ОБЗОР ПРЕССЫ № 411

24 июня 2011
Новые правила для творческих специальностей
 
В творческих вузах вместо аспирантуры будет ассистентура. «Российская газета» от 21 июня публикует документы, которые касаются творческого образования. Комментарии к документам – в заметке «Кандидатская по сценарию».
 
По новым законам школы искусств получат статус учреждения, предлагающего программы дополнительного предпрофессионального образования, а ассистентура-стажировка приравнивается к послевузовскому образованию. Сегодня в России работает около шести тысяч детских школ искусств. За последние пять лет 200 закрылись из-за недофинансирования и отсутствия кадров. Есть потребность в таких школах даже в относительно благополучной Москве. Самая тревожная ситуация – с музыкальными инструментами. И чаще всего директора школ где-нибудь в глубинке просят у различных гостей и комиссий: «Купите баян!». Почти все инструменты – тридцатилетней давности и нуждаются в замене или ремонте, на что нет денег. По словам Ленара Володина, директора детской музыкальной школы им. Калинникова, большинство музыкальных инструментов изношено на 100 процентов, а простейшие китайские дудочки для занятий с начинающими стоят 200-300 рублей, баян «Юпитер» – 450 тысяч.
 
Прежде система финансирования школ искусств действовала так, что регионы не имели права помочь им, даже если имели свободные средства. Теперь закон дает эту возможность. Причем регионы могут помочь деньгами из своих бюджетов не только муниципальным, но и негосударственным образовательным учреждениям, и дошкольным, которые предлагают программы дополнительного образования. Если раньше школы искусств практически приравнивались к кружку или секции, где мог заниматься любой, то сейчас их право отбирать одаренных учеников и предъявлять к ним единые требования закреплено законом. Программы, требования к их освоению, условия для обучения разработает Минкультуры. Все выпускники школ искусств будут держать экзамен, требования к которому тоже станут одинаковыми для всех учебных заведений в зависимости от профиля. А после окончания будет выдаваться документ единого образца, установленного Минкультуры.
 
Второй закон приравнивает ассистентуру-стажировку к ступени послевузовского образования. Писать диссертации стажеров не заставят. Они должны будут представить работу своего профиля – концерт, постановку балета. В остальном их полностью приравняют к аспирантам, сохранив льготы и социальные гарантии. Минкультуры готово разработать требования к образовательным программам для ассистентуры-стажировки. В одном из проектов документов, которые появятся вслед за законом, говорится: «Если ассистент-стажер успешно прошел послевузовское обучение и сдал итоговый экзамен, то станет «Мастером исполнительского искусства, преподавателем высшей школы».
 
Куда деваются средства, выделенные на образование
 
Большая часть средств, выделенных на образование, потрачена по статье «прочие расходы». Правительство проинформировало парламент, что в 2010 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) из федерального и региональных бюджетов было потрачено более 10 млрд рублей. Три четверти этой суммы пришлось на «прочие расходы». На какие? О сложившейся ситуации рассказывает газета «Московский Комсомолец» от 20 июня в статье «Финансы пошли по нужде».
 
2010 год завершает пятилетку ФЦПРО-2006-2010. Поэтому в первую очередь, разъяснила на презентации отчета о выполнении программы в думском комитете по образованию директор департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко, «выполнялись ранее начатые проекты или проекты, связанные с реализацией стратегических направлений». Такие, к примеру, как подготовка к переходу на новые стандарты высшего образования и младшей школы или введение новой системы оплаты труда педагогов. Правда, многие проблемы так и остались нерешенными, признала она. Поэтому «доводить» их придется в новой пятилетке в 2011-2015 годах. Например, так и не пошло полномасштабное профильное обучение. Школе ставилась задача обеспечить возможность учиться по профилю в любых средних учебных заведениях, а не только в гимназиях и лицеях, как сейчас. Однако в 2010 году этого не произошло: появились лишь отдельные профильные программы и пилотные площадки. Правда, большинство школ уцелеет и при таком раскладе. А вот о вузах этого не скажешь.
 
