График подключения школ Свердловской области к Интернету на 2006 год выполнен. Во всемирную паутину их вошло 742 в рамках нацпроекта «Образование», сообщает «Российская газета» от 7 декабря. По данным регионального министерства образования, всего в Свердловской области насчитывается 1339 общеобразовательных учреждений, включая 53 вечерние школы. В настоящее время учащиеся и преподаватели более чем половины учебных заведений, включая школы в малонаселенных пунктах, имеют доступ к образовательным интернет-ресурсам.
Доступ к сети по итогам конкурса Минобразования РФ обеспечивает одно из ОАО, а следит за информатизацией Россвязьнадзор. Для этого в Свердловской области создана рабочая группа, куда вошли также представители местной компании связи. Подключение к глобальной сети и оплата трафика осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом скорость доступа в Интернет должна быть не меньше 128 килобит в секунду. Однако ни для кого не секрет, что в отдаленных районах и с телефонной связью (как со стационарной, так и с сотовой) перебои случаются частенько. Например, чтобы позвонить по мобильному, приходится выходить на перекресток, где «ловит», или подниматься куданибудь повыше. А что уж говорить об Интернете: с проблемами вроде «опять все зависло» сталкиваются и жители больших городов, а в деревнях глобальная паутина дает сбои и подавно.
Связисты отмечают и еще одну сложность. В школах появляются компьютеры, а специалистов, обслуживающих новую технику, нет. Зато учителей отправляют «за знаниями». Перечень подключенных к Интернету школ направляют в Институт развития регионального образования, где преподаватели разных дисциплин проходят подготовку по образовательной программе «Информационная культура педагога».
В 2007 году на Среднем Урале планируют подключить ко всемирной сети еще 462 школы. В итоге 90 процентов общеобразовательных учреждений региона получат современную связь с миром.
**********************************
Ситуация с физическим развитием детей из года в год становится все катастрофичнее, сообщает газета
«Новые Известия» от 7 декабря. Накануне представители Росспорта предложили проводить уроки физкультуры по индивидуальной программе. Дети получат возможность самостоятельно выбирать занятия, а не выполнять однообразные упражнения. Часть класса сможет, например, играть в баскетбол, а часть – заниматься аэробикой. Чиновники считают, что таким образом удастся привлечь детей на уроки физкультуры. Однако специалисты уверены, что реализовать новые программы в полной мере вряд ли удастся. В большинстве школ всего один спортивный зал, а из-за нехватки преподавателей уроки физкультуры проходят даже не во всех классах.
Современные школьники просто не способны выполнять упражнения, с которыми легко справлялись их ровесники 30 лет назад. «В наши дни дети просиживают по 5–6 часов в день за компьютером и телевизором, – рассказал замначальника управления Росспорта Петр Виноградов. – Добросовестные ученики еще по 3 часа в сутки тратят на домашние задания. Если нет постоянной физической нагрузки, то у детей формируется слабая сердечно-сосудистая система, ослабляется иммунитет. И все это на фоне постоянного стресса из-за высоких нагрузок в школе. Мы проводили специальное исследование и выяснили, что 85% школьников даже армии боятся не из-за дедовщины, а именно из-за своей слабой физической подготовки».
Но все чаще дети стали просто не доживать до призыва. Только по официальной статистике, на уроках физкультуры гибнет от 6 до 12 школьников в год. Главная причина – внезапная остановка сердца. Трагедии случаются в основном из-за резких нагрузок во время зачетов. Нетренированные дети, регулярно прогуливавшие уроки физкультуры, ради хорошей оценки напрягают все свои силы. Не всякий организм может сразу справиться с такими нагрузками. Без регулярной тренировки решить проблему со слабым здоровьем школьников не удастся. Выходом из сложившейся ситуации может стать привлечение интереса детей к урокам физкультуры. В Росспорте уверены, что необходимо срочно пересмотреть программу преподавания физкультуры, сделав ее привлекательной для учащихся. «Программа должна стать индивидуальной, – пояснил г-н Виноградов. – Чтобы ребенку предмет стал интересен, он должен сам выбирать, чем ему заниматься. Например, можно разделить класс на несколько групп. Кому-то интересен баскетбол, кому-то аэробика. Кстати, мы уже провели ряд удачных экспериментов по изменению методики преподавания физкультуры. Например, формировали расписание таким образом, что этот урок был последним и дети могли никуда не спешить. При этом ребятам предоставлялось возможность выбирать, играть ли в футбол или бегать на перегонки».
