ОБЗОР ПРЕССЫ № 224

05 апреля 2007
Новосибирская комплексная программа развития инновационного образования вошла в число лучших по России, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 4 апреля в материале под названием «Как будут модернизировать школы?»
 
В Москве подвели итоги конкурсного отбора субъектов Федерации, внедряющих комплексные программы инновационного образования. Для победителей конкурсного отбора предусмотрены значительные поступления из федерального бюджета на совершенствование системы образования. Как сообщил руководитель департамента образования администрации области Владимир Иванов, Новосибирск оказался в числе отобранных регионов. В общей сложности, свои инновационные проекты представляли 53 субъекта Федерации. Достойными государственной поддержки компетентное жюри признало 21 из них.
Что нам это дает?
 
В течение ближайших трех лет ежегодно Новосибирская область будет получать дополнительное бюджетное финансирование в размере 230–250 миллионов рублей, — пояснил Владимир Викторович. — Таким образом, за три года мы получим 700–800 миллионов рублей. При этом обязательным условием является софинансирование проекта из местного бюджета в таком же объеме. Федеральные деньги пойдут на развитие материально-технической базы — приобретение компьютеров, интерактивных досок, оборудования для кабинетов физики и химии. Местная составляющая, по словам Владимира Иванова, будет направлена на повышение зарплаты учителям. Сейчас средний заработок школьного учителя в нашей области составляет 7 тысяч рублей в месяц. В ближайшие три года он должен вырасти в 1,6 раза за счет средств местного бюджета. Плюс федеральные надбавки.
 
Суть комплексной программы, разработанной новосибирскими педагогами, заключается в оптимизации системы образования. Первым шагом на этом пути будет переход на подушевое бюджетное финансирование школ. За основу взят опыт Тюмени, где для учителей давно не существует понятия «тарифная сетка», согласно которой за одну и ту же работу разные педагоги получают по-разному, а конечный размер заработка зависит от количества часов, отработанных учителем. Кстати, Тюмень в ходе конкурсного отбора выделили в отдельную строчку особо перспективных регионов, наряду с Москвой и Питером. Инновационные образовательные проекты этих городов будут финансироваться особо.
 
Принцип подушевого финансирования Владимир Иванов объяснил на примере: «В одной школе четыре параллельных класса. На преподавание в этих классах учитель тратит 20 часов в неделю. Если сделать из четырех классов три, учитель будет тратить меньше часов, но его зарплата останется без изменений, потому что зависит от количества учеников». Нарушений в виде переполненности классов, заверил Владимир Иванов, не будет: «Существует санитарная норма — не больше 25 человек в классе. Никто никому не позволит ее нарушать. Есть, правда, исключения из этого правила — престижные гимназии. Но там особый случай — эти учебные заведения дают высокий уровень знаний, к ним едут со всего города. Если бы переполненность классов сказывалась на качестве обучения, то мы немедленно приняли бы меры. Сейчас наоборот: качество образования в гимназиях очень высокое».
 
Что совершенно очевидно отражается на качестве знаний учащихся — это возраст учителей. Половина школьных педагогов — люди пенсионного и предпенсионного возраста. Вдобавок на селе распространена ситуация, когда один учитель ведет 4–5 предметов. Между тем в ряде районов молодые специалисты стоят в очередь на работу. Неизбежным результатом оптимизации станет высвобождение некоторого количества педагогов. «Разумеется, мы будем стараться занять высвободившихся учителей внеклассной работой, — заверил Владимир Викторович. — Что касается оценки качества работы, мы никогда не будем сравнивать учителей по количеству отличников или поступивших в вузы и увольнять того учителя, у которого меньше отличников». Однако принципы оптимизации и подушевого финансирования подходят далеко не для всех школ. Двадцать пять процентов средних учебных заведений Новосибирской области — малокомплектные сельские школы. И, если у села есть хоть какие-то шансы выжить, эти школы нельзя закрывать. В департаменте образования их, напротив, намерены поддерживать.
 
