В карман к российским учителям, не терзаясь угрызениями совести, залезают власти. При расчете отпускных преподавателям перед наступающими летними каникулами финансисты в ряде регионов не стали учитывать тысячу рублей, которая ежемесячно добавляется к зарплате классных руководителей в соответствии с национальным проектом "Образование". О проблеме – газета «Труд» от 15 июня в статье «К Марьиванне залезли в кошелек».
Кстати, и такую прибавку получают далеко не все: если класс укомплектован не полностью, то соответственно уменьшается и вознаграждение за классное руководство - например, до 800, 600 или 400 рублей. А теперь уходящих в отпуск учителей лишают даже этих грошовых сумм. Катализатором странных новаций стала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), находящаяся в ведении Министерства финансов России. 7 мая зам. руководителя службы Н. Малаков направил территориальным управлениям Росфиннадзора специальное письмо N 43-01-02-25/1561 "О правомерности использования средств федерального бюджета на оплату части отпускных, начисленную на сумму выплаченного вознаграждения за классное руководство" (копия документа имеется в редакции). Если перевести с канцелярского на русский язык, то смысл письма таков: прибавку к своей зарплате учителя ежемесячно получать могут, а вот при расчете отпускных об этом надо забыть, если в субъектах Федерации не удастся найти средства на эти цели.
Аргумент такой: в принятом полтора года назад постановлении правительства ничего не сказано об отпускных классным руководителям. Значит, соответствующие расходы из федерального бюджета являются нарушением финансовой дисциплины. Причем это относится и к суммам, выданным ранее.
В ряде регионов указание сверху толкуют так: учителя должны не только меньше получить денег в 2007-м, но и вернуть суммы, "переплаченные" им в 2006 году... Когда читаешь письмо Росфиннадзора, трудно отделаться от ощущения, что оказался в театре абсурда. Преподаватели официально получили за работу деньги, но часть заработанного при расчете отпускных учитываться не может. Бред какой-то... Надо же умудриться так дискредитировать президента, объявившего о поддержке учителей! Случайно или сознательно не появилась в постановлении правительства строчка об отпускных? В любом случае ясно: речь идет об очевидной ошибке. Если так, то надо быстро ее исправить. Вместо этого чиновники начинают замысловатые бюрократические игры. Зачем? Кто в этом заинтересован?
Возможно, для работников Минфина и Росфиннадзора тысяча рублей - сущие пустяки, но для остро нуждающихся учителей, получка которых нередко составляет 4 - 5 тысяч, невыплаченные несколько сотен - деньги. Первым делом педагоги стали звонить в ЦК профсоюза работников народного образования и науки: защитите от произвола! Обращения поступили из Астрахани, Башкирии, Чувашии, Ставрополя, Кабардино-Балкарии, Красноярска... Профсоюзный штаб направил телеграммы президенту Владимиру Путину, премьеру Михаилу Фрадкову, первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву, министру образования и науки Андрею Фурсенко. Прошло две недели. Окольными путями работники ЦК профсоюза узнали, что Дмитрий Медведев дал поручение руководителям Минфина, Минобрнауки и Минздравсоцразвития рассмотреть обращение и направить в регионы необходимые разъяснения. Возникает вопрос: какие? Чиновники ведь не могут корректировать постановление кабинета министров. Удивительно, что первый вице-премьер не обратился в правительство с предложением исправить очевидную ошибку, а отправил бумагу по кругу бюрократической волокиты...
