ОБЗОР ПРЕССЫ № 218

19 февраля 2007
В России сегодня только три процента высококвалифицированных рабочих, сообщил на съезде организации "Достижения молодых" президент ТПП РФ Евгений Примаков. Спикер Государственной Думы Борис Грызлов озвучил другую цифру - пять процентов. Увы, два процента ничего принципиально не меняют - если страна хочет двигаться по инновационному пути развития, с такими кадрами ей вряд ли удастся пройти по нему хоть несколько шагов. Для сравнения: в США квалифицированные рабочие составляют примерно пятьдесят процентов занятого населения, в Германии - сорок пять. О проблеме – «Российская газета» от 13 февраля.
 
О кризисе системы профобразования ученые и представители бизнес-сообщества говорят не первый год. Но сегодня этот вопрос ставится уже на государственном уровне. Представители власти, политики, бизнесмены отмечают необходимость принятия соответствующего закона и государственной программы. Когда ситуация достигает критической отметки, невидимая рука рынка уже ничего не решит, нужна твердая и вполне реальная рука государства. Нехватка рабочих - одна из главных проблем трудового рынка страны. На любой бирже труда в любом регионе 80-90 процентов вакансий - рабочие профессии. На большинстве предприятий средний возраст токарей или столяров 53-55 лет.  "Не так давно крупный оборонный заказ от Индии оказался под угрозой из-за того, что в Нижнем Тагиле (это на Урале!) не хватает станочников-механиков! - рассказал эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. - Самое страшное то, что это типичная ситуация, она постоянно воспроизводится".
Дефицит - отнюдь не единственная проблема. По словам президента Ассоциации строителей России Николая Кошмана, те, кто сегодня идет на стройку, по уровню квалификации не выдерживают никакой критики. Зато нереспектабельную и не слишком выгодную нишу активнейшим образом осваивают мигранты из стран СНГ. Но уровень их квалификации еще ниже, чем у россиян.
 
На селе положение еще хуже. Уровень квалификации почти повсеместно снизился до чернорабочего: бери больше - кидай дальше. Каждый восьмой работающий механизатор - пенсионер, каждая пятая доярка давно на заслуженном отдыхе. А как же "кузницы кадров" - знаменитые ПТУ, гордо переименовавшие себя в профессиональные лицеи и колледжи? Аутсайдер советского образования, рудимент ушедшего в небытие кадрового конвейера, не первый год в жесточайшем кризисе. В Санкт-Петербурге, например, осталось 80 бывших профтехучилищ (десять лет назад -148). Число сельских учебных комбинатов уменьшилось в 5 раз. Опросы выпускников 9-х и 11-х классов показывают: лишь 20 процентов из них намерены получить после школы начальное профобразование. При этом только 27 процентов учащихся бывших ПТУ предполагают быть рабочими (!). Выпускники ищут работу где угодно, только не на заводах. Причин много, среди главных - низкая зарплата, низкий престиж, отсутствие "социалки"... Но, допустим, молодой человек все же пришел в училище с твердым намерением получить профессию. Кто его встретит? Система укомплектована педагогами и мастерами производственного обучения лишь на 50 процентов. Средний возраст преподавателей - старше пятидесяти. Зарплата где-нибудь в Рязани или Вологде - 1800 рублей. Это у директора. У мастера или педагога - судите сами.
 
В системе начального профобразования трудятся 160 тысяч педагогов, из них чуть более 90 тысяч имеют высшее образование. Треть самых важных наставников, мастеров имеют более низкий квалификационный разряд, чем тот, что присваивается выпускникам. Один учащийся ПТУ (воспользуемся старой терминологией) обходится государству в 1,6 раза дороже, чем старшеклассник. Но чему можно научиться на станках выпуска 70-х, 60-х, 50-х годов? По оценке Бориса Грызлова, более 30 процентов зданий училищ и техникумов требуют капитального ремонта. Удивительного здесь мало. Реформирование профтехобразования с самого начала пошло по странному пути. Реформировалась скорее не система, а... здания. Общежития во многих местах передали коммерсантам, учебные корпуса приватизировали, многие стали использовать не по профилю. Что-то просто удалось вывести из реестра, что-то было передано другому собственнику. И во всех случаях процедура сопровождалась изъятием основных фондов.
Признаем честно: бывшие училища - это сословное образование. Согласно исследованиям, подавляющее большинство учащихся - дети из бедных семей. И если государство действительно заинтересовано в их социальной адаптации, оно должно стать более милосердным. Бесплатное питание, которое с 1 января получают все без исключения дети, это, безусловно, хорошо. Но питание это одноразовое. А стипендия в лицее или колледже - 210 рублей. Комментарии, как говорится, излишни.
 
