На очередном заседании Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту сенаторы рассмотрели сразу два вопроса, касающиеся проблем образования, сообщает «Парламентская газета» от 8 июня в заметке «Учись, а потом доучивайся».
В первом случае поправки членов Совета Федерации касались закона об обязательном общем образовании, принятом в первом чтении 16 мая этого года. Согласно ему, если кто-то из учеников по каким-либо причинам не успел до семнадцати лет получить документ об общем образовании, то это право за ним остается до достижения 20 лет. Однако сенатор Игорь Смирнов предложил корректировку: «До 18 лет человек может доучиваться очно, последующие два года — заочно, по вечерней форме обучения или через экстернат. Цель поправки — избежать столкновения разных возрастных групп. Единственные, кому можно сделать исключение, — дети из интернатов. Также предлагается сохранить возможность получения общего образования осужденными, для которых может быть организовано обучение в колонии». Сенаторы коллегу поддержали.
Второй «образовательный» пункт повестки заседания касался учащихся вузов. С переходом на новую систему (бакалавриат — 3—4 года, магистратура, аспирантура) нужно определиться, сколько на первом этапе высшего профессионального образования учиться спортсмену или тренеру. Мнение сенаторов — не менее четырех лет. Такой же временной ценз введен для всех творческих профессий. Трехгодичный цикл, по мнению председателя комиссии Виталия Мутко, напоминает формулу «взлет — посадка»: «Особенно это касается будущих наставников, которым нужно охватить большой спектр знаний из разных отраслей. По три года в техникумах обучают, а здесь речь идет о получении диплома бакалавра». Негативно высказался по поводу новой ступенчатой системы Игорь Смирнов: «Ее введение может «выбить» инженеров. Раньше, после пяти с половиной лет обучения, на заводы приходили готовые технологи и сразу включались в процесс. Сейчас такую возможность могут получить процентов двадцать одаренных людей, которые идут в магистратуру. А остальные 80 процентов, извините, недоучек будут выброшены на рынок труда. Многие предприятия, таким образом, могут остаться без квалифицированных инженеров».
На заседании были также одобрены поправки в закон о бюджете. Первая касается увеличения расходов на организацию работы с молодежью, которые должны вырасти за три года с 700 млн рублей до 1,2 миллиарда. Вторая связана с ежедневной нормой проживания спортсменов во время сборов, выездов на международные матчи. В течение последних двух лет она не индексировалась. Согласно третьей поправке предлагается привести оплату труда тренеров и спортсменов в соответствие с Единой тарифной сеткой.
***********************************
Четыреста учеников рассказовской средней школы номер восемь пока не знают, вернутся ли они после каникул в свое учебное заведение. Не знают этого и их родители, и педагоги. О проблеме - «Российская газета» от 8 июня в материале под заголовком «Закрытый урок».
Третий год рассказовская муниципальная школа 8 работает "под угрозой модернизации". Точнее, под угрозой закрытия, хотя администрация города предпочитает говорить об уплотнении и укрупнении, предусмотренном национальным проектом "Образование". Базовой предполагается сделать школу 10, рассчитанную на полторы тысячи учащихся. Туда частично и переберутся ребята "проблемной" школы, а перед остальными распахнутся двери школы 1.
Рассказовский городской Совет народных депутатов сначала принял схему, предложенную администрацией города. Но когда родители учеников обратились к депутатам с открытым письмом, народные избранники сыграли отбой - 27 апреля 2007 года сессия горсовета "предложение администрации о реорганизации школ в форме слияния" отклонила. Но, похоже, до лучших времен вопрос, закрывать школу или нет, остается открытым. Помимо этого родители направили письмо в Федеральное агентство по образованию. Оттуда его "спустили" в управление образования и науки Тамбовской области, снабдив туманной формулировкой: "Просим рассмотреть обращение родителей в соответствии с п.2 ст.5 Закона РФ "Об образовании" - государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, при необходимости принять соответствующие меры, дать ответ авторам и управлению".
