«Новые Известия»
В ближайшее время в России появится возможность получить высшее образование в кредит, сообщает газета «Новые Известия» от 30 марта. Минобрнауки завершает подготовку для этого необходимых документов. Об этом сообщил Владимир Путин на традиционной встрече с представителями деловых кругов.
Владимир Путин сосредоточился на образовательных кредитах, которые должны по идее сделать высшее образование доступнее. Бизнес, полагает глава государства, может принять в этом деле непосредственное участие. Кредиты будут выдаваться банками-агентами, список которых формируется на конкурсной основе. Впрочем, по словам президента, такое кредитование пока будет осуществляться в экспериментальном режиме лишь в нескольких вузах.
«Весь вопрос в том, как оно будет осуществляться, – рассказал «Новым Известиям», комментируя эти планы, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. – Если в дополнение к бюджетному финансированию, то это, несомненно, благо. А если взамен его, то это однозначное ухудшение условий получения образования». По мнению депутата, главная опасность здесь таится в том, что государство будет стремиться сэкономить бюджетные деньги. «Хотя их хватает, и опасения по поводу инфляции в случае реализации этого проекта беспочвенны», – подчеркнул он. В качестве удачного примера образовательного кредитования г-н Смолин назвал Великобританию, где шансы абитуриента получить кредит тем выше, чем ниже его уровень доходов. При этом расплачиваться выпускник должен лишь в случае, если его годовая зарплата превысит 20 тыс. фунтов стерлингов.
Впрочем, пришедшие на встречу бизнесмены практически сразу же откликнулись на президентский призыв. Член правления РСПП Анатолий Карачинский сделал даже встречное предложение – создать национальное агентство по развитию профессиональной квалификации. По его словам, «такое агентство должно тесно сотрудничать с региональными структурами предпринимателей и должно стать оценщиком качества образования». По мнению же научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, бизнес участвовать в работе всей системы образования не должен. «В данном случае мы видим, что деловые круги пытаются подлизаться к власти, чтобы завоевать ее доверие. На самом деле речь может идти только о благотворительности и поддержке определенных вузов», – заметил ученый. А по словам Олега Смолина, бизнес вполне может участвовать в аттестации вузов, однако агентство по развитию квалификации должно финансироваться государством.
Еще одна идея Владимира Путина – рейтингование вузов. По его словам, необходимость введения такой системы оценки назрела. «Чтобы не просто по факту происхождения вуз считался великим, а отвечал требованиям сегодняшнего времени и давал результаты, которые могли бы быть объективно оценены», – уточнил президент.
«Парламентская газета»
Уже идёт реализация национального проекта в сфере образования. Громко заявляется о выделении грантов, надбавок и прочих поощрений вузам, школам, учителям. Но нельзя забывать о том, что цель проекта - поощрение к достижению лучшего качества отечественного образования. Пока что высшему образованию похвастаться особо нечем - конкурентоспособных молодых специалистов на рынке труда не так уж и много. Когда ситуация изменится? Таким вопросом задается «Парламентская газета» от 31 марта.
Упрямая статистика свидетельствует: из 1,5 миллиона специалистов-экономистов, ежегодно выпускаемых высшей школой, отечественный рынок труда, бизнес-сообщество способны переварить лишь 500 тысяч человек. Тем не менее в стране обозначился острый дефицит современных менеджеров - управленцев, способных решать задачи в условиях конкуренции и рыночных отношений. По различным социологическим данным, у нас насчитывается только 5-8 процентов управленцев, соответствующих требованиям современных стандартов. Для сравнения: в Германии - 43, в США - 56 процентов. Между тем по сравнению с 1995 годом число студентов в России выросло в два раза и сейчас составляет 6,5 миллиона - это рекорд. Но устроиться по специальности смогут далеко не все.
В чем причины? Совершенно очевиден огромный разрыв в качестве образования, которое дают ведущие высшие учебные заведения, такие, как МГУ, Санкт-Петербургский университет, Высшая школа экономики, с тем, что получают студенты во многих городах России. Анализ показывает, что этот разрыв за последние годы не только не сократился, но и продолжает увеличиваться. Еще одна тенденция - доступность высшего образования все больше становится вопросом той цены, которую родители в состоянии заплатить. Для большинства семей учеба детей в тех вузах, которые дают действительно качественное образование, не по карману.
Кроме того, нашему образованию не хватает не только финансовых средств, но и самых современных технологий образовательного процесса, до сих пор у нас не развита система дистанционного обучения. Да и по вполне объективным причинам во многих вузах преподают люди, отставшие от времени, не знающие требований сегодняшнего дня. Многое из перечисленного будет решаться в рамках реализации национального проекта "Образование". Но не всегда всё может сделать государство. Пришла пора бизнесу проявить свою социальную ответственность именно в сфере образования.
По словам заместителя министра образования и науки Андрея Свинаренко, работодатели должны разработать квалификационные требования к специалистам, так называемые профессиональные стандарты, на основании которых должны формироваться государственные образовательные стандарты. Уже разработаны законопроекты, по которым представителям объединений работодателей предоставляется право участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда, в формировании перечня направлений подготовки специальностей и профессий, в разработке государственных образовательных стандартов в профессиональном образовании, участвовать в процедурах контроля качества профобразования, в том числе путем формирования специальных общественно-профессиональных институтов.