Проблемы - финансовые, организационные, материально-технические - можно перечислять до бесконечности. Но есть и еще одна, сравнительно новая: рынок образования и рынок труда плохо совмещены. Жесткое советское планирование ушло в прошлое. Предприятиям не хватает одних специалистов, зато налицо перепроизводство других. Илья Хандриков, координатор по предпринимательству Всероссийского гражданского конгресса, недоумевает: "Я ни у кого не могу добиться внятного ответа на три вопроса: кто отвечает за подготовку рабочих? Какие рабочие нужны? Почему их не хватает? Моей фирме по производству спецодежды нужны швеи-мотористки, а училища готовят только швей индивидуального пошива. Мы готовы хорошо платить, а специалистов найти не можем. Образование слишком далеко от жизненных реалий".
 
Еще несколько лет назад чиновники сетовали: государство готовит кадры, тратя бюджетные деньги, а частный бизнес легко переманивает их к себе. Сегодня многие предприятия, ощутив острейшую нехватку кадров, сами занялись обучением персонала. Тем не менее, считает Дмитрий Белоусов, это не самый эффективный способ решения проблемы, ведь нужны материальная база, кадры, учебные программы. Многие ли могут это обеспечить? В 2007 году одним из новых направлений национального проекта "Образование" стала поддержка профессионально-технических училищ и техникумов. Получить деньги из бюджета смогут учебные заведения, которые выиграют конкурс. Главное требование - инновационные подходы к обучению. Планируется, что победители получат от 20 до 30 миллионов рублей. Увы, как посетовал сотрудник Рособразования, попросивший не называть его имени, речь идет о нескольких десятках учебных заведений с высокотехнологичными специальностями. Но училищ в стране 3,5 тысячи.
"Если государство всерьез не займется возрождением ПТУ, экономический рост лишится опоры, а снижение цен на нефть может привести и к резкому повышению безработицы - компании будут массово "сбрасывать" малоквалифицированные кадры", - прогнозирует Дмитрий Белоусов. Правда, на последнем съезде "Единой России" Борис Грызлов пообещал, что "ориентация образования на рыночную экономику вовсе не означает отказ государства от ответственности в данной сфере. При подготовке бюджета на ближайшие три года необходимо рассмотреть вопрос о дополнении нацпроекта "Образование" мерами по поддержке начального профобразования".
 
*********************************
 
Учебников по отечественной истории сегодня не пишет только ленивый, считает газета «Московский Комсомолец» от 19 февраля. В федеральном перечне школьных изданий на 2007/08 учебный год, утвержденном Министерством образования и науки РФ, по этому предмету содержится аж 86 наименований. И это только те, что получили гриф “разрешено” или “допущено”. А сколько книг осталось “негрифованными”! Но они тоже попадают в школу. Как же учителю выбрать подходящий учебник истории? Какие требования предъявляются к нему?
     
Директор Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян высказывает на страницах газеты своё мнение: «Когда мы проводили экспертизу школьных учебников истории, то смотрели прежде всего на концептуальные вещи. Конечно, автор имеет право на свою точку зрения, но базовые понятия должны быть одинаковыми и понятными для всех. Нельзя написать “свою” историю Отечества. Это во-первых. Во-вторых, книга должна быть современной. К сожалению, в большинстве школьных пособий нет новых подходов, это все еще учебники политической и экономической истории. В них мало человека, его повседневной жизни. Частная жизнь, женщины в истории вообще практически не представлены. Еще один существенный пробел — культура. Она показана в основном как история искусства плюс набор известных фамилий. А надо, по-моему, давать ее не изолированно, а как часть общественной жизни.
     
