Эксперимент по Единому государственному экзамену перешел в новую фазу, в фазу его «поэтапного внедрения» по всей стране. Поэтому слово «эксперимент» применительно к ЕГЭ впредь можно не употреблять. Об этом, и еще о том, что в 2005 году экзамен попробуют 78 регионов РФ, заявил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов. Рассказывает «Независимая газета» от 22 октября.
Итак, вопрос «быть ли не быть ЕГЭ?» уже не корректен. А все проблемы, возникающие при внедрении единого экзамена, нужно решать, по мнению руководства министерства, не только внутри системы образования, а и привлекая к сотрудничеству общественные силы. Поэтому Виктор Болотов предлагает создать в самое ближайшее время некий общественный совет по проблемам ЕГЭ. В работе этого органа смогут принять участие любые заинтересованные лица: деятели культуры, бизнесмены, журналисты и прочие. Все процедуры и технологии ЕГЭ будут отработаны уже в 2005–2006 годах во всех субъектах РФ. Переход на «штатный режим работы» планируется в 2008 году. В настоящее время готовятся документы, официально закрепляющие эти намерения Министерства образования и науки.
Что будет после введения ЕГЭ? Минобразнауки утверждает, что все будет хорошо. Правда, не всем и не сразу. Например, по выражению самого Виктора Болотова, «тройка» перестанет быть легкой добычей выпускника, если будет одобрено предложение об отмене системы «+1 балл». Ранее школьник, участвующий в эксперименте по единому экзамену, был в режиме наибольшего благоприятствования: итоговая оценка шла по лучшему результату. То есть школьник мог не решить ни одного задания, а получить в аттестат липовую тройку, которая ему выставлялась по итогам года. Теперь такая ситуация исключена. Правда, остается все же решить судьбу двоечников. Ведь, по официальной статистике, стабильные 20% российских школьников не усваивают школьный курс по математике.
Впрочем, возможно, выходить двоечникам на улицу с требованиями облегченной жизни пока рано. По крайней мере форма сдачи обязательного экзамена в ближайшие годы возможна в двух вариантах: ЕГЭ или традиционный. А там – все будет ясно... Ведь до сих пор не прекращены попытки «упрощения» курса школьной математики. Авось, кривая и вывезет. Несмотря на мажорный настрой руководства Минобразнауки и его сторонников, несогласные с «поэтапным внедрением» единого экзамена еще не перевелись. В ЕГЭ-2005, например, никак не участвует Нижегородская область. С учетом того, что в данном регионе хорошее вузовское образование и стабильно высокие показатели по среднему, задуматься есть над чем. Ведь не зря, например, компания INTEL открыла в Нижнем один из самых своих крупных научных центров.
«Московский Комсомолец»
В России больше не будет высшего образования, сообщает газета «Московский Комсомолец» от 20 октября. Его заменят бакалавриат и магистратура. Ректоры многих вузов считают западную двухуровневую систему настоящей угрозой для отечественной высшей школы, но назад пути нет. Как стало известно из источников в университетских кругах, новая система будет введена не позднее 2006 года.
После долгих раздумий была утверждена чисто русская новинка — система “4+1” (в Европе обучают по системе “3+2”). После четырех лет обучения студент получает диплом бакалавра, а еще один дополнительный год принесет ему звание магистра. «При системе “4+1” мы получим недоучек, — считает председатель Совета учебно-методического объединения университетов, проректор по учебной части Московского государственного текстильного университета им. А.Н.Косыгина Николай Максимов. — Мы предлагаем систему “4+2” — тогда у студентов будет время и на подготовку диплома, и программа сохранится в полном объеме».
Россия не готова к специалистам-четырехлеткам. На Западе на предприятиях развита система доучивания. Кадры растят конкретно для своей фирмы, не выдавая производственных секретов и получая нужных специалистов. Владельцы российских предприятий не хотят тратить деньги на доучивание, предпочитая брать уже готовых спецов, например, переманивая их из фирм-конкурентов. А молодой специалист оказывается невостребован. Ярые противники западной системы считают, что мы утратим методики высшего образования и получим бакалавров и магистров, которые в знаниях будут проигрывать сегодняшним выпускникам. Но Министерство образования и науки твердо держит курс на Европу. Россия должна стать членом Болонской конвенции (подразумевающей единый евростандарт образования), а жесткое требование Евросоюза — как раз двухуровневая система высшего образования и 12-летнего среднего.
«Учительская газета»
Московская гимназия № 1503 известна своими нестандартными, авторскими подходами в обучении. «Учительская газета» от 26 октября беседует с директором гимназии Стеллой Цымбалюк о традиции семейной формы обучения.
«Вообще домашнее, семейное обучение — наиболее древняя и традиционная из всех форм образования. Закон «Об образовании» впервые после 1917 года создал у нас в стране правовую базу для его возрождения и развития. В законе записано, что возможно сочетание школьного и семейного обучения. А мы у себя ввели эту форму практически сразу, как стали гимназией. Потому что появились дети, которым стало очень тяжело учиться, и, значит, их было нужно отправлять в массовую школу. А отправлять их туда было очень жалко. И тогда мы им предложили, не покидая гимназию, перейти на новый режим учебы».
