ОБЗОР ПРЕССЫ № 143

08 апреля 2005

Депутаты комитета по социальной политике считают, что закон «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области» станет базовым, сообщает газета «Советская Сибирь» от 31 марта.

Последние десять лет законодательная база России подвергалась изменениям, что привело к ситуации, в которой система образования регулируется целым рядом федеральных норм. Недавно принятый Федеральный закон № 122 перераспределяет полномочия в этой сфере на уровень регионов. В результате образование Новосибирской области регулируется тридцатью (!) нормативно-правовыми актами, которые к тому же разобщены. А базовый закон необходим хотя бы потому, что без него нельзя принимать подзаконные акты, которые в дальнейшем бы регулировали систему образования. Не от чего юридически оттолкнуться. Сегодня, например, два таких документа не могут быть приняты из-за отсутствия «опорной» законодательной базы.

Инициатор разработки законопроекта «О регулировании отношений в сфере образования...» — комитет по социальной политике. Начать работу над документом депутаты решили по итогам «круглого стола» о проблемах образования в области, который прошел в июле 2004 года. Что касается структуры закона, то он состоит из пяти глав: цели и принципы государственной политики Новосибирской области в сфере образования; система образования в Новосибирской области; полномочия облсовета, администрации области, компетенция органов местного самоуправления; финансовые и социальные гарантии Новосибирской области в сфере образования; порядок вступления закона в силу. Безусловно, над законом еще надо работать, считают депутаты, но принять его необходимо. Поэтому комитет принял решение доработать проект с учетом поправок и замечаний правового управления и вынести для обсуждения на 40-ю сессию.

«Независимая газета »

Грядущее серьезное сокращение бюджетных мест в государственных вузах – тема сегодня чрезвычайно актуальная. Вот и «Независимая газета» от 8 апреля публикует свой взгляд на сложившееся положение дел.

Сокращать решено гуманитариев, потому что их слишком много для экономики страны. Перепроизводство гуманитариев возникло, как говорят чиновники, в результате появления на рынке образовательных услуг новых игроков – вузов, которые не в состоянии обеспечить надлежащего качества обучения. И речь идет не только и не столько о негосударственных вузах. И сам за себя говорит тот факт, напоминает часто министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, что почти в каждом объявлении о найме на работу предпочтение отдается обладателям дипломов трех-четырех учебных заведений, и этот список с годами почти не меняется. Выходит, оставшееся большинство вузов работает вхолостую.

Так оправданны ли меры по сокращению? И почему сегодня образование не отвечает запросам рынка труда? Кто должен и должен ли делать заказ вузу на специалистов? Какие специальности сегодня востребованы? Повлияет ли каким-то образом на связку «образование–рынок труда» введение платного образования? За ответами «Независимая газета» обращается к представителям вузов, руководителям кадровых агентств и самим потребителям сферы услуг – работодателям.

Президент Кадрового объединения «Метрополис» Валерий Поляков уверен, что количество вузов, дающих качественное образование по гуманитарным направлениям, относительно невелико, поэтому мы и наблюдаем растущее производство дипломированных специалистов – с одной стороны, и острую нужду в высококвалифицированных кадрах – с другой. «Сокращение набора абитуриентов на бюджетное обучение по гуманитарным специальностям в вузах целесообразно, если будут правильно использованы освободившиеся средства, – заявил он. – Если эти деньги по-умному не будут использованы – лучше ничего не трогать...» В упрек нашей высшей школе сегодня Валерий Поляков ставит то, что вузы дают образование, не заботясь о том, чтобы выпускники в дальнейшем хорошо устроились в жизни. Службы трудоустройства выпускников в наших вузах слабы или отсутствуют. В рейтингах вузов за рубежом один из основных показателей престижного вуза – как быстро делают карьеру его выпускники… «Впрочем, – добавляет Валерий Поляков, – не стоит винить в сложившейся ситуации только вуз. Сами соискатели у нас тоже плохо выбирают. На первом месте у наших абитуриентов (и это плохо!) – диплом, а затем уже – качество образования...». Формировать для высшей школы заказ на подготовку специалистов никто не будет, уверен руководитель Кадрового объединения «Метрополис». Любой вуз должен заниматься маркетингом и продвигать «свой товар» – выпускников – сам. Вуз должен исследовать рынок и самостоятельно решать, кого ему готовить.

«Качество образования в ряде негосударственных вузов не соответствует требованиям времени, – дополнил тезис Полякова Сергей Капков, член комитета Государственной Думы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Это зачастую происходит из-за низкой квалификации преподавательского состава и программ обучения. В результате молодые специалисты из числа юристов и экономистов не могут трудоустроиться. К тому же законодательство усложняется и полученных знаний им явно не хватает для практической работы. Надо повысить требования к вузам при выдаче и продлении лицензий».