В 2010 году дополнительное финансирование получали лишь несколько десятков университетов, причисленных к «ведущим». Остальные сидят на голодном пайке. В итоге «одни вузы богатеют, другие – подавляющее большинство – стремительно беднеют. И чем закончится такая ФЦПРО, угадать несложно», констатировал зампред комитета по образованию Гаджимет Сафаралиев. «Угадывают» закономерный финал и в Минобрнауки: «У нас 70% выпускников школы с высшим образованием. А столько специалистов этого уровня экономике не надо. Требуется, например, 25 тысяч учителей в год, а мы выпускаем 125 тысяч», – парировала Низиенко.
 
Главной же из нерешенных проблем остается обеспечение местами в детских дошкольных учреждениях. Бились над ней, бились, однако в 2010 году очередь в детсады не только не рассосалась (хотя такая задача ставилась), но даже подросла до 1,9 млн человек. И возможно, будет расти дальше. Другая столь же очевидная беда – материально-технические условия школы, категорически не подходящие для перехода младших классов на новые образовательные стандарты с 1 сентября этого года. «Взять хотя бы спорт, – обрисовала ситуацию член думского комитета по образованию Ирина Роднина. – Стандарт образования по физвоспитанию абсолютно не связан с имеющимися в школах спортсооружениями и спортинвентарем». И так за что ни возьмись, хотя требования к условиям, в которых проходит процесс обучения, прямо записаны в стандарте. «Зачем тогда было его принимать?» – выразила общее недоумение Роднина.  
 
Правда, кое-какие деньги на переоборудование школы все же найдут. Что-то под переход на новые стандарты первых классов выделили регионы (правда, не все), сообщила Низиенко. Ассигнованы и средства из федерального бюджета: до конца 2011 года – 20 млрд рублей, в 2012-м – 60 млрд и в 2013-м – 40 млрд, уточнил глава комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин. 120 млрд рублей – это, конечно, хорошо. Но мучает вопрос. Если учить по-новому должны с сентября 2011 года, то почему их выделили только сейчас, а не хотя бы в 2010-м? Тем более что средства под ФЦПРО были отпущены немалые. Как явствует из доклада правительства, ФЦПРО 2010 года обошлась стране более чем в 10 млрд рублей (в том числе более 5,7 млрд из федерального и почти 4,3 млрд из региональных бюджетов). Траты распределились таким образом: на капитальные вложения – почти 2,4 млрд рублей (в том числе более 2,3 млрд федеральных и 69 млн региональных). На научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – в общей сложности менее 50 млн. А вот на «прочие нужды» – около 7,5 млрд (в том числе более 3,3 млрд из федерального и около 4,2 млрд – из региональных бюджетов).
 
Что это за такие «нужды» – бог весть: информировать о них общественность власти не считают нужным. Как отмечается в решении думского комитета по образованию, доклад правительства о выполнении ФЦПРО «не размещен на специализированных интернет-ресурсах, освещающих реализацию ФЦПРО, не опубликован в официальном печатном органе, хотя такая публикация предусмотрена законом «Об образовании». Впрочем, скрытность чиновников возникла не сегодня. В прошлом году, заслушав отчет о ФЦПРО-2009, думский комитет по образованию уже обращал внимание Минобрнауки на данное нарушение. Но ничего не изменилось: отчет о расходах на образование, по словам участников обсуждения, вновь остался достоянием «узкого круга ограниченных лиц».
 
Новые стандарты для первоклашек: есть пилотный опыт
 
С 1 сентября первоклашки начнут обучаться по Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения (ФГОС). Именно в соответствии с этими стандартами начальная школа призвана в новом учебном году давать созвучные новым временам знания, навыки и компетенции, что, конечно же, не может не отразиться на всем образовательном процессе. Ведь к привычному стремлению учителей «началки» научить своих учеников писать, читать, считать должно прибавиться умение научить применять полученные навыки на практике. Рассказывает вновь появившаяся в ряду новосибирских печатных изданий газета «Вечерний Новосибирск» от 17 июня в статье «Стандарт для нестандартной школы».
 
