Скоро в Красноярске на базе ведущих вузов края будет создан единый национальный университет. Не исключено, что при этом часть высших учебных заведений региона перестанет существовать. Предполагается, что новый учебный комплекс появится уже в 2007 году, сообщает газета «Труд» от 22 марта.
Как сообщил заместитель губернатора Красноярского края Эдхам Акбулатов, в регионе растет дефицит квалифицированных специалистов в области электроэнергетики, строительства, машиностроения. Не хватает кадров для сельского хозяйства, транспорта, торговли и ЖКХ. Несмотря на это, высшие и средние специальные учебные заведения продолжают в большом количестве готовить бухгалтеров и экономистов, которым трудоустроиться практически невозможно: на одно рабочее место претендует до 35 человек. Нередко вузы берутся за несвойственные им образовательные программы. К примеру, Красноярский аграрный университет выпускает юристов. О том, какова их квалификация, можно только догадываться.
"Очевидно, что Красноярский край - локомотив в развитии экономики не только Сибири, но и всей России, - считает губернатор Александр Хлопонин. - Поэтому нам необходимо готовить специалистов, адаптированных к рыночным условиям и новым технологиям". Губернатор полагает, что создание национального университета позволит повысить качество образования и сократить расходы на обучение".
«Учительская газета»
Вот уже год министерство образования работает в новой структуре, во главе с новыми людьми, с новыми идеями. Основным правопреемником функций управления образованием является Федеральное агентство по образованию. «Учительская газета» от 22 марта предлагает вниманию читателей выдержки из отчета о деятельности Рособразования за 2004 год, подготовленного в недрах самого агентства.
Успешно осуществлен прием 2004 года на первый курс вузов и ссузов, итоги которого были рассмотрены на заседании коллегии Рособразования 7 декабря 2004 года. По отчетным данным всего было подано 2081,8 тысячи заявлений о приеме в подведомственные высшие учебные заведения на все формы обучения, в том числе, на очное обучение — 1451,3 тысячи заявлений, что на 11% больше, чем в прошлом году. Конкурс среди подавших заявления о приеме на очное обучение составил 386 человек на 100 бюджетных мест (в 2003 году — 353 человека). Зачислено на все формы обучения 995,1 тыс. человек, в том числе для обучения за счет средств федерального бюджета 45,2% от общего приема, за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов — 0,2% и по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами — 54,6%.От общего числа поступивших на очную форму обучения зачислено: 55,7% — на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, 44% — на обучение по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.
В подведомственные образовательные учреждения среднего профессионального образования по всем формам обучения было подано 421,6 тыс. заявлений. Востребованность среднего профессионального образования остается достаточно высокой. Конкурс на все формы обучения с учетом мест, замещаемых по договорам с юридическими и (или) физическими лицами с полным возмещением затрат на обучение, составил 155 человек на 100 мест, в т.ч. на очное обучение — 167 человек на 100 мест. Зачислено на все формы обучения 271,2 тыс. человек, в том числе для обучения за счет средств федерального бюджета — 61,7% от общего числа приема, по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами — 38,3% .
Согласно распоряжению Правительства РФ от 30 августа 2004 года утвержден федеральный перечень учреждений профессионального образования. В него включены 1264 государственных учреждения профессионального образования, в том числе, 250 учреждений начального и 1014 учреждений среднего профессионального образования. Соответственно, сформирован список учреждений (утвержден распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2004), подведомственных Рособразованию, переданных в ведение субъектов РФ с 1 января 2005 года. Это — 2727 учреждений начального и среднего профессионального образования, из которых 191 — техникумы и колледжи.
Параллельно будет идти и обратный процесс, в результате которого до января 2007 года все региональные и муниципальные вузы должны быть переданы на федеральный уровень, а большинство ведомственных учреждений профессионального образования — в ведение Рособразования. Передача ведомственных образовательных учреждений в Рособразование пройдет в три этапа. Уже с 1 января 2005 года Рособразование дополнительно к остающимся в его ведении 335 вузам, 436 учреждениям СПО и 250 учреждениям НПО получило 6 вузов и почти 500 учреждений среднего и дополнительного профессионального образования, а всего на втором и третьем этапах в течение 2005-2006 годов в ведение Рособразования планируется передать около 1200 учреждений профессионального образования.
«Комсомольская Правда. Новосибирск»
С 1 апреля начинается прием заявлений в первые классы. Сейчас самое время определиться, где будет учиться ваш ребенок. Главное, что нужно брать во внимание, подыскивая школу, — индивидуальные особенности вашего первоклассника. В газете «Комсомольская Правда. Новосибирск» от 22 марта советы дают специалисты из Центра нейропсихологии Анна Потанина и Александра Соболева.
Разберитесь, в чем ваш ребенок талантлив. Если сын обожает стихи и спит с книжкой под подушкой, то не стоит убивать в нем гуманитария, грузить его математикой и записывать в школу с углубленным изучением точных наук. Второе, что нужно учитывать, — психологические особенности детей. Если ваш ребенок раскованно чувствует себя в детских компаниях, то он наверняка легко привыкнет к новой обстановке даже в обычной районной школе и быстро найдет друзей. Для таких, беспроблемных, детей «школа рядом с домом» — самый удачный вариант. Если же ваш малыш избалован (например, он не ходил в детский сад, а сидел дома с няней или мамой) и привык быть центром внимания, то ему в обычной школе будет сложно. Вам стоит найти учебное заведение, где в каждом классе не по 30, а по 10 человек.
Еще одно условие — физиологические особенности развития детей. Например, доказано, что традиционная система преподавания рассчитана в основном на детей, у которых доминирует правое полушарие мозга. Но таких ребят немного. У большинства лучше развито левое полушарие. Оно наиболее эффективно воспринимает информацию по методу индукции — от частного к общему. Если мы хотим что-то объяснить таким детям, то надо не преподносить им готовое знание, а позволить вывести его самим. Эффективно учат таких детей в классах, которые работают по системе Эльконина—Давыдова.
В первый раз идите в школу вместе с ребенком. Учиться ему, поэтому его ощущения — это самый важный показатель. Оденьтесь официально. Вы идете представлять своего ребенка. Заранее подготовьте ребенка к посещению школы, обсудите, что в учебе может быть интересного. Пусть он тоже проявляет любознательность и интересуется школой. Разговаривайте с директором в присутствии ребенка. Понаблюдайте, обращает ли он внимание на своего будущего ученика, как разговаривает с учителями и подчиненными. Каков директор, такова и школа. Подойдите к школьному расписанию. Поинтересуйтесь, каково содержание тех предметов, о которых вы не слышали. Обратите внимание на ребят, которые уже учатся в этой школе. Как они выглядят, чем занимаются на переменах, как с ними разговаривают учителя. Пообщайтесь с другими родителями. Их отзывы помогут вам составить полное представление о школе. Пройдитесь по классам. Убедитесь, что они без сквозняков, с удобными партами, комнатными растениями. Посмотрите, есть ли в кабинетах детские рисунки и поделки. Познакомьтесь с будущей классной руководительницей.
«Аргументы и Факты»
Модернизация системы образования приведет к тому, что платить придется за все, а качество образования снизится. От чудовищного «реформирования» волосы на голове шевелятся. Куда заведут нас чиновники? Какие цели они преследуют? Такими вопросами задается газета «Аргументы и Факты» от 23 марта.
Министерство образования и науки уже «перепахало» вузы. Вводят-таки Единый государственный экзамен, несмотря на главный аргумент: не может абитуриент быть «докой» и в математике, и в истории, и в физике. И все-таки вводят, несмотря на критику, на сопротивление научной элиты России. Грубо говоря, обманув эту элиту, которая в 2001 году под большим давлением согласилась на ЕГЭ только в качестве эксперимента. МГУ и Санкт-Петербургский университет до сих пор категорически против нововведения.
Один из шагов к платному образованию — создание именных финансовых обязательств. Суть: получил за ЕГЭ высшую оценку — обучаешься за счет государства (пока речь идет условно о 25 тыс. руб.). Если сдал экзамен на «4» — государство оплатит 60% стоимости обучения, «троечник» получит всего 5%, за «неуд.» придется платить всю сумму из своего кармана. «Оптимизма здесь мало: денег у государства все равно не хватит, — говорит Г. Канторович, проректор Высшей школы экономики. — И еще: вузы устанавливают разную цену за образование, и пока неясно, как все могут обойтись суммой, к примеру, в 25 тыс. руб.?»
Чтобы народ не шумел, реформу проводят тихо. Так, например, делают с сокращением бесплатных мест в вузах. Неделю назад в Красноярском крае министр образования и науки А. Фурсенко заявил (как раз на той встрече, где его студенты закидали яйцами): «Сокращения бюджетных мест не будет». И тем не менее в департаменте Минобрнауки подтвердили информацию, что количество мест для студентов в государственных вузах сократится на 43 тысячи (около 7% всех бесплатных мест). В первую очередь пострадают гуманитарии — филологи, экономисты и педагоги. Может быть, министр не в курсе того, что происходит у него в министерстве?
Правда, есть закон «Об образовании», по которому установлена норма бесплатных мест в госвузах — 170 человек на 10 тысяч населения. Если министерство нарушит эту норму, оно будет иметь проблемы с прокуратурой. «Ах, что вы! Сейчас у нас превышение: 207 человек на 10 тысяч населения, поэтому закона мы не нарушаем», — объяснила Галина Башкина из департамента Минобрнауки. На одного студента государство тратит около 20 тыс. руб. в год. Теперь за счет сокращения 43 тыс. мест получится экономия — 860 млн. руб. Это, конечно, хорошо. Но проводить экономию ради экономии по меньшей мере недальновидно, считают представители образовательного сообщества.
Да только кто теперь спрашивает мнение этого сообщества? По Болонской конвенции, которую подписала Россия, в вузе будет бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Перед бакалавриатом ставится задача: «формирование коммуникативных навыков, навыков поиска и анализа информации, самообразования, навыков коллективной работы». И вот эти «навыки» предполагается получать целых четыре года — да еще на платной основе. По сути, высшее образование будет сосредоточено только в магистратуре. И еще одна «свежая» идея: перевод статуса некоторых вузов в автономные учреждения и государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации. Непонятно? Как только вуз меняет свой статус «учреждения», прописанный в законе «Об образовании», из-под него автоматически выводится вся законодательная база — право на отсрочку от военной службы, досрочные пенсии педагогам, работающим с детьми, и т. д.
Теперь о школе. Предполагается ввести классы раннего развития, где дети с 5 лет будут по два-три часа в день готовиться к школе. По мнению психологов, это может отрицательно сказаться на детском здоровье. «Ведь и в моем детстве в детском саду были занятия по развитию речи, музыкальные, числовые игры. Но превращать это в подобие школьных уроков ни в коем случае нельзя. У большинства наших детей и так подорванное здоровье», — считает заведующая лабораторией когнитивной психологии Института психологии РАН Елена Сергиенко.
Старшеклассникам предложат выбирать профильные классы с теми предметами, которые они хотят изучать в институте. На первый взгляд идея хорошая. Но если в школе нет подходящего вам профиля? По заверениям чиновников из Министерства образования и науки, вам обязаны подобрать подходящую школу по соседству. Но, скорее всего, заниматься этим никто не будет. Вам придется отправиться «в свободное плавание» и искать себе школу самостоятельно, причем наверняка за деньги. Или смириться и брать то, что дают. Кстати, и в средней школе планируется переход на частичную оплату образования. Чиновники хотят урезать школьный учебный план на 25%. А потом предложить родителям заплатить за то, что будет урезано, — то есть за то, что раньше было общедоступно. Вот такая «хитрая» схема.
Одного реформа не предусмотрела. В документах ни слова не говорится о заработной плате педагогов. На этот счет можно привести следующую парадоксальную цитату из рассматривавшегося на заседании Правительства РФ документа «Школьная реформа»: «Дальнейшее увеличение доли заработной платы в структуре расходов на образование может привести к существенному снижению качества учебного процесса». Структуру расходов чиновники считают блестяще. А посчитал ли кто-нибудь структуру урона от всех этих нововведений? Кем вырастут наши дети? Что будет, если у нас не хватит денег заплатить за их образование? Пока ответов на эти вопросы нет, грустно констатирует газета «Аргументы и Факты».