ОБЗОР ПРЕССЫ № 186

09 июня 2006
Во время «горячей линии» в Министерстве образования и науки глава этого ведомства Андрей Фурсенко заявил, что в ближайшие годы льготы для медалистов при поступлении в вуз, вероятно, будут сняты. По мнению экспертов, стремление чиновников отменить медальные льготы связано прежде всего с тем, что в последнее время развелось слишком много «дутых» отличников. Рассказывает газета «Новые Известия» от 2 июня.
 
Как сообщил председатель комиссии по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович, сейчас можно говорить о коррумпированности даже этой сферы жизни – образования. Как иначе можно объяснить тот факт, что захолустные городки в неблагополучных регионах выпускают больше медалистов, чем столица, в которой и так число круглых отличников достигает 5–6 тысяч. То, что медали зачастую вручают не совсем заслуженно, признают и сами учителя. «Я считаю, что человек просто не способен одинаково хорошо успевать по всем предметам. Другое дело, что есть просто прилежные, трудолюбивые ребята», – поделилась преподаватель английского языка, классный руководитель одной из столичных школ Татьяна Зайцева. «Я вынуждена признаться, что многих медалистов «делают» директора школ, – рассказала преподаватель математики Галина Горячева. – Если раньше на одну школу был один-два медалиста, то сейчас и десять-пятнадцать не редкость. На мой взгляд, увеличению показателей способствуют прежде всего местные чиновники от образования. На окружных собраниях они поощряют школы, в которых много отличников. Мол, смотрите, как хорошо детей учат. Вот директора школ и поднимают свой авторитет за счет дополнительных отличников».

С этой точкой зрения согласен и доктор экономических наук, заведующий кафедрой социального страхования Российского государственного социального университета Никита Кричевский. «Для улучшения статистики и поддержания престижа своего учебного заведения школа должна иметь определенное количество медалистов – не слишком большое и не слишком маленькое, – пояснил г-н Кричевский. – К концу девятого класса определяются лидеры, которые либо учатся на четверки-пятерки, либо занимаются общественной деятельностью, либо имеют хорошие отношения с руководством. После чего их начинают «тянуть» на медаль. Дают возможность пересдавать заваленный экзамен, завышают оценки, ставят пятерки, как говорится, по традиции».

Нужное количество медалей, по данным пресс-секретаря Департамента образования Москвы Александра Гаврилова, также учитывается при аттестации школ. Поэтому зачастую детям, номинированным на медаль, фактически не дается возможность выбора. «В начале 10-го класса меня вызвал к себе директор и подробно объяснил, что я обязана «идти на медаль», – рассказала выпускница 2006 года Алена К., категорически просившая не называть ни ее фамилии, ни номера школы. – Я скептически оценивала свои силы и сказала, что могу не справиться. В ответ директор прочитал мне длинную лекцию про престиж школы, про священный долг ученика и так далее. А потом недвусмысленно намекнул: или «идешь на медаль», или скатишься на тройки». Пытаются отказаться от возможности получить медали многие. Сил на то, чтобы полноценно готовиться к поступлению в вуз и выкладываться по полной программе в школе, хватает далеко не у всех. «Двойной стресс для ребенка очень опасен, – рассказала подростковый психолог центра «Образование в развитии» Татьяна Муха. – Страх не поступить в институт, не оправдать надежд учителей и директора школы могут поколебать здоровье подростка. На фоне всего этого могут развиться невротические заболевания, появиться головные боли, участиться обмороки».

Вообще-то все медальные работы проверяет независимая комиссия, а наблюдатели контролируют соблюдение правил во время самих экзаменов. Впрочем, даже в таких условиях учителя находят способ помочь своим ученикам. «Наблюдателя, который должен был контролировать, как мы пишем выпускное сочинение, мы вообще в глаза не видели, – рассказала выпускница прошлого года москвичка Ирина Матвеева. – Учителя и родители будущих медалистов сразу отвели его в отдельный кабинет, накрыли стол. Пять часов развлекали разговорами, даже пели и плясали. А в это время «руссичка» вычитывала медальные сочинения, проставляла нам запятые, исправляла орфографические ошибки». Еще более занимательный случай произошел в Нижнем Новгороде. Там выпускники писали сочинение вместо пяти часов... три дня. «Учительница сказала, что с русским у меня порядок, а вот по содержанию сочинение до пятерки не дотягивает, – поделился выпускник прошлого года Олег Каширский. – А потом предложила взять тетрадь домой и переписать работу. На все про все у меня ушло три дня. Все это время мы всей семьей корпели над заданием, и в итоге я получил заветную пятерку». Но даже если обмануть наблюдателей не удастся, директора школ всегда смогут договориться с коллегами из независимой комиссии. «Я провалилась на экзамене по математике. Решено было поставить мне четыре, – продолжает свое признание Ирина Матвеева. – Каким-то образом это стало известно директору моей школы, и он в тот же день отправил в комиссию целую делегацию учителей. Уж не знаю, взятку ли они давали, или просто беседовали, но в итоге мне выставили пятерку».

