Государственная Дума сегодня рассматривает законопроект о внесении изменений в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», предполагающий введение с 2009 года единого государственного экзамена во всех средних учебных заведениях, сообщает «Парламентская газета» от 19 января.
Законопроект направлен на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» и предусматривает поэтапное введение до 2009 года единого государственного экзамена (ЕГЭ), обеспечивающего совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов и вступительных испытаний для поступления в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования. Устанавливается, что ЕГЭ проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору в сфере образования совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия в сфере образования. Для организации проведения ЕГЭ формируются федеральные базы данных и базы данных субъектов РФ. Порядок формирования, ведения баз данных и обеспечение их взаимодействия, доступ к содержащейся в них информации определяется Правительством РФ. Лицам, сдавшим ЕГЭ, выдается свидетельство, срок действия которого истекает 31 мая года, следующего за годом его получения.
Предусматривается, что при поступлении на обучение по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия определенных творческих, психологических и физических способностей и наклонностей, наряду с результатами ЕГЭ могут проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности. Отдельным вузам может быть предоставлено право проведения дополнительного вступительного испытания профильной направленности, перечень таких вузов и направлений подготовки (специальностей) утверждается Правительством РФ. Расширен круг лиц, имеющих преимущественное право на зачисление в вузы. Это дети военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей, победители и призеры заключительного этапа всероссийских олимпиад школьников, члены сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах, и другие.
Спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов сообщил журналистам: «С 2001 года идет эксперимент по введению ЕГЭ в ряде субъектов Федерации, и ни один из них его не отменил. Все субъекты, в систему образования которых был внедрен единый госэкзамен, до сих пор пользуются этой формой оценки знания учащихся школ, — отметил Председатель Государственной Думы. — Тем не менее, думаю, во втором чтении этот законопроект будет обсуждаться подробно. Мы говорим не только о единой системе оценки знаний, но и о возможности учета этой оценки при поступлении в вузы. Понятно, что большая проблема связана с коррупцией в высшей школе, сегодня есть факты, когда вступительные экзамены фактически являются конкурсом не знаний, а сумм взяток». Спикер Государственной Думы уверен, что введение единого госэкзамена нанесет удар по коррупции в сфере образования.
****************************
Шесть новосибирских университетов и академий намерены участвовать в борьбе за правительственные гранты, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 18 января. После визита в Новосибирск министра образования и науки Андрея Фурсенко стало известно, что губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский войдет в состав экспертной комиссии Министерства образования, которая будет рассматривать конкурсные заявки инновационных вузов.
Как пояснила руководитель отдела высшего и профессионального образования администрации Новосибирской области Марина Ананич, возможность вхождения нашего губернатора в состав комиссии рассматривалась еще в апреле. Кстати, Виктор Толоконский — единственный губернатор в составе комиссии. По словам министра, у нашей области наработан огромный опыт развития инновационной сферы, поэтому он счел необходимым предложить новосибирскому губернатору принять участие в работе комиссии. Представителей высшей школы Новосибирска данный факт, с одной стороны, радует — этим можно гордиться. С другой стороны, как сказала Марина Ивановна, накладывает еще большую ответственность за качество разрабатываемых инновационных проектов.
В 2007 году шесть новосибирских университетов и академий намерены принять участие в конкурсе на правительственные гранты: НГУ, НГТУ, Сибирская государственная геодезическая академия, архитектурно-строительная академия, а также академия экономики и управления (бывший нархоз).
НГУ и НГТУ отправляли свои заявки и в 2006 году. Тогда наши вузы попали в двадцатку лучших, но не получили гранты только потому, что выделенных правительством денег хватило на 17 первых учебных заведений. Порядок был таков, что вузы сами определяли сумму, необходимую им на внедрение инновационных программ (в рамках от 400 миллионов до 1 миллиарда рублей). В этом году, сказал Андрей Фурсенко, государственных денег должно хватить примерно на 40 вузов. Новосибирские образовательные учреждения оценивают свои инвестиционные проекты в 600–800 миллионов рублей.
