«Я хотел бы сразу оговорить тот смысл, который вкладываю в понятие «образование». Речь идет о глубоком фундаментальном образовании. Получив такое образование, человек способен дальше самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Он знает законы природы, законы развития общества, умеет логически рассуждать, анализировать и связывать факты, принимать решения, изучать явления с научной точки зрения. Именно таким образованием всегда славилась Россия и в царское время, и в советское, и в наши дни. К сожалению, в последнее время в нашей стране произошло обесценивание понятия «образование». Высших учебных заведений вместе с филиалами насчитывается более трех тысяч. И все вузы выдают дипломы одинакового образца. В обществе потерян ориентир, многим людям не ясно, что такое по-настоящему образованный человек и что такое человек, получивший какое-то образование. Считается, что «человек имеет образование», даже если он, например, проучился три года в филиале вуза, где преподавали «десантным» способом. В отдельных случаях такое образование даже называют высшим».
«Нам важно вспомнить, что достоинства отечественной высшей школы, о которых многие годы с неизменным уважением говорили во всем мире, всегда опирались прежде всего на фундаментальную науку, на научные школы. Сегодня, к сожалению, мы начинаем терять эту опору. Нестабильная экономика мало способствует процветанию наук, а исчезновение научных школ грозит снижением качества обучения. Угроза реальна, и эта проблема требует нашего первоочередного внимания. Не будет никаких позитивных изменений в системе образования, если не поддержать преподавателя — методически, материально, морально. Важно вернуть российскому профессору, учителю тот высокий статус, каким обладают его коллеги в развитых странах, учительство должно быть престижно и привлекательно для молодежи, учительское сословие должно быть в числе самых уважаемых в обществе. Но как говорить об этом, когда средняя зарплата школьного учителя, вузовского профессора недотягивает даже до прожиточного минимума в стране?»
«Если мы не хотим оказаться на обочине мирового прогресса, нам важно сосредоточиться на работе с талантливой молодежью. И здесь полезно использовать опыт, накопленный в ведущих российских вузах, продуктивно работающих со школами в самых разных регионах страны. Такая работа позволяет к тому же сосредоточить усилия на содержательной стороне обучения, а это как раз та тема, которая оказывается на периферии споров о будущем российского образования. Со всей определенностью надо сказать: сегодня нависла серьезнейшая угроза качеству образования, в том числе высшего, недаром ряд стран (например, Германия, Чехия) принимают меры по ограничению действия российского диплома. Конечно, марка ведущих российских вузов и поныне котируется столь же высоко, как это было раньше, но ведь отечественное образование представляют далеко не только эти учебные заведения».
«Давайте посмотрим, кто сегодня действует на ниве отечественного высшего образования. В стране в настоящее время 628 государственных вузов плюс 20 вузов субъектов РФ, 12 муниципальных и более 430 негосударственных высших учебных заведений. Добавим филиалы — это еще более полутора тысяч образовательных учреждений. В итоге получается довольно внушительная цифра, но и это еще не все. По экспертным оценкам, в различных регионах страны до 20 процентов высших образовательных учреждений работает без лицензии. Если сложить все цифры, в сумме будет более 3000 вузов и филиалов. Для сравнения: в СССР действовало около 700 высших учебных заведений».
«О каком качестве подготовки может идти речь в подобных условиях? А ведь такие учебные заведения выдают диплом наравне с вузами, по праву считающимися флагманами российской высшей школы. По результатам деятельности этих «вузов» также судят о российской системе образования. Происходит подмена ценностей, девальвируется сама идея высшего образования, соответственно падает доверие к отечественному диплому. Не говоря уже о том, что качество знаний большого числа выпускников оказывается неконкурентным на мировом рынке, оно неспособно принести пользы как личности, так и стране. Иными словами, сфера образования становится всего лишь прибыльным бизнесом для нечистоплотных людей, и это наносит непоправимый урон обществу».
«И единое тестирование, и ваучеризация образования (так называемые ГИФО) вызывают серьезную дискуссию в научно-педагогическом сообществе как России, так и тех стран, где они применяются. А некоторые уже отказываются от этих мер как тупиковых и наносящих вред системе образования. Например, недавно, как передали некоторые информационные агентства, министр образования Испании заявила о намерении своей страны вернуться к системе обычных экзаменов. Интересен в этом отношении и опыт Японии. Мне уже приходилось говорить, что в новом столетии мы просто обязаны не повторять старых ошибок. Придут времена, когда ни одно государственное решение не будет приниматься без всестороннего научного рассмотрения, и только тогда развитие мира приобретет необходимую ему устойчивость. Я глубоко уверен, дорога к такому миру и такому обществу лежит через развитие образования. Этой цели всегда служили и будут служить отечественные университеты. Главное — не опоздать. Еще не поздно».
