ОБЗОР ПРЕССЫ № 178

27 марта 2006

В Кремле прошло первое в этом году заседание Госсовета, сообщает газета «Труд» от 25 марта. Руководители российских регионов обсуждали под председательством Владимира Путина одну тему - образование. По словам президента, расходы федерального бюджета на образование выросли за последние пять лет почти в пять раз. Тем не менее, как констатировал Путин, "коренной модернизации отрасли пока не произошло".

"Деньги должны идти на обучение конкретного человека - ученика, студента", - сказал Путин. Он поручил правительству выделить необходимые средства для содействия органам власти субъектов РФ в разработке и внедрении в школах системы нормативно-подушевого финансирования. Такая система, по мнению Путина, призвана "повысить эффективность расходования бюджетных средств, укрепить качество образования, охрану здоровья детей и воспитательную работу". Говоря о высшем образовании, президент высказался в поддержку инновационных программ развития отдельных вузов: "В стране должны быть образовательные центры, которые служат эталоном совершенствования отечественной высшей школы и развития науки".

Среднее профессиональное образование, ситуация в котором, наверное, самая сложная, Владимир Путин предложил сориентировать на "запросы отечественного предпринимательства и конкретных сегментов рынка труда", с учетом потребностей регионов в специалистах. С докладом от Госсовета выступил руководитель рабочей группы Сергей Катанандов (глава Республики Карелия), а от правительства - глава Минобразования и науки Андрей Фурсенко. Министр, в частности, сообщил, что к 2007 году каждая шестая школа будет использовать информационные технологии, а единый госэкзамен (ЕГЭ) все выпускники школ должны сдавать преимущественно по русскому языку. С этим не согласны лидеры многих национальных республик - их ученики тогда становятся менее конкурентоспособными.

В отличие от прошлого (в 2001 году) заседания Госсовета, посвященного также развитию отечественного образования, на этот раз конкретных вопросов обсуждалось больше, а справедливых, но банальных истин высказывалось меньше. Национальным проектом предусмотрено: ежегодно 3 тысячи лучших школ страны будут поощряться премией - 1 миллион рублей; 10 тысяч лучших учителей получат единовременно по 100 тысяч рублей. А за классное руководство учителям с начала 2006 года выплачивается ежемесячная надбавка: 1000 рублей - если класс укомплектован (в городе - это 25 учащихся, в селе - 14). Если детей меньше, то и сумма меньше (из расчета: примерно 40 рублей за ученика). На реализацию национального проекта "Образование" выделено свыше 30 миллиардов рублей.

******************************

Стоит ли обращать внимание на школьные отметки? Таким вопросом задается мартовский выпуск журнала «Young Family».

Каждый из взрослых может вспомнить свое детство и юность, вспомнить, что тревожило и волновало его больше всего. И честно ответить себе самому, плакал ли он хоть раз в жизни, получив плохую отметку. А интересно, если сложить все детские слезы по поводу плохих отметок, то какой объем они займут? Озеро Байкал мы все наплакали или еще нет? Целенаправленно наблюдая последние пятнадцать лет за общением школьников и студентов, слушая их разговоры между собой в школах, вузах, в общественном транспорте, вспоминая собственные школьные и университетские годы, автор статьи пришел к выводу, что почти 99,8 процента разговоров учащихся между собой касается либо отметок - какую поставили, на какую есть надежда, либо учителей и преподавателей - кто "злой", а кто "добрый" (в смысле оценок). К большому сожалению, дети и молодые люди почти не обсуждают проблемы и неразгаданные тайны природы, не строят смелые гипотезы относительно будущего - только оценка занимает их ум, она нависла страшным дамокловым мечом над детскими душами. Вокруг оценок в основном крутятся также и разговоры родителей с детьми.

