ОБЗОР ПРЕССЫ № 230

15 мая 2007
В конце прошлой недели Новосибирский государственный университет предложил всем желающим проверить свою грамотность: написать диктант. Итоги акции оказались неутешительными: две трети добровольцев получили заслуженную двойку. Об этом событии и о грамотности россиян – газета «Новые Известия» от 15 мая в материале под названием «Грамотное испытание».
 
Всего диктант написали более 150 человек, большинство из которых составляли студенты НГУ и соседних вузов. Экспертов такие результаты не удивили, ведь в последние годы уровень грамотности россиян неуклонно снижается. Филологи связывают это с падением качества преподавания русского языка и устаревшими нормами правописания. В минувшую пятницу в Госдуму поступил законопроект, обязывающий всех трудовых мигрантов знать русский язык. Однако, как показывает практика, его плохо знают даже сами россияне. Об этом наглядно свидетельствуют результаты акции «Тотальный диктант», проведенной в Новосибирском государственном университете. Больше половины добровольцев, пожелавших проверить свою грамотность, с заданием не справились и лишь двое получили «пять».

«Тотальный диктант» проходит на территории вуза уже четвертый год подряд. В этот раз его писали 153 человека, а общее число участников за все годы существования акции составило более 700. «В этом году добровольцы показали, пожалуй, самый низкий результат. Но мы не склонны к пессимизму. Среди тех, кто писал диктант, было много ребят с технических факультетов, для которых орфография и пунктуация – не главное в профессии. Да и текст был очень сложный – фрагмент из произведения Василя Быкова. А этот автор, как известно, славится громоздкими синтаксическими конструкциями», – рассказала корреспондент пресс-службы Новосибирского государственного университета Татьяна Яковлева.

Впрочем, оптимизма представителей университета столичные эксперты не разделяют. По их данным, уровень грамотности россиян снижается с каждым годом. «Причин возрастающей безграмотности можно назвать очень много, – рассказал кандидат филологических наук, доцент Московского педагогического государственного университета Леонид Колосс. – Во-первых, у нас заметно снижается качество школьного преподавания русского языка. Во-вторых, резко падает уровень лингвистической культуры. Ошибки можно без труда найти в большинстве печатных СМИ, особенно провинциальных. Часто слова неправильно пишут даже на плакатах и объявлениях в магазинах. Свою роль играет и наплыв мигрантов. Конечно, хорошо, что Госдума уже рассматривает законопроект, который обяжет их знать русский язык. Но ведь одно дело знать язык, а другое – правильно писать. Кроме того, в русский язык приходит очень много иностранных слов, которые часто не понятно, как отображать на бумаге».

Г-н Колосс также отметил, что, в отличие от всего мира, Россия не хочет идти по пути упрощения правописания. Многие правила орфографии совершенно нелогичны, но лингвисты не хотят от них отказываться. Например, Германия на 40% упростила правила правописания и некоторые лингвистические конструкции, чтобы сделать свой язык понятнее для иностранцев. В России до сих пор идет обратный процесс. В результате, правильно писать по-русски не могут не только иностранцы, но и большинство россиян. Специалисты признают, что повысить уровень грамотности в России будет не легко. «Большинство наших соотечественников больше не считает, что писать с ошибками неприлично, – пояснил председатель комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. – Произошло изменение в сознании, а это уже трудно исправить. Вместе с тем тенденция к снижению уровня грамотности очень опасна для развития общества. Из-за того, что неграмотные люди заняты на важных производствах, и получается такое огромное количество чрезвычайных ситуаций. Ведь если человек не может соблюдать нормы русского языка, то где гарантия, что он будет соблюдать свои профессиональные обязанности и правила безопасности».

Филологи отмечают, что способствовать грамотности населения нужно на государственном уровне. По мнению г-на Колосса, необходимо реанимировать работу комиссии по русскому языку. В ее силах разработать более доступные и логичные правила правописания. «Правда, у идеи упростить нормы орфографии и пунктуации много противников среди лингвистов, и вряд ли это произойдет в ближайшее время, – отметил г-н Колосс. – Но в любом случае нужно поднимать систему школьного преподавания, организовывать курсы переподготовки учителей. У нас же большая часть педагогического состава зрелого возраста, а ведь правила и нормы правописания уже менялись. Повышение грамотности населения требует вложений государственных средств. Но эти деньги быстро окупятся и оправдают себя».

