ОБЗОР ПРЕССЫ № 196

29 августа 2006
К началу нового учебного года с новой силой разгорелась дискуссия об организации процесса обучения. Специалисты в области образования спорят о том, как не перегружать школьников, не сжимая при этом годовую программу, и в этих спорах все чаще звучат предложения сократить летние каникулы. По мнению экспертов, целых три месяца отдыха не идут на пользу школярам и только прибавляют работы учителям – почти весь сентябрь им приходится тратить на повторение уже пройденного материала, а новые главы учебников буквально пролистывать в спешке. Правда, отказаться от одной из главных традиций российского среднего образования раз и навсегда школы еще не готовы, но руководители отдельных учебных заведений не против поэкспериментировать. Рассказывает газета «Новые Известия» от 25 августа.

Почему советским детям было выделено три месяца летних каникул, никто уже и не помнит. Специалисты в области образования ограничиваются объяснением: так сложилось традиционно. Однако на этот раз сломать традицию готовы – в пользу сокращения каникул раздается все больше голосов. Идея сократить летний отдых школьников обсуждается не первый год. Перестроить каникулярное время предлагали и специалисты московского департамента образования, и депутаты Госдумы, и даже мэр столицы Юрий Лужков. По мнению градоначальника, сделать несколько недель июня учебными необходимо хотя бы потому, что далеко не все родители способны обеспечить ребенку подходящий досуг на три месяца. В результате школьники бесцельно «шатаются по улицам города». Безусловно, это прибавляет работы и милиционерам, в первую очередь сотрудникам ГИБДД, ведь именно на период школьных каникул приходится всплеск ДТП с участием детей-подростков.

«Российские летние каникулы – одни из самых длинных в мире, – говорит депутат Московской городской думы Евгений Бунимович. – И эта продолжительность едва ли идет на пользу ученикам. Те перегрузки, о которых так много говорят и педагоги, и детские врачи, образуются именно за счет слишком долгого отдыха. Каникулы распределены неравномерно, поэтому нет никакого криминала в том, чтобы сделать учебным один из летних месяцев или хотя бы его часть. Вместе с тем с этим вопросом не надо спешить. Имеет смысл изучить зарубежный опыт организации каникул. Например, можно поучиться у французов. В разных частях этой страны школьники отдыхают по очереди. Делается это для того, чтобы чрезмерно не нагружать детские лагеря, базы отдыха, транспорт. По-моему, это очень разумно».

Пока специалисты видят один вариант перестройки каникулярного периода: половина июня превращается в учебное время, зато весной или зимой школьники гуляют на две недели дольше. Разумеется, разом перевести все российские школы на иной распорядок учебного года невозможно. По словам специалиста Министерства образования Тамары Федотовой, вопрос об изменении или перераспределении сроков каникул на министерском уровне пока никак не обсуждается. По оценкам экспертов, почва для таких изменений будет готова только через три-четыре года. А за это время нужно хорошенько все проверить на практике. «В Москве проводились эксперименты по сокращению летних каникул, – рассказывает пресс-секретарь департамента образования Москвы Александр Гаврилов. – Некоторые школы приняли этот опыт, некоторые – нет. Камень преткновения – городская инфраструктура. Увеличивая каникулы весной, мы обрекаем школьников на те же самые шатания по улицам – в театрах не идут детские спектакли, нет скидок в домах отдыха – в общем, детей нигде не ждут. Летом же, напротив, для них открыты все двери. Чтобы изменить ситуацию, нужны годы».

Впрочем, дело не только в невозможности организовать детский отдых. Наладить учебу в июне представляется педагогам весьма непростым делом. «Как педагог с большим опытом могу сказать, что работать с детьми в июне бесполезно, – поделился президент Российского фонда образования Сергей Комков. – Даже в мае они уже не способны воспринимать информацию. Поэтому занятия в июне должны представлять собой практические, познавательные уроки, походы и экскурсии. Но мы ведь сами уничтожили все дома творчества и спортивные базы. Так что хлопоты по организации подобного досуга лягут на плечи рядовых учителей, которые вовсе не обрадуются дополнительной работе».

Действительно, при средней зарплате учителя размером в 8–9 тыс. рублей со всевозможными надбавками дополнительная работа летом выглядит форменным издевательством. «Мы категорически против сокращения летних каникул! – выразила мнение практически всех педагогов директор московской школы № 1273 Светлана Заблудина. – Во-первых, это дополнительная нагрузка на детей, во-вторых, еще одна головная боль для учителей. Ведь практически все лето в школе идут сплошные проверки, надо заниматься ремонтом, составлять новый учебный план».