Смысл школьной оценки как своего рода обратной связи от учителя к ученику - дать понять последнему, с каким качеством он выполнил то или иное задание. Сторонники данного подхода, таким образом, полагают, что без выставленной оценки ученик не узнает, хорошо или плохо он подготовился. Но так ли необходима учащимся такая обратная связь? Допустим, школьник рассказывает у доски стихотворение. На этот раз ему не повезло - он, как известно, учил, но забыл и потому прочел наизусть лишь половину стиха. Между двойкой и тройкой, скажем мы, будучи людьми опытными. Правда, все зависит от учителя, от его настроения и отношения к этому ученику, от самого ученика и от его репутации, ну, еще и от размера стиха. Все правильно, но разве в данном случае сам ученик, как и весь остальной класс, не видит безо всяких оценок, что домашняя работа сделана явно некачественно? Видит, конечно. Так зачем же в этом случае оценка? А если учащийся рассказал стихотворение полностью, кое-где даже пытался читать его с выражением, но учительница поставила ему четверку? Ученик, ожидая пятерку, обижен. Налицо конфликт из-за неопределенности критериев оценки.

Как инструмент обратной связи от учителя к ученику отметка не выполняет своей функции в должной мере. Для чего же она тогда нужна? Как функция побуждения ученика к учебе, скажут сторонники школьных оценок. (И будут, в общем-то, правы). Отрицательная отметка используется как наказание нерадивого ученика, а положительная - как справедливая награда. Сама собой напрашивается аналогия с ослом, которого, если ведет себя плохо, наказывают палкой, а если идет туда, куда надо, то награждают морковкой. Или когда зоопсихологи хотят выработать у лабораторной крысы навык прохождения лабиринта, то успех крысы подкрепляется кусочком сыра, а за неуспех она получает удар током. Отметка школьника, оказавшегося в этой замечательной компании, куда гуманнее, скажут сторонники оценок. Ведь раньше вместо оценок в школах применялись телесные наказания.

Прогресс налицо. Однако не кажется ли вам, уважаемые читатели, что современный школьник или студент заслуживает иных способов и приемов мотивации для эффективного обучения сложным наукам. Итак, отметка в данном случае может выступать как своеобразные "кнут и пряник". Только эти стимулы очень тяжелы для психики ребенка. Сосредоточение детей с самых ранних лет на оценках в ущерб освоению учебного предмета приводит в действие механизм, известный в психологии как "сдвиг с мотива на цель". Главным мерилом личности ребенка выступают получаемые им оценки - по крайней мере, он так считает. Это, конечно же, не так, есть более важные вещи: нравственное развитие, интеллект, собственно знания и умения, здоровье, наконец, но детский ум не всегда может понять эти тонкости.

Став эквивалентом успеха, отметка превращается в своеобразную валюту, некое золото. Покалеченный оценками ребенок, приучаясь больше ценить не содержание, а форму, становится взрослым и видит, что в большом, уже не школьном, мире действуют порой те же искривленные стандарты: деньги зачастую важнее, чем способ их зарабатывания. Таким образом, система оценивания с детства развращает душу ребенка. Помните, как Том Сойер выменял у своих приятелей призовые купоны (аналог оценок) и предстал перед удивленной школьной комиссией круглым отличником. Ради оценок школьники в реальной жизни идут на маленькие преступления: тайком ставят себе четверки и пятерки в журнал, подчищают плохие отметки в дневниках. При существующей системе оценок происходит разделение детей на касты - "аристократов- отличников", "разночинцев-середнячков" и "неприкасаемых - отстающих", находящихся на разных уровнях школьной табели о рангах. Трагизм в том, что это разделение зачастую закрепляется в сознании ребенка и переходит во взрослую жизнь.