 
*****************************
 
На "Деловом завтраке" в Уральском представительстве "Российской газеты" побывал министр общего и профессионального образования Свердловской области Валерий Нестеров. Его взгляд на современные процессы в образовании – в Уральском выпуске «Российской газеты» от 15 мая под заголовком «Карлсон против Масяни».
 
«В каких же качественных изменениях нуждается наше школьное образование? Беда в том, что до сих пор продолжает сохраняться так называемая идеология твердых и прочных знаний. Большинст­во учителей нацелены на то, чтобы сегодня пройти определенный материал, назавтра проверить домашнее задание. Выучил, доложил - молодец. При таком подходе отсутствует понимание двух вещей: что это общеобразовательная школа, образование носит в ней ознакомительный характер. Историческая миссия школы - осуществлять связь времен, чтобы люди, которые рождаются и входят в общество, хорошо понимали, что было до них и где человечество находится сейчас. Причем усваивать это, вырабатывая и сохраняя критическую оценку. В наше время информация фундаментально меняется примерно каждые три года, поэтому утилитарные знания устаревают, превращаются в чемодан без ручки. Сегодня уже нельзя сказать ребенку: вот ты сейчас получишь некую сумму знаний и будешь ими пользоваться в дальнейшем. Поэтому задача современной школы - приобщить человека к желанию и стремлению познавать, дать ребенку технологию познания, самообразования, выработать привычку получать знания. Сегодня важно понять: образование не сводится к простой формуле "обучение плюс воспитание", которую мы привыкли иметь в виду. Образование - это совершенно другой процесс, в ходе которого иногда возникает необходимость каким-­то вещам и обучить. Обучение ведь идет всегда, непрерывно, с того самого момента, как человек родился. А образование - это формирование образа человека. И приходится признать, что нынешняя школа при том стереотипе отношений, который продолжает сохраняться в ней, - независимо от того, насколько наполним мы ее техническими средствами, - не будет давать того результата, которого ожидает сегодня общество».
 
«Недавно стало известно, что Свердловская область вошла в число победителей конкурсного отбора регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования в рамках реализации приоритетного национального проекта. Предварительные условия были жесткими; два основных - введение новой системы оплаты труда работников образования и переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений. Также программа модернизации образования предусматривает развитие региональной системы оценки качества образования, развитие самой сети общеобразовательных школ, расширение общественного участия в управлении образованием. Непременное условие - готовность областного бюджета к совместному финансированию программы. Новая система оплаты труда работников образования направлена на то, чтобы уйти от единой тарифной сетки, которая не позволяет решать вопросы, связанные с личными успехами (или неуспехами) педагога. На сегодняшний день, к сожалению, не оплачивается самое главное - талант педагога, мы уравниваем творческих, увлеченных людей с обычными "урокодателями". К тому же сохраняется безобразная, еще с советских времен установившаяся дискриминация в оплате труда педагогов дошкольного образования и начальной школы по сравнению с другими. Новая система оплаты труда даст общеобразовательному учреждению возможность самому определять фонд оплаты труда из тех средств, которые по нормативу положены. Фонд оплаты труда будет иметь три составляющих: гарантированная оплата труда, надбавка за выполнение дополнительных функций и поощрительная творческая часть - все пункты там оговорены. Можно будет учесть и победы учащихся на олимпиадах, и отношение учеников, и успехи выпуск­ников, и авторские программы. То есть тот, кто занимается только уроками, - гарантированно получит деньги только за уроки».
 
«Важно отметить, что подушевое финансирование - это же еще не все деньги, которые получит та или иная школа, это только субвенции от области на реализацию основных общеобразовательных программ. Часть денег поступает в школы из мест­ных бюджетов или в виде дотаций опять же из областного. К тому же подушевое финансирование предусматривает разные нормативы для разных школ, и финансовый норматив для начальной школы, находящейся в селе, в два раза больше, чем для школы в крупном городе.
Позиция губернатора Свердловской области, председателя правительства и моя как министра образования: мы не будем закрывать малокомплектные школы, если не будем сталкиваться с профанацией образования. Если школа хорошо работает - она будет жить. Потому что даже закрытие церквей так драматически не повлияло на жизнь села, как закрытие школ. В 2004 году ГИБДД потребовала переоборудовать уже купленные автобусы, чтобы они соответствовали всем правилам. Хотя выполнение стандарта надо требовать с производителя, а не с добросовестного покупателя. Мы стали покупать переоборудованные автобусы, несмотря на то, что они стоят в два раза дороже, и при этом есть претензии по качеству к курганскому заводу, который их выпускает. На сегодня услугами школьного автобуса пользуются 12 тысяч школьников области. Если бы были нормальные дороги - мы бы смогли возить и большее количество детей. Но часто поездка в школу срывается не потому, что нет автобуса, а потому, что нет возможности проехать к школе. Я считаю, что глава муниципального образования должен лично проехать с детьми до школы и обратно, в деталях знать маршрут и менять его по мере необходимости. А будет сеть дорог - изменится принцип строительства сельских школ».
 
