей что-то делать против их воли и интересов. Учителя заблуждаются в том, что альтернативы всему этому нет. Она существует. И только благодаря учителям ее не видят сегодня и родители. Первыми ее обнаруживают дети. Кто-то, например, выясняет, что географию интересно изучать по Discovery. И гораздо лучше, быстрее и понятнее. Развитие Всемирных сетей может привести к тому, что знания все смогут получать из Интернета. В США компания Apple первой ввела обучающую школьную программу в Интернете. И тенденция такова, что все больше школьников, сидя дома, заканчивают школу и получают сертификаты о ее окончании».
 
Эффективная подготовка к экзаменам
 
«Подготовиться к экзамену поможет мороженое!» – статью советов о подготовке к школьным экзаменам публикует газета «Комсомольская Правда» от 31 марта.
 
Прежде чем заняться подготовкой к экзаменам, специалисты советуют выкроить пару выходных дней и провести их на природе в небольшой компании. Подышать воздухом, прогуляться медленным шагом, не думая о насущных проблемах. Кроме того, важно хотя бы две недели перед экзаменами спать не меньше 9 часов. В этом случае организм успевает восстановиться. Нужно следить и за рационом. Простой способ поднять настроение – есть правильные продукты, содержащие гормон радости. Наиболее богат этим гормоном банан, не сильно уступает и киви. Не лишним будет и мороженое. Если сосредоточиться на изучаемом материале все же сложно, накапливается усталость и раздражительность, возможно, организму не хватает йода. Дефицит этого вещества может способствовать снижению памяти, концентрации и внимания, приводит к повышенной утомляемости. В этом случае можно использовать в пищу йодированную соль. Или, если врачи порекомендуют, такой распространенный препарат, как йодомарин.
 
Когда с нервной системой удалось договориться, стоит отправиться на официальный сайт ЕГЭ www.ege.edu.ru. Здесь приведены и варианты пробных тестов, есть информация по заполнению регистрационных бланков. Как лучше всего выполнять задания, рассказывает руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по русскому языку (ФИПИ) Ирина Цыбулько: «Выполняйте все задания экзаменационного теста. Постарайтесь набрать как можно больше баллов. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Внимательно читайте формулировку задания! Не прогнозируйте ответ по первым словам формулировки. Четко следуйте инструкциям по заполнению бланков! Думайте о том, что вы обязательно справитесь с экзаменационной работой. Моделируйте ситуацию успеха.
 
Медленно и внимательно читайте текст задания: 90 процентов ошибок – из-за того, что выпускники неправильно понимают вопрос. К примеру, в задании просят выбрать неправильный ответ, а ребята выбирают правильный. На решение одного вопроса не тратьте больше 10 минут. Если оно не удалось с первого раза, лучше переходите к следующему, а к нему вернетесь, если останется время. Помните: правильных ответов может быть и два, и три. Надо аккуратно прописывать буквы и цифры в клеточках. Если клеточек не хватает, спросите у педагога, он подскажет. Вообще не бойтесь спрашивать. Приблизительно через час отвлекитесь и снова разомните руки. Посидите пару минут и просто посмотрите в окно. Проверьте все несколько раз. Лучше проверку начинайте с конца, так больше вероятности заметить ошибку. Главное – не зубрить. Вызубрить все невозможно, а частично – бесполезно. Надо составить схемы, прорешать приведенные на сайте несколько вариантов. И еще надо делать шпоры. Понять, где у вас пробелы, и выписать правила, цифры, уравнения. Это лучший способ запомнить материал. Потом их совсем не надо брать на экзамен, а то выгонят без права пересдачи, если найдут. Когда понадобится, все всплывет в голове».
 
Готовиться к экзаменам, по мнению психологов, лучше с 9.00 до 12.00 и с 15.00 до 18.00. Именно в эти часы мозг находится на пике своих возможностей. Залог успеха на экзамене – спокойствие и уверенность в себе. Самое важное перед началом испытания – собраться. Для этого можно сделать следующее. Сев за парту, потрите ладони, чтобы они разогрелись, потом приложите к солнечному сплетению. Это разгонит кровь и прогонит холод, который и подает сигнал: «Страшно!» Активно поcгибайте и поразгибайте пальцы и помассируйте точку между большим и указательным пальцами – это поможет сфокусировать внимание на заданиях. Если вдруг начинают дрожать коленки, то закройте глаза и представьте себя на своем самом любимом месте с теми людьми, которые вам дороги. И как только в душе появится тепло, смело открывайте глаза и продолжайте выполнять задание.