А знаем ли мы ужасающую статистику детских самоубийств во всем мире из-за плохих отметок, полученных на экзаменах? В конце прошлого века в Японии, например, это было существенной проблемой для семей, где выпускники школ не получали проходного балла в вузы. Пожалуй, лишь школьные психологи да врачи владеют достаточной информацией о том, сколько нервных расстройств происходит у детей, особенно в конце четверти или учебного года. Но есть и положительные примеры. Ольга Матвеева, опытный школьный психолог, рассказывает, что, с тех пор как уже более 10 лет назад в московской школе №1205 была внедрена система безотметочной обратной связи в младших классах (с первого по четвертый), у детей существенно уменьшились и в некоторых случаях практически полностью сошли на нет такие функциональные расстройства, как невротические реакции, тики, подергивания, энурез. Дети стали более спокойны, уверены в себе, повысилась успеваемость - реальная, а не отметочная. И это, к счастью, далеко не единичный пример.

Известно, что задача воспитания - помогать формированию взрослого элемента личности школьника, то есть сознательности, ответственности, самостоятельности, умению управлять собой. Каждодневная же оценка со стороны воспринимается ребенком (да и взрослым человеком) как постоянная угроза его собственной самооценке, его личности. Вспомните известную картину Решетникова "Опять двойка!". Ее можно было бы назвать "Как создается комплекс неполноценности". Позиция родителей по отношению к школьным отметкам своих детей должна быть по возможности гуманной. Вы вашей властью можете ввести у себя дома "безоценочную зону". Встречайте ребенка, возвращающегося из школы, вопросом не "Что ты получил(а) сегодня?", а "Что было интересного в школе, что ты узнал(а) нового, полезного? Расскажи, пожалуйста, мне тоже интересно!". Ни в коем случае не ругайте ребенка за плохие отметки, не наказывайте его, не торгуйтесь - мол, будет у тебя в четверти по математике пятерка, купим тебе роликовые коньки.

«А что же, мне его за двойки по головке гладить, что ли?» - возмутятся некоторые родители. Если ребенок расстроен, угнетен, то действительно можно и нужно по головке погладить, успокоить. А дальше не кричать, не наказывать, а помогать. Садиться голова к голове и вместе с ним читать, решать, учить, ободрять и одобрять, внушать уверенность в своих силах.

Если бы ругань и наказания хоть кому-нибудь в жизни помогли стать умнее, у нас бы почти 95% школьников и взрослых давно бы получили Нобелевскую премию. Будет очень хорошо, если вы расскажете дочери или сыну о собственных трудностях в вашем детстве при освоении того или иного предмета. Это сближает, вы сами увидите. А надо ли хвалить за хорошие отметки? Надо, но не за отметки, а за интерес к учебе и к миру. И не столько хвалить, сколько поддерживать маленького человека и его интерес к освоению окружающего мира. На самом деле этот интерес - дело вполне естественное для всех детей начиная с первых дней жизни, каждый родитель это знает. Наша задача - не отбивать этот интерес, а всячески его подкреплять и поощрять. Если ваш ребенок, что называется, "тянет" предмет, то попробуйте поискать вместе с ним, а что еще можно узнать, прочитать помимо школьной программы. А если "не тянет", если испытывает страх или отвращение к предмету, то тем более делайте это. В вашем распоряжении множество прекрасных детских энциклопедий, книг (в том числе аудио), замечательные красочные фильмы о природе, познавательные компьютерные программы - это неисчерпаемое море информации в Интернете. Вашим девизом, девизом для всей семьи, а не для одного лишь ребенка, должно стать: учеба - это классно, интересно и весело! Учимся вместе, всегда и везде, а не только в школе.

*************************************

Можно ли делать замечания чужим детям? Должен ли ребёнок слушаться малознакомых и вовсе незнакомых взрослых? Об этом на страницах газеты «Аргументы и Факты. Долгожитель» от 24 марта размышляет православный психолог Андрей Рогозянский.