«Наша компания реально сталкивается с дефицитом квалифицированных специалистов как для работы в головном офисе, так и для работы за рубежом, – подчеркнул, отвечая вопрос газеты, Cергей Моложавый, председатель Федерального государственного унитарного предприятия «Технопромэкспорт». – Безусловно, нам нужны высококлассные специалисты, обученные в соответствии с мировыми стандартами профессиональной подготовки». Шансы найти интересную, высокооплачиваемую работу тем, кто выбрал технические специальности, сегодня многократно возросли, уверен Моложавый. А вот шансов у гуманитариев значительно меньше. В российской экономике наконец-то возник голод на «физиков», причем как в коммерческих структурах, так и в государственных. «Если брать, например, нашу компанию, – сказал Моложавый, – у нас в стадии реализации порядка 15 проектов по строительству энергетических объектов. Часть из них приходится на страны «третьего мира», на которые переориентировались в последнее время мировые энергостроительные компании. Что можно противопоставить их разработкам? Только более качественные российские. А кто их сможет подготовить? Грамотные специалисты. Отсюда и вывод: конкурентоспособные выпускники российской высшей школы на рынке труда более чем востребованы...»

«Новая газета»

От проблем вузовских – к проблем школьного и дошкольного образования. Впервые определение «предшкольное образование» прозвучало в конце прошлого года, когда министр Андрей Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования. Этот термин распространен во всем мире, но нашим традициям ближе понятие «образование детей старшего дошкольного возраста». Рассказывает «Новая газета» от 31 марта.

Специалисты утверждают, что охват детей дошкольным образованием катастрофически падает. В результате, по расчетам Минфина и Минэкономразвития, российская экономика ежегодно недополучает 16—20 млрд рублей. Эти расчеты основаны на том, что дошкольное образование занимает третье (после высшего и начального) место по степени влияния на успешность ребенка во взрослой жизни. «Существует так называемый сенситивный период, — поясняет замдиректора департамента госполитики в сфере образования Минобрнауки Игорь Реморенко. — Возраст, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в карьере».

В последнее время получили широкое развитие так называемые группы подготовки к школе — группы кратковременного пребывания, работающие при школах или учреждениях дополнительного образования или даже при вузах. По закону детское дошкольное учреждение может само выбирать программу для обучения детей. Существуют качественные методики, но достаточно много и таких, которые пытаются опередить события и занимаются с детьми по программе начальной школы. По словам Елены Кравцовой, директора Института психологии им. Выготского, несколько лет назад они проводили сравнительное исследование среди учащихся 6—9-х классов различных московских школ. Как выяснилось, те, кто пошел учиться в школу с 6 лет, во многом проигрывают семилеткам даже на уровне 9-го класса.

Правильная подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии ребенка. Например, развитие мелкой мышечной моторики. Ведь недостаток этого навыка влечет за собой не только большие проблемы с письмом, но и в формировании устной речи. Другие, не менее важные способности, которые необходимо выработать у дошколенка, — умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовать свою деятельность. Из-за отсутствия единых правил дети в начальную школу приходят с навыками чтения и письма, а при этом у 70% из них не сформировано умение организовать свою деятельность, у 60% недостаточно развита речь, у 35—40% — моторика мышц.

Изменить ситуацию надеется Минобрнауки, специалисты которого уже к концу года обещают представить рекомендации по методике образования детей старшего дошкольного возраста. Основная задача разрабатываемых рекомендаций — создать условия для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения. Благодаря их внедрению планируется уже к 2008 году охватить предшкольным образованием 70% детей в целом по стране. Один из важнейших моментов в проекте — разработка рекомендаций по внедрению механизма дифференцированной оплаты пребывания ребенка в детском саду. Подобная схема в экспериментальном порядке уже отрабатывается в трех субъектах РФ: Московской, Новгородской и Самарской областях. Другой — расширение групп кратковременного пребывания. На данный момент на 47,8 тыс. детских дошкольных учреждений существует всего 3,2 тыс. таких групп.

Рекомендации не будут иметь законодательной силы, поэтому встает вопрос о мотивации. Детские учреждения, которые прислушаются к рекомендациям Минобрнауки, смогут претендовать на дополнительное финансирование из бюджета. Тем более что значительных финансовых затрат внедрение рекомендаций Минобрнауки не потребует. По утверждению Реморенко, на составление рекомендаций для регионов потребуется не более 1 млн рублей. Естественно, что внедрение разработанных программ может потребовать дополнительных, но также незначительных расходов — с 2007 года около 3 млрд рублей из бюджетов регионов РФ.