Мы спросили у заместителя руководителя профсоюза Татьяны Куприяновой, соответствуют ли Трудовому кодексу решения региональных финансистов не учитывать при расчете отпускных вознаграждение за классное руководство? «Нет, не соответствуют, - уверена Татьяна Викторовна. - Выплаты за классное руководство являются частью зарплаты. Господин Малаков в письме ссылается на то, что в постановлении правительства не определены источники финансирования отпускных. А по Трудовому кодексу этого и не требуется. Законодатели в статье 139 кодекса дали предельно ясную формулировку: отпускные начисляются, исходя из среднего заработка, - и точка. Мы рекомендовали нашим профсоюзным организациям принять меры, чтобы, во-первых, учителя получили в июне причитающиеся отпускные полностью и, во-вторых, чтобы не было вычетов за якобы незаконно выданные деньги в 2006-м. В заключение скажу, что не перестаю удивляться, как грубо чиновники хотят нарушить права педагогов, которые выполняют такую огромную и важную работу для страны...» В телеграмме, направленной Центральным комитетом профсоюза министру Фурсенко, говорится: "Надо сделать все, чтобы предотвратить возможность социального взрыва в образовательных учреждениях". Непонятно, почему так не любят учителей высокопоставленные чиновники Минфина, а также финансовых служб регионов? Зачем накалять социальный климат на, казалось бы, ровном месте?
******************************
Министр образования и науки Андрей Фурсенко, посетивший недавно Новосибирский государственный технический университет, сообщил несколько приятных новостей для студентов. Во-первых, с 1 сентября 2007 года студенческая стипендия возрастет в полтора раза и составит 900 рублей. Во-вторых, финансирование бюджетных мест увеличится в два раза. Рассказывает газета «Вечерний Новосибирск» от 15 июня в заметке «Хорошие новости от министра».
Правда, увеличение финансирования бюджетных мест произойдет за счет их сокращения. В первую очередь будут сокращены места в педагогических университетах, так как, по статистике, лишь 8–30 процентов выпускников педвузов идут работать по специальности. Также в очередной раз будут сокращены не востребованные на рынке труда специальности юристов и экономистов. В общей сложности сокращение будет невелико — всего три процента. Для абитуриентов оно пройдет незамеченным, так как количество выпускников школ в следующем учебном году по сравнению с нынешним снизится на 9 процентов. Тем более что в ближайшие три года число мест на специальностях, связанных с транспортом, авиацией, добычей полезных ископаемых, наоборот, увеличится.
Жизнь студентов также планируют облегчить за счет внедрения системы «бакалавриат — магистратура». По мнению Андрея Фурсенко, из программ бакалавриата нужно убрать присутствующее сейчас большое количество конкретных знаний. Главное — научить студентов учиться: «Бакалавр может на 100 процентов не соответствовать ни одной специальности, но при этом он должен на 95 процентов соответствовать 20 специальностям». Это обусловлено тем, что экономика, как выяснилось, может прогнозировать рынок труда максимум на 2–3 года. А обучение в вузе сейчас длится 5–6 лет. Кроме того, унификация вузовских программ должна дать возможность бакалавру из определенного вуза поступать в магистратуру любого другого вуза. Сейчас такое практически невозможно.
По словам министра, государственная политика сегодня направлена на предоставление высшим учебным заведениям большей свободы в плане формирования учебных программ, на интеграцию высшей школы и науки. Сейчас в правительстве готовится закон, который предоставит право отдельным вузам самостоятельно составлять учебные программы и распределять денежные средства. Государство и далее намерено развивать здоровую конкуренцию в сфере высшей школы. Финансовая самостоятельность, предоставленная университетам и академиям, подразумевает пересмотр устаревших подходов к научной работе, иные требования к профессорам.
В этом же номере газеты в статье «Как стать студентом?» публикуются некоторые цифры из жизни новосибирских выпускников – будущих студентов.
В этом году школы Новосибирска проводят во взрослую жизнь 11 тысяч 216 выпускников. Золотые и серебряные медали «За особые успехи в учебе» должны получить предположительно четыреста семьдесят пять выпускников (включая сельских школьников), если они, конечно, подтвердят свои знания на выпускных экзаменах, которые должны закончиться в ближайшее время. Кстати сказать, новосибирские одиннадцатиклассники уже отлично проявили себя, установив рекорд по сдаче единого государственного экзамена по русскому языку, который в этом году был обязательным экзаменом. Двести три умницы «умудрились» набрать по ЕГЭ высшую отметку — сто баллов. Что касается ЕГЭ по математике, то его выбрали восемьдесят процентов наших выпускников и, судя по результатам скоростного мониторинга, сдали его весьма успешно. Остальные предпочли ЕГЭ по истории, химии и биологии.