Вопрос о коллективном воспитании, конечно, шире темы «замечаний на улице». В идеале вся жизнь общества должна быть организована с учётом детских интересов. Дети хорошо чувствуют, замечают ли их взрослые. Здесь работает золотое правило дисциплины: потребовать от ребёнка можешь только в той мере, в какой проявил к нему участие. Как образцовое с точки зрения коллективного воспитания нередко вспоминают советское время. Это был более простой и цельный тип жизни, с большей открытостью в человеческих отношениях, с досугом, который большинство проводило в кругу семьи или во дворе. Помнится обстановка детства: двор в окружении нескольких многоквартирных домов, где все жильцы друг с другом знакомы. Все в той или иной мере принимали участие в общих делах: сажали деревья, разбивали клумбы, устраивали песочницы и беседки. Все соседи и прохожие чувствовали ответственность за детей во дворе. Каждый считал своим долгом сделать шалуну замечание. Стайки ребятишек разного возраста были атрибутом дворовой обстановки, своего рода коллективным достоянием.

Мальчишек крайне интересовали взрослые мужские занятия, такие, как строительство гаража или починка мотоцикла. Взрослые детей не прогоняли, а позволяли быть рядом, время от времени давая возможность «вставить свои пять копеек» — выполнить небольшую работу или сбегать за недостающим инструментом. Ясное дело, все годы нашего взросления такие взрослые представляли для нас абсолютный авторитет. Для детства ведь естественно быть под началом у старших.

Вопреки расхожим представлениям, лет с восьми-девяти и до юношества ребёнок склонен очень серьёзное значение придавать правилам. Этим объясняется популярность подростковых военизированных игр и организаций. Даже в неформальных объединениях (часто в негативном смысле) подростки предпочитают придерживаться своих строгих представлений об иерархии, достоинстве, правилах поведения в группе. Причина же того, что современные дети «развинчиваются» и перестают воспринимать замечания старших, одна: они привыкают, что до них никому нет дела. А коли дела нет, то и не суйся с нотациями!

В советское время дети чувствовали, что во взрослой жизни они не лишние, и потому общий надзор и воспитание со стороны старших воспринимались как норма. В те годы действовали более строгие правила поведения на людях, того, что позволительно, а что нет при детях. Дурным тоном считалось пить пиво посреди улицы и материться в публичных местах. Специально под малышей и подростков создавался пласт детской культуры — писателями, мультипликаторами, композиторами-песенниками. Сейчас ничего этого нет — взрослые разучились думать о детях, жить в их мире, говорить их языком. За минувшие 15 лет, похоже, не появилось ни одной новой детской песни.

Последние годы и вовсе разводят мосты между поколениями. Общественное воспитание отсутствует, а то, что приходит к детям от окружающих, чаще всего оказывается вредным. Сейчас мы внушаем детям, что чужим нельзя верить, их нельзя слушать, с ними нельзя никуда идти. Сегодня почти все, будь то взрослый или ребёнок, стремятся не допустить чужого в свой внутренний мир. Поэтому время «замечаний детям на улице» прошло. Что ещё возможно, так это разовое вмешательство с целью предотвращения какого-нибудь зла или ЧП с участием детей. Например, возле школы можно увидеть, как компания более сильных ребят бьёт слабого. Тут время вмешаться. Но если вы здесь же, на школьном дворе, решите сделать замечание курящему или распивающему пиво недорослю — готовьтесь увидеть и услышать ещё более неприятные вещи. В современном мире 99% взрослых в отношении детей придерживаются позиции: ты меня не обременяешь, а я — тебя. И ничего с этим не поделаешь. Мы живём в том обществе, какое есть.

В конце концов, для некоторых людей смолчать — это подвиг не меньший, нежели выступить. Замечания замечаниям рознь. Внутри себя они могут быть совершенно по-разному заряжены. Далеко не всегда мы одёргиваем детей «по делу». Иногда так могут проявляться наша немирность, комплекс превосходства и желание покомандовать. Мы можем, наконец, быть раздосадованы чем-то, и по этой причине поведение младших начинает колоть нам глаза. Не всё так однозначно и в отношении детей. Многих наверняка смущали и в самых маленьких проявления зависти, соперничества, жадности. Но православие верит в преимущественное доброе начало в ребёнке, в младенческую невинность. Поэтому, когда ребёнок не соглашается с нами, отстаивает себя перед лицом чужого вмешательства, это не всегда недостаток.