Тем не менее отдельные школы готовы взять на вооружение новый опыт распределения каникул, благо у них есть на это полное право. Согласно санитарным нормам и правилам, количество каникулярных часов не должно быть меньше 120 дней в году. Однако дробить это время по своему усмотрению могут сами руководители школ. Пользуются этим правом немногие, в основном те учебные заведения, в которых налажено сотрудничество с каким-нибудь вузом. Факультативные занятия в таких учебных заведениях проходят и в июне. Кроме того, многие школы постепенно переходят на систему деления учебного года по триместрам вместо четвертей, соответственно, время каникул немного сдвигается. Так что отныне при выборе школы для своего ребенка не лишним будет поинтересоваться не только расписанием уроков, но и узнать расписание выходных дней и каникул.

 
******************************
 
С тех пор как отменили обязательную школьную форму, прошло больше пятнадцати лет. С разрешением ходить "в чем хочешь" школу захлестнула настоящая революция. Вместе с джинсами в классы, к примеру, пришел и новый стиль общения с учителями. Во всяком случае, вопрос на уроке литературы: "Елена Владимировна, как вы думаете, Татьяна спала с Онегиным?" - вызвал бы пять лет назад скандал районного масштаба, а мне приходилось интеллигентно выкручиваться. Старшеклассники "примеряли" отвоеванную у учителей "свободу" в виде "вареных" джинсов необъятной ширины и неимоверных челок а-ля "Ласковый май". Младшие, особенно те, кто учился во вторую смену и собирался в школу самостоятельно, приходили на уроки в пижамах, приняв их за спортивные костюмы, вспоминает корреспондент «Российской газеты» в номере от 25 августа.
 
Впрочем, "спальная мода" в начальной школе продолжалась недолго. Все, чем живет малыш, связано со школой, оценками, любовью или нелюбовью Марьиванны. Поэтому к возможности продефилировать перед "сопливыми детсадовцами" с портфелем и в школьной форме младший школьник относится с придыханием.
Другое дело - подростки. Во внутренней иерархии их ценностей успешная учеба и хорошие отношения с педагогами занимают далеко не первую ступень. Важно принадлежать к "стае" и чтобы в ней тебя уважали. Признаки, по которым опознается "свой", могут быть самыми разными: начиная с цепей и бритых голов и заканчивая фирменными галстуками и университетскими значками. И уравновесить взаимоотношения формы и содержания в среде долговязых и прыщавых недорослей очень непросто. Их кредо: "Хочу, чтобы было, как у всех, но ни на кого не похоже!" Получается, что школьники старшего возраста не такие уж законченные противники корпоративной одежды.
 
Игорь Кон, доктор философских наук, академик РАО: «У меня на этот счет суждение далеко не либеральное. Форма нужна. Но она должна быть красивой, элегантной и, главное, соответствовать вкусам детей. И еще не лечь тяжелым бременем на родительский бюджет. При всем том, что я не одобряю процессы милитаризации и формализации в одежде, в школьной форме я ничего такого милитаристского и стандартизующего не вижу. У школьников есть достаточно средств проявить свою индивидуальность и вкус. Форма дисциплинирует и подтягивает. Кстати, о пользе корпоративной одежды я впервые задумался в "Артеке". Ведь когда ребята в своем цивильном платье, на первый план выпячиваются материальные различия семей. Правда, и в форме это неравенство никуда не исчезает, но внешних, особенно раздражающих его проявлений становится меньше.
 
В подростковом возрасте идут процессы индивидуализации. Все привязанности уже на стороне. Для мальчиков, да и для некоторых девочек оказываются очень важным отношения в уличных компаниях. А школа, хотим мы этого или нет, это казенный дом. И идентифицироваться с ней школьники не хотят. Ведь там у подростка зависимый статус. Поэтому и форма у него особых чувств не вызывает. Однако все же есть школы, где все с точностью наоборот. На меня произвело впечатление одно очень старое английское учебное заведение, ведущее свою историю с начала XVII века. В качестве гида мне дали мальчика из старшего шестого класса. Так вот он сказал, что форма с обязательным галстуком его ничуть не смущает. Наоборот, фирменный галстук - это знак солидарности со старыми школьными традициями.
 
