Первый показательный процесс прошел в учебном заведении Уфы, сообщает газета «Комсомольская Правда в Уфе» от 13 декабря.
Показательный судебный процесс над четырьмя учениками за избиение прохожего проходил в актовом зале школы №4 Ленинского района Уфы. Несколько дней назад юноши гуляя по улице, «заправились» двумя баллонами пива. Захотелось покурить, сигареты решили спросить у прохожего. Как утверждают сами школьники, мужчина им ответил грубым отказом. Тогда подростки бросились «учить вежливости» бедолагу тумаками. Один из мальчиков даже пустил в ход деревянную биту. От гибели прохожего спасла случайность: мимо проезжала машина и когда свет фар автомобиля осветил побоище, школьники испугались и бросились наутек.
Несмотря на непривычное место, суд был самый настоящий: беспристрастный судья, справедливый прокурор и адвокат. В зале суда однокашники обвиняемых и ученики окрестных школ, ребята, кто уже состоит на учете в милиции. Зрители нервно ерзают на местах – переживают за своего товарища. Минутная пауза, зал затаил дыхание и в тишине звучит приговор. Суд учел, что один из школьников раскаялся и учится хорошо, парнишка угодил в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей на трое суток. Оставшиеся трое получили по пять суток «заключения».
Теперь ребята понимают, что за преступлением неизбежно последует наказание. А в МВД республики решили ввести показательные суды в повседневную практику, навсегда отбить у школяров желание шутить с законом. «Мы надеемся, что те дети, которые были на заседании, задумаются и в дальнейшем не преступят закон», - прокомментировала и.о. начальника отделения по делам несовершеннолетних Ленинского района майор милиции Ляйсан Редникова. «Эффект от таких заседаний есть, - рассказывает начальник отдела по делам несовершеннолетних МВД РБ Андрей Шитов, – Эту меру профилактики мы считаем действенной. Планируем проводить такие показательные суды по всей республике».
********************************
Обеспечение безопасности образовательного учреждения — чья это прерогатива? Мнения директоров школ расходятся: одни считают, что государство в ответе за все, другие же засучивают рукава и взваливают охрану школы на свои плечи, точнее сказать, на плечи родителей, ведь зачастую именно из их кармана оплачиваются услуги охранных фирм, установка сигнализаций, ограждений и т.д. Парадоксальная ситуация получается: и те и другие директора по-своему правы. Первые — потому что безопасность — в самом деле задача государственная, вторые — потому что денег у государства на ее решение нет. О проблеме – на страницах «Учительской газеты» от 13 декабря.
Татьяна Иноземцева, директор брянской гимназии №2: «Проблема безопасности, по моему твердому убеждению, это государственная проблема. Мне думается, что пора разработать специальную программу безопасности школ. Тогда деньги на ее реализацию будут направляться централизованно. А пока приходится экономить средства, которых нет. Например, можно посадить охранника в коридоре, поручить уборщице никого в школу не пускать. Но разве это решение проблемы? Когда встал вопрос о том, как, где найти охранника и сколько это будет стоить, мы пришли к выводу, что это очень дорого. Согласитесь, чтобы охранять, не достаточно быть размером с Илью Муромца и уметь махать руками. Нет! А, как правило, в школе сидят именно такие вот богатыри. Они не всегда знают в лицо детей, их родителей, да и подчас не понимают смысла сидения у двери школы. И за эти услуги нужно платить из внебюджетных фондов, то есть родительского или спонсорского кармана? Родительский совет нашей гимназии на одном из собраний принял решение — установить кнопку тревожной сигнализации. Если что-то и случится, помощь прибудет молниеносно. А школьников продолжают встречать у дверей гимназии наши уборщицы и гардеробщицы. Они знают всех детей в лицо, а это очень важно. По опыту индийских закрытых школ мы ввели правило: посетители допускаются только в вестибюль. Дальше дежурный учитель или администратор регистрирует время посещения и либо вызывает того, к кому пришли, либо провожает его. Так что у нас в любом случае есть время нажать тревожную кнопку».
В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Такая ответственность в первую очередь ложится на руководителя образовательного учреждения. Минобрнауки РФ централизованных рекомендаций всем школам страны вводить в штат должность заместителя директора по безопасности не давало. Этот вопрос решается на уровне субъекта Российской Федерации и самого образовательного учреждения.
Требования администрации образовательного учреждения о внесении родителями учащихся денег на содержание охраны незаконны. Однако в уставе каждого образовательного учреждения записано, что на добровольной основе принимать материальную помощь от родителей, организаций, спонсоров образовательные учреждения могут, и это не противоречит действующему законодательству. Сколько денег собирать, решают сами родители на общешкольном или классном родительском собрании. Тут стоит обратить внимание на слово «добровольной»: каждый родитель вправе решать, хочет он сдавать деньги или нет. Согласно действующим нормативным актам образовательное учреждение имеет право составлять договоры о взносах и платежах для нужд школы, однако родителей нельзя обязать заключить этот договор.
