ОБЗОР ПРЕССЫ № 182

24 апреля 2006

60% выпускников вузов потенциально нуждаются в помощи при трудоустройстве. Такие данные прозвучали на пресс-конференции, в которой приняли участие руководители кадровых агентств, кадровики крупнейших предприятий Новосибирска, представители Центра занятости. Рассказывает газета «Вечерний Новосибирск» от 14 апреля.

По словам руководителя городского Центра занятости Надежды Цветковой, за 2005 год через центр прошли 20 тысяч человек, из них 2 тысячи — выпускники вузов, ищущие работу впервые. Среди ищущих работу дипломированных специалистов наиболее широко представлены инженеры разных специальностей — 357. За ними следуют экономисты и юристы — 307. На третьем месте, как ни странно, педагоги — 109. На последнем месте — бухгалтеры (40 неустроенных соискателей).

Самую большую потребность мегаполис испытывает в водителях (545 вакансий), электрогазосварщиках (541), каменщиках, слесарях-сантехниках, продавцах и милиционерах. Как видим, ни одна из этих специальностей не подходит человеку с высшим образованием. Всего в базе данных городского Центра занятости значится 17,3 тысячи вакансий. «В первые три месяца трудоустраивается 64% выпускников вузов, — отмечает Надежда Цветкова, — но по специальности — только 10%. Еще 6% выпускников приходится переучивать на другие специальности. С выпускниками техникумов и колледжей ситуация еще более сложная. В последнее время ссузы начали готовить специалистов по непрофильным дисциплинам — юриспруденция, бухгалтерский учет и аудит, экономика. Рынок труда и так переполнен представителями этих профессий. Например, на одну вакансию юриста приходится 15 человек, в то время как на 60 вакансий токарей — 1–2 соискателя. Уровень профессиональной подготовки выпускников техникумов — юристов, бухгалтеров, экономистов — очень низок, работодателей это не устраивает. Анализ данных студенческих кадровых агентств позволяет сделать вывод, что потенциальная емкость рынка молодых специалистов, предлагающих себя, равна 9600 человекам в год. Это 3200 выпускников (20% от общего количества закончивших вузы) и еще 6400 (40%) ребят, получивших диплом 1–2 года назад и получивших работу, которая их не устраивает».

Из тех, кто искал место через кадровые агентства Новосибирска в 2005 году, 37% работают менеджерами, 12% — продавцами, 10% — торговыми представителями. Гораздо меньшему числу специалистов удалось найти работу инженеров (3%), бухгалтеров (6%), программистов (7%). По данным генерального директора кадрового агентства «Люди дела» Анны Кутко, с конца 2005 в Новосибирске наблюдается тенденция роста спроса на специалистов в области логистики, строительства, торговли, финансов, наукоемких технологий, общественного питания, сферы услуг, банковской сферы. Однако шанс найти хорошую работу высок только у хороших студентов: «Крупные банки и IT-компании формируют так называемый «кадровый резерв« из студентов последних курсов. Схема следующая: выбираются 1–2 студента, которым назначается стипендия от компании, студенты проходят практику в данной организации и, как правило, после окончания вуза приходят работать в компанию«.

Анна Кутко считает, основная проблема трудоустройства выпускников — в самих выпускниках: «Во-первых, многие молодые люди, обучаясь в вузах, не имеют представления о том, кем они хотят работать, и о функциональных обязанностях, которые необходимо выполнять в той или иной должности. Например, «специалист по PR». Мы проводили опрос. Только двое из десяти студентов, обучающихся на этой специальности, смогли внятно объяснить, что это такое. Во-вторых, у молодых специалистов слишком завышенные требования по заработной плате. Разумеется, ни один работодатель не назначит выпускнику вуза оклад 8–15 тысяч рублей, как этого хотят вчерашние студенты. В-третьих, выпускники не умеют представить себя работодателю в выгодном свете. Ведь этому в вузах не учат».