Родители и педагоги школы 8 полагают, что социально-экономические условия для учебы их детей ухудшатся, а власти города возражают - нет, улучшатся. «На мой взгляд, - приводит свои доводы преподаватель русского языка и литературы Ольга Фролова, - власти города стараются достигнуть своих целей, прикрываясь красивыми и умными словами о модернизации системы образования. За нашу школу мы бьемся не первый год, но нынешняя волна нападок сильнее, и юридически она подготовлена более грамотно. Сыграл свою роль и тезис городской администрации: реализация программы привлечет в местный бюджет деньги. Правда, когда депутаты детально вникли в проблемы городского образования, они отклонили предложение о слиянии. Но точка еще не поставлена».
Но административная стратегия не заставила себя ждать. После сессии "проблемную" школу посетили с проверками две областные комиссии, и выяснили, что хуже школы в городе нет! А городские власти тем временем всеми возможными способами пытаются примирить жителей города с мыслью, что закрытие школы 8 неизбежно. «Если это случится, - продолжает Ольга Фролова, - то будут нарушены права почти четырехсот детей. При переходе в другую школу им придется учиться в две смены, разрушится сложившийся педагогический коллектив, да и родители учащихся категорически не согласны с такой модернизацией. И наконец, нарушается принцип прозрачности - полной информации, касающейся состояния школы, не получают ни депутаты, ни родители, ни педагоги. Отдел образования, говоря об отсутствии средств на содержание здания школы, так и не ответил на письменный запрос родителей о распределении средств на городские школы за последние три года. Что за интерес движет городской администрацией, почему его заложниками становятся дети?»
По городу ходят слухи, что здание школы местные власти намерены то ли продать под офис крупной фирме, то ли продать-передать Тамбовскому государственному университету имени Г. Державина под филиал. В областном управлении образования считают, что модернизацию учебных заведений муниципальные власти должны строить с учетом демографических прогнозов. Что ж, давайте учтем и построим. В Тамбове, например, в школах "посадочных" мест пока хватает. А вот в дошкольных образовательных учреждениях уже тесно. В 45 детских садах из 55 действующих количество воспитанников превышает норму. Список очередников на место в детском саду приближается к трем тысячам, а в выпускных группах детей вдвое меньше. Путем сложения и вычитания легко спрогнозировать, что через четыре года школяров в Тамбове станет на полторы тысячи больше, чем в нынешнем году.
Похожая статистика характерна и для Рассказова, хотя он и остается одним из самых проблемных городов Тамбовской области. Высокая безработица, низкие доходы населения, мертвые градообразующие предприятия, мужское население, зарабатывающее на жизнь отхожими промыслами. С учетом этого можно было бы принять сторону власти, если бы не одно обстоятельство - в Рассказове детские сады тоже переполнены, рождаемость в городе растет. Пройдет три-четыре года и - дети в школу собирайтесь. И придется "путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий" уплотнять школы в нарушение всех норм, вводить двухсменку, а то и трехсменку. Но это случится завтра, а сегодня очень хочется попасть в программу комплексного проекта модернизации образования, на которую Тамбовской области приказом Минобразования РФ от 30 марта 2007 года на этот год из федерального бюджета выделено почти 146 миллионов рублей. И власти Рассказова, похоже, делают все возможное, чтобы попасть в программу хотя бы путем "уплотнения и укрупнения школ".
***********************************
В ХХI веке знание, образование, наука могут пасть жертвами коррупции, если государства не примут решительных мер против этого зла. Такой вывод делают авторы доклада ЮНЕСКО, который представлен в парижской штаб-квартире этой специализированной организации ООН. Рассказывает «Новая газета» от 7 июня в статье «Взятки истребят как класс, так и вуз».