Знают настоящую цену современным медалям и в вузах. Поэтому особых надежд на школьных отличников не возлагают. «Никаких иллюзий в отношении медалистов я не питаю. Все зависит от конкретного ребенка, – рассказала доцент кафедры налогов и налогообложения Российского торгово-экономического университета Наталья Малахова. – Блестящие результаты в школе могут быть как показателем знаний, так и простым стечением обстоятельств. Я убеждена, что знать все предметы одинаково хорошо просто невозможно. Значит, в каких-то областях отличник разбирается слабей, а вдруг это как раз тот предмет, по которому он собирается продолжать профильное обучение?» Коллегу поддерживает и заведующий кафедрой математической экономики и эконометрики ГУ ВШЭ Григорий Канторович. «Обычно медалисты учатся в институте выше среднего, однако из этого правила бывают исключения. Особенно актуально это для ребят из отдаленных регионов. В своей районной школе он действительно лучший, но на федеральном уровне конкуренции не выдерживает. Первый экзамен, отличной оценки за который достаточно для поступления в вуз, такие дети нередко сдают блестяще, потому что готовились к нему заблаговременно. Однако уже на первом курсе у них могут обнаруживаться пробелы в знаниях по тем обязательным предметам, сдачи которых они избежали».

Но даже если медаль получена заслуженно, бывший отличник вовсе не обязательно станет находкой для вуза. По мнению Никиты Кричевского, нередко у медалистов возникают проблемы из-за того, что институт предъявляет ребятам совершенно новые требования. Если в школе главное – понять материал и суметь адекватно его воспроизвести, то в вузах, особенно технических, ценится умение нестандартно мыслить, искать оригинальные пути решения задачи, порой абстрагируясь от заученных формул. Свободная форма обучения нередко заставляет медалистов скатываться на тройки. Они привыкли к четкой дисциплине, расписанию, которое нельзя нарушать, они привыкли учиться из-под палки. Поэтому, узнав, что в институт их насильно никто загонять не будет и домашнее задание выполнять вовсе не обязательно, расслабляются и «забивают» на учебу.

«Наша задача – отобрать по-настоящему способных, талантливых детей, из которых впоследствии можно будет вырастить больших специалистов, но, к сожалению, медаль такой гарантии не дает, – убежден Григорий Канторович. – Гораздо лучше указывают на одаренность абитуриента в той или иной сфере деятельности результаты олимпиад не только всероссийских, но и региональных, которые, к сожалению, далеко не всегда учитываются». Действительно, по данным психолога Татьяны Мухи, существуют два типа детей: ребята, которые способны хорошо учиться по всем предметам, но ни к чему не имеют особого таланта, и подростки, которые отстают по многим дисциплинам, но в определенных сферах по-настоящему талантливы. Именно из последних чаще получаются крупные ученые, гениальные писатели, известные художники и актеры.

В целом все представители вузов, опрошенные газетой, пришли к выводу, что медальные льготы нужно отменять, особенно в преддверии повсеместного внедрения Единого государственного экзамена. А вместо медалей можно было бы давать специальные грамоты по одному из предметов. Их же можно было бы учитывать при зачислении в вуз, в один голос говорят профессора и доценты.

 
******************************
 
Результаты ЕГЭ по русскому языку новосибирских школьников превзошли все ожидания, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 8 июня: из 10880 выпускников, писавших тесты, шестьдесят процентов получили четверки и пятерки, что в два раза больше, чем в прошлом году.
 