Выпускные экзамены продолжаются, но, несмотря на усиленный мозговой штурм, ребята уже задумываются о будущем и, параллельно выпускным, готовятся к вступительным экзаменам в вузы.
А продолжить образование есть где: в Новосибирске сорок три высших учебных заведения. Из них семнадцать вузов — государственные плюс восемь филиалов, а остальные занимаются обучением студентов только на платной основе. Всего в этих заведениях учатся 137 тысяч счастливчиков.
В этом году штурмовать вузовские высоты намерены тридцать две тысячи выпускников. Из них шестнадцать тысяч приедут к нам из других городов и будут конкурировать с нашими ребятами. Кстати, тем, кто собрался в модные нынче юристы и экономисты, надо подумать над тем, что этих спецов сейчас в России явный перебор.
Одно бюджетное место в вузе обходится государству в пять тысяч рублей в месяц. Именно на такие расценки и ориентируются при определении платы за учёбу: стоимость годового обучения обычно варьируется от сорока до пятидесяти тысяч рублей за два семестра. Самый дорогой в этом плане вуз — НГУ: учёба на небюджетном месте обходится студентам, а точнее — их родителям от пятидесяти до семидесяти тысяч рублей. Поэтому все-таки лучше постараться как следует напрячь свои мозги и попытаться поступить на бюджетное место.
****************************
«Московские новости» от 15 июня в материале «Нужен "новый курс"!» публикуют мнение члена-корреспондента РАО Александра Абрамова по поводу ЕГЭ и прочих образовательных государственных инициатив. Россияне, по данным доклада ЮНЕСКО, опубликованного на прошлой неделе, ежегодно отдают в качестве взяток за поступление в вузы 520 млн долларов. Доклад охватывает ситуацию в 60 странах мира и уделяет особое внимание хищению денег, выделенных на образование, подкупу чиновников, выдающих образовательные лицензии.
«Коррупция - следствие образовательной политики, которая проводится в России в последние годы. События, произошедшие на днях, - тому свидетельство. Начну с того, что Комитет по образованию и науке Госдумы провел круглый стол, где обсуждался проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с установлением обязательности общего образования". В прилагаемой пояснительной записке есть примечательная фраза: "Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных затрат из бюджетов всех уровней, так как общая численность выпускников девятых классов в результате демографических процессов снижается на несколько сотен тысяч человек в год... В 2008 г. по сравнению с 2004 г. прогнозируется сокращение выпуска из девятых классов на 38,8%". Здесь-то и зарыта собака! Если сохранять систему общего образования в нынешнем плачевном состоянии, то дополнительных затрат действительно не потребуется. Но если всерьез думать о повышении качества обучения, то нужна серьезная программа действий, рассчитанная лет на десять и имеющая свою цену, сегодня совершенно неизвестная.
Мы имеем опыт перехода к обязательному общему среднему образованию: в СССР после принятия соответствующего закона (1973 г.) была реализована долгосрочная программа, привлекшая немалые финансовые и административные ресурсы. Однако итоги нельзя назвать удачными: массовость возросла, но качество снизилось и, в частности, расцвела процентомания. Велика опасность того, что на новом витке движения к благородной цели мы вновь столкнемся с имитацией бурной деятельности. Внятной концепции новой школы и форм получения полного общего образования не существует, нет и долгосрочной программы действий. Такого рода опасения и были высказаны на заседании круглого стола. Председатель комитета Николай Булаев заверил, однако, что регулярные консультации с представителями общественности и профессиональными сообществами будут продолжены, графика принятия закона нет; торопиться никто не будет. Но это не соответствует действительности. Статья 7 проекта гласит: "Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2007 г.". В связи с этим, как нам известно, второе-третье чтения пройдут уже в начале июля. Возникает вопрос: можно ли принимать закон, затрагивающий интересы всего общества, в крайней спешке и без широкой дискуссии? Кстати, по аналогичной схеме проходит и закон о магистратуре и бакалавриате.
