ОБЗОР ПРЕССЫ № 232

29 мая 2007
Выпускники школ и техникумов получат документы нового образца – сообщает «Российская газета» от 22 мая в материале под названием «Закодированный аттестат». Новые формы документов гособразца об уровнях образования утверждены минобрнауки. Срок их введения - первое мая, но с учетом начала массовой выдачи - середина июня.
 
«В соответствии с поправками в Закон "Об образовании" от 31 декабря аж 2005 года у нас за обеспечение документами об образовании школ, ПТУ и колледжей, имеющих государственную аккредитацию, отвечают регионы, - рассказала заместитель начальника отдела общего образования Минобрнауки России Татьяна Бешененко. - В связи с этим министерство разработало новые формы документов». Во все уголки России отправлены описания и эскизы новых документов. Так, например, обычный аттестат о среднем (полном) общем образовании (для выпускников 11 классов) представляет собой бланк, наклеенный на обложку, форматом 220х160 миллиметров в развернутом виде со сгибом по середине. Обложка аттестата изготавливается из ледерина темно-синего цвета. Надписи и изображение Государственного герба Российской Федерации на обложке выполняются тиснением фольгой серебристого цвета. Все аттестаты имеют нумерацию, состоящую из 11 символов.
 
Надо сказать, что теперь документы будут отличаться по цвету корочки. Если одиннадцатикласснику, не получившему ни золотую, ни серебряную медаль, выдадут на выпускном вечере синюю корочку, то медалисты получат аттестат в обложке вишневого цвета с тиснением золотистой или серебристой фольгой. Для тех, кто прощается со школой после 9 класса, - своя расцветка: в основном это будет документ темно-кофейного цвета, а надписи и герб - из синей фольги. А вот у отличников основного общего образования - зеленая корочка с бронзовым тиснением. Однако весь фокус вовсе не в том, что цветовая гамма аттестатов становится веселее и разнообразней. А в чем тогда? Приемным комиссиям вузов и учреждений начального и среднего профобразования придется теперь несладко: отныне по России будут "ходить" 2 вида аттестатов и дипломов НПО и СПО, отличающихся друг от друга по цветовой гамме и методам защиты. Но оба они - настоящие и действительные.
 
«Долгое время поставщиком всех документов о государственной аттестации было ФГУП "Гознак", - объясняет Татьяна Бешененко. - Но в соответствии с законом N 94-ФЗ изготовитель и поставщик бланков определяются субъектами РФ самостоятельно на конкурсной основе. Сейчас в России более 20 организаций имеют лицензию на изготовление защищенной от подделок полиграфической продукции и торговлю ею. И все они могли участвовать в конкурсе. К счастью, этого не случилось, и регионы выбирали лишь из двух компаний - ФГУП "Гознак" и ЗАО "Концерн Знак". В результате примерно 70 процентов документов поставляет в регионы "Гознак" и 30 - "Концерн Знак". А представьте, какая бы путаница началась, если бы компаний было куда больше? Но возникает и другой вопрос: почему же один и тот же документ должен выглядеть по-разному? Ответом служит приказ 14Н Министерства финансов РФ, который запрещает лицензиатам готовить совершенно одинаковую продукцию. То есть сознательная разница в цветах - это норма. В приемные комиссии уже направлено письмо с разъяснениями, а на сайте минобрнауки вывешены образцы дух видов аттестатов для каждого уровня образования».
 
Новые аттестаты имеют около 20 различных методов защиты от мошенников, наживающихся на подделке документов. «До сих пор у аттестатов старого образца было всего две степени защиты - самая нехитрая "сеточка" (используется при производстве банкнот) и порядковый номер, - рассказал заместитель гендиректора ЗАО "Концерн Знак" Евгений Федоров. - Давно пора было увеличить и ужесточить "оборону".
Один из новых видов защиты - код региона, первые две цифры из 11 символов, о которых мы уже говорили. У каждого региона - собственный номер. Например, у Москвы это 77, а Владимирская область - 33. Если же учебное заведение финансируется из федерального бюджета, а, как правило, это школы при тюрьмах и колониях (но их, заметим, единицы), в аттестате ставится код 90 - Российская Федерация. Если раньше можно было, условно говоря, своровать бланк в Мурманске и выдать его за аттестат московской школы, то теперь это исключено в принципе».
 
