ОБЗОР ПРЕССЫ № 193

11 августа 2006

Будущие студенты не торопятся брать банковские кредиты на образование, сообщает газета «Новые Известия» от 19 июля. Развитию системы образовательных кредитов в России мешает отсутствие государственной поддержки и как следствие – слишком высокие процентные ставки. К такому выводу пришел вчера, общаясь с журналистами, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Почти треть населения страны в принципе готова взять у банка взаймы на обучение, однако для того, чтобы кредиты стали брать массово, процентная ставка должна снизиться в 1,5 раза.

По данным Высшей школы экономики, на 10 тыс. россиян сейчас приходится 450 человек, получающих образование. При этом около 60% студентов обучаются на платной основе. Стоимость обучения в разных вузах варьируется, в ведущих университетах она в 3–5 раз выше, чем в региональных или молодых высших школах. При этом, как отмечает Ярослав Кузьминов, «формальное наличие образования больше не является залогом успешного трудоустройства». «Российские компании выходят на международный рынок, в том числе и рынок труда, поэтому им важно, чтобы у соискателя имелся не просто диплом, а качественное высшее образование», – подчеркивает ректор ВШЭ. Однако далеко не во всех семьях, где есть талантливые дети, ежегодно находятся на их обучение лишние 5 тыс. долларов. И тут по идее должны приходить на помощь образовательные кредиты.

Российские банки выдают их под 18–19% годовых в рублях и 10–13% в валюте. Более того, заемщик должен предоставить залог или поручительство, которые пугают малоимущие семьи. Срок возврата денег – от 1 года до 11 лет. В таких условиях студент, ставший специалистом, сразу же после окончания вуза оказывается в ситуации, когда ему нужно ежегодно выплачивать банку 7–8 тыс. долларов. А это означает, что стартовая зарплата должна превышать 1 тыс. долларов в год. Столь жесткие условия делают образовательные кредиты маловостребованными, поэтому за шесть лет их существования к банкам за деньгами на учебу обратились лишь несколько тысяч россиян. Вместе с тем исследование, проведенное ВШЭ, показало, что в принципе взять кредиты на обучение готовы 25–30% абитуриентов. Многие, впрочем, и не ждут, когда они станут доступными, и занимают деньги на так называемые неотложные нужды – там процент пониже. Таких сейчас 3–4% от числа обучающихся студентов-платников.

По мнению экспертов, основная причина, по которой не снижаются процентные ставки образовательных кредитов, а банки не спешат включать их в пакет услуг – нежелание государства предоставлять гарантии кредиторам. Законопроект «Об образовательных кредитах», разработанный Ассоциацией российских банков и ВШЭ, до сих пор не принят к рассмотрению. А между тем разработчики предлагают немало важных нововведений. Сумма займа должна стать неограниченной, помимо кредита непосредственно на обучение, предусматривались бы кредиты на текущие нужды – оплата жилья, питания. Гасить ссуду предлагается по льготной ставке – не выше ставки рефинансирования ЦБ (11,5%) за вычетом 2% – с нынешними почти 20% не сравнить. Кроме того, законопроект предусматривает возможность погашения кредита государственными или муниципальными органами власти при условии отработки определенного срока на добровольной основе.

Пока вместо государства гарантами выплат кредитов пытаются стать частные компании. Первый подобный эксперимент был проведен Российской экономической академией им. Плеханова и компанией «Крейн», разработавшими систему кредитования «Кредо». Она не предполагает залога или поручительства, однако процентная ставка там такая же, как у банков – 10% годовых в валюте. К тому же выбор абитуриента ограничивается 18 вузами Москвы и Санкт-Петербурга и очной формой обучения. «Оптимальная же процентная ставка в российских условиях, при которой образовательные кредиты могли бы стать по-настоящему востребованными студентами, не должна превышать 6–7%», – уверен Ярослав Кузьминов. Более того, эксперты сомневаются в широком распространении программы «Кредо» – нет гарантий, что во всех наших регионах найдутся компании-поручители, готовые вкладывать средства в обеспечение гарантий банкам.

«Государство 10 лет не вкладывало средства в среднюю школу, поэтому качество образования выпускников год от года падает. И будет падать еще лет 10, – предупреждает г-н Кузьминов. – Такое может случиться и с высшей школой, если талантливым детям из небогатых семей не будут помогать получать образование». Сейчас на заем решаются абитуриенты, уверенные в том, что по окончании вуза они гарантированно найдут работу со стартовой зарплатой от 1 тыс. долларов. «Это, прежде всего, как вы сами понимаете, экономисты и юристы, – рассказывает ректор ВШЭ. – Понемногу к ним добавляются математики, инженеры, IT-специалисты, врачи, а также работники «экономики впечатлений» – досуга, туризма». Остальным же приходится либо откладывать поступление на годы, либо отправляться в «дешевые» вузы, уровень подготовки в которых далеко не всегда гарантирован.

