ОБЗОР ПРЕССЫ № 414

20 июля 2011
Мужской взгляд на руководство детским садом
 
В начале июня сотрудников ярославского детского сада № 30 под названием «Радость» потрясло известие – им сообщили, что отныне их коллектив будет возглавлять мужчина. Бывший преподаватель кафедры педагогических технологий Ярославского педуниверситета, кандидат педагогических наук Борис Сергеевич Гречин поменял университетскую стезю на карьеру заведующего детским садом. Рассказывает газета «Трибуна» от 21 июля в статье «Усатый нянь» с кандидатской степенью».
 
По специальности Борис Сергеевич учитель немецкого и английского языков. После института преподавал в сельской школе, затем в колледже, потом его пригласили на работу в педагогический университет. Здесь он увлекся вальдорфской педагогикой и даже написал диссертацию о том, как идеи Штайнера можно использовать в современных педагогических системах. Отвечая на вопрос, почему он решился прийти на поприще, которое всегда считалось чисто женским, Борис Сергеевич не стал лукавить: «Моя зарплата в ЯГПУ имени Ушинского как старшего преподавателя с кандидатской степенью составляла всего 8000 рублей. Здесь же базовая ставка 13 000 рублей плюс доплата за степень. Но, конечно, на решение повлияла не только финансовая сторона. Ведь если ориентироваться только на зарабатывание денег, то можно бросить педагогику и пойти торговать водкой и колбасой. Но когда твои дети и внуки спросят тебя: «А что ты делал в жизни?», что им ответить?»
 
В общем, Борис Сергеевич решил уйти из академической науки и попробовать себя в воспитании дошкольников. В районном отделе образования, куда он отнес свое заявление и резюме, кандидата наук пугали – большим грузом ответственности, огромным объемом административно-хозяйственной работы, а когда поняли, что он настроен решительно, предложили место в Заволжском детском саду. «Поначалу сотрудники отнеслись ко мне настороженно, – рассказывает Борис Сергеевич, – для нашей психологии мужчина, заведующий детским садом, – это нонсенс, даже литература, предназначенная для этой категории работников, адресована напрямую женщинам, – он показывает на книги на полке. – Вот, читайте сами: «Настольная книга заведующей детским садом», «В помощь молодой заведующей» и так далее. Родители воспитанников первые дни заглядывали в кабинет, увидев мужчину, извинялись и захлопывали дверь, думая, что ошиблись».
 
По мнению Бориса Сергеевича, контакт с родителями – самое сложное в работе педагогов. «Пока отношение родителей к детскому саду можно сравнить с пользованием стиральной машиной, куда родители утром заложили ребенка, пошли по своим делам, а вечером забрали. Родители не осознают, что работа воспитателя – это очень тяжелый труд за очень маленькие деньги, и если они хотят получить результат, им нужно научиться взаимодействовать с педагогом, предупреждать об особенностях своего ребенка, вместе выстраивать линию воспитания. Самая большая ошибка родителей – когда они при ребенке начинают обсуждать воспитателя, критиковать его действия. Этого делать ни в коем случае нельзя. Если ребенок будет относиться к взрослым, которые его окружают в детском саду, как к обслуге, в нем не сформируется чувство благодарности не только к работникам детского сада, но впоследствии и к учителям, и к самим родителям. Он будет неблагодарным ко всем и вырастет несчастным человеком. С самого раннего возраста ребенок должен привыкать к ответственности. Обязательно надо учить малыша убирать за собой игрушки, заправлять кровать, оказывать посильную помощь в труде взрослым», – считает Борис Гречин.
 
А вот загружать дошкольника интеллектуальным развитием, наоборот, не следует, уверен Борис Сергеевич. Стремление родителей как можно скорее обучить малыша читать, писать, решать задачки и говорить на иностранных языках ведет к тому, что у ребенка тормозится развитие правого полушария, ответственного за творчество, фантазию. В результате ребенок растет с ощущением, что от него требуют каких-то показателей, результата, а вот творческие способности, умение общаться, получать радость от жизни в нем не развиваются. Такой человек всегда будет зависеть от мнения окружающих и не сможет стать счастливым. А потому в воспитании малыша в первую очередь необходимо уделять внимание чтению сказок, играм, творческим и музыкальным занятиям, а обучение по школьным предметам лучше предоставить школе.
 