В наше время, когда окружающий взрослый мир приходит во всё большее расстройство, а дети получают всё больше отрицательных примеров, суть взросления остаётся той же. Как и прежде, ребёнка необходимо воспитать в меру восприимчивым и в меру живущим своими внутренними убеждениями и целями. Невозможно сказать, что безграничная открытость и послушание старшим представляют собой однозначно положительные детские качества — мы, взрослые, очень далеки от идеала, чтобы нас надо было во всём беспрекословно слушаться. Но и без доверия и способности учиться у старших детству, разумеется, не обойтись. Одно нуждается в другом и дополняет другое. Ребёнок должен найти свой идеал, но идеал нужен реалистичный, чтобы встреча с окружающей жизнью не сломала и не породила уныния. Сейчас человеку необходим жизнестойкий, внутренне органичный христианский характер. «Я убеждён: все возможности к этому у по-настоящему любящих, ответственных православных матерей и отцов — при содействии Божием — имеются», считает православный психолог Андрей Рогозянский.

************************************

В столице Урала разразился громкий скандал: 6 тысяч родителей требуют прекратить в школах Екатеринбурга "пропаганду здорового образа жизни". По их мнению, учебная программа "Ресурсы здоровья", которая активно внедряется в школах методическим центром "Холис", - не что иное, как растление несовершеннолетних и пропаганда наркомании. Недовольство родителей подкреплено крайне негативными экспертизами Центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Академии госслужбы при президенте РФ и Национального научного центра наркологии Росздрава. Несмотря на это, "Холис" продолжает свою работу, причем на деньги налогоплательщиков. Газета "Известия" от 23 марта попыталась разобраться в причинах родительского бунта.

"Представьте, что все вы собрались на вечеринку. На этой вечеринке, так уж получилось, вы вступаете в незащищенные сексуальные контакты. Здесь мы принимаем такую условность, что все вы бесполые. Так как вы бесполые, то кто с кем вступает в контакт, не имеет значения. Под сексуальным контактом мы будем подразумевать рукопожатие. Все вы должны вступить в три обязательных контакта, четвертый - по желанию". Это вступительная речь к упражнению "Вечеринка". Часть ролевой игры "Степной огонь". Играют несовершеннолетние. Интрига в том, что когда все закрывают глаза, преподаватель кладет одному из детей на плечо руку - он теперь ВИЧ-инфицирован. Вступая во время игры с другими "бесполыми существами" в три обязательных половых контакта, ВИЧ-инфицированный ученик заражает товарищей при помощи почесывания ладони. Таким же способом все зараженные передают вирус другим участникам игры. Когда вечеринка заканчивается, учитель озвучивает главный вывод игры: "Никто не застрахован от заражения. Это может случиться с каждым, практикующим рискованное поведение". Под рискованным поведением имеется в виду секс без презерватива, а вовсе не вступление в половую связь с тремя разными партнерами за один вечер. Далее преподаватель озвучивает еще один фактор риска : "Люди, прибегнувшие к четвертому рукопожатию, часто говорят, что могли ограничиться тремя, и спрашивают себя: почему они так рисковали?" Родителей понять нетрудно: никакие благие цели не могут оправдать побуждение несовершеннолетних к "трем принудительным сексуальным контактам" - пусть даже и виртуальным. Возмущенные папы и мамы обратились к депутатам, которых выбирали в Госдуму, а те направили методички "Холиса" на экспертизу в ведущие научные учреждения страны.

Из заключения экспертной комиссии под председательством профессора кафедры государственного строительства и права Академии госслужбы при президенте РФ Михаила Кузнецова: "Авторы методики даже не допускают мысли о том, что ВИЧ-инфицированный человек, узнав, что он заражен, должен под угрозой наступления уголовной ответственности - статья 122 "Заражение ВИЧ-инфекцией" Уголовного кодекса РФ - воздержаться от половых контактов... Об этом учащимся ничего не говорится. Это можно рассматривать не только как полную нравственную несостоятельность и правовую безграмотность авторов пособия, но и как намеренное введение детей в заблуждение..."