Сами преподаватели идею Росспорта оценивают положительно. Однако они сомневаются в реальности массового воплощения новых программ. «Действительно, изменять методику преподавания физкультуры необходимо, – сообщил проректор по воспитательной работе Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта Владимир Тимофеев. – Но реализовать индивидуальный подход в нашей стране вряд ли удастся. Он успешно работает в Америке, но там в каждой школе целый ряд спортивных площадок и залов, почти везде есть бассейны. У нас же в школах стандартной постройки всего один спортзал. А некоторые учителя физкультуры вынуждены вести уроки в коридорах».
Нехватку спортивных площадок отмечает и директор Государственной столичной гимназии Виктор Фертман. Он признает, что ситуация с преподаванием физкультуры в его школе оставляет желать лучшего. «Одна из проблем – отсутствие молодых учителей, – пояснил г-н Фертман. – У нас преподаватели физкультуры – практически пенсионеры. Кроме того, не хватает спортзалов. И двух часов в неделю, конечно, мало. Но увеличивать программу уже нельзя, она и так перегружена». Кроме того, для реализации программы Росспорта необходимо решить массу юридических проблем. А это дело не одного года. «Программа уроков физкультуры утверждена на годы вперед. Чтобы ее как-то скорректировать, необходимы либо указ президента, либо федеральный закон. Пока идея обретет плоть и кровь, вырастет еще одно поколение физически слабых людей», – пояснил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.
Преподаватели убеждены: есть более простые способы повысить популярность физкультуры в школах. Во-первых, можно было бы отказаться от оценок. Некоторые учителя с самого начала заставляют детей выполнять чрезмерно сложные упражнения. Если ребенок плохо выполнит задание, то ему ставится низкая оценка. В итоге ученику проще принести липовую записку от родителей о своем недомогании, чем исправлять «колы» и «двойки» в четверти. «Дети приходят на первый урок с разной физической подготовкой. Поэтому сравнивать их с помощью нормативов просто неадекватно, – считает г-н Тимофеев. – Оценивать нужно желание школьника добиться лучшего результата и рост его результатов. «Пятерку» можно поставить и за старания».
Во-вторых, необходимо возрождать систему спортивных секций. В советские времена до 80% детей посещали подобные кружки. Поэтому отказ от школьной физкультуры практически не сказывался на здоровье учеников. Сегодня записать ребенка в секцию – роскошь, доступная далеко не каждому родителю. «Кружок фигурного катания стоит от 15 до 30 тыс. в месяц, борьбы – 3–4 тыс., мини-футбола – 1,5–2,5 тыс. При этом за эти деньги продается не здоровье малышей, а шанс стать чемпионом. Это нужно далеко не всем, – пояснил Сергей Комков. – Секции должны быть бесплатными и доступными для всех детей, вне зависимости от их физической подготовки. Тогда, возможно, показатели здоровья нации несколько улучшатся».
**************************
Леворукость сама по себе не является причиной школьных проблем, не мешает выбору профессии в дальнейшем, но леворукость переученная может вызвать проблемы не только с учебой, но и со здоровьем. Важно точно определить, какая рука у ребенка ведущая, и принять это как данность, советует «Новая газета» от 7 декабря.
В прежние годы в школе часто левшей переучивали. Есть интересные данные 80-х годов прошлого века: среди школьников 7—9 лет было выявлено 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек, а в 14 лет их было уже 4,4% среди мальчиков и 4,1% среди девочек. Немногим удавалось тогда в школе отстоять свое право писать левой рукой. Среди сегодняшних родителей много переученных. Вот один случай, с которым столкнулись специалисты Центра диагностики развития при Институте возрастной физиологии. Мама привела мальчика, который учился в нулевом классе гимназии. Ребенку было 6 лет 4 месяца, ему никак не удавалось красиво писать, но и учителя и родители относились к этому с пониманием: мальчик — левша. Но рука очень уставала, это и заставило маму привести ребенка на консультацию. Оказалось, мама, сама переученная левша, знает о вреде переучивания и помнит проблемы, с которыми ей пришлось столкнуться. Очень боялась навредить ребенку и убеждала его в том, что писать левой ему будет легче. Мальчик научился писать левой, но признался, что умеет писать правой и время от времени, «когда рука устает», перекладывает ручку в правую руку. Он, скорее всего, бытовой амбидекстр — то есть владеющий в равной степени обеими руками, но графический правша. Случилось переучивание наоборот.