В цехе, где начинают свой путь к выпускнику разноцветные корочки - шумно и пахнет по-особому. Обыватель долго не выдержит. Это лидерин - бумага с нанесенным на нее особым полимерным слоем. Вот уже много десятков лет аттестаты изготавливаются на лидериновой основе. У стен - стопы пока еще не разрезанных заготовок. 10 тысяч аттестатов умещаются в полуметровую "башенку". К лидериновой обложке приклеивается специальным способом защищенная бумага. Она из 100-процентного хлопка. Такую не подчистишь лезвием, а ведь именно так привыкли избавляться от плохих оценок в дневниках некоторые нерадивые ученики. Любая подчистка оставит неизгладимый в буквальном смысле слова след: ведь хлопковое волокно "намертво" сплетается с красителем и с тонером. После подчистки остается грязь и видны так называемые "выщипы" хлопка. В другом цехе или, говоря научным языком, на участке печати на эту бумагу предварительно наносится вся полиграфическая защита и сам текст, форма бланка. Все как на денежных купюрах - водяные знаки, микротекст. Бумага содержит спецреагенты. Стоит только попробовать изменить запись в бланке с помощью любого растворителя - по бумаге расползется некрасивое цветное пятно. Самый простой инструмент проверки на подлинность - лупа. Липовые корочки делают, как правило, на высококачественных принтерах, а они печатают растровыми точками. Их видно в лупу. Такая визуальная оценка - одна из основных у экспертов. И потом - в каждом вузе или в отделе кадров - полным полно аттестатов. Поможет элементарное сравнение с другим экземпляром.
 
***********************************************
 
В Сургуте было возбуждено уголовное дело в отношении преподавателя филиала Столичной финансово-гуманитарной академии. Заведующий кафедрой экономики получил от учащегося 32 тыс. рублей за отметки об успешной сдаче экзаменов и зачетов. Эксперты говорят, что взятки в вузах стали вполне обыденным явлением. О проблеме – газета «Новые Известия» от 23 мая в материале под названием «Дай, друг, на счастье в лапу мне».
 
Началась летняя сессия – время платить. Для многих студентов это железное правило, которое надо соблюдать, если не хочешь быть исключенным из вуза. По экспертным оценкам, около 90% учащихся вынуждены хотя бы раз прибегать к взятке во время учебы. Преподавателю Бакаеву и студенту Кукарскому из Сургута, можно считать, элементарно не повезло. Впрочем, к первому это относится скорее, чем ко второму: взятку студент передал через посредника, и доказать его вину будет трудно. А вот Бакаеву по ч. 3 ст. 204 УК РФ («коммерческий подкуп») грозит запрет на профессию, а то и тюремное заключение до двух лет. «В нашем городе расценки ниже, – говорит студентка одного из вузов Волгограда Елена. – Но из-за частых проверок наши преподаватели берут «на лапу» через посредников. – Мне пришлось договариваться через других людей, работающих в институте, – не из преподавательского состава. Они беседовали непосредственно с экзаменаторами – пожалейте, мол, хорошую девочку. Поэтому сумма вышла не такой большой: за 9 экзаменов и 3 зачета я потратила 350 долларов».

Вопрос о даче «на лапу» решается нерадивыми студиозами так же непринужденно, как проблема выбора сеанса в кино. «Такое потребительское отношение к учебе – свидетельство гораздо более глубоких социальных проблем, чем оплата труда педагогов, – рассказал председатель Комиссии по образованию Московской городской Думы, заслуженный учитель РФ Евгений Бунимович. – Многим студентам важно получение не суммы знаний, а «корочки». Уже на первом курсе большинство понимает, что устройство на работу и карьерный рост зачастую зависит от связей, знакомств и даже удачи, а не от профессионального уровня человека. Зачем же напрягаться зря?»

Эксперты называют виновником коррупции в высшей школе саму систему нашего образования. «За лицензирование и аккредитацию некоторые чиновники требуют с руководства вузов огромные деньги, – пояснил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – В особенности это касается негосударственных высших учебных учреждений. У ректора два выхода: законно увеличить стоимость обучения или потребовать со студентов деньги за сдачу экзаменов через преподавателей». Во многих институтах, по словам г-на Комкова, мздоимство превратилось в работающую без сбоев финансовую схему: часть суммы идет в карман того, кто принимает экзамен, а другая – на подношение чиновникам. В редких случаях преподаватель кладет к себе в карман все.