Как объяснила Марина Ананич, одним из необходимых условий для получения гранта является софинансирование вузом своего инвестиционного проекта: «На софинансирование идут деньги, полученные учебным заведением от реализации собственных научных продуктов, эксплуатации своих площадей, оборудования, спонсорская помощь, уже полученные гранты и тому подобное». При поддержке губернатора в Новосибирской области с 2007 года стартует еще один проект, касающийся образования, — создание «Центров развития инновационных компетенций». Цель проекта — обучение преподавателей и студентов разработке и продвижению научных продуктов на рынке. Пять вузов, представивших наиболее перспективные программы по привитию инновационных компетенций, получат из бюджета области от 1 до 1,5 миллиона рублей. «Руководство нашей области стремится к тому, чтобы все новое и все лучшее было у нас. Областные проекты, направленные на поддержку инновационной деятельности, — очередное тому подтверждение», — резюмировала Марина Ананич.
**********************
Министерство здравоохранения Московской области приняло решение о добровольном тестировании учащихся школ и ПТУ на наркозависимость. По мысли чиновников, анализы должны выявить ребят, находящихся в группе риска. Впрочем, правозащитники называют такие меры абсурдными. Дело в том, что тесты на наркозависимость анонимные. А помочь юному наркоману, имя которого неизвестно, просто нереально. Эксперты убеждены: выделенные из регионального бюджета деньги уходят не на помощь молодым людям, а на сухую статистику. Рассказывает газета
«Новые Известия» от 18 января.
Подмосковное правительство уже дважды тестировало учащихся. Причем с каждым разом количество учреждений, где принимались анализы, возрастало. Так, в 2004–2005 учебном году из 6 тыс. ребят, прошедших тесты, было выявлено 72 человека с положительной реакцией. В следующем году было протестировано около 50 тыс. подростков. Результаты показали, что почти 4% из них употребляли наркотики.
«Родители слишком поздно узнают о том, что их ребенок употребляет наркотики. Когда это происходит, он уже на игле. Экспресс-тесты нужны, чтобы не упустить время», – заявил детский нарколог Валерий Федоров. Несмотря на логичность такого суждения, целесообразность широкого применения тестов вызывает большие сомнения. «Анализы ставят молодого человека в стрессовую ситуацию. Его подозревают и хотят проверить – вдруг, он наркоман. Это унизительно. Зачем же рисковать здоровьем детей?» – рассказала руководитель Центра дополнительного образования подмосковного города Климовска Валентина Белова. При этом отказаться от унизительной процедуры тестирования практически невозможно, хотя официально она считается добровольной. «Нас собрали в классе, прочитали лекцию о вреде наркомании, а потом предложили желающим сделать тест. Конечно, все согласились. Никто не хотел, чтобы учителя подумали: отказывается от анализа, наверное, наркоман», – поделился ученик климовского ПТУ № 24, пожелавший сохранить инкогнито.
Конечно, психическим комфортом здоровых детей можно было и поступиться, если бы речь шла о спасении жизни юных наркоманов. Но в том, что анализы способны выявить склонных к зависимости детей и поймать болезнь на начальной стадии развития, эксперты сильно сомневаются. Дело в том, что тесты на наркозависимость в настоящий момент анонимные. А как помочь юному наркоману справиться с недугом, если не известно, кто он? Толком ответить на этот вопрос не могут даже те, кто поддерживает эту идею и занимается этим непосредственно. «В нашем училище ребята проходят тесты уже третий год. Для чего это нужно? – поделился своими соображениями директор ПТУ № 24 города Климовска Александр Ужов. – Для общества. Чтобы дети были здоровы. Как анализы смогут оздоровить детей? Не знаю. Но что вы хотите, чтобы мы вообще ничего не делали?»