 
В разгаре абитуриентская страда
 
В этом году конкурс на многие специальности побил все рекорды. Газета «Труд» выяснила, откуда появилось столько желающих учиться в российских вузах. Подробности – в статье «Вокруг одни абитуриенты», опубликованной в номере от 15 июля.
 
По подсчетам Министерства образования и науки, количество поступающих в вузы должно снижаться вплоть до 2015 года. Так, в 2010 году в стране было 7 млн абитуриентов, а в 2015 году их будет всего лишь 4,5 млн. Но во время вступительной кампании этого года стало ясно: прогноз не оправдывается. В этом году из тысячи выпускников школ поступить на бюджет смогут 438 человек – чуть меньше половины. Ясно, что желающих учиться бесплатно гораздо больше. Тенденция к увеличению доли населения с высшим образованием наблюдается во всем мире, но в России это особенно заметно на фоне советского прошлого. В СССР диплом вуза получали только 20% выпускников, а сейчас – около 70%. Отсюда и неснижающийся конкурс.
 
«Главная причина большого конкурса — это продолжающийся рост спроса на высшее образование, – считает председатель приемной комиссии факультета политологии МГУ Иван Чихарев. – По некоторым данным, по количеству студентов вузов мы уже обогнали США, выйдя на первое место в мире». К тому же, по словам эксперта, на ситуацию влияет возросшая мобильность абитуриентов из регионов. Из-за введения системы ЕГЭ, чтобы подать документы, достаточно прислать по почте результаты тестов. Естественно, многие абитуриенты из регионов стремятся использовать все возможности и попытать счастья в поступлении в крупнейшие вузы России. В некоторых университетах конкурс стимулируют искусственным путем – с помощью сокращения бюджетных мест. Но в МГУ не было сокращено ни одного бюджетного места с 90-х годов, а претендентов на бесплатное обучение в главном университете страны в этом году заметно больше, чем в прошлом. Например, конкурс на факультете политологии составил 21 человек на место. На юридическом и экономическом факультетах – по 7 человек на место. На факультете журналистики за каждое место бьются 6 человек. Как подчеркивает Чихарев, среди абитуриентов этого года нет выпускников прошлых лет: в 2009 и 2010 годах стать студентом удалось почти всем.
 
В РГГУ, кажется, рвутся учиться еще больше. К минувшей среде средний конкурс в вузе составил 20 человек на место. Последний день приема заявлений – только 25 июля, но уже сейчас зарегистрировано почти 15 тысяч желающих. Предварительный прогноз на общий средний конкурс – свыше 25 человек на место. «Тысячи желающих учиться в РГГУ опровергают миф о невостребованности гуманитарного образования в обществе и на рынке, – заявил руководитель пресс-службы университета Дмитрий Соколов. – Несмотря на демографические проблемы и сокращение числа бюджетных мест в вузах РГГУ традиционно занимает лидирующие позиции по популярности».
 
Рост числа абитуриентов наблюдается не только в столичных вузах. Еще в июне представители Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета выражали опасения насчет снижения количества абитуриентов в этом году. Сейчас причин для тревоги нет: незанятого бюджетного места не останется. «Самые популярные направления обучения в нашем вузе — это „финансы и кредит“ и „гостиничное дело“, – рассказывает ответственный секретарь приемной комиссии Сергей Платонов. – Конкурс составляет 45 человек на место. Везде, где предусмотрены бюджетные места, недобора не наблюдается. В магистратуре желающих учиться меньше. По статистике, только 20% бакалавров хотят продолжить свое обучение. Но даже там все бесплатные места будут заняты». Как объяснил Платонов, самый большой конкурс в тех вузах, где сократили бюджетные места. Например, на юридических и экономических факультетах. В остальном же ситуация близка к обычной.
 