«Комсомольская Правда»

Мобильные технологии лихорадят школу. Подчас ребята экипированы техникой получше учителей. И, главное, они более продвинуты. Школы держат глухую оборону. Вот одна учительница не решается отбирать сотовые у ребят: а вдруг пропадет дорогостоящая штука? В других классах уроки не начинают, пока на учительском столе не вырастет горка разноцветной техники. «Телефоны - зло! - нервничают учителя. - Сотовые есть почти у всех. Это настоящий бум. А мы к нему не готовы!» Похоже, скоро будем спорить, нужны ли тетрадки, когда все можно написать с помощью кнопок на экранчике: «Обломов - лох, Онегин - мажор, а Базаров - полное отрицалово». О новой школьной проблеме, вызванной техническим прогрессом, – газета «Комсомольская Правда» от 7 апреля.

Хотим мы того или нет, сейчас формируется новая культура. Нынешние школьники, привыкшие думать и общаться короткими «электронными» фразами, и во взрослой жизни окажутся более мобильными. Они уже по-другому, не так, как мы, их папы и мамы, мыслят и по-другому воспринимают информацию. Давайте разберемся - плохо это или хорошо. С текстом эсэмэсок особо не разгуляешься. Тинейджерам приходится «коверкать» и сокращать слова. Удобнее и прикольнее выдать «я тя лав» вместо «я тебя люблю» или «сэнкс огр» вместо «спасибо огромное». А если в телефоне только латиница, человек неподкованный вообще впадет в ступор. Вот поди пойми, что «T d» означается всего лишь «Ты где?».

Лингвисты в ужасе: дети растут безграмотными и ограниченными. Но дело, как показывает практика, не в мобильнике. Если ребенок плохо знает русский язык и пишет с ошибками, то такими же безграмотными будут и эсэмэски. «Писать короткие сообщения для детей - полезно. Это тренирует творческие и литературные способности, - уверена профессор МГУ Марина Сидорова. - Где еще школьник научится так же кратко и точно выражать свои мысли? Говоря научным языком, эсэмэски - отличная тренировка приема компрессии». Но ведь в эсэмэсках и на чатах (общение в Интернете) ребята обычно делают гораздо больше ошибок, чем, к примеру, в диктанте. Почему? Как объясняет лингвист Леонид Иванов, из-за того, что обычно надо написать эсэмэску очень быстро. А информацию - сильнее ужать. В чатах же главное - быстро ответить, чтобы не потерять тему, которую обсуждают остальные. Так что залезть в словарь даже при всем желании не успеешь. Во-вторых, потому что эсэмэски и чаты подразумевают расслабленное, неформальное общение, когда не нужно думать и напрягаться. Подростки «не парятся» по поводу ошибок, так как чаще всего они пишут сообщения друзьям. Это ведь не контрольная по русскому.

Интернет-аббревиатура с использованием английских сокращений уже очень популярна в подростковой речи. На Западе такие сокращения даже вносят в крупные словари, тем самым подтверждая, что это - литературная норма. У нас пока к новшествaм относятся с опаской. «Русский язык богаче, в нем больше разных вариаций слов, - объясняет филолог Марина Сидорова. - Поэтому каждый человек и сокращает слова по-своему. А многие вообще пишут в аськах (ICQ - система быстрого общения в Интернете), чатах и эсэмэсках литературно. Так что всяческие «спс», «сенкс» вместо «спасибо», «плиз» вместо слишком длинного «пожалуйста» и другие разумные сокращения языку ребят не угрожают».

«Под влиянием коротких сообщений не только письменная, но и разговорная речь приобретает все больше признаков телеграфного стиля, - утверждает сотрудник Института русского языка имени Пушкина Борис Фоминых. - Она становится очень отрывистой. Предложения расчленяются на отдельные куски, дробятся на мысли. То же самое происходит и с устной речью. Сегодня устная речь и так очень сильно влияет на письменную, а SMS, особенно в молодежной среде, этот процесс только усугубляет. Дети из-за всего этого становятся более безграмотными, так как тексты сообщений очень просты и больше напоминают все-таки устную речь. Вот ребята так и поступают: как слышат, так и пишут». Иное мнение у специалиста Института русского языка имени Виноградова Леонида Иванова: «Приемы употребления языка в электронных устройствах, несомненно, влияют на современную русскую речь, однако говорить о том, что речь будто бы становится более отрывистой, неграмотной, вряд ли возможно. Проблему вредного воздействия SMS на неокрепшие умы раздули. Просто прежде сухой телеграфный стиль стал языком делового общения. Теперь таким быстрым, емким становится и язык повседневного общения, прежде всего молодежи. Ну и что? Ведь и вся наша жизнь становится мобильнее! Страшнее, когда подростки говорят на криминальном, бандитском языке или сленге наркоманов. Взрослые преувеличивают влияние Интернет и SMS на речь детей еще и потому, что вся эта область кажется им весьма экзотичной и чужой. Угрозы тут нет. Детям надо объяснять, что на SMS-языке они могут оставлять записки для друзей, но в школьных контрольных лучше обойтись традиционными правилами».