Отдельной тарифно-квалификационной характеристики должности «заместитель руководителя образовательного учреждения по безопасности» не существует. Но при введении указанной должности в штат образовательного учреждения следует руководствоваться положениями Закона РФ «О безопасности» от 05.03.1992 г. № 2446-1.
***********************************
Лучшее средство сохранить здоровье вашего сына или дочери — записать в спортивную секцию, считает газета «Вечерний Новосибирск» от 14 декабря. В Новосибирске настоящий ажиотаж в детских спортивных клубах. Еще пять лет назад в группах плавания, гимнастики и танцев занималась лишь десятая часть городской детворы — сегодня число юных спортсменов увеличилось в два раза — спортивные кружки и секции посещают более 30 тысяч детей.
Тренеры, проработавшие в детском спорте не один десяток лет, говорят, что такой спортивный интерес, возникший впервые за десяток последних лет, напоминает советские годы, когда занятия спортом считались одним из главных приоритетов в развитии и воспитании детей. «Современные мамы и папы уже не ограничиваются только своими элементарными обязанностями — одеть и накормить ребенка. Они хотят иметь здоровых детей физически и духовно, — так прокомментировал ситуацию для «ВН» начальник учетно-спортивного отдела управления спорта и физической культуры мэрии Андрей Перлов. — Многие родители отдают ребенка в спорт, чтобы оградить его от плохого влияния улицы, от преступности и наркотиков. А некоторые целенаправленно записывают детей в секцию в надежде, что тот станет спортивной звездой и будет достойно зарабатывать себе на жизнь».
На занятия по карате берут мальчишек и девчонок с шести лет. Стоимость тренировок — от 400 до 800 рублей в месяц. Уже в десять лет ребята принимают участие в серьезных соревнованиях. Причем нередко «слабый» пол добивается больших успехов, чем «сильный». «Карате — полезный вид спорта. Ребята не только учатся приемам самозащиты, которые всегда пригодятся в жизни. У них еще вырабатываются характер, сила воли, внутренняя собранность, дисциплина и уверенность в себе. Эти качества помогают им хорошо учиться в школе и многого достичь в жизни», — говорит тренер по карате с многолетним стажем из культурно-образовательного центра «Антей» Алексей Анистратов.
На карате нередко приводят болезненных, плаксивых детей. Особенно трудно «домашним» детям: родители буквально запихивают их в зал. Но уже через полгода занятий этих ребят не узнать. «Наш сын рос хилым, часто и подолгу болел простудой: то он пошел гулять, захлопнув дверь квартиры и забыв там ключ (в итоге пробыл на 20-градусном морозе три часа), то весной измерял глубину луж, шлепая по улицам в мокрых сапогах. Во втором классе из-за болезни ему пришлось пропустить целый месяц учебы. Казалось, единственным выходом было одно — уволиться с работы и стеречь ребенка, чтобы он не заболел опять, — рассказывает Елена Собянина, мама 9-летнего каратиста Максима. — Спасение пришло неожиданно: записав чадо на карате, мы, наконец, стали жить спокойно. Сын после уроков с горящими глазами мчался на тренировку. А главное — он перестал болеть».
На художественную гимнастику записывают девочек с 3 до 6 лет. Уже к одиннадцати годам благодаря интенсивным тренировкам стоимостью в 350–700 рублей в месяц самые способные становятся чемпионками. «Успехов в гимнастике может достичь любая девочка — было бы желание и настойчивость, — считает тренер первой категории центра «Обь» Ирина Попова. — Это тот вид спорта, которым хочется заниматься всем. А в том, что ребенок бросает тренировки, во многом «виноваты» родители: не поддержали в трудную минуту, пошли на поводу у детских капризов. Я своим гимнасткам всегда говорю: сегодня вы не захотели заниматься спортом, завтра не захотите ходить в школу, а послезавтра — работать».
Врачи утверждают, что гимнастика — самый полезный вид спорта. У детей формируются осанка, походка, развиваются мелкие группы мышц. Даже если второй Алины Кабаевой не получится, всегда можно уйти в любой другой вид спорта или просто быть всегда подтянутой и стройной.
Среди детей особой популярностью пользуется плавание. Выдыхать в воду — первое, чему учат их в бассейне. За год ребятня осваивает полный набор: плавать кролем, брассом, на спине и на груди. В бассейн несут даже грудничков. Цена абонемента колеблется от 500 до 1500 рублей в месяц. Врачи особенно рекомендуют ходить в бассейн первоклассникам. За партой у ребенка может испортиться осанка, а вода — лучшее лекарство от сколиоза. «Кроме того, плавание укрепляет мышцы, развивает органы дыхания, успокаивает нервную систему, расслабляет спазмированные мышцы и, наоборот, стимулирует вялые мышцы, тренирует работу сердечно-сосудистой системы и, конечно, является мощным закаливающим фактором, — говорит кандидат медицинских наук, инструктор ЛФК врачебно-физкультурного диспансера N 2 Нина Ковтун. — Однако перед тем, как начать занятия, посоветуйтесь с врачом. Существует ряд противопоказаний для некоторых детей: инфекция, родовые повреждения нервной системы на шейном уровне».