«На мой взгляд, до сих пор не сделан самый главный шаг в реформе школы - ее надо начинать с действительного реформирования педагогического образования. Сегодня идет простое формальное воспроизводство рабочей силы для системы образования, в педвузах мало что изменилось за последние 40-50 лет. Мы эксплуатируем то, что ввел 400 лет назад Ян Амос Каменский, - это система организации урока, подходы к его проведению. И в итоге молодой человек приходит в педагогический университет, ныряет в это зеленое болото, через пять лет выныривает из него в том же зеленом состоянии, с этим и приходит в школу. Необходимо принципиально менять сущность педагогического образования. Мы продолжаем готовить предметников, и практика показывает, что они в школе ничего не могут делать, кроме как преподавать свой один-единственный предмет. А ведь кажется, что человек с университетским образованием должен быть готов общаться с детьми, скажем так, по любому поводу, осваивать любое новое направление. Вот выпускники классических университетов это делают с большим успехом. Я работаю в должности министра образования области с 1998 года (до того - в ГлавУНО и департаменте образования), и за это время сменилось, наверное, 15 министров образования Российской Федерации. Почти все они - бывшие ректоры вузов, и во многом от этого, мне кажется, происходит их стремление превратить общее образование в "предвариловку" для вуза. Но окончание школы и поступление в вуз - это два разных юридических факта. Родители приводят ребенка в школу, пишут заявление, заключая таким образом договор со школой, - и в итоге ребенок получает аттестат. Юридические отношения с вузом начинаются с того, что сам абитуриент пишет заявление, сдает экзамены и затем получает диплом. Поэтому не может быть единого экзамена! Тестирование как форма проверки знаний по тому или иному предмету возможно.
Я убежден, что школьный выпускной экзамен должен носить публичный характер».
 
*******************************************
 
Говорят, экзамен — лотерея. Но, как в старом анекдоте говорится, чтобы выиграть, нужно, как минимум, купить лотерейный билет. Чтобы пройти успешно вступительные испытания, нужно, как минимум, подготовиться к самой процедуре, сдать необходимые документы и справки, выполнить целый ряд формальностей. Часто именно из-за таких мелочей и возникают неприятности. Что же нужно знать и что нужно сделать, чтобы от этих неприятностей себя оградить? Свои советы по этому поводу даёт газета «Советская Сибирь» от 12 мая в заметке «Что нужно знать абитуриенту и его родителям?»
 
Если вы претендуете на какие-то льготы, соберите все необходимые документы. Они могут сыграть важную роль, когда после сдачи экзаменов при получении полупроходного балла будет решаться вопрос, кому из абитуриентов отдать предпочтение. Речь идет в данном случае не о тех категориях абитуриентов, которые имеют право поступать вне конкурса, а о тех, которые имеют преимущества при зачислении.
Читайте внимательно правила приема в вуз. Например, какой из категорий абитуриентов, имеющих преимущественное право при зачислении в вуз, отдать предпочтение, решает само высшее учебное заведение и отражает это в правилах, которые у каждого конкретного вуза свои. Но при этом они, конечно, соответствуют порядку приема в вуз, утвержденному Министерством образования. Категории абитуриентов, имеющих преимущественное право при зачислении, всегда перечисляются в порядке их значимости. Это важно учитывать тем, у кого возникнет спорная ситуация, ответ на нее нужно сначала искать в правилах приема в данный вуз.
 
Этими правилами нужно поинтересоваться заранее, внимательно их прочитать. Поверьте, там важно каждое слово и даже его место в предложении. Правила приема должны быть вывешены на информационном стенде приемной комиссии. В разных вузах они могут отличаться друг от друга, так что если абитуриент будет поступать в несколько учебных заведений, не нужно думать, что правила везде одинаковые, в одних вузах отдадут предпочтение участнику олимпиады, а в другом, может быть, выпускнику технического училища. Естественно, речь идет о ситуации, в которой абитуриент набрал полупроходной балл.
 
