Недавно мир отметил Международный день грамотности. Однако для России это праздник со слезами на глазах. По статистике, 2,5 млн. российских подростков не умеют ни читать, ни писать. В рейтинге ЮНЕСКО по уровню грамотности Россия давно уже потеряла лидирующие позиции и опустилась ниже сотого места. Без образования сейчас остаются не только беспризорники, но и дети из удаленных областей. Многие были вынуждены прекратить обучение из-за массового закрытия сельских школ. Рассказывает газета
«Новые Известия» от 11 сентября.
По данным ЮНЕСКО, около 781 млн. человек в мире не умеют ни читать, ни писать. В то время как за рубежом ведется тотальная борьба с неграмотностью, все больше детей в России не получают даже начального образования. «Сейчас 2,5 млн. наших ребят не ходят в школу, – рассказывает президент Фонда образования РФ Сергей Комков. – Для сравнения: в прошлом году неграмотных детей было только 2 млн. У нас сейчас неграмотность приобретает угрожающие масштабы, каждый год возрастая на 8–10%. Если в советские времена наша страна входила в десятку самых образованных стран мира, то теперь она уже на уровне 120-го места, рядом с Камеруном и Бангладешем».
По мнению г-на Комкова, в этих странах низкий процент грамотного населения обусловлен сложившейся социальной ситуацией. В России же наблюдается последовательное разрушение уже сложившейся системы среднего образования. На каждую новую школу приходится сто закрытых. Особенно тяжелая ситуация складывается в сельской местности. Полным ходом в деревнях из-за нехватки учеников идет ликвидация школ. Ученикам приходится ездить за 18–20 км в областные центры. Далеко не все родители готовы возить детей в такую даль. Таким образом, закрытие школы автоматически лишает сотни ребят возможности получить образование.
Чтобы поднять уровень грамотности детей, в Москве решили вернуться к опыту советских времен. «Уже два года у нас реализуется проект «Всеобуч», – сообщил председатель комиссии по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович. – Теперь мы ведем четкий учет всех детей и следим, чтобы в 6–7 лет они пошли в школу. Ведь если упустить возраст, то ребенок, как правило, уже не может полноценно осваивать учебную программу. С помощью нового проекта мы вернули в школы несколько сотен детей. Не так давно мы приняли постановление, по которому теперь нельзя даже отчислить ребенка до тех пор, пока он не представит справку из школы, в которую хочет перевестись».
Впрочем, говорить о том, что в Москве 100% подростков умеют читать и писать, не приходится. По неофициальным данным, в городе только более полутора тысяч беспризорников, никогда не посещавших школу. Как в столице, так и в провинции, серьезной проблемой остается воспитание интереса к учебе. Многие дети сбегают из школы, потому что там им просто скучно. «Чтобы снизить процент неграмотности, нужно завлечь ребенка в школу, – пояснил г-н Комков. – Однако новый порядок финансирования с выделением денег на каждого ученика подразумевает сокращение штата преподавателей именно тех предметов, которые особенно занимают школьников. А ведь интересная организация таких дисциплин, как физкультура или ОБЖ, может привлечь детей в учебные заведения. Например, в 80-е годы меня назначили директором школы, занимающей первое место по детской преступности в Москве. Я сразу же удалил всех сотрудников милиции и открыл множество кружков и секций. Через год у нас не было ни одного прогульщика и ни одного ученика, состоящего на учете в милиции».
Сейчас же согнать детей на уроки пытаются в основном силовыми методами – с помощью школьных инспекторов, сложной системы пропусков, контролирующей посещаемость учениками школы. Однако, как отмечают эксперты, в случае с подростками силовые методы всегда приводят к противоположному результату.
***************************
Новгородские депутаты решили притормозить идущую в стране на всех парах "реструктуризацию" средней школы, горячо одобренную Министерством образования и науки. Так, в своём выступлении в Госдуме министр Андрей Фурсенко рапортовал о закрытии около тысячи школ, а в перспективе та же участь должна постигнуть ещё свыше 5000 подобных "нерентабельных" заведений. Данная реорганизация, по мнению министра, должна привести к значительной экономии денежных средств. Рассказывает
«Парламентская газета» от 13 сентября.