Все мы помним, как в начале года, несмотря на отсутствие концепции, полного отчета об итогах семилетнего эксперимента и наличие большого числа оппонентов, был спешно принят к повсеместному внедрению в 2009 г. "закон о ЕГЭ". Большие сомнения в честности его проведения возникали и ранее - некоторые регионы и школы показывали неправдоподобно высокие результаты: 100 балов из 100 возможных. Однако эти факты не были расследованы. На днях дискуссии обострились вновь - после сообщения о том, что за 10 часов до начала экзамена по русскому языку текст и ответы были размещены в интернете. Злоумышленника быстро нашли и "приговорили" к пересдаче ЕГЭ. По версии руководителя Федеральной службы в сфере образования Виктора Болотова, один из учеников ухитрился похитить так называемый секьюр-пак, добыл тексты заданий и опубликовал ответы. По отзывам специалистов, это невозможно: требуется серьезная многочасовая работа бригады профессионалов. Есть и другая версия: вопросы и ответы были куплены. У кого? Насколько распространена такая практика? Ответ - дело следствия, итоги которого должны быть обязательно обнародованы, ведь ставки высоки: речь идет о новом порядке массового поступления в вузы. Однако, не дожидаясь результатов расследования, Болотов заявил, что обращение к президенту группы учеников об аннулировании итогов экзамена не будет удовлетворено.
На мой взгляд, эти два эпизода объединяет одно: порочность системы принятия решений, характерная для проводимой реформы школы. У нее есть несколько особенностей: господство административного ресурса (решающую роль играют не профессиональные сообщества, а чиновники, умело продавливающие сырые решения), крайнее ограничение дискуссии и полная безотчетность. И все-таки появилось основание для завершения статьи на оптимистичной ноте. На днях произошло еще одно событие - выступление первого вице-премьера Сергея Иванова на Петербургском экономическом форуме, где были обозначены конкретные крупные цели - вхождение России к 2020 г. в пятерку экономически развитых стран, быстрый рост высокотехнологичных отраслей, рост доли среднего класса до 50%. Оптимизм основан на двух обстоятельствах. Необходимое условие реализации нового проекта - опережающее развитие системы образования, науки и культуры. Тем самым они не на словах, а на деле выдвигаются в число главных приоритетов. Кроме того, проблему количественного роста среднего класса нельзя решить, если подавляющее большинство преподавателей будут обречены оставаться в классе "много ниже среднего".
Таким образом, очевидно логическое следствие провозглашенного нового курса - принципиально новая образовательная политика, рассчитанная на ближайшие 15-20 лет. Разработка контуров такой политики - дело в высшей степени сложное. Необходим поэтому и честный анализ ситуации, и просчитывание возможных вариантов действий. Итоги "мозгового штурма" можно было бы подвести на Чрезвычайном съезде работников образования. Последний съезд собирался давно, почти 20 лет назад, в 1988 г»
********************************
«Парламентская газета» от 14 июня продолжает обсуждение государственных образовательных инициатив к уже более резких тонах. Об этом – авторский материал газеты под названием «ЕГЭхнулись».
«Не устаю восхищаться несгибаемыми оптимистами. Бесспорный лидер среди них, конечно же, Михаил Зурабов. Почитай, все взрослое население страны его тихо или даже громко, мягко говоря, недолюбливает, критикуют его и снизу, и сверху, и сбоку, а он, стоически перенося хулу, продолжает генерировать новые идеи. Зурабов — вне конкуренции. Но есть и другие достойные. Как сообщило агентство «Росбалт», Андрей Фурсенко заявил на днях, что подведомственное ему Минобрнауки намерено неустанно совершенствовать систему оценки знаний выпускников российских школ в рамках Единого государственного экзамена, для краткости не слишком благозвучно именуемого ЕГЭ. «У нас есть идеи на этот счет, а также идеи по системе оценки знаний выпускников», — многообещающе заявил министр, комментируя проделку школяра из Ленинградской области, который накануне официального тестирования разместил в Интернете ответы на вопросы ЕГЭ по русскому языку.