ФГОС предусматривают десять часов в неделю на обязательную внеурочную деятельность, впервые появляющуюся в практике начальной школы: ею у первоклашек будет занята вторая половина дня. Около 30 процентов внеурочных занятий, на которые учебным планом предусмотрено 1350 часов учебного года, отводится на художественное и творческое развитие, еще столько же – на физкультуру и активный отдых. Один из вопросов, который, пожалуй, больше всего волнует родителей будущих первоклашек: а не будут ли малыши перегружены? Для ответа на этот и другие вопросы, связанные с нововведениями, было решено повсеместно организовать пилотные апробации готовящегося проекта. Всего в эксперименте, продолжавшемся весь прошедший учебный год, приняли участие около 15% российских школ. В их числе оказались и 27 образовательных учреждений Новосибирска. Среди них средняя общеобразовательная школа №159 с углубленным изучением математики и физики. Остаться в стороне от всероссийского эксперимента для учреждения с почти полувековой репутацией активного проводника инновационных педагогических и методических идей – ситуация маловероятная. Однако предварительные прикидки все же пришлось сделать: прежде чем принять решение о выходе на эксперимент по внедрению ФГОС на первой ступени, коллективом школы были проанализированы условия, кадровый состав, материально-техническая база.
 
«Одним из первых шагов при реализации эксперимента было собрание, на котором родители тогда еще будущих первоклашек были ознакомлены с новыми стандартами, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы Любовь Иванова. – При непосредственном родительском участии были определены ключевые направления внеурочной работы, исходя из 10 часов в неделю для каждого ребенка. В нашей школе за основу была взята работа кружков «Веселый английский», «Русские потешки», «Читать – это интересно», «Умелые ручки», «Мой первый проект», секция «Здоровье+». Ведь в общей сумме они и дают разнообразие видов деятельности, которое благотворно должно сказаться на формировании личностных качеств младших школьников».
 
Разработки, осуществленные педколлективом школы №159, сняли тот самый аргумент противников нововведений о якобы чрезмерной перезагруженности младших школьников из-за чередования урочной и внеурочной деятельности. 3 из 10 часов, отведенных на внеурочную деятельность каждому младшему школьнику, предоставлены под спортивно-оздоровительные мероприятия, которые большей частью проводятся в тренажерном зале. Причем с проведением диагностики позвоночника. Плюс еще час приобщения к русским народным играм. А здесь и движение, и пребывание на воздухе. Информация о результатах проводимого эксперимента стала достоянием родительской общественности. Бесстрастная арифметика подтверждает этот факт: на 75 ученических мест в первый класс школы №159 подано 125 родительских заявок.
 
Что же до руководства учебного учреждения, то здесь не спешат с выводами. Ведь начатый эксперимент будет продолжаться не один год. И тем не менее директор школы Татьяна Горбачева находит слова для сдержанного оптимизма: «Теперь, когда пройден определенный путь в этом направлении, как руководитель образовательного учреждения могу сказать, что новый стандарт качества обучения младшего школьника в полной мере соответствует современным требованиям. Конечно же, такие стандарты должны и будут меняться – это напрямую связано с нашим высокомобильным, высокотехнологичным обществом. Но никогда не изменится главное: наше родительское и учительское желание видеть своих детей успешными, здоровыми, уверенными в завтрашнем дне».
 
