В этом году 11-й класс окончили 1 миллион 381 тысяча 666 молодых людей, сообщает газета «Труд» от 1 июня. Эксперты уже подсчитали, что продолжить обучение в высшей школе собираются более 1 миллиона выпускников. Так же известно количество бюджетных, то есть бесплатных мест в вузах - 600 тысяч. В этом году контрольные цифры приема на эти места были установлены с учетом потребностей страны в тех или иных специалистах.
Жизнь показала, что в последние годы наименее востребованными на рынке труда становятся гуманитарии, экономисты, управленцы, хотя именно на эти специальности, видимо, следуя моде 90-х, продолжает рваться наша молодежь. Не желая пускать государственные деньги на ветер, Министерство образования и науки сократило квоты на подготовку филологов на 7,2 процента, экономистов и менеджеров - на 4,4 процента. В то же время выросло число бюджетных мест при поступлении в инженерные вузы и на специальность “сфера обслуживания”.
Как бы то ни было, 400 тысячам абитуриентам, мечтающим о вузовских дипломах, придется поступать в негосударственные учебные заведения или на платные отделения государственных вузов. Здесь официально установленные цены колеблются от 200 до 10 тысяч долларов в год. К примеру, в МГУ имени М.В.Ломоносова стоимость обучения “платного” студента в год - от 3 тысяч долларов и выше, все зависит от факультета, на который поступаешь. Понятно, что вырастить хорошего психолога не столь накладно, как химика или физика. В первом случае достаточно умных профессоров, а во втором, кроме них, нужны дорогостоящие лаборатории, оборудование, реактивы. Но и на платное отделение МГУ или, скажем, Санкт-Петербургского университета принимают далеко не всех желающих заплатить энные суммы, а лишь тех, кто на вступительных экзаменах не добрал проходной балл.
Сохраняется ли сегодня “равный доступ к получению высшего образования на конкурсной основе”, декларируемый законом? Формально - да. Но если учесть, что большинство бюджетных мест в элитных вузах в этом году займут победители школьных олимпиад, золотые и серебряные медалисты, “егэшники”, набравшие по профилирующему предмету от 90 до 100 баллов, и льготники, то обычным абитуриентам рассчитывать практически не на что. Тем более что именно на бюджетные места, как правило, нацеливаются родители, готовые платить за поступление своих детей взятки в 10, 20, а то и 50 тысяч долларов. И, как бы ни было печально, отпрыски нуворишей, убежденных, что за большие деньги можно купить всех и все на свете, оказываются в рядах студентов. По данным экспертов, оборот теневых денег в высшем образовании сегодня оценивается в 2 миллиарда долларов, а вузовская коррупция, как считает руководитель фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров, сравнима с коррупцией на российских дорогах.
Впрочем, беспокоиться о том, что кто-нибудь из нынешних выпускников вообще никуда не поступит, вряд ли стоит. Серьезные конкурсы ожидаются лишь в престижных вузах, которых у нас несколько десятков. А более слабые вузы (в основном платные) с милой душой подхватят и тех, кто в школе не вылезал из троек. Несмотря на то, что из-за низкого качества обучения лицензии в ряде российских вузов приостановлены, их общее число (вместе с филиалами) по-прежнему превышает 3 тысячи. Так что мест, как говорится, хватит всем. Только вот абитуриентам и их родителям стоит задуматься: а так ли уж нужен им “липовый диплом”, с которым потом на приличную работу вряд ли удастся устроиться? К сожалению, сейчас, в преддверии всеобщей вступительной лихорадки, об этом мало кто задумывается.
***************************
Вот статистика: 75 процентов выпускников российских вузов работают ныне не по своей специальности, сообщает «Российская газета» от 31 мая. Молодых дипломированных специалистов по-прежнему приходится в массовом порядке переучивать на предприятиях.
В Российском союзе промышленников и предпринимателей недовольны сложившейся ситуацией. Вузы выпускают специалистов больше, чем нужно, но не всегда тех, кого ждут на рабочих местах. Предприниматели считают: они платят налоги, и государство обязано готовить для них те кадры, какие требуются. Сейчас эксперты РСПП формулируют предложения для правительства. Предлагается, в частности, привлекать работодателей к формированию программ учебных заведений, включать представителей крупных компаний в общественные наблюдательные советы при вузах.