 
**********************************
 
Госдума приняла в первом чтении поправки к закону «Об образовании», разрешающие двоечникам засиживаться за партами аж до 20 лет. Это обусловлено тем, что полное среднее образование в нашей стране становится обязательным. Мнения новосибирского педагога по этому поводу публикует газета «Вечерний Новосибирск» от 24 мая в статье под заголовком «20 лет ума нет — и не будет?».
 
Перспектива введения всеобщего добровольно-принудительного среднего образования вызвала жаркие споры как в высших эшелонах власти, так и на местах. Противники законопроекта задаются вопросом: зачем тратить бюджетные деньги на то, чтобы пытаться доучить лоботрясов, которые все равно не хотят учиться, а потому в школе будут только «мотать нервы» учителям и одноклассникам? Сторонники обязательного среднего образования уверены, что чем дольше держать подростков в школе, тем меньше вероятность того, что они попадут в преступную среду. Независимые эксперты все объясняют гораздо проще: из-за демографического спада в школах катастрофически не хватает учеников старшего звена. Между тем, введенное недавно подушное финансирование подразумевает, что зарплата педагогов и директоров зависит от количества учеников — чем их больше, тем выше зарплата. Таким образом, законопроект просто-напросто лоббирует интересы школ, при этом слегка играя на руку военным — ведь достигших совершеннолетия выпускников можно будет прямиком отправлять в армию.
 
Директор новосибирской гимназии N 10 заслуженный учитель России Наталья Ярославцева видит проблему гораздо глубже и говорит, что новый закон не стоит расценивать как попытку загнать всех желающих и нежелающих за школьные парты. Скорее всего, введение обязательного полного среднего образования даст толчок развитию системы профессионального образования, благодаря чему токарей и слесарей будут учить не 11 месяцев, как сейчас, а три года и, наряду с профессиональными навыками, давать общие знания.
Если же всех двоечников и хулиганов, не желающих учиться, все-таки принудят вернуться в школы, то, по мнению Натальи Васильевны, ничего хорошего из этого не выйдет: «Согласно последним результатам ЕГЭ, 18 процентов старшеклассников в стране не смогли освоить программу по литературе, 20 процентов — по алгебре. То есть, 20 процентов учеников 10–11 классов не в состоянии усвоить программу обучения в старшей школе. Если прибавить к этим 20 процентам тех, кто покидает школьную скамью, не окончив 10-й и 11-й класс, цифра выйдет еще больше. Что получается? Получается, что более 20 процентов выпускников 11-х классов в стране не получат аттестаты зрелости. Кому это нужно?»
 
Подушное финансирование, ради которого, как говорят, все и затевается, по мнению Натальи Ярославцевой — «палка о двух концах». Дело в том, что зарплата директора школы и учителя зависит не только от количества учеников, но и от качества обучения. Критериями качества, в свою очередь, являются успеваемость и дисциплина учеников. То есть чем больше в классе двоечников, тем меньше зарплата учителя. А уж если ученик совершил преступление — ни учителю, ни директору не видать ни премий, ни прочих материальных благ. Как следствие, от таких учеников стараются избавиться — сбагрить их куда-нибудь в ПТУ или вечернюю школу. Кроме того, школе ни за что не получить статус гимназии, если усвоение программ будет составлять ниже 70 процентов. И не пройти аттестацию, если данная цифра — ниже 50 процентов. Таким образом, двоечники никому не нужны. «Я знаю директоров школ, которые готовы брать к себе проблемных детей и учить их, — продолжает Наталья Васильевна. — Но, чтобы дать им стимул заниматься с трудными детьми, надо изменить критерии оценки труда педагога. Не наказывать учителя за то, что его ученик совершил преступление. Наоборот, поощрять педагога, который не избавился от правонарушителя, а оставил его в школе, доучил, и этот ребенок больше не совершал преступлений. Вот каким должен быть показатель труда педагога».
 