Еще одна причина, по которой специалисты с высшим образованием пополняют армию безработных: все выпускники вузов хотят сразу быть руководителями и с обидой уходят, когда работодатели предлагают им сначала поработать в низовом звене. По мнению большинства собравшихся, «корень зла» вовсе не в том, что руководители предприятий предъявляют «заоблачные» требования к соискателям работы. «При социализме в вузы существовал жесточайший отбор, — объясняет Надежда Цветкова. — В результате конкурса места на студенческих скамьях занимали только самые способные и старательные. Сейчас, с появлением платного образования, все, кто хочет поступить, поступают. Производственная практика раньше была обязательной и проходила на базовом предприятии учебного заведения. Сейчас предприятия берут студентов на практику очень неохотно. Поэтому нередко она превращается в формальность». Тем не менее часть вины за плохую подготовку специалистов лежит и на вузах. Рыночные отношения сыграли с высшей школой злую шутку: все кому не лень принялись открывать рейтинговые специальности. «Качественный уровень узкого специалиста, подготовленного в классическом вузе, выше в разы, чем профессиональный уровень человека, получившего, скажем, профессию менеджера в вузе, который всю жизнь готовил инженеров», — резюмировала Цветкова.

*********************************

Тему трудоустройства и дальнейшей жизни выпускников ВУЗов продолжает газета «Новые Известия» от 21 апреля. С каждым годом становится все больше выпускников, которые практически сразу начинают переучиваться по другим специальностям. Аналитики говорят, что рынок второго высшего образования растет сегодня невиданными прежде темпами. Вузы «ловят момент», предлагая абитуриентам-«переросткам» всевозможные планы переподготовки, западные магистерские и бизнес-программы MBA и просто классическую «вторую вышку». Зачем это надо и какая от этого польза?

Нынешний бум специалисты объясняют стремительным движением нашей экономики в сторону рынка, в ходе которого акцент профессиональной подготовки сдвигается на более востребованные и высокооплачиваемые специальности. Иными словами, главный мотив второго высшего в том, чтобы потом найти более прибыльную и соответствующую амбициям уже обученного профессионала работу.

Буквально на днях в Москве проходила 4-я выставка «Образование для взрослых людей. Postgraduate Education». Участвовавшие в ней эксперты составили список самых востребованных направлений второго высшего образования. Из многих десятков специальностей, по которым вузы готовят сегодня своих выпускников, в этот своеобразный рейтинг вошли всего 11: менеджмент, маркетинг, юриспруденция, лингвистика, государственное и муниципальное управление, бухучет, связи с общественностью, информационные технологии, социология, психология и политология. Все остальное – от лукавого. Нетрудно заметить, что за пределами этого списка оказались инженерные, педагогические и медицинские специальности, что опять-таки отражает ситуацию на рынке труда: люди хотят работать за деньги, а не за почет.

На вопрос, кто идет в вуз за вторым образованием, ответить сложнее всего. Возрастной состав абитуриентов крайне разнообразен: тут можно обнаружить и свежеиспеченного выпускника престижного вуза, и человека за 40, решившего пополнить свои знания. Расхожее мнение о том, что во второй раз учатся только весьма небедные россияне, тоже все чаще опровергается: под будущие доходы «вечные студенты» нередко влезают в долги, всеми правдами и неправдами берут кредиты «на неотложные нужды». Конечно, преобладают в аудиториях все же люди, по крайней мере не нуждающиеся. Или взрослые дети таковых. Впрочем, не только дети. За «второй вышкой» охотно пошли молодые дамы, которые не знают, куда деть свободное время: жены «новых русских» и просто обеспеченные домохозяйки. Специалисты уверяют, что их доля в студенческом потоке растет год от года.

