Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2005/2006 учебный год. Рассказывает «Учительская газета» от 30 ноября.
Основная задача, которая стояла перед специалистами, — перечни должны быть удобны для потребителей, то есть для учителей, учеников, органов управления образованием, региональных методических служб. В подготовке перечней принимали участие все заинтересованные стороны: Республиканский центр экспертизы, мультимедиа- и телекоммуникаций в образовании, Российский книжный союз, Федеральный экспертный совет, ассоциация «Российский учебник», издательства, выпускающие учебную литературу. Руководством департамента была сформулирована цель — сделать так, чтобы перечни учебников поступили в регионы как можно раньше. От этого выигрывают все. Педагоги и администраторы образовательных учреждений получили бы возможность обсудить изменения в перечнях и решить, по каким учебникам работать, региональные органы управления образованием — возможность сформировать заказы на учебники к началу нового финансового года, а издательства учебной литературы — скорректировать заказы и тиражи и вовремя поставить в регионы заказанные учебники.
Несмотря на все сложности, обусловленные реорганизацией структуры министерства, слаженная работа сотрудников двух отделов под руководством И.И.Тарадановой и Т.В.Бешененко позволила решить эту непростую задачу. В отличие от прошлых лет приказ об утверждении федеральных перечней был подписан уже в октябре. Таким образом, Министерство образования и науки имеет все основания рассчитывать на то, что нужные учебники будут в школах к началу нового учебного года. Перечни направлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, опубликованы на страницах журнала «Вестник образования». Электронная версия федеральных перечней размещена на сайтах: www.ed.gov.ru; www.fes.mto.ru; www.edu.ru.
В настоящее время в Минобрнауки разрабатываются новые положения «О федеральном экспертном совете» и «Об экспертизе учебников». Проекты документов уже прошли широкое общественное обсуждение. В обсуждении принимали участие представители Российской академии наук, Российской академии образования, Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Российского книжного союза, ассоциации «Российский учебник», Федерального экспертного совета, Рособразования, Рособрнадзора, Министерства образования Московской области, Московского комитета образования. Сейчас работа над документами завершается.
Но поскольку сейчас на экспертизе в Федеральном экспертном совете уже находится несколько сот учебников и очевидно, что до принятия новых положений завершить этот процесс очень сложно, с 20 октября 2004 года прием новых учебников был временно приостановлен. А экспертиза книг, направленных в ФЭС ранее, будет завершена в соответствии с утвержденной процедурой. А после утверждения новых положений прием учебников будет возобновлен и они пройдут экспертизу в соответствии с обновленными положениями. Следовательно, все учебники, подготовленные издательствами, пройдут своевременно экспертизу, и это никак не скажется на сроках утверждения перечня на 2006-2007 учебный год. Как и в этом году, федеральный перечень будет направлен в органы управления образованием в октябре. При этом количество учебников в Федеральном перечне для общеобразовательных учреждений (в 2005-2006 учебном году — 1112 наименований) предоставляет школе очень широкий выбор.
«Вечерний Новосибирск»
Вполне возможно, что в ближайшем будущем в педуниверситете не останется ни одного факультета: некоторые из них уже получили статус институтов, остальные тоже мечтают об этом, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 1 декабря.
«Первой ласточкой» несколько лет назад стал факультет русского языка и литературы, который преобразовался в институт филологии, массовой информации и психологии. Вслед за ним открылся институт рекламы и связи с общественностью, а совсем недавно и художественно-графический факультет стал гордо называться институтом искусств. По словам первого проректора НГПУ Василия Кравцова, эта тенденция связана с увеличением числа специальностей внутри каждого факультета. В советские времена все подразделения вуза выпускали только учителей. Теперь же на факультетах появилось множество разных специальностей, и само понятие «факультет» перестало быть актуальным.
Учрежден новый институт открытого и дистанционного образования. Это учреждение организовано в основном для студентов-заочников, которые теперь смогут обучаться прямо на дому в любое время. Здесь создаются электронные учебники, образовательный портал, идет переподготовка будущих «электронных» преподавателей. Студенты по электронной почте будут получать необходимую методическую литературу, задания для практических и лабораторных работ и слушать лекции в Интернет-режиме. Рассматривается вопрос о переименовании исторического факультета в институт гуманитарного и социального образования.
«Новая газета»
Повышения студенческих стипендий с 1 января 2005 года не произойдет, заявил руководитель федерального агентства по образованию Григорий Балыхин, сообщает «Новая газета» от 29 ноября. Стипендиальный фонд будет перераспределен в пользу «неимущих» студентов — им будет оказана «адресная социальная помощь». Финансовая поддержка будет направлена на обеспечение их льготного проезда, питания, проживания в общежитии. Как именно будет происходить распределение средств, выяснится к февралю — тогда будет утвержден порядок распределения средств.