Однако препоны не только в том, что критерии оценки труда педагога у нас не соответствуют благим намерениям законодателей. По мнению Натальи Ярославцевой, вместе с разрешением сидеть за партой до 20 лет необходимо отодвигать возраст совершеннолетия, переписывать многие другие законы: «Восемнадцатилетний человек имеет право создавать семью, совершать сделки, участвовать в политической деятельности, избираться и быть избранным. При этом школьник — иждивенец, не способный зарабатывать себе на жизнь. То есть его, вместе с его семьей и прочим, кто-то должен содержать. По-моему, у нашего государства нет материальных возможностей реализовать подобные законопроекты».
 
Между тем, положительный опыт долгосрочного школьного обучения есть в США. Там 12-летнее образование. За партами американцы сидят аккурат до 20 лет. При этом в школьных городках, которые содержит государство, имеются общежития как для одиноких, так и для семейных учеников, ясли-сад, в котором все девочки в обязательном порядке проходят практику, прочие атрибуты «взрослой» жизни. Что интересно: после того, как в школах для всех девочек ввели обязательную «трудовую повинность» в яслях, рождаемость среди американских старшеклассниц существенно снизилась. Наконец, последняя и главная причина, по которой отечественный законопроект об обязательном полном среднем образовании мало жизнеспособен: где найти такую силу, которая заставит двадцатилетнего «жлоба» сидеть за партой? Или законодатели предпишут к каждому двоечнику приставлять милиционера? Но тогда возникнет проблема с правами человека, которые, по мнению иных западных наблюдателей, в нашей стране и так нарушаются.
 
********************************
 
Вундеркинды живут среди нас, но инкогнито. Это заявил ученый Ульмского университета (Германия) Альберт Циглер, подводя итог специальному исследованию. Университет изучил 1200 начальных школ, где выявил более 40 одаренных детей. Причем ни их учителя, ни родители не подозревали в подопечных гениев. Все выявленные вундеркинды учились средне или хуже среднего и были в таких контрах с окружающими, что прослыли трудными детьми или подростками. Рассказывает газета «Труд» от 24 мая в статье «Вундеркинды всем мешают?».
 
«Устроила Витю в очередную школу в 4-й класс. Пришли вместе на урок, - рассказывает об одном из вундеркиндов ведущий специалист России по детской одаренности, профессор факультета психологии МГУ, доктор наук Диана Борисовна Богоявлинская. - Учитель объясняет понятие "множество": "Множество звезд на небе и множество учеников в классе". Мой подопечный встает и перебивает: "Ваш пример некорректен, потому что на небе бесконечное множество звезд, а в классе конечное множество учеников". Кто такое будет терпеть от ученика? Поэтому мы поменяли с десяток школ. И везде одно и то же: дети необычного ребенка бьют, а учителя руками машут – забирайте».
 
Проблемы одаренных детей, полагает Диана Борисовна, не в гениальности, но сопутствующих ей качествах. Например, в непонимании дистанции между детьми и взрослыми. Яркая одаренность, говорит она, нередко бывает следствием аномального развития и тянет за собой серьезные нарушения от нейро до психо.
Хотя единого отношения к одаренным детям среди ученых нет. Ряд специалистов считают вундеркиндов надеждой человечества, а несогласных с этим психологов - косными, неспособными понять природу гениальности людьми. Другие, напротив, опираясь на конфликтность и гиперактивность подрастающих гениев, полагают их патологической выборкой и готовы смирить выдающиеся качества детей таблетками.
К первой группе относятся два ведущих западных психолога, изучающих детскую одаренность: Лета Холлингзуорт и Джон Уитмор. Холлингзуорт выделяет 5 основных качеств вундеркиндов.
1. Неприязнь к школе из-за того, что стандартный учебный план скучен. 2. Изоляция, поскольку игры сверстников не интересны ему. 3. Нонконформизм - одаренные дети не мирятся с принятыми требованиями, которые кажутся им бессмысленными. 4. Серьезное отношение к вопросам религии и философии. 5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
 
Этот список принято дополнять 4 качествами, открытыми Джоном Уитмором.
1. Перфекционизм - в том, что для них важно, они пытаются достичь совершенства. 2. Низкая самооценка - планку ставят слишком высоко, не могут ее взять, из-за этого чувствуют неадекватность. 3. Уязвимость - воспринимают случайные слова, жесты и мимику окружающих как проявление неприятия к себе. Реагируют на разного рода раздражители и стимулы, из-за этого считаются слишком активными и рассеянными. 4. Нетерпимость - к отстающим от них в интеллектуальном развитии детям и взрослым недостаточно лояльны.
Словно подытоживая опыт западных коллег, преподаватель центральной российской школы-интерната для одаренных детей при МГУ (школы А. Н. Колмогорова) доцент Загорский говорит: "Опираясь на свой опыт считаю, что работать с одаренными детьми сложнее, чем с детьми из трудных семей". Сложнее, уверен доцент Загорский, из-за трех основных проблем.
 