Упражнений типа "Вечеринки" в методиках "Холиса" более чем достаточно. Все это - часть школьного проекта "Здоровое будущее детей". Он официально одобрен Министерством образования и активно продвигается в России при содействии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). В рамках этого проекта в школах Екатеринбурга с 2000 года внедрена учебная программа "Ресурсы здоровья". Она преподается детям (1- 11 классы) в рамках обязательного курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (30 часов), а также в качестве внеклассной работы (60 часов). Наряду с "профилактикой ВИЧ/СПИДа" в ней уделяется большое внимание "профилактике зависимостей", которая также вызвала негодование родителей. Дело в том, что методики "Холиса" предписывают учителям на уроках ставить зависимость от наркотиков в один ряд с зависимостью от алкоголя, табака, кофе, мороженого, соленых орешков, сладостей и даже зависимостью от общества и семьи.

Из экспертного заключения руководителя отделения детской наркологии ННЦ наркологии Росздрава Алексея Надеждина: "Антинаркотические установки, предлагаемые в занятии, невнятны и неубедительны и полностью дезавуируются пронаркотическим воздействием... Следствием подобного "дидактического материала" будет притупление чувства опасности при реальном контакте подростков с наркотическими средствами... Все это заставляет предположить, что авторы программы разделяют позицию о целесообразности легализации некоторых наркотических веществ и стараются манипулятивно склонить к ней несовершеннолетних. Наличие в программе признаков косвенной рекламы наркотических средств должно стать объектом внимания правоохранительных органов".

Но в настоящий шок повергли экспертов и родителей два учебных пособия для 5-11 классов - мультфильмы "Карате и ребята" и "Золотозубый" производства канадской общественной организации Street Kids International. Герои сюжетов - малолетние обитатели трущоб некоего абстрактного города в Латинской Америке. Персонажи мультфильмов, в том числе и положительные, живут друг с другом половой жизнью, употребляют наркотики, зарабатывают воровством, проституцией, наркоторговлей и очень боятся СПИДа, единственное спасение от которого - презерватив. В мультфильмах нет ни малейшего упоминания о существовании школы, родственники и представители государства предстают лишь в негативном контексте, а честный труд выглядит скучным занятием.

Из заключения Центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского: "Содержание указанных мультфильмов оказывает разрушительное воздействие на психику детей, формируя негативные, асоциальные ценностные ориентации и психологические установки, то есть обратные заявляемым... Действия сотрудников центра "Холис" образуют состав преступления, предусмотренного статьей 135 "Развратные действия" УК РФ, устанавливающей ответственность за совершение развратных действий без применения насилия... в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста..."

Зеленый свет такой "профилактике" в российских школах дал директор департамента государственной молодежной политики Минобразования Сергей Апатенко. В его приемной "Известиям" сказали, что письмо готовил специалист департамента Андрей Гериш и все вопросы к нему. «Я не вижу в этих методиках никакого криминала, - сказал в интервью "Известиям" Андрей Гериш. - Это обычные, не вредные программы. Об отрицательных экспертных заключениях впервые слышу от вас. Даже если это правда, что с того? Эксперты часто расходятся во мнениях. Я руководствовался решением Межведомственного совета, в котором тоже уважаемые эксперты». Назвать уважаемых экспертов поименно Андрей Гериш отказался.