Качество образования ребятам из отдаленных сельских районов намерены обеспечивать путем создания «школ третьей ступени» и реализации проекта «школьный автобус»: «Например, младшеклассники проходят всю программу в школе своего села. Учащиеся среднего звена тоже изучают на месте большую часть предметов, только на физику, химию и информатику ездят в школу райцентра, где есть оборудованные кабинеты, устраивать которые в их школке просто нет смысла. Ну а старшеклассники каждый день ездят учиться в райцентр. Это нужно не только в плане обеспечения качества знаний, но и для психологического развития. Чтобы развиваться, дети должны общаться. А полноценно общаться в классе из двух-трех человек невозможно». С 1 сентября 2008 года 59 школ Новосибирска, а также ряд школ в восьми сельскохозяйственных районах области и городах областного подчинения перейдут на подушевое финансирование. Контролировать процессы оптимизации и модернизации образования будут общественные советы, которые к следующему учебному году должны быть созданы в каждой школе. В общественные советы будут входить родители, попечители, представители общественных организаций.
 
************************
 
Около 20 процентов нынешних школьников не могут подтянуться на перекладине ни разу. А около 80 процентов мальчиков и девочек не способны выполнить нормы БГТО (Будь готов к труду и обороне), с которыми с легкостью справлялись школьники 60-х. Свыше 40 процентов призывников по уровню своего физического развития не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой. Об этом – «Парламентская газета» от 4 апреля в материале «Школьник не готов к труду и обороне».
 
Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и спорту провела «круглый стол» на тему «О ходе проведения общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи в субъектах Российской Федерации». Оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого молодого поколения — приоритетные направления социальной политики государства. Об этом заявил заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту Андрей Лавров, открывая заседание. Сенатор напомнил, что в ежегодных посланиях главы государства неоднократно отмечалась необходимость выработки эффективной политики государства по формированию здоровой нации, способной обеспечить сохранение суверенитета России и дальнейшее развитие государства и общества.
 
По мнению участников заседания, эта цель достижима только при условии массового привлечения детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом. Вместе с тем, отмечали выступающие, общая ситуация с физическим воспитанием детей и молодежи в стране вызывает тревогу. В частности, не уменьшается количество учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к так называемой специальной медицинской группе. (Эта группа формируется из учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера.) Из-за слабого здоровья и низкого уровня физической подготовки многие призывники не могут выполнить минимальные нормативы физической подготовленности. Именно поэтому необходим постоянный общероссийский мониторинг состояния физического здоровья и физического развития населения. Конечная цель такого мониторинга — улучшение здоровья нации.
 
Как подчеркивали выступающие, мониторинг должен обеспечивать проведение анализа полученных данных, выявление причинно-следственных связей между физическим состоянием детей, подростков и молодежи, факторами среды обитания человека и социально-экономическими условиями жизни населения, прогнозирование наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации. Подобная информация позволит объективно оценить эффективность применяемых программ физического воспитания в образовательных учреждениях.
 
В настоящее время, по данным Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту, положительный опыт проведения подобного мониторинга накоплен в городах Москве и Санкт-Петербурге, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Татарстан, Вологодской, Липецкой, Мурманской, Самарской, Свердловской, Иркутской и Ульяновской областях, Краснодарском крае и других регионах. Часто родители, искренне желающие, чтобы их ребенок занимался спортом, не знают, что лучше выбрать, в какую секцию отвести ребенка. Ведут в ту, что ближе к дому. Или в ту, что открылась в школе. Но ведь в спорте, как и в изучении наук, существуют склонности, которые нельзя не учитывать. Можно не достичь успехов в футболе или фигурном катании, но при этом стать отличным пловцом или легкоатлетом. И беда в том, что неправильно выбранная секция может навсегда отбить у ребенка охоту заниматься спортом вообще. В этой связи с интересом было воспринято выступление министра спорта и туризма Липецкой области Владимира Дементьева, который рассказал о работе областного Информационно-аналитического центра развития физкультуры и спорта, куда каждый родитель может прийти с сыном или дочерью и после соответствующих консультаций и обследований подобрать наиболее подходящий вид спорта.
 