«В этот раз выпускники нас порадовали, столько егэшных «хорошистов» и «отличников» у нас еще не было, — сообщила заместитель руководителя департамента образования по НСО Наталья Юсупова. — Среди выпускников объявились и два «круглых» отличника — школьники, набравшие 100 баллов. Это Елена Макарова из бердского 6-го лицея и Ольга Чащина из 3-й гимназии Советского района». Несмотря на высокий показатель умников, не обошлось и без двоечников. Неудовлетворительную оценку получили пять процентов выпускников. К счастью, в аттестат двойки им не поставят — согласно егэшному эксперименту, который продлится до 2008 года, к паре пририсуют еще один балл.
 
Остается добавить, что нынешним летом министерство образования решило не трепать нервы школьникам длительным ожиданием и сообщает заслуженные баллы сразу же после московской проверки. Примерно через три дня после сдачи тестов. Для того, чтобы узнать свой результат, нужно направить SMS-запрос на номер 3299. В запросе следует написать ON PROBA или ON EGE, серию паспорта, его номер и код предмета. Для того, чтобы узнать результат по русскому языку, надо набрать — 1, математике — 2, физике — 3, химии — 4, информатике — 5, биологии — 6, истории России — 7, географии — 8, английскому языку — 9, немецкому языку — 10, французскому языку — 11, обществознанию — 12 и литературе — 18. Услуга платная, а стоимость SMS устанавливает оператор.
 
**************************************
 
Достойное содержание высшей школы одному государству не по карману. Вопрос о том, кто, в каком объеме и на каких условиях должен оплачивать расходы на обучение российских студентов, обсуждали участники конференции «Бизнес+образование. Какую роль может сыграть бизнес в развитии российского образования?», которую в Москве провела газета «Ведомости» совместно с компанией «Базовый элемент». Рассказывает газета «Комсомольская Правда» от 8 июня.
 
Представители образовательного и делового сообщества сошлись во мнении, что российское высшее образование на сегодняшний день не удовлетворяет запрос рынка в квалифицированных специалистах, что в скором времени скажется на конкурентоспособности российских предприятий. Существенно повысить качество образования в вузах и, что самое главное, превратить его в доступный инструмент повышения социального статуса, закрепить за высшей школой функцию «социального лифта» можно только при тесном сотрудничестве бизнес-структур, государства и самих вузов.
 
«Бизнес должен участвовать в управлении вузом», - уверен Олег Виханский, декан Высшей школы бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова. По его мнению, участие бизнеса в процессах принятия решений, может оказать вузам существенную помощь в борьбе с коррупцией.  «Кроме того, - отметил Олег Виханский, - отечественному высшему образованию нужно перенять опыт Запада и пойти по пути создания кафедр компаний в вузах. Этот шаг поможет вернуть в систему образования лучшие отечественные преподавательские кадры, которые сегодня ушли из сферы образования».
 
Ректор Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова Виталий Видяпин, в свою очередь, убежден, что для активного привлечения частного капитала в вузы необходимо появление такой организационно-правовой формы функционирования высших учебных заведений как «автономная некоммерческая организация» (АНО).
 
Переходу к новым организационно-правовым формам деятельности, однако, по мнению Виталия Видяпина, должна предшествовать отработка наиболее приемлемой формы образовательного кредитования. Он признал, что большая часть населения не в состоянии оплачивать реальную стоимость обучения в вузе, тем более в Плехановской академии, однако существующие на рынке образовательные кредиты ничем не отличаются от обычных потребительских. Виталий Видяпин отметил, что исключением является кредитная программа «Кредо» компании «Крэйн», предоставляющая кредит непосредственно студенту сроком на 10 лет без залога и поручительства.
 
Однако, по словам генерального директора компании «Крэйн» Михаила Матросова, реализация такой программы стала возможной благодаря инициативе частного бизнеса и в силу ограниченного по количеству вузов-участников масштаба программы. «Для создания эффективной системы образовательного кредитования в масштабах страны и дальнейшего улучшения условий кредита для студента необходимо участие в этой системе государства, в том числе на законодательном уровне», - считает Михаил Матросов.
 