Местные депутаты, чьими руками и должны быть закрыты "нерентабельные" школы, поставленные перед выбором между экономической целесообразностью и человеческим и родительским (ибо и депутаты - тоже родители) здравым смыслом, не очень торопятся с их закрытием. Соседи-псковичи, например, за последний год уже ликвидировали в своей области порядка трех десятков школ. Здесь процесс "реорганизации и оптимизации" идет весьма активно. И новгородцы поначалу тоже кинулись безоглядно выполнять указание "сверху". Да остановились. Как оказалось, "резать" приходится не по бумаге, а по живому. Первые же попытки избавиться от "нерентабельников" отозвались болью. Родители, дети и учителя возопили. На имя губернатора, мэра, депутатам городской и областной Думы полетели письма, от которых просто по-человечески трудно было отмахнуться. Так, члены родительского комитета одной из школ Великого Новгорода, обращаясь к Новгородской Думе, писали: "Дети и родители детей средней школы №28 просят Вас не закрывать нашу школу! Мы возмущены тем, что комитет образования Великого Новгорода, не считаясь с нашим мнением, самовластно решает вопрос о закрытии образовательного учреждения. На карту поставлены судьбы 420 детей. На сегодняшний день это единственная общеобразовательная школа в микрорайоне..."
Новгородские законодатели призадумались. Надо сказать, что Великий Новгород на российском образовательном пространстве занимает особое место. Как известно, новгородцы еще со времен Древней Руси отличались почти поголовной грамотностью, о чем свидетельствует массовое нахождение археологами берестяных грамот. А это, как известно, могло стать лишь результатом демократичности образования в древней республике. Нынешние же жители города отставать от своих предков также не намерены. В рейтинге развития образования, составленном Министерством образования и науки РФ ("Вестник образования" №1, 2006 г.) на основе официальных данных Росстата, Рособразования, Минфина, Рособрнадзора, по совокупности рейтингов по 10 направлениям (доступность, состояние, качество образования и т.д.), Новгородская область занимает 1-е место в списке лидеров, опережая Москву и Санкт-Петербург. Как сообщает пресс-служба областной администрации, результаты освоения государственного стандарта выпускниками 11-х классов общеобразовательных учреждений Новгородской области этого года превышают среднероссийские показатели по всем предметам.
Поэтому понятно колебание новгородских депутатов одним махом избавляться от "нерентабельных" школ. От добра добра не ищут. Здесь законодателю лучше придерживаться врачебной истины: не навреди.
В повестку очередного заседания Думы Великого Новгорода внесена муниципальная программа развития образования на территории Великого Новгорода на 2006-2010 годы. Проект документа согласован и одобрен коллегией администрации города и профильными депутатскими комиссиями. Из проекта программы были убраны все моменты, вызывавшие столь горячие споры как во время предыдущего рассмотрения этого документа в Думе, так и в обществе "простых" новгородцев. В частности, из проекта исключены наиболее болезненные пункты о реорганизации школ путем сокращения их числа.
«Нормы, касающиеся увеличения числа муниципальных детских садов, мы поддерживаем, а все, что касается реорганизации средних школ, то на эту тему у нас наложен мораторий. Если такие вопросы необходимо будет поднять, то они будут рассматриваться отдельно и приниматься специальным решением Думы», -- прокомментировал ситуацию председатель комиссии по социальным вопросам Владислав Букетов. Вопросы о детсадах и школах увязаны в один неспроста. Ведь и детсады недавно принято было активно "реструктурировать" и "оптимизировать", в результате чего буквально все субъекты РФ нынче столкнулись с острой нехваткой этих дошкольных учреждений. Поторопившись избавляться от обременительных школ, в недолгом будущем можно будет столкнуться с той же проблемой, но уже в среднем образовании. И опять заниматься любимым российским делом: восстанавливать то, что разрушено "до основания". Мудрые новгородцы решили не спешить и еще посмотреть, что день грядущий нам готовит.
********************************
Госдума рассматривает проект Федерального закона «Об автономных учреждениях (АУ)». Согласно ему вузы могут получить новый статус, а ректоры - большую свободу действия. Газета «Комсомольская Правда» от 15 сентября разбирается, чем чревато нововведение для вузовских начальников и простых студентов.
Сейчас большая часть вузов - это бюджетные учреждения. Институтская администрация обязана тратить государственные деньги строго по смете, которую предоставляет своему учредителю (Минобрнауки или управлению образования региона - в зависимости от того, кому подчиняется учреждение). Новый закон вводит еще одну форму управления - институт может стать автономным учреждением. Это не значит, что вуз становится негосударственным. Автономным учреждениям будут перечислять деньги из бюджета, исходя из госзаказа (столько-то студентов нужно обеспечить бюджетными местами). У руководителя АУ появляется больше свободы в финансовом плане. Но и ответственность за работу тоже возрастет.