Нарекания предпринимателей на подготовку кадров во многом справедливы. Но прав и тот ректор вуза, который предъявляет государству претензии в связи с недостатком средств. По этой причине он не может приглашать к себе талантливых преподавателей по наиболее востребованным предметам, быстро переориентировать учебный процесс в соответствии с новыми запросами, подключать вуз к научным разработкам, важным для страны или региона.
Так переплетаются экономические и социальные проблемы, требующие непрерывного анализа, но лишь недавно стал проводиться комплексный мониторинг системы образования в стране. Цифры, прозвучавшие на конференции, впечатляют. По уровню государственных расходов на образование в процентах к валовому внутреннему продукту Россия занимает 32-е место в мире, уступая не только бывшим социалистическим восточно-европейским государствам, но и таким странам, как Индия. Бюджетные расходы на профессиональное образование в расчете на одного обучающегося в 10 раз меньше, чем в высокоразвитых странах мира. А это сказывается и на уровне преподавания, и на оснащении учебной базы.
Другой вопрос: насколько рационально используются бюджетные деньги в этой области? С 1996 года выпуск специалистов с высшим образованием увеличился в 2,5 раза, что примерно вдвое превышает спрос, со средним специальным - на 35 процентов, но это почти в два раза меньше, чем требуется. Итак, одних специалистов перепроизводство, других - недобор. Легко подсчитать, что это стоит государству, семьям и обществу в целом. В минувшем году обучение одного человека в вузе обошлось в 25,6 тысячи рублей, в среднем специальном учебном заведении - 18,8 тысячи рублей, в начальном - 22,2 тысячи рублей.
Расширяющаяся сфера официального платного профессионального образования несколько улучшает финансовое положение учебных заведений, но, как выяснилось, не повышает уровень подготовки молодых специалистов. Студенты, обучающиеся за плату, часто не способны усваивать учебные программы. Они нужны вузу больше, чем он им, но тем не менее таких студентов будут держать, невзирая на уровень приобретаемых знаний. Вывод: необходима целевая поддержка учащихся из малодоходных семей. Эта поддержка, по мнению ученых, могла бы оказываться в виде образовательных кредитов, предоставления налоговых льгот семьям, инвестирующим в образование.
Анализируя сегодняшнее состояние профессионального образования, социологи предсказывают, что в 2010 году вузы поставят на рынок труда 1,9 миллиона дипломников, средние специальные учебные заведения - 290 тысяч, производственно-технические училища - 380 тысяч рабочих. И что же новоиспеченные специалисты обнаружат? Многих ждет разочарование. Почти каждый второй выпускник вуза окажется там лишним. То есть радикальной профессиональной переориентации не произойдет. Зато у молодых специалистов со средним профессиональным образованием будет широкий выбор: три места на одно предложение. Вдвое увеличится спрос на молодые рабочие кадры. Понятно, что на одни профессии в одних регионах потребность в специалистах будет больше средней величины, в других - меньше. И тут многое зависит от самих учебных заведений, смогут ли они вовремя сориентировать свои программы и специализацию в зависимости от экономических и социальных запросов на своих территориях. В этом процессе должны активно участвовать местные органы исполнительной власти и, конечно, бизнес.
*********************************
Генерал армии Николай Панков, начальник службы кадровой и воспитательной работы Минобороны РФ, озвучил ошеломляющую новость: в 2005 году военное ведомство приступает к ликвидации военных кафедр в вузах. Рассказывает газета «Московский Комсомолец» от 10 июня.
На сегодняшний день существует 229 гражданских вузов, имеющих военную кафедру. На кафедрах обучаются 170 тысяч студентов — это больше, чем в СССР. Как заметил генерал Панков, “по многим военным специальностям подготовлено более 10 комплектов офицеров запаса. Налицо перепроизводство”. Именно поэтому Министерство обороны приняло поистине революционное решение: начиная с 2005 года не делать кадрового заказа на подготовку офицеров на военных кафедрах гражданских вузов.
Военные провели ревизию и пришли к выводу, что их потребностям отвечают только 30 военных кафедр. Больше — не нужно. Если раньше эти кафедры готовили офицеров запаса, то теперь они будут готовить офицеров-контрактников для службы в Вооруженных силах на срок не менее 3 лет по окончании вуза. Новшество вступит в законную силу не сразу: гражданским вузам дадут возможность доучить тех студентов, которых они набрали в предыдущие годы.