Но все же наиболее распространенный мотив получения второй специальности – неудовлетворенность первоначальным выбором. Многие поступают после школы в вуз для «галочки», для родителей, потому что «так надо». Как рассказала студентка журфака МГУ Ирина С., свое первое образование она получила именно «для мамы с папой», зато «вторая вышка» была уже осознанным выбором. Нередко мотивом становятся амбициозные планы покорения столицы. «Мне нужен был московский диплом, один у меня уже есть, но он из провинции и здесь не котируется, – рассказывает «дважды студент» Владимир Г., учащийся по магистерской программе в Высшей школе экономики. – Если бы я сразу учился в Москве, не важно чему, во второй раз наверняка не пошел бы. Но вообще в активе обязательно должно быть экономическое образование, а потом уже можно получать любое другое. Или сначала любое, а потом экономическое. Пошел бы еще на иняз – без языков сейчас тоже никуда».

Впрочем, в некоторых случаях наличие нескольких вузовских дипломов может сыграть и против их обладателя. Работодатель порой просто не понимает таких побуждений, считает их блажью, полагая, что претендент на вакансию до конца не знает, чего он от жизни хочет. Говорит эксперт рынка труда Татьяна Баскина: «Часто мы слышим от работодателей, что второе высшее образование вызывает у них некоторое недоумение. Как правило, им неясна мотивация. Что это: вечное студенчество, такая сильная тяга к знаниям или просто разгильдяйство? Можно и 3 высших получить, но важно понять, зачем это было человеку нужно. Встречается еще такая экзотика: первое высшее – театральное или ветеринарное, а второе – финансовое. Это работодателя не может не настораживать».

По словам г-жи Баскиной, очень плохо воспринимается в качестве второго высшее юридическое образование. «Считается, что если с «детских» лет человек не был нацелен на юриспруденцию, то должного веса в профессии он уже не приобретет. Зато, когда первое – юридическое, а второе, например, экономическое, – это другое дело». Особо же приветствуются всяческие повышения квалификации и программы переподготовки, в некоторых случаях – MBA, сертификаты и аттестации международного уровня (АССА, СFA у финансистов). «Зачастую такие сертификаты являются обязательными для передвижения на следующую карьерную ступень, здесь очевидна их прикладная польза. Среди популярных образовательных «миксов», например, такой: первое – математическое или техническое, второе экономическое».

Классическое второе высшее образование в России по закону является платным. Однако лазейки есть и здесь. Например, на двухлетнюю магистерскую программу того же экономического факультета МГУ можно поступить и бесплатно, правда, при условии, что вы наберете проходной балл. Стоимость в зависимости от вуза, выбранной программы и специальности варьируется от 2 тыс. долларов в год до 6–7 тысяч. К деньгам надо добавить лишь первый диплом и голову на плечах. Как правило, на «вторую вышку» «поступать» в привычном значении этого слова не нужно. Достаточно пройти собеседование, где спросят, достаточно ли серьезно ваше решение, и посмотрят на общий уровень знаний абитуриента. Поэтому, чтобы «не поступить», надо очень постараться.

************************************

Число зарубежных студентов, желающих получить российские дипломы, растёт. Десятилетиями Россия накапливала опыт обучения студентов со всех частей света и континентов, выпускники её высших и средних специальных учебных заведений живут и успешно работают во всех странах мира. Сейчас в российских вузах на платной или бесплатной основе обучаются около 100 тысяч человек. Рассказывает «Парламентская газета» от 12 апреля.

Выпускники российских высших учебных заведений занимали и занимают в своих странах высокие административные, общественные, научные, педагогические посты, многие из них получили всемирную известность. Среди них, в частности, премьеры и вице-премьеры таких стран, как Китай и Вьетнам, министры многих правительств, видные ученые. Образование - одна из наиболее значимых экспортных отраслей России в несырьевом секторе.