Воруют бюджетные средства, выделяемые на образование, мошенничают с оценкой знаний и талантов везде — в бедных странах Африки и Южной Азии и богатой Америке, в коммунистическом Китае и демократической Европе. Свои особенности — на постсоветском пространстве. Правда, Россия лишь вскользь упоминается на более чем 300 страницах солидного исследования под названием «Коррумпированные школы, коррумпированные университеты — что делать?». Видимо, с коррупцией в нашей системе образования больших проблем нет. Читаем пространные заметки о результатах опросов среди студентов Молдавии, Болгарии, Хорватии и Сербии, ректоров и деканов частных вузов Украины, о том, как борются против коррупции в университетах Китая, Южной Кореи, как торгуют экзаменационными билетами в Шотландии, какие жесткие наказания введены законами некоторых штатов США.
Везде народное образование — один из самых больших кусков пирога публичной сферы: 20—30 процентов бюджетных расходов. То есть за него платит все общество, а пользуются только учебные заведения и учащиеся. Точнее, им-то общество и платит, желая иметь образованную элиту, но значительная часть средств до конечного потребителя не доходит, разворовывается по пути. До 80 процентов. Возмущается по этому поводу в основном налогоплательщик развитых стран, сознавая себя обворованным, а в бедной Африке или на постсоветском пространстве он привычно молчит.
По определению ЮНЕСКО, есть политическая коррупция, когда для получения места в администрации или других льгот требуется не уровень знания, а членство в нужной партии. Есть законодательная коррупция, когда парламентарии продают голоса лоббистам из бизнеса. Есть административная, когда чиновник за взятку подписывает с частником контракты или дает налоговые льготы. Бюрократическая, когда бюрократу приплачивают, чтобы ускорить прохождение бумаги или, наоборот, затормозить судебное расследование. Это не обязательно наличность: протекция, особое отношение. В развитых рыночных экономиках и западных демократиях наибольший урон общественному карману приносят заключенные за взятку, без конкурса контракты на строительство, ремонт и содержание школьных и университетских зданий, за поставку наглядных пособий и даже школьных завтраков. В странах с «государственническими» традициями главное зло — «мошенничество в академической сфере». Проще говоря, торговля оценками, местами в вузах, дипломами, диссертациями. Не нам объяснять, что это такое. Справедливости ради надо заметить, что и в Америке можно купить в интернете готовую дипломную работу.
Доклад ЮНЕСКО дает некоторые рецепты защиты системы образования от коррупции. Главный и универсальный — открытость, учет, плюрализм и общественный контроль. Если преподаватели, учащиеся и родители будут знать, что им выделяют из казны и как это расходуется, они не дадут себя дурить. Второе — привлечь независимых исполнителей или бесстрастную информатику туда, где простой смертный может не устоять перед соблазном. В числе положительных примеров упомянуты Киргизия и Азербайджан, Украина и Грузия. В Киргизии прием единого выпускного экзамена с 2003 года доверен независимой, более того, иностранной компании, «Drummond and De Young». Результаты понравились самым широким слоям населения страны: это обеспечило справедливый прием в вузы и справедливое распределение стипендий. Азербайджан создал независимую комиссию по приему в вузы. Там все поручено бесстрастному компьютеру: от составления тестов, обработки результатов до оповещения абитуриентов об их зачислении. Похожие меры стали недавно вводить Украина и Грузия. Про Россию в докладе ЮНЕСКО написана единственная привлекающая внимание фраза: «Взятки настолько поразили институты, что они практически разрушаются».
********************************
Шпаргалки превратились в один самых доходных видов издательского бизнеса, сообщает газета
«Новые Известия» от 9 июня в статье
«Шпорное решение». Сайты с ответами на экзаменационные вопросы попадают в десятку самых читаемых страничек в Интернете. В книжных магазинах не протолкнуться у полок с краткими пересказами классической литературы. Вездесущие спекулянты стоят почти у каждой станции метро с табличкой – «Продам решебник Шестакова». Бизнес на шпаргалках переживает сезонный бум.
