По международной статистике ЮНЕСКО и Всемирного банка, Россия вкладывает в систему образования немало средств. Тем не менее, денег на образование не хватает. Почему? О проблеме – «Российская газета» от 24 марта.
В нашей стране по сей день действует очень несовременная образовательная сеть, которая сложилась в эпоху индустриализации. Она перестала соответствовать современным демографическим тенденциям и изменениям в потребностях общества. Но вот что интересно: эта система оказывается мощнее наших управленческих решений. Скажем, в рамках проекта реструктуризации сельской школы было проанализировано, как менялся с 70-х годов средний размер сельской школы. Известно, какие демографические процессы идут на селе, как сокращается там число жителей. Оказалось, что на протяжении 30 лет средняя наполняемость сельской школы осталась неизменной: 132 человека! То есть соотношение сети к учащимся регулируется без нашего участия. Масштаб системы образования таков, что она становится саморегулирующейся.
Мы теряем контроль за финансированием системы образования на определенных этапах. У экономистов сегодня есть финансовая отчетность, которую Минфин консолидировано предоставляет по регионам. Из нее мы можем выделить долю регионального и местных бюджетов, оценить, сколько денег в том или ином регионе потрачено на дошкольное, школьное, начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Если знаем общую сумму региональных трат на школьное образование, ее нетрудно затем разделить на количество учащихся и на количество образовательных учреждений. Но мы не сможем узнать, сколько средств получила каждая школа и получила ли она их вообще. Тысячи конкретных муниципалитетов не присутствуют в открытой финансовой отчетности.
Каждый муниципалитет должен опубликовать свой бюджет и отчет по бюджету. Однако в отчете "образование" может оказаться только одной строчкой! В нее входят ПТУ, школы, филиалы вузов, вузовские объединения. Сколько денег муниципалитет перечислил каждому из них, остается для экономиста тайной за семью печатями. Если вы приедете в район, вам наверняка покажут школу после ремонта, оснащенную компьютерами, укомплектованную учительскими кадрами. А рядом будет находиться другая, где протекают потолки и нет учителей. Все зависит от субъективного принятия решений на уровне муниципалитетов. Более того, школа сама может не знать, сколько средств она получает. Ведь у нас еще зачастую и централизованные бухгалтерии.
Если родители легально приносят свои деньги в школу, то с этих денег не должны по второму разу собираться налоги. А именно это происходит сейчас. Родители заработали определенную сумму, заплатив с нее налоги, принесли ее в школу - и эти деньги облагаются налогом вторично. С любого "живого" рубля, официально принесенного родителями в школу, школа может рассчитывать максимум на 55-60 копеек. Это как в среднем, так и в высшем образовании. За рубежом эта проблема решается по-другому. Фактически речь идет о том, что от налогов освобождается не учебное заведение, а определенный тип деятельности.
Расходы на образование в 2003 году выросли на 19,5 процента по сравнению с 2002 годом. Удельный вес федеральных расходов на образование в расходной части федерального бюджета вырос с 3,45 процента в 1998 году до 4,43 процента в 2004 году. Более 60 процентов родителей в Москве и в регионах РФ готовы на серьезные материальные затраты ради получения их детьми высшего образования. Сегодня доля учащихся на условиях полного возмещения затрат на обучение составляет: в вузах - 50 процентов; в учреждениях среднего профессионального образования - 37 процентов; начального профессионального образования - 20 процентов.
«Московский Комсомолец»
Учить студентов за деньги хотят все вузы. И в первую очередь — государственные, финансирование которых из казны всегда было скудным. Но до сегодняшнего дня их аппетиты ограничивались лимитом: разрешалось брать на платное обучение не более 25% студентов от числа бюджетников. И вот Госдума приняла в первом чтении поправку к закону “Об образовании”, отменяющую этот лимит, сообщает газета «Московский Комсомолец» от 30 марта.
Желающих учиться на модных факультетах — экономических, юридических, социологических, иностранных языков — всегда было больше, чем мест. Взять всех страждущих знаний даже за деньги институты не могли — закон не позволял. Спрос взялись удовлетворить частные вузы. В конце 90-х годов как грибы после дождя появились многочисленные негосударственные учебные заведения. Сегодня их уже около 400 плюс 2500 филиалов. Почти все (свыше 90%) учат студентов по самым популярным специальностям — менеджмент, право, экономика, иностранные языки... Принимают абы кого — были бы деньги. О качестве знаний говорить не приходится — занятия нередко проходят в арендованных школах и детсадах, а то и вовсе в подвалах. В большинстве частных вузов работают преподаватели-почасовики, совмещающие денежную “халтуру” с основной работой. Стоимость года обучения — 400—600 долларов. За такие деньги научить чему-нибудь серьезному нереально. Выходит, что со студентов выкачивают деньги и потом выдают “диплом”, цена которого равна стоимости бумаги, на которой он напечатан.