В конце прошлого года в Ханое прошла Вторая азиатская встреча выпускников российских (и советских) высших учебных заведений. Участники ее говорили о высоком качестве, финансовой доступности и фундаментальности российского образования. Наши выпускники легко ориентируются в областях, находящихся на стыках наук, быстрее и эффективнее осваивают и создают новое. По оценкам экспертов, российская система образования более приспособлена к быстро меняющейся в мире современных технологий ситуации. Именно поэтому, по общему признанию, российские специалисты быстро и успешно адаптируются на Западе и высоко там ценятся - они умеют и приучены постоянно учиться. В отличие от многих других стран, где выпускники получают только профессиональные навыки и добирают недостающие знания уже после обучения, работая на фирме, они сразу по прибытии на место работы занимаются непосредственной профессиональной деятельностью.

Еще одной привлекательной чертой обучения в нашей стране является международное признание дипломов, защищенное почти 80 международными двухсторонними и многосторонними соглашениями. В числе недавно подписанных или находящихся на стадии проработки - соглашения с Францией, Италией, Австрией. А это значит, что студенты легко могут участвовать в международных обменах, учиться и работать в других странах. В соответствии с Конвенцией о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (так называемой Лиссабонской конвенцией), дипломы российских вузов за границей де-юре признаются так же, как и дипломы других европейских стран, а также Канады, Израиля, Австралии. Для облегчения признания дипломов используется Приложение к диплому, рекомендованное ЮНЕСКО и Советом Европы.

В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию "Европейское пространство высшего образования", для того чтобы еще больше повысить привлекательность своей системы образования. Тем более что страны, присоединившиеся к декларации, берут на себя обязательства гармонизировать свои системы образования, сделать присуждаемые степени и квалификации понятными и легко сопоставимыми. С 1992 года многие вузы у нас уже ввели двухуровневую систему степеней высшего образования - бакалавр и магистр - как дополнительную к привычной нам системе одноуровневой подготовки специалистов. Документы, разработанные в рамках Болонского процесса, рекомендуют странам-участницам присуждать степень бакалавра после 3-4-летнего обучения. Рекомендуется, чтобы второй цикл высшего образования длился 1-2 года после получения степени бакалавра и он вел бы к получению степени магистра, а затем и к ученой "докторской". И бакалавры, и магистры должны быть востребованы рынком труда, в том числе европейским и североамериканским.

Одним из приоритетов образовательной политики России является сотрудничество в области образования со странами СНГ. Количество российских вузов, принимающих на обучение граждан государств - участников СНГ, постоянно расширяется. Да и прием в них для абитуриентов из стран Содружества существенно упрощен. Во-первых, высшим учебным заведениям разрешено принимать молодежь из этих стран на бесплатную форму подготовки наравне с российскими гражданами. Во-вторых, они могут поступать по рекомендациям посольств, национальных министерств образования. При этом каждой стране выделяется определенная квота мест за счет федерального бюджета. С 2003 года по таким квотам учатся 7 тысяч человек. Преимуществами при поступлении пользуются также студенты, направленные русскими общинами и другими организациями соотечественников.

Есть возможность учиться и на платной основе. В 2004/05 учебном году в России обучалось более 59 тысяч граждан государств СНГ и стран Балтии, в том числе на платной основе - свыше 34 тысяч человек. Специальности, связанные с финансами, экономикой, менеджментом, иностранными языками, журналистикой, медициной, наиболее востребованы абитуриентами из стран Содружества. Растет также интерес к специальностям, связанным с промышленностью - нефтеперерабатывающей, горнодобывающей. У граждан СНГ есть возможность получить российский диплом и за пределами России. В Армении, Белоруссии, Киргизии, Таджикистане работают российско-национальные, так называемые "славянские", государственные университеты. Там учат на русском языке, по российским образовательным стандартам, выпускник получает диплом российского государственного образца. Образовательные программы включают национальный компонент - родной язык и историю.