В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что в 4 — 5 лет. С 16 — 20 недель и до 2 лет у ребенка происходит волнообразная смена ведущей руки, с 2 до 4 — 5 лет обе руки почти одинаково активны, большая часть действий совершается обеими руками. И лишь в 4 — 5 лет предпочтение становится заметным. Но трудность состоит в том, что часто повторяющиеся действия дети часто хорошо выполняют обеими руками, и это затрудняет выделение ведущей руки.
Есть специальные задания.
Предложите ребенку сложить руки в замок. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.
Попросите сложить руки на груди в позе Наполеона. Принято считать, что у правшей правое предплечье лежит сверху на левом.
Дайте ребенку карандаш в каждую руку и попросите нарисовать одновременно двумя руками круг, квадрат, треугольник. Движения ведущей руки могут быть более медленными, но более точными. Линии, выполненные ведущей рукой, более четкие, без дрожания, углы выражены, точки соединения совпадают.
Скорость движения ведущей руки выше. Можно посчитать число постукиваний указательным пальцем по столу или число точек, сделанных ручкой на листе за 10 сек. (задание выполняется трижды).
Трижды измерьте силу каждой руки динамометром и рассчитайте среднее значение. Ведущая рука превосходит по силе на 2 кг.
Есть еще система тестов, разработанная М. Князевой и В. Вильдавским. Для того чтобы результаты обследования были объективными, лучше, чтобы ребенок не знал, что вы проверяете. Предложите ему просто поиграть. Игра должна быть по правилам: взрослый сидит напротив ребенка, а все предметы кладет на середину стола, на равном расстоянии от левой и правой руки.
1. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш. Предложите нарисовать то, что он хочет. Не торопите. Когда он закончит, попросите нарисовать то же самое на новом листе другой рукой. Он может отказываться: «У меня не получится». Но вы подбодрите его: «Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся».
Во всех последующих заданиях важно следить, какая рука активная, а какая удерживает предмет.
2. Дайте несколько коробочек и попросите найти спрятанную спичку или бусинку, раскрывая коробочки.
3. Предложите построить колодец из спичек или счетных палочек. Выкладывается четырехугольник, а потом второй и третий ряды.
4. Небольшой, например теннисный, мяч попросите ребенка бросить вам. А потом в корзину или ведерко. Очень важно, где находится мяч и где корзина: прямо перед ребенком, а не с какой-то стороны.
5. Вырезание ножницами рисунка по контуру. Здесь следите, какая рука активна: могут двигаться ножницы, а может, наоборот: картинка.
Можно предложить раскладывать карточки лото. Та рука, что раскладывает, как правило, ведущая.
6. Нанизывание бисера на иголку или пуговиц на шнурок.
7. Предложите открыть несколько баночек и флаконов с завинчивающимися крышками. Смотрите, какая рука работает активнее: можно вращать и крышку, а можно — пузырек.
8. Предложите развязать несколько неплотно завязанных узлов на шнуре. Следите: одна рука держит узел, а другая развязывает.
9. А теперь строим из кубиков. Ведущая рука чаще берет, укладывает и поправляет кубики. Но так как это привычное занятие для ребенка, могут быть активными и обе руки. Можете уточнить тест, предложив сложить мозаику.
Для того чтобы не держать результаты в уме, сделайте табличку с номерами заданий и тремя колонками: «левая», «обе руки», «правая». В конце посчитайте, что получилось.
В десятой, последней графе поставьте плюс в колонку «левая», если в семье есть леворукость у родителей, бабушек, братьев.
Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили больше семи плюсов в колонке «левая», то ребенок, скорее всего, левша. Если за задания 2 — 9 плюсы в колонке «левая», а за рисование — «правая», это значит, что бытовые действия ребенок лучше выполняет левой, но он графический правша и писать ему лучше все-таки правой. Несмотря на то, что многое другое он делает лучше левой. А что делать, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой и левой рукой? В быту это замечательно, а вот с письмом надо определяться. Бывает, ребенок начинает писать одной, потом перекладывает ручку в другую руку. Это сильно затрудняет формирование навыка письма.
Часто десяти заданий недостаточно. Можно выбрать дополнительные из тех, что предлагает французская исследовательница М. Озьяс:
1. Зажечь спичку.
2. Почистить обувь щеткой.
3. Вставить стержень в отверстие пуговицы и поднять ее.
4. Намотать нитку на катушку.
5. Перелить воду из одного сосуда в другой.
6. Попасть иголкой в точку на бумаге.