 
********************************
 
Современный ученик порой более информирован, чем его учитель, сообщает «Независимая газета» от 4 августа. Исследования о профессиональном и досуговом чтении учителей из трех регионов России провела группа исследователей под управлением доцента кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, президента регионального отделения Ассоциации школьных библиотек России Ольги Старовойтовой. Были опрошены более 600 учителей по 64 пунктам.
 
Как рассказала Ольга Старовойтова, больше всех читают сегодня учителя начальной школы и учителя новых дисциплин (МХК, ОБЖ и других предметов). Это как раз те учителя, которые не имеют специального педагогического образования, а пришли в школу в результате школьных реформ и разных экономических обстоятельств. Бывшие научные сотрудники, инженеры читают много, потому что в своей предметной области привыкли постоянно совершенствоваться. В их прежней профессии существовало правило: если специалист не обращается в течение двух лет к профессиональной периодике, он теряет свою квалификацию. Меньше всех, по данным опросов, читают преподаватели литературы (исключения есть). Они настолько уверены в своем сильном литературоведческом образовании, которое получили еще в вузе, говорит Ольга Старовойтова, что потребности перечитать что-то на современном этапе жизни у них порой и не появляется. Современную литературу они тоже читают мало. Почему?
 
В большинстве случаев учителя являются посетителями всего двух библиотек. Одна из них – это школьная библиотека. Но после того как в конце 1980-х годов была разрушена централизованная система доставки художественных книг в школьную библиотеку, выбор книг там крайне мал. В домашние же библиотеки учителя стараются покупать в основном книжки для своих детей. Педагогическую литературу покупает каждый пятый учитель из опрошенных.
 
Увы, учителя не готовы обсуждать с детьми прочитанное ими. Почему? Они утратили свою читательскую квалификацию. Современные дети более информированы о книжных новинках, чем их наставники. В этом кроется и причина большинства конфликтов в школе. Чаще всего школьные конфликты – это конфликты информационных ресурсов. Если получается, что ученик владеет значительно большими ресурсами (не академическими знаниями, а ресурсами), чем учитель, то есть и почва для конфликта. Это вообще большая проблема современного информационного общества, резюмировала Ольга Старовойтова.
 
****************************
 
Роспотребнадзор проверил, как питаются в школах дети. В постановлении, подписанном руководителем службы Геннадием Онищенко, простой и горький вывод: школьные завтраки и обеды не могут обеспечить нормального развития. В 5 - 11 классах горячее питание получают около 53 процентов детей, лишь четверть "счастливчиков" кормят горячей едой дважды в день. В сельских районах средняя стоимость завтрака - 3 - 5 рублей, обед - 10 - 15 рублей. О проблеме – газета «Труд» от 10 августа.
 
Со времен Ломоносова врачи понимали: болезнь всегда легче (и дешевле) предупредить, чем лечить. В дне сегодняшнем педиатры, в частности, академик РАМН Александр Баранов, упорно повторяют: у детей школьного возраста на первом месте - болезни органов пищеварения, причина - плохая еда. Для ребенка питание - это всегда профилактика (а иногда и лечение) многих недугов. А потому школьное питание должно быть заботой государства. В Минздраве отвечают примерно так: "Нельзя вешать все на государство! У нас что, все нищие"?!
 
Во-первых, во многих регионах значительная часть населения действительно живет на грани нищенства. Во-вторых, речь идет не о том, что школьники на уроках падают в голодный обморок. Суть в другом: их питание категорически не соответствует потребностям растущего организма в условиях больших учебных нагрузок. К тому же большинство родителей пока просто не умеют грамотно относиться к еде ребенка, в портфель по привычке кладется бутерброд с колбасой. Надо учить родителей? Надо. Но пока все научатся основам грамотного питания, мы получим очередное больное поколение детей. У нас уже сегодня "на выходе" из школы почти невозможно найти здорового ребенка.
 
Есть регионы особенно "провальные": уже не один год в Дагестане горячее питание получают только 5 процентов школьников, в Кабардино-Балкарской республике - 34 процента. Федеральный бюджет финансирует только питание детей из чернобыльской зоны и еще нескольких дотационных территорий. В других регионах из местных бюджетов "кормят" только детей из малообеспеченных и многодетных семей.
 