 
Цифры и факты о вузах
 
Несмотря на демографический спад, численность студентов вузов растет – тему продолжает «Независимая газета» от 20 июля со статьей «Высшее благо должно быть бесплатным».
 
С 2000 года охват населения в возрасте 17-25 лет программами высшего образования увеличился с 23 до 36,4%. В 2000-2009 годах сеть высших учебных заведений выросла на 15,4%, а негосударственных – на 26,3%. Но с 2009 года число вузов начали сокращать: закрылось 22 вуза, открылось два. Таковы данные мониторинга Института статистических исследований и экономики знаний (НИУ ГУ) ВШЭ и Левада-Центра. Министерство образования и науки РФ все время говорит о чистке вузов, в результате которой количество вузов должно существенным образом уменьшиться. За сокращение числа псевдовузов высказался и президент РФ Дмитрий Медведев. Между тем проблема эта не только наша. В разных странах мира высшее образование претерпело похожие изменения примерно по такой схеме: позавчера – элитарное, вчера – массовое, сегодня – глобальное. В первоначальной фазе своего развития оно в основном обслуживало интересы привилегированного класса. Затем возросла доля людей, которые стали выступать в качестве наемных работников, и соответственно большая доля населения захотела высшего образования для себя. Было создано много новых вузов. Рынок со временем отрегулировал их качество и количество. Сегодня в игру вступают те высшие школы, которые могут обеспечить мобильность студенчества и альтернативные пути доступа к высшему образованию (через Интернет, например). Во всех странах ужесточается конкуренция между вузами.
 
Любопытно прошла «реструктуризация» учреждений высшей школы у нас. С 2005 по 2009 год уменьшилось на 17 количество институтов. И возросло на 17 штук количество университетов. А число студентов за период с 2000 года возросло в 1,6 раза. В общем, несмотря на демографический спад, численность обучающихся в высшей школе росла. Сегодня вовсю идет процесс объединения вузов и ссузов в регионах в университетские комплексы и холдинги. Институты входят в состав университетов. Считается, что это «укрупнение» приведет в итоге к повышению качества образования. Из поступивших в 2009 году в госвузы за счет бюджета сегодня обучаются 2691,1 тыс. человек. Доля принятых в вузы на платной основе с 48% в 2000 году возросла за 10 последних лет до 57%.
 
Во многих российских вузах плата студентов за учебу – это существенная статья доходов вуза. В цивилизованных странах мира заняты тем, что ищут дополнительные источники финансирования высших школ. Идет именно поиск денег, а не пассивное ожидание, когда правительства (или родители студентов) обеспечат большую часть средств. Большинство цивилизованных государств работает в том направлении, чтобы уменьшить плату за обучение. Например, в Европе образование считается благом, и во многих странах идет движение к бесплатности образования вообще. Но делать это все трудней. Впрочем, смысл платы за обучение у нас и за цивилизованным рубежом носит несколько разный смысл. Там он заключен, по мнению западных экспертов, «в перераспределении богатств и привилегий». У нас до последнего времени проводилась политика, когда доступ к бесплатному образованию чаще всего имели бы дети из обеспеченных слоев населения. Потому что даже сегодня дополнительное финансирование получают гимназии и лицеи, куда поступить шансов у обеспеченных детей больше и где учиться без репетитора довольно сложно.
 
Выпуск специалистов по группам специальностей проходит неравномерно. Больше всего поставляет на рынок специалистов направление «Экономика и управление» (504,6 тыс. челловек). По сравнению с 2004 годом количество экономистов и управленцев возросло на 38,9%. Гуманитариев на 19% – 246 тыс. человек. Для сравнения: сегодня выпускают специалистов по информационной безопасности – 3,5 тыс. человек, для авиакосмической отрасли – более 5 тыс. человек. У предприятий частично восстановился интерес к молодым специалистам, хотя сегодня предприятия принимают на работу выпускников вузов реже, чем пять лет назад. Львиная доля принятых на работу – по-прежнему выпускники технических и инженерных вузов. Кстати, даже в сферу торговли охотней берут имено их.
 