Не нужно преувеличивать и какую-то развращающую сексуальность цивильной одежды по сравнению с форменной. Если девчонкам понадобится показать свои ножки, то они их покажут в любом платье. Я не открою Америки, если скажу, что когда ноги были закрыты коричневым школьным платьем, мальчишеское воображение работало ничуть не меньше, чем сейчас. Преимущество формы в том, что все-таки это рабочая, а не праздничная одежда. А школа - это место работы, а не отдыха и развлечений. Кстати, принято с иронией относиться к глухим костюмам чиновников при галстуках. С моей же точки зрения, всему свое место и время. И госслужащий, оголивший волосатую грудь, производит, признаться, неприятное впечатление. Почему тогда в школу можно ходить, как на пляж? Другое дело, если правила будут такие, что свою корпоративную принадлежность детям придется демонстрировать постоянно. Постоянно носить форму никто не захочет. Это будет вызывать протесты. Такое уже было в свое время в старой гимназии. За гимназистами следили, чтобы они везде появлялись только в форме, которая позволяла "засечь" их в запретных местах, к примеру, в театре. Она вызывала неприязнь, потому что была средством ограничения свободы».
 
Анатолий Часовских, директор физматшколы имени академика Андрея Колмогорова при МГУ: «Иногда мысли ввести форму у меня возникают, но в родительском комитете большинство против, потому что это дополнительная нагрузка на семейный бюджет. А дети у нас учатся со всей страны и уж точно не из семей олигархов. Да и если, признаться, требования к внешнему виду у нас, скажем так, не из самых приоритетных. Они совсем простые. Дети должны выглядеть опрятно: пиджачок, костюмчик, по праздникам - галстук. Все в рамках разумного. И финансово для родителей необременительно. Форму можно составить из уже имеющегося у ребенка гардероба, а не покупать что-то совсем новое. У нас, конечно же, учится элита, но не в традиционном смысле. Я только гипотетически могу себе представить ситуации, что кто-то из моих ребят станет сильно выделяться какой-то супердорогой одеждой, "золотом-бриллиантами". Его попросту не поймут. Мои ученики самовыражаются немного в других вещах. Необязательно же волосы в зеленый цвет красить, чтобы выделиться».
 
Марьяна Безруких, доктор биологических наук, детский физиолог: «Итак, о комфортных для глаз цветах тканей. Во-первых, никаких красных или бордовых пиджаков. Коричневый и другие темные цвета, в том числе популярные черный, темно-серый, густо-сиреневый, тоже не приятны для глаз, тормозят восприятие, утомляют. А вот клеточка хороша. Она сама по себе радует детей, повышает им настроение.
Классические "черный низ и белый верх" на каждый день не подходят. Для сменных рубашечек и блузок лучше выбрать салатный, бежевый или голубой цвета. А вот шить все это нужно из гигиеничных, легко стирающихся и желательно натуральных тканей».
 
***********************************
 
Есть ли люди, совершенно не способные к языкам? С этим вопросом «Новая газета» от 24 августа обратилась к специалистам московской сети школ иностранных языков. И вот такой получила ответ.       
 
Абсолютно не способных к языкам людей не бывает. А вот способы обучения для всех одинаковыми не могут быть. Кто-то лучше воспринимает и запоминает со слуха, у кого-то лучше развита зрительная память. Если выучить язык никак не получается, значит, вы еще не нашли своего способа, своего преподавателя или — еще вариант — это пока вам не очень нужно. Могут быть трудности с пониманием устной речи, проблемы с чтением, с письмом, и в каждом случае, если искать причины этих трудностей, можно помочь ученику. Правда, иногда полезно заглянуть в детство. Наши личные особенности не всегда принимали во внимание в школе, и у многих, кто считает себя неспособным, этот комплекс со школьных времен — ругали за ошибки, навесили ярлык. Бывает, человек попал в группу более высокого уровня, ничего не мог понять, решил, что и пытаться не стоит. Или несколько раз попытался что-то объяснить иностранцу, его не поняли, переводчика рядом не было, никто не помог, и приходит решение: иностранный язык — это не мое.