Совсем скоро прозвенят школьные звонки, и миллионы ребят вновь сядут за парты. Все - и родители, и учителя, и ученые - сходятся в одном: школа должна быть безопасной для ребенка, среда обитания, в которой дети проводят значительную часть своей жизни, должна соответствовать строгим гигиеническим нормам. Каковы же эти нормы? Кто их создает? Кто и как должен контролировать их выполнение? Об этом – газета «Известия» от 23 августа.
Нормы школьной жизни определены государственным документом, который так и называется: «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Они введены в действие с 1 сентября 2003 года и являются законом для любого учебного заведения. Этот важный документ по-другому еще называется: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.1178-02). И он обязательно есть в любой нашей школе. Но если не в меру ретивый родитель захочет познакомиться с ним, возможны некоторые трудности: далеко не всегда администрация школы рада такому любопытству.
Причина в том, что СанПиН довольно жестко определяет многие параметры школьной жизни, которые на практике далеко не всегда и везде выполняются. Простой пример: до 30% школьников страдают искривлением позвоночника. Мы привычно виним в этом тяжелые ранцы, неправильную позу за работой, недостаток движения. Но на самом деле нередко причина в том, что школьная парта или стол и стул просто не соответствуют росту ребенка. Просидите пять лет за рабочим столом, который слишком высок или низок для вас, - сколиоз не замедлит себя ждать и у взрослого.
У каждого ребенка должно быть свое место в классе, соответствующее состоянию его здоровья. Если он часто болеет, то должен сидеть подальше от окна. Если у ребенка снижена острота зрения, его место - ближе к окну и в первых рядах парт. Естественное освещение должно быть непременно с левой стороны. На окна нельзя ставить высокие цветы. Шторы могут быть задернуты только в классах информатики или во время использования на уроке средств видеообучения. Интенсивность искусственного освещения заложена в строительные нормы: если в классе горят все лампочки, она именно такая, как и должна быть по правилам. А вот если горят не все - это непорядок. Дополнительные источники света положены над классной доской - здесь освещенность должна составлять 500 люкс.
Если вам доводилось входить в учебный класс после двух-трех уроков, вы не могли не обратить внимание на духоту, спертый воздух. Учить что-либо в таких условиях, наверное, способны лишь йоги и наши дети. Но проветривать классы, как того требует СанПиН, во многих школах забывают. Между тем сквозное проветривание требуется проводить и до уроков, и после, и каждую перемену - в зависимости от погоды за окном оно длится от 1 до 30 минут. А при температуре выше 10 градусов уроки вообще рекомендуется проводить при открытых форточках. Рекреации и коридоры должны проветриваться во время уроков. Следить за режимом проветривания обязаны школьная медсестра или врач, если он есть.
Отдельная тема - гигиенические нормативы, предъявляемые к организации питания в школах. Родители и дети в большинстве не соглашаются на предложения школ по организации горячего питания, предпочитая "сухомятку" - буфетное обслуживание. Но возможности буфетов ограничены, особенно если в них нет холодильника и других электроприборов. Именно поэтому дети перекусывают на переменах шоколадками и булочками вместо салатов, фруктов и йогуртов, а пьют сладкую газировку вместо чая или кефира. Однако перечни продуктов, полезных для здоровья и рекомендованных гигиенистами, существуют. Если у школьного родительского комитета хватает сил и средств, организовать их наличие в буфете возможно.
Много конфликтов возникает вокруг уроков физкультуры. Нередко школы сдают спортзалы на выходные любителям волейбола/баскетбола. Если после занятий посторонних лиц спортзал не убирается, пыли и грязи в нем более чем достаточно, а дети приходят в понедельник на уроки физкультуры и не хотят заниматься на грязном полу. Согласно нормативам в таких случаях уборка зала должна быть не просто влажной, а с использованием дезсредств - и родители это тоже должны знать. Занятия на открытом воздухе зимой проводятся при температуре не ниже минус 18 градусов. Подробно регламентированы СанПиНом многие детали школьной жизни. Родители, которые хотят познакомиться с документом подробнее, могут найти его в интернете или купить в ближайшем центре Госсанэпиднадзора.
В младших классах сегодня преподают по трем разным программам. В чем их отличия? Об этом читателям рассказывает газета «Комсомольская Правда» от 25 августа.