За последние пять лет несколько изменилась возрастная структура преподавателей: повсеместно отмечается старение профессорско-преподавательского корпуса. Вместе с тем возросло количество людей, защитивших докторскую или кандидатскую диссертацию. Увеличилось почти в два раза число профессоров и доцентов. За последние 10 лет стало меньше студентов на одного преподавателя (с 16 до 8). Любопытно мнение работодателей относительно выпускников последних трех лет. Их преимуществом считается то, что они обладают хорошей способностью обучаться – осваивать новые знания, приобретать трудовые навыки. И, по мнению большинства работодателей, уровень подготовки при прочих равных условиях (одинаковом опыте работы и сходных личных качествах) у выпускников-магистров и специалистов примерно одинаковый. Выходит, что-то обнадеживающее в высшем образовании уже появилось. И значит, опять – вперед в вузы!
 
 
Топ-10 вузов, доступных для инвалидов-колясочников
 
В каких вузах созданы условия для обучения инвалидов? Российский союз ректоров совместно с Высшей школой экономики решили выяснить, насколько приспособлены для колясочников российские вузы. Есть ли в здании пороги, узкие проходы, крутые подъемы, приспособления, позволяющие их преодолеть, достаточна ли ширина дверных проемов и лестниц, есть ли пандусы, оснащено ли здание лифтом? Эксперты разослали анкеты в 800 вузов и филиалов, независимо от формы собственности. К сожалению, ответы исследователи получили лишь из 157 учреждений. Результаты исследования – в статье «Недоступный университет», опубликованной в «Российской газете» от 20 июля.
 
Максимальный балл, который можно было набрать по анкете, – 72. Это значит, что руководство вуза на сто процентов позаботилось о том, чтобы ребятам-инвалидам было комфортно учиться и перемещаться по зданию. Из 157 заведений в итоговый рейтинг с положительной «архитектурной доступностью» (от 50 до 72 баллов) попал 91 вуз.
Данные анкет отразили в целом печальную картину: в среднем аудитории и коридоры лишь семи процентов вузов полностью соответствуют требованиям так называемой безбарьерной среды. Полностью оборудованы пандусами, специальными лестницами и входами всего треть вузов. А у 15 процентов лестницы вовсе не оборудованы спецустройствами для передвижения колясочников. Хуже всего дела с лифтами: ни один из 157 вузов не отвечает необходимым требованиям. Важно, что итоговая оценка каждого вуза складывалась из комплексной картинки по всем разделам анкеты. То есть с лифтом и спецплатформой для подъема по лестнице внутри здания, но без пандуса на улице получить высокую оценку нельзя.
 
В целом почти половина вузов – 46 процентов по всем разделам анкеты, за исключением раздела «лифт», имеют, так скажем, положительные показатели доступности: от 97 до 50 баллов. Остальные 53 процента учебных заведений – за гранью доступности. Так или иначе, практически всем вузам, принявшим участие в опросе, необходимо устранять отдельные нарушения в соответствии с требованиями СНиП.
 
Топ-10 вузов, доступных для инвалидов-колясочников:
Московский государственный институт музыки имени А. Шнитке, г. Москва
Международный независимый эколого-политологический университет, г. Москва
Нефтекамский филиал Башкирского государственного университета, г. Нефтекамск
Московский государственный институт индустрии туризма, г. Москва
Московский социально-гуманитарный институт, г. Москва
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва
Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета, г. Сибай
Омская государственная медицинская академия, г. Омск
Самарский медицинский институт "РЕАВИЗ", г. Самара
Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, г, Сургут
 
 
Студенческий аудит вузов государству не нужен?
 
Российские студенты устали от показухи, коррупции и низкого качества образования. Победить это зло они предложили испытанным демократическим путем – введением общественного аудита вузов. И натолкнулись на упорное противодействие чиновников. Общероссийская общественная организация «Всероссийский студенческий союз» (ВСС) услышала эти SOSы, приняла их и даже снарядила было спасательную экспедицию – проект «Общественный аудит в вузах». Но… Всегда вылезает это пресловутое «но». О проблеме – газета «Московский Комсомолец» от 18 июля в статье «Общественно-государственный тупик».
 