Подав документы, сразу же спишите расписание экзаменов, консультаций, чтобы не возникло неприятностей: «А я забыл», «Я перепутал» и т.д. Если абитуриент подает копии документов одновременно в несколько вузов, внимательно прочитайте и запишите, когда вы должны принести подлинник аттестата или диплома. Без него зачисление невозможно! А именно об этом чаще всего забывают абитуриенты. Обычно вузы при приеме документов выдают памятку, за получение которой абитуриент расписывается. В ней сказано, к какому числу ему необходимо представить подлинник документа о среднем образовании.
Не пренебрегайте ни в коем случае консультациями. Именно там можно узнать, как будет проходить экзамен, можно ли пользоваться какими-то пособиями, какова сама процедура экзамена. В рекомендациях приемным комиссиям сказано, что на подготовку ответа дается 45 минут, на сам ответ — не более 0,25 часа. Устный экзамен принимают не менее двух преподавателей. Если абитуриент считает, что оценка несправедлива, он может подать на апелляцию. За письменный экзамен — в день объявления оценки, за устный — в день экзамена. Не следует пренебрегать этим правом, есть много случаев, когда оценку апелляционная комиссия повышала.
 
******************************************
 
«Чиновникам Министерства — двойка за физкультуру», с таким заголовком газета «Вечерний Новосибирск» от 11 мая публикует материал по проблеме уроков физической культуры в школах и ВУЗах.
Согласно медицинской статистике, за последние десять лет уровень общей заболеваемости детей в нашей стране увеличился в полтора раза. Причина не только в плохой экологии. Очевидно, что слабые здоровьем школьники — жертвы учебных перегрузок, гиподинамии, стрессов. Продолжительность рабочего дня детей возрастает год от года. У заканчивающих начальную школу она (включая время на приготовление домашних заданий) составляет 10–12 часов. А у старшеклассников и вовсе 15–16 часов. Более полусуток обездвиженности и нервного напряжения! Конечно, это не проходит бесследно.
 
Не так давно была проведена Всероссийская диспансеризация детей. Ее итоги настораживают: недуги, обретаемые нашими школьниками вместе со знаниями, «прописываются» в костно-мышечной, эндокринной системах, в органах дыхания и пищеварения. А в числе лидеров — функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы. Конечно, в идеале надо, не снизив уровня образования, сделать обучение более безопасным для здоровья. Ведь есть вполне регулируемые факторы. Например, мало внимания уделяется рациональной организации учебного процесса. Бывает, что урок физкультуры идет пятым, но перед физикой. Однако после прыжков в длину формулы в голову возвращаются не сразу. Да и отдохнуть, принять душ хочется. Почему об этом никто не думает? Еще Гете в свое время сказал: «В нашей школе учащиеся приобретают много бесполезных сведений и утрачивают умственную и физическую энергию»… Изменилось ли что-то с тех давних пор? Увы, многие организационные просчеты, недооценка «второстепенных» предметов, к которым относят и физкультуру, сохраняются по сей день.
 
Это при том, что в школах, других учебных заведениях регулярно проходят уроки физической культуры. Многое зависит от нынешнего отношения к занятиям — и педагогов, и учащихся. Вот что сказал по этому поводу преподаватель физкультуры, участник конкурса «Учитель года России-2002» Михаил Белоглазов По его мнению, современный школьник систематически недополучает необходимую физическую нагрузку. Два урока в неделю не могут компенсировать этот дефицит. Воспитанию таких важных качеств, как сила, выносливость, координация движений на занятиях физкультуры уделяется недостаточное внимание. Дело в том, что государственные программы физического воспитания учащихся не содержат четких требований к формированию определенных двигательных умений и навыков. В результате предмет в его современном виде малоинтересен, современные практичные дети не видят в нем какой-то пользы.
 
Как заметила подростковый врач поликлиники новосибирской детской больницы N 1 Лариса Светлова, физическое состояние многих школьников оставляет желать лучшего. Но при этом ребята не стремятся стать более сильными, ловкими, любыми правдами и неправдами хотят получить освобождение от физкультуры. В спортивных секциях занимаются единицы, большинство даже не делает утреннюю гимнастику. И это при катастрофической гиподинамии, многочасовом сидении за школьным столом, за компьютером! Не случайно к выпускному классу часть детей приходит со сколиозом, остеохондрозом, со слабыми мышцами. А некоторые — и с лишними килограммами.
 