 

Многое зависит от преподавателя. Но возможности преподавателя небезграничны. Это как с лошадью: можно привести ее к воде, но заставить пить нельзя, пока она сама не решит, что ей это надо. Важна мотивация. «Учу, учу, ничего не учится. В прошлый раз на занятие не попал, а перед тем месяц в отпуске был — ничего не понимаю». Что здесь скажешь, если человек пропускает занятия и надеется, что язык выучится сам собой? Если учить, то выучишь, особенно если язык очень нужен, а не просто модно или престижно языку учиться. Если учитель говорит ученику, что он неспособный, то это просто непрофессиональный учитель. Он не протестировал ученика, начал с ним работать не с его исходного уровня, не нашел способов, которые подошли бы именно этому человеку. Другое дело, если учитель видит, что ученик немотивирован, то нужно так и говорить: «человеку это не надо», а не «он неспособный».
       
Важно понять, какие навыки у ученика уже есть, какие слабые стороны, с чего начинать. Например, приходит дошкольник, который еще ручку не умеет держать, а мы его пытаемся учить писать на иностранном языке. Вряд ли это обучение будет успешным. Нужно или учить его языку без письма, что вполне возможно в работе с маленькими, или отложить язык и поработать над моторными навыками. Если же учитель не разберется и будет давать ребенку писать длинные слова и даже предложения, то возникнут трудности, из-за трудностей исчезнет желание, и не факт, что кто-нибудь не скажет, что этот малыш неспособный.       
 
Бывают случаи, когда родители говорят, что ребенок не способен к языкам. Это часто из-за завышенных ожиданий: «Мой ребенок самый лучший, самый способный». Такие мамы приводят ребенка четырех лет в наши группы неполного дня заниматься с настоящим англичанином и очень удивляются, что ребенок через два месяца занятий два раза в неделю по три часа не начинает говорить на английском, как на родном. Возникают обиды: «Или вы плохая школа, или у нас ребенок неспособный». Если родители разочаруются в школе — ладно, но если они начнут ребенку говорить, что он неспособный, то для него это на всю жизнь. Хотя заговорить на языке за месяц-другой невозможно. У маленьких детей, да и у взрослых студентов, сначала идет пассивное накопление. Не надо забывать, что и на родном языке малыш начинает свободно говорить годам к трем. Иногда бывает достаточно просто похвалить ученика, чтобы он начал воспринимать себя по-другому. Положительные эмоции от занятий нужны и маленьким, и тем, кто постарше. Можно у каждого ребенка найти сильную сторону и опираться на нее, организовывая обучение. Так что если вы хотите выучить иностранный язык, то вам нужен учитель, который хотел бы вас научить.
 
******************************
 
До 1 сентября осталась всего неделя. Но еще есть время повнимательнее присмотреться к купленным учебникам, чтобы понять, не нанесут ли они вреда ребенку. По оценкам экспертов, каждый десятый учебник в нашей стране - контрафактный. О проблеме – газета «Известия» от 25 августа.

Условия для процветания бизнеса на поддельных учебниках в нашей стране идеальные: большое количество типографий (в прошлом каждый обком партии имел свою типографию) и устойчивый спрос на учебную литературу. Подделки бывают двух типов - грубые фальшивки и качественные копии, вычислить которые может только эксперт. Фальшивки не только наносят материальный ущерб издательствам, но и опасны для здоровья. Распознать их может любой внимательный человек. Основные признаки фальшивки - размазывающаяся типографская краска, огромное количество опечаток, пропущенные страницы. Покупать подобные изделия действительно себе дороже: в связи с несоблюдением гигиенических норм можно испортить зрение, не говоря уже о вреде для здоровья, который может нанести дешевая типографская краска с повышенным содержанием свинца.

В июле нынешнего года по наводке издательства "Просвещение" оперативниками было обнаружено крупное подпольное производство фальшивых учебников (был изъят 50 871 экземпляр). В подмосковном Железнодорожном делались низкокачественные копии при помощи обычных сканеров, затем на местной типографии тиражировали страницы и отправляли в поселок Раздолье Владимирской области, где книги брошюровали в помещении заброшенного коровника. Недавно Кольчугинская межрайонная прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 146 (3) УК РФ ("Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, совершенное в особо крупном размере") в отношении генерального директора типографии "Русар-2000" Александра Голланда. В издательстве "Просвещение" утверждают, что незаконное использование товарного знака издательства нанесло ему ущерб на сумму около 4 миллионов рублей.