Если раньше, чтобы списать на уроке, надо было всю ночь корпеть над учебниками, составляя «шпоры» и «бомбы», то нынешнему поколению выпускников школ и абитуриентов их можно просто купить. Впрочем, назвать решебники панацеей для ленивого ученика нельзя. Никаких проверок эти издания не проходят, а потому количество ошибок в них просто зашкаливает. А ведь на вступительных экзаменах в вуз одна неправильная запятая в цитате может стать фатальной. Эксперты убеждены: не так страшно то, что студенты и школьники списывают, как то, что они подходят к этому процессу все менее ответственно. Написание шпаргалок – вещь, в сущности, полезная. Работает моторная память, и материал запоминается лучше. К тому же изготовление «шпор» сопряжено с поиском новой информации, что также улучшает качество подготовки. Но напечатанные полиграфическим способом готовые ответы, по мнению педагогов, – настоящая диверсия в системе образования, которая год от года приобретает все больший масштаб.
Сейчас же, по данным социологов, школьники используют решебники не для того, чтобы самостоятельно готовиться, а для того, чтобы быстро сдуть ответы на урок. Всего 36% учеников готовят домашние задания без подсказок. Более половины (58%) опрошенных школьников списывают домашние задания со страниц соответствующих сборников. Причем 30% из школяров-лентяев обращаются к помощи готовых домашних заданий регулярно, а 34% – время от времени, если не могут справиться с задачей собственными силами или им «просто лень». Отделы со шпаргалками в столичных магазинах «Библиоглобус» и «Педкнига» в канун вступительных экзаменов превращаются в настоящее поле боя. Уже к середине дня купить заветные ответы на экзаменационные задания для абитуриентов невозможно. Их можно найти разве что у перекупщиков. Правда, у них спасительные брошюры стоят в пять, а то и в десять раз дороже. За невероятно популярный решебник Шестакова просят аж 500 рублей, хотя в магазине тоненькую книжицу можно купить всего за 50.
Выпуск всевозможных решебников приносит огромную прибыль издательствам, убеждены эксперты. Тираж сборников ответов обычно составляет не менее 10 тыс. экземпляров. И это если не учитывать дополнительный тираж, который, как правило, не афишируется. Издатели нередко экономят на качестве бумаги и краске, справедливо рассчитывая, что дольше одного года решебником пользоваться никто не будет. К каждому новому задачнику, утвержденному Минобразования, моментально выпускается ответник. Если отпускная цена решебника объемом 70 страниц составляет максимум 30 рублей, то в магазине его дешевле чем за 150 уже не найти. «Рентабельность их составляет 500%, – рассказал доктор экономических наук Никита Кричевский. – Товар сезонный, так что где-то четыре-пять раз в год издательства получают потрясающие деньги. Спрос на решебники подогревается огромным количеством учебников и задачников, которые централизованно закупаются всеми школами страны».
Не меньший размах приобретает и бизнес на виртуальных шпаргалках. Несколько лет назад был создан сайт «решебник.ру», где несколько преподавателей вузов за определенную плату предлагают решить за студентов любую задачу или найти ответ на интересующий вопрос теста. В пору вступительных экзаменов сайт попадает в десятку самых посещаемых страничек российского Интернета. Минимальная цена за одно решение составляет 15 рублей. Чем труднее задача, тем выше стоимость ответа на нее. Минимальная сумма заказа составляет 100 рублей. На сайте оставляется заявка с задачей, сроками исполнения и контактами студента. После этого студент должен перевести деньги через «электронный кошелек», по телеграфу или почтой. И только после прохождения всех процедур готовое решение присылается на электронную почту.
«За день мы регистрируем около полутора тысяч уникальных посещений, – рассказал руководитель проекта Дмитрий Роганов. – Студенты присылают нам свои задания и через некоторое время получают готовый ответ. Однако если студент не сдает зачет, используя наши решения, чаще всего виноват он сам. Нельзя просто прийти к профессору и кинуть на стол расчет. Нужно хотя бы немного знать предмет, уметь объяснить процесс решения задачи». Эксперты убеждены: интернет-шпаргалки – просто рай для желающих подзаработать. За 2006 год в вузы поступили всего около 7,1 млн. студентов. И, если хотя бы 10–15% из них обратятся за подсказкой к сайтам, то речь может идти о сотнях миллионов рублей. И это только по одному предмету.