То, что разрабатываются законопроекты, касающиеся вовлечения бизнеса в образование, - хорошо. Тем более что произошедший разрыв традиционных связей между системой образования и экономикой был усугублен именно функционально неполным законодательством, по существу не предусматривающим участия работодателей и их объединений в решении стратегических вопросов профессионального образования. Всё говорит о том, что ситуация будет исправлена уже скоро. В Комитете Госдумы по образованию и науке подготовлен проект закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением возможностей участия работодателей в организации профессионального образования". Но в течение еще двух лет образовательное сообщество и бизнес-сообщество будут обсуждать различные модели партнерства.
«Говоря о взаимодействии образования и бизнеса, надо задать вопрос, какова структура бизнеса. Есть государственные структуры - надо говорить о подготовке кадров для государственных структур, есть акционерные общества со стопроцентным государственным капиталом, структуры, в которых 51 процент акций принадлежит государству, а также полностью частные компании. Я считаю, что форма взаимодействия с каждым структурным видом работодателей должна быть разная», - убеждена заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова.
Что касается форм взаимодействия образования и бизнеса, то они различны: корпоративный договор и отраслевой заказ, образовательный кредит, участие в оценке качества образования и установлении рейтинга вузов. Важно также развитие систем попечительских советов. Ну и, конечно же, особое внимание к созданию эффективной оценки образования, мониторинга его инновационного развития и трудоустройства дипломированных специалистов. Как видно, законодателям предстоит большая работа.
«Российская газета»
Московский университет стал инициатором международной встречи ректоров университетов, сообщает «Российская газета» от 31 марта. Сейчас в России обучаются около 90 тысяч иностранных студентов. Кроме того, МГУ сотрудничает более чем со 180 вузами мира, куда ежегодно на учебу и стажировки отправляются свыше тысячи российских студентов.
«Университеты служат образованию и являются опорой образовательной системы в каждой стране», - сказал ректор МГУ Виктор Садовничий, приветствуя в фундаментальной библиотеке ведущего вуза страны гостей из Германии, Китая, Японии, Канады, США, Италии, Англии и Франции. У вузов мира сегодня одинаковая "головная боль": повышение качества образования, адекватность его требованиям рынка труда. По мнению представителя французского Университета им. Пьера и Марии Кюри Жильбера Березья, правительство каждой страны должно заботиться о будущем выпускников вузов, давая им реальную возможность найти рабочие места с хорошим заработком. В Европе в этом отношении сейчас кризис, отметил он, что подтверждают студенческие волнения во Франции.
Участники встречи отметили и еще одну, очень важную проблему - соответствие образовательных стандартов и дипломов университетов разных стран. Когда образование становится международным и открытым, как никогда очевидно: отсутствие единых стандартов - серьезный барьер, из-за которого мигранты с дипломами одной страны не могут устроиться на работу в другой.
По мнению директора отдела академических обменов посольства США в России Деборы Гвидо-О Грэйди, во всем мире падает уровень школьного образования. Ситуация критическая. И ее нужно исправлять немедленно - готовить квалифицированных педагогов, особенно по точным наукам. Ее поддержал и Виктор Садовничий. "По сравнению со школьниками 15-летней давности нынешние ученики заметно сдали позиции. И в этом есть вина педагогов", - сказал наш ректор.
Эта встреча стала своеобразной репетицией перед образовательным "круглым столом", заседание которого состоится в конце мая в Санкт-Петербурге в рамках подготовки встречи руководителей стран G8. Идеи, которые появятся в ходе "круглого стола", представят руководителям государств. Уже известно о некоторых "задумках", которые, по мнению ректоров университетов стран "большой восьмерки", должны осуществиться во что бы то ни стало. Например, предлагается создать международную образовательную сеть по подготовке специалистов в области естественных и точных наук, расширить академические обмены студентов и преподавателей, дать ход "двойным" дипломам и применять общие стандарты образования и оценки знаний.
«Вечерний Новосибирск»
Как закончить школу экстерном? Оказывается, это вовсе не сложно, выяснила газета «Вечерний , выяснила газета «Вечерний Новосибирск» от 30 марта. Главное преимущество обучения экстерном — возможность получить образование в два раза быстрее. За последние 10 лет в России число учащихся-экстернов увеличилось в 20 раз. В новосибирской открытой (сменной) общеобразовательной школе N 27 Калининского района форму обучения экстерном практикуют больше 10 лет. Сейчас среднее образование экстерном здесь получают 117 человек.
«Еще пять лет назад мы набирали всего две группы: одну — в первом, другую — во втором полугодии, — рассказывает директор школы Наталья Щинова. — В последнее время у нас набирается минимум по три группы. В этом году их четыре. То есть потребность в экстернате выросла в два раза». Причины, по которым ребята предпочитают экстернат традиционной форме обучения, самые разные. Возраст учащихся варьируется от 15 до 36 лет. Бывали, вспоминает Наталья Андреевна, и 50-летние ученики. Но основной контингент — от 16 до 23 лет.