Другая проблема — общее прошлое республик СССР. Истории Украины, Белоруссии, Кавказа показаны, как правило, в рамках истории Российской империи или Советского Союза. Армянские коллеги, например, недавно выразили такую претензию: почему некоторые российские пособия начинаются с Урарту? Это первое государство на территории бывшего СССР, и им раньше открывались все советские учебники истории. Но к современной России оно уже не имеет никакого отношения! Или вот украинцы обижаются на то, что в наших пособиях нет ни одного гетмана, кроме Богдана Хмельницкого. То же самое происходит и с историей Средней Азии.

 

В современных учебниках по XIX столетию почти ничего нет о русском освободительном движении. Все петрашевцы, народовольцы, анархисты и прочие как будто вылетели из них. Понятно почему — проще не писать об этих товарищах вообще, чем давать им какую-то оценку. Но это необходимо исправить. Другое неоднозначное явление — изображение Николая II и его семьи. Раньше императора и его окружение показывали только со знаком “минус”, теперь — только со знаком “плюс”. Получилась какая-то идиллическая картина жизни царской семьи, вызывающая слезы умиления. Это же явный перегиб! Что же касается Гражданской войны, то мы не пропустили учебники, в которых выражалась явная симпатия к одной из сторон. В целом события 1917—1920 годов отражены в них правильно — как национальная трагедия. Это характерно для любой революции и гражданской войны. Скажем, во время Великой французской революции был якобинский террор, во время которого уничтожили цвет нации, и никуда о этого не денешься. Для меня лично Октябрьская революция — победа крайне радикального крыла российской социал-демократии. Это факт, который существует и который необходимо отразить, нравится он или нет. Такие вещи следует не отвергать, а объяснять. И сейчас в школьных пособиях происходит восстановление исторической истины. Но в целом история ХХ века, на мой взгляд, еще очень политизирована».
     
Комментирует Игорь Михайлович Ильинский, доктор философских наук, кандидат исторических наук, ректор МосГУ, автор многих научных трудов, в том числе по истории: «Я обеспокоен тем, как преподаются в школе “человекообразующие” дисциплины, прежде всего, история, которые влияют на формирование сознания человека, его миропонимание. Обучаясь, школьники должны получать достоверные исторические знания, не искаженные, не извращенные с позиций политики существующей власти. Власть всегда переделывает историю под свои интересы: “Политика — это история, опрокинутая в прошлое”. Вот так и нынешнее государство опрокинуло нашу недавнюю историю. Реальный социализм, как система, существовал. Только с 1917 до 1941 года, ценой огромных потерь, но была создана мощнейшая индустрия, сильная армия, система образования, соцзащиты. Безграмотная, лапотная страна превратилась в самую читающую в мире. Мы далеко шагнули. И это только за первые 24 года.
     
Усилиями нынешних “историков”, многое изуродовано даже из того, что не подлежит сомнению. Например, Великая Отечественная война. Доходит до того, что многие школьники, поступающие в наш вуз, не всегда знают, кто победил в этой войне. Им известны такие имена, как Эйзенхауэр и Монтгомери, но они не знают, кто такой маршал Жуков. И молодые люди живут вот с таким грубо усеченным сознанием. О планировавшейся Черчиллем третьей мировой войне вместе с США под кодовым названием “Немыслимое” нам надо тоже бы знать и давать этому факту оценку. Я уж не говорю о “холодной” войне, которая велась несколько десятилетий против нашей страны и, по сути дела, ведется поныне.
     
История, как никакой другой предмет, призвана связать прошлое и настоящее. Дать объективную картину. Что мы видим сейчас? Идет сплошная дегероизация. Перезахоронение Деникина, Колчака. Имена героев белого движения выводятся на первый план. Зачем? Ведь это была общенациональная трагедия, в которой и та, и другая сторона была по-своему права и виновата. Но были же Чапаев и Щорс, Стаханов и Ангелина, Матросов и Космодемьянская, Гагарин и десятки других героев советской эпохи. Многое из прошлого вообще подается в черных красках: “Ленин – сифилитик, Сталин – параноик”. Это не только уничтожение личностей, это умаление, уничижение истории. А если уничтожена история, то не будет уважения и к нынешним деятелям, и к нынешнему государству. Есть же конкретные документы, где описываются истинные события, на которые и должна опираться история. Ибо только такая история действительно учит».
 
***********************************************
 
В Московском государственном техническом университет им. Н.Э. Баумана учащиеся российских школ представили свои изобретения и исследования. Это происходило в рамках научно-социальной программы «Шаг в будущее», сообщает «Парламентская газета» от 16 февраля.
 
