ОБЗОР ПРЕССЫ № 393

25 января 2011
Расходы на науку и образование увеличатся
 
Расходы федерального бюджета на образование и науку увеличатся на треть и достигнут 724 млрд рублей, сообщает газета «Известия» от 29 декабря в заметке «Есть деньги на науку и учебу».
 
«В 2011 году объем средств федерального бюджета по разделу «Образование» составит 495,8 млрд рублей, что на 28% больше по сравнению с 2010 годом», – сообщил директор департамента Минобрнауки Валерий Юркин. На 15% увеличатся расходы на высшее и послевузовское профессиональное образование, в два раза – на прикладные научные исследования в области образования. В 2011-2013 годах будет продолжена начатая в 2010 году ежегодная дополнительная поддержка ведущих российских университетов в размере 30 млрд рублей. В числе получателей этих средств – МГУ, СПбГУ, федеральные и национальные исследовательские университеты. Выделенные деньги также пойдут на развитие инновационной инфраструктуры высшей школы, кооперацию вузов и производственных предприятий, привлечение в российские вузы ведущих ученых.
 
Более впечатляющими темпами будут расти бюджетные ассигнования на науку. Они, по данным коллегии, достигнут в новом году 227,8 млрд рублей, что превышает показатели уходящего года на 32%. На 50% увеличатся бюджетные расходы на прикладные научные исследования и на 9% – на фундаментальные. Вырастут ассигнования на оплату труда ученых, стипендии аспирантам и докторантам. Контрольные цифры приема на первый курс и на подготовку магистров предлагается сохранить на уровне 2010 года – в размере 491,2 тысячи человек. При этом контингент студентов-бюджетников в 2011 году составит 173 человека на 10 тысяч населения, что в полной мере учитывает необходимость сохранения социальных гарантий граждан при получении высшего образования.
 
Новый стандарт: революция в образовании
 
Новый стандарт среднего образования произведет революцию, считает газета «Московский Комсомолец» и публикует 17 января статью «ГОСТ для школьников».
 
Новая модель будет выглядеть так. Все предметы разделятся на две неравные группы. В первую, поменьше, войдут дисциплины, обязательные для всех. По версии одного из главных разработчиков стандарта общего (полного) образования, гендиректора издательства «Просвещение» Александра Кондакова, их будет всего три: физкультура, ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) и «Россия в мире» (новый междисциплинарный предмет на стыке истории, обществознания, географии и культурологии). Однако впоследствии этот перечень может расшириться: глава комиссии Общественной палаты по образованию Ярослав Кузьминов предложил дополнить его экономикой, правом и «творческими предметами». Все остальные дисциплины войдут во вторую группу со статусом предметов по выбору. То есть необязательных. Их сгруппируют по шести профилям: «Русский (либо родной) язык и литература»; «Иностранный язык» (первый и второй); «Общественные науки», куда войдут история, география, экономика, право и обществознание; «Математика и информатика» (а также алгебра, начала матанализа, геометрия, информатика) и «Естественные науки» (естествознание, физика, химия, биология, экология). Шестой блок – «Курсы по выбору»: искусство или региональный (школьный) компонент. Так что школьнику останется лишь выбрать нужные предметы и степень погруженности.
 
Изучение предметов по выбору пойдет по трем уровням: общеобразовательному, базовому и профильному: кому что надо. Но это в теории. На практике же, что такое «базовый уровень», не знает никто. А отсюда опасения: буквы, даже с успешным переходом на новый стандарт, дети, наверное, все-таки выучат. А вот сложат ли их без ошибок в слова – бог весть. Скорее всего, нет. Есть и хорошая новость. С переходом на новый стандарт старшеклассники будут изучать не 18-20 предметов, как сейчас, а всего десяток: по 3-4 обязательных, базовых и профильных. Жаль только, что свободного времени от этого у него не прибавится: высвобожденные от учебы уроки займет казенное воспитание патриотизма. Многих критиков стандарта такая перспектива пугает. Да и намеченные способы воспитания патриотизма внушают им большие сомнения.
«Мы открыто признаем, что имеем серьезные проблемы с воспитанием патриотизма и ростом экстремизма. Но решить их пытаемся, вводя в школе такой спорный предмет, как религиозная культура и этика, – заявил первый зампред думского Комитета по образованию Олег Смолин. – А новый стандарт лишь усугубляет дело. Там масса прекрасных слов о патриотизме. Но под них из школьной программы убирают единственный предмет, представляющий собой прикладную этику в чистом виде, – великую русскую литературу с ее нравственными исканиями. Другая проблема заключается в том, что лишь 40% данного образовательного стандарта осуществляется на федеральном уровне. 60% будет формироваться участниками образовательного процесса на местах. А это уничтожит единое образовательное пространство: для его сохранения нужно не менее 70% федерального компонента. Если такой стандарт примут, российская система образования будет попросту похоронена. А с ней и надежды на модернизацию. Это национальная драма».
 