***************************

Выпускники ведущих российских университетов стройными косяками улетают на Запад. Казалось бы, это ли не признание уровня отечественной высшей школы? С другой стороны, на родине молодых специалистов редко приглашают на престижную работу, бизнес неохотно поддерживает учебные заведения, а система кредитования развивается со скрипом. Обо всем этом спорили и рассуждали участники «Круглого стола» «Негосударственное образование: проблемы, достижения и перспективы высшей школы». Рассказывает газета «Комсомольская Правда» от 24 апреля.

Образование, как твердят нам изо дня в день, должно быть доступным, всеобщим и демократичным. Но почему-то к студентам частных вузов все еще относятся предвзято. Президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России (АсНООРР), доктор педагогических наук, профессор Александр Вильсон: «Сегодня образование стремится к унификации. И не найдется, наверное, ни одного эксперта, который мог бы четко сказать, хорошо это или плохо. В 1999 году министры образования европейских стран подписали хартию об общих стандартах, то есть Болонскую декларацию. К ней присоединилась и наша страна. Каковы же перспективы интеграции российского и европейского образования? И нужна ли нам образовательная реформа»?

В чем же Россия проигрывает на мировом рынке? Во-первых, в соответствии с данными Всемирного банка, наиболее развитые страны финансово поддерживают государственное и негосударственное образование. Россия инвестирует в негоссектор всего лишь 5 процентов от всех образовательных средств. Поэтому на Госсовете четко прозвучала мысль об установлении принципа равнодоступности вузов различных форм собственности к государственным ресурсам. Во-вторых, в передовых государствах в негосударственных вузах учатся около 80 процентов студентов, а в России - всего лишь одна шестая часть. В Республике Тайвань почти все технические вузы являются частными, что говорит о вкладе бизнеса и корпораций в развитие качественного образования. В-третьих, в СМИ мало озвучивается очевидный факт о том, что сегодня почти 60 процентов студентов получают образование за плату. Причем на госсектор приходится почти втрое больше «платных» студентов (хотя значительная часть населения России все еще полагает, что обучение в госвузе бесплатно!). Но немаловажно то, что сами студенты давно уже не делят вузы на государственные и негосударственные, а выбирают качественные.

Александр Вильсон: «Недавно я вместе с коллегами из Российской академии образования вернулся из Китая, с международной конференции. Не зря наш президент Путин говорил, что нам есть чему у них поучиться. В Китае приняли закон «О стимулировании негосударственного образования»: он гарантирует равенство государственных и частных вузов в правовом поле. На участие в государственных научных проектах могут претендовать абсолютно все студенты и преподаватели. А не только те, кто учится и работает в госвузах. Также всем учащимся гарантируются трудоустройство, медицинское обслуживание, учебники». Зам. председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Валентина Иванова: «Уклад жизни в стране изменился, а система образования по-прежнему штампует специалистов, не учитывая требований рынка труда, занятости выпускников, уровня оплаты. А ведь заказ и ориентиры на реформу должен давать бизнес».

Многие крупные компании готовы участвовать в рейтинговании вузов. Но, к сожалению, высокое место в рейтинге еще не гарантирует, что государство озолотит частный институт. Преимущества все равно у государственного, даже более слабого. Бизнес-структурам, работая с учебными заведениями, приходится тратить деньги из своей прибыли. Если бы для компаний, участвующих в обучении студентов, были сделаны хотя бы минимальные льготы, процесс пошел бы быстрее. И не важно, в частный или государственный вуз вкладывается инвестор. Это же российское образование!

Ректор Московского института бухгалтерского учета и аудита, кандидат технических наук, доцент Игорь Констаниди: «Мы много говорили об организационной стороне реформы. Но ведь важно и содержание образования. Оно должно быть консервативным. Как в медицине: главный принцип - не навреди. Нельзя полностью идти на поводу у бизнеса. Ему ведь нужен не высокообразованный специалист, а... ремесленник! А государству - не только человек с узкими прикладными знаниями, но и нормальный, грамотный гражданин с хорошим уровнем культуры, знанием истории своей страны, законов и т. д.»