Заявление главы федерального агентства противоречит бывшим планам министра Фурсенко, – считает газета. О повышении студенческих стипендий говорилось еще в сентябре. Последний раз министр обещал увеличение студенческих «зарплат» студентам еще неделю назад. К слову, о грядущем повышении выплат заявлял на встрече со студентами и полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов. В самом деле, с сентября стипендиальный фонд увеличился на 2,6 миллиарда рублей — то есть на пятьдесят процентов. По словам министра, на поддержку несостоятельных студентов полагалось выделить четверть всех денег. Остальные средства должны были пойти на увеличение стипендий обычным студентам.
Теперь этого не произойдет. Вместе с тем некоторые изменения все-таки постигнут бюджет молодых людей, получающих высшее образование. Согласно принятым в июле поправкам к закону «О местном самоуправлении» государство выплачивает стипендии только федеральным вузам. Регионы должны будут сами искать деньги на собственных студентов. Кроме того, будут отменены льготы на проезд в общественном транспорте.
«Московские новости»
Бум второго высшего образования начался у нас в 1997 году и продолжается по сей день. Спрос на обучение таков, что вузы порой вынуждены отказывать желающим поучиться ещё раз. Рассказывает газета «Московские новости» от 26 ноября.
Как ни странно, большая часть таких учащихся - преуспевающие россияне: топ-менеджеры крупных и средних компаний, руководители отделов и даже генеральные директора. 60 - 70 % так называемых втородипломников хотя и добились высоких постов, ощущают острую нехватку в специальных знаниях. Более прозаичная причина получения второго высшего образования - ситуация на рынке труда. Ряд профессий, ещё недавно престижных и высокооплачиваемых, уже не считаются таковыми, и многих, попросту говоря, первый диплом перестал кормить. Получить еще одну "корочку" - значит открыть для себя новые горизонты и таким образом пополнить кошелек. Третья и самая малочисленная категория желающих получить второе высшее - это "вечные" студенты. Среди них попадаются просто богатые люди, имеющие возможность не работать, но учиться. Одни берутся за литературу или историю искусств, другие - за философские дисциплины, у третьих обнаруживается склонность к языкам. Примечательно, что в числе студенток факультетов педагогики и психологии нередко оказываются женщины, желающие квалифицированно заниматься воспитанием своих детей.
Есть и такие, в чьих планах найти новую работу не столько благодаря новым знаниям, сколько с помощью однокурсников - вновь севших за парты руководящих работников. А если и не так, то через центры по трудоустройству, которые действуют при многих вузах. Согласно статистике, 30% студентов еще в ходе получения второго высшего образования продвигаются по служебной лестнице. У втородипломников имеются собственные и вполне обоснованные представления о том, как должен быть организован учебный процесс. Если говорить об учебниках, то подходящими считаются те, в которых минимум теоретической информации и максимум сведений практического характера. Весьма желательно, конечно, описание зарубежного опыта решения рассматриваемых проблем.
Получение дополнительной "корочки" само собой подразумевает коммерческую основу. Стоимость обучения напрямую зависит от учебного заведения - грызть гранит науки в знаменитых, престижных институтах и университетах влетит в копеечку. Большие деньги платят не только за громкое имя вуза, но и за гарантию качественного образования, за именитых и высококвалифицированных преподавателей. Дипломы таких учебных заведений высоко котируются у работодателей: во многих организациях имеются перечни вузов, выпускникам которых отдается предпочтение. Собственное образование справедливо считается одним из лучших способов вложения денег. А значит, чтобы не прогореть и по-настоящему заработать, вкладывать надо с умом - не покупаться на "экономичные" предложения малоизвестных, но будто бы статусных академий и университетов.
Что касается получения второго высшего образования абсолютно бесплатно, то такое возможно лишь в одном случае: если студент попросит своего босса оплатить учебу. Ясно, что начальник согласится раскошелиться только на очень ценного и надежного работника. Если по каким-то причинам вы к таковым не относитесь, но учиться хотите, не огорчайтесь и раскошеливайтесь. Напряжение сил и вынужденное самоограничение обязательно окупятся. Специалисты подсчитали, что затраченное на вторую "корочку" полностью возвращается через два-три года, так как выпускники практически всегда продвигаются по службе, а значит, получают более высокую зарплату.