Специалисты нашего областного врачебно-физкультурного диспансера ежегодно участвуют в контрольных проверках качества физического воспитания в школах, училищах, других образовательных учреждениях. По словам заместителя главного врача диспансера, заслуженного врача РФ Нелли Яткиной, в начале каждого учебного года все дети проходят осмотр у школьного врача, затем их определяют в разные группы — основную, подготовительную, специальную медицинскую. Те же, кто имеет какое-то заболевание, занимаются лечебной физкультурой. Кстати, заметила доктор Яткина, только в Новосибирске действует более 50 групп ЛФК. Но немало детей, которые избегают физических нагрузок, даже на обязательных уроках особо не усердствуют. Они-то в первую очередь пополняют отряд больных сколиозом, другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также страдают ожирением. Детская тучность, как правило, вызвана именно дефицитом мышечной работы при избыточном питании. Между тем раннее ожирение прогрессирует во время полового созревания, подтачивает организм. Если полные выпускники жалуются «всего лишь» на головокружения, боли в сердце, то, став взрослыми, они чаще своих худых ровесников страдают диабетом, атеросклерозом, гипертонией.
 
Какой бы ни была школьная физкультура, польза от нее все-таки есть. Более того, эти занятия могут стать толчком для более серьезных увлечений, действительно, решающих проблему гиподинамии. Специалисты считают, что оптимальный двигательный режим учащегося — это и уроки физической культуры, и внеклассный спорт. Вот необходимый минимум: после школы надо не менее 1,5 часов играть в футбол, волейбол, гонять на велосипеде, зимой — кататься на лыжах, на коньках. И два раза в неделю плавать в бассейне по 25–40 минут. По выходным можно уезжать всей семьей за город и проходить по окрестностям 5–8 километров. Но многие ли дети, а также их родители могут рассказать о таких спортивных традициях?
Ведь даже обычная «физра», а не только упомянутая программа-минимум вызывает у нынешних подростков острую неприязнь. Чем же это объясняется? Опытный врач Нелли Яткина считает — причин несколько. Прежде всего, некоторые физруки формально относятся к своему предмету, а дети это чувствуют. Кроме того, недостаточная, можно сказать, несерьезная нагрузка лишает занятия спортивного азарта, духа соперничества, ученикам на таких уроках просто скучно… Есть и еще один момент: физкультура и в старших классах одна для всех. Хотя, по мнению врачей, девочкам совсем не нужно прыгать через «козла», гораздо полезнее для них гимнастика, танцевальные элементы, все то, что укрепляет ноги, мышечный корсет спины и бедер. Мальчикам подойдет другое — командные игры, азы борьбы. Кроме того, раздельная физкультура могла бы отразиться и на посещаемости. Не секрет, что подростки стесняются друг друга, боятся показаться неловкими, неуклюжими. Поэтому старшим школьникам лучше уж заниматься врозь…
 
В последнее время в российских СМИ стали появляться публикации о трагических случаях на уроках физкультуры или после нее. «КП» написала о новосибирском студенте, который плохо почувствовал себя, занимаясь на тренажере. Спасти его не удалось. По словам врачей, у юноши оказалось редкое заболевание — аневризма аорты (при достижении определенного диаметра аневризмы может произойти ее разрыв). Но о том, что у молодого человека этот недуг, не было известно. В его медицинской карточке значилось — «вегетососудистая дистония», поэтому студента и определили в специальную лечебную группу. Тем не менее даже минимальная нагрузка оказалась фатальной при наличии грозного «спящего» заболевания… Другой недавний случай — липецкая шестиклассница умерла на физкультуре после того, как пробежала с одноклассниками два круга вокруг школы… Но виноваты ли во всем этом невнимательные школьные физруки и медики? Ведь в школах, вузах постоянно контролируют состояние здоровья учащихся. Но, видимо, эта работа должна быть усилена. Особенно в лечебных группах, к которым прикрепляются ребята, уже имеющие какие-то проблемы со здоровьем. Однако подобные описанным в газетах происшествия — не повод для полного отказа от физических нагрузок. Напротив, убеждена Нелли Яткина, дозированные, индивидуально подобранные врачом упражнения способны укрепить организм человека, помочь улучшить самочувствие человека. Конечно, приступать к занятиям надо только после основательного медицинского обследования. А врачам — «прописывать» физическую нагрузку в соответствии с самочувствием пациента. Ведь, как известно, то, что полезно одному больному, может быть смертельно опасно другому.