Система общественного аудита крайне проста и эффективна. Не хочет какое-то учреждение решить тот или иной вопрос — граждане обращаются с жалобой в профильную общественную организацию. Та информирует о готовящемся аудите проштрафившейся конторы выборные органы власти и получает официальное разрешение провести его. Все: можно идти проверять. Правда, юридической силы акции такого рода не имеют. Но она и не нужна. Итоги общественного аудита широко освещаются через СМИ. И одна лишь возможность предания гласности злоупотреблений, нерадения и прочих чиновничьих шалостей напрочь отбивает охоту совершать их.
 
Так учит мировой опыт. И два года назад ребята из ВСС решили применить его к нашему высшему образованию – благо, власти заговорили о необходимости взять его под общественно-государственное управление. «Время введения общественного контроля над деятельностью чиновников в нашей стране пришло, – решили они. – Мы уверены, что изменения ситуации в системе высшего образования можно добиться путем проведения общественного аудита. Общественный резонанс, который вызовут итоги аудита, позволит вселить в каждого студента уверенность в том, что его права могут быть защищены, и заставит руководство остальных вузов более тщательно подходить к выполнению своих должностных обязанностей».
 
Схема мыслилась такой. Шаг первый: «На сайт Всероссийского студенческого союза от студентов приходит информация о неправомочных действиях работников учебного заведения». Шаг второй: «По итогам предварительной проверки этой информации ВСС принимает решение о необходимости проведения аудита и при поддержке депутатов Государственной думы готовит письмо в Министерство образования и науки с запросом на получение полномочий для проведения общественного аудита» Шаг третий: «Команда профессионалов проводит аудит. По итогам пишется отчет, который выставляется на сайте ВСС, отправляется в Минобрнауки, Общественную палату, СМИ, а также в администрацию самого вуза».
Всероссийский студенческий союз подготовил нужные документы и начал переговоры о взаимодействии с властью, нашел спонсоров и даже сформировал команды проверяющих во главе с аудиторами-профессионалами, готовыми по первому зову взять на основной службе отпуск и поработать во славу общественных интересов.
Провели мониторинг студенческих жалоб на ситуацию в вузах и выявили узловые проблемы. Главной, рассказал вице-председатель ВСС Сергей Гончаров, оказалась вузовская коррупция – именно на нее жалуется наибольшее число студентов. Вплотную за ней идет низкое качество образования. А следом – проблема общежитий: «Не просто проблема, а истинный коллапс, вызванный притоком иногородних студентов после введения ЕГЭ. Вузы оказались не готовыми к массовому наплыву учащихся, нуждающихся в поселении, и в ближайшие 2–3 года острота ситуации в крупных городах будет только нарастать. Для студентов это очень опасно. Не получив места в общежитии, многие вынуждены снимать квартиры. А для того чтобы оплачивать их – не столько учиться, сколько работать. В итоге ребята запускают учебу, а потом и вовсе вылетают из вузов. Многие – так и не узнав, что числящиеся за ними койко-места в общежитиях на самом деле занимают люди, давно вышедшие из студенческого возраста».
 
Вообще, многое из того, что предназначено для студентов, существует только на бумаге, сокрушаются в ВСС. Например, центры общественного пользования, аккумулирующие закупаемую Минобрнауки новейшую аппаратуру для работы молодых ученых. Закупки, вздыхает Сергей Гончаров, идут с 2007 года. Однако до сих пор полной, общедоступной, единой базы данных о том, что куплено и где размещено, нет. И вузы бродят в этих информационных потемках, дублируя дорогостоящие закупки инновационного оборудования и не покупая того, что нужно.
Исходя из масштабов бедствия, за первый год работы проекта ВСС планировал проверить 15–20 самых проблемных вузов страны. Правда, назвать их поименно в ВСС сейчас отказываются: чтобы не спрятали концы в воду.