По мнению экспертов, анализ работы за последние годы показал, что существенным недостатком организации и проведения крупномасштабных исследований состояния физического развития и физической подготовленности детей и молодежи являются проблемы межведомственного взаимодействия, практическое отсутствие в регионах организационной структуры, обеспечивающей мониторинг, недостаточная разработанность вопросов применения современных компьютерных технологий и средств электронных коммуникаций. По итогам обсуждения были приняты рекомендации в адрес Правительства РФ и исполнительных органов субъектов Федерации. В частности, субъектам рекомендовано при формировании своих бюджетов предусматривать финансирование мероприятий по проведению мониторинга, а Комитету Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи при доработке проекта федерального закона «О физической культуре и спорте» учесть необходимость закрепления такого мониторинга в законодательном порядке.
 
******************************
 
Чиновники лишили детей права на доступность образования. Директор одной из сельских школ Тамбовского района не пустила в школьный автобус детей, которые должны были ехать на учебу в соседнее село. О ситуации - «Российская газета (Приамурье)» от 4 апреля в статье «Классная мера из Красного».
 
Каждое утро автобус Куропа­тинской средней школы привозил на занятия детей, живущих в близлежащих селах: из Корфова, где есть только начальная школа, из Духовского, где школы нет совсем, а также из Красного, в школе которого обучают только до десятого класса. Поэтому из почти 150 учащихся Куропатинской школы третья часть детей были приезжими, и по своей наполняемости она являлась самой крупной для своего территориального куста. Так было практически всегда, и проблем с делением учащихся - чьи дети в каких школах обучаются - в этих селах никогда не было. До 20 марта, когда случился инцидент, директор школы села Красного Людмила Безбородова разрешила сесть в автобус, отвозивший детей в Куропатино, только старшеклассникам. Остальные учащиеся должны были добираться до школы самостоятельно.
 
Такой довольно странный поступок Людмила Безбородова объяснила… соблюдением правил безопасности при перевозке детей. Дело в том, что школа села Красного получила по нацпроекту школьный автобус, вместимость которого не превышает 25 мест - намного меньше, чем количество детей, учащихся в соседнем селе. А перегружать школьный автобус по правилам техники безопасности нельзя. Поэтому в школе посчитали, что на нем будут ездить в Куропатино только те ребята, которые учатся в 10 - 11м классах. А учащиеся средних классов должны вернуться в стены школы родного села. При этом рейс автобуса из Куропатина, который раньше заходил в Красное, теперь отменен из-за нецелесообразности. Так решили в районо, даже несмотря на то, что детям осталось учиться всего одну четверть.
 
Понятно, такое решение пришлось не по душе родителям, чьи дети не первый год учатся в школе соседнего села. Это учебное заведение ими выбрано не случайно: там и полный комплект учителей, и компьютеры есть, и материально-­техническая база лучше, чем в местной девятилетке. Да и никто еще не отменял статью 52 Закона РФ "Об образовании", в которой говорится, что родители имеют право выбирать общеобразовательное учреждение по своему усмотрению. Родители из Красного свой выбор сделали в пользу соседней Куропатинской школы, считая, что там их дети получат более качественное образование. Но их поставили перед другим выбором: вернуть детей в школу родного села или самим организовывать подвоз школьников в Куропатино.
 
Если бы все дело было только в школьном автобусе, в котором не хватает на всех мест, то все можно было бы списать на элементарную неорганизованность районного отдела образования, который должен был вовремя разрешить проблему подвоза детей из одного села в другое. Но все намного сложнее.
В конце февраля Департаментом образования администрации области была озвучена система реструктуризации сети образовательных учреждений Приамурья, которая подразумевает нормативно-подушевую оплату труда учителей. Теперь их зарплата напрямую будет зависеть от количества учеников в классе. И если в той же Куропатинской школе на 23 учителя приходится 146 учеников, то в Красненской на 13 учителей - всего 45 детей. Естественно, каждый педагогический коллектив напрямую заинтересован, чтобы в их школе учеников стало больше.
 