Патриотизм важнее физики?
 
Координационный совет Минобразования в целом одобрил проект нового образовательного стандарта полного среднего образования, продолжает тему «Новая газета» от 17 января в статье «Воспитание идеального электората». Предполагается, что к середине февраля документ будет окончательно доработан и отправлен на регистрацию, после чего его начнут вводить в действие.
 
«Для любого государства воспитание гражданина и патриота своей страны важнее математики и физики», – утверждает разработчик проекта, генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. И по стандарту в 10-11-х классах останется четыре обязательных предмета – физкультура, ОБЖ, загадочный «индивидуальный проект» и новый курс «Россия в мире», который должен сформировать у школьника «взгляд на мир глазами гражданина России с точки зрения ее национальных интересов». В общем, школьников решено не перегружать лишними знаниями. Зато у них появится время для участия в патриотических акциях и других духовно-нравственных мероприятиях. Надо сказать, что заложенные в проект идеи не новы. В 2002-м, когда по заказу Министерства образования разрабатывался первый стандарт (а Кондаков был заместителем министра), в проект попытались заложить резкое сокращение «непрофильных» предметов в старшей школе. Однако реализовать эти замыслы в полной мере тогда не удалось.
 
Но сегодня ситуация изменилась. После вступления в силу закона о реформе бюджетной сферы государство оставило за собой обязательство финансировать школы только в рамках стандарта, но одновременно расширило их права на оказание «дополнительных платных услуг». Параллельно парламент откорректировал закон, определяющий содержание стандартов, – теперь в них не прописано, чему именно будут учить школьников, а содержится только перечень «компетенций», которыми они должны обладать «на выходе». При этом «планка» поднята достаточно высоко, но нет ни намека на то, как можно достичь подобных результатов. А кроме «предметных» «компетенций» есть еще «метапредметные» и «личностные» – необходимость разгрузки школьников теперь объясняют стремлением сосредоточиться на воспитании граждан и патриотов своей страны, обладающих «целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки», толерантным сознанием, экологическим мышлением и т.д. вплоть до ответственного отношения к созданию семьи.
 
Каким образом школа сможет воспитать «идеального человека» и по каким критериям будут выставлять оценки за патриотизм или измерять степень ответственности за создание будущей семьи, в стандарте не говорится. «Главные вопросы, связанные с образованием, – это кто и чему будет учить. Новые стандарты на них не отвечают и, по сути, превращаются в бессмыслицу, – говорит член-корреспондент РАО Александр Абрамов. – А стандарт для старшей школы, который приведет к тому, что уровень образования выпускников резко снизится, – опасная бессмыслица. В результате его внедрения мы получим поколение полуграмотных людей, а это национальная катастрофа»… О том, что Всероссийский педагогический совет выступил категорически против внедрения непродуманных документов, он, видимо, не слышал. Как и о резолюции международной конференции, посвященной математическому образованию в инженерных вузах. Не читал он, естественно, и родительских форумов в Интернете, где уже подсчитывают, сколько придется платить за школу. Поэтому надежды на то, что в министерстве вдруг начнут слушать не только тех, кто за, но и тех, кто против, невелики…

 
 

Шесть лет для специалиста – много
 
Переход на 6-летнюю систему в подготовке специалистов, который воплощает в жизнь все больше вузов России, скорее всего, приведет только к потере времени и денег, считает газета «Труд» и публикует 12 января статью «6 лет для специалиста». Либо бакалавриат плюс магистратура, либо 6-летний специалист – теперь выбор у российского студента невелик. Если раньше, когда учеба занимала 5 лет, учащиеся на дневном отделении работали только последний год, то теперь, возможно, им придется трудиться чуть больше.
 