«Участники конференции не только отметили серьезный интерес бизнеса и его готовность решать проблемы российской высшей школы, проблемы подготовки профессиональных  кадров, - заявила по итогам конференции генеральный директор благотворительного фонда «Вольное Дело» Тамара Румянцева. - Они констатировали движение навстречу и в общественном сознании, и в позиции государства. Период подозрительности к инициативам бизнеса в сфере образования остался в прошлом, и конференция это зафиксировала. Для успешного развития системы высшего образования необходимо не только объединение ресурсов бизнеса и государства, но и солидарная ответственность – как отметили участники конференции, для этого необходимо, чтобы бизнес, инвестирующий в образование, был допущен и к управлению образованием».
 
*****************************************
 
Сколько, кому, зачем, за что и на что - к ответам на эти вопросы свелось в последнее время, а точнее, после старта национального проекта, обсуждение проблем российского образования, считает интернет-ресурс «Русский Журнал» от 1 июня. По размерам "сколько" определяется образовательная элита, и не важно, что одни тянут на 970 млн., а другие в половину легче. Эти процессы идут гласно, с широким гражданским размахом привлекается общественность (или представители гражданского общества). В общем, деньги пришли в образование, причем поднадзорно, дают не чохом, а с выбором. Приоритетная сфера вот-вот расцветет и начнет выполнять приписываемую ей функцию социального лифта.
 
Но эти деньги пришли из бюджета, а государство одно не хочет тянуть лямку приоритета, что, впрочем, вполне понятно и даже поддерживается русской культурной традицией: репку, как известно, тянет не один дед, а зовет на помощь и внучку, и жучку. Исполнитель роли внучки-жучки нашелся быстро - российский бизнес включился активно и инициативно, да и как могло быть иначе, если сам президент позвал капитанов бизнеса. Ну вот что, спрашивается, хозяин "Северстали" обсуждал в Сочи с гостеприимным хозяином Бочарова ручья? Кто-то думает, что предстоящее слияние с Arcelor. Да полноте! Конечно же, программы взаимодействия с вузами. Вот и "Прайм-ТАСС" рассказывал, как г-н Мордашов докладывал, что его компания имеет договоренности с 25 вузами по подготовке специалистов и даже располагает собственным учебным центром, президент его поддержал и отметил "целесообразность взаимодействия представителей бизнеса с учебными заведениями для более качественного обучения будущих работников". А то, что образовательный визит закончился дружественным поглощением Arcelor, так это из разряда случайностей.
 
Чтобы избежать совпадений и не ездить в Сочи по одиночке, российский бизнес, похоже, нашел выход - создал Национальное агентство профессиональных квалификаций. Занято оно будет составлением рейтингов вузов, причем его рейтинги будут неангажированными, основаны на понятных бизнес-сообществу (потенциальным работодателям) критериях, а потому и выпускники будут годны для рынка труда, и "финансирование учебных заведений из госбюджета могло бы больше ориентироваться на качество образования выпускников". Задумка, безусловно, интересная. Особенно по части госбюджета. Выдвигая свои требования к выпускникам, составляя свои рейтинги вузов, бизнес будет указывать государству, кому и сколько оно должно давать.
 
Если бы дело ограничилось одними лишь указаниями, куда и что давать, то есть статусом советов, можно было бы и не печалиться. Но задача любого консалтера - оптимизировать процесс. Поскольку в образовании "узких мест" куда больше, чем широких, то и простора для фантазии (извините, точек оптимизации) хоть отбавляй. Первая уже найдена. Российский союз промышленников и предпринимателей предложил Министерству образования и науки РФ изменить систему среднего профессионального образования. Потенциальные работодатели предлагают на базе колледжей и техникумов готовить бакалавров по техническим специальностям. Предложение прекрасное. Во-первых, оно затрагивает и систему среднего специального образования, и систему высшего образования. Во-вторых, напрямую увязывается с перераспределением бюджетных средств. В-третьих, создает неясности с соотношением дипломов техникумов и вузов. Есть еще "в-четвертых", "в-пятых", "в-шестых"... Но обо всем по порядку.
Начнем с того, что сейчас техникумы, колледжи и ПТУ финансируются из региональных бюджетов. Федеральный бюджет не так давно свалил с себя эту обузу. Если техникумы и колледжи будут давать дипломы бакалавров, а бакалавр - это первая ступень высшего образования, то по действующему законодательству финансировать техникумы и колледжи должен будет федеральный бюджет, поскольку именно ему по закону вменено снабжать деньгами высшее образование. Получается, что госказна снова приобретает на свое попечение "нахлебника", которого только-только скинула.
 