Трудно сдержать чувство гордости от того, что у нас не перевелись криминально-гениальные школяры, способные проникнуть в помещение, где, надо полагать, в сейфе хранился объемистый вопросник, скопировать его и в предельно сжатые сроки абсолютно правильно ответить по всем его пунктам. Иное и предположить трудно, поскольку ответы, надо полагать, хранились в другом месте. Министр, судя по сообщению агентства, не выразил в связи с инцидентом ни восхищения, ни сожаления. Он заметил, что и при старой системе экзаменов существовала утечка информации. Например, были заранее известны темы выпускных сочинений. «Но если раньше эта информация могла быть передана в лучшем случае по телефону, то сегодня у нас есть Интернет», — напомнил он. Так-то оно так, да не совсем. Даже если темы сочинений стали известны заранее, даже если они появились в Интернете, наконец, даже если там же оказались готовые тексты, школьники по всей стране не станут, ничтоже сумняшеся, перекатывать их, как раньше говорили, «под копирку». Сочинение потому так и названо, что предполагает сочинительство, а не проставление галочек в соответствующих графах.
Что можно выявить с помощью галочек? В своем Отечестве пророков, как известно, нет. Потому приведем мнение заокеанского специалиста, ведь именно американский опыт вне зависимости от его качества мы так любим копировать. Говоря о тестах как таковых, Марк Зелман из знаменитого Принстона, представляющий Службу образовательного тестирования, откровенно признает: «Они по сути своей не требуют от испытуемого сообразительности или креативности и устроены по принципу проверки воспроизведения информации или проверки владения стандартными алгоритмами». Попугай тоже способен воспроизводить информацию. Сомневаюсь, что для математика или химика владение стандартными алгоритмами служит достаточным условием его будущей продуктивной деятельности. Тем более не представляю, каким образом данное понятие может быть применимо в гуманитарной сфере. Если, разумеется, речь не идет о знании базовых правил грамматики.
Впрочем, даже если отбросить такие высокие материи, как сообразительность и креативность, которые не везде и не всегда поощряются, американская система образования, мягко говоря, далека от совершенства. В 2005 году (более свежих данных найти, к сожалению, не удалось) по уровню грамотности США довольствовались весьма скромным 49-м местом в мире. Не думаю, что за полтора года ситуация претерпела радикальные изменения. Как писала по этому поводу «Нью-Йорк таймс», американские молодые соискатели рабочих мест настолько безграмотны, у них отсутствует так много простейших навыков, что тамошние компании тратят 30 миллиардов долларов в год на их доучивание. Конечно, остроту ситуации во многом сглаживают многочисленные хорошо образованные иммигранты, в том числе и выходцы из России. Однако, если переориентированные на воспроизведение информации и алгоритмов, они в ближайшем будущем перестанут быть востребованы за рубежом и покидать пределы Отечества, это едва ли послужит для нас большим утешением.
Кстати, сами американцы из собственного невеселого опыта уже извлекают кое-какие уроки. Как свидетельствует статистика, у нас маятник образовательной ориентации все значительнее отклоняется в сторону «физиков». «Лирики» опять, как некогда, в загоне. Зря, между прочим. В Штатах идет обратный процесс. Кое-кто из студентов американских колледжей сегодня в дополнение к математике изучает историю изобразительных искусств или теорию Фрейда помимо профильной физики. И число приверженцев столь неожиданных на первый взгляд вариантов симбиоза знаний растет, как и число выбирающих историю или философию в качестве основного предмета. Американцы поступают так вовсе не для того, чтобы на досуге изучать древние манускрипты или блистать эрудицией в телевикторинах. Социологи считают, и жизнь подтверждает это: гуманитарное образование — основное или дополнительное — обеспечивает хорошие навыки письменной и устной речи, развивает коммуникабельность, которые становятся залогом успеха и карьерного роста практически в любой сфере деятельности.
Искусство руководителя, по мнению американских социологов, — это прежде всего умение доходчиво и убедительно донести до подчиненных суть того, что от них требуется. Человеку, не умеющему организовать и толково изложить собственные мысли, каким бы знатоком производственных технологий он ни был, это не под силу. Вот почему гуманитарии в рядах топ-менеджмента американских компаний, даже сугубо промышленных, совсем не редкость. Сомневаюсь, правда, что они из числа тех, кого с помощью тестов натаскали на некреативное запоминание дат, названий и имен исторических и литературных персонажей».