Получается, выделенные Министерством здравоохранения средства идут не на выявление будущих наркоманов, а только на сухую статистику. «На проведение одного теста необходимо от 1,5 до 2,5 тыс. рублей, – заявил президент Фонда образования РФ Сергей Комков. – А на все Подмосковье понадобится приблизительно 1,5 млн. долларов. Это огромные средства для того, чтобы спонсировать статистику. Впрочем, они ее и не спонсируют. Большая часть денег направляется не на дело. Я имею в виду обычное воровство». По словам экспертов, если речь идет о статистике, то ее гораздо проще составлять на основании психологических тестов, которые гораздо дешевле и не ущемляют достоинства подростков. «Так, в прошлом году мы узнали, что почти 100% подростков хотят пить и курить, – рассказала руководитель Центра дополнительного образования подмосковного города Климовска Валентина Белова. – В среднем трое из 80 опрошенных пробовали наркотики. Зная эти данные, мы можем понять, в каком направлении вести педагогическую работу. И никакие анализы тут не нужны».
******************************
Внешний вид учеников подчеркивает социальное расслоение общества, считает «Независимая газета» от 26 января, и обсуждает на своих страницах проблемы введения в обиход школьной формы. Вопрос о школьной форме, как оказалось, непростой. Недавно в Великобритании из-за нее разгорелся скандал. Министерство образования Великобритании запретило учителям отправлять домой детей, внешний вид которых не соответствует установленным правилам, предложив взамен исключать их из школы, сообщила на прошлой неделе британская газета «Дейли телеграф».
Постановление министерства связано с инцидентом, когда руководство одного из учебных заведений отправило домой несколько учеников, в том числе 12-летнюю девочку, явившуюся в школу с накладными ногтями, и ее 15-летнего брата, сделавшего себе экстравагантную прическу... Столь жесткое заявление напугало общественность. И в настоящее время в Британии действует свод правил Минобразования, согласно которому учителя должны «рассмотреть и деликатно попытаться установить» причины, по которым ученик нарушает правила. Если же нарушения становятся злостными, то учеников, согласно документу, необходимо исключать из школы.
Не только в Великобритании, но и во многих других странах вопросу форменной одежды придают большое значение. В Японии, например, школьник младших классов может ходить в чем угодно, но обязательное общее требование – особый рюкзачок за плечами, одинаковый для всех. В средних и старших классах – все наоборот. Школьная сумка может быть любой, но обязательным условием остается единая школьная форма. Так что напоминанием о разнице в социальном положении родителей может быть разве что обувь… И то – очень слабым. Зато ничто не отвлекает молодых людей от учебы, потому что в старших классах школьники «пашут» от зари до зари. А в Америке носят форму не только в школах (администрация самостоятельно определяет фасон одежды), но и в детских садах.
И похоже, в России начинают тоже подумывать о школьной форме всерьез. Уже на этой неделе пришло сообщение о решении пензенских властей ввести школьную форму. Если все пойдет гладко, то юные жители Пензы уже в следующем учебном году будут щеголять в новой форме. Решение вызвано, видимо, тем, что молодые люди зачастую путают школьный класс с подиумом. Как свидетельствует история, в России красиво одеваться любили всегда. Но ныне даже законодатели мод, равно как и психологи, советуют остановить модный школьный «беспредел». Впрочем, как показали социологические исследования, проведенные в прошлом году, безусловно «за» школьный костюм выступили 33% родителей, а скорее «за» – 31%. И только 10% опрошенных категорически высказались против формы в школах. Руководитель отдела социальных исследований
ВЦИОМ Елена Пахомова, комментируя эти данные, заметила, что чаще всего не видят преимуществ в школьной форме именно молодые родители.
Между тем школьная форма в России имеет давнюю историю. Еще в знаменитом Смольном институте (Воспитательном обществе благородных девиц) каждому возрасту было приписано носить свой цвет платья: для воспитанниц 6–9 лет – коричневый (кофейный), 9–12 лет – голубой, 12–15 лет – серый и 15–18 лет – белый. Парадные платья учениц шили из шелка, а в обычные дни девушки носили платья из камлота, выписываемого специально из Англии. Существует предание, что костюмы учениц придумала сама императрица
Екатерина II. В 1834 году был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В 1896 году появилось положение о гимназической форме для девочек. В 1918 году с приходом новой власти декретом «О единой школе…» форму для учащихся отменили: ее признали наследием царско-полицейского режима. Лишь после Великой Отечественной войны, в 1949 году, в СССР была введена единая школьная одежда.