«Для многих специальностей 5-летняя подготовка может не являться обязательной. Де-факто многие студенты-пятикурсники сейчас работают, при этом работодатели оценивают это положительно – подавляющее большинство предпочтут взять студента с опытом работы и средним баллом зачетки 4,2, нежели «краснодипломника», не имеющего практического опыта», – комментирует ситуацию генеральный директор компании Begin Group, занимающейся образовательным консалтингом. В свете этой ситуации болонская система начинает играть новыми красками, если работодателя удастся приучить к понятию «бакалавр» и объяснить, что он не хуже специалиста. «Я окончил бакалавриат и могу сказать, что подготовлен не хуже любого специалиста. Чем я отличаюсь от тех, кто учился 5 лет? Строчкой в дипломе и тем, что заплатил за учебу меньше денег», – делится опытом Михаил Воронов, ныне работник регионального отделения крупной московской торговой компании. Однако случай Михаила – скорее исключение из правил: за 6-летний курс обучения студенты, как правило, почти не получают практических знаний и навыков. Их старательно пичкают теорией, которая не имеет никакого отношения к реальной жизни и работе. Работодатели таких выпускников не жалуют, потому что их нужно натаскивать на решение практических задач уже за свои деньги, рискуя при этом, что молодой сотрудник завалит работу. А вузы, в свою очередь, не готовы менять принципы преподавания.
 
Безусловно, есть и те профессии, подготовка специалистов которых требует иногда даже более чем 6 лет. К ним относятся, например, медики. Но специфика подготовки врачей такова, что в процессе обучения они в любом случае получают достаточно практики. К тому же интернатура сама по себе уже является работой и облегчает их выход на рынок труда. Как быть с гуманитариями, неясно. К сожалению, переход на шестилетку сыграет с ними злую шутку не только в плане времени, но и в плане денег. «Это лишние 100-150 тысяч рублей на каждого студента. Неплохая прибавка к бюджету университета, но какой удар по карману семьи! Преподавателям приходится менять учебные планы, перестраивать работу с учащимися. Это трудозатратно и несет за собой некоторые потери в качестве образования», – комментирует преподаватель московского вуза, пожелавший остаться неизвестным. В итоге лишний год обучения выльется в невозможность заработать и необходимость потратить. В таком случае реорганизация учебного процесса в вузах невыгодна не только самим потребителям образовательных услуг, но и рынку труда: задержавшиеся на учебе специалисты могут потом никому не пригодиться.
 
Альтернатива от КПРФ
 
Заканчивается обсуждение законопроекта «Об образовании», и под занавес фракция КПРФ в Госдуме РФ предложила обществу альтернативный вариант. Он действительно альтернативен по ряду смыслообразующих пунктов. Так чем же альтернативный отличается от обсуждаемого? Рассказывает «Независимая газета» от 25 января в статье «Студентам – ноутбуки, и бесплатно».
 
Во-первых, альтернативщики настаивают на том, чтобы увеличить и зафиксировать в законе бюджетную цифру – тратить на образование не менее 7% от объема российского ВВП. Цифра не взята с потолка: в странах, осуществляющих модернизацию, она всего лишь стартовая. Во-вторых, предлагают не экономить на людях. На зарплатах преподавателей (дать им 150% от средних промышленных зарплат), профессоров (обеспечить их зарплатой на уровне двух средних промышленных зарплат). Вернуть смысл студенческим стипендиям – сделать их на уровне 60% от прожиточного минимума в РФ в целом. (Кстати, на днях власть устами помощника президента Аркадия Дворковича толкнула пробный шар: отменить ныне существующие скромные стипендии – и получила неожиданный отпор.) Далее оппоненты предлагают не лукавить на учительских зарплатах, четко прописав в законе их уровень: «Не ниже средней зарплаты по промышленности по региону». Почему все нужно делать именно так, а не иначе – убедить в этом электорат оппонентам власти будет достаточно легко. Хотя бы потому, что реальную модернизацию страны не возьмутся «воплощать» голодные преподаватели и учителя.
 