Программа была учреждена в 1992 году. Тогда энтузиасты из «Бауманки» решили отслеживать талантливых ребят, способных сказать новое слово в науке. Сегодня многие из тех, кто тогда успешно шагнул в будущее, имеют ученые степени и звания. Выставки и соревнования «Шаг в будущее» стали традиционными, престиж их заметно вырос. Из лауреатов интеллектуальных состязаний такого рода формируются национальные делегации России на соревнование молодых ученых Европейского союза, на Лондонский молодежный научный форум, Стокгольмский научный семинар с участием в церемонии вручения Нобелевских премий, международные выставки и конференции. В этом году соревнования в Бауманке собрали около двухсот участников, отобранных из более ста тысяч претендентов по всей стране. Диапазон разработок оказался не менее внушительным: юные ученые охватили математику, химию, физику, биологические науки, экологию, вычислительную технику и программирование, социальные и поведенческие науки, окружающую среду, инженерное дело.
 
Посетители-практики могли познакомиться, в частности, с экспресс-методом обнаружения фенола в воде и воздухе, новациями в сфере энергосберегающих технологий, с новым поколением плазмотронов и экономным генератором «холодной плазмы», устройством для защиты от снежных лавин и электронной системой автоматического оповещения и дистанционной передачи данных об угрозе паводка, новым методом балансировки колес. Взгляду гуманитария тоже было на чем остановиться. Были представлены стенды, рассказывающие о том, чем руководствуются современные девятиклассники при выборе профессии, почему подростковая агрессия является фактором социальной адаптации, как СМИ влияют на уровень речевой культуры или чему учили девиц в России 100 лет назад. Приверженцев точных наук привлекли исследования, касающиеся обобщения теоремы Дезагра и простейших арифметических прогрессий (которые на самом деле далеко не так просты, как можно предположить из названия). Ректор МГТУ им. Баумана Игорь Федоров сравнил выставку и соревнования юниоров с мостом из сегодняшнего дня в завтрашний: «По нему участники делают первый шаг в мир высоких научных достижений, в котором открытие тайны есть повседневная работа, а творчество является ее главным инструментом».
 
Руководитель программы «Шаг в будущее» Александр Карпов в беседе с корреспондентом «Парламентской газеты» акцентировал внимание на проблемах, с которыми приходится сталкиваться: «Внимания к программе со стороны властей, научного сообщества и бизнес-структур явно недостает, — констатировал он. — В первую очередь это касается образовательного процесса в школах. В современном мире необходимо не только получать знания, но и уметь их производить. Сегодня нужны новые идеи и изобретения, причем те из них, которые можно использовать в практической жизни. В этом отношении образовательная политика России находится пока в прошлом веке. Хочу также через вашу газету обратиться к законодателям, которые не балуют нас своим вниманием. Молодежь должна быть сегодня грамотной не только политически. Поэтому, думаю, парламентариям нужно поддержать молодых ученых в начале их пути». «Также непонятно, почему наши мероприятия привлекают внимание крупных зарубежных спонсоров, а ведущие компании России остаются в стороне. Многих из этих ребят с удовольствием будут переманивать за границу, но их обязательно надо оставить в стране. Считаю нонсенсом, когда на российской выставке спецпризы учреждают иностранные фирмы, а отечественные предприниматели в этом не заинтересованы. То же самое происходит с научными структурами. Почему не учредить отдельную премию от РАН, например? Этого нет. Не интересуются у нас своими молодыми дарованиями. А стоит — пытливые умы в нашей стране не исчезли».
 
Организаторы постарались отметить дипломами, призами и стипендиями максимальное число участников. Лучшим вручили медали. Их получили призеры абсолютного первенства «Шаг в будущее-2007», учащиеся одиннадцатых классов москвичка Анна Степанова (1-е место), Михаил Хозяшев из Тулы (2-е) и Ольга Константинова из поселка Усвяты Псковской области (3-е место).
 
****************************
 
Наличие «двойного диплома» очень часто указывают в резюме и анкетах соискатели на престижную профессию в иностранных компаниях. Бытует мнение, что двойные дипломы обеспечивают их обладателю быстрое карьерное продвижение. Но порой в рекламных проспектах прямо дается указание на то, что школа реализует некую совместную программу, после которой выдает «общий диплом» государственного образца, признаваемый в России и за ее пределами. Рассказывает «Независимая газета» от 16 февраля.
 