От наполняемости классов во многом зависит и материально­техническое снабжение общеобразовательного учреждения, ведь не секрет, что чем крупнее школа, тем больше средств на ее развитие выделяется. Такие школы, как в Красном, получают в несколько раз меньше, отсюда дефицит педагогических кадров, слабая оснащенность материалами и техникой. А родители выбирают для своих детей ту школу, которая сильна во всех отношениях. Даже если она находится за 18 километров от дома.
 
У каждой из сторон, втянутых в эту нелепую ситуацию, свое мнение.
«Мы, очевидно, виноваты в том, что работаем хорошо, поэтому к нам едут учиться из других сел», - вздыхает директор школы Куропатина Марина Савосько.
«Наша школа никогда не нарушала прав учащихся, пусть они учатся где хотят, но перегружать свой автобус мы не будем», - заявляет директор школы Красного Людмила Безбородова.
«Для детей, проживающих на данной территории, созданы все условия, чтобы получить основное образование. Они до девятого класса могут учиться в Красном - таковы наши рекомендации. Если же родители выбрали образовательное учреждение в другом селе, они сами должны организовать подвоз детей к школе», - таково мнение заместителя начальника отдела образования Тамбовского района Любови Лобовой. Еще в декабре прошлого года, когда только шла речь о появлении нового автобуса в Красненской школе, 16 родителей, беспокоясь за будущее своих детей, написали коллективное письмо в районный отдел образования с просьбой решить проблему подвоза учеников в соседнюю школу. Им пришел ответ, вызывающий только недоумение: "…Отдел образования не возражает, чтобы, согласно свободным местам, подвозились учащиеся 3 - 9х классов. Однако ответственность за жизнь и здоровье ваших детей во время пути сопровождающие нести не могут".
 
************************************
 
С недавних пор на нашу речь активно влияет Интернет. Появление в русском сегменте Сети популярного персонажа «медведа» и «олбанского» языка отметил на своей недавней интернет-конференции первый вице-премьер Дмитрий Медведев. О том, чем может обернуться существование «альтернативного русского языка» в Рунете размышляет в беседе с корреспондентом газеты «Трибуна» главный редактор интернет-портала ГРАМОТА.РУ Виктор Свинцов. Интервью опубликовано в номере от 29 марта под заголовком «Русский язык в комнате смеха».
 
«Современные формы коммуникации - электронная почта, форумы, интернет-пейджеры - требуют соответствующих речевых средств. Например, в скоростной переписке по электронной почте или ICQ, когда обмен сообщениями занимает секунды, мы средствами письменной речи общаемся так, как если бы видели собеседника. Общаемся при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначаем эмоции графическими средствами - картинками-смайликами. Это не устная речь, но уже и не письменная. Скорее, письменная разговорная. Но она, полагаю, не может называться самостоятельным языком и относится к числу так называемых «социальных диалектов» русского языка. Один из социальных диалектов Интернета объединяет специалистов в сфере интернет-технологий, он в значительной мере построен на англицизмах. С помощью другого могут общаться люди, увлеченные общими интересами. Таков, в частности, язык тех, кто называют себя падонками, аффтарами. Ошибкой было бы думать, что они безграмотны. На самом деле эти люди владеют нормами русского языка, но намеренно их нарушают. Это доказывают, например, такие их излюбленные слова как «кросавчег», «зайчег». Существует в русском языке пара звуков: звонкий-глухой г-к, по правилам звонкие согласные на конце слова произносятся как глухие. И если глухой согласный на письме намеренно заменяется звонким, понятно, что правильное написание пишущему известно. Более того, если кто-то на падонковском сайте напишет слово «аффтор» - его засмеют. Потому что у этой антиорфографии тоже есть своя система, и аффтор с точки зрения падонков - ошибка. По их мнению, надо писать аффтар. Если уж искажать язык, считают они, то искажать грамотно!»
 