Третий момент отличия просматривается в механизмах финансирования школы. Подушевое финансирование как единственно оптимальное и правильное, уверены оппоненты, приведет всего лишь к тому, что закроется целый ряд корректирующих и уникальных школ. Поэтому лучше пойти по пути мирового опыта и сделать так, чтобы наряду с подушевым было и нормативное, которое включало бы не менее 30% финансовых средств по смете. В-четвертых, предлагается целый ряд мер, призванных покончить с элитарностью школ. «Гонка за лидерами» привела к резкой дифференциации учебных заведений, породила нездоровый ажиотаж вокруг не стоящих того учебных заведений, а вслед за ним – всплеск коррупции. Школьное образование не поднимается коммерческим подходом, когда богатые школы становятся еще богаче, а бедные еще беднее, – к такому выводу пришли коммунисты. И предложили для начала... прекратить делить учеников еще в начальной школе «на своих и чужих» – отменить любой конкурсный набор в любые школы. Потому что все равно идет прямое состязание кошельков. Компенсацию затрат родителей на образование детей в негосударственных учебных заведениях оппоненты тоже предлагают прописать более детально (например, федеральный бюджет участвует в софинансировании с местным 50 на 50).
 
Начальное профессиональное образование (то есть ПТУ) оппоненты тоже предлагают оставить, уверенные, что только таким способом можно образовать значительную часть молодых людей, не нужных всем остальным учебным заведениям. Еще более критически настроены коммунисты против чаяний правительства сократить льготы для детей-сирот и детей-инвалидов при поступлении их в вузы. Они уверены, что вместе с водой из ванны можно выплеснуть и ребенка. Ужесточить контроль за выдачей фальшивых справок следует, а вот льготы надо оставить. Следующая точка преткновения – высшее бюджетное образование. Оппонентам непонятно стремление власти убрать название «академия» и ввести в типологию высших учебных заведений – колледжи. Они уверены, что колледжи всего лишь форма «массовой принудительной реструктуризации путем их искусственного присоединения к крупным университетам». А введение бакалавриата приведет к банальному сокращению учебных программ на 40%.
 
Про самую долгую третью четверть
 
Как помочь ученикам пережить самый долгий и трудный период в учебном году? Об этом – газета «Комсомольская Правда» от 17 января в статье «Третья четверть: Выжить бы...».
 
В конце второй четверти ребята подходят к экватору – середине года. Первое полугодие заканчивается, и учителя часто нагнетают обстановку, подводят итоги, обращают внимание на двойки и грозят проблемами во втором полугодии. И этот промежуточный итог очень сильно влияет на эмоциональное состояние учеников. Возвращаться в школу элементарно страшно и волнительно, ведь там ждут трудности. На старте учебного процесса садитесь вместе с ребенком и анализируйте. Смотрите, какие оценки были за полугодие по каким предметам. Где порядок, а где надо подтянуть. Нарисуйте план в голове у ребенка или на листе бумаги. «По английскому ты был молодец, вон как много пятерок! А математикой в этом полугодии будем почаще заниматься, поднажмем!» Такой план поможет: вернуть ребенка мыслями в учебный процесс; показать ему, что вы с ним, вы вместе, вы его поддерживаете и обязательно поможете. А это для школьника очень серьезная мотивация к обучению. Наконец, такой анализ – это ваш шанс как следует похвалить своего ученика. Это важнее миллиона пятерок.

Долгие каникулы – это хороший отдых, но они жутко выбивают из колеи. Резкий спад нагрузки после накала в учебе в декабре приводит к тому, что школьники теряют учебную форму. Родители ведь редко сажают за уроки в праздники да еще и позволяют абсолютно все – валяться перед телевизором, спать до полудня, ложиться поздно. А это чревато последствиями. Новогодние праздники заканчиваются, и в момент надо рано вставать, много сидеть и делать ненавистное домашнее задание! Кроме того, учителя после праздников сверяются с программой и выясняют, что не успевают! Начинаются бешеная гонка и куча заданий на дом.