Новый закон позволит вузам сдавать здания в аренду. Для хранения и перевода денег они смогут открывать счета в банках. Также им разрешат брать кредиты. Но при всем этом ректорам разрешено тратить заработанное только на образовательную деятельность. То есть на строительство новых корпусов, закупку литературы и оборудования для студентов и преподавателей. Финансировать АУ будут из муниципального или федерального бюджета (в зависимости от того, кто учредитель), из государственных внебюджетных фондов и других источников, не запрещенных законом.
В вузах сохранятся ученые советы. Выбирать ректора будут по принципу, который действует и сейчас: кандидатура предлагается учредителем, потом проходит аттестацию и с согласия ученого совета назначается на должность. Кроме этого, в автономных учреждениях появятся наблюдательные советы. В них войдут чиновники, представители общественности, бизнесмены и сотрудники вуза. Причем преподавателей и представителей вузовской администрации должно быть в совете не более трети от общего состава. Наблюдательный совет будет утверждать план финансово-хозяйственной деятельности, слушать отчеты о его исполнении, принимать решения о реорганизации и ликвидации института.
Первое, о чем говорят противники: мол, у руководства вузов появится возможность приватизировать институтскую собственность. И в итоге большинство вузов просто перестанет существовать, а студенческие общежития и учебные корпуса перестроят под жилые дома и казино. Это не так. Сейчас приватизация вузов запрещена. И в новом законе ничего не будет сказано о свободной приватизации государственных учебных заведений. Без ведома учредителя АУ не смогут совершать сделки по купле-продаже недвижимости, которую учредитель за ними закрепил. Более того, АУ запретят продавать и особо ценное движимое имущество, без которого невозможно учить студентов. Пока список особо ценного и движимого уточняется. Вероятнее всего, в него войдут вузовские библиотечные фонды и лаборатории.
Разработчики законопроекта утверждают, что он свяжет руки взяточникам и казнокрадам. Например, ректору вуза - АУ невозможно будет сдавать помещения в аренду по цене в несколько раз ниже рыночной. Этого просто не поймет наблюдательный совет. Кроме того, по новому закону вся информация о деятельности вуза, в том числе финансовые отчеты и планы, будет находиться в открытом доступе. В том числе - для журналистов. Правда, новая система управления едва ли поможет справиться со взятками при поступлении.
Согласно новому закону сменить форму управления вузовская администрация может добровольно. Для этого необходимо обратиться в Минобрнауки или орган управления образованием. Специальная комиссия проверит, способен ли конкретный институт выйти в «свободное плавание».
По идее образование и бытовые условия в АУ будут лучше, чем у коллег в обычных бюджетных вузах. Ведь все заработанное ректор автономного учреждения обязан снова вкладывать в образовательный процесс. Но есть вероятность, что в погоне за прибылью администрация АУ начнет забивать свои аудитории под завязку студентами-платниками. Чиновники успокаивают: каждый вуз обязан соблюдать лицензионные требования. В них прописано, что данный вуз имеет право подготовить какое-то конкретное количество студентов на всех формах обучения. Сколько именно - зависит от количества преподавателей, имеющихся аудиторий и лабораторий. А вот подорожает высшее образование из-за автономных учреждений или нет - вопрос спорный. Скорее всего, нет. Ведь всего два года назад, до принятия 122-го закона, все вузы имели такие же права, какие предусмотрены для АУ.
***************************
Первого сентября первоклассник вырывается из рук родных, торжественно поднимается на школьное крыльцо и исчезает внутри школы. А там непредсказуемые для него трудности и опасности. Успех первых недель учeбы порой мало зависит от самого ребeнка. Зато как много эти недели определят во всей его дальнейшей жизни…Книга «Первоклассник на пороге школы. Советы родителям. Советы учителю» — это беседы двух знаменитых учительниц (московской и петербургской) Лидии Филякиной и Тамары Патрушиной. А беседуют они о тех типичных проблемах, которые ждут почти каждого ребeнка в обычной, среднестатистической школе, и о том, какими небольшими усилиями родители могут преобразить школьную судьбу своего сына или дочери. «Новая Газета» от 11 сентября приводит некоторые советы из этой книги для родителей первоклассников.
Обычно в конце занятий в вестибюле школы собираются мамы и папы, дедушки и бабушки первоклашек. Им не терпится узнать об успехах своих маленьких школьников. Но вместо радостной и чуть горделивой улыбки можно заметить потухший взгляд, растерянность и смущение — уже поругали: неправильно вел себя на уроке, не получаются буквы и цифры, не справился с заданием. Что делать при этих первых школьных трудностях?