Точного количества бизнес-школ в стране сегодня не может назвать никто. Как было заявлено на недавней выставке бизнес-школ России, в одной только Москве их свыше 100. И число их постоянно растет. Но совершенно точно известно, что все школы, аккредитованные в Минобразнауки, не выдают никому никаких «совместных дипломов». В ситуации с «совместынми дипломами» помогают разобраться эксперты.
 
Михаил Иоффе, ректор института «Синергия»: «Двойные дипломы – это, разумеется, та практика, которая подразумевает документы гособразца об образовании, признаваемые и тем и другим участником образовательного процесса. Но большинство наших вузов не дают совместных программ. Почему? Потому что это очень трудоемко и дорого. Ведь надо совместно утверждать программы и затем совместно преподавать. Вот тогда это будет считаться совместным образованием и тогда имеют право на жизнь так называемые двойные дипломы. Что у нас получается на практике чаще всего? Иностранная школа приходит на наш рынок и продает нашим заинтересованным лицам свои программы. Наши школы набирают им людей. Иностранцы могут даже при этом взять пару-тройку наших преподавателей, но ведут нанятые лекторы занятия по иностранным программам. И не имеют право в них вмешиваться. На деле такие программы никто ни разу не проверял. Такие школы работают на доверии. У нас есть случаи, когда первый год обучения слушатели учатся в России, затем – за рубежом. Учатся опять же по зарубежной программе. И перед учебой за рубежом иностранные преподаватели проводят тестирование, насколько наши слушатели их программу освоили и смогут ли учиться дальше. Возможно ли проверить содержание такого образования? Сегодня даже в стандартах для высшего образования уходят от того, чтобы прописать содержание, представлял вузу внутреннюю свободу самому определять набор своих дисциплин».
 
Ольга Андреева, декан факультета профессиональной переподготовки ВАВТ: «Как правило, за двойным дипломом стоит ситуация, при которой слушатели осваивают одновременно программы зарубежной школы бизнеса и российской. В результате они получают два диплома. Дело в том, что большинство иностранных школ, осуществляющих обучение в России, основывают свою работу на принятых в соответствующей стране стандартах. Эти стандарты не всегда совпадают с российскими. Отсюда возникает проблема совместимости учебных планов. В ВАВТ в настоящее время отдельно работает немецкая программа МВА «Глобальный менеджмент» и российские программы МВА со специализациями «Международный бизнес», «Маркетинг», «Финансы» и др. Представляется, что для тех, кто предполагает делать карьеру в России актуальнее наши программы, так как они лучше адаптированы к ситуациям, с которыми сталкиваются российские менеджеры. При этом мы стараемся, чтобы в рамках наших программ иностранные специалисты и преподаватели проводили мастер-классы по актуальным проблемам».
 
Элеонора Вергилес, директор Института магистерской подготовки МЭСИ: «Некоторые российские бизнес-школы реализуют проекты с зарубежными коллегами. В этом есть некий познавательный элемент. Если преподавание дисциплин ведется на иностранном языке, это, несомненно, позволяет углубить слушателю свои языковые познания, узнать что-то новое в практике ведения рыночной экономики, учета, анализа, статистической обработки информации других стран. Особенно это полезно тем слушателям, которые работают или предполагают работать в совместных компаниях страны, заинтересованной в продвижении учебных программ. Есть еще не менее важный аспект такого альянса. Если зарубежная бизнес-школа имеет американскую, английскую или европейскую аккредитацию, то это помогает российскому партнеру получить или продвинуться по пути получения западной аккредитации, что повышает рейтинг российской бизнес-школы. Однако процедура эта довольно дорогая. Если у российского слушателя устойчивая финансовая база, присутствует честолюбие, то почему бы не поучиться во имя получения зарубежного опыта и диплома западной школы! Вместе с тем российские предприниматели, работающие на отечественном рынке, подчас рассуждающие практично, выбирают российскую программу. Процедура организации процесса обучения по такому двойному обучению или только зарубежному сложна, требует тщательной увязки дисциплин, юридически грамотного распределения ролей, оперативной работы координаторов проекта с обеих сторон, удовлетворяющего обе стороны распределения затрат на начальном предпусковом этапе».