«Большинство из них работают в коммерческом секторе. А там, как вы понимаете, трудно сочетать профессиональную деятельность с учебой, — продолжает Наталья Щинова. — Девушки приходят к нам по причине рождения ребенка. Сейчас, слава Богу, беременность старшеклассницы уже не служит поводом для исключения ее из школы. Но посещать уроки, имея на руках грудничка, согласитесь, проблематично. Есть у нас учащиеся профтехучилищ и техникумов, где не преподают программу средней школы. Много спортсменов, студентов театрального училища, дети, чьи родители работают за границей. Например, в прошлом году училась девочка. Ее родители собрались уезжать жить в США и ей необходимо было до отъезда получить аттестат зрелости. А один мальчик специально приезжал сюда из Израиля, где постоянно живут его родители, чтобы закончить русскую школу. Актриса театра «Глобус» Юлия Сорокина заканчивала нашу школу экстерном. Учиться в обычном образовательном учреждении у нее не было времени из-за выступлений и гастролей. Сейчас, насколько я знаю, Юля учится в одном из театральных вузов Москвы».
Еще одна причина, особенно актуальная для мальчиков: возможность закончить школу на год раньше, чтобы иметь не одну, а хотя бы две попытки поступить в институт до того, как парня заберут в армию. Нередко приходят так называемые «трудные подростки», которые покинули обычную школу из-за сложившихся конфликтных отношений с учителями. Случается, конечно, что они и здесь конфликтуют. Но многим из них у нас психологически комфортнее — они чувствуют себя увереннее и взрослее. Приходит такой подросток с рекомендациями самого отъявленного двоечника и хулигана. Глядишь, а он, оказывается, способный парень, только школьная дисциплина и учительский диктат были ему не по вкусу. Главное преимущество экстерната — возможность окончить школу в два раза быстрее. Программу 10–11 класса в школе N 27 проходят за год. Интенсивный режим обучения — шестичасовые занятия четыре дня в неделю — длится порядка трех месяцев. Затем идет самостоятельная подготовка, консультации и сдача экзаменов.
По словам Натальи Щиновой, из 100 процентов поступивших в их школу аттестат зрелости получают только 60. Остальные отсеиваются: все-таки получать знания самостоятельно очень сложно. Зато ученики-экстерны получают прекрасную тренировку перед университетской жизнью: за год они сдают порядка 16 экзаменов, а главное, учатся самостоятельно добывать знания (что непременно требуется от студентов), а не получать их в «разжеванном» виде. Беда школьных медалистов, не выдерживающих вступительных испытаний, именно в том, что они, привыкнув к «тепличным условиям» школы, теряются перед лицом критически настроенных экзаменаторов и оказываются не в состоянии решить задачу, если ее условие не совпадает с вызубренным материалом. Золотых и серебряных медалей экстернам не дают. Тем не менее 20–25 процентов выпускников 27-й поступают в вузы.
«Можно два года просидеть за партой и выйти с троечным аттестатом, который выдадут либо просто из жалости, либо по причине нежелания портить общешкольные показатели, — Наталья Щинова в корне не согласна с теми, кто считает экстернат не очень качественной формой обучения. — Знания, добытые самостоятельно, тяжелым трудом, все-таки ценятся выше их обладателями и приносят больше практической пользы».
Получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с последующей промежуточной и государственной аттестацией в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в очной форме в аккредитованных общеобразовательных учреждениях, имеют право пройти в этих учреждениях промежуточную итоговую аттестацию по отдельным предметам общеобразовательных программ.
Экстерн имеет право: получать необходимые консультации; пользоваться школьной библиотекой, посещать лабораторные и практические занятия; принимать участие в олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании. Обучающемуся в конкретном общеобразовательном учреждении по очной форме не может быть отказано в сочетании форм получения общего образования, если даже экстернат в данном учреждении уставом не предусмотрен. (Из «Положения о получении общего образования в форме экстерната», утвержденного приказом Минобразования России от 23.06.2000).
Директор института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких объясняет резко возросшую популярность экстерната тем, что в настоящее время образовательные стандарты средней школы сильно расходятся с вступительными требованиями вузов. Тем, кто хочет поступить в престижный университет или академию, приходится готовиться по особым программам, нередко имеющим мало общего со школьными: «Исследования показывают, что рабочий день обычного школьника, который не сбегает с уроков и добросовестно выполняет все домашние задания, длится более 16 часов. Это не укладывается ни в какие рамки».
Таким образом, для многих экстернат — спасение. Занятия в экстернате отличаются от обычных — это лекции, консультации. Изучение какого-то предмета, как правило, идет большими блоками (закончили химию, начали географию). Ученики считают, что изучать предметы блоками гораздо легче и удобнее, чем распыляться сразу на десять с лишним дисциплин, как диктует программа обычной средней школы. «Экстернат помогает снять перегрузки и сохранить здоровье — как физическое, так и психическое», — резюмирует Марьяна Безруких.