Основная направленность новых образовательных стандартов – создание условий для получения детьми не готовых знаний, а обобщенных способов действия и самостоятельных поисков информации. По сути, это означает, что при получении сведений об окружающем мире его не ограничат чтением параграфа в учебнике: в рамках проектной деятельности с первого класса ученик будет выращивать растения, вести наблюдения, ставить опыты и эксперименты с применением микроскопа, фотоаппарата и видеокамеры. Проектирование даст ему возможность научиться формулировать цели и выстраивать план своей деятельности, одновременно с письмом овладевая клавиатурным набором текста и – конечно, под контролем учителя – Интернетом, общаясь с наставником, в том числе после уроков.
 
Важно и то, что общее количество часов остается без изменений: для первого класса 20 учебных часов при 5-дневной неделе. Не будет и принципиального увеличения объема требований к учащимся, а контрольные работы будут преимущественно в виде тестов. А значит, уже с первого класса ребенка будут готовить к ЕГЭ. Еще один важный момент: родители становятся активными участниками образовательного процесса. А именно – сами смогут предлагать факультативы и предметы к изучению, которые считают важными для ребят. К тому же с 1-го класса вводится внеурочная деятельность, которая может быть различной направленности: эстетической, нравственной, духовной, военно-патриотической и т. д. И родители уже сами выбирают из предложенного, чем будут заниматься дети. При этом программы, учебно-методические комплексы, по которым занималась ранее начальная школа, остаются. Все авторские коллективы уже переработали свои учебники под требования нового стандарта.
 
Школы готовятся к новому учебному году
 
В июне система образования Новосибирской области традиционно вступает в пору активной подготовки к новому учебному году. Хозяйство, которое нужно привести в порядок к первому сентября, огромное: 1078 учреждений образования по Новосибирской области, в каждом из которых найдется что сделать. Рассказывает газета «Советская Сибирь» от 16 июня в статье «Школы взялись за кисти и краски».
 
«Общий объем финансирования, предусмотренного на подготовку учреждений образования к новому учебному году, составляет около миллиарда рублей консолидированного бюджета муниципалитетов и правительства области, – сказал заместитель председателя правительства Новосибирской области – министр образования, науки и инновационной политики Владимир Никонов. – Отдельно следует выделить программу «Школьное окно»: в ее рамках в ближайшее время более 90 учреждений образования полностью поменяют остекление. На эти цели предусмотрено около 150 миллионов рублей из областного бюджета и около 50 миллионов вложат на условиях софинансирования муниципалитеты».
 
Если для городских школ подготовка к новому учебному году носит закономерный ремонтный характер, то в сельской местности к этому добавляется также подготовительная работа в связи с грядущим отопительным сезоном: нередко «самочувствие» образования напрямую связано с состоянием котельных в районе. «На самом деле уже с начала календарного мы готовимся к новому учебному году, – поделился начальник управления образования Ордынского района Дмитрий Егоров. – С января начинаем вести подготовку к сентябрю. Это, конечно, прежде всего текущий и капитальный ремонт, но особое внимание уделяем, безусловно, заготовке угля, ремонту и отладке котельных, оборудования, проверке сетей».
 
Большую работу в масштабах всей области предстоит провести и в связи с вступлением в силу новых санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, предъявляемых к образовательным учреждениям. Новые требования придут на смену нормативам 2002 года и во многом более жестко регламентируют учебный процесс. Например, начальные классы должны располагаться в отдельном школьном блоке со своим обособленным выходом на улицу. При этом каждый класс малышей должен заниматься в своем – практически родном – помещении (в отличие от старшеклассников, которым не привыкать переходить из одного кабинета в другой). Впрочем, при этом новый СанПиН довольно гибок, являясь разумным документом, а не бездушным косным предписанием. «Так, в сельской местности допускается печное отопление учреждения образования, если нет возможности организовать центральное», – на конкретном примере поясняет руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области Александр Щербатов. Стоит также отметить, что в новых требованиях отчетливо прослеживается логическая взаимосвязь компонентов учебного процесса. Так, если документ однозначно запрещает использование в школах переносных обогревателей, то становится закономерным, что отопление и утепление помещения должно быть безупречным – это и отличная работа упомянутых котельных, и плотно закрытое школьное окно.
 