Впрочем, "вопрос о пользе законов решается единственно тем, оказываются ли они полезными применительно к тому случаю, в расчете на который они создавались"1. Так что от навязанного финансирования можно "отбиться", приняв соответствующий случаю закон. Проблема вполне решаемая.
Чуть сложнее с "содержательной" частью. Система, которую пытается сложить (или навязать) Минобрнауки, выглядит на сегодняшний день так: есть среднее специальное образование (техникумы и колледжи), есть высшее образование, оно двухступенчатое - бакалавр и магистр. Из этого однозначно следует, что диплом бакалавра - диплом о высшем образовании. Машина пропаганды сейчас заточена именно под то, чтобы внушить бестолковому населению, что бакалавр вполне себе человек с дипломом о высшем образовании, не какой-то там "недоделанный специалист", а с полноценным дипломом, прорабатывается даже вопрос о присвоении степени "бакалавр".
 
Население, конечно, бестолковое - ему в толк не взять, что высшее образование можно получить в техникуме. Ему как-то наплевать на то, что "в США 85% специалистов IT-сферы имеют степень бакалавра", как ни пытайся его убедить в этом г-н Лукьянчук, ответственный секретарь рабочей группы РСПП по реформированию образования. Население ведь понимает, что в США принята англосаксонская модель бакалавриата, где степень "бакалавр" означает 3-4 года законченного высшего образования. Но знает население и о французской модели бакалавриата, которую нельзя путать с англосаксонской моделью, потому как во Франции степень бакалавра дают лицеи общего образования, а степень бакалавра с профессиональной квалификацией дают лицеи профессионального образования (lycee professionnel). Помнит население, что в college во Франции поступают в 11 лет, а по окончании его идут в lycee professionnel или в центр подготовки подмастерий (CFA), и что лицей во Франции - переходная ступень к системе высшего образования, и что французский диплом бакалавра (baccalaruat) - всего лишь свидетельство о среднем образовании.
 
Когда тебя пытаются убедить в том, что в "центре подготовки подмастерий" можно получить диплом о высшем образовании, рука как-то сама собой тянется к мышке, а мышка щелкает по Яндексу, и ты узнаешь, что диплом бакалавра стоит всего-то 25 тыс. рублей, а то и 20 тыс. И это цена вопроса? Так стоит ли огород городить, министра заставлять говорить, что мы-де не копируем слепо образовательные системы других стран, а входим в Болонский процесс творчески, что создание двухуровневой системы образования позволит студентам "выбрать более гибкую траекторию своего развития"? Конечно, творчески, конечно, копируем не слепо, а сразу и все. Потому как "у нас изумительный и неимоверный расход на гениев. Они везде редки, но у нас пекутся как блины или ассигнации или растут как грибы под чернильным дождем".
 
А главное, что прошумит этот чернильный дождь только над промышленно важными вузами и ссузами, потому что бизнесменам вроде как нужны рабочие руки, те, кто может служить матросами у капитанов бизнеса, и настаивают они на создании на базе колледжей именно технологического бакалавриата, а гуманитариев не тронут. Те будут сами разбираться в тонкостях дифференциации степеней образования. Или с помощью справочных систем, и будут знать, например, что "отличие между бакалаврами образования и науки принципиальное: бакалавр образования ориентирован на профессиональную деятельность в сфере образования (в системе "человек - человек"), а бакалавр науки получает ориентацию для профессиональной деятельности в области получения нового знания, а не его трансляции". Вот и весь сказ - получение для получения, а не для трансляции.
 
Технология предлагается более чем гибкая - среднее образование совмещается с высшим, дипломированные специалисты готовятся ускоренно и за государственный счет, а потенциальные работодатели лишь указывают государству, куда ему вкладываться и какие специалисты потенциально будут востребованы, то есть кому сам бизнес готов будет дать работу. С этим гибко сложившимся пазлом пока еще не очень монтируются сообщения, что около 80% работодателей интересуются выпускниками исключительно государственных вузов и что через двадцать лет востребованными будут тренеры-психологи для подготовки собак к выставкам и зооадвокаты. Впрочем, при деле и впредь будут политики, налоговые инспекторы, парикмахеры, артисты, религиозные лидеры, солдаты и гробовщики. Но у них обычно диплома никто уже не спрашивает.
 
**************************