«В законе прописано, что родители детей, обучающихся по семейной форме, получают финансирование от государства — по нормативу. Кстати, непонятно, как этот норматив рассчитывают, ибо одна и та же сумма полагается и первокласснику, и выпускнику. Да и далеко не везде, в отличие от Москвы, эти суммы выплачивают. «Семейники» числятся в контингенте школы в отличие от «экстерников». Семейная форма очень удобна для разных групп детей. Тем, кому трудно учиться в коллективе (с замедленным темпом психических процессов, быстрой утомляемостью и т.п.). Тем, которые очень отстали в учебе: одно время у нас учились дети беженцев, пропустившие несколько лет учебы, а в младшие классы их ведь не посадишь. Или, наоборот, это дети, которые очень рано определились, — спортсмены, музыканты, художники, у которых основная часть жизни посвящена призванию. Работа с ними требует разработки индивидуальных программ обучения по их выбору. Организация может быть разной, но ответственность за обучение ребенка берут на себя родители. Они получают от государства деньги и сами решают, в какой форме организовать это обучение. Могут учить сами, могут нанять учителя где хотят, а могут обратиться за помощью в школу. Самый популярный — третий вариант».
«Мы заключаем с родителями договор на оказание платных образовательных услуг. Педагог начинает работать с ребенком как учитель-консультант, количество консультаций и выбор предметов зависят от желания родителей. Составляется график, по которому ученик приходит к учителю и работает с ним индивидуально. Подчеркиваю это, ибо у «семейников» все такое разное, что обучение в группе невозможно. В индивидуальном учебном плане определяется, какой предмет, по какой программе, по каким учебникам, в каком темпе изучается. Можно обычную годовую программу по одному предмету растянуть на два года, а по другому можно, наоборот, ее пройти за полгода. У нас были исследования, которые показали: у «семейников» гораздо лучше сформированы навыки самостоятельного учения».
«Для успеха семейного обучения крайне важна позиция родителей. Они ведь становятся не только участниками образовательного процесса, но и организаторами его. — А как гимназия помогает им в этом? — В начальной школе учителя дают родителям план занятий на месяц вперед, оказывают методическую помощь по всем предметам. Так же и в средней школе педагоги специально готовят для родителей материалы по организации самостоятельной работы, контрольные тесты, методические комментарии по своему предмету. Но обязательное условие — контроль за учебой ребенка со стороны самих родителей, создание образовательной среды. У них должен быть твердый характер. В результате повышается эмоциональная близость с детьми, укрепляются семейные связи. — А не чувствуют ли себя «семейники» изгоями в гимназии? — С чего бы? У них всегда есть возможность вернуться обратно в класс, сдав экзамен. Были и такие случаи. К тому же «семейники» могут приходить на все наши праздники, вечера, творческие объединения».
«Аргументы и Факты. Семейный Совет»
Дети обожают учиться. Вспомните, с каким удовольствием и упорством они учатся кататься на велосипеде, разбираются вместе с отцами в устройстве компьютера, учатся плавать или вышивать. Но уже спустя несколько недель обучения в школе большинство детей не хотят в ней учиться. Не верите? Вот данные статистики по Петербургу: уже 20 сентября не хотят учиться 23% первоклассников; в ноябре — 46%, а в январе — 58%. Причин нежелания учиться несколько, среди них и большая загруженность, и высокие требования, и отсутствие игры, и скука… Но одна из самых главных причин — это, по мнению газеты «Аргументы и Факты. Семейный Совет» от 23 октября, неправильный подход к оценкам.
Вы скажете, что в первом классе не ставят оценок (по крайней мере, в первом полугодии). Да, во многих школах не ставят, но выдают звездочки или какие-нибудь другие «награды». Только детей не проведешь. Они знают, что, если заработал 5 звездочек, значит, пятерка, а если 2 звездочки… Многие учителя говорят, что и дети и родители сами просят поскорее начать выставлять оценки. Да и руководство требует. Как тут быть? И все же я считаю, что ничто не разрушает творческие силы детей так, как «неправильное выставление оценок». Обратите внимание, не столько сами оценки, сколько неправильное их использование. Сколько написано статей и высказано слов известными и рядовыми педагогами по этому поводу, однако «воз и ныне там».
Что именно оценивается? Результат?.. Но ставить двойку за некрасиво написанные буквы ребенку, который едва научился держать шариковую ручку, и пятерку тому, который научился писать раньше, — значит ставить оценку нервной системе детей. А разве эта цель преследуется? Знания?.. Но всем известно, что спокойные и послушные дети учатся лучше, чем непоседы. Кроме того, любой школьник может привести пример, как ему поставили два балла за то, что он забыл дома линейку (учебник, резинку). Способности?.. Но ставить пять по музыке тому, у кого прекрасный слух, и два тому, у кого этот слух не развит, — бессмыслица. Память?.. Но это тоже как минимум несправедливо, потому что, во-первых, память бывает разной и по виду (слуховая, зрительная, механическая, или моторная), и по объему (долговременная и краткосрочная), а во-вторых, образование, которое ориентируется только на запоминание готовых мыслей и формул, давно уже показало свою несостоятельность. Нет сомнения в том, что хорошая память важна, но ведь это не цель, а только средство достижения цели.
Многие десятилетия педагоги обеспокоены тем, что несовершенная система образования, при которой оценивается память, напрочь убивает в детях умение думать. Вот что писал по этому поводу В. А. Сухомлинский: «…что я слышу? Вымученные, неуклюжие, заученные фразы, словосочетания, смысл которых самому ребенку представляется туманным. Вслушиваюсь, вдумываюсь в речь детей, и у меня постепенно крепнет убеждение, что мы, учителя, не учим ребенка мыслить».