Пока Госдума сняла для госвузов ограничение лишь на некоторые специальности — “юриспруденция”, “экономика”, “менеджмент”, “государственное и муниципальное управление”. Поправка убивает сразу несколько зайцев: вузам дают возможность подкормиться за счет контрактников; из “халтурных” вузов и филиалов студенты перебегут в известные госуниверситеты и академии; казна получит дополнительные налоги. Следующей поправкой к закону, вероятно, станет отмена ограничений на все остальные факультеты. А отсюда и до полностью платного высшего образования — один шаг, считает газета.
«Новая газета»
Этим летом на все факультеты МГУ без экзаменов будут зачислены победители всероссийских и региональных профильных олимпиад, занявшие с 1-го по 3-е места. Не будут сдавать экзамены и школьники, победившие в Московской городской олимпиаде. Всего для олимпийцев на университетских скамьях предусмотрена одна тысяча мест. Еще три тысячи абитуриентов смогут поступить на бесплатные места по конкурсу. Рассказывает «Новая газета» от 29 марта.
Нововведения в главном вузе страны ректор противопоставляет изменениям, проводимым под эгидой Министерства образования, — прежде всего введению Единого государственного экзамена. МГУ с самого начала отказался от участия в эксперименте. «Мы поддерживаем ЕГЭ как средство мониторинга системы образования, — заявил Садовничий. — Но одновременно быть средством мониторинга и являться способом поступления в вуз Единый экзамен не может — материальная заинтересованность всех его участников слишком велика. Рассчитывать на объективный результат в этом случае не приходится». Ректор заявил, что в отличие от руководителей Министерства образования совсем не считает эксперимент по ЕГЭ успешным. Так же, как и его повсеместное внедрение — «делом решенным». «Новая система проверки и оценки знаний не гарантирована от коррупции, — так отметил Виктор Садовничий. И в подтверждение привел факт — феноменально высокий уровень результатов по ЕГЭ в отдельных регионах страны».
Вместе с тем, по мнению ректора МГУ, сегодняшнее плачевное положение с финансами в государственном высшем образовании может стать нормой. Это произойдет в случае реализации следующего этапа образовательных реформ — введения новой схемы финансирования образования — ГИФО (государственных именных финансовых обязательств), попросту говоря — «ваучеризации» образования. (По новому проекту деньги не выделяются по смете каждому образовательному учреждению, а «прикрепляются» к каждому школьнику в виде ваучера и следуют за ним из школы в вуз.) Схема расчета «стоимости» одного ученика очень проста: берется образовательный бюджет и делится на общее количество обучающихся. То есть государство исходит не из реальной стоимости качественного обучения, а из имеющихся в наличии средств. И если эта экспериментальная практика будет признана успешной, то сегодняшняя ситуация «недофинансирования» закрепится на долгое время.
«ГИФО не оправдали себя в других странах, — считает Садовничий. — Альтернативные варианты финансирования — прежде всего система кредитов на образование — министерством не рассматриваются. Между тем этой системой предусматривается поддержка талантливых детей. Кроме того, она позволяет выявить и оформить «заказ» на образование, а значит — связать бизнес и образование и науку».
«Вечерний Новосибирск»
Продолжается конкурс «Лучшие школы России». Из 60 тысяч общеобразовательных школ нашей страны определились тридцать финалистов, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 30 марта.
На последний федеральный этап конкурса поступило более 190 заявок из 77 регионов. 12 марта в Академии повышения квалификации работников образования (АПКРО) состоялось определение тридцатки лучших школ. Работа экспертной комиссии, разбитой по десяти номинациям, велась на протяжении 12 часов. Как известно, конкурс разбит на десять номинаций, в каждой из которых будет своя школа-победитель и школы-призеры. Попасть в заветную тридцатку могут и три школы Новосибирска и области. Заявки на участие отправили гимназия N 2 Ленинского района (в номинации «Школа современных образовательных технологий»), а также школа N 205 «Содружество» Дзержинского района и Мошковский центр образования (в номинации «Школа успеха»).
Официально тридцатка финалистов будет объявлена 30 марта министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко в Министерстве образования и науки РФ. До этого момента вся информация, касающаяся победителей, является конфиденциальной. Десять лучших школ будут утверждены и названы жюри 24 апреля, во время торжественной церемонии награждения победителей, которая пройдет в выставочном центре «Сокольники» в Москве. До этого момента в рамках «Российского образовательного форума» в выставочном центре «Сокольники» представители тридцати лучших школ выступят с защитой своих проектов перед жюри.