«В нашем распоряжении есть время, ресурсы и силы, и мы не сомневаемся, что к 1 сентября все работы будут проведены на должном уровне», – отметил Владимир Никонов. Кроме того, министр сделал акцент: все затратные работы, направленные на ликвидацию претензий надзорных организаций, не станут валиться как снег на голову – всё требующее внушительного финансирования в плановом порядке будет заложено в проекты реконструкции и строительства новых школ. Волнует образовательное сообщество и возможное увеличение оплаты труда в новом учебном году. Владимир Никонов отметил: этот процесс гораздо сложнее и ответственнее, чем простое индексирование нынешних зарплатных цифр. Работа идет в направлении общего повышения уровня системы образования. Вопрос заработной платы учителей – часть этой комплексной деятельности. Однако сейчас ставится задача с 1 сентября довести среднюю заработную плату учителей до уровня средней зарплаты в экономике области – по первому кварталу 2011 года эта сумма составляет более восемнадцати с половиной тысяч.
 
Тренируем будущих первоклассников
 
«За лето подготовьте ребенка к походу в первый класс» – статья с советами опубликована в газете «Комсомольская Правда» от 3 июня. Как потренироваться с будущим первоклашкой перед школой, рассказывает детский психолог Наталья Гришаева.
 
Подготовить к походу в школу нужно по трем направлениям: учебные навыки, общение со сверстниками и общение со взрослыми (с учителями). Вам предстоит отрепетировать с ребенком, как он будет писать, читать, считать. Нужно подготовить руку к письму, а самого непоседу к тому, что придется быть внимательным и усидчивым. Во время записи в школу учителя часто проверяют, как детки умеют читать, писать, считать. Но само по себе умение это делать еще не говорит о готовности к обучению. Есть такие дети, которые все умеют, но учатся плохо. Почему? Они привыкли к индивидуальному подходу. Привыкли, что рядом сидит мама или няня, или группа, куда малыш ходил на занятия, была совсем маленькой. А тут вдруг большой класс! И учительница не сидит рядом с ним и не говорит ему одному, что делать, а дает общее задание. И такой ребенок часто не начинает ничего делать на уроке, просто потому что ждет, когда же ему конкретно дадут задание: «Ваня, возьми ручку и пиши!». А пока взрослый не обратился, вроде как Ваню это и не касается. Для решения этой проблемы на даче и в городе собирайте группы детей (соседи, друзья), собирайтесь всей семьей и выполняйте задания, которые дают всем сразу! Давайте детям групповые задания. Дома можно просто вместе что-то делать – готовить, убираться, разбирать вещи. Лишь бы задание давалось не конкретно Ване, а всей команде!
 
Ребенок не может сосредоточиться, собраться? Невнимательный? Постоянно делайте упражнения на внимание. Их можно придумывать и дома, и на улице. Что изменилось в подъезде? Дверь покрасили! Что я чаще делаю – мою пол или протираю пыль? Сколько конфорок на плите? Сколько полок в холодильнике? У нас дома есть хлеб? Раньше на крестьянских детей 6-7 лет возлагали море ответственности – нужно было пасти гусей, следить за младшими братьями и сестрами и так далее. Внимание у детей развивалось само. Сейчас городскому ребенку просто не нужно быть внимательным, за него будет внимательным взрослый, его оградят от всего плохого. И когда родители пытаются развивать внимание наследника, он просто не понимает, зачем ему это? Вот и постарайтесь показать, что внимание необходимо, чтобы выжить! Пусть он переведет вас через дорогу, пока вы «очень заняты разговором по телефону», пусть отведет вас в магазин, покажет дорогу к своим друзьям. Ищите тропинки и дороги в парках, в лесу.
 