«Ваш Петя сегодня не читал и не следил за чтением товарищей. Весь урок катал карандаш по парте, а на математике рисовал в тетради!» — обратилась учительница к маме в вестибюле школы. Родители Пети приняли меры: состоялся неприятный разговор, Петю заставили многократно прочесть злополучную страницу букваря и две следующие, которые в школе еще не читали. Взамен испорченной тетради ему выдали новую, и до позднего вечера Петя переписывал все, что успел сделать в старой. Наконец, его обязали на следующий день попросить извинения у учительницы и дать обещание, что впредь такого не произойдет. Мальчик хорошо понял, что домашнее благополучие будет зависеть от того, как отзовутся о нем в школе.
Давайте разберем этот случай подробнее. Петю готовили к поступлению в первый класс, научили хорошо читать, считать до ста, писать печатными буквами и в прописи. Поэтому мальчик явно скучал на уроках, и могло сложиться впечатление, что он недогружен и ему требуются более сложные, индивидуальные задания. Однако это не так. Он еще не умеет очень важного — самостоятельно работать. Умение воспринимать слова учителя, даже когда он лично к тебе и не обращается, сосредоточенно слушать ответы товарищей, без понуканий и персональной проверки справляться с заданиями приобретается не сразу. К тому же изучаемый материал мальчику знаком. И, томясь от скуки, как всякий здоровый ребенок, он занялся игрой. Первый печальный опыт его кое-чему научил: теперь Петя постарается развлекаться в классе тайком, скрытно, чтобы учительница не заметила.
Как же требовалось поступить Петиным родителям? Родители мальчика должны были объяснить, в чем же его самостоятельное участие в общем учебном труде на уроке. И обязательно проконтролировать, но по-особому, в виде игры. Например, попросить провести репортаж с уроков. Заинтересованность родителей исключает любое проявление неуважения к ребенку, к вопросам, которые он задает, к его высказываниям, пускай порой смешным, наивным, ошибочным, к его неудачам и промахам. При таком подходе не будет необходимости бороться с нежеланием учиться. Да, это труд. Но труд интересный!
Женина мама услышала другое замечание: «Ваша дочь очень плохо пишет. С ней надо дополнительно заниматься дома». Под руководством мамы Женя исписала две страницы. Та приходила в отчаяние от каждой ошибки, требовала от дочери старания, упрекала ее в лености и отсутствии желания хорошо учиться. Желания писать у Жени действительно не было, поэтому требование мамы писать каждый день по две лишних страницы она восприняла как наказание. Хотите знать последствия? У Жени будет быстро накапливаться усталость, процесс письма вызовет неприязнь, а тут еще родительские тревоги и волнения… Каждый раз, садясь за уроки, девочка перестанет ждать удовлетворения и радости от работы, тем самым обрекая себя на поражение. Мама Жени, сама того не желая, не столько помогла, сколько затруднила учебу дочери. Превращать учебные занятия в наказания абсолютно недопустимо. Но, признайтесь, многие родители полагают, что чем больше ребенок будет тренироваться, тем лучше научится писать. Взрослые забывают, что неокрепшие детские пальчики быстро устают, поэтому к концу непосильного задания работа окажется хуже, чем в начале.
Трудно заставить себя заниматься делом, приносящим лишь огорчения, ведь мама сердится, кричит. Наказание следует за наказанием, отметка становится единственным мерилом школьных успехов и залогом родительского расположения. Что можно посоветовать в этом случае? Было бы намного лучше, если бы сначала мама попросила дочь написать всего несколько букв и цифр. Затем им следовало, обязательно вместе, разобрать все недочеты и достоинства написанного, а уж потом, не торопясь, аккуратно выводя каждый элемент, девочка написала бы еще только одну или две строчки. В спокойной, доброжелательной обстановке Женя, без сомнения, добилась бы хороших результатов.
Итак, не следует пугаться ошибок ребенка, особенно на первых порах обучения, ошибки обязательно будут, их надо учиться преодолевать. Не показывайте свое недовольство и опасение ребенку. Пусть видит: родители относятся к его ошибкам как к явлению временному и вполне преодолимому. Главная наша задача — приохотить первоклассника к учению, главный союзник здесь — успех. Маленький труженик в начале своей школьной жизни особенно нуждается в ободрении и поддержке близких: он легкораним, не уверен в себе, горячо реагирует на малейшие промахи и неудачи. Если же каждая его ошибка вызывает у нас гнев, если мы по любому поводу наказываем ребенка, то, сами того не желая, можем отбить у него всякое желание учиться. Поэтому мы предупреждаем и просим вас, дорогие родители: постарайтесь избежать этих просчетов, этого несчастья. Дайте возможность ребенку почаще переживать радостное ощущение окрыляющего успеха.