Юные дарования" постоянно стремятся прервать собеседника. Часто поправляют взрослых. Издевательски высмеивают окружающих в ответ на кажущуюся или явную обиду. Понимая, как тонко чувствуют мир одаренные дети, Лета Холлингзуорт писала: "Много реформаторов погибло от рук толпы, которую они хотели просветить. Высокоодаренный ребенок должен научиться воспринимать глупцов терпеливо - не злорадствуя, не гневаясь, не отчаиваясь, не плача. С пониманием, что ничего нельзя исправить". Итак, вундеркиндов трудно любить (если это не твой сын). Но общество станет беднее, если личностям одаренных детей не давать развернуться. Без них не будет у нас новых Циолковских и Рахманиновых или будет гораздо меньше. Ведь нам не важно, что Пушкин был гипоманиакальным психопатом; Лермонтов ненавидел людей; Ломоносов страстно любил горькую; Чайковский соблазнял юношей, а Достоевский проигрывал деньги в рулетку. Для нас главное, что эти люди сделали для своей страны. Поэтому стоит сделать усилие и прощать одаренным детям их интеллект и высокомерность. Сделать это трудно не только в России, но и на демократичном Западе. Чтобы соотечественники смогли правильнее относиться к одаренным детям, европейские и американские социологи придумали и распространили миф о "детях индиго".
 
Созданная легенда намекает на инопланетное происхождение и описывает неземные особенности некоторых детей. Считается, что они сразу после рождения смотрят на мир взрослыми глазами. К счастью, это невозможно проверить 10 - 12 лет спустя, когда перед родителями ставится вопрос одаренности их ребенка. А в качестве инструментов для воспитания детей-индиго рекомендуется использовать терпение и осторожность. Словно это дети из космоса, родителями которых мы стали по счастливой случайности. И ничего, миф работает и даже приобретает все большую популярность. Относительно же земных, не космических одаренных детей доцент Загорский пишет: "Одаренность сопровождается обостренным чувством справедливости, перерастающим в максимализм. Сила восприятия одаренных детей доходит почти до чтения мыслей. Поэтому важнейшее требование к родителям и учителям таких детей - всегда быть честными с ними".
 
На вопрос, учиться вундеркиндам в обычной школе или искать специальную школу для одаренных, однозначного ответа снова нет. "Когда одаренный ребенок уходит из простой средней школы, - говорит профессор Богоявлинская, - средняя успеваемость его старого класса снижается. Но снижается и уровень успеваемости самого ребенка, потому что в специальном классе часто бывает высокая конкуренция".
Именно конкуренция плохо влияет на одаренных детей. Для правильного развития они должны быть увлечены процессом, а не результатом. Пример: дети, постоянно участвующие в предметных олимпиадах и доходящие до уровня страны или международных олимпиад, как правило, не вырастают в серьезных ученых или гуманитариев. Причина - однобокость развития. При огромной мотивации на победу эти дети развивают в себе всего 2 - 3 качества из минимум 15 необходимых взрослому человеку.
 
И все-таки что делать? Разумнее всего искать хорошую спецшколу, где педагоги уделят столько же внимания гармоническому развитию одаренных детей, сколько и профильному предмету. И еще, стоит до поры смирять соревновательный пыл своего вундеркинда, если уж он у вас родился. "Ни один серьезный учитель музыки, - продолжает профессор, - не выпустит на сцену талантливого ребенка, не созревшего как личность. Звезды часто гаснут в атмосфере преувеличенного восторга и тщеславия. Даром, что и физтех, и музыкальные училища столицы ищут своих вундеркиндов в глубинке". Последний вопрос: какое будущее ожидает одаренного ребенка? Нелегкое! Ни их обостренная чувствительность, ни протест к несправедливости с возрастом не пропадают.