Родителям нынешних первоклашек знакома традиционная система обучения. Уроки начинаются с новой темы или проверки, что усвоил класс на предыдущих занятиях. Затем объяснение нового материала по стандартной схеме: сначала правило, потом примеры, далее практикуемся в применении всего, что объяснили, выполняя задания (чаще всего однотипные) сначала в классе, потом дома. Разжевали - в рот положили, попробуем проглотить. А как переварили, проверим и оценим на контрольной или самостоятельной.
Если же хочется, чтобы ребенка не кормили готовыми порциями гранита науки, а приучали понемногу добывать его самостоятельно, стоит отдать предпочтение системе Л. В. Занкова. В отличие от традиционной системы учебный процесс здесь идет не от теории к практике, а наоборот. Учитель предлагает детям примеры, а те «открывают Америку через форточку»: находят общую закономерность, которую после, как и при традиционной системе, закрепляют на практике. Следят за успехами учеников по старинке с помощью опросов, контрольных, выставления отметок. Главное: учиться по этой системе довольно трудно, потому что изучение материала идет быстрым темпом.
Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника. В системе Эльконина - Давыдова упор делается не на результат - усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче. И все же нужно ли с самых младых ногтей погружать детей в эти дебри, вопрос, пожалуй, спорный.
Большой упор авторы системы сделали на командной работе и отработке коммуникативных навыков: дети проводят свои мини-исследования в группах по 5 - 7 человек, а затем под руководством учителя обсуждают результаты и приходят к общему выводу. Но было бы несправедливым сказать, что эти же навыки не отрабатываются при обучении по другим упомянутым системам.
Общий недостаток систем Занкова и Эльконина - Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.
Кроме того, не стоит ставить только систему обучения в начальных классах во главу угла. Не менее важны материальная база школы, «продвинутость» педагогов и директора, отзывы родителей учеников: насколько, на их взгляд, комфортно детям учиться, дают ли там твердые знания. В любом случае хороший учитель в хорошей школе научит ребенка всему, чему положено, в то время как у плохого никакая самая передовая программа не спасет.
Первого сентября многие российские школы могут не открыть свои двери для учеников, сообщает газета «Новые Известия» от 23 августа. Профсоюзы призывают учителей объявить забастовку в знак протеста против унизительно маленькой зарплаты. Пойдут российские педагоги на крайние меры или нет, до сих пор не ясно.
Главное требование учителей – повышение зарплаты до 7 тыс. рублей – связано с отменой Единой тарифной сетки оплаты труда бюджетников. С 1 января 2005 года размер жалованья для педагогов самостоятельно будут устанавливать главы муниципалитетов. Преподаватели уверены, что многочисленные дыры в местных бюджетах будут затыкаться в первую очередь за счет их окладов. На сегодняшний день участие во всероссийской забастовке подтвердили педагогические коллективы нескольких регионов страны: Нижегородской области, Свердловской области, Новосибирска.
Собственно говоря, не сами учителя затеяли разговор о предстоящей акции протеста. Летние каникулы – традиционный сезон отпусков для преподавателей. Сейчас им не до политических баталий, даже в целях повышения уровня собственного благосостояния. Идея проведения забастовки принадлежит профсоюзам. Руководство организации Соцпроф уверено, что преподаватели должны убедить правительство в том, что учительская зарплата преступно мала. А отмена единой тарифной сетки со следующего года не принесет школьным преподавателям ничего хорошего.
Бюджетники уже давно находятся за пределами государственной опеки. Каждое новое повышение зарплаты позволяло лишь продержаться. «На грани» или «за гранью» – зависело от суммы повышения. Многие работники бюджетной сферы в отчаянии махнули рукой. У медиков даже появилась злобная поговорка: «Если они думают, что платят нам, пусть думают, что мы их лечим». То же самое можно сказать и об учительском труде. Но, к счастью, педагоги пока еще надеются доказать властям свою общественную ценность.
Последние обещания правительства могут только накалить ситуацию. С 1 января 2005 года, как заявил в субботу глава Минфина Алексей Кудрин, планируется 20-процентное повышение зарплаты бюджетникам на федеральном уровне. Министр отметил, что в субъектах Федерации повышение зарплаты будет происходить по-разному. В Москве такое повышение произойдет уже с 1 октября, то есть с опережением даже федерального уровня. Региональных же бюджетников финансовое «потепление» ждет лишь с приходом весны – в начале второго квартала 2005 года.