Военные кафедры были спасением для выпускников вузов. Они получали на кафедре звание младшего офицера, и их уже нельзя было призвать как солдата-срочника, а в качестве офицера армии требовался лишь один из десяти, так что основная масса выпускников вузов оставалась на свободе. Теперь эта лазейка закрывается. Коренное сокращение коснется и военных вузов: до 2010 года в небытие уйдут еще 17 высших военных учебных заведений, останется лишь 61 вуз. Правда, они укрупнятся и будут иметь хорошую материальную базу.
**********************************
В Министерстве образования и науки прошла коллегия, обсудившая итоги инспекционной деятельности в сфере образования. Как сообщил один из основных докладчиков – заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования Павел Кондрашов – за 2004–2005 год было проведено 35 комплексных проверок в 7 субъектах РФ. Проверялись самые разные образовательные учреждения, но проблемы в них оказались во многом схожими. Рассказывает «Независимая газета» от 10 июня.
Напомним, что с начала этого года на финансирование регионов переданы учреждения системы начального и среднего профобразования. Сегодня случается, что региональные или муниципальные органы ликвидируют (или реорганизовывают) свои образовательные учреждения без экспертизы и без учета того факта, а что будет далее с детьми, каковы социальные последствия предпринимаемых ими шагов. Не изменилась существенным образом ситуация с выявлением детей, не посещающих школу и не получивших обязательное школьное образование. Часты случаи несоблюдения порядка лицензирования, аккредитации и аттестации в учебных учреждениях. В школах нередко нарушаются правила приема, обучения и отчисления детей. Системный надзор за соблюдением законодательства не ведется, квалифицированных кадров в этой области не хватает. Работа с жалобами граждан ведется зачастую формально.
Еще один заместитель главы Федеральной службы по надзору за образованием Елена Геворкян рассказала о комплексных проверках деятельности 1100 образовательных учреждений и филиалов в регионах. Проверки были внеочередными и инициированы администрацией самих же регионов. Например, проверке подверглись 125 вузов и филиалов в Ставропольском крае, Самарской и Тюменской областях. Только 27 из них полностью отвечают лицензионным требованиям и обеспечивают должное качество образования, а в 43 имеются значительные нарушения. Ликвидировано, однако (читай закрыто), 1 образовательное учреждение и в 83 направлены предписания о низком качестве предоставляемых услуг с требованиями о ликвидации нарушений.
Кроме того, вузам теперь предложили отвечать не только за себя, но и за деятельность филиалов в своих регионах. Как показали проверки, большинство вузов вспоминает об установочных документах, только когда на пороге возникает инспекция. Особую озабоченность Рособрнадзора вызывает деятельность как раз филиалов и экстернат в вузах. Многие вузы не спешат подавать на аккредитацию свои новые специальности и не информируют вовремя об этом своих потребителей. Еще, как пояснил глава Федеральной службы по надзору за образованием Виктор Болотов, ситуация по регионам «не гомогенная». Есть школы, «которые не вылезают из проверок», а есть и те, где проверяющие не были чуть ли не в течение 20 лет. Кто-то из присутствующих региональных руководителей тут же подал голос, что проверками «замучили», проверяют много и проверяют самые разные структуры, но лучше было бы, если б инспектировали профессионалы и проверяли не только наличие стульев и компьютеров.
О необходимости внеплановых проверок говорили и директора департаментов образования регионов. Оказалось – «проверки нужны, они помогают расшевелить болото, это своего рода катализатор проведения реформ», но... результатами проверок не все местные руководители готовы поделиться со своими потребителями образовательных услуг. Как честно призналась глава департамента образования одной из областей, она не сделает этого по той простой причине, что завтра ее родители заберут заявления из одних школ и начнут штурмовать другие учебные заведения, и вся работа области просто встанет.
В общем, подводя итог, министр Фурсенко потребовал от Рособрнадзора срочно упорядочить инспекционную деятельность и предоставить четкие сроки устранения недостатков, подчеркнув при этом: «Помимо чисто формальных критериев необходимо ввести и учитывать более содержательные требования, которым должны отвечать образовательные учреждения. Мы должны знать, где и почему 140 тысяч образовательных учреждений страны не соответствуют сформулированным критериям качества».