Если видите, что ребенок переутомляется, то лучше делать уроки на 70 процентов. Ничего страшного, если из 7 заданий сделаете 5. Самое подходящее время для домашки – с 15 до 18 часов. Начинать выполнение домашней работы лучше с письменных заданий. Хороший вариант: предложите ребенку самому выбрать, с чего начать. Пусть первым сделает тот урок, который ему больше нравится. Таким образом мы создадим ситуацию успеха. Ребенок займется тем, что ему нравится, у него хорошо получится, вы его похвалите, и он будет делать все остальное с настроем, что он все может и все у него получится! Делайте перерыв между уроками. Сделали русский – прогулялись за хлебом. Сделали математику и английский – попрыгали и поиграли. Главное, чтобы перерывом между уроками не стали компьютер и телевизор. Ведь они тоже сильно утомляют мозг и глаза.

Сон очень важен. Не меньше 9-10 часов. Следите, чтобы ребенок рано ложился, ведь самый эффективный сон (отдых, расслабление, разгрузка) – до полуночи. Укладывая спать, не устраивайте репрессии. Вчера можно было смотреть телик до ночи, а сегодня «быстро спать, быстро спать!!!». Так вы спать не уложите, а только поругаетесь. Сейчас очень важно, чтобы не начали портиться отношения между родителем и ребенком. Будите с запасом. Прозвенел будильник, но есть еще пять минут – поваляться. Идеально сделать элементарную зарядку, чтобы разбудить организм. Потом душ, завтрак. Если ребенок не может проснуться, позвольте ему пропустить первый урок и поспать. Объясните проблему учителю.

Мозгу, который все время учится, нужен кислород. А кислород – это движение и воздух. Если совместить – совсем здорово! В идеале на воздухе школьнику нужно бывать два-три часа в день. Как минимум три раза в неделю устраивайте обстоятельное гулянье – каток, лыжи, горки. Фрукты-овощи зимой у нас сомнительно натуральные, так что посоветуйтесь с врачом и подберите комплекс витаминов. Важен витамин С, который не только борется с простудами, но и помогает усваиваться железу. Придают сил животные белки и омега-3 жирные кислоты. Помощниками для мозга называют витамины группы В (В6, В12). С утра готовьте завтрак отличника – кашу с медом и сухофруктами.

Увы, мало кто из родителей знает, что сроки каникул устанавливает не образовательное начальство, а администрация учебного заведения. Есть общий принцип: продолжительность всех школьных каникул между первой и второй, второй и третьей, третьей и четвертой четвертями не должна в сумме превышать одного месяца. Но обратите внимание: сроки эти рекомендованные! Чиновники закон знают. Так вот, родительский комитет школы вправе обратиться к директору и попросить установить другие, более удобные сроки каникул.

Мало того, во многих учебных заведениях уже давно после советов с мамами и папами, физиологами и детскими психологами установили удобное для детей расписание. Где-то прямо с 1 сентября учатся по три-четыре недели, а потом дают ребятам недельную передышку. Где-то вводят дополнительные выходные для учеников как раз в конце февраля – начале марта, когда ребята уже почти выдохлись тянуть школьную лямку. Главное – уложиться в прокрустово ложе учебного года и завершить изучение программы к 24-25 мая.

Ну а кроме того, никто не мешает родителям самим устанавливать сроки передышки для своего отпрыска. Видите, что ваш ученик устал – не гоните его в школу, мол, так вырабатывается воля и формируется дисциплина. Напротив, если ребенок устал, школьная учеба ему не пойдет впрок. Вызовите педиатра, попросите, чтобы он дал вам справку, которая позволит отпрыску передохнуть пару дней. Повод вполне достойный – усталость, депрессия. Если ваши сын или дочь просто отоспятся, подпитаются витаминами, укрепят иммунитет, будьте уверены – они и пропущенные несколько дней быстро наверстают, и заниматься дальше станут с большим усердием. Главное – понимать и чувствовать своего ребенка. Конечно, не потворствовать симулянтам (и такое, увы, часто случается), но выручать в трудную минуту того, кому действительно нужна помощь.