Одно из требований болонского процесса - введение двухступенчатой системы образования: бакалавриата и аспирантуры. Но пока это приживается у нас не очень активно. Почему? Ректор Института международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, доктор экономических наук, профессор Павел Пилипенко: «Дело в том, что в России пока не сложился спрос на бакалавров и магистров. Например, в нашем вузе мы развивали два этих направления еще в начале 90-х годов. Но бакалавриат вскоре перестал быть востребованным. Если мы увидим, что абитуриенты на него пойдут, откроем снова. Мы - частные институты - реагируем на веяния времени очень мобильно. И больше болеем за судьбу выпускника: куда он устроится, какую зарплату будет получать. В престижные государственные институты на платное отделение могут поступить далеко не все выпускники. Дорого! Частным институтам приходится экономить на всем, включая даже штат сотрудников. Часто один человек работает буквально за троих. А госвузам по большому счету все равно: сколько бы цены ни взвинчивали, к ним все равно пойдут»!

Проректор ИМПЭ им. А. С. Грибоедова Георгий Тимошенко: «ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, наверное, один из первых вузов, который в договор на обучение записывает гарантию трудоустройства выпускника. Ведь мы понимаем, что конкурировать с другими вузами и привлекать студентов все сложнее. Мы не просто готовим специалиста, сейчас мало быть просто юристом или экономистом. Нужно знать иностранные языки, серьезно владеть информационными технологиями. И особенно важны практические навыки и умения. Наши студенты уже с первых курсов проходят практику в организациях-партнерах, а впоследствии устраиваются туда работать».

Количество бюджетных мест сокращается. И поступить на бесплатное отделение удается не всем. Остается один выход - учиться в кредит. Но, видимо, студенты негосударственных вузов останутся в стороне от этой заманчивой системы. Система образовательного кредита требует серьезных бюджетных денег. А именно, на компенсацию процентной ставки, на покрытие рисков и невозвратов, если молодой человек не вернет деньги или вернет банку не вовремя. В соответствии с действующим Бюджетным кодексом на все это могут рассчитывать только госвузы. Пока остается надеяться только на программу «Кредо» компании «Крэйн». Может быть, в ближайшее время она решится на сотрудничество с каким-нибудь из негосударственных вузов. Пока же в ее программах - восемь ведущих госвузов!

Образование принято делить на государственное и негосударственное только у нас в России. Во всем остальном мире вузы встречают и провожают не по одежке, а по уму. Прежде всего смотрят на качество знаний студентов, состав преподавателей, на то, высоким ли спросом пользуются выпускники и довольны ли ими работодатели. Ни одному вдумчивому американцу до сих пор не пришло в голову усомниться, отдавать ли ребенка в Гарвард. Ведь этот в общем-то не самый слабый в мире вуз - частный!

Не меньше 800 долларов в месяц зарабатывают на старте карьеры выпускники ведущих негосударственных вузов столицы. Ректор Московской финансово-юридической академии, профессор Алексей Забелин: «Негосударственные вузы более гибко по сравнению с некоторыми государственными реагируют на потребности рынка труда, вводят в образовательный процесс новые востребованные специальности. При этом мы опираемся не только на научные прогнозы наших ученых, но и учитываем тенденции переходной экономики стран Восточной Европы и западный опыт. В МФЮА несколько лет работает кадровое агентство PRS, которое занимается трудоустройством как выпускников, так и студентов вуза. Во всех своих филиалах и представительствах академия развивает бесплатную для студентов форму обучения - целевое контрактное финансирование. Компании, заинтересованные в повышении квалификации сотрудников, заключают тройственный контракт (компания - Московская финансово-юридическая академия - сотрудник). По этому договору компания оплачивает обучение, МФЮА обучает сотрудника с учетом специфики производства, а сотрудник после обучения должен отработать в компании несколько лет».