 

Качественные современные подделки зачастую неотличимы от настоящих учебников. Чтобы с уверенностью сказать, что книга не имеет ничего общего с издательством, указанным в выходных данных, нужно провести специальную экспертизу. Особого урона потребителю такие книги не наносят, а вот издательства несут убытки. Заместитель генерального директора издательства "Просвещение" Никита Гололобов, курирующий вопросы безопасности, рассказал, что у них в издательстве уже давно ввели практику поощрения анонимных доносов на торговцев подпольными учебниками. Осведомитель получает 5% стоимости конфискованной партии литературы. Чаще всего к такому "способу конкуренции" прибегают добросовестные продавцы, страдающие от соседства с "пиратами", которые рано или поздно начинают демпинговать.

Осенью прошлого года контрафактные учебники с торговым знаком издательства "Просвещение" были изъяты  в Москве, Петербурге и Ленинградской области. По информации из издательства, сейчас особые опасения вызывает возможность производства нелегальной учебной литературы в таких городах, как Ростов, Краснодар, Пятигорск, Астрахань, Волгоград и Элиста. На днях в Санкт-Петербурге было уничтожено 30 тонн контрафактных учебников. По экспертным оценкам, нелегальный оборот учебной литературы для школьников достигает в России 300 миллионов рублей в год.

Каждые увидевшие свет легальный учебник или учебное пособие проходят череду согласований и тестирований на предмет ошибок и неточностей. Грубые подделки пестрят всевозможными ошибками - и фактическими, и грамматическими. Татьяна Филиппова, сотрудник Института возрастной физиологии, автор множества пособий для школьников и детей дошкольного возраста, говорит, что прохождение экспертного совета - одна из самых малоприятных процедур, которые выпадали ей на долю. «Это можно сравнить с защитой диссертации. Ты приходишь на совет, когда заседание уже началось. Эксперты встают и по очереди зачитывают свое заключение по поводу твоего учебника. У автора есть право голоса: он может что-то сказать в свою защиту, попробовать убедить эксперта в своей правоте. У меня иногда бывали такие случаи, хотя чаще, если эксперта что-то не устраивает, учебник отправляется на доработку», - рассказывает Татьяна Филиппова.

Тем не менее, несмотря на достаточно строгий контроль, полностью избежать ошибок и несообразностей невозможно. Татьяна Филиппова говорит, что даже первое - благополучное - издание пособия не гарантирует того, что во втором издании не выскочит какой-нибудь ляп. К примеру, в одном пособии для младших школьников раскрасить на картинке снег попросили зеленым цветом. Самые грубые ошибки автор устраняет еще на стадии издательского макета. Так, в одном из атласов "Окружающий мир" Северная Америка и Южная Америка были перепутаны местами, Африка была напечатана зеркально.

Много нервов Татьяна Филиппова потратила, доказывая художникам, что пособия следует делать в первую очередь грамотными, а уж потом  - симпатичными. Редакторы поместили на страницу изображение Великой Китайской стены, расположив ее с севера на юг. Это показалось автору подозрительным, но художники предъявили  фотографию, на которой стена шла сверху вниз. Объяснения, что фотография может быть сориентирована как угодно, художников не убедили. Однако фотографию Великой Китайской стены предпочли вообще убрать из учебника. Позже Татьяна Филиппова специально навела справки и выяснила, что стена, как она и предполагала, действительно идет с востока на запад. Анекдотичный случай произошел с фотографией в одной из детских азбук. Рядом с текстом, повествующим о полете в космос первого космонавта Юрия Гагарина, напечатали фотографию высадки американских астронавтов на Луне. Для правдоподобия стерли надпись на ракете "USA" и заменили американский флаг на российский.

Заместитель руководителя Испытательного центра издательской продукции Научного центра здоровья детей РАМН Алла Додонова уверена: от качества учебников и прописей зависит здоровье ребенка. В школьных учебниках недопустима печать основного или дополнительного текста цветными красками.

Единственное, что возможно, - это размещение текста на цветных плашках, которые, впрочем, должны быть пастельных тонов. Что касается прописей, то абсолютно запрещен цветной или серый фон для участков, предназначенных для письма. Образцы букв изображаются сплошными или пунктирными линиями, но ни в коем случае не точками. Текст в учебниках для младших классов не должен быть набран в двух колонках, в учебниках для старших классов не может быть трех колонок. Школьные учебники ни в коем случае не должны издаваться на газетной бумаге и скрепляться клеем.