«Занятия спортом — бесспорно, хорошее дело. Главное — не переусердствовать. Если на первой тренировке ребенок упирается, плачет, закатывает истерики — не тащите его в спортзал насильно, — советует детский психолог Стас Солоненко. — Лучше повторите попытку в другой раз. Если ребенок боится, постарайтесь выяснить, что его беспокоит. Объясните ему, как надо себя вести на тренировке. Еще лучше — пусть для начала посидит и посмотрит, как занимаются другие дети». Большую ошибку совершают взрослые, которые в выборе спортивной секции навязывают детям свое мнение. Часто бывает, что ребенок с удовольствием и успешно занимается плаванием. Но тренировки приходится бросить, потому что мама или бабушка считает, что гораздо больше пользы от занятий скрипкой. В итоге сразу после выпускного концерта в музыкальной школе ненавистная скрипка оказывается закинутой в дальний ящик, а ребенок всю жизнь не может избавиться от чувства, что лучшие годы его детства были потрачены впустую.
Разумеется, многим родителям платные тренировки не по карману. Однако, как сообщили в управлении спорта и физической культуры мэрии, в Новосибирске есть спортивные секции, где дети могут заниматься бесплатно. Список секций – в номере газеты «Вечерний Новосибирск» от 14 декабря.
**********************************************
Газета «Аргументы и Факты. Здоровье» от 8 декабря публикует мнение психолога о том, что значит для ребенка игра. «С самого рождения занимаюсь со своим ребенком развивающими упражнениями, не работаю, читаю специальную литературу, вожу его на занятия. Мы с мужем очень гордимся, что в четыре года он уже читал и считал, в шесть осваивает программу третьего класса. Мальчик он хороший… да вот я к нему как приклеенная. Чуть что — болеет, и без меня — никуда. Дома я с ним, на прогулке он обязательно за руку меня держит. Пугается и теряется, если вдруг меня нет поблизости. С детьми почти не играет — как-то не умеет. Читала, что все гениальные люди со странностями. Конечно, не мне судить о гениальности своего сына, но специалисты-педагоги говорили, что он очень одаренный…» - такое письмо прислала в редакцию газеты мама Нина из Астрахани.
«Если Вы думаете, что игра — это ерунда, то ошибаетесь, - считает психолог Мария Баранова. - Она развивает воображение. Общение в игре проходит легко и непринужденно. Играя, ребенок учится владеть эмоциями. Это способ самоутверждения, возможность примерить на себя новые способы поведения, в том числе и социальные роли. Нередко интеллектуальная сфера у ребенка развита замечательно, но за счет эмоциональной и физической.
Такую «несимметричность» развития вундеркиндов, когда одни части мозга развиваются более стремительно, чем другие, ученые заметили давно. Обучение в школе они начинают рано — в 5–6 лет. Быстро овладевают программой. Контраст между возрастом и интеллектуальным развитием всегда впечатляет, создает ажиотаж вокруг малыша. Ореол славы тем ярче, чем больше разрыв между возрастом и способностями. Это приводит к тому, что одаренные дети охотнее общаются со взрослыми людьми, чем со своими сверстниками. Ведь взрослые всегда готовы высказать восхищение, удивиться. Ребенок растет, контраст уменьшается, внимание к нему ослабевает. Другие дети, может, не такие одаренные, догоняют в знаниях. Это тяжелое испытание. Вундеркинды часто не вписываются в рамки школьной жизни.
Сейчас много объявлений о системах раннего обучения. Авторы методик утверждают, что ребенка можно научить читать и считать раньше, чем ходить. Мой вам совет: бегите от таких «педагогов», и чем быстрее, тем лучше. Ребенок — это не маленький взрослый, его развитие — и психическое, и физическое имеет свои законы, обходить их — значит калечить человека. По-настоящему развивающее обучение обязательно должно учитывать возраст. Например, у дошкольников этот процесс может идти только через игру. Развитие не сводится только к письму, счету, школьной и вузовской программе. Равномерное развитие всех психических процессов — памяти, мышления, речи, воображения, восприятия, эмоций, а также физическое развитие — вот что создает гармоничную личность. Дайте ребенку возможность выбирать себе друзей, общаться со сверстниками, играть, рисовать, выполнять поручения по хозяйству, в общем, проявлять себя на свойственном возрасту уровне».