«Жаргон служит для распознавания людей своего круга. Точно так же, как военным помогают в этом форма, кокарда и звездочки на погонах. Это и возможность высказаться так, чтобы компенсировать недостаток эмоциональности при письменной форме общения, и желание поиграть со словом (помните, у Арсения Тарковского: «гнутым словом забавлялся»!), пошутить, придумать игру, чтобы жизнь не казалась такой пресной. Забавы с языком в Интернете напоминают комнату смеха. Когда вы смотритесь в кривое зеркало, это ведь не влияет на ваш действительный облик. Так и здесь. Олбанский - лишняя возможность увидеть язык со стороны глазами человека, обладающего даром самоиронии, умеющего посмеяться и над собой и над своими недостатками, собственными ошибками и над собственной безграмотностью. Смех отражает вполне реальную проблему: трудность нашей орфографии. В школе, изучая русский язык, в основном зубрят правила орфографии и пунктуации. И у выпускника зачастую на всю жизнь остается ощущение, что родной язык - скучный набор правил, которые нужно запомнить для того, чтобы писать скучные диктанты и изложения. Ему и невдомек, что это целый мир со своими тайнами и загадками, в который можно погрузиться и с наслаждением их изучать».
 
«Синтаксис текстов в Интернете предельно упрощен. Но в жизни существует огромное количество ситуаций, когда мы не можем обойтись без сложных синтаксических конструкций. Например, без этого трудно представить хорошее любовное признание. Может ли случиться, что воспитанные Интернетом поколения разучатся объясняться в любви и рассуждать на философские темы? - Такая угроза есть. Но она исходит не от Интернета. Она вызвана тем, что сейчас не воспитывается культура создания и восприятия грамотных и серьезных текстов. Изучение языка в школе - это штудирование орфографии, а изучение литературы - перелистывание биографий писателей и прорабатывание больших произведений в сжатые сроки. Когда за две недели надо освоить «Преступление и наказание» или «Братьев Карамазовых» - на то, чтобы подумать над книжками, часто времени просто не остается. Естественно, что при таком подходе к образованию у человека просто не может сформироваться культура восприятия длинных текстов, требующих вдумчивого прочтения».
 
«Детская аудитория не мыслит себя без определенного жаргона. Если бы это был не интернет-язык, это был бы любой другой корпоративный язык. Жаргон подростков был и будет существовать всегда, независимо от того, какая на дворе эпоха. Полвека назад было в ходу словечко «клёво», ну а теперь - пришедшие из Интернета «креативно», «жжот», «ржунимагу», «готично». Интернет - словно забор, на котором написаны разные слова и высказаны разные точки зрения. А разные точки зрения относительно «нужности» грамотной речи можно найти на форумах ГРАМОТЫ.РУ. Ведь грамотность - не только рационалистический подход к языку, не только правила, предписанные лингвистами. Это и определенная культура письма. Культуру письма можно сравнить с культурой одежды. Одно дело, в чем можно пойти на пляж, другое - в чем ходить на работу или на торжественный прием. И те посетители Интернета, которые сознательно не соблюдают нормы литературного языка на том основании, что мол, и так все понятно, - по сути дела, предстают на обозрение публики в расхристанном, весьма непривлекательном виде».
 
«Однако очевидно и другое: грамотность в нашем обществе с каждым годом становится все более востребованной. К нам на портал все чаще обращаются с вопросами: «Как правильно составить резюме?» «Как грамотно написать заявление о приеме на работу?». Изучение русского языка в школе сегодня примерно то же самое, что изучение латыни в какой-нибудь классической гимназии начала прошлого века. Ведь по сути человек, умеющий грамотно говорить и писать, - это человек культурный. И, естественно, люди, владеющие русским языком, осознают свою причастность к русской культуре. Но даже если человек считает культуру делом второстепенным, если для него важна лишь карьера, в современных условиях он ее не сделает, если он косноязычен, путается в ударениях и значениях слов, если не может грамотно и доходчиво выразить свою мысль. Тот, кто приходит наниматься на работу, должен четко и грамотно изъясниться, выразить свои мысли, показать, на что способен. Владение родным языком «со словарем» дает неоспоримые преимущества».