7. Отвинтить гайку.
8. Сложить бусинки в пузырек с узким горлышком.
9. Проколоть дырочки в листе бумаги (5—6 раз).
10. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
11. Продеть нитку в иголку.
12. Стряхнуть с себя соринки.
13. Капнуть из пипетки в узкое горлышко пузырька.
14. Достать бусину ложкой из стакана.
15. Позвонить в колокольчик.
16. Закрыть и открыть застежку-молнию.
17. Выпить воду из стакана.
Если определить ведущую руку трудно, обратите внимание на те действия, которые не натренированы: 3, 4, 6, 12 — 14.
********************************
В конце декабря - начале января в столичных вузах начинается сезон экзаменов. Студент, который с первого же дня семестра выпрашивает экзаменационные билеты, исправно посещает лекции и ведет конспекты, - заветная мечта каждого преподавателя. Но, к сожалению, образцовых ребят-отличников не так уже много. Большая часть студентов вспоминает о предстоящих испытаниях за пару-тройку дней, в лучшем случае - за неделю. Газета «Комсомольская Правда» от 11 декабря советует студентам, как эффективно использовать оставшиеся до начала сессии крохи времени и правильно вести себя на экзаменах.
Если тебе предстоит готовиться сразу к нескольким предметам, начинай с того, который знаешь хуже всего. Историю, к примеру, ты изучал в школе: хотя бы какие-то знания в голове точно остались. А вот с математической статистикой - совершенно новой для тебя дисциплиной - все гораздо сложнее. Так что поскорее берись за цифры, интервалы и дисперсии! Останется время - займешься историей.
То же самое и с билетами. Прежде чем разбирать все по порядку, отметь самые сложные и самые простые для себя. Сначала проштудируй наиболее каверзные вопросы, о которых ты не имеешь ни малейшего представления, а уже потом выполняй задания попроще.
«Одна из самых популярных ошибок студентов - неправильное планирование подготовки, - уверен психолог, преподаватель кафедры рекламы Московского государственного университета культуры и искусств Александр Пронин. - Многие предпочитают учиться по совершенно бесполезной схеме: делят время на определенное количество равных частей (исходя из количества билетов - например, двадцать) и разбирают один билет в день (в час и т. д.). На этот раз поступите умнее! Разбейте оставшиеся до экзамена дни на три равные части. Скажем, в первые два дня пройдите все темы на тройку, следующие два - на четверку. Заключительные пару деньков потратьте на шлифовку знаний и устранение ошибок. После такой многоэтапной работы пятерка в зачетке вам гарантирована!»
Плюсы:
не придется каждую секунду бояться, что не успеешь дойти до 25-го билета;
такая методика подготовки создает представление о предмете как о едином целом;
есть возможность повторить материал несколько раз.
Минусы:
использование этой методики предполагает, что до экзамена осталось хотя бы три дня. Если время поджимает, обращаться к ней не имеет смысла. За несколько часов ты физически не успеешь повторить весь учебный курс 3 раза.
Неплохой способ заставлять себя учить и не позволять лениться - пригласить в гости институтскую подружку (можно на несколько дней). Вы параллельно изучаете разные темы, а потом пересказываете их друг другу и задаете каверзные вопросы. Это очень эффективный способ учиться, ведь информация, которая вызывает эмоции (а обсуждать и спорить гораздо интереснее, чем просто читать), запоминается гораздо легче.
Если ты не готов:
1. О том, что они ничего не знают, твердят в коридорах институтов и университетов почти все студенты. И тем не менее большинство молодых людей сдают экзамены с первой же попытки. Ты ничем не хуже и не лучше других. Пройдет неделя - и ты забудешь о придирчивом лингвисте, который целых полгода портил тебе жизнь.
2. По дороге в институт читай только знакомые материалы, более или менее известные тебе лекции. Это хороший психологический прием: «Вот как много я знаю!»
3. Если ни одно слово в билете для тебя незнакомо, не паникуй. Сядь за парту, успокойся, прочитай билет до конца и попытайся составить план ответа.
4. Не молчи, даже если не знаешь точного ответа на вопрос преподавателя. Попробуй порассуждать. Многие экзаменаторы ценят эрудицию, настойчивость и волю к победе больше, чем уровень знаний.
5. Не забывай про шпаргалки. Даже если ты никогда не пользуешься ими на экзаменах, писать шпоры все равно очень эффективно. Знания распределяются в голове по нужным полочкам, а мозг фиксирует наиболее важные моменты.