Педагоги хватаются за голову: сегодня обленившиеся школьники и студенты не желают хотя бы творчески переработать готовые домашние задания. Ученик думает, покупая дорогой решебник, что за такие деньги тут точно все правильно, и спокойно копирует текст. «Я принесла на экзамен готовые ответы по алгебре. Сначала сама решили все примеры, потом начала проверять по книге, – поделилась с ученица одной из московских школ Дарья Куликова. – В одном из примеров ответ не совпал, и я решила заменить свой вариант вариантом из шпаргалки. Но уже в классе выяснилось, что в решебник просто закралась ошибка, которая стоила мне четвертной оценки». Все тайное рано или поздно станет явным, предупреждают педагоги. «Составители таких книг очень любят использовать литературные штампы и выражения, характерные для взрослого, образованного человека, – объяснила учитель русского языка и литературы школы № 775 Оксана Прохорова. – В некачественных изданиях часто встречаются грубые ошибки, которые автоматически переносятся в тетрадь».
Ошибок в готовых заданиях действительно великое множество. Составляют сборники сочинений и решенных задач нередко студенты первых курсов, уровень знаний и старания которых оставляют желать лучшего. Кроме того, готовые домашние задания выпускаются без методического и издательского контроля. «Решебники, сборники готовых домашних заданий и сочинений не проходят нашу экспертизу, потому что нет нормативного документа, определяющего эту процедуру, – сообщили в пресс-службе Министерства образования и науки. – Отношения к образованию такие издания имеют мало, так что гарантировать достоверность предоставленной информации мы не можем».
Вот и встречаются в сочинениях перлы вроде «кровавого подбородка» вместо «подбоя» на плаще Понтия Пилата, «сверенное чудовище» вместо «свирепое», «Ночным светом и молвой они забыты» вместо «Но ныне светом…». Не отстают от сочинений и краткие пересказы произведений из обязательной программы по литературе. Герой в кратких пересказах нередко умирает раньше положенного срока. Анна Каренина становится Аллой Карелиной. Евгений Онегин, «приехав, застает дядю уже покойным». А в пересказанной «Анне Снегиной» Есенина «автор выходит с сеновала, смотрит на окружающую его величественную природу, вспоминает, что из-за войны на земле теперь столько «уродов и калек», чувствует несоответствие между этими двумя вещами».
Ошибки в решебниках могут стать для ученика поистине судьбоносными, если речь идет о вступительных экзаменах в вуз. Так, например, на многих гуманитарных факультетах за ошибку в цитате снижают балл. И именно его потом не хватит, чтобы поступить на бюджетное отделение. Искать виноватого в этом случае бесполезно. «Если на книге не стоит гриф Министерства образования, то формально она не является учебником, – пояснил юрист Сергей Шевченко. – И, если вдруг в ней находится ошибка, повлиявшая на оценку на экзамене, то ученик не сможет предъявить претензии автору такого учебного пособия или издательству. Автор книги заявит, что все содержащееся в ней – это его личное мнение, и будет прав».
Засилье решебников заставляет учителей соревноваться в изобретательности с учениками. В одной из московских школ учитель ОБЖ требует сдавать рефераты, написанные от руки. Логика ясна: хоть что-нибудь из переписанного текста, пусть даже он родом из Интернета, да запомнится. В другой школе учителя требуют читать рефераты по химии на скорость. Если ученик начинает запинаться, путаться и хохотать на фразе «гомополярная связь», значит, работу писал не сам. Кто-то устраивает мини-проверочные в начале каждого урока – по задумке педагогов, у самостоятельно выполнивших домашнее задание трудностей возникнуть не должно. А в ряде технических вузов написанную от руки шпаргалку просто отнимут, а за напечатанную удалят с экзамена.
Впрочем, эти меры вряд ли смогут полностью вытеснить готовые шпаргалки из учебного процесса. Эксперты убеждены: с каждым годом тиражи подобных изданий будут расти. Связано это с переходом на систему тестирования знаний в школах и институтах. Тесты меняются и дополняются едва ли не каждый год, так что ленивым и отстающим учащимся придется постоянно бегать за новыми версиями решебников.