Еще одна проблема: оборудование пищеблоков часто старое, например, в Саратовской области его износ в большинстве школ достигает 80 процентов. 12 процентов школ вообще обходятся без пищеблоков, на работу в школьные столовые нередко попадают люди без должной подготовки. В результате - нарушение санитарных норм и частые отравления. За прошедший учебный год было зарегистрировано 11 вспышек инфекционных заболеваний, пострадали 386 человек.
 
Почти везде родители так или иначе доплачивают за еду в школе. А в результате мы все равно имеем все те же позорные цифры: "средний" завтрак стоит 3 - 5 рублей (в городе - 5 - 7), обед - 10 - 15 рублей (в городе - 20 - 25). Нетрудно догадаться, что можно купить на три рубля: все ту же пресловутую булочку. В телевизоре - разговор о высоких технологиях, дорогом медицинском оборудовании. А мы все мечтаем: вот бы каждый день дать каждому ребенку стакан сока или молока!
 
*******************************
 
В школах откроют детские сады. Минобрнауки реформирует систему дошкольного образования, сообщает газета «Комсомольская Правда» от 11 августа.
 
Устроить ребенка в детский сад - головная боль для молодых родителей. В 90-е годы из-за спада рождаемости детсадовские помещения распродали по дешевке коммерсантам и отдали учреждениям, имеющим весьма отдаленное отношение к образованию. Теперь утраченные площади, на которых когда-то резвились ребятишки, вернуть практически невозможно. А малышей становится все больше. Некоторые из них так и не успевают отведать детсадовской каши и, воспитанные бабушками и нянями, сразу приходят в первый класс. Тут-то и начинаются проблемы, ведь ребят никто не готовил к жизни в школе. Сейчас чиновники пытаются восстановить систему дошкольного образования. Судя по их замыслам, это будет совсем не то, что было раньше. Теперь это называется предшкола.
 
Сегодня некоторые дети, приходя в первый класс, уже умеют обращаться с компьютером и знают все неправильные английские глаголы. А кто-то не может читать. Все из-за того, что половина малышей не ходит в детский сад. Некоторые папы и мамы, не дождавшись своего места в муниципальном садике, отдают ребенка в частный, где за солидные деньги малыш будет учить язык и купаться в бассейне. А для многих семей и 200 рублей за государственный садик кажутся большой суммой. Для того чтобы у детишек к первому классу были примерно одинаковые стартовые возможности, придумали предшколу - «классы раннего развития».
 
За последние годы число школьников сократилось на несколько миллионов. Некоторые школы в небольших городах попросту пустуют. А можно использовать эти помещения под предшкольные группы. К примеру, в образовательном учреждении, рассчитанном на 200 человек, учится сотня ребят. В любом школьном здании предусмотрено несколько входов и выходов. Директора, которые решили открыть у себя предшкольную группу, просто отгораживают часть здания и оборудуют детскую площадку. И все! Родители приводят малышей, как в обычный садик, при этом детвора никак не пересекается со старшими школьниками во время уроков. Опять же, детишкам будет комфортнее, окончив подготовительную группу в школе, первого сентября прийти в то же здание.
 
Устраивать дошкольные отделения в общеобразовательных школах разрешено Законом «Об образовании». Вопрос только в том, где взять деньги на переоборудование школьных помещений под нужды дошкольников. Ведь существуют определенные стандарты, нарушить которые не разрешит ни одна проверка из СЭС или управления образования.
 
Вторая проблема: кто будет учить дошколят? По сути, детсадовские воспитатели все это время только тем и занимались, что готовили малышей к школе. Группы с пяти-, шестилетними ребятами так и назывались - «подготовительные». Поэтому Минобрнауки предлагает всем дошкольным педагогам просто пройти курсы, чтобы поглубже узнать психологию детей предшкольного возраста и перенять новые методы обучения, смежные с дошкольными и школьными. А молодых воспитателей предполагается учить в обычных педагогических колледжах. В некоторых из них уже появилась специальность «педагог предшкольного образования».
 
В России действует 47 тысяч дошкольных учреждений. 800 тыс. детей стоят в очереди, чтобы попасть в садик. Необходимо построить еще как минимум 4 тысячи детских садов. Ежемесячная плата за детсад в каждом регионе устанавливается индивидуально. Меньше всего платят в Орловской области. Здесь средняя стоимость обычного муниципального садика составляет 176 рублей в месяц. А дороже всего детишки обходятся в Ямало-Ненецком автономном округе: детсад здесь стоит уже 2129 рублей.