«О том, что преподают нашим детям в рамках курса ОБЖ, мы до последнего времени просто не знали, - рассказывает Герман Авдюшин, председатель Ассоциации родительских комитетов (АРК), объединяющей родителей-оппозиционеров. - По Семейному кодексу мы имеем приоритет перед школой в воспитании своих детей. Но с нами никто ничего не согласовывал. Управление образования считает, что ему видней, чему учить наших детей и как их воспитывать. Начальник управления Евгения Умникова заверила меня, что все делается с согласия. Под нашим согласием они подразумевают специальную брошюрку для родителей. Ее содержание не соответствует реальной программе "Ресурсы здоровья". А еще они называют нашим согласием так называемые "Уголки профилактики зависимостей". Они действительно есть в каждой школе, только находятся даже не в коридорах, а в одном из классов. Кому придет в голову зайти именно в этот класс, даже если он открыт? Никому. Всем, кто узнал, что скрывается за предметом "Ресурсы здоровья", рассказали об этом их дети. Девчонки приходили с уроков и говорили: "Папа, нам сегодня про любовь рассказывали. Папа, если это любовь, то я никого любить не буду".

В интервью "Известиям" начальник городского управления образования Евгения Умникова стояла на том, что все 5626 учителей городских школ, которые прошли обучение в "Холисе", сделали это добровольно. Более того, применять или не применять эти методики в своей работе - их личное дело. Однако преподаватели, с которыми мне удалось откровенно пообщаться, на этот счет другого мнения. Рассказывает Анна Степанова - до недавнего времени учитель биологии школы № 33. После того как ей пришлось повысить свою квалификацию в "Холисе", она решила сменить место работы: «По крайней мере в нашей школе учителя ходили на эти занятия по телефонограмме из управления. Насколько я знаю из бесед с коллегами, в других школах ситуация аналогичная. Инструкторы "Холиса" вели себя с нами высокомерно, требовали строго придерживаться той линии, которая дана в методичках. Мы должны были писать им отчеты о проведенных уроках, причем не только обязательного курса ОБЖ, но и внеклассной работы. То есть хочешь не хочешь, а детей на факультативные уроки надо как-то завлечь».

О том, как вялотекущее недовольство родителей вылилось в организованное сопротивление, рассказывает председатель оппозиционного родительского комитета Орджоникидзевского района Валерий Неталиев.

«В прошлом году мы решили провести в школах конкурс "Соревнование классов, свободных от курения". Родители объединились, нас поддержали епархия, главный раввин области, мы нашли спонсоров. Класс-победитель должен был в полном составе ехать в Крым, дети уже были заинтригованы, и вдруг мы получаем письменный отказ от вице-мэра Михаила Матвеева. Из письма мы узнали, что профилактикой всех видов зависимостей в Екатеринбурге занимается некий муниципальный центр "Холис". А мы, стало быть, нарушаем его монополию. Нам стало обидно. А тут как раз городские СМИ стали трубить о том, что "Холис" проводит в Екатеринбурге Всероссийскую научно-практическую конференцию "Спасение молодежи от наркомании". Цель - распространить удачный опыт "Холиса" на другие регионы России. Мы, естественно, направили туда своих казачков. Они притащили оттуда методички. Когда мы их прочитали, то говорить смогли не сразу».

Накануне Нового года страсти вокруг "Ресурсов здоровья" разыгрались нешуточные. 14 декабря управление образования города срочно созвало общегородское родительское собрание. На него явились около 20 лояльных администрации родителей, которые должны были принять запоздалое официальное одобрение школьных программ "Холиса". Но Герману Авдюшину вовремя стукнули сочувствующие учителя, и на карманное собрание заявилось 60 родителей-оппозиционеров. Одобрение не состоялось, зато состоялась драка между возмущенными отцами и директором "Холиса" Владимиром Лозовым. Отцы хотели снять со стены антинаркотические плакаты, чтобы отправить их на экспертизу наркологам, а Лозовой был против.

Через 2 дня после драки состоялось уже оппозиционное родительское собрание. Оно прошло... в цирке. Родители, ученики, педагоги, ученые выступали прямо на арене. Просто ни один зал в городе не мог вместить всех, кто решил прийти, - около 2 тысяч человек. Его участники приняли обращение в Генпрокуратуру, а также требование к управлению образования впредь согласовывать все учебно-образовательные программы с Ассоциацией родительских комитетов. После Нового года Владимир Лозовой уволился с поста директора "Холиса". Других последствий пока нет. Прокуратура переправила обращение родителей в Федеральную службу по надзору в сфере образования, а та никакого криминала в действиях "Холиса" не обнаружила.

Муниципальный центр "Холис" является главным разработчиком профилактических программ для школ Екатеринбурга уже 9 лет. За это время на его содержание потрачены десятки миллионов рублей из муниципального бюджета. Только на 2006 год заложено 7 миллионов. Кроме того, "Холис" обильно финансируется по линии ЮНИСЕФ. Создатель и до недавнего времени руководитель центра Владимир Лозовой - выпускник лечебно-профилактического факультета Свердловского государственного медицинского института, а также - школы тренеров Национального демократического института США (председатель совета директоров - бывший госсекретарь Мадлен Олбрайт). Официальная версия происхождения названия центра связана с греческим "holos" - "целостный". Однако, по мнению экспертов Академии госслужбы при президенте РФ, слово "холис", скорее всего, указывает на идеологическое родство этой организации с так называемым холистическим движением, известным также как религиозное направление "New Age". Методы и установки этой оккультно-мистической системы, по мнению экспертов, неоднократно встречаются в методических пособиях программы "Ресурсы здоровья".

На днях "Холис" справил новоселье. Управление образования выделило ему отдельное здание - бывший детский сад (которых в Екатеринбурге очень не хватает). Ремонт идет полным ходом. Нового директора зовут Наталья Пятина - выпускница физфака УГУ и сертифицированный специалист по нейро-лингвистическому программированию. «Все, что мы предлагаем рассказать и показать детям, они и так знают, - считает Наталья. - Они же смотрят телевизор. Они не в аквариуме живут. Наши методики просто вырабатывают у них умение на основе всей полноты информации сделать осознанный выбор. По данным управления образования, за 6 лет их применения число подростков, подверженных вредным зависимостям, сократилось в городе с 600 до 20 человек».

Журналист «Известий» слушал Наталью Пятину и листал методичку "Ресурсы здоровья". И вдруг... на странице 54 - фотография мужчины. Учитель должен ее вырезать и показать детям. Упражнение называется "Узнать человека". Одна группа детей, глядя на этого мужчину, должна доказать, что он здоров, другая - что болен. Заодно попытаться предположить, сколько у него было сексуальных партнеров и пользуется ли он презервативом. Итог обсуждения: по внешнему виду невозможно определить, заражен человек половой инфекцией или нет. «Это просто некий абстрактный человек, - ответила Наталья Владимировна. - Я его не знаю. Мы нашли это фото в интернете. А что?»

Со страницы 54 на читателя методички смотрел Ачимез Гочияев. Организатор взрывов домов в Москве в 1999 году. Один из самых серьезных террористов последнего десятилетия. До сих пор не пойманный.

Эта карта с изображением Гочияева бьет весь бумажный пасьянс чиновников. История выходит такая. Крутые специалисты-методисты, которые повышают квалификацию педагогов целого города, в качестве учебного пособия выбирают фотографию террориста. Потом большие чиновники из мэрии и совсем большие из Министерства образования дают на эти методички положительные заключения. Затем работники Рособрнадзора пытаются разобраться в причинах негодования родителей целого города и снова никакого криминала не находят. И никто из этих людей не заметил террориста Ачимеза Гочияева! «Лично у меня после этого даже не возникает вопроса: читали все эти люди то, чему давали добро, или не читали, - говорит Валерий Неталиев. - У меня возникает другой вопрос: они эти методички хотя бы просматривали? А если бы вместо Гочияева там был, например, Гитлер? А что? Террорист, фашист - какая разница»?

...Из экспертизы Академии госслужбы при президенте РФ: "По существу, главная направленность методик, внедряемых "Холисом", - принудительное сокращение рождаемости и численности населения в государствах, где они реализуются…"