Усидеть 40 минут на уроке для егозы безумно сложно. Все лето, каждый день усаживайте чадо за стол, и пусть делает что-нибудь в течение 40 минут – пишет, рисует, перебирает крупу, делает аппликации, лепит пельмени, собирает конструктор. Главное, чтобы он приучился сидеть подолгу, не убегая из-за стола. Давайте задания, чтобы ребенок их запоминал и выполнял. Важное задание – напомнить о чем-то папе. С утра скажите, чтобы вечером чадо угостило всех конфетами. Если сын или дочь уже умеют писать, пусть записывают план действий на день, а потом вычеркивают пункт за пунктом. Можно попросить юного помощника составлять списки покупок или записывать «что не забыть».
 
Во время всех этих тренировок вы проверяете ребенка на уровень готовности. Если чувствуете, что навыки не сформированы, тренируйтесь почаще, по несколько раз в день. Если справляется, но неуверенно, то продолжайте тренировки каждый день. А если видите, что все дается будущему первоклашке легко, тогда переходите к творческим заданиям. Например, не просто писать буквы, а написать сценарий праздника. Не просто клеить аппликацию, а смастерить домик для кукол или скворечник. Пусть разработает план, приготовит материалы, даст задания друзьям.
 
Что нужно для жизни в коллективе?
1. Уметь обратиться с просьбой. Первоклашка должен не бояться попросить о помощи, попросить взять что-то взаймы (карандаш, пластилин и т.д.). Если видите, что у него не получается (стесняется, боится, грубит), проиграйте все возможные ситуации с игрушками, с кукольным театром. Пусть ребенок учит зайку (мишку, куклу), как правильно попросить о чем-то. Притворитесь, что вы сами не умеете просить.
2. Выходить из конфликтов. Обычная история: двое первоклашек хотят сидеть за одной и той же партой. Как в идеале должен звучать их диалог?
– Я хочу здесь сидеть.
– Нет, я хочу здесь сидеть!
– Давай сидеть по очереди или спросим у учительницы, что делать?
Ваша задача – показать ребенку, что из конфликта нужно выйти так, чтобы и тому, и другому было хорошо.
 
В каждой школе есть свои правила. Например, не драться, или обращаться за разрешением вопросов к учителю. Где-то учитель внимательно следит за тем, как общаются ребята, где-то учитель привык отвечать: разбирайтесь сами. В любом случае ваша задача – объяснить ребенку, что прежде чем дать сдачи нужно попробовать договориться. Пусть ребенок учится договариваться: «Ты хочешь это, а я – то. Как будем договариваться, чтобы всем было хорошо?». Обязательно проиграйте (сами или с теми же игрушками) ситуации, когда ребенка обижают – отняли портфель, толкнули, не пускают в туалет. Некоторые дети думают (и родители им помогают так думать), что школа – это рай, где все дружат и улыбаются. Подготовьте первоклашку к разным ситуациям, чтобы школьная жизнь не стала неприятным сюрпризом.
 
Научите ребенка самым важным вещам:
– Взрослых нужно называть на «вы».
– Взрослым можно сказать, что у тебя другое мнение.
– У учителя можно попросить помощи.
«Я не понимаю, помогите мне, пожалуйста, разобраться!», «У меня сломался портфель, помогите мне его открыть!».
– Учителю нужно сказать, если что-то не так, и этого не надо бояться. «Я не могу играть в догонялки, у меня болит нога», «Я плохо себя чувствую, позвоните, пожалуйста, моей маме», «Я не сделал вчера уроки, у меня дома были проблемы».
– Если хочешь в туалет, нужно встать и попроситься «выйти». Не стесняться!
– Не понять задание – это не стыдно! Нужно поднять руку (или подойти) и переспросить.
Чтобы ребенок не боялся, почаще давайте ему возможность общаться со взрослыми. Пусть сам под вашим присмотром покупает что-то в магазине, пусть спрашивает, как пройти, пусть звонит своим друзьям